ИСПАНИЯ

В начале 1920-х гг. Испания, как и многие другие страны, обладавшие большим танковым парком (Польша, Италия, США, Япония), попала под влияние французской доктрины использования бронированных гусеничных машин. Многие из высокопоставленных испанских военачальников полагали, что танки должны использоваться только в качестве средства поддержки пехоты. Косвенным подтверждением этому служил неудачный опыт использования танков Renault FT-17 в Марокко, где часть машин, оторвавшихся от пехоты, была выведена из строя при помощи обычных сабель и кинжалов (ими озлобленные риффские войны убивали экипаж прямо через смотровые щели). Так что, ни о каких глубоких танковых прорывах речи не шло.  В то же время, имевшиеся на вооружении “рено” давно не отвечали требованиям по броневой защите, скорости передвижения и вооружению. С целью их замены была проведена большая исследовательская работа, включавшая закупку нескольких зарубежных танков для всесторонних испытаний. Например, во Франции приобрели несколько колесно-гусеничных разведывательных машин St-Chamond M1921 и полугусеничных бронемашин Schheider-Kegresse P16 Modele 29, из Италии прибыли легкие танки FIAT 3000А, а из Великобритании – танкетки фирмы Carden-Lloyd. Однако по целому ряду причин ни одна из этих машин крупной партией не закупалась. Выбор был сделан в пользу отечественного проекта.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

 

Легкий танк TRUBIA (1926г-1936г)

 

Масса  – 8,9 тонн

Экипаж – 3 человека

Оружие– одна 47-мм пушка QFSA

Пулеметы 3x7-мм пулемета

Мощность двигателя  – 75 л.с

Максимальная скорость – 19 км/ч

 

 

Первый прототип танка Trubia был готов в 1926 году. Хотя влияние французской школы танкостроения ощущалось в нём достаточно сильно, испанским инженерам удалось создать более подфижную и лучше вооруженную машину. Так, при массе более 8 тонн, танк Trubia развивал максимальную скорость до 19 км\ч (в некоторых источниках указывается другая цифра — 30 км\ч). Несколько лучшей оказалась проходимость по местности, а по бронированию Trubia заметно превосходил «рено».  После проведения испытаний на вооружение был принят улучшенный вариант, обозначавшийся как Modelo Trubia 75HP, tipo rapido, serie A, или более просто – Trubia A4 (так принято называть его в современных источниках). Вариант с пушечным вооружением принят не был, хотя характеристики 40-мм орудия вполне соответствовали “противопехотным” требованиям и почти не отличались от французской 37-мм пушки Puteaux SA18: максимальная дальность – 2060 метров, начальная скорость снаряда – 294 м\с. В том же году было заказано ещё 3 предсерийных образца, но их постройка и окончательная комплектация сильно затянулась. В отличии от первого прототипа на них “узаконили” пулемет в лобовой части корпуса, а в бортах добавили ещё две стрелковые амбразуры. К кормовой части танка крепился стандартный “хвост”, представлявший собой ферменную конструкцию со стальной пластиной, которая одновременно выполняла функцию по защите радиатора двигателя. Двигатель Hispano-Suiza заменили на немецкий Daimler MV-1574, мощностью 75 л.с., что было отражено в названии танка. Запас топлива составлял 180 литров.  Первый из предсерийных танков был получен в 1928 году и практически сразу отправлен в Poligono de Tiro de Carabanchel, где провели ещё ряд тестов. Выяснилось, что одновременное обслуживание двух пулеметов весьма затруднительно из-за большой тесноты не только в одноместной башне, но и в корпусе. В дополнение к этому, расположение мест экипажа признали не слишком рациональным, а предложенная конструкция шасси с полным бронированием не обладала достаточными ходовыми качествами. Прежде всего, сказывалась неподрессоренность ходовой части и отсутствие на траках развитых грунтозацепов. Тем не менее, приёмка готовой продукции была продолжена.

 

Второй танк Trubia сдали в 1931 г., а третий — в 1934-м. Испанская армия, которая ещё только приступила к испытанию итальянских танков FIAT 3000, всё же решила заказать ещё 12 машин, сборку которых начали на предприятии Trubia в том же 1928 году, но так и не закончили. Предполагалось, что после их прибытия можно будет начать формирование Grupo de Carros de Asalto — «группу машин поддержки». Кроме того, в 1935 году первый прототип отправили на завод для проведения доработок, а три остальных (с номерами от А-1 до А-3) передали в распоряжение пехотного полка “Milan” в г. Овьедо. Казалось бы, танкам Trubia уготована более чем скромная карьера, не случись в Испании гражданская война. В ход пошла буквально вся военная техника, способная воевать – вот здесь и пригодились танки Руиса де Толедо. Есть свидетельства, что три Trubia активно использовались в ходе оборонительного сражения у Овьедо. При этом, танк с номером А-2 был выведен из строя, а два другие были разобраны в конце 1936 г., по всей видимости, в виду печального технического состояния. Предположительно танк А-4 был использован в ходе сражения под Овьедо 10-го сентября 1936 г. Есть, впрочем, сведения об участии танков Trubia в боях у города Эстермадура.  При этом указывается, что в уличных боях пулеметного вооружения оказалось вполне достаточно. По последним данным, три танка участвовали в войне на стороне националистов и только один — на стороне республиканского правительства.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк C.C.I (1937г)

 

 

Задание на разработку танка было выдано предприятию Espanola de Construccion Naval (SECN), уже имевшего опыт в постройке бронемашин. Решив пойти по пути наименьшего сопротивления испанские инженеры взяли в качестве базы танкетку L3 образца 1935 г. Подобный выбор объяснялся очень просто – итальянская машина была технологичной в производстве, не требовала значительных трудозатрат и ресурсов, а также обладала резервами для улучшения. Согласно сохранившемуся описанию от L3 без изменений заимствовали ходовую часть, но доработали корпус. Модификация проводилась с целью установки одноместной башни с 20-мм пушкой Breda da 20/65 образца 1935 г., которая ранее устанавливалась на немецких танках Pz.I Ausf.A. В лобовой части корпуса оставили два 8-мм пулемета. "Бронирование" танка осталось прежним и состояло из пластин хромо-никелевой стали, толщиной (предположительно) от 9 до 15 м. Вместо карбюраторного двигателя был установлен дизельный MAN мощностью 100 л.с. Экипаж, состоявший из двух человек, осуществлял посадку и высадку из танка через башенный люк, либо через двустворчатые бортовые люки в корпусе.

На испытаниях, проведенных во втором полугодии 1938 года, опытный образец C.C.I Tipo 1937 развил скорость 36 км/ч и показал неплохие ходовые характеристики, вполне сопоставимые с итальянским прототипом. Указывалось также, что танкетка оказалась удобной для непосредственной поддержки пехоты и для борьбы против танков противника. Был получен заказ на постройку 30 (по другим данным - 20 или 35) машин, однако в действительности дело ограничилось только одним опытным образцом. Причиной отказа от серийной постройки C.C.I Tipo 1937 послужило его чрезмерно слабое бронирование, которое не спасало от попаданий бронебойных пуль калибра 7,92-мм и выше.

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Verdeja (1939г)

 

 

Хоть Испания и не принимала участия в ходе боевых действий Второй мировой войны, но созданием оружияи вооружения она занималась в полном объеме. Проектом создания новых танков занимался капитан Ф.Вердеха Бардалес.  В 1938 году были начаты работы по созданию прототипов. Новые легкие танки требовались для замены используемых в ВС Испании советских «Т-26» и немецких «Panzer I». Было построено четыре прототипа легкого танка «Verdeja» (по другим источникам, их было два). Особенностью испанского танка является установка в задней части корпуса башни низкопрофильного типа.  Первый из прототипов был готов к февралю 1939 года. В конструкции легких танков использованы многие узлы, оборудование и вооружение с танков Т-26 и Panzer I. Вероятно, ходовая собственной разработки на основе ходовой советского Т-26, состоящая из 8-ми опорных катков, собранных в две тележки. Бронезащита легких танков имела толщину 16-30 мм.  Вооружение легких танков «Verdeja» состояло из 45мм орудия, вероятнее всего, советской 45мм пушки «20К» образца 1932/1938 гг. и спаренных с ним одного/двух 7.92мм пулеметов. Полный вес танков варьировался от 5.5 до 6.5 тонны. Силовая – автомобильный двигатель «Lincoln» с мощностью 120 л.с., работающий на бензине. Двигатель был немного модифицирован для возможности использования в бронемашине. Коробку передач взяли от немецкого «Panzer I». Согласно результатам проведенных испытаний, легкие танки могли развивать максимальную скорость до 48 км/ч. Дальность хода новых танков - около 220 километров. Экипаж машин - 2-3 человека.

Известно о намерении в 1941 году, взять на вооружение около 1000 (вероятно, 100 танков) экземпляров данных легких танков, но последствия ВОВ не дали испанцам осуществить данную возможность (отсутствие финансов). Дальнейшая судьба танков малоизвестна, возможно, не один из танков не получил «добро» от испанских военных. Серийно легкие танки «Verdeja» не производили. Что касается САУ «Verdeja», то прототип создают в 1945 году, под влиянием хода ВОВ. В качестве орудия было выбрана 75мм пушка. Известно, что в 1944 году на вооружение испанской армии поступили 20 экземпляров немецких САУ «Stug III Ausf.G»

 

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль Bilbao (1932г)

 

Масса  – 4,8 тонн

Экипаж – 4-5 человека

Оружие –  один 7-мм пулемет Hotchkiss образца 1924 года

Мощность двигателя  – 63 л.с

Максимальная скорость – 52 км/ч

 

 

После 14 апреля 1931 года новое правительство второй республики пришло к выводу о необходимости количественного и качественного усиления сил безопасности 30 января 1932 года по предложению правительства силовые ведомства объявили о формировании подразделений «Гуардиа де Асальтос». Эти подразделения должны были быть моторизованными ударными группами вооруженными как личным, так и коллективным оружием, начиная от пистолетов, винтовок и пулеметов и кончая минометами и бронеавтомобилями. Первоначально гвардия была организована в 14 штурмовых групп (18 в 1934 году), каждая из которых состояла из трех рот и специализированной роты поддержки, в состав которой входили взводы управления, минометный, противохимический и механизированный. На вооружении последнего состояли три бронеавтомобиля «Бильбао».

Бронемашины этого типа были построены железнодорожным отделением испанской судостроительной верфи (SECN), находившейся в городе Бильбао на севере страны. Разработку проекта бронемашины выполнил инженер SECN в тесном сотрудничестве с офицером из инженерного подразделения гвардии «Асалыос». Базой для бронемашины послужило шасси американского заднеприводного (4x2) грузовика «Додж» с двигателем «Крайслер», коробкой передач, ходовой частью с крыльями, фарами и передним бампером. На шасси была установлена Т-образная стальная балка, к которой приклепывались 3-мм броневые листы, образуя корпус машины. На вид он выглядел довольно надежным, хотя бронировка была откровенно слабой. В передней части боевого отделения находились два сиденья для водителя и командира машины, еще два откидных сиденья предназначались для остальных членов экипажа. Для входа и выхода из бронемашины в обоих бортах имелись прямоугольные двери. Обзор экипажу обеспечивали шесть окон с бронекрышками в лобовой стенке и бортах, а также одно окно в кормовой стенке корпуса. Там же размещалась корзина для хранения штатного снаряжения и запасных частей.  В центре крыши была установлена цилиндрическая башня кругового вращения с плоскими кожухами и шаровой установкой для 8-мм пулемета «Гочкис». На крыше башни имелся люк. который позволял вести наблюдение за местностью, а также попадать в машину и выходить из нее. В расположенном в передней части корпуса моторном отсеке был установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Крайслер», развивавший мощность 46,3 кВт (63 л. с.), что позволяло машине с боевой массой 4,8 т. двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 50 км/ч. С мотором взаимодействовала механическая коробка передач, обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух. В заднеприводной (4x2) ходовой части с подвеской на спиральных рессорах использовались колеса с пневматическими шинами размером 32-6, причем на задней ведущей оси устанавливались двухскатные колеса. Их защиту, обеспечивали полукруглые крылья, к которым с боков на шарнирных петлях крепились откидные бронеэкраны, позволявшие производить ремонт элементов ходовой части и заменять колеса. Бронемашины «Бильбао» выпускались двумя сериями первые 36 машин поступили на вооружение 18 гвардейских штурмовых рот, а серия из 14 бронеавтомобилей — на вооружение бронекавалерийской «группы пулеметно-пушечных автомобилей». В августе 1936 года два броневика из этой серии были возвращены на завод-производитель. Из всех машин, выпущенных в период с 1932 по 1936 год, уцелела только одна. Она прекрасно сохранилась и в абсолютно, исправном состоянии находится в Мадриде в военной школе материально-технического обеспечения и тыла.

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль UNL-35 (1937г-1939г)

 

Масса  – 4 тонны

Экипаж – 3 человека

Вооружение: два 7,62-мм пулемета ДТ или

два 7,62-мм пулемета «Максим»

или два 7,92-мм пулемета MG-13;

Мощность двигателя  – 73 л.с

Максимальная скорость – 50 км/ч

 

Осенью 1936 года из СССР в Испанию прибыли первые бронеавтомобили БА-И, ФАИ и БА-6, которые положительно зарекомендовали себя в боях под Мадридом и оказались более эффективны, чем использовавшиеся республиканцами броневики полукустарного производства. В результате, в ноябре 1936 года комиссия по бронетанковому вооружению армии Испанской республики приняла решение разработать для армии стандартизированный вариант бронеавтомобиля по образцу БА-6. Проектирование бронемашины проходило на заводе № 22 Unión Naval de Levante (морской союз Леванта) в Валенсии (ранее уже выполнявшего заказы для испанского флота) при участии советских военных специалистов (общее руководство осуществлял военинженер Н. Н. Алымов, также в проектировании участвовал Борис Генчев — именно он предложил устанавливать на выпускаемые машины дополнительный бак с водой для охлаждения двигателя). Вопросами организации производства броневого проката на заводе «Atlos Hornos de Sagunto» в Сагунто занимался советский гражданский специалист, инженер Андриан Воробьёв.  При проектировании броневика рассчитывали на возможность его вооружения 45-мм танковой пушкой 20-К(устанавливавшиеся на полученные республиканцами танки Т-26 и БТ-5), но в связи с отсутствием лишних орудий было решено создавать броневик с пулемётным вооружением. Первый выпущенный броневик получил название «T-35», однако в дальнейшем бронемашина выпускалась под наименованием UNL-35. Объемы производства бронемашин были неодинаковыми, их осложнили перебои с поставками материалов и бомбардировки завода авиацией франкистов. С лета 1937 до весны 1938 года на заводе № 22 выпускали в среднем по 5-6 бронемашин в месяц, а максимальный объём производства составил 9 или 10 машин в месяц.  С приближением линии фронта к Валенсии производство перенесли на завод «Amat» в городе Эльда (в 30 км к северо-западу от Аликанте). Здесь в связи с нехваткой шасси ЗИС-5 бронемашины начали делать на шасси других подходящих грузовиков. Всего в период с июня 1937 до марта 1939 года было изготовлено не менее 120 бронемашин UNL-35 (более половины из них были построены на шасси грузовиков ЗИС-5, а остальные — на шасси американских грузовиков «Форд» V8 и «Шевроле»).

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

Источники: http://aviarmor.net/tww2/tanks/spain/trubia_a4.htm, https://ru-armor.livejournal.com/186248.html, https://topwar.ru/17976-verdeja-ispanskie-opytnye-legkie-tanki-i-sau-1938-1945-gg.html, http://zonwar.ru/bronetexnika/first_armored/Bilbao.html?utm_source=warfiles.ru, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/UNL-35.

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль