ЗСУ

Автомобиль - ГАЗ-ААА (4М) и (ДШК)

 

ГАЗ-ААА – автомобиль, ставший самой массовой трехосной довоенной моделью грузовика не только в СССР, но и во всем мире. О нем мы и расскажем далее в статье.  Как это ни прискорбно признавать, но прототипом советских грузовиков, поставленных на три оси, является американский автомобиль Ford-Timken. Стоит отметить, что в США машины такого класса, отличающиеся повышенной проходимостью, не являлись популярными, а вот в СССР, где проблемы бездорожья никогда не теряли своей актуальности, подобные грузовые автомобили были весьма кстати. Поэтому с 1931 года завод «Гудок Октября», располагавшийся в Нижнем Новгороде (позднее переименованном в город Горький), начинает изготавливать из комплектующих, поставляемых из Америки, отечественные копии «Тимкенов».  Понятно, что долго так продолжаться не могло - Стране советов нужна была полностью своя машина.  В 1932 году московский НАТИ спроектировал «трехоску», взяв за базу опять же американский Ford AA, который до этого послужил уже прототипом ГАЗ-АА («полуторка»). После чего результаты работ по машине были переданы на ГАЗ для полной доводки, перед выпуском в серию.  Закончить ГАЗ-ААА было поручено В. Грачеву, талантливейшему конструктору Горьковского автозавода, однако даже у него поставить новый грузовик на конвейер (в 1934 г.) получилось только с третьего раза. Каждый раз проектирование ходовой части новой машины начиналось с нуля. Третья ось, которую попросту попытались приладить к уже существующей полуторке, категорически отказывалась там приживаться.  Тем не менее нужно отметить тот факт, что два образца ГАЗ-ААА, предшествующих серийной модели, в 1933 году приняли участие в Каракумском пробеге.  В итоге конструкторы все же добились нужного результата, и машина пошла в массовое производство. И несмотря на то что внешне ГАЗ-ААА от «полуторки» отличался лишь третьей осью, это была уже другая машина.  Прежде всего нужно отметить, что новый грузовик получил другую раму. Так как двигатель теперь подвергался более высоким нагрузкам, появилась необходимость в улучшении системы охлаждения, поэтому четырехрядный радиатор от ГАЗ-АА был заменен на шестирядный и плюс к тому установлен четырехлопастной вентилятор. Таким образом, сердечник радиатора увеличился по толщине на 37 мм.  Если на «полуторке» запаска была подвешена в задней части, под рамой, то у ГАЗ-ААА, во-первых, запасных колес стало два, а во-вторых, их перенесли непосредственно под кузов, где и закрепили на откидывающихся кронштейнах. Там же конструкторы установили и ящик для инструментов. Причиной такого изменения стал картер тележки заднего моста, который не позволял закрепить «запаску» («запаски») на традиционное место. Сам же кузов, чтобы исключить касаний колес задней тележки его корпуса во время движения по бездорожью, был приподнят на десять сантиметров, а его опорные поперечные брусья для увеличения прочности в связи с повышением грузоподъемности машины были увеличены в диаметре.

Кроме того, в 1937 году трехосный советский грузовой автомобиль ГАЗ стал комплектоваться более мощным двигателем (50 л. с.) вместо старого сорокасильного. Вторичный вал демультипликатора оборудовали дисковым тормозом, а также машина получила дополнительный бак для горючего емкостью 60 литров. Кузов расширили на 10 см и усилили металлическим каркасом.  Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

 

ЗСУ

 

 

 

Автомобиль - ГАЗ-ММ (72-К)

 

ГАЗ-ММ (полуторка) — грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т (1500 кг), представлявший собой модернизированный вариант полуторки ГАЗ-АА с более мощным 50-сильным двигателем ГАЗ-М, усиленной подвеской, новым рулевым управлением и карданным валом. Довоенный ГАЗ-ММ внешних различий с моделью ГАЗ-АА не имел, а угловатые крылья появляются только на упрощенной модификации ГАЗ-ММ-В военных и послевоенных лет.  Годы выпуска ГАЗ-ММ: на ГАЗе — 1938—1946, на УАЗе — 1947—1949, по некоторым данным, из-за дефицита моторов М-1 (уходивших на трехоски ГАЗ-ААА и броневики БА-10, фактический полномасштабный выпуск ГАЗ-ММ начался только с 1940 года, а закончился в 1956-м (возможно, в 1950-56 гг. это были капитально отремонтированные на УАЗе машины).  В 1943—1945 гг. на ГАЗе выпускался упрощённый вариант полуторки — ГАЗ-ММ-В (ГАЗ-ММ-13) с различными вариантами комплектации. Внешне отличался кроме деревянно-брезентовой кабины (в 1942-м и без дверей, только с брезентовыми защитными клапанами) угловатыми крыльями, получаемыми из кровельного (или любого подходящего) железа методом простой гибки, которые сохранились и на машинах выпуска 1946-1949 гг., а также устанавливались на капитально отремонтированные машины ранних лет выпуска.  Основная часть послевоенного парка полуторок была списана в начале 1960-х в связи с запретом (с 1962 года) на эксплуатацию в СССР автомобилей с механическим приводом тормозов.  В общей сложности с 1932 г. было выпущено около 985 000 экземпляров ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных, в том числе в течение 1941-45 гг. — 138 600 экземпляров. К началу Великой Отечественной войны в РККА числилось 151 100 автомобилей этих моделей.

 

 

 

 

ЗСУ

КБ ЗИС БТР-152А

 

ЗСУ 57-2, первая боевая машина, специально созданная как самоходная зенитная установка, была принята на вооружение Советской Армии после войны. Однако несколькими годами ранее на вооружение ВС СССР также поступили БТР-152А 6x6 и БТР-40А 4x4. И та, и другая машина представляют собой шасси бронетранспортера с установленной в задней части корпуса башней с крупнокалиберным 14,5-мм пулеметом КПВ. Башня, имеющая обозначение ЗПТУ 2, может вращаться на 360°, угол вертикального наведения орудия составляет от -5° до + 80°.  Пулемет КПВ устанавливается также на другие советские бронированные машины в том числе на БРДМ 24x4, БТР 60ПБИБТР-70 8x8. Пулемет устанавливался также на тяжелый советский танк Т-10М, который в настоящее время снят с вооружения. Кроме того, существуют буксируемые варианты пулемета КПВ: ЗПУ 1, двух ствольный ЗПУ 2 и четырех ствольный ЗПУ-4. В странах Варшавского договора буксируемые пулеметы ЗПУ были позже заменены на 23-мм зенитную пушку ЗУ-23. БТР-152А и БТР-40А оставались на вооружении только у стран, не входивших в Варшавский договор.  Темп стрельбы пулемета КПВ составляет 600 выстрелов в минуту, боевая скорострельность -150 выстрелов в мину ту. Метод действия основан на использовании отвода пороховых газов. Ствол пулемета имеет воздушное охлаждение и оборудован пламегасителем. При ведении огня используются два вида боеприпасов бронебойно-зажигательные и фугасно-зажигательные трассирующие. Бронебойно зажигательный снаряд способен пробивать броню толщиной 32 мм на дальности 500 м и применяется против легко бронированной техники; фугасно-зажигательные трассирующие снаряды используются против воздушных целей. На орудие устанавливается только оптический прицел, радарная система не предусмотрена.

Во время ведения боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке установка использовалась не только как средство ПВО, но и для огневой поддержки. Во время боевых действий в Ливане летом 1982 года израильтяне захватили несколько БТР 152 с установленными на них более эффективными 23-мм пушками ЗУ-23, но это оказалась одна из модификации ливанских инженеров.  Одной из наиболее интересных ЗСУ на базе БТР 152 была египетская модификация, на которую был установлен четырех ствольный 12,7-мм пулемет М53 производства Чехословакии.   Этот пулемет имел меньший темп стрельбы и меньшую дальность по сравнению с КПВ.

 

 

 

ЗСУ

ЗИС-12 (94-КМ)

 

Советский грузовик ЗиС-12 выполнял во время войны очень много функций, благодаря удобству размещения самого разнообразного оборудования в его кузове. И действительно, ЗиС-12  - это удлинённая версия фронтового трудяги ЗиС-5, и проектировался он специально для выполнения множества армейских задач. ЗиС-12 служил мобильной платформой для прожекторов и звукоулавливающих установок, пулемётов и зенитных пушек. На “гражданке” машина послужила на стройках и лесозаготовках восстанавливающегося после войны Советского Союза, и даже стала основой для создания городского автобуса. В обновлении War Thunder 1.57 “Весенний Марш” мы представляем зенитную самоходную установку 94-КМ на основе ЗиС-12 со спаренными 25-мм пушками 72-К.

Пушка 72-К уже известна зенитчикам War Thunder по ЗСУ II ранга на базе грузовика ГАЗ ММ. Пушка неплохо справляется как с воздушными, так и с наземными целями (что во многих ситуациях гораздо важнее). Главным недостатком этого орудия можно назвать невысокий темп стрельбы (около 240 выстрелов в минуту) и невозможность стрелять прямой наводкой по курсу движения грузовика - мешает кабина. В 94-КМ используются уже две пушки 72-К и, соответственно, темп стрельбы увеличивается вдвое, а вот со стрельбой по “наземке” прямой наводкой снова придётся учитывать невозможность стрелять прямо по курсу движения.

94-КМ на базе ЗиС-12 займёт в War Thunder место в самом начале III ранга, причём с невысоким боевым рейтингом. Спаренные 25-мм пушки по прежнему смертельны для воздушных целей и очень опасны для танков и бронемашин противника, но с возросшей убойной силой орудия вырастет и класс противников. Главным недостатком этой ЗСУ, как и у предшественника, остаётся полное отсутствие брони - экипаж может быть выведен из строя меткой очередью из танкового пулемёта, не говоря уже про фугасные снаряды или авиационное вооружение. К выбору позиции и своей роли в бою следует отнестись максимально серьёзно - 94-КМ это не танк, а машина поддержки. Хорошая скорость позволит легко пройти незамеченным по вражеским флангам и расстреливать противников в “нежные” борта и корму. Само собой, ЗСУ прекрасно работает и по прямому назначению - в игре нет самолёта, который способен пережить попадание короткой очереди 25-мм снарядов, так что защита команды от атак с воздуха - главная задача грамотного зенитчика. Советская самоходная зенитка 94-КМ прибывает с обновлением War Thunder 1.57 “Весенний Марш” - опробуйте её в бою уже совсем скоро! До встречи в бою!

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ ЗИС-43

 

Наряду с разработкой противотанковых САУ на шасси полугусеничных грузовиков на автозаводе имени Сталина (ЗиС) в ноябре 1942 года была спроектирована зенитное самоходное орудие, названное ЗиС-43. В качестве основе была использована ходовая часть грузовика ЗиС-42, в кузове которого установили 37-мм зенитную пушку обр.1939 г. с боекомплектом 256 снарядов. Бронированная кабина водителя и помощник водителя была выполнена по образцу ЗиС-41 и собиралась из стальных листов толщиной 10 мм. Орудийный щит коробчатой формы имел бронирование до 15 мм. Машина оснащалась карбюраторным двигателем ЗиС-16 мощностью 90 л.с., который при полной загрузке до 8750 кг и экипаже из 8 человек позволял развивать скорость по шоссе до 35 км\ч. Кроме того, ЗиС-43 оборудовалась механизмом поджатия рессор, который подтягивал их по направлению к раме для большей устойчивости при стрельбе “по борту”.  Испытания ЗиС-43, проведенные на Гороховецком артиллерийском полигоне с 15 по 23 декабря 1942 года, дали неплохие результаты, однако военная комиссия отметила ряд недостатков. Отмечалось, что ЗиС-43 перетяжеленна на 1500 кг, имеет большие габариты, слабое бронирование и уступает по проходимости ЗСУ СУ-11, созданной в то же время на шасси легкого танка. Уменьшить массу можно было за счет снижения толщины бронелистов до 6 мм, но пойти на этот шаг инженеры ЗиС так и не решились. В заключении комиссия рекомендовала принять ЗиС-43, с учетом, что все выявленные недоработки будут устранены. Тем не менее, предпочтение было отдано гусеничному СУ-11, а полугусеничная зенитная самоходка осталась только в виде прототипа.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ-37

 

Не слишком удачные эксперименты с легкими танками Т-60 и Т-70, на базе которых пытались создать зенитные самоходные установки, в итоге принесли положительные результаты. По инициативе ГАУ и ГБТУ РККА 22 ноября 1943 года заводу №38 было выдано техническое задание на разработку новой ЗСУ на шасси СУ-76. Руководителем проекта был назначен М.Н.Щукин, который спустя несколько дней представил эскизы и предварительные расчеты. После небольших доработок и исправлений в феврале 1944 г. первый опытный образец зенитной самоходки СУ-17. От исходного образца ЗСУ отличалась башней с круговым вращением в которой было установлено 37-мм орудие 61-К. Основные агрегаты и ходовая часть без изменений перешла от СУ-76. Испытания СУ-17 прошли успешно и весной 1944 г. самоходку рекомендовали к принятию на вооружение РККА. Однако организовать производство самоходки удалось только год спустя. В числе причин был первоочередной заказ на выпуск СУ-76, а также переезд главного конструктора на завод №75 (бывший №183).  Тогда всю проектную документацию передали на завод №40 в Мытищах, где конструкторской бригаде поставили задачу переработать проект, с целью упрощения конструкции и удешевления производства. Новый образец ЗСУ был готов уже в апреле 1944 г. На самоходке была установлена новая башня с с тем же орудием и двигатель ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Были проведены и более мелкие улучшения, благодаря которым удалось снизить массу на 1200 кг. Однако даже в этом случае мощности двигателя с имеющейся КПП оказалась недостаточно для обеспечения необходимой подвижности и проходимости. Смену двигателя признали неудачной, после чего было принято решение вернуться к силовой установки от СУ-76 (сдвоенному моторному агрегату ГАЗ-203) мощность которого удалось довести до 160 л.с.  В течении весны-лета 1944 года опытный образец ЗСУ проходил всесторонние испытания на полигоне НИБТ, а затем на Научно-испытательном зенитном полигоне. В ноябре военная комиссия рекомендовала принять этот вариант самоходки на вооружение с минимальными доработками и с февраля 1945 г. на заводе №40 началась подготовка к серийному производству. Впрочем, выпуск зенитной САУ, получившей обозначение ЗСУ-37, продолжался всего несколько месяцев. По различным источникам общее количество ЗСУ-37 оценивается не более чем в 20 единиц. По наиболее достоверным сведениям, к маю 1945 года в строй успел вступить только один самоходный зенитный дивизион, на вооружении которого находилось 12 или 16 машин. В боевых действиях они участия не принимали и вскоре после завершения войны их отправили на слом.

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ-57-2

 

9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.  К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.  В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.  Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована. Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.  Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный. В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.  На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола.  В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.  Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было  невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.  Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ-23-4 (Шилка)

 

ЗСУ-23-4 «Шилка» (индекс ГРАУ — 2А6) — советская зенитная самоходная установка, серийное производство начато в 1964 году. Вооружена счетверённой автоматической 23-мм пушкой. Темп стрельбы установки — 3400 снарядов в минуту.  Наводиться на цель может вручную, полуавтоматически и автоматически. В автоматическом и полуавтоматическом режимах используется штатная радиолокационная станция.

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.  Была оценена потенциальным противником как средство ПВО, представляющее серьёзную опасность для низколетящих целей. В настоящее время считается устаревшей, главным образом в связи с характеристиками и возможностями её радиолокационной станции и недостаточной эффективной дальности огня по воздушным целям. Как смена «Шилки» был разработан, принят на вооружение и запущен в серийное производство самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс «Тунгуска». Несмотря на это, по настоящее время ЗСУ-23-4 состоит на вооружении зенитных частей в армиях России, Украины и других стран. По сей день успешно применяется в локальных конфликтах для поражения наземных целей.  Первой массовой ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-57-2, чьё серийное производство началось, по разным данным, в 1955 или 1957 году. Боевая эффективность этой установки, имевшей только ручную оптическую систему наведения, сравнительно невысокую скорострельность и малую скорость наведения, против скоростных реактивных самолётов, действовавших на малых высотах, оказалась крайне мала.  Поэтому практически сразу после запуска в производство ЗСУ-57-2 постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 года была начата разработка двух новых скорострельных ЗСУ с радиолокационными автоматическими системами наведения: ЗСУ-37-2 «Енисей» со спаренной 37-мм артиллерийской установкой 500П, и ЗСУ-23-4 «Шилка» со счетверённой 23-мм артиллерийской установкой 2А7. Обе установки получили названия в честь сибирских рек — Енисея и Шилки. Помимо артиллерийской группы, эти установки отличались используемым шасси и радиолокационной системой наведения. «Енисей» использовал РПК «Байкал» и шасси опытной САУ СУ-100П, тогда как «Шилка» использовала РПК «Тобол» и шасси на основе САУ АСУ-85.  Формально установки создавались для различных задач: «Шилка» предназначалась для обеспечения ПВО мотострелковых частей, «Енисей» должен был обеспечивать ПВО бронетанковых войск. Прототипы обеих ЗСУ были закончены в декабре 1960 года, заводские и государственные испытания их продолжались до октября 1961 года, ЗСУ «Шилка» принята на вооружение 5 сентября 1962 года постановлением Совета Министров СССР № 925—401.  В заключении государственной комиссии, проводившей испытания, отмечалось, что «Шилка» в 1,5—2 раза превосходит «Енисей» по эффективности стрельбы по скоростным целям на высотах в 200—500 м, зато последний обладает намного большей предельной высотой эффективной стрельбы — до 3000 м против 1500 м у «Шилки». При этом «Енисей» имел большую массу — 28 тонн, против 19 у «Шилки», однако по стоимости обе установки были примерно одинаковы. Комиссией были рекомендованы к принятию на вооружение обе установки, так как ни одна из них не имела решающих преимуществ, но в итоге на вооружение постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года была принята только «Шилка», а дальнейшие работы по «Енисею» были прекращены. Вооружение «Шилки» состоит из 23-мм счетверенной автоматической пушки АЗП-23 «Амур» (индекс её и башни — 2А10, автоматов пушки — 2А7, силовых приводов — 2Э2). Автомат 2А7 является модификацией автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23 и дополнен кожухом с жидкостным принудительным охлаждением (200 л воды или антифриза) и электроспуском. Может вести огонь как из всех четырех автоматов, так и из пары или любого из четырёх. Боекомплект установки — 2000 выстрелов (у ЗСУ-23-4М2 — 3000 выстрелов). Темп стрельбы пушки — 3400 выстрелов в минуту .. Снаряды снаряжаются в ленты. Снаряжение ленты: на три осколочно-фугасных снаряда с трассёром или без (ОФЗТ/ОФЗ) один бронебойный зажигательный трассирующий (БЗТ), каждый 40-й с размеднителем. Антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизирована, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении. По азимуту и углу возвышения пушка наводится гидроприводами; также есть возможность наводить вручную, с помощью маховиков.  В состав установки входит радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки РПК-2, смонтированный в башне, дальность обнаружения цели — до 18 км. Также имеется аналоговый счётно-решающий прибор (СРП), который решает задачу встречи снаряда с целью.  Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

Источник: http://fb.ru/article/314252/gaz-aaa-istoriya-opisanie-tehnicheskie-harakteristiki, https://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-ММ, https://www.playground.ru/blogs/war_thunder/94_km_na_shassi_zis_12_sovetskij_gan_trak-186245/, https://shushpanzer-ru.livejournal.com/523078.html, http://zonwar.ru/artileru/samaxod_zenit/BTR-152A.html, http://armedman.ru/protivovozdushnaya-oborona/57-mm-zenitnaya-samohodnaya-ustanovka-zsu-57-2.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/Шилка_(ЗСУ).

Легкие танки ,,.

Средние танки

Тяжелые танки 1ч,

Огнеметные танки

ПТ-САУ

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль