ПТ САУ

ПТ-САУ АСУ-57П (К-73)

 

К-73 — советская опытная противотанковая САУ. Также известна под обозначением АСУ-57П. Разработана в конструкторском бюро Крюковского завода в городе Кременчуг. Разработка плавающей авиадесантной самоходной артиллерийской установки АСУ-57П была начата в ОКБ ИК и велась параллельно с бронетранспортёром К-75. Работами руководил А. К. Кравцев. Установка получила внутризаводское обозначение К-73. В 1949 году были изготовлены два опытных образца. 11 февраля 1950 года было подписано Постановление военного министра СССР, которое предписывало проведение испытаний АСУ-57П на полигоне НИИБТ в период с 1 апреля по 5 июня этого же года. По завершении испытаний комиссия выдала заключение о том, что АСУ-57П в целом соответствует заданным тактико-техническим требованиям. После устранения выявленных недостатков и проведения испытаний артиллерийской части, комиссия рекомендовала изготовление установочной партии машин АСУ-57П. Однако, работы по АСУ-57П были остановлены, а вся документация была передана в конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода, в которой были начаты работы над своим вариантом АСУ-57П. По результатам испытаний, комиссия заключила, что по ряду параметров АСУ-57П превосходила свой аналог — АСУ-57. Так, в отличие от АСУ-57, АСУ-57П имела возможность преодоления водных преград и при этом её масса не превышала массу АСУ-57, запас хода был больше на 72 км, обладала лучшей эргономикой размещения укладок с боекомплектом, средняя скорость по шоссе была на 21,7 км/ч выше, расстопорение пушки могло производится без выхода экипажа из машины, двигатель и главный фрикцион показали более высокую надёжность, кроме того, АСУ-57П оснащалась серийной коробкой передач. Единственный сохранившийся экземпляр находится в Танковом музее в городе Кубинка.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

 

ПТ САУ

 

 

 

ПТ-САУ Объект-416 (Су-100М)

 

Первоначально на Харьковском заводе №75 под индексом «Объект 416» разрабатывался принципиально новый танк, который должен был иметь максимальную защиту при минимальной массе. Технический проект танка «Объект 416» был закончен в 1950 году.  В 1951 году был изготовлен опытный образец. После проведения предварительных испытаний был выявлен ряд дефектов, из которых были такие, как ненадёжность приводов управления и вращающихся контактных устройств, и многие другие. Из-за слишком низкой высоты боевого отделения сильно затруднялась работа экипажа. Из-за сложности одновременного управления движением и ведения огня, работы в направлении создания танка были прекращены, а сам «Объект 416» был переквалифицирован в самоходную артиллерийскую установку и получил обозначение СУ-100М.  В 1952 году САУ СУ-100М  прошла государственные испытания, но на вооружение принята не была. Причиной стало то, что по многим параметрам СУ-100М соответствовала СУ-100П, а по некоторым была хуже, поэтому разворачивание серийного производства было нецелесообразно.  Самоходная артиллерийская установкаСУ-100М имела сварной корпус из броневых листов и литую поворотную башню. В поворотной башне был размещён экипаж и орудие М-63.  МТО размещалось в передней части корпуса.  Пушка М-63 была разработана в СКБ на Мотовилихинском заводе г.Перми. В качестве базовой конструкции была взята танковая пушка Д-10Т. Пушка была снабжена клиновым затвором.  Для стабилизации и устойчивости орудия при стрельбе, на пушку был установлен дульный тормоз и снижена линия огня. Для снижения загазованности боевого отделения и повышения скорострельности на пушку был установлен эжектор.  Сохранившийся экземпляр находится в Танковом музее в городе Кубинка.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Объект-600 (СУ-122-54)

 

СУ-122 (Объект 600) — советская самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов. В литературе часто обозначается как СУ-122-54, чтобы отличить её от САУ периода Великой Отечественной войны с тем же названием. Создана на базе среднего танка Т-54/55 в 1948—1951 годах. Предназначалась прежде всего на роль штурмового орудия, однако порой в литературе классифицируется как истребитель танков. Было запланировано крупномасштабное производство СУ-122, но с 1957 года её выпуск был прекращён, в связи с переориентацией военной промышленности на создание ракетного оружия. Точное количество выпущенных СУ-122 неизвестно, но судя по количеству выпущенных для них орудий Д-49, всего в 1955—1956 годах было произведено 77 САУ этого типа. СУ-122 использовались Советской Армией вплоть до второй половины 1960-х годов, когда они были сняты с вооружения и частью переоборудованы в тягачи и машины технической помощи. В 1947 году был прекращён выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-100.   22 июня 1948 года постановлением Совета министров СССР КБ Омского завода №174 была поручена разработка проекта самоходная артиллерийская установка (САУ) со 122-мм пушкой Д-25 на базе среднего танка Т-54. Руководителем работ был Бушнев И.С.. По графику проект машины должен был быть готов в июле 1948 года, однако на рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения проект САУ и её макет в натуральную величину были предоставлены только в декабре. Задержка возникла из-за несвоевременного получения чертежей пушки от Завода №9. В июле 1949 года, после устранения замечаний, проект с макетом были повторно направлены на рассмотрение специальной комиссии. В августе 1949 года проект был утверждён, после чего КБ Завода №175 приступило к выпуску документации САУ для изготовления опытного образца, однако работы были приостановлены из-за изменений конструкции танка Т-54.  По указанию Совета министров СССР работы по СУ-122-54 были переданы на завод №183 в Нижнем Тагиле. 15 октября 1949 года постановлением Совета Министров СССР №4742-1832с было утверждено тактико-техническое задание на «Объект 600». В конструкторском бюро Завода № 183 было принято решение об изменении общей компоновки машины, что затянуло сроки выполнения проекта. Однако в мае 1950 года работа была возвращена в ОКБ-174. В декабре 1950 года был изготовлен первый опытный образец, который до конца года прошёл заводские испытания. В июне-июле 1951 года прошли предварительные испытания машины, а в начале августа СУ-122-54 была направлена на государственные испытания. В ходе испытаний были выявлены недостатки в работе пулемётов КПВТ, дозатора продувки канала ствола, повышенные усилия на маховиках наведения, а также недостаточная кучность стрельбы. Однако государственные испытания машины были зачтены и Завод №174 приступил к этапу отработки конструкторской документации и организации серийного производства машины, все работы были завершены до 1 января 1952 года.  В первом квартале 1952 года был изготовлен второй опытный образец, который в июне-июле того же года прошёл приёмо-сдаточные испытания. По результатам испытаний в конструкцию самоходной установки были внесены необходимые изменения. Однако серийное производство было остановлено из-за отсутствия пушек Д-49.  15 марта 1954 года постановлением СМ СССР №438-194 СУ-122-54 была принята на вооружение Советской Армии, но в серийное производство поступила только в 1955 году. Серийное производство велось небольшими партиями. Общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. Во время ремонта после 1958 года на СУ-122-54 устанавливались радиостанции Р-113, а часть самоходок была переоборудована в тягачи. Корпус полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка. Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер.  Основным вооружением являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) — модернизированная версия Д-25[6]. Дополнительным вооружением являлись два пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой — зенитный. Боекомплект составлял 600 патронов.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ ОБЪЕКТ-268

 

В рамках разработок тяжёлых противотанковых самоходных орудий велось проектирование «объекта 268». Работы по разработке орудия велись в конструкторском бюро Завода № 172. К августу 1954 года была подготовлена конструкторская документация на опытный образец. 13 марта 1955 года постановлением СМ СССР был определён срок создания опытного образца пушки. Согласно установленному сроку, к декабрю 1955 года должен был быть изготовлен опытный образец пушки М-64.  В 1956 году был изготовлен опытный образец «объекта 268».  К тому моменту как «объект 268» прошёл испытания, были созданы и поставлены в серийное производство английские основные боевые танки «Чифтен» и американские М60, против которых для эффективной борьбы огневой мощи «объекта 268» было недостаточно, поэтому машина на вооружение принята не была, а все работы по ней были остановлены. «Объект 268» имел сварной броневой корпус. Боевое отделение находилось в бронированной рубке. Для монтажа орудия, задний лист был съёмным.  На крыше рубки размещался 14,5-мм пулемёт и дальномер.  В корме «объекта 268» на крыльях размещались наружные топливные баки, ёмкостью по 150 литров каждый. Кроме наружных имелись ещё три внутренних бака, один (ёмкостью 90 литров) располагался спереди, два других (ёмкостью по 185 литров каждый) находились сзади.  В качестве основного вооружения использовалась пушка М-64. Для снижения длины отката пушка имела двухкамерный дульный тормоз. В целях снижения загазованности боевого отделения, на пушке имелся эжектор для продувки канала ствола. Заряжание было раздельно-гильзовое. Наряду со стандартными металлическими имелась возможность применения сгорающих гильз. Для досылания снарядов, пушка была оснащена досылателем лоткового типа. По баллистическим характеристикам пушка М-64 значительно превосходила САУ  ИСУ-152. Возимый боекомплект пушки составлял 35 выстрелов.  В роли дополнительного вооружения использовался 14,5-мм пулемёт КПВТ. Боекомплект составлял 500 патронов. «Объект 268» был снабжён прицелом прямой наводки ТШ-2А. Для стрельбы с закрытых позиций использовался прицел ЗИС-3. Кроме того машина имела на рубке дальномер ТКД-09. В «объекте 268» использовался дизельный двигатель В-12-5, способный развивать мощность до 700 л.с при 2100 об/мин. Блок с планетарной коробкой передач и поворотным механизмом типа «ЗК» составляет силовую передачу. Машина имела 8 передних передач, а также две задние. За базу была взята ходовая часть тяжёлого танка Т-10. Ведущие колёса располагались сзади и имели по 14 зубьев. Ходовая часть имела по 7 литых сдвоенных опорных и по три поддерживающих катка с каждого борта. На данный момент сохранившийся экземпляр находится в Бронетанковом музее в городе Кубинка.  Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ АСУ-85

 

Установка была разработана на Мытищинском машиностроительном заводе в середине 50-х гг. На вооружение машину приняли в 1958 г. и серийно выпускали до 1964 г. АСУ-85 должна была сопровождать мотострелковые и танковые подразделения, а также входить в состав частей и подразделений ВДВ в целях защиты от танков. Машина являлась закрытой установкой с передним расположением боевой рубки, в которой справа от пушки находились заряжающий и командир машины, слева — наводчик. Справа в носовой части корпуса размещалось отделение управления, где было рабочее место водителя-механика. В днище корпуса находился люк, через который экипаж мог произвести аварийную эвакуацию. Лобовую часть корпуса и часть боевой рубки составлял единый лист толщиной 45 мм, который приваривался под углом 60 градусов. Борта изготавливались из броневых листов 13 мм и имели наклон 40 градусов. Рациональные углы наклона защищали людей от бронебойных снарядов малого и среднего калибров. Гофрированное днище делало корпус еще более прочным. На машине поперек кормовой части корпуса был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-206В. Для достижения необходимой мощности конструкторам пришлось применить довольно большую, однако не требующую лишних энергозатрат эжекционую систему охлаждения. Механическая трансмиссия, расположенная рядом с двигателем включала в себя главный фрикцион, редуктор, коробку передач, два планетарных механизма поворота и бортовые редукторы. Ходовая часть состояла из индивидуальной торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами поршневого типа на передних и задних узлах, однорядных опорных катков, ведущих колес заднего расположения и гусеницы с ОМШ. С целью увеличения запаса хода на кормовой части АСУ-85 дополнительно были установлены два топливных бака. АСУ-85 транспортировалась самолетами Ан-12, при этом торсионная подвеска выключалась. К недостаткам можно отнести то, что при десантировании АСУ-85 самолет должен был производить обязательную посадку на ВПП, что сводило на нет основное тактическое преимущество десанта — его внезапность. Это одна из причин снятия машины с серийного производства в 1964 г.  Самоходка была вооружена 85-мм пушкой Д-70 со стволом моноблоком, оснащенным эффективным дульным тормозом и эжектором для продувки ствола от остатков пороховых газов. Она была установлена в амбразуре лобового листа в раме по середине боевой рубки и обладала самым большим среди советских САУ углом наведения по горизонтали, равнявшимся 30 градусов. Вертикальный клиновый затвор пушки оснастили полуавтоматикой копирного типа. Боекомплект орудия составляли 45 выстрелов с бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Первые пробивали броневую плиту толщиной 53 мм, стоящую под углом 60" на расстоянии 2 км. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала около 13,5 км. Кроме того, машины были оснащены дымовыми снарядами УД-367 со стальными корпусами, которые использовались для целеуказания своим артиллеристам и для дезорганизации работы наблюдательных и командных пунктов противника. В качестве вспомогательного вооружения использовался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГМТ, в боекомплекте которого было 2000 патронов. На корме корпуса были установлены две дымовые шашки БДШ-5, применяемые для постановки дымовых завес. АСУ-85 была оборудована телескопическим шарнирным прицелом ТШК-2-79-11, который использовался для стрельбы днем прямой наводкой, прицелом С-71-79 с орудийной панорамой, необходимой для стрельбы с закрытых огневых позиций, ночным танковым прицелом ТПН-1-79-11 и прибором ночного видения. На машине были установлены ТПУ Р-120, радиостанция Р-113, фильтровентиляционное устройство, инфракрасные фары, используемые для вождения установки при плохой видимости, а также два инфракрасных прожектора, один из которых находился над стволом орудия, а другой перед люком командира.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

Источник:

http://ru-wiki.org/wiki/К-73, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/СУ-100М, https://ru.wikipedia.org/wiki/СУ-122-54, https://ru.wikipedia.org/wiki/Объект_268, https://kollektsiya.ru/artilleriya/454-asu-85-aviadesantnaya-sau.html