Бронетехника в Венгрии в ограниченных масштабах использовалась ещё войсками Австро-Венгрии в Первой мировой войне, однако подписанный в 1920 году Трианонский договор запретил ей иметь бронетехнику, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для полицейской службы. Тем не менее, Венгрия на протяжении 1920-х годов неоднократно тайно нарушала эти запреты, а с конца 1920-х — начала 1930-х годов фактически открыто перестала соблюдать их. С 1934—1936 годов Венгрия начала открытое массовое перевооружение войск бронетехникой итальянского производства, параллельно как осуществляя попытки разработки бронетехники собственными силами, так и ведя поиск альтернативных поставщиков. Так как неоднократные попытки создать танк собственными силами успехом не увенчались, Венгрией производились модифицированные варианты лёгкого и среднего танков шведской и чехословацкой разработки, которые, несмотря на свою устарелость, составили основу венгерских бронетанковых войск. Помимо этого Венгрией в период Второй мировой войны серийно производились САУ на базе этих танков, а также бронеавтомобили собственной разработки. В общей сложности с 1939 по 1944 год, до оккупации Германией, Венгрией было выпущено около 650 танков, 200 САУ и 135 бронеавтомобилей. Кроме того в годы войны Венгрия получила, прежде всего за счёт закупок в Германии, около 400 танков и САУ, в основном германского и чехословацкого производства. По условиям Трианонского договора, заключённого в 1920 году, на армию проигравшей в Первой мировой войне Венгрии были наложены жёсткие ограничения: среди прочего, ей запрещалось иметь бронетехнику. В 1922 году, однако, Венгрии было позволено создать одну роту из 12 бронеавтомобилей для нужд полиции, на случай возможных беспорядков.  К тому времени страна располагала лишь двумя машинами, оставшимися от австро-венгерской армии, но позднее рота получила 12 бронеавтомобилей Raba V.P., изготовленными в Венгрии в 1925 году. Помимо этого, практически с самого заключения договора, Венгрией предпринимались попытки его обойти. Уже весной 1920 года был приобретён лёгкий танк LK II германской разработки, а вскоре и ещё 13 машин этого типа. Хотя контрольной комиссии Антанты об этом стало известно, обнаружить их не удалось, так как все танки были спрятаны и, за исключением двух машин, разобраны на части. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Венгрия начала более открытое перевооружение армии бронетехникой. При этом Великобритания, стремясь противопоставить Венгрию странам «Малой Антанты», в тот период предпочитала игнорировать нарушения договора.  В 1928 году были приобретены две британские танкетки «Карден-Лойд» Mk.IV, а в 1931 году — пять итальянских лёгких танков «Фиат 3000».  В 1932 году в Великобритании был приобретён ещё один образец танкетки, на этот раз «Карден-Лойд» Mk.VI.  Более массовая закупка бронетехники была начата в середине 1930-х годов, вновь в Италии. Первая партия из 25 танкеток C.V.3/33, получивших в венгерской армии обозначение 35.M, была закуплена, по разным данным, в 1934 или же в августе 1935 года по другим данным, партия состояла из 30 машин. В 1936 году была закуплена партия из, по разным данным, 121 или 125 танкеток улучшенной модели C.V.3/35, получившей обозначение 37.M. Все итальянские танкетки были перевооружены пулемётами венгерского образца, командирские машины получили также командирские башенки квадратной формы.  Более интенсивное вооружение армии бронетехникой началось после принятия в 1937 году комплексной программы реорганизации армии «Хуба I» (венг. Huba I). На протяжении 1930-х годов Венгрией неоднократно предпринимались попытки различными путями получить более совершенные боевые машины, чем итальянские танкетки. Неудачей закончилась первая попытка разработки танка собственными силами. Лёгкий плавающий колёсно-гусеничный танк V-4, созданный заводом «Вейсс Манфред» под руководством конструктора Н. Штраусслера, к 1940 году был построен и прошёл испытания, но из-за его малоудачной и устаревшей к тому времени конструкции было принято решение об отказе от дальнейших работ в этом направлении в пользу использования зарубежных разработок. В 1937 году были закуплены образцы двух лёгких танков: германского Pz.KpfW.I и шведского L-60 и после испытаний, в которых, по некоторым данным, принял участие также уже изготовленный прототип V-4, в 1938 году Венгрией была приобретена лицензия на производство L-60 у фирмы «Ландсверк».

 

Источник

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

 

 

Легкий танк Straussler V-4 (1938г)

 

Масса  – 11 тонн

Экипаж – 4 человека

Оружие–пушка калибра 40-мм пушка 37М

Пулеметы 2 x 8-мм Gebauer

Мощность двигателя  – 180 л.с

Максимальная скорость  – 45 км/час

Скорость по пересечённой местности 32 км/ч

 

 

 

 

Straussler V-4 — венгерский лёгкий амфибийный танк, разработанный Миклошом Штраусслером в межвоенные годы. Колёсно-гусеничный танк является оригинальной, экспериментальной разработкой Штраусслера. Все колёса крепятся на общей раме, состоящей из нескольких секций (у каждого колеса своя независимая подвеска). Направляющие и ведущие колёса опущены на грунт для лучшего сцепления с опорной поверхностью. Есть по два поддерживающих ролика на каждом борте. Бронирование варьируется от 23 мм (лобовая часть) до 9 мм (корма). Вооружён 40-мм орудием 37M, двумя пулемётами Gebauer. 6-цилиндровый двигатель Weiss Manfréd V-OHC мощностью 160 л.с. позволяет развивать скорость до 32 км/ч на грунте и до 45 км/ч на шоссе.  Предшественником является танк V-3, который был построен в 1934 и испытывался в 1935 году, но не удовлетворил военных. В 1937 году на испытания был принят вариант V-4, представлявший собой более полноценный образец легкого колесно-гусеничного танка. Вместе с образцами танков Pz Kpfw I и Landsverk L-60 боевая машина приняла участие в конкурсе, объявленном венгерской армией в 1937 году. Несмотря на положительное мнение военных относительно ходовых качеств, победителем стал L-60 благодаря более простой конструкции. Всего же фирма Штраусслера построила в общей сложности 4 танка, три из которых использовались для различного рода испытаний и демонстраций за рубежом. Есть неподтвержденные данные, что один V-4 проходил испытания в СССР.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк 38M Toldi II (1940г-1941г)

 

Масса  – 8,5 тонн

Экипаж – 3 человека

Оружие–пушка калибра 20-мм 36.M

Пулеметы 1 × 8-мм 34/37M

Мощность двигателя  – 155 л.с

Максимальная скорость  – 50 км/час

 

 

 

38M «Толди» (венг. 38M Toldi) — венгерскийлёгкий танк времён Второй мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке.  Был разработан в 1938 году на основе шведского танка Landsverk L-60, один экземпляр и лицензия на производство которого были закуплены Венгрией в марте 1938 года. После испытаний в конструкцию были внесены изменения: в частности, в башне были изменены люки в бортах, смотровые щели, а также маска пушки и пулемёта. По стандартам Второй мировой устарел, однако активно использовался венгерскими войсками в 1940—1945 годах. Серийно производился в 1939—1943 годахпредприятиями Ganz и MAVAG, общий выпуск составил 202 экземпляра.  Первый заказ на производство 80 танков был выдан в феврале 1939 года. Первые два серийных танка 38.M Toldi I были переданы венгерской армии 13 апреля 1940 года, всего до 14 марта 1941 года было изготовлено 80 танков этой модификации.  Двигатель и оптические приборы для танков импортировались из Германии, однако после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года немецкие предприятия бронетанковой промышленности были переориентированы на первоочередное выполнение заказов немецкой армии. Это обстоятельство временно приостановило поставки комплектующих для танков "толди" в Венгрию, в результате производство танков "толди" замедлилось.  В дальнейшем был начат выпуск 38.M Toldi II, имевшего усиленное на 20 мм бронирование, первые четыре танка этой модификации были переданы венгерской армии в мае 1941 года.

В апреле 1941 года танки использовались в войне против Югославии - Венгрия выделила для участия в войне части 3-й армии (десять бригад), три из которых были сведены в «подвижный корпус» (Gyorshadtest). Каждая из трёх бригад «подвижного корпуса» получила бронетанковый разведывательный батальон трёхротного состава. В состав каждого батальона входили рота из 18 танкеток L3/35, рота из 18 танков «толди» и рота бронеавтомобилей Csaba.  По состоянию на 22 июня 1941 года на вооружении армии Венгрии имелось 90 танков «Толди».  Для нападения на СССР изначально был выделен 81 танк (36 танков в составе 1-й моторизованной дивизии, 36 танков в составе 2-й моторизованной дивизии и 9 танков в составе 1-й кавалерийской бригады), но вскоре в войска передали ещё 14 танков. 27 июня 1941 года правительство Венгрии официально объявило войну СССР. Вслед за этим, летом 1941 года, количество танков «Толди», направленных на Восточный фронт в составе «отдельного подвижного корпуса» венгерской армии, было увеличено до 95 шт..  В ноябре 1941 года венгерские части были выведены с фронта на реке Донец и направлены на пополнение в Венгрию, к этому времени 62 из 95 танков, участвовавших в боевых действиях против СССР проходили через ремонт и восстановление (по венгерским данным, 25 танков были подбиты и повреждены в результате действий противника, остальные вышли из строя по техническим или иным небоевым причинам).  В 1942 году в венгерские войска на территории СССР вернули 19 танков, но к февралю 1943 года почти все они были потеряны (в основном, в результате окружения и разгрома 2-й венгерской армии под Сталинградом).  Летом 1943 года трофейный танк был представлен на проходившей в Москве выставке трофейного вооружения. По состоянию на 6 июня 1944 года, на вооружении венгерской армии оставалось 66 танков "толди-I" и 63 танка "толди-II" и "толди-IIA", которые продолжали использовать в боевых действиях 1944-1945 гг., пока все танки не были потеряны.

 

38.M Toldi I — базовая модификация; вооружение - 20-мм самозарядное противотанковое ружьё 36.M (с боекомплектом 208 шт. патронов) и один 8-мм пулемёт Gebauer 34/37M (с боекомплектом 2400 шт. патронов); кроме того, на крыше башни было предусмотрено крепление для установки зенитного пулемёта; выпущено 80 единиц

 

38.M Toldi II — модификация с усиленным бронированием, выпущено 110 единиц

 

38.M Toldi IIA — перевооружённый Toldi II, с 40-мм пушкой 42.M (боекомплект 55 шт. снарядов) и спаренным с ней 8-мм пулемётом 34/40АМ (с боекомплектом 3200 шт. патронов), на кормовую стенку башни установлен ящик для перевозки снаряжения; масса танка увеличилась до 9,35 тонн; переоборудовано 80 единиц

 

43.M Toldi III — модификация с дополнительно усиленным бронированием и 40-мм пушкой, с увеличенным до 87 выстрелов боекомплектом; переделано (по другим данным, выпущено) не более 12 единиц.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк 40М Turán (1942г-1944г)

 

Масса  – 18,2 тонн

Экипаж – 5 человек

Оружие–пушка 40-мм 41.M

Пулеметы 2 × 8-мм 34/40AM Гебауэр

Мощность двигателя  – 260 л.с

Максимальная скорость  – 47 км/час

 

 

 

 

40M «Туран» (венг. 40M Turán) — венгерский средний танк периода Второй мировой войны. Создан в 1940 году на основе чехословацкого танка T-21, разработанного фирмой «Шкода». «Туран» выпускался серийно с апреля 1942 по 1944 год; всего, по разным данным, было выпущено от 424 до 459 танков, не считая прототипов. «Туран» стал наиболее многочисленным венгерским танком Второй мировой войны и составлял основу венгерских танковых дивизий во второй половине войны, активно используясь в боях 1944—1945 годов.  Лёгкий танк «Толди», поступивший в серийное производство в 1940 году, отчасти удовлетворил потребности создававшихся в то время венгерскихбронетанковых сил, но военным был необходим и более тяжёлый танк, с лучшими вооружением и защищённостью. Потребности собственной армии в этом танке, как показывают цифры заказов, которые пытались разместить венгры в различных странах, оценивались командованием в 180 машин. Как и в случае с «Толди», новый танк решили искать за рубежом, однако первые попытки успехом не увенчались. Шведскаяфирма «Ландсверк», ранее продавшая Венгрии лицензию на производство «Толди», с заказанной ей разработкой среднего танка не справилась. Попытка получить танк в Германии в 1939 годутакже не принесла результата — немцы сами испытывали острейшую нехватку средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, так что отказали венграм не только в размещении заказа на 180 Pz.Kpfw. IV, но даже и в передаче хотя бы одного образца этого танка. Переговоры с Италией о продаже лицензии на производство их среднего танка M13/40 затягивались, и хотя к лету 1940 года стороны достигли согласия, необходимость в итальянском танке к тому времени уже отпала.

Образцом для венгерского среднего танка в итоге стал T-21, созданный чехословацкой фирмой «Шкода» для армии Чехословакии на основе своего же собственного лёгкого танка LT vz.35. Несколько образцов последнего были захвачены венгерскими войсками при оккупации Чехословакии и получили высокие оценки военных специалистов, поэтому было решено обратиться к «Шкоде», на которой к моменту оккупации заканчивались работы над первым прототипом T-21. Образец получил высокие оценки специалистов Института военной техники, которые сочли его лучшим из реально доступных средних танков. Немцев, на чьей части Чехословакии находилась «Шкода», T-21, в отличие от лёгкого LT vz.38, совершенно не интересовал, и против передачи его венграм они не возражали, но и попросту разместить заказ на 180 танков на «Шкоде», как первоначально планировалось, не вышло, поскольку та была полностью загружена выполнением заказов вермахта.  Опытный образец T-21 прибыл в Будапешт10 июня 1940 года и поступил в распоряжение Института военной техники. В ходе испытаний на Центральном полигоне Хонведшега танк прошёл 800 км без поломок, и после их завершения 10 июля был рекомендован к принятию на вооружение после внесения в конструкцию ряда изменений. Так, было рекомендовано довести лобовое бронирование до 35 мм, в соответствии с германскими взглядами на тактику применения танков, служившими в то время образцом для венгров, увеличить число членов экипажа в башне с двух до трёх и установить командирскую башенку, а также внести ряд мелких изменений. Вместо чехословацкой 47-мм пушки уже на испытаниях была установлена венгерская 40-мм 41.M, также венгерскими образцами было решено заменить пулемёты и двигатель. В общей сложности в конструкцию танка было внесено более 200 различных изменений. Окончательно лицензионный договор с фирмой «Шкода» был подписан 7 августа, а 28 ноября 1940 года модифицированный танк был принят на вооружение Венгерской армии под обозначением 40.M. Танк получил также имя собственное — «Туран», в честь исторической прародины венгров.

 

40.M Turán I — базовый вариант с 40-мм пушкой, выпущено 285 танков, включая командирский вариант.

 

40.M Turán I P.K. — командирский вариант с сокращённым боекомплектом и дополнительной радиостанцией R/4T.

 

41.M Turán II — вариант с короткоствольной 75-мм пушкой 41.M, выпущено 139 единиц.

 

41.M Turán II P.K. — командирский вариант, лишённый пушки и башенного пулемёта, оборудованный тремя радиостанциями: R/4T, R/5a и FuG 16, закончен только один прототип.

 

43.M Turán III — вариант с длинноствольной 75-мм пушкой 43.M и увеличенным бронированием, закончен был только прототип.

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк 44М Tas (1944г)

 

Масса  – 38 тонн

Экипаж – 5 человек

Оружие–пушка 75-мм KwK 42 L/70

Пулеметы 2×8-мм 34/40AM

Мощность двигателя  – 2x260 л.с

Максимальная скорость  – 45 км/час

 

 

 

После освоения производства легких и средних танков в Венгрии предприняли попытку создать тяжелую боевую машину. Генеральный штаб поручил проектирование Институту военной техники, причем было решено сконструировать сразу и тяжелый танк, и истребитель танков на его базе. Проект был готов в июле 1943 года, и в августе за его осуществление взялась фирма Manfred Weiss. Танк получил название Tas («Тош») — по имени вождя одного из семи мадьярских племен, пришедших в IX веке из Азии в Паннонию (территория современной Венгрии). Первый опытный образец без башни и из неброневой стали испытывался летом 1944 года, но 27 июля был уничтожен во время бомбардировки завода американской авиацией. Изготовление второго образца передали заводу Ganz, однако до декабря 1944 года предприятие прекратило свою работу, танк завершен не был.

Корпус танка собирался с помощью сварки из катаных броневых листов. Лобовые детали корпуса имели большие углы наклона. Толщина лобовых листов корпуса достигала 100 — 120 мм, бортовых — 50. Лобовая броня башни составляла 30 мм. В башне сначала планировалось установить длинноствольную 75-мм пушку 43М венгерского производства, однако позднее предпочтение отдали немецкой 75-мм танковой пушке KwK 42 с длиной ствола 70 калибров — такой же, как на танке «Пантера». Первоначально эти орудия предполагалось закупать в Германии, затем по лицензии выпускать у себя. С пушкой был спарен 8-мм пулемет 34/40А. Башня имела электромеханический и ручной механизмы поворота. Второй 8-мм пулемет собирались разместить в лобовой части корпуса, по- видимому, в такой же установке, как и на «Пантере» модификации D, однако на сохранившихся чертежах «Тоша» пулеметная установка в корпусе отсутствует.  Новый мощный двигатель для «Тоша» создать не успели. Поэтому пришлось ставить два старых мотора Manfred Weiss-Z мощностью по 260 л.с. каждый. Силовая установка общей мощностью 520 л.с. могла обеспечить танку массой 38 т максимальную скорость 45 км/ч. Запас хода составлял 200 км. Двигатели могли работать одновременно на общую планетарную трансмиссию нового типа или по раздельности, то есть танк мог двигаться и на одном моторе. Коробка передач с мультипликатором обеспечивала восемь передач вперед и одну назад. В ходовую часть входило шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Гусеницы — широкие, 600 мм. На всех машинах предусматривалась установка радиостанции R/5a.  Самоходную установку 44М «Тош» предполагалось создать на несколько уширенной базе одноименного танка, но с той же моторно-трансмиссионной группой и ходовой частью. Ее планировалось вооружить 88-мм немецкой танковой пушкой KwK 36 и даже пушкой KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр. Компоновка этой САУ была подобна «Ягдпантере». Лобовой лист корпуса толщиной 120 мм устанавливался под углом 60° к вертикали. Бортовые листы имели толщину 50 мм. Боевая масса составляла 36 т, экипаж включал 4 — 5 человек. Самоходная установка так и не вышла из проектной стадии.

 

 

САУ

САУ  Zrínyi (1943г-1944г)

 

Масса  – 21,5 тонн

Экипаж – 4 человека

Оружие–пушка 105-мм 40/43.M

Мощность двигателя  – 260 л.с

Максимальная скорость  – 40 км/час

 

 

 

 

Создана в 1942 - 1943 годах на базе танка "Туран". По компоновке они напоминали немецкие штурмовые орудия StuG III или итальянские САУ "Земовенте".  Для борьбы с танками САУ "Зриньи" не годилась ввиду малой начальной скорости снаряда. Это была бы неплохая машина типа немецких штурмовых орудий, если бы только она не сохранила все недостатки базовой модели.  В 1943 - 1944 годах произведено 66 "Зриньи", использовавшихся венгерскими войсками вплоть до 1945 года. После войны как минимум одна САУ этого типа использовалась в роли учебной до начала 1950-х годов.  САУ создана на базе среднего танка "Туран", ширину корпуса которого увеличили почти на 45 см. Бронирование составляло от 25 до 75 мм. Боевая масса самоходки равнялась 21,5 т. В лобовом листе полностью бронированного корпуса справа устанавили переделанную 105-мм пехотную гаубицу 40М фирмы MAVAG с длиной ствола 20,5 калибра с клиновым затвором. Горизонтальные углы наведения гаубицы ±11°, угол возвышения — +25°. Боекомплект состоял из 52 выстрелов раздельного заряжания. Пулемета машина не имела. Самоходную артиллерийскую установку оснастили восьмицилиндровым карбюраторным V-образным двигателем "Manfred Weiss-Z" мощностью 194 кВт при 2200 об/мин. который позволял машине массой более 19 т разгоняться до максимальной скорости 43 км/ч. При емкости топливных баков 265 л запас хода машины составлял 165 км. Трансмиссия самоходки состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, планетарной 6-скоростной (3+3) коробки передач, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Управление агрегатами трансмиссии осуществлялось с помощью пневматического сервопривода. Имелся и дублирующий механический привод.  Ходовая часть была подобна ходовой части среднего танка "Туран" и применительно к одному борту состояла из восьми обрезиненных сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в две тележки, каждая из которых подвешивалась на двух полуэл-липтических листовых рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом, имевшим зубчатый венец, устанавливался один сдвоенный каток, облегчавший самоходке преодоление вертикальных препятствий Ведущее колесо располагалось сзади. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков Конструкция ходовой части обеспечивала САУ мягкий ход без сильных вертикальных колебаний и раскачиваний.

 

Модификации:

43M Zrínyi II — базовая модель, вооружённая 105-мм гаубицей. Выпущено 66 единиц.

44M Zrínyi I — прототип истребителя танков, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой. Выпущен только 1 опытный образец.

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ - 40M Nimród (1941г-1944г)

 

Масса  – 10,5 тонн

Экипаж – 6 человек

Оружие–пушка 40-мм 36.M

Мощность двигателя  – 155 л.с

Максимальная скорость  – 60 км/час

 

 

 

 

В 1938 году шведская фирма Landsverk по венгерскому заказу разработала легкую противотанковую САУ L62 Anti на базе танка L60B. Годом позже самоходка прибыла в Венгрию, где планировалось развернуть ее серийное производство. Войсковые испытания L62 проходили в августе — сентябре 1939 года. Шасси САУ было аналогичным шасси легкого танка L60B, но длиннее на один опорный каток. Вооружение — 40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors с длиной ствола 60 калибров, которая устанавливалась в открытой сверху сварной башне большого размера, вращавшейся на 360°. Двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с. разгонял самоходку массой 10 т до максимальной скорости 50 км/ч. Комиссия, проводившая испытания, предложила увеличить объем башни с тем, чтобы разместить в ней еще одного члена экипажа, установить телескопический прицел для стрельбы по танкам, а также внести ряд других мелких изменений. 10 марта 1940 года Институт военной техники рекомендовал к серийному производству САУ, получившую обозначение 40М «Нимрод» — по имени легендарного прародителя мадьяр и гуннов.  В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка «Толди», на котором монтировалась открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа: командир, установщик прицела, два наводчика и заряжающий. 40-мм автоматическая пушка Bofors, выпускавшаяся на заводе MAVAG по лицензии под маркой 36М, была смонтирована на тумбе в центральной части корпуса. Угол возвышения ствола орудия составлял +85°, склонения 4°. В боекомплект, полностью размещенный в башне, входило 160 артвыстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и осветительными снарядами. Выстрелы объединялись в обоймы, по четыре патрона в каждой.  В остальном, за исключением более длинного шасси, «Нимрод» не отличалась от танка «Толди». Толщина броневых листов колебалась в пределах 6 — 13 мм. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, а направляющее колесо было поднято с грунта. На машинах первой серии устанавливались немецкие двигатели Bussing-NAG, а на второй — лицензионные Ganz VIII венгерского производства. Боевая масса «Нимрода» составляла 10,5 т. Максимальная скорость — 50 км/ч, запас хода — 250 км. Радиостанциями R/5a оснащались лишь машины командиров батарей, хотя место под их размещение имелось на всех самоходках.

В 1941 — 1944 годах фирмой MAVAG было изготовлено 135 единиц (46 машин первой серии и 89 — второй).

В войска «нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 «нимродов» (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только три машины.

В качестве противотанкового средства «нимроды» большого успеха не имели — бороться с советскими Т-34 и КВ они не могли. Поэтому их и использовали в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. При стрельбе две самоходки располагались на дистанции 60 м друг от друга, между ними — пост управления с дальномером и вычислительным прибором.  В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин — в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по четыре машины составили ПВО дивизии. В сентябре, когда бои шли уже на территории Венгрии, в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий находилось 82 «нимрода» — по 39 в обеих танковых и четыре в кавалерийской. На 7 декабря 1944 года 2-я танковая дивизия имела в строю еще 26 ЗСУ этого типа. В немецком контрударе у озера Балатон 18 — 19 марта 1945 года принимали участие 10 «нимродов». К 22 марта все они были потеряны. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште. На базе «Нимрода» в 1943 году был создан опытный образец бронетранспортера «Лехел» (Lehel), предназначенный для перевозки 10 пехотинцев. По другим данным, в бронетранспортер переделали опытный экземпляр самоходной установки L62 Anti. В том же году на базе «Нимрода» из неброневой стали изготовили две саперных машины. Кроме того, планировалось также переделать 10 САУ в транспортеры для перевозки раненых.  В настоящее время сохранилось два экземпляра ЗСУ «Нимрод»: один — в военном музее в Будапеште, другой (№ Н094) — в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль - 39M Csába (1939г-1944г)

 

Масса  – 5,95 тонн

Экипаж – 4 человек

Оружие–пушка 20-мм Solothurn 36.M

Пулеметы -  1 × 8-мм 34/37M

1 × 8-мм 31M

Мощность двигателя  – 90 л.с

Максимальная скорость  – 65 км/час

 

 

 

Первая попытка создать бронеавтомобиль венгерской конструкции была предпринята в 1932 году уже упоминавшимся конструктором Н.Штраусслером. Под его руководством на заводе фирмы Manfred Weiss разработали и изготовили четырехколесную небронированную машину AC.I. По сути она представляла собой шасси будущего бронеавтомобиля. Шасси увезли в Англию для испытаний. В 1935 году изготовили улучшенную модель шасси AC.II, опять-таки вскоре отправленную в Англию, поскольку бронировать его в Венгрии было нельзя (запретительные статьи Трианонского договора еще действовали). Броней и башней машину оснастила английская фирма Alvis, на которую в 1937 году перешел работать и сам конструктор. Вскоре образовалась и фирма Alvis-Straussler. Бронеавтомобиль АС.II имел клепаные бронекорпус и башню. Масса машины с экипажем из четырех человек составляла 4 т. Вооружение состояло из пулемета Vickers калибра 7,69 мм. Шестицилиндровый двигатель Alvis мощностью 120 л.с. разгонял бронеавтомобиль до максимальной скорости 45 км/ч.  В 1937 году на заводе фирмы Alvis- Straussler был изготовлен прототип бронеавтомобиля АС. 11 ID. Эти машины заказала Голландия для своих колоний, Португалия и Англия — для службы на Среднем Востоке. Шасси для них поставлялись фирмой Manfred Weiss , а броня, двигатели, коробки передач и вооружение — Alvis-Straussler.  Венгерская фирма Manfred Weiss в 1938 году на основе шасси AC.IIID изготовила прототип бронеавтомобиля для Хонведшега. Машина получила индекс АС.II и имела корпус и башню из неброневой стали. Она испытывалась в 1939 году, была рекомендована к серийному производству и принята на вооружение под наименованием 39М Csaba («Чабо») — в честь младшего сына гуннского короля Аттилы. К окончательной доработке «Чабо» Штраусслер уже отношения не имел. Заказ на производство восьми учебных (из неброневой стали) и 53 бронированных машин завод Manfred Weiss получил в 1939 году. С 1940 по 1944 год было выпущено 135 единиц.

«Чабо» — единственный серийный венгерский легкий разведывательный бронеавтомобиль. Он относится к числу наиболее удачных машин этого типа периода Второй мировой войны.  Башня и несущий корпус машины — клепаные, собирались из прямых броневых листов, расположенных под рациональными углами наклона. Толщина броневых листов в лобовой части корпуса достигала 13 мм, бортов — 7, башни — 10. В кормовой части справа размещался двигатель, слева — задний пост управления. Вооружение состояло из противотанкового ружья 36М калибра 20 мм и 8-мм пулемета 34/37АМ Gebauer. Кроме того, в корпусе бронеавтомобиля укладывался 8-мм ручной пулемет 31М, предназначавшийся для стрельбы по воздушным целям через люк в кормовой стенке башни. Боекомплект — 200 патронов калибра 20 мм и 3000 патронов калибра 8 мм.

В состав экипажа входили командир- стрелок, пулеметчик, передний водитель и задний водитель (он же радист). В распоряжении последнего имелась радиостанция R/4.  На бронеавтомобиле устанавливался восьмицилиндровый карбюраторный V-образный двигатель Ford G61T жидкостного охлаждения. Мощность — 90 л.с., рабочий объем 3560 см3. Трансмиссия включала в себя шестискоростную коробку передач и раздаточную коробку. Колесная формула бронеавтомобиля — 4x2 (при движении задним ходом 4x4), размер шин 10,50 - 20, подвеска — на поперечных полуэллиптических рессорах (по две на каждый мост).  Силовая установка и ходовая часть обеспечивали «Чабо» достаточно высокую подвижность и проходимость на местности. Максимальная скорость при движении по шоссе достигала 65 км/ч. Запас хода составлял 150 км при емкости топливных баков 135 л. Боевая масса машины — 5,95 т.  Помимо линейной модификации, выпускался и командирский вариант — 40М, вооруженный только 8-мм пулеметом. На нем устанавливались радиостанции R/4 и R/5 с рамочной антенной. Боевая масса равнялась 5,85 т. Командирских машин было изготовлено 30 единиц.

Следует отметить, что для бронекатеров дунайской флотилии заводом Manfred Weiss были изготовлены 18 башен «Чабо».

Бронеавтомобили «Чабо» поступили на вооружение 1-й и 2-й моторизованных и 1-й и 2-й кавалерийских бригад по одной роте в каждую. В состав роты входили 10 боевых машин, одна командирская и две учебных. Взвод из трех «Чабо» имела горнострелковая бригада. Все эти соединения, за исключением 1-й кавалерийской бригады, совместно с Вермахтом принимали участие в агрессии против Югославии в апреле 1941 года.

Летом того же года на советско- германском фронте воевали 2-я моторизованная и 1-я кавалерийская бригады, а также рота бронемашин 2-й кавбригады — всего 57 «Чабо». К декабрю 40 бронеавтомобилей оказались утрачены. В ходе боевых действий выявилась слабость их вооружения и бронирования. В январе 1943 года в боях на Дону была разгромлена 1-я кавалерийская бригада и потеряны все 18 таких броневиков, находившихся в ее составе.

К лету 1944 года в венгерской армии оставалось 48 боеспособных «Чабо», 14 из которых в июне воевали в Польше в составе 1-й кавдивизии. В последний раз бронеавтомобили этого типа принимали участие в боях на территории Венгрии зимой 1945 года. Вее они были уничтожены Красной Армией.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/V-4_(танк), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Толди_(танк), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Туран_(танк), https://warriors.fandom.com/ru/wiki/43M_Zrinyi_II

а так же ; М.Барятинский  Бронеколлекция, 2005 № 03 (60) Танки Хонведшега

 

ВЕНГРИЯ