Ещё в начале Второй мировой войны Австралия обратилась к английскому правительству с просьбой о закупке некоторого количества танков, однако эта заявка была не удовлетворена. Поскольку к середине 1940 г. угроза нападения Японии стала вполне реальной, австралийское военное командование развернуло срочную программу вооружения, предусматривавшую, в частности, собственное производство бронетехники.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Sentinel (1942г-1943г)

 

Масса  – 28,45 тонн

Экипаж – 5 человек

Орудие – пушка 40-мм QF 2 pounder

Пулемёты 2 × 7,7-мм «Виккерс»

Мощность двигателя  – 3 × 117 л.с

Максимальная скорость  – 48 км/час

 

Австралийский крейсерский танк «Сентинел» (англ. Australian Cruiser Tank Sentinel, от англ. sentinel — «часовой») — австралийский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны, средний по массе. Был создан в 1942 году, когда Австралии для отражения грозившего японского вторжения срочно был необходим танк, способный производиться полностью силами австралийских предприятий. В 1942—1943 годах было выпущено 68 «Сентинелов» в нескольких вариантах. Танк использовался австралийскими войсками до 1945 года, исключительно в учебно-тренировочных целях, так как к 1943 году уже стали доступны более совершенные танки «Шерман» производства США. К середине 1940 года угроза Австралии со стороны Японии стала настолько серьёзной, что австралийское правительство развернуло срочную программу вооружения. Поскольку Великобритания, ожидавшая германского вторжения, не могла поставить какого-либо количества танков, единственным выходом была постановка собственного танкостроения. Привлекая технических консультантов из Великобритании, выработали решение использовать доступные коммерческие узлы и агрегаты, скомбинировав их с разработанными заново корпусом, подвеской, шасси и узлами силовой установки. Результатом стал примечательный танк, известный как AC-1, или «Сентинел». Он отличался корпусом, отлитым как единая деталь, литой башней и установкой трёх бензиновых двигателей «Кадиллак», передающих вращение на один ведущий вал. Основное вооружение ограничивалось 2-фунтовой (40-мм) противотанковой пушкой, хотя позже экспериментировали и с 25-фунтовой (88-мм) пушкой. Первый «Сентинел» был собран в январе 1942 года. Оригинальные инженерные решения ограничили выбор предприятий для производства этих машин. Строилось новое предприятие для производства танков, но их выпуск прекратился в июле 1942 года после сборки 66 машин. К этому времени стало очевидно, что американские танковые заводы смогут удовлетворить все будущие потребности Австралии, так что дальнейшее собственное производство стало неэкономичным.

 

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль LP-3 (1931г-1933г)

 

Масса  – 4 тонны

Экипаж – 3-4 человек

Орудие – Пулемёт «Виккерс» 7,7-мм

Мощность двигателя  – 85 л.с

 

Разработка бронеавтомобиля, получившего обозначение LP (Local Pattern — модель местного производства), осуществлялась в Австралии с 1931 г. по 1933 г силами службы материально-технического снабжения австралийской армии, танкового отделения стрелковой школы в Рэндвике, NSW и артиллерийского арсенала в Марибирнонге (штат Виктория). В ноябре был построен прототип LP-1, который назвали «Корробори» (танец австралийских аборигенов). Корпус, сваренных из броневых листов, поставленных английской фирмой «Хадфилдс» из Шеффилда, был установлен на шасси заднеприводного (4x2) грузовика «Форд» с 50-сильным четырехцилиндровым двигателем. Испытания, проводившиеся на протяжении всего 1935 года, показали, что LP-1 не соответствовал требованиям, которые военные предъявляли к армейской технике бронемашина была чересчур тяжелой, шумной и имела высоко расположенный центр тяжести. Кроме того, практически отсутствовала вентиляция боевого отделения когда велась стрельба из 7,7-мм пулемета «Виккерс» в боевом отделении скапливалась высокая концентрация пороховых и угарного газов, от чего пребывание в нем членов экипажа становилось опасным для жизни. Решением комиссии, руководившей испытаниями, бронемашину отправили на доработку и в 1937 году были построены два новых прототипа LP-2. Одна из машин, названная «Биллабонг», была собрана из комплектующих фирмы «Форд», тогда как базой для второй («Бумеранг») послужили узлы и агрегаты фирмы «Шевроле». Двигатель фордовского варианта был доведен до уровня V8 с боковым расположением клапанов. В качестве основного вооружения на машину на этот раз установили 7,7-мм пулемет «Льюис». В июне 1939 года были построены шесть бронемашин модели LP-3, а в конце 1939 г. — начале 1940 г. стены железнодорожных мастерских в Ислингтоне (штат Южная Австралия) покинули девять моделей LP-4. Внешне LP-3 и LP 4 были практически неотличимы, но имели разные ходовые части, броневики LP 4 были собраны с использованием полноприводного набора комплектующих фирмы «Мармом-Хер-ринггон» и соответственно, являлись полноприводными (4x4). Базой для LP-3 и LP-4 послужили шасси грузовиков «Форд» 1938 г и 1939 г. соответственно Броневики LP-3 получили собственные имена «Ворон», «Кроншнеп», «Какаду», «Скат», «Морская звезда» и «Змея».  LP-4 назывались «Дьявол», «Динго», «Бандикут», «Дикобраз», «Опоссум», «Пеликан», «Волк», «Мимоза», «Тропа войны». До 1942 года все броневики находились на вооружении 1 -го и 2-го бронеавтомобильных полков в Хоршеме и Эшфилде. В тот же год их объявили устаревшими и сняли с вооружения.

 

 

 

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

В 1940 году новозеландские военные инициировали разработку новых проектов бронетехники. Обстановка в регионе усложнялась: риски нападения со стороны Японии все время росли. В то же время, армия Новой Зеландии не имела развитых вооруженных сил, из-за чего нуждалась в новых вооружениях и технике. Попыткой выйти из сложившейся ситуации стали два проекта создания собственных проектов бронетехники.  Ещё в начале Второй мировой войны Австралия обратилась к английскому правительству с просьбой о закупке некоторого количества танков. Однако эта заявка была не удовлетворена. Поскольку к середине 1940 г. угроза нападения Японии стала вполне реальной, австралийское военное командование развернуло срочную программу вооружения, предусматривавшую, в частности, собственное производство бронетехники.

Бронетрактор Bob Semple Tank (1941г)

 

Масса  – 25,4 тонны

Экипаж – 6 человек

Орудие – шесть 7,92-мм пулеметов Bren (пять в корпусе и один в башне)

  Мощность двигателя  – 95 л.с

Максимальная скорость  – 24 км/час

 

Первый собственный проект Новой Зеландии в области танков даже с теми или иными оговорками нельзя назвать удачным. Тем не менее, он все же позволил установить нежизнеспособность определенных идей и сформировать правильные взгляды на развитие и эксплуатацию бронетехники. Кроме того, несмотря на все неудачи, «танк Боба Сэмпла» занял свое место в истории бронетанковой техники мира рядом с некоторыми другими подобными проектами, показывающими, на что способны инженеры и военные в условиях серьезных ограничений.  С конца тридцатых годов прошлого века Япония захватывала все новые и новые территории на Тихом океане. Со временем это привело к реальным рискам для самых южных государств региона – Австралии и Новой Зеландии. Эти страны нуждались в защите от возможного нападения, для чего им требовались современные вооружения и техника. Недостаточное развитие промышленности, а также отсутствие возможности получения реальной и своевременной помощи от союзников заставляли австралийцев и новозеландцев самостоятельно заниматься проблемами своей безопасности. Попытки вооружить армию требуемой техникой нередко приводили к весьма интересным результатам. Так, силами специалистов Новой Зеландии в 1940 году был создан необычный образец бронетехники, получивший широкую известность под названием «Танк Боба Сэмпла».  Испытания конца 1940 года показали, что в проекте наметился определенный прогресс, однако стало ясно: работы серьезно затягиваются. Из-за этого было принято решение о сокращении заказа. Теперь военные хотели приобрести не шесть танков, как планировалось изначально, а всего три. Изучившие имеющуюся машину военные оставили не самые лучшие отзывы. По их мнению, такой образец бронетехники являлся настоящим шагом назад, во времена Первой мировой войны. Кроме того, проект успел «съесть» столько денег, сколько хватило бы на приобретение или постройку двух-трех бронетранспортеров Universal Carrier. Тем не менее, авторы проекта вскоре получили добро на сборку двух новых бронемашин.  Насколько известно, первые новозеландские танки использовались весьма ограниченно и успели принять участие лишь в некоторых учениях армии. Кроме того, имеются сведения об использовании этой техники для уборки деревьев на одной из армейских баз. Благодаря дальнейшему развитию событий на тихоокеанском театре военных действий Второй мировой войны «танки Боба Сэмпла» не получили возможности поучаствовать в реальных боевых действиях.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк  Е.Дж.Скофилда обр 40года (1940г)

 

Масса  – 6 тонн

Экипаж – 3 человек

Орудие – пулеметы 2х7,71 - мм  Vickers

  Мощность двигателя  – 85 л.с

Максимальная скорость  – на колесах 80 км/час на гусеницах 40 км/ч

 

 

 

 

 

 

В начале сороковых годов новозеландские военные и конструкторы не имели никакого опыта в создании и эксплуатации бронетехники. Как следствие, подобный опыт приходилось получать здесь и сейчас. Кроме того, имеющиеся производственные мощности оставляли желать лучшего. Из-за этого первые разработки в важной области не отличались совершенством, а также не получили широкого распространения. Так, «танк Боба Сэмпла» был построен лишь в трех экземплярах, а первый проект Е.Дж. Скофилда привел к строительству только одного прототипа. Судьба единственного построенного танка Скофилда обр. 1940 г. неизвестна. По-видимому, после завершения испытаний машина была отправлена на хранение, но в дальнейшем была разукомплектована и утилизирована за ненадобностью. Несмотря на историческую ценность, подобный образец не стали сохранять. К этому времени отмена строительства серийных танков первой модели привела к интересным последствиям. В середине 1941 года Новая Зеландия получила 48 заказанных грузовиков американского производства. Они не стали основой для танков, но нашли применение в исходном качестве.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк  Е.Дж.Скофилда обр 42года (1942г)

 

Масса  – 6,5тонн

Экипаж – 3 человек

Орудие – пушка 42-мм и пулемет

  Мощность двигателя  – 29,5 л.с

Максимальная скорость  – на колесах 72,4км/час на гусеницах 43,4 км/ч

 

В 1940 году новозеландские инженеры во главе с американским специалистом Е.Дж. Скофилдом начали работу над перспективным колесно-гусеничным танком. К концу года был построен прототип, в дальнейшем принявший участие в испытаниях. Проверки новой техники позволили определить ее слабые и сильные стороны. Анализ реальных возможностей новой техники показал необходимость дальнейшего ее развития. В начале 1942 года авторы проекта получили разрешение на продолжение работ и строительство второй версии перспективной бронемашины.  Основные проблемы танка Скофилда обр. 1940 г. были связаны с недостаточной вентиляцией моторного отсека и конструкцией ходовой части. Кроме того, военных не полностью устроили защита и вооружение машины. Все эти недостатки планировалось устранить в новом проекте. По имеющимся данным, Е.Дж. Скофилд начал работу над развитием исходного проекта еще до окончания всех испытаний первого прототипа. Поэтому к началу 1942 года он уже имел определенные соображения, касающиеся совершенствования машины. Заказчик ознакомился с предложенными идеями, после чего одобрил разработку улучшенного проекта.

Осенью 1943 года первый и единственный прототип новозеландского пулеметно-пушечного танка был доставлен в Великобританию. Вскоре после прибытия, 11 октября, машину показали на параде в Лондоне. Через несколько дней ее отправили на полигон для испытаний. Испытания подтвердили наличие некоторых незначительных недостатков конструкции. При этом вновь отметили преимущества в виде достаточно высоких характеристик и широких возможностей. По результатам испытаний интерес к машине проявили военные медики, нуждавшиеся в новом средстве эвакуации раненых с поля боя. Командование десантных войск тоже выразило готовность заказать танки в случае положительного решения военного ведомства.

Тем не менее, интерес разных родов войск и организаций не дал никаких реальных результатов. Несмотря на все преимущества новой техники, запуск ее производства посчитали нецелесообразным. Новая Зеландия уже начала получать импортные бронемашины, из-за чего отказалась от планов по строительству собственной техники. Великобритания так же не стала организовывать выпуск танков Скофилда из-за наличия производства собственной техники. Дальнейшая судьба проекта была определена: от танка окончательно отказались.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сентинел_(танк), http://zonwar.ru/bronetexnika/first_armored/LP.html, https://topwar.ru/102275-tank-boba-sempla-neudachnyy-debyut-novoy-zelandii.html, https://topwar.ru/102275-tank-boba-sempla-neudachnyy-debyut-novoy-zelandii.html, https://coollib.com/b/432350/read, https://topwar.ru/102337-tank-edzh-skofilda-obrazca-1940-goda-novaya-zelandiya.html, https://topwar.ru/102408-tank-edzh-skofilda-obrazca-1942-goda-novaya-zelandiya.html.

 

АВСТРАЛИЯ