Первый в мире танк был построен и испытан в Великобритании (распространенная в нашей стране версия о русском происхождении танка современными исследованиями опровергается). К их строительству англичане приступили еще в годы 1 -й мировой войны, а к ее концу имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска — Royal Armoured Corps (RAC) — Королевский танковый корпус. В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на «точке замерзания». Причин тому было несколько. Прежде всего в Англии затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства — нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было. Такое положение привело к тому, что за этот период времени в Англии построили всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине. Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934—1935 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась. К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины — скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии (в Великобритании, как и во многих других странах, танковые части создавались на основе кавалерийских, с сохранением названий, символики и даже парадной формы одежды). Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка «Матильда I», например, имела всего одну скорость — считалось, что этого вполне хватает. В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены — в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты. Разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке с использованием большого числа машин с обеих сторон выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. Ни один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Англичанам долго не удавалось добиться их достаточной надежности. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение ряда лет не могла достичь правильной эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только в 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения 2-й мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению. Для 40-х годов нельзя признать прогрессивными конструкцию и технологию сборки английских танков. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом («Валентайн»). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими. Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и вовремя 2-й мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых —60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Англия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины — легкие. Всего же за годы войны произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала, и использовалась в учебных целях. Около 30 000 танков и САУ в годы 2-й мировой войны поступило в Beликобританию из США по программе ленд-лиза. При этом доля американских боевых машин в частях Королевского танкового корпуса и Королевской артиллерии постоянно увеличивалась, а к окончанию боевых действий американских танков насчитывалось больше, чем английских. В канун войны британские танковые войска не имели дивизионной организации. Их представляли только отдельные полки и бригады. Танковые части Британских экспедиционных сил (BEF — British Expeditionary Forces), прибывшие во Францию в сентябре 1939 года, были сведены в две легкие разведывательные бригады (1 st and 2nd Light Recce Armoured Brigade). Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду (1st Army Tank Brigade), оснащенную пехотными танками. Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию (1st Armoured Division). В феврале 1940 года в Египте на базе частей так называемой Мобильной дивизии (Mobile Division) была создана провоевавшая в дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия (7th Armoured Division); ее танкисты получили прозвище Desert Rats — «пустынные крысы». На Дальнем Востоке Королевский танковый корпус в 1941 году представляли только два танковых полка — 7-й гусарский (7th Hussars) и 2-й Королевский (2nd RTR). Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие австралийские и индийские танковые части. В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений и частей несколько увеличился. К осени 1941 года сформировали 5 танковых дивизий и 5 отдельных танковых бригад. Высшим соединением являлась дивизия, состоявшая из двух бригад по три танковых полка в каждой, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитнопротивотанкового полков. Всего в ней насчитывалось около 300 танков. Опыт боевых действий в Северной Африке показал, что такая структура громоздка и трудноуправляема. Крайне незначительное количество пехоты и малое число артиллерийских орудий также существенно снижали боевые возможности этих соединений. Поэтому во втором полугодии 1942-го дивизии реорганизовали. По новой организации дивизия состояла из одной танковой бригады (три танковых полка по 72 танка в каждом и 1 мотопехотный батальон), мотопехотной бригады, двух артиллерийских полков Королевской конной артиллерии (Royal Horse Artillery) или Королевской полевой артиллерии (Royal Field Artillery) — всего 96 орудий; полка противотанковой артиллерии (Anti-Tank Regiment) — 48 орудий, подразделений обеспечения и обслуживания. Всего в дивизии было около 18 000 человек и 344 танка. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать по 3—4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин на 1 км. Следует подчеркнуть, что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно поддерживала действия танковых частей. В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления пехотных дивизий первого и второго эшелонов. Так, например, во время высадки в Нормандии каждая пехотная дивизия первого эшелона усиливалась двумя танковыми полками. В ходе 2-й мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во втором эшелоне и использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их первых эшелонах находились мотопехотные части, усиленные танками и САУ. В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению, отсутствием маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все более четким и отлаженным. Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский. Сравнительно невысокими были и людские потери. В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.
Легкий танк Mk A (1917г-1918г)
Масса – 14,2 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пулеметы 4x7,7-mm
Hotchkiss M1909
Мощность двигателя – 2x45 л.с
Максимальная скорость – 12,8 км/час
Легкий танк Mk VI (1936г-1940г)
Масса – 5,3 тонны
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пулемет Vickers 12,7-mm и
7,7-mm
Мощность двигателя – 88 л.с
Максимальная скорость – 56,3 км/час
Легкий танк Mk VII (Tetrarch)
(1938г-1942г)
Масса – 7,6 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие – пушка 40-mm
Мощность двигателя – 165 л.с
Максимальная скорость – 64,3 км/час
Легкий танк Vickers Mk E
(1931г-1959г)
Масса – 7,1 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пушка 47-mm
Пулемет Vickers
Мощность двигателя – 80 л.с
Максимальная скорость – 35,4 км/час
Легкий пехотный танк Mk.I (Матильда I) (1937г-1940г)
Масса – 11,2 тонны
Экипаж – 2 человека
Орудие – Пулеметы Vickers 7,7-mm или 12,7-mm.
Мощность двигателя – 70 л.с
Максимальная скорость – 13 км/час
Легкий кресерский танк Mark I (A9) (1937г)
Масса – 13,4 тонн
Экипаж – 6 человек
Орудие – Пушка QF2 pounder 40-mm
Пулеметы - Vickers 3x7,7-mm
Мощность двигателя – 150 л.с
Максимальная скорость – 40 км/час
Легкий кресерский танк Mark II (A10) (1938г-1940г)
Масса – 14,39 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие – Пушка QF2 pounder 40-mm
Пулеметы - Besa 2x7,92-mm
Мощность двигателя – 150 л.с
Максимальная скорость – 26 км/час
Легкий кресерский танк Mark III (A13) (1938г-1939г)
Масса – 14,2 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка QF2 pounder 40-mm
Пулемет -Vickers 7,7-mm
Мощность двигателя – 340 л.с
Максимальная скорость – 50 км/час
Легкий кресерский танк Mark IV (A13 Mk.II) (1939г-1941г)
Масса – 14,99 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка QF2 pounder 40-mm
Пулемет -Vickers 7,7-mm
Мощность двигателя – 340 л.с
Максимальная скорость – 48 км/час
Лёгкий танк Mk.VIII (Harry Hopkins)
(1943г-1945г)
Масса – 8,64 тонны
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пушка QF2 pounder 40-mm
Пулемет - Besa 7,92-mm
Мощность двигателя – 149 л.с
Максимальная скорость – 48 км/час
Лёгкий танк VFM5 (Vickers Mk 5) (1985г-1986г)
Масса – 19,7 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка L7A1 105-mm
Пулемет - L8A2 7,62-mm
Мощность двигателя – 550 л.с
Максимальная скорость – 70 км/час
Лёгкий танк Scorpion (FV101) (1971г-1996г)
Масса – 8,01 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пушка L23A1 76-mm
Пулеметы -L8A1 и L9A1 7,62-mm
Мощность двигателя – 195 л.с
Максимальная скорость – 80 км/час
Лёгкий танк Scimitar (FV107) (1971г-1996г)
Масса – 7,8 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пушка L21 RARDEN 30-mm
Пулеметы -L37A1 MG 7,62-mm
Мощность двигателя – 190 л.с
Максимальная скорость – 85 км/час
Лёгкий танк Warrior (FV510)
(1986г-1994г)
Масса – 23,5 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие – Пушка L21A1 RARDEN 30-mm, пулемет L94A1 7,62-mm
Мощность двигателя – 550 л.с
Максимальная скорость – 75 км/час
Средний танк Little Willie (1915г)
Масса – 18,3 тонн
Экипаж – 4-6 человека
Орудие –Пулемет 7,7-мм «Vickers»
Мощность двигателя – 105 л.с
Максимальная скорость – 3,2 км/час
Средний танк Vickers Medium Mark I (1923-1925г)
Масса – 11,7 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие – Пушка 47-мм QF 3 pounder Vickers, пулеметы 1—4×7,7-мм «Гочкисс» M1914 и 2 × 7,7-мм «Vickers»
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 24 км/час
Средний танк Vickers Medium Mark II (1925-1934г)
Масса – 12 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие –Пушка 47-мм QF 3 pounder Vickers, пулеметы 1—4×7,7-мм «Гочкисс» M1914 и 2 × 7,7-мм «Vickers»
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 21 км/час
Средний танк Matilda II (A12) (Пехотный танк) (1937-1943г)
Масса – 26,95 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие –Пущка 40-мм QF 2 pounder
Пулемет 7,7-мм «Vickers»
Мощность двигателя – 2х87 л.с
Максимальная скорость – 24 км/час
Средний танк Covenanter (A13) (Крейсерский танк) (1940-1941г)
Масса – 18,3 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие –Пущка 40-мм QF 2 pounder
Пулемет 7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 280 л.с
Максимальная скорость – 50 км/час
Средний танк Crusader (A15) (Крейсерский танк) (1940-1943г)
Масса – 19,3 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие –Пущка 40-мм QF 2 pounder
Пулемет 2x7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 340 л.с
Максимальная скорость – 43 км/час
Средний танк Valentine Mk.III (пехотный танк) (1940-1944г)
Масса – 15,75 тонн
Экипаж – 3 человека
Орудие –Пущка 40-мм QF 2 pounder
Пулемет 7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 135 л.с
Максимальная скорость – 25 км/час
Средний танк Cromwell А27 (Крейсерский танк) (1943-1945г)
Масса – 27,97 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие –Пущка 57-мм QF 6 pounder
Пулемет 2x7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 64 км/час
Средний танк Challenger A30 (Крейсерский танк) (1943-1945г)
Масса – 33 тонны
Экипаж – 5 человек
Орудие –Пущка 76,2-мм QF 17 pounder, пулемет 1 × 7,62-мм M1919A4
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 52 км/час
Средний танк Comet A34 (Крейсерский танк) (1944-1945г)
Масса – 33 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие – Пушка 76-мм QF 77 mm HV, Пулемет 2 × 7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 47 км/час
Средний танк Valiant A38 (Пехотный танк) (1944г)
Масса – 27,4 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка QF 6 pdr (57 мм), Пулемет 2 × 7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 210 л.с
Максимальная скорость – 19 км/час
Средний танк Sherman Firefly (1944-1945г)
Масса – 33 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка 76,2-мм QF 17 pounder, пулемет 1 × 12,7-мм M2HB и 1 × 7,62-мм M1919A4
Мощность двигателя – 370 л.с
Максимальная скорость – 40 км/час
Средний танк Centurion A41 (1945-1962г)
Масса – 43-51 тонна
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка 76,2-мм QF 17 pounder, пулемет 2 × 7,92-мм «BESA»
Мощность двигателя – 600-650 л.с
Максимальная скорость – 35 км/час
Средний танк Charioteer Mk.7 (FV 4101) (1952г)
Масса – 30 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка 84-мм QF 20 pounder, пулемет 7,62-мм M1919A4
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 50 км/час
Тяжелый танк Mark I,II,III,IV,V,VI,VII,VIII (1916г)
Масса – 27,5-28,5 тонн
Экипаж – 8 человек
Орудие – Пушки 2 × 57-мм «Гочкис» L/40 Пулеметы («самец»); 4 × 8-мм «Гочкис» («самка»); 4 × 7,7-мм «Виккерс», 1 × 8-мм «Гочкис»
Мощность двигателя – 105 л.с
Максимальная скорость – 6,4 км/час
Тяжелый танк A1E1 (Independent) (1926г)
Масса – 32 тонн
Экипаж – 8 человек
Орудие – Пушка 47-мм QF 3 pdr, пулемет-4x7,62-мм пулемёта «Виккерс»
Мощность двигателя – 370 л.с
Максимальная скорость – 32 км/час
Тяжелый танк TOG II (1941г)
Масса – 82,3 тонн
Экипаж – 6 человек
Орудие – Пушка 76.2-мм QF 17 pounder, пулемёта 7.92-мм BESA
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 14 км/час
Тяжелый танк Churchill A22 (1941-1945г)
Масса – 37,9 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие – Пушка 40-мм QF 2 pounder (в ранних версиях), пулемёты
2× 7,92 BESA
Мощность двигателя – 350 л.с
Максимальная скорость – 25 км/час
Тяжелый танк Excelsior A33 (1942-1943г)
Масса – 40 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие – Пушка Ordnance QF 75 мм, пулемёты 2× 7,92 BESA
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 38,6 км/час
Тяжелый танк Тяжелый танк Black Prince A43 (1945г)
Масса – 50 тонн
Экипаж – 5 человек
Орудие – Пушка 76,2-мм QF 17 pounder, пулемёты 2× 7,92 BESA
Мощность двигателя – 350 л.с
Максимальная скорость – 18 км/час
Тяжелый танк Conqueror (1955-1959г)
Масса – 66 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка 120-мм L1, пулемёты 2 × 7,62-мм M1919
Мощность двигателя – 950 л.с
Максимальная скорость – 34 км/час
Основной боевой танк Chieftain (1965-1983г)
Масса – 55 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка 120-мм L11A5, пулемёты 12,7-мм L21A1, 7,62-мм L8A1, 7,62-мм L37A1
Мощность двигателя – 760 л.с
Максимальная скорость – 48 км/час
Основной боевой танк Challenger (1983-1990г)
Масса – 62,5 тонн
Экипаж – 4 человека
Орудие – Пушка 120-мм L30E4, пулемёты 1 × 7,62-мм L94A1,
1 × 7,62-мм L37A2
Мощность двигателя – 1200 л.с
Максимальная скорость – 56 км/час
Огнеметные танки
ПТ-САУ
САУ
Зенитные самоходные установки
Реактивные системы залпового огня
Бронеавтомобиль