ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Mark I (1916г)

 

Схема компоновки Mk I сложилась в процессе разработки, когда «Маленький Вилли» обрастал новой ходовой частью и спонсона-ми. Корпус танка состоял из пяти основных частей — корпус, две рамы гусеничного хода и два спонсона. Корпус в целом повторял коробчатую форму «Маленького Вилли» и внутри походил на машинное отделение боевого корабля — даже деревянный настил пола напоминал палубу. Высота внутреннего помещения позволяла человеку среднего роста продвигаться по нему, не пригибаясь, но в остальном оно было чрезвычайно тесно. Большую его часть занимали двигатель и трансмиссия. Перед двигателем размещалось отделение управления — рубка с двумя сиденьями. Экипаж состоял из восьми человек — офицера и семи нижних чинов. Водитель размещался в рубке справа, командир — слева чуть выше.  По сравнению с «Матерью», у Mk I рубку увеличили, дабы обеспечить хоть какой-то обзор. В проходах и спонсонах располагались наводчики и заряжающие (или пулеметчики), сзади у бортов — помощники водителя. Корпус Мк I собирали из листов катаной брони.  В апреле 1916 г. Суинтон предложил выполнить половину заказанных танков пулеметными — это отвечало задачам танков и ускорению производства. Так появилось деление танков на пушечно-пулеметных «самцов» (male) и пулеметных «самок» (female). Задачей последних было подавление пехоты противника в окопах и прикрытие «самцов» от возможных пехотных атак.

Самец

Поскольку начальник Управления вооружений отказался выделять артиллерийские орудия для «сомнительных» машин, Адмиралтейство выделило морские 57-мм скорострельные пушки «Гочкис» (6-фунтовые, 6 pdr QF) с длиной ствола 40 калибров. Предельная скорострельность составляла 15–20 выстр./мин. Кроме пушек «самцы» вооружались тремя-четырьмя пулеметами «Гочкис» — производство ручных пулеметов французской системы «Гочкис» англичане начали в Ковентри в 1915 году. Огонь из лобового пулемета вел командир. Для посадки и высадки экипажа в задней стенке каждого спонсона имелась дверь с наружными петлями, под дверью крепили ступеньку. Имелись также лаз в крыше корпуса и узкая дверь в кормовой стенке справа, за радиатором.

Самка

Танк-«самка» вооружался 4 пулеметами «Виккерс» калибра 7,7 мм (.303) и 1–2 пулеметами «Гочкис». Каждый спонсон нес по два «Виккерса» — это основной пулемет британской армии, он имел питание от звеньевой ленты и боевую скорострельность до 300 выстр./мин., водяную систему охлаждения ствола, был громоздок. Зато в отличие от пулемета «Гочкис» мог развивать интенсивный огонь. Двигатель и коробку передач прямо заимствовали от тяжелого колесного трактора «Фостер» разработанного для ВМФ. Карбюраторный 6-цилиндровый бесклапанный двигатель «Даймлер» жидкостного охлаждения мощностью 105 л.с. устанавливался на раме в средней части танка. Выхлопные трубы выводились вверх на крышу, имели эжекторы, но глушителями не снабжались, прикрывались от дождя и засорения скобами. Выхлоп вверх демаскировал танк искрами, нередко поджигал брезенты. Некоторые экипажи сами ставили глушители из пустых банок из-под масла, обкладывали трубы мокрыми мешками или глиной. Трубчатый радиатор с вентилятором располагался у задней стенки корпуса и соединялся с системой охлаждения двигателя трубой, проходящей под крышей. Танк имел два бензобака по 114 л каждый они размещались по бокам от рубки между внутренними и наружными стенками рам ходовой части. Запуск двигателя производился тремя-четырьмя членами экипажа П-образной рукояткой, расположенной над коробкой передач. Сзади к танку шарнирно крепился хвост — на Х-образной раме монтировали два металлических колеса с ребордой, врезавшейся в грунт. Набор пружин прижимал хвост к земле, для подъема служил открыто установленный гидравлический домкрат, для поворота — тросовая тяга и шарнирные рычаги. Хвост служил для повышения устойчивости и увеличения ширины перекрываемого рва, а также для поворота и в качестве грузового прицепа. Управляли танком водитель, командир и два помощника водителя, работавшие на бортовых коробках передач. Для дальней связи в танке возле места помощника водителя крепили клетку с почтовыми голубями, которых выпускали через верхний люк или амбразуры. Для ближней связи употребляли сигналы флажками или лампой. На крыше Mk I поначалу монтировали двухскатную деревянную раму с проволочной сетью. Она служила для крепления маскировочного материала и защиты от ручных гранат. После первых боев на Сомме от этой громоздкой сетки отказались. Всего было выпущено 75 Мк 1-«самцов» и столько же «самок». После первых боев танков на Сомме генерал Хэйг 29 сентября 1916 г. потребовал увеличить заказ до 1000, потом 1250 танков, внеся улучшения в конструкцию. Военный совет поспешил в октябре отменить этот заказ, ссылаясь на несовершенство танков. Тем не менее заказ был увеличен на 1917 год, благодаря Лейтенант Стэрну и премьер-министру Ллойд-Джорджу. Против этого не возражал и начальник Генерального штаба Робертсон. Выдали новые заказы на броневые плиты, вооружение, стальные поковки. Началось расширение заводов. Продолжал свое участие в программе Фостер, со временем в нее включились заводы «Ковентри Орднанс» в Глазго и «Армстронг-Уитворт энд Ко» в Ньюкасле. Запланировали последовательный выпуск трех модификаций — 50 Mk II в январе 1917 года и 50 Мк III к 7 февраля в качестве переходных, а затем до 31 мая выпускать в неделю по 20 Mk IV.

 

Mk II Самец

Мк II не имел колесного хвоста. Отказу от него способствовал якобы эпизод, когда у одного Mk I хвост «отстрелили» снарядом, и это не сказалось на маневренности танка. Ширина перекрываемого рва уменьшилась на 0,5 м, а общая длина танка — почти на 2 м, так что отказ от такого рудимента был полезен. На месте «хвоста» остался ящик для имущества. Стенки спонсонов несколько скосили внутрь. Круглый лючок в крыше заменили более удобным прямоугольным с откидной вперед крышкой, прикрыв его кожухом. Общую емкость бензобаков увеличили до 281,4 л. Стальные опорные катки и ведущие колеса заменили чугунными. Выхлопную трубу вывели вдоль крыши на корму.

 

Самка

На «самки» вместо «Виккерсов» начали ставить ручные пулеметы «Льюис» с питанием из дискового магазина, воздушным охлаждением, боевой скорострельностью до 150 выстр./мин.

Выбор «Льюиса», видимо, объяснялся его широким признанием на тот момент в британской пехоте и авиации.

 

Mk III

На Mk III планировали увеличить толщину брони бортов до 12 мм, в стенках корпуса выполнили отверстия для крепления накладных бронелистов («экранов»), но их так и не установили. Каждый шестой трак уширили, укрепив на нем болтами шпору с развитым грунтозацепом. Ввели балку самовытаскивания. Поначалу это был 2-метровый торпедообразный деревянный брус, крепившийся на крыше поперек машины. Если гусеницы начинали буксовать, их тормозили, кто-либо из экипажа выбирался на крышу и цепями крепил брус к тракам гусениц. Гусеницы пускали вновь, балка упиралась в грунт и давала им опору. Mk II и Мк III выпустили по 50 единиц каждого (по 25 «самцов» и столько же «самок»). После поставки достаточного количества Mk IV оставшиеся на ходу Мк I, II и III использовали как учебные или специальные.

 

Mk IV

Заказ на постройку танков Mk IV выдали в сентябре 1916 года, к производству он был готов в феврале 1917-го, в марте начали поставку, в мае их получили британские танкисты во Франции. Планировали выпустить до 1200 танков, всего собрали 1015 — 420 «самцов» и 595 «самок». Доставлять Mk IV во Францию начали в апреле 1917 г., их боевой дебют состоялся в июне у Мессин. В устройство танка внесли ряд улучшений, связанных в основном с бронированием и вооружением. В связи с использованием германской пехотой бронебойных пуль типа SmK толщину брони в лобовой части довели до 16 мм, бортов — до 12, а крыши до 8 мм. Бронирование наконец защищало танк от ружейно-пулеметного огня на всех дальностях. Спонсоны больше скосили снизу, уменьшив их «зарывание» в грунт при крене танка.  Кроме того, спонсоны теперь могли вдвигаться внутрь корпуса по салазкам, что облегчало транспортировку по железной дороге — у Mk I, II и III спонсоны приходилось отделять.  Размеры двери спонсона увеличили с 600x400 до 900x500 мм. На «самках» спонсоны заметно уменьшили, так что масса танка несколько снизилась. Под пулеметными спонсонами выполнили люки-лазы с двухстворчатыми крышками, посадка и — главное — высадка облегчились. Кроме того, имелись люки в крыше. Стволы орудий укоротили с 40 до 23 калибров (т. е. с 2,28 до 1,31 м). Укороченные стволы облегчали вдвижение спонсонов внутрь, не утыкались в землю при крене и не задевали деревья или стены домов. В боекомплект орудий входили картечные выстрелы, часто помогавшие «очищать» окопы огнем накоротке. Пулеметы «Льюис» крепились в шаровых установках, на «самках» эти установки монтировались в поворотных цилиндрических щитах. На «самцах» было четыре «Льюиса», из них два запасных, на «самках» — шесть, из них один-два запасных. Уменьшение массы и размеров орудия облегчало его наведение в бою и демонтаж при ремонте. Для установки в танк использовалась «авиационная» модификация пулемета с заменой приклада рукояткой под левую руку. Важной новинкой стала установка бензобаков вне корпуса на корме, так что их прикрывали выступы ходовой части. Емкость баков составляла 272,5 л.  Выше баков монтировали радиатор. Опорные катки, ведущее и направляющее колесо, траки гусениц изготавливали теперь из литой стали, легированной никелем. Установили грязеочистители.  Сзади на крыше в особой коробке укладывали буксирный трос или запасные канистры с горючим. Появились средства навигации в виде магнитного компаса. Усовершенствовали и «систему самовытаскивания». К корпусу болтами крепили согнутые из стального уголка направляющие, приподнимавшиеся над верхней ветвью гусениц и рубкой. На направляющих цепями крепили новую «незарываюшуюся» балку в виде призматического бруса тикового дерева длиной 3,6 м с окованными железом концами. Весила такая балка около 400 кг. На Mk IV опробовали гусеничный обвод, значительно пониженный в задней части, с удлиненной опорной поверхностью, прозванный за характерную форму «Тэдпол» (tadpole — «головастик»). В Центральных мастерских заготовили комплекты задних выступов для массовой переделки танков по схеме «Тэдпол», но переделку так и не провели. В опытном порядке между задними выступами ходовой части крепили платформу с минометом Стокса — едва ли не первый вариант самоходного миномета. Идея вооружения танков «мортирами» высказывалась еще в ноябре 1916 г. Мартелем, предлагавшим к «боевым танкам» и «истребителям пулеметов» добавить «торпедные танки» (по аналогии с морской тактикой) для борьбы с узлами сопротивления противника навесной стрельбой тяжелыми снарядами. По мере поставки танков Mk V часть Mk IV переделывали в танки снабжения по аналогии с Mk I. Однако именно Mk IV остался самым массовым британским танком в 1916–1918 годах.

 

Mk V

Выпуск новой модели тяжелого танка Mk V планировали начать в августе-сентябре 1917 года, но серийное производство смогли подготовить только в декабре. Первоначально хотели заказать на 1918 год 4000 танков, но после неудачи танков под Ипром военное министерство, рассмотрев доклад министра снабжения Черчилля, 11 ноября 1917 г. сократило заказ до 1350 машин.  Схема вооружения осталась прежней. Стандартным танковым пулеметом стал «Гочкис» Mk I* калибра 7,7 мм, снабжавшийся прицелом Пальмера. Появился кормовой пулемет — его шаровую установку поместили в дверце кормового люка-лаза. Этот пулемет служил для круговой обороны на случай осады одиночного танка пехотой противника.  Для тех же целей лючки для стрельбы из револьверов выполнили даже в крышке люка рубки. На Mk V установили коробку передач Уолтера Вильсона и специальный танковый рядный двигатель известного инженера-двигателиста Гари Рикардо (Ricardo). «Рикардо» стал первым специально разработанным танковым двигателем.  Карданный вал с противовесами уравновешивал двигатель, уменьшал вибрацию. Снижен износ поршней и цилиндров, несколько повышен КПД, уменьшено образование нагара. Улучшена система смазки. Мощность «Риккардо» 150 л.с. при 1250 об./мин. Разъемный картер позволял обслуживать двигатель, не снимая его с крепления. Две выхлопные трубы выводились на крышу в глушитель. Радиатор — трубчатый. Решетки системы охлаждения на Мк V разместили в бортах. Вентилятор перегонял воздух от левого борта через радиатор к правому. Вскоре решетки стали прикрывать броневыми жалюзи или уголками-крышами. Установленный в корме бензобак разделен на три отсека — в случае пробоины в одном горючее в других сохранялось, снижалась и пожароопасность. Общий запас горючего — 422 л. Мк V начали поступать в войска в мае 1918 года, и до конца войны изготовили 400 машин — по 200 «самцов» и «самок». Впервые Mk V вышли в бой у Амеля 4 июля 1918 г. и до конца войны вместе с Mk IV были основой Танкового корпуса. Еще после боя Mk IV с германскими танками у Виллер-Бретоне 24 апреля, выявившего беспомощность «самок», решили один пулеметный спонсон на них заменить пушечным. Тасуя спонсоны на уже изготовленных танках, получили Mk V «Композит» или «комбинированный» с одним 57-мм орудием и 5 пулеметами. В войсках эту «кривобоко» выглядящую машину, естественно, тут же окрестили «гермафродитом».

 

Mk V*

Уширение германцами траншей на линии «Зигфрид» и желание уменьшить колебания на ходу привели к идее удлинить танк примерно на 2 м. В Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции корпус Mk V разрезали в поперечной плоскости позади спонсонов и вставляли дополнительную секцию длиной 1,83 м. Соответственно наращивали гусеницу, ставили удлиненный карданный вал. В бортах дополнительной секции выполняли двери и шаровые установки, в которые перенесли пулеметы из спонсонов. Облегчилась работа наводчиков. Масса танка возросла на 4095 кг. Не ухудшив продольной жесткости, удалось увеличить ширину перекрываемого рва до 3,96 м, улучшить сцепление гусениц с грунтом, правда, скорость снизилась до 4 км/ч, а из-за удлинения опорной поверхности при той же ширине колеи уменьшилась поворотливость. В измененной кормовой рубке смонтировали шаровые установки. Удлиненный танк получил обозначение Mk V* («Звезда»). Увеличение внутреннего объема позволило перевозить кроме экипажа от 20 до 24 пехотинцев. Теоретически танки должны были доставлять пехоту через позиции противника к последнему объекту атаки — обычно это была третья линия траншей — и тем самым ускорить прорыв обороны. Серийный выпуск Mk V* путем переделки Mk V и постройки новых наладили в мае 1918 года на заводе «Метрополитэн Кэридж» и до конца войны изготовили 200 «самцов» и 432 «самки». То есть танкам придавалась прежде всего транспортная роль.

 

Mk V**

Модификация Mk V** отличалась двигателем, форсированным до 225 л.с. и смещенным назад. Освободив обитаемое пространство и совместив рубки управления и наблюдательную (с двумя шаровыми установками), получили единое обитаемое отделение. Гусеничный обвод стал более угловатым в задней части. Запас горючего увеличили до 908 л. Всего собрали 25 таких танков. В боях они не использовались. Два Mk V** передали в Королевский инженерный корпус.

 

Mk VI

При разработке танка Mk VI попытались отказаться от спонсонов. В лобовой части установили одну 57-мм пушку (боекомплект — 130 выстрелов), так что водитель должен был бы работать вместе с наводчиком — снова влияние французских средних танков. Для круговой обороны служили 4 пулемета «Гочкис» с общим боекомплектом 10 000 патронов. Двигатель «Рикардо» сместили к борту, обитаемое отделение приподняли, компактно разместив экипаж. Танк должен был иметь массу 33 т, экипаж 8 человек, длину 8,11, ширину 3,2 и высоту 2,75 м, толщину брони 14-6 мм, максимальную скорость 6,3 км/ч, запас хода 80,5 км, преодолевать те же препятствия, что и Mk V. Гусеницы планировали уширить до 750 мм. Подготовили заказ на 600 танков Mk VI для формируемого американского танкового корпуса. Но заказ аннулировали, выбрав Mk VIII. A Mk VI не пошел дальше деревянного макета в натуральную величину.

 

Mk VII

В июле 1918 года на заводе «Браун Бразерз» в Эдинбурге начали сборку танка Mk VII с регулируемой гидростатической передачей «Уильямс-Дженни». Заказано 75 танков, но собрали только три.  Водитель получил штурвал, требовавший меньше усилий, чем рычаги механических трансмиссий. Гидравлическая трансмиссия позволяла плавно и в широких пределах регулировать радиус поворота и скорость хода, предотвращала остановки двигателя при переключении передач, но оказалась громоздкой, с меньшим КПД, дорогостоящей и очень чувствительной к износу. Потребовался дополнительный радиатор для охлаждения масла в трансмиссии. Решетки радиаторов перенесли на крышу для уменьшения засорения и запыления. В крыше корпуса и рубки выполнили вентиляционные купола. Танк оснастили также электростартером. Ходовая часть — типа «Тэдпол», уже опробованная на единичных Mk IV и Mk V. Вооружение состояло из двух 57-мм пушек и 5 пулеметов. Увеличение емкости баков до 454 л увеличило запас хода до 80,5 км. То, что Mk VII не пошли в серию, объясняется меньшей стоимостью и большей надежностью уже выпускавшихся Mk V.

 

Mk VIII

Самым сильным серийным танком, разработанным в конце первой мировой войны, и завершением эволюции ромбовидных тяжелых танков стал англо-американский Mk VIII. Его разработка началась вскоре после вступления США в войну.

Серийное изготовление танков для армии США начали в Рок-Айлэнд 1 июля 1919 г., к 1 сентября в той или иной степени готовности было 28 танков. Первый полностью собранный танк сдали 5 января 1920 г., а последний из 100 танков был готов 5 июня 1920 г. На этом производство закончилось. Каждый построенный в Рок-Айлэнд танк Mk VIII обходился в 35 000 долларов США — немалые деньги по тем временам. Сохранив жесткую подвеску, охватывающие корпус гусеницы и спонсоны для установки основного вооружения, Mk VIII отличался целым рядом усовершенствований. Двигатель перенесли в корму и отгородили от обитаемого отделения перегородкой, сделав условия работы экипажа более сносными. Рубку управления совместили с большой рубкой, играющей роль «пулеметной башни», на крыше которой поместили наблюдательную башенку со смотровыми щелями. В рубке размещались водитель, командир, пулеметчики, в спонсонах — наводчики (канониры) и заряжающие. В силовом отделении, за сдвижной дверью в перегородке разместили инженера и механика для наблюдения за двигателем и трансмиссией. Первоначально экипаж должен был включать 11 человек, но с отказом от двух отдельных заряжающих и совмещением функций инженера и механика экипаж сократился до 8 человек (водитель, командир, два орудийных наводчика, три пулеметчика, инженер-механик). Доступ в танк осуществлялся через бортовые двери и люк в «башне». Место водителя помещалось по оси машины и было выдвинуто вперед, для наблюдения он пользовался смотровыми щелями, которые могли изнутри закрываться заслонкой с отверстиями. По опыту Mk V отказались от разделения на «самцов» и «самок». В спонсоне на тумбовой установке монтировалась 57-мм пушка «Гочкис» Mk II с сектором обстрела около 100°. Конструкция спонсона была улучшена — он крепился шарнирно и мог просто складываться внутрь корпуса. Перевод спонсона из транспортного положения в боевое занимал считанные минуты. Пулеметы из спонсонов убрали, дав больше пространства для работы наводчика — здесь явно сказался опыт Mk V*. Боекомплект орудий размещался в боеукладках в передней части боевого отделения по бортам и посередине танка, патронные ящики — на дне спонсонов. В бортовых дверях (более удобных, чем у Mk V*) позади спонсонов выполнили шаровые опоры со сферической бронировкой, сектором обстрела в 45°, механическим прицелом. Штатно пулеметы здесь не устанавливались, но могли браться из «башни». В «башне» имелось пять шаровых установок, обеспечивающих вместе круговой обстрел — две в лобовых скулах, по одной в бортовом и кормовом листах. Угол горизонтального обстрела каждой из башенных установок составлял не более 30°. Таким образом не только увеличили сектора обстрела, но и облегчили работу экипажа и управление огнем. Американские танки вооружались 7,62-мм пулеметами М1919 «Браунинг» воздушного охлаждения с дополнительным бронекожухом и мешком для сбора стреляных гильз. Для самообороны танка имелись лючки с поворотными заслонками для стрельбы из револьвера. В кормовой части располагался авиационный V-образный 12-цилиндровый мотор «Либерти» водяного охлаждения, развивавший мощность 338 л. с. при 1400 об./мин. Скорости хода — от 2,1 до 7,9 км/ч, заднего хода -2,1 км/ч.  Общий запас топлива — составлял 902-1100 л. Управление танком водитель осуществлял с помощью четырех рычагов (скорость, реверс, рычаги поворота), педали тормоза, зажигания и дросселя.

Подвеска и конструкция гусеницы не отличались от британских Mk V.  Mk VIII должен был стать в 1919 г. основным тяжелым танком союзников, но стал завершением эволюции «ромбовидных» тяжелых танков. В боях Mk VIII не участвовали. Они составили «тяжелую группу» Армии США 67-й пехотный (танковый) полк (67th Infantry (Tank) Regiment) и эксплуатировались до 1932 г. Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк A1E1 (Independent) (1926г)

 

В 20-е годы, продолжая традиции танкостроения времен первой мировой войны, в Англии велись работы над тяжелым танком, достаточно быстроходным, с многочисленным вооружением. С 1922 года им занимались инженеры фирмы Vickers Т. Даруэлл, И. Буш и В. Блумер. В 1925 году они представили на рассмотрение два варианта: один, в соответствии с заданием, имел вооружение в носовом отсеке и спонсонах, другой – только в башнях. Военные предпочли последний вариант, и спустя год танкостроители приступили к его реализации. Англичане стремились оснастить танк прорыва возможно большим числом пушек и пулеметов, чтобы он действовал самостоятельно, независимо от других машин и пехоты (отсюда его название А1Е1 “Independent”), поэтому на нем установили пушечную и пулеметные башни, что позволяло сосредоточивать огонь в любом направлении. Машину собрали и испытали в ноябре 1926 года, после чего еще 6 лет улучшали — внедрили планетарный механизм поворота, сервоприводы управления и другие усовершенствования. Танк получился очень длинным – более 9 м, – что позволяло ему преодолевать рвы шириной до 4,5 м. Гусеницы шириной до 600 мм увеличивали проходимость на местности. Благодаря 398-сильному двигателю танк массой в 31,5 т развивал скорость до 32 км/ч и мог пройти 320 км без дозаправки топливом. Восемь танкистов составляли его экипаж. Бронирование в лобовых частях корпуса и башни достигало 28 мм, на бортах – 13 мм. Кроме того, создатели A1E1 применили немало новинок, например, командирскую башенку с круговым обзором, внутреннюю ларингофонную связь, индикатор поворота башни с репетиром, как на боевом корабле, благодаря которому командир мог направлять огонь на любую цель. Как недостаток можно лишь отметить уменьшение калибра пушки с 75 до 47 мм, что снизило эффективность подавления хорошо защищенных огневых точек противника. В серию эта интересная машина так и не пошла из-за высокой стоимости (77400 фунтов стерлингов), зато послужила образцом для подражания: многобашенные танки стали делать в Японии, Германии и СССР. Сам же “Independent” попал в танковый музей, где и пребывает по сей день. Оттуда его все же один раз извлекли в 1940 году, когда англичане ожидали вторжения немцев, и в качестве подвижной огневой точки установили на перекрестке дорог.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк TOG II (1941г)

 

В июле 1939 г. состоялась дискуссия между британским министром снабжения, отвечавшим за производство вооружений, и сэром Альбертом Стерном, возглавлявшим Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны, о требованиях к танкам для боевых действий в Европе. В результате 5 сентября 1939 г. сэру Альберту предложили заняться вместе со специалистами выработкой требований к танку. Кроме него в комитет пригласили сэра Ю. Теннисона Д’Энкура, генерала Свинтона, мистера Рикарло и майора Вильсона — все они сыграли выдающуюся роль в создании и производстве танков в Первую мировую войну. Комитет решил просить Генштаб выдать ТТТ на тяжелый танк, а Стерн предложил сэру Уильяму Триттону из фирмы Фостера в Линкольне (основной изготовитель танков в 1916-18 гг.) сотрудничать с комитетом в этих исследованиях. Генштаб предложил членам комитета посетить Францию для ознакомления с новыми французскими танками, а также встретиться с офицерами штаба британского экспедиционного корпуса. Тем временем выдали тактикотехнические требования, а комитет в октябре 1939 г. получил официальное название «Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения». Требования были аналогичны выданным фирме «Хэрлэнд энд Воллф» на пехотный танк А20. Они предусматривали машину с гусеницами, охватывающими корпус для преодоления местности, изрытой воронками, с бронированием, защищающим от огня 47-мм и 37-мм ПТП и 105-мм гаубиц на дальности 100 ярдов. Он должен был нести полевое орудие в лобовом листе корпуса для разрушения укреплений, в спонсонах требовалось установить 40-мм пушки, пулеметы «Беза» с круговым обстрелом, иметь запас хода до 50 миль, скорость 5 миль/ч и дизель. Экипаж предполагался 8 человек. Танк должен был перевозиться по железной дороге. Эскизный проект подготовила компания «Фостер» в декабре 1939 г. Однако к тому времени еще не имелось подходящего дизеля, поэтому намеревались использовать V-образный 12-цилиндровый дизель «Паксман-Рикардо» мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. С учетом массы машины предусмотрели электрическую трансмиссию, разработку которой предложили «Инглиш Электрик Компани». Машина известна как TOG I («The Old Gang» — «старая команда»), а ее разработка началась в феврале 1940 г. Появилась в октябре 1940 г. Она имела скорость хода 8,5 мили/ч и весила около 50 т без вооружения или спонсонов. К этому времени проект изменили, устранили спонсоны, но ввели башню для 2-фунтовой пушки от танка А12 «Матильда». В лобовом листе корпуса установили 75-мм гаубицу таким же образом, как и во французском танке «Char B». Ходовая часть имела жесткую подвеску (без упругих элементов) и в целом напоминала использовавшуюся на поздних британских танках времен Первой мировой войны. Испытания показали, что электрическая трансмиссия не оправдала надежд конструкторов, а двигатель на испытаниях сожгли. На TOG I двигатель врашал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины. Эта неплохо задуманная система оказалась слишком сложной и приводила к деформациям гусениц и ведущих колес. Поэтому TOG модифицировали, установили гидравлическую трансмиссию, которая также оказалась неудачной из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. В этом новом варианте танк обозначался TOG IA.  В ходе постройки TOG I разрабатывалась усовершенствованная модель с понижением верхних ветвей гусенц для уменьшения высоты корпуса. Танк TOG II, построенный в единственном экземпляре в марте 1941 г., предназначался для установки увеличенной башни 57-мм пушкой и спонсонов, как проектировалось изначально. Однако спонсоны так и не установили, а башня, установленная для первых испытаний, представляла собой деревянный макет с муляжом пушки и была больше, чем предусмотренная проектом. Реальная башня появилась для установки на TOG IIR  (Revised — «исправленный») — результат дальнейшей разработки, который был на 6 футов короче предшественника благодаря устранению бортовых спонсонов и имел торсионную подвеску опорных катков. TOG IIR так и не построили и предусмотренную для него башню изготовили для замены деревянного макета на TOG II. Механические узлы и агрегаты этого танка были аналогичны TOG I. Пока TOG II проходил испытания, на вооружение приняли и запустили в производство тяжелый пехотный танк А22 «Черчилль». Интерес к TOG угас, но в начале 1942 г. на него установили новую башню с 76-мм пушкой для испытаний. TOG II, обозначенный теперь как TOG II*, стал таким образом первым британским танком с 76-мм пушкой. После некоторых изменений башню и созданный для нее электропривод поворота «Метадайн» установили на танке «Челленджер».

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Churchill (1941-1945г)

 

История тяжелого пехотного танка «Черчилль» началась в сентябре 1939 года, когда в генеральном штабе британской армии разработали техническое задание на танк А.20, которым собирались заменить уже находившийся в серийном производстве и поступавший в войска тяжелый пехотный танк Mk II «Матильда» (А. 12).

 

 

 

A 20

Контракт на разработку проекта и постройку четырех прототипов заключили в декабре 1939 года с Вулвичским Королевским арсеналом и фирмой Harland and Wolff Ltd. из Белфаста. В качестве силовой установки предполагалось использовать либо 300-сильный дизель, либо новый 12-цилиндровый бензиновый мотор Meadows. Что касается трансмиссии, то альтернативы конструкции доктора Х.Е.Меррита не было. Первый прототип без башни и вооружения был готов к середине 1940 года. Уже пробные испытания на полигоне не могли не вызвать пессимизма. Двигатель Meadows DAV не развивал требуемой мощности, нечетко работала трансмиссия и, что самое главное, никаких перспектив по модернизации у них не было, поскольку после установки башни и вооружения масса танка достигла бы 37,5 т, вместо 32 по техзаданию. И тут, как нельзя кстати, фирма Vauxhall Motors предложила для нового танка свой 12-цилиндровый двигатель Bedford мощностью 350 л.с., представлявший собой два спаренных хорошо отработанных в производстве и эксплуатации одноименных 6-цилиндровых автомобильных мотора. Идея понравилась, и заказ передали на Vauxhall вместе с двумя полуготовыми прототипами А.20. Два других не стали строить вообще.  Работа над новым прототипом, получившим индекс А.22, велась быстрыми темпами, чертежи поступали в цеха буквально с чертежной доски. Это был июль 1940-го, шла «Битва за Британию», немцы готовились к броску через Ла- Манш. Прототип А.22 изготовили осенью, а его испытания продолжались до конца года. Первые же 14 серийных танков, получивших армейское обозначение Mk IV, покинули цеха Vauxhall Motors лишь в июне 1941-го. Новую боевую машину назвали «Черчилль», — в честь премьер-министра Великобритании.

Churchill I

Первая серийная модель. Основная конструктивная особенность — размещение и состав вооружения. Не имея в 1941 году никакой другой танковой пушки, кроме 2-фунтовой, англичане разместили ее в башне в спаренной установке с 7,92-мм пулеметом Besa. Для танка массой 37,9 т этого, по-видимому, показалось мало, поэтому в лобовом листе корпуса, слева от механика-водителя. установили 3-дюймовую гаубицу. Огневые возможности последней, впрочем, были сильно ограничены выносом вперед направляющих колес. Вследствие этого сектор стрельбы из гаубицы, как и сектор обзора водителя, составлял 30 — 32°.

Комбинация гаубицы и пушки обеспечивала сбалансированные возможности по поражению целей как фугасными, так и бронебойными снарядами, поскольку в боекомплекте 2-фунтового орудия фугасных снарядов не было.

Максимальная толщина брони корпуса— 101 мм, башни — 89 мм. Максимальная скорость достигала 27 км/ч, экипаж состоял из пяти человек.

На машинах ранних выпусков щели окон воздухопритока к радиаторам системы охлаждения, расположенные по бортам танка в специальных коробах, были обращены вниз. В ходе эксплуатации быстро выявился недостаток такой конструкции — вентиляторы засасывали вместе с воздухом пыль и песок, засоряя рядиаторы и приводя к перегреву двигателя. Конструкцию изменили — короба развернули окнами вверх.

Особенностью «Черчиллей» первой модификации стало и отсутствие надгусеничных полок.

У выпущенных в ограниченном количестве танков поддержки «Черчилль ICS» (CS — Close Support) и в башне, и в корпусе были установлены 3-дюймовые гаубицы.

Churchill II

На модификации «Черчилль II» вместо гаубицы в лобовом листе корпуса разместили пулемет Besa. У танков поддержки «Черчилль IICS» 3-дюймовая гаубица находилась в башне, а 2-фунтовая пушка — в корпусе.

Churchill III

С февраля 1942 года начался выпуск модификации «Черчилль III», вооруженной 6-фунтовой пушкой Mk III, которая была установлена в новой сварной башне увеличенного размера. Башни изготавливала фирма Babcock end Wilcox. Кроме того, на этих машинах гусеницы закрыли крыльями.

Churchill IV

«Черчилль IV» ничем не отличался от предыдущей модели, за исключением способа изготовления башни — она была литой. На большинстве этих танков устанавливали 6-фунтовую пушку MkV с более длинным стволом. Она легко отличается от более раннего варианта Mk III по противовесу у дульного среза. Применяемые на «Черчиллях» британские 2- и 6-фунтовые пушки имели существенный недостаток — в их боекомплект не входили осколочно-фугасные снаряды. Последнее обстоятельство заметно снижало эффективность применения танков поддержки пехоты. В ходе боев в Северной Африке на 200 экземплярах «Черчилль IV» 21-й танковой бригады вместо штатных 6-фунтовок установили американские 75-мм пушки М3, спаренные с пулеметами Browning, в маск-установках, позаимствованных у танков «Шерман». Возможность такой переделки пришла в голову заместителю командира 665-й танкоремонтной мастерской капитану Перси Мореллу. Он предложил наваривать маску от «Шермана» непосредственно на башню «Черчилля», поскольку пушка «Шермана» перемещалась в вертикальной плоскости не вместе с маской, а в ее амбразуре. Правда, при такой наварке, в силу конструктивных особенностей башни английского танка, угол возвышения пушки уменьшался, а угол склонения — возрастал. Требуемый диапазон наведения восстановили, вырезав амбразуру сверху и заварив внизу. Еще одной проблемой стало различие в размещении членов экипажа в английском и американском танках. В «Шермане» заряжающий располагался слева от пушки, в «Черчилле» — справа. Но поскольку американская пушка имела горизонтальный клиновой затвор, Морелл предложил развернуть ее на 180°. Пулемет Browning при этом оставался на прежнем месте. В крыше башни слева от орудия вместо прибора наблюдения Mk IV установили штатный американский перископический прицел. Дабы унифицировать боекомплект, курсовой пулемет Besa также заменили на Browning. Перевооруженные таким образом машины получили обозначение NA 75 (NA — North Africa).

Churchill V

Отсутствие осколочно-фугасных снарядов в боекомплектах линейных танков существенно ограничивало их возможности по поражению небронированных целей. Танки «Черчилль V» представляли собой модификацию «Черчилль IV», вооруженную 95-мм гаубицей с боекомплектом 47 выстрелов. В боекомплект гаубицы входили осколочно- фугасные снаряды. Совместное использование этих танков поддержки с линейными позволяло поражать цели всех типов.

Churchill VI

Модификация «Черчилль VI» получила новую английскую 75-мм пушку Mk V и появилась лишь в конце 1943 года. Впрочем, это орудие имело весьма посредственные баллистические характеристики и уступало немецким танковым пушкам аналогичного калибра. «Черчилль VI» получил дополнительную бронезащиту бортов и нижнего лобового листа корпуса, которая крепилась с помощью болтов. В остальном эта модификация была идентична танку «Черчилль IV».

Churchill VII (A22F)

Не имея возможности увеличить мощь вооружения, англичане пошли по пути усиления броневой защиты, что было особенно важно в преддверии высадки в Нормандии. Так возникла модификация «Черчилль VII». Лобовую броню корпуса на ней довели до 152 мм, башни — до 95 мм. Конструкция башни стала смешанной — литой, с вварной катаной крышей. Появилась вращающаяся командирская башенка. Масса машины возросла до 41 т, скорость снизилась до 20 км/ч. Пришлось усилить элементы ходовой части — подвеску и гусеницы. Была изменена форма смотрового люка механика-водителя и эвакуационных люков в бортах корпуса. На базе модификации «Черчилль VII» выпускался огнеметный танк «Черчилль-крокодил» (Churchill Crocodile). Огнемет устанавливался в лобовом листе корпуса вместо пулемета Besa. Для перевозки огнесмеси предназначался специальный одноосный бронированный прицеп, буксировавшийся с танком и связанный с огнеметом трубопроводом.

Churchill VIII

Танк огневой поддержки — вариант модели «Черчилль VII», вооруженный 95-мм гаубицей.

Churchill IX

Танки более ранних модификаций «Черчилль III» и «Черчилль IV», модернизированные до уровня «Черчилль VII» путем установки дополнительной бронезащиты и новой башни, но с сохранением прежнего вооружения — 6-фунтовой пушки.

Churchill IXLT

У машин этой модификации усиление бронезащиты затрагивало только корпус. Башни оставались прежними — штатными сварными или литыми от танков «Черчилль III» или «Черчилль IV» соответственно (LT — Light turret — легкая башня).

Churchill X

Боевые машины «Черчилль X» представляли собой танки «Черчилль VI», на которых усиливалась лобовая броня и устанавливалась новая башня от варианта «Черчилль VII» с 75-мм пушкой.

Churchill XLT

Вариант частичной модернизации танков «Черчилль VI», предусматривавший сохранение штатной башни, в которой размещалась 75-мм пушка.

Churchill XI

Танк огневой поддержки «Черчилль V», модернизированный до уровня «Черчилль VIII», то есть получивший усиленную бронезащиту и новую башню.

Churchill XILT

Боевые машины, аналогичные модификации «Черчилль XI», но со штатной башней от танка «Черчилль V».

Выпуск пехотных танков Mk IV продолжался вплоть до октября 1945 года. За это время было изготовлено 5640 боевых машин этого типа. К сожалению, относительно точные данные по выпуску танков «Черчилль» различными фирмами можно привести только по первым пяти модификациям.

Таким образом, танков первых пяти модификаций было выпущено 3968 единиц, остальные 1672 — это машины вариантов VI, VII и VIII. Получается, что «Черчиллей», вооруженных 75-мм пушками, изготовили совсем немного. Однако же следует учитывать, что большинство танков модификаций III и IV были перевооружены орудиями этого калибра. Больше об этой машине  (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Excelsior A33 (1942-1943г)

 

Опыт боев в пустыне в 1941-42 гг. вместе с появлением в британской армии американских средних танков привели в конце 1942 г. к серьезным изменениям в танковой политике британского Генштаба, в результате надежность и скорость хода стали считаться более важными параметрами, нежели тяжелое бронирование. Также инициировали работы над 75-мм пушкой, способной стрелять бронебойными и фугасными (осколочно-фугасными) снарядами, кроме того, впервые осознали необходимость создания универсального шасси, позволявшего решать задачи, прежде стоявшие перед «пехотными» и крейсерскими танками, а также другими образцами БТ. Надежды возлагались на серию А27, готовившуюся к запуску в производство. А27М («Кромвель») с двигателем «Метеор» имел определенный успех на испытаниях и был принят к производству. Поскольку «Черчилль» в это время считался слабовооруженным, планировалось прекратить его производство в 1943 г., как только «Кромвель» начнет выпускаться в достаточных количествах. Заводы, производившие «Черчилль», планировалось переключить на выпуск «Кромвеля». Пока же в качестве временной меры рассматривалось создание на шасси «Кромвель» более тяжелого пехотного танка для замены «Черчилля». Специалисты «Роллс-Ройс» разработали два эскизных варианта этой машины.  АЗ1 представлял собой танк «Кромвель» с дополнительными бронелистами, а в АЗ2 бронирование доводилось до уровня А22 «Черчилль», для компенсации возросшей массы на 4,5 «длинной» (английской) тонны усиливалась подвеска. Ни один из этих проектов «Роллс-Ройс» не реализовала, но построили опытную модель разработанного «Инглиш Электрик» АЗЗ. В конструкции «Инглиш Электрик» использовались корпус и башня А27 с дополнительным бронированием, гусеницы Т1 и подвеска, использовавшаяся на американском тяжелом танке М6. По стечению обстоятельств «Инглиш Электрик» участвовала в начальной разработке серии А27. Опытная модель с 6-фунтовой (57-мм) пушкой построили в 1943 г., хотя тактикотехническими требованиями предусматривалась 75-мм пушка. Вторую опытную построили с Т1 расширенными гусеницами «Кромвель» и измененными бортовыми экранами. Подвеска этой машины, разработанная «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй» (LMS), известна как R/L тяжелого типа. Однако к этому времени «Черчилль» защитил свою репутацию в ходе Тунисской и Итальянской кампаний и остался в производстве. Поэтому требования на АЗЗ сняли, и заказ на его производство не выдали. Больше об этой машине  (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Black Prince A43 (1945г)

 

Первый вариант установки на шасси «Черчилль» более мощной пушки с высокой начальной скоростью снаряда, предложенной в сентябре 1941г., привел к появлению 76-мм САУ «Черчилль». Производство ее ограничили в связи с переориентациеи в 1942 г. на разработку танка «Черчилль» с 6б-фунтовой пушкой. По ряду причин, включая малочисленность этих машин и сомнения в их эффективности при ограниченном секторе обстрела, дальнейшие работы по проекту в 1942 г. прекратились, и шасси 76-мм САУ впоследствии оборудовались для транспортировки уллиненных зарядов «Снэйк». Тем временем на удлиненном и расширенном шасси танка «Кромвель» разработали крейсерский танк А30 «Челленджер» с 17-фунтовой пушкой. Однако к сентябрю 1943 г. стало ясно, что недостатки разработанного «Челленджера» приведут к задержке его производства, в то время как танки с 17-фунтовой пушкой настоятельно требовались для планировавшегося вторжения в Европу. Разработка танка А41 («Центурион») еще только начиналась, когда фирме «Воксхолл» предложили разработать и выпустить в качестве временного варианта модификацию «Черчилля» с 17-фунтовй пушкой. Возможность такого шага рассматривалась двумя годами раньше, когда предпочтение отдали варианту САУ с неподвижной рубкой из-за узости корпуса танка. не позволявшей усгановить башню для 17-фунтовой пушки. Новая машина, обозначенная как А43, получила имя «Супер Черчилль», но позднее официально стала называться «Блэк Принс». Хотя в конструкции использовалось много механических узлов и агрегатов «Черчилля» VII , А43 был существенно измененной машиной, в основном из-за расширенного корпуса. Использовался тот же V-образный двухрядный 12-цилиндровый двигатель «Бедфорд», что при возросшей массе танка (до 50 «длинных» тонн) снизило скорость хода А43 до 11 миль/ч. Внешне весьма похожий на «Черчилль» VII, танк «Блэк Принс» имел расширенные до 24 дюймов гусеницы, воздухозаборники монтировались на крыше корпуса, а не на бортах, выхлопная система двигателя монтировалась в корме корпуса. Шесть опытных А43, представили на испытания в мае 1945 г. после окончания войны в Европе, к тому же был готов танк А41 «Центурион», представлявший собой более перспективную машину.

 Больше об этой машине  (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Conqueror (1955-1959г)

 

После закрытия проекта А43 «Чёрный Принц» Британии потребовался новый танк сопровождения пехоты, на роль которого определили проект А45 компании English Electric. Проектная масса танка составляла 56 тонн, максимальная скорость — 30 км/ч. Первый прототип предполагали построить в 1946 году, однако после окончания Второй Мировой войны было решено отказаться от концепции «пехотных» и «крейсерских» танков. Вместо них британцы запустили программу создания «универсального танка» FV 200 и машин на его базе — самоходных артиллерийских установок и бронетранспортёров. Первоначально на эту роль претендовал А41 «Центурион», однако ресурс его модернизации был сочтён британцами недостаточным, что было важно для нового танка, получившего индекс FV 201, и А45 был призван занять эту нишу. Прототип танка представлял собой увеличенный в размерах «Центурион» с улучшенным бронированием, более мощным орудием и изменённой ходовой частью — у FV 201 применительно на борт было 8 опорных катков, вместо шести. Вооружение должно было составлять 20-фунтовое орудие. Также на его шасси разрабатывался целый ряд узкоспециализированных машин, в связи с чем первый прототип поступил на испытания лишь в 1947 году. В 1949 году британцы переосмыслили положение дел и решили, что разрабатывать большое число узкоспециализированных проектов нецелесообразно, в связи с чем все проекты в рамках программы FV 200, за исключением БРЭМ, были закрыты. К тому же 20-фунтовое орудие прекрасно вписалось в башню «Центуриона». В связи с появлением в частях Советской армии большого количества ИС-3 встал вопрос о целесообразности проекта FV 201 — британский тяжёлый танк был не в силах противостоять советским собратьям. Проект было решено переработать в соответствии с требованиями к тяжёлому танку, который был бы способен противостоять любым танкам СССР — в первую очередь ИС-3. По проекту на корпус, который заимствовался у FV 201, устанавливалась башня новой конструкции, в которую устанавливалось 120-мм орудие, проект получил обозначение FV 214. В связи с тем, что времени на проект было потрачено уже довольно много, а башню ещё предстояло разработать и 120-мм орудие промышленностью освоено не было, было предложено запустить в производство промежуточный вариант с башней от «Центуриона» и корпусом FV 201. Этот вариант получил обозначение FV221 «Caernarvon» и в 1952 году поступил на испытания, однако на вооружение он принят не был. В это же время в проект FV 214, получивший обозначение «Conqueror» (рус. Завоеватель), продолжалось внесение изменений, в связи с чем первые танки покинули цеха только в 1955 году. За время серийного производства с 1955 по 1959 год было выпущено 185 «Конкэроров» и 28 БРЭМ на их базе. Больше об этой машине  (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

 ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ТАНКИ

Основной боевой танк Chieftain (1965-1983г)

 

Попытки создания в Великобритании «универсального танка» привели к принятию на вооружение тяжелого Conqueror. Тем не менее общие тенденции мирового танкостроения и развитие тактики использования танков убедительно свидетельствовали о том, что «двухтанковая теория» устарела. Разработка основного боевого танка (проект FV. 4201), способного заменить и «Centurion», и «Conqueror», началась в 1957 г (техническое задание на танк, предназначенный для замены Centurion и «Conqueror», выпущено в 1956 г.), практически одновременно с началом работ по танку «Leopard-1» в ФРГи АМХ-30 во Франции. Подход к проектированию основного боевого танка в Англии резко отличался от европейской концепции. Конец 50-х совпал по времени с общемировой эйфорией от ракетного оружия. Считалось, что от ракеты не защитит никакая броня, поэтому основной упор европейские конструкторы сделали на улучшение подвижности своих танков в ущерб бронезащите. Англичане, как и положено консерваторам, справедливо полагали, что появление ракет вовсе не отменяет обычную ствольную артиллерию и мины. На них большое впечатление произвел опыт, полученный при использовании танков «Centurion» в Корее, где толстая броня не раз спасала жизни экипажам танков. Британские конструкторы считали, что бронезащита перспективного танка ни в коем случае не должна приноситься в жертву подвижности и огневой мощи, а толщина брони не должна быть меньше толщины брони «Centuriona». При этом англичане хотели получить те же маневренные характеристики, что и их коллеги из Франции и ФРГ, а по огневой мощи превзойти танки европейских конструкторов. Сочетание толстой брони и мощной пушки приводило к резкому росту массы танка и делало достижение хорошей подвижности весьма серьезной конструкторской задачей. Основной боевой танк «Chieftain» («Вождь»), также как и «Centurion», проектировался специалистами Государственного научно-исследовательского института боевых машин (FVRDE —  Fighting Vehicle Research & Development Establishment ) в кооперации с инженерами фирм Виккерс и Лейланд; фирма Виккерс отвечала за разработку башни. Спустя два года после начала проектирования, в 1959 г., на Государственном танковом заводе (Royal Ordnance Factory ) в Лидсе был построен опытный образец танка, испытания которого начались в 1960 г. В 1962 г. закончились войсковые испытания шести прототипов, а в мае 1963 г. танк «Chieftain» был принят на вооружение британской армии.

 

«Chieftain» Mk.1

Предсерийная модель; в 1965 г. изготовлено 40 танков Mk.1, которые были переданы в учебные подразделения британской армии.

 

«Chieftain» Mk.2

Первый серийный вариант танка «Чифтен», изготовлено 532 машины. В ноябре 1966 г. танки варианта Mk.2 начали поступать на вооружение Британской Рейнской армии, размещенной на территории ФРГ Танк оснащен оборудованием для подводного вождения; на нем установлен дизель L60 Mk.4 мощностью 650 л.с. Два танка «Чифтен» Mk.2 в 1968 г. проходили испытания в США. Основной целью испытаний была проверка возможностей 120-мм пушки по поражению различных целей и удобство работы экипажа при ведении стрельбы. Испытания ходовой части не проводились. Американцы, в целом, были удовлетворены результатами стрельб, в ходе которых одному из экипажей удалось достичь скорострельности 12 выстрелов /мин.

 

«Chieftain» Mk.3

В 1969 г. 199 танков «Чифтен» МК.2 прошли модернизацию в вариант МК. 3; на них были установлены более надежные дизели L60 Mk.6, оснащенные новыми воздушными фильтрами, усовершенствованные электрогенераторы и новые командирские башенки N15 Mk.2 с одностворчатым люком. На крыше башенки смонтирован пулемет L37A1 калибра 7,62 мм, стрельба из которого возможна при закрытом люке. Углы наведения пулемета в вертикальной плоскости — от -10° до +75°. Прицеливание пулемета в вертикальной плоскости синхронизировано с оптической осью бинокулярного прицела командира. Для ведения огня из пулемета по воздушным целям предусмотрена установка зенитного прицела.

 

«Chieftain» Mk.3/3

«Ахиллесовой пятой» танка «Чифтен» являлась не только ходовая часть вкупе с недостаточно мощным двигателем, но и совершенно неадекватная 120-мм орудию система управления огнем. На варианте Mk.3/3 предпринята первая попытка довести СУО до уровня современных на тот момент требований. Вместо пристрелочного 12,7-мм пулемета L21A1 был установлен лазерный дальномер Барр энд Струд LF - 2, интегрированный в основной прицел наводчика. Диапазон измерения дальномера от 500 м до 10 км, погрешность измерения ± 10 м. Англичане принципиально отказались от установки на свои танки оптических дальномеров, считая, что размещение в башне громоздкой конструкции не позволяет обеспечить хорошую баллистическую форму и увеличивает размеры башни. Модернизации в 1970г были подвергнуты 29 танков «Чифтен» Mk.2.

 

«Chieftain» Mk.4

В 1970 г. построено два опытных танка с увеличенным запасом топлива и уменьшенным боекомплектом к пулеметам.

 

«Chieftain» МК.5

В вариант Mk.5 в 1971 г. модернизировано 97 танков Mk.3. На них были установлены более мощные дизели 160 Mk.7 (мощность 750 л.с.), бесподсветочные приборы ночного видения; в систему управления огнем введен электронный баллистический вычислитель, а в передней части корпуса смонтированы узлы для навески бульдозерного отвала и его электрогидравлических приводов (установка бульдозерного отвала возможна на любой танк варианта Mk.5 и занимает в полевых условиях 6 ч.). В боекомплект введены стреловидные оперенные бронебойные подкалиберные снаряды L23A1 и дымовые снаряды; число выстрелов увеличено до 64. На конце ствола усовершенствованного 120-мм орудия L-7А5 смонтирован прикрытый броневым чехлом коллиматор, предназначенный для юстировки ствола и линии визирования оптического прицела стрелка в процессе стрельбы. Установлена командирская башенка N 21 новой конструкции. Люк башенки фиксируется в трех положениях: откинутым на 90 или 180 град. или приоткрытым с максимальным зазором в 5 см. Угол возвышения зенитного пулемета увеличен до 90 град. На танке установлено более совершенное радиооборудование и улучшенная система защиты от ОМП, воздушный фильтр системы перенесен с кормовой стенки башни внутрь танка.

 

«Chieftain» Mk.6 /Mk.7 /Mk.8

Модернизация танков Mk.2 /Mk.3 и Mk.3/3 до уровня Mk.5 в варианты Mk.6/Mk.7 /Mk.8 соответственно.

На них устанавливались дизели L60 МК.8 мощностью 810 л.с. Работы по переоборудованию машин проводились в 1976 г.

 

«Chieftain» Mk.9

Модификация варианта Mk.6. На танке установлена новая СУО фирмы Маркони Спэйс энд Дифенс Системз; в ее состав входит цифровой вычислитель GEC-Маркони 12-12P подсистема автоматического ввода параметров состояния атмосферы, встроенная подсистема юстировки оси прицела наводчика и канала ствола. Прицел наводчика и лазерный дальномер заменены более современными оптическим прицелом Барр энд Струд N 2 Mk.2 и лазерным дальномером Барр энд Струд N 3. Работы по модернизации танков начались в 1981 г.

 

«Chieftain» Mk.10 /Mk.11 /Mk.12

Варианты Mk.7/Mk.8/Mk.5, доведенные до уровня Mk.9.

 

«Chieftain» Mk.11/1

В 1987 г башни танков «Чифтен», имевшихся на вооружении Британской Рейнской армии, были оснащены дополнительной накладной броневой защитой «Стиллбрю», в результате чего масса танка возросла на 2 т. Предложил усилить бронирование башен танков и разработал концепцию элементов накладной брони командир 3-го танкового полка. Первый «Чифтен» Mk.11/1 был передан персонально конструктору-командиру. Все работы по усилению бронирования проводились 23-й мастерской Британской Рейнской армии.

К концу 80-х годов танки «Чифтен» морально устарели и, по мнению британских военных, не могли рассматриваться в качестве современных боевых танков, поэтому в частях Британской Рейнской армии их предусматривалось использовать в качестве штурмовых орудий.

 

«Chieftain» 800/900

Специально для поставок в третьи страны был разработан танк «Чифтен» 800/900. Опытный экземпляр построен в 1982 г. В основу проекта легли наработки по танку «Шир-2» и экспериментальному танку «Чифтен» с башней, изготовленной из многослойной брони «Чобхэм». Контрактов на поставку танков «Чифтен» 800/900 заключено не было.  Двигатель — 12-цилиндровый дизель РоллсРойс 12V мощностью 900 л.с.(«Чифтен» 900) или мощностью 800 л.с. («Чифтен» 800), трансмиссия — механическая TN -12/1000. На танке применена новая гидропневматическая подвеска фирмы Лазер Инжиниринг.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

 ОСНОВНЫЕ БОЕВЫЕ ТАНКИ

Основной боевой танк  Challenger 1 (1983-1990г)

 

Хотя танк «Челленджер» и относится к третьему послевоенному поколению, представляет собой развитие конструкции «Чифтена» — танка второго

поколения. Линия танков «Чифтен» — «Челленджер» наглядно показывает конструкторский консерватизм англичан и их особый путь в мировом танкостроении с упором на огневую мощь и защищенность в ущерб подвижности. Заменить танки «Чифтен» был призван перспективный англо-западногерманский танк MBT80 /Kpz-80, работы по которому велись с 1972 г. Программа была аннулирована в 1977 г. из-за разногласий между танкостроителями и военными обеих государств. Вопрос о британском основном боевом танке 80-х годов остался открытым.  После значительных колебаний англичане приняли компромиссное решение: продолжить эволюционное развитие проекта FV.4030, взяв за основу танк «Шир-2» (Шир-2 но заменять новыми танками только «Чифтены», состоящие на вооружении Британской Рейнской армии.

(Танк Шир - это переделанный «Чифтен» Mk.5 который по началу Британия собиралась продать Израилю, в итоге сделка сорвалась, и контракт подписали с Ираном. Шир-2 получил ряд изменений, танк намечалось оснащать новой двигательной установкой и усовершенствованной подвеской.  По проекту Е\.4030/3 была разработана новая сварная башня с комбинированным многослойным бронированием и усовершенствованный полностью сваренный корпус.

По мимо всего прочего на танке «Шир-2» устанавливались усовершенствованная система управления огнем, включающая новый дневной/ночной перископический прицел.) В 1980 г был подписан контракт на поставку 225 танков. Для отработки новых решений и их испытаний были переоборудованы семь прототипов «Шир-2», получивших новое обозначение FV.4030/4 и собственное имя «Челленджер» («Бросающий вызов»).  Как и при проектировании «Чифтена», одной из наиболее критических стала проблема массы. Спецификация генерального штаба ограничивала массу перспективного танка значением в 54,8 т (масса танка «Чифтен» Mk.5), однако еще в ходе проработок проекта MBT-80 английские специалисты пришли к выводу о невозможности усиления бронезащиты при условии сохранения массы нового танка на уровне массы «Чифтена» Mk.5. Массу необходимо было увеличить до 60 — 62 т, в этом случае появлялась возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни, а также бортов. Инженеры MVEE в качестве обоснования возможности увеличения массы выдвинули тезис о незначительной разнице между 50 и 60-тонными танками. Так, при равных удельной мощности и давлении на грунт подвижность, средняя скорость движения, приемистость и проходимость будут примерно одинаковыми. Одним из критериев, ограничивающих массу танка, является грузоподъемность дорожных мостов. Англичане провели анализ распределения на Европейском ТВД инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, что большинство мостов рассчитано на нагрузку в 20 т, то есть они с одинаковым успехом провалятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 т, а мосты грузоподъемностью 50 и 60 т«размазаны» по территории Европы примерно равномерно. В результате подобного рода исследований и анализов удалось убедить военных поднять планку верхнего ограничения по массе до требуемых 60 - 62 т. Испытания танков «Шир», модернизированных в «Челленджеры», проходили в Бовингтоне; в ходе них семь машин наездили более 100 тыс. км; проверялась их ремонтопригодность и надежность, электромагнитная совместимость радиоаппаратуры. На заключительном этапе в октябре 1982 г. имитировалось участие машин в четырёх суточных непрерывных боевых действиях. Военные были удовлетворены, и в декабре 1982 г. менеджер программы танка «Челленджер» со стороны британской армии полковник Мюррей-Браун подписал акт о завершении испытании.

Серийное производство началось в 1983 г, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 г. было построено 420 танков «Челленджер», поступавших на вооружение только британской армии (по другим данным — 386 машин, серийное производство завершилось в 1990 г.). Текст готов

 

Основной боевой танк  Challenger 2 (1994-2009г)

 

Принятие на вооружение танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопрос о боевой машине, предназначенной для замены всех «Чифтенов» в армии Великобритании. Перевод всего парка основных боевых танков на «Челленджеры» изначально не планировался, а после поступления в войска этих машин стал просто невозможен. На новый танк обрушился шквал критики, особенно отмечалась его низкая надежность, неудобство работы экипажа внутри башни и несовершенная система управления оружием. Масла в огонь подлил провал английских танкистов, выступавших на танках «Челленджер», в соревнованиях за Кубок канадской армии 1987 г. Презентация проекта нового танка состоялась в марте 1987 г. Основной упор был сделан на разработку новой башни, пушки и системы управления оружием, то есть всего того, что недомодернизировали» на «Челленджере» по сравнению с «Чифтеном». В начале 1988 г. руководство фирмы Виккерс приняло решение изготовить на собственные средства восемь опытных башен, первая из них была готова осенью того же года, а уже в декабре министерство обороны заключило контракт на изготовление и проведение демонстрационных испытаний прототипов. Всего было построено девять опытных танков «Челленджер-2» и две башни, «расстрелянные» на баллистических испытаниях. Испытания первого прототипа начались в 1989 г. Окончательный выбор победителя «конкурса» — танка «Челленджер-2» — удивительным образом совпал по времени с окончанием в 1991 г. его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» танка «Челленджер-2» стала башня новой конструкции, при ее проектировании специалисты фирмы Виккерс использовали опыт, полученный в ходе создания башен танков Виккерс Mk.7 и бразильского EE -Т1 (башню этой машины делали англичане). Башня, более простой по сравнению с башней танка «Челленджер» формы, имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением самолетов радиолокационной разведки наземных целей класса американского «ДЖИСТАРС» танкостроители стали уделять снижению заметности большое внимание. Новое 120-мм нарезное орудие L130 с длиной ствола 55 калибра спроектировано специально для перспективного танка, с пушкой L11 его роднят только общие боеприпасы. Канал ствола с целью увеличения срока службы орудия выполнен хромированным; диаметр цапф и гнезд под них увеличен для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся в боеукладках новой конструкции отдельно друг от друга. В процессе разработки башни предполагалась установка автомата заряжения, но по ряду причин от этой идеи пришлось отказаться. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -10° до +20°. Приводы поворота башни и наведения орудия — полностью электрические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Слева от орудия установлен спаренный с ним 7,62-мм пулемет «Чэйн Ган», такой же пулемет монтируется на турели рядом с люком заряжающего. В передней части башни имеется по пять дымовых гранатометов с каждой стороны. Рабочие места членов экипажа в новой башне расположены так же, как и в башне танка Челленджер. Электронное и приборное оснащение новой башни полностью заменено. Впервые на английской бронированной машине установлена шина данных Mil Std 1553 — стандартный интерфейс НАТОвской военной техники, в частности боевых вертолетов. Считается, что переход на единый стандарт интерфейса и оснащение им боевых средств позволит осуществить так называемую «диджитализацию» поля боя и резко повысить скорость обмена информацией между разнородными силами, ведущими боевые действия. Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой Барр энд Струд в кооперации с французской SAGEM. Дневной оптический канал имеет 4 или 10-кратное увеличение, ночной — 4 или 11,4-кратное; в прицел интегрирован лазерный дальномер. Головка прицела может поворачиваться на ±7° относительно продольной оси башни. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор TOGS-2, разработанный на базе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая открывается только при работе ночного канала. В качестве вспомогательного используется телескопический прицел NANOQUEST L30. У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, представляющий собой упрощенный прицел французского танка «Леклерк» (отсутствует ночной канал). Оптический канал имеет 3 или 8-кратное увеличение. В поле зрения прицела выводится информация о местоположении танка и его курсе. Для ведения боевых действий ночью имеется видеоконтрольное устройство, на которое выводится изображение ночного канала прицела наводчика. По периметру командирской башенки расположено восемь наблюдательных приборов, дающих суммарное круговое поле зрения. Система управления оружием построена вокруг БЦВМ канадской фирмы CDC, представляющей собой модернизированный компьютер танка M1A1 «Абрамс». Используя СУО, командир может самостоятельно наводить орудие и вести из него огонь, маркировать цели или полностью передать управление орудием наводчику, в то же время продолжая самостоятельный поиск новых целей. Типовой цикл прицеливание-поражение занимает восемь секунд. Так, в ходе испытаний прототипов отдельные экипажи поражали восемь целей за 42 с. Корпус танка «Челленджер-2» внешне практически не изменился, однако его начинка подверглась модернизации, хотя и не такой кардинальной, как башня. Сам корпус, так же как башня и экраны, изготовлен из брони «дорчестер» (усовершенствованного варианта брони «чобхэм»), имеющей повышенную по сравнению с броней «Челленджера» снарядостойкость. В передней части корпуса имеются узлы для навески бульдозерного оборудования. Конструкторы предлагали оснастить танк 1500-сильным вариантом дизеля 12V, но военные посчитали возможным оставить прежний — 1200-сильный. Трансмиссия TN-54, установленная на «Челленджере-2», уже была опробована на БРЭМ и «Челленджерах» последних выпусков. Всего в конструкцию моторнотрансмиссионного блока внесено 44 изменения. Так, установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии, усилены болтовые крепления блока. Конструкторы «Челленджера-2» сделали реверанс в сторону советских танкостроителей. Впервые на западном танке установлены два внешних сбрасываемых топливных бака (емкость каждого 204,5 л), так критиковавшиеся разного рода экспертами на танках советских. Для создания дымовой завесы, кроме традиционных дымовых гранат, используется устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему — решение, давно применявшееся на танках, разработанных в СССР. Первый серийный танк «Челленджер-2» изготовлен на заводе в Лидсе в июле 1994 г. Британская армия планирует закупить 386 машин. В декабре 1995 г. первые танки поступили на вооружение Королевского гвардейского шотландского драгунского полка. Эксплуатация этих машин выявила целый «букет» недостатков, большая часть из которых была связана с прицелами и системой управления оружием. Поскольку министерство обороны заключило с фирмой Виккерс «фиксированный» контракт, заранее оговорив цену оптом, недостатки предлагалось устранять фирме за свой счет. Длительное время эти самые недостатки были только «зафиксированы», благодаря чему в ноябре 1997 г. из 150 построенных к этому времени танков в армии находилось лишь 36 (все у шотландских драгун), использовавшихся для обучения экипажей. Остальные хранились на двух заводах фирмы Виккерс в ожидании модернизации. Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: Книги - (Боевые танки Великобритании. Автор;  - М.В.Никольский), (Самые первые танки. Автор;  - Семен Федосеев), (Средний танк Центурион Автор; - М. Никольский), (Все современные танки Автор; - Михаил Барятинский), Британские, Американские танки Второй Мировой Войны Авторы; Питер Чемберлен и Крис, Элис.) (Пехотный танк Черчилль, Автор;  - М. Барятинский.) https://war-book.ru/a1e1-independent-tyazhelyj-tank/, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Conqueror

 

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч,2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль

 

 

Л-Танк

С-Танк

Т-Танк