ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Mk A (Whippet) (1917г-1918г)

 

После успехов лёгких танков «Рено» FT-17 среди военных Великобритании распространилось мнение, что необходимо дополнить парк военной техники более лёгкими танками, способными оперативно действовать в тылу противника. Наиболее последовательным приверженцем этой идеи был начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник Дж. Фуллер. В соответствии с теоретическими предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка. У машиностроительной фирмы У. Фостера проект был готов ещё до военного заказа, поэтому танк был изготовлен уже в декабре 1916 года, прошёл испытания в феврале 1917, а в июне военные выдали заказ на 200 машин. В марте первые танки сошли со сборочной линии под названием Mk A. Medium Mk A Whippet развивал скорость 14 км/ч, что более чем вдвое превышало скорость Mk IV, поэтому его неофициально назвали «Уиппет» — «Борзая». Танк имел боевую массу 14 т, был защищён броней в 14 мм и вооружён четырьмя пулемётами; экипаж состоял из трёх человек. Запас хода составлял 130 км. Два двигателя «Тейлор» мощностью по 45 л. с. были установлены в передней части танка; каждая гусеница приводилась в движение одним двигателем через свою коробку передач — таким образом, танк утрачивал способность передвигаться при отключении даже одного двигателя. Поворот танка осуществлялся либо изменением числа оборотов одного из двигателей, либо путём переключения передачи в одной из коробок передач, либо обоими способами одновременно. У Medium Mk A Whippet осталась старая подвеска от тяжёлых танков (хотя во Франции уже были танки с мягкой подвеской), поэтому, несмотря на увеличение максимальной скорости, вне шоссе скорость всё равно была низкой. Несмотря на сложное управление, Medium Mk A Whippet был надёжнее своих предшественников — некоторые танки самостоятельно возвращались в свою часть после боя. В 1918 году в битве под Амьеном в сражении приняли участие 96 танков Mk A. Они впервые в истории танковых войск совершили нечто похожее на оперативный прорыв — оторвавшись от пехоты и сопровождаемые конницей, они провели рейд по тылам немецких войск.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк A3E1 (Carrer Machine Gun No.1,3-Man Tank) (1925г)

 

Перспективный легкий танк получил рабочее обозначение Carrier Machine Gun No.1 – «Носитель пулеметов №1». К этому названию иногда добавлялась пометка «experimental» («экспериментальный»). По некоторым данным, проект также имел неофициальное название 3-men Tank («Трехместный танк»). Позже, в соответствии с существовавшей в то время официальной номенклатурой, проект получил обозначение Light Tank A3E1. Все эти названия равнозначны и имеют одинаковое распространение как в документах, так и в более поздних материалах по проекту. Авторы нового проекта A3E1 сразу поняли, что при создании нового легкого танка не удастся обойтись простой переработкой существующей машины. Так, средний танк Mk II имел боевую массу более 10-12 т, тогда как вес нового легкого не должен был превышать 3-3,5 т. Кроме того, предъявлялись новые требования к вооружению и его размещению. Как следствие, компании «Виккерс» пришлось разработать совершенно новый броневой корпус, не имевший прямой связи с существующей конструкцией. При этом имелась возможность унифицировать ходовую часть и некоторые другие системы двух машин. Перспективный легкий танк получил всеракурсную противопульную защиту. Основой броневого корпуса являлся каркас из металлических профилей, на который при помощи болтов и заклепок следовало устанавливать броневые листы толщиной 6,35 мм. В связи с необычной компоновкой корпуса вся броня имела одинаковую толщину, обеспечивая одинаковую защиту всех агрегатов и экипажа. Заказчик требовал обеспечить максимально возможную огневую мощь при обстреле целей на любых направлениях. Кроме того, следовало уменьшить мертвые зоны двух пулеметов. Для решения такой задачи было предложено использовать две башни с пулеметами и расположить их на максимальном расстоянии друг от друга. Результатом этого стало появление необычной компоновки корпуса. Передняя часть корпуса отдавалась под сравнительно крупный двухместный обитаемый отсек. Еще один такой объем, отличавшийся иными размерами, находился в корме. Центральная часть корпуса, в свою очередь, отдавалась под монтаж двигателя и часть связанных с ним систем. Под кормовым обитаемым отсеком имелся объем для установки трансмиссии.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк MK II, IIA, IIB, III (1929г-1936г)

 

Легкий танк MK II стал развитием частной разработки танкеток «Карден-Лойд» Mk VII и Mk VIII, которые были выполнены в соответствии со спецификацией A4 военного министерства в 1929 г. Танкетки «Карден-Лойд», выпускавшиеся компанией «Виккерс» (которая в 1928 г. поглотила компанию «Карден-Лойд»), в британской армии получили обозначение легкий танк Mk I. Пять машин использовались для испытаний, причем на них опробовали различные схемы подвески. «Виккерс» также строила модель Mk II, имевший такой же корпус, но увеличенную башню и двигатель «Роллс-Ройс». Стандартной была подвеска типа Хортсмана, с горизонтальными винтовыми пружинами (известная как «двойные ножницы». Mk IIA и IIB - имели некоторые усовершенствования в деталях, включая улучшенное охлаждение двигателя и перемещенные топливные баки. Mk III, строился «Ройал Орднанс Фэктори» в Вулвиче. Усовершенствования включали увеличение обитаемого объема корпуса и доработанный вариант подвески Хортсмана с наклонными пружинами для увеличения динамичного хода катков. Эта подвеска известна как "четверные ножницы". Построили только 36 таких танков. Другим вариантом из этой ранней серии легких танков был Mk II индийского образца, строившийся для индийской армии и отличавшийся командирской башенкой на крыше башни. Производство Mk II и III завершилось в 1936г, а в 1939-40г эти танки, в основном, заменили на более современные модели. Оставшиеся машины использовались в основном в качестве учебных и тренировочных до 1942г, хотя несколько Mk IIA и IIB оставались на боевой службе в танковых батальонах Сил Западной пустыни в 1940г. Mk IIA и Mk III использовались также южноафриканским батальоном в компании в Абиссинии в 1941г.  Mk II-III были двухместными (механик-водитель и командир) с расположением двигателя у борта и клепаной конструкцией. В условиях Второй Мировой Войны их тактические возможности были крайне низки.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Vickers (1936г)

 

Сорок легких танков "Vickers" модели 1936 года заказанные армией Нидерландов, были в конце концов 1939 году взяты Британским военным  Министерством и использовались армией для обучения на протяжении войны. В боях их не использовали. Британцы неофициально называли их "Голландцами".  В течение тридцатых годов "Vickers" развила большую активность предлагая собственные разработки танков иностранным правительствам. Голландец был конструктивно аналогичен легкому танку Мk IV "Vickers", имел двигатель "Медоуз" 88 л.с.,   упрощенные обводы корпуса и шестигранную башню. Вооружение и другие агрегаты танка были аналогичны Mk II.

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк MK IV, V (1935г-1936г)

 

Легкий танк Mk IV был более современной модификацией Mk III и отличался силовой установкой с двигателем «Медоуз», использовавшемся на Mk I. На Mk IV установили модифицированную ходовую часть без направляющего колеса, разнеся, соответственно, тележки ходовой части. Кормовую часть корпуса увеличили, расширив внутренний объем. В остальных отношениях танк был аналогичен Mk II, III. Как и Mk II, он походил на индийский образец с командирской башенкой.  Легкий танк Mk V, появившийся на вооружении в 1935г, включал в себя ряд усовершенствований, призванных устранить недостатки ранних моделей. Корпус удлинили для установки двухместной башни со спаренными пулеметами. Увеличенная башня получила командирскую башенку, а возросшая масса и увеличение экипажа изменили центровку танка, и пришлось переделывать ходовую часть, добавив к тележке один поддерживающий ролик.  Mk IV и Mk V к началу Второй Мировой Войны, считались устаревшими, но некоторое их количество, еще базировалось в боевых подразделениях, оснащенных так же более современными машинами. Однако большинство их использовалось в качестве учебных в британских и иностранных танковых школах.  В 1940г два шасси Mk V использовали для постройки опытных ЗСУ. На одном вместо башни смонтировали 15-мм пулеметы «Беза», на втором – самолетную башенку (блистер) «Болтон энд Пол» со счетверенными пулеметами «Браунинг». Первоначально сохранили стеклянный фонарь (из перспекса – вариант стекла типа триплекс), но впоследствии его убрали и для защиты расчета, поставили откидные бронепластины. Эти машины остались в разряде опытных.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк MK VI, VIA, VIB, VIC (1936г-1940г)

 

Последовавший за Mk V легкий танк Mk VI был идентичен с ним во всех отношениях кроме башни, вновь переделанной для размещения в ее кормовой нише радиостанции. В Mk VIА поддерживающий ролик перенесли от передней ходовой тележки в середину борта корпуса. Mk VIB конструктивно аналогичен Mk VIА, но ряд узлов изменили, для упрощения производства. Эти отличия включали одностворчатую крышку жалюзи радиатора (вместо двухстворчатой) и цилиндрическую башенку взамен граненой на Mk VIA. Легкий танк Mk VIB индийского образца, строившийся для индийской армии, был идентичен стандартной модели за исключением отсутствия командирской башенки – вместо нее на крыше башни имелась плоская крышка люка. В последнем танке этой серии Mk VIC отсутствовала командирская башенка, но он был сильнее вооружен, неся 15-мм и 7,92-мм СП «Беза» вместо «Виккерса» калибра .303 (7,71 мм) и .50 (12,7 мм) на предыдущих моделях. Он отличался также увеличенными ходовыми тележками для повышения подвижности и тремя карбюраторами двигателя.  Производство танков серии Mk VI началось в 1936 г, а выпуск Mk VIC прекратился в 1940 г. Эти танки в большом количестве состояли на вооружении к началу войны в 1939 г, больше всего выпустили Mk VIB.  Легкие танки Mk VI составляли основную массу британских танков во Франции в 1940 г, в Западной пустыне и на других ТВД вместо разведки, для которой они создавались. Их часто использовали вместо крейсерских танков, понесших в боях тяжелые потери. После эвакуации из Дюнкерка, эти легкие танки также использовались, для оснащения британских БТД и оставались в боевых подразделениях до конца 1942 г, после чего заменялись на более современные модели и переводились в разряд учебных.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Mk VII (Tetrarch) (1938-1942г)

 

В 1937г после легкого танка MK VI, компания «Виккерс», разработала увеличенный легкий танк с 15-мм пулеметом «Беза», вместо «Виккерс», которыми вооружались предыдущие машины. «Виккерс» для танка Mk VII приняла новую ходовую часть с опорными катками большого диметра. Как и на некоторых ранних разработках «Виккерса», управление осуществлялось за счет изгиба гусениц. Легкий танк Mk VII в 1938г представили военному министерству (где он получил неофициальное имя «Педа»). Позже машина получила обозначение А17 и прошла испытания на возможность использования ее в качестве легкого крейсерского танка, и это не смотря на тот факт что потребности военного министерства в таких машинах уже удовлетворились танками серии Mk VI.  Заказ на 120 машин выдали в конце 1938г, когда война казалась неизбежной, и «Виккерс» попросили передать производство «Метрополитен-Кэммел», чтобы освободить ее для других работ. Заказ впоследствии удвоили, но производство тормозилось отчасти из-за перевода, отчасти из-за сосредоточения внимания военного министерства на крейсерских и пехотных танках, мешали также бомбардировки завода. В конце концов, построили 177 машин, первые из которых собрали в ноябре 1940г. Часть из них поставили БТД в Великобританию, для которых в это время не хватало более тяжелых танков.  Политика военного министерства в это время менялось в пользу бронеавтомобилей в качестве разведывательных машин вместо легких танков. Логика подсказывала направить легкие танки Mk VII 8-й Армии, но недостаточное охлаждение двигателя делало их несоответствующими условиям пустыни. Небольшое количество в последствии передали Советскому Союзу по ленд-лизу, а одна рота легких танков Mk VII использовалась во время вторжения на Мадагаскар в мае 1942г, первое время машины использовались как боевые. В то же время появилась идея использовать легкие танки Mk VII в качестве авиадесантных, транспортируемых с помощью планеров. В 1943г для танка Mk VII приняли имя «Тетрарх» (тетрарх – правитель четвертой части области в римских провинциях), а для десантирования специально разработали планер «Гамилькар» вмещавший одну машину. Для высадки в Европе специально сформировали воздушно-десантный разведывательный полк 6-й воздушно-десантной дивизии. Одну роту танков «Тетрарх» и БТР «Юниверсал Кэрриер» ввели в дело 6 июня 1944г, в первый день операции «Оверлорд», в планерном десанте, однако достигнутый ими успех оказался незначительным, прежде всего из-за их малочисленности.

Некоторое количество «Тетрархов» оставалось на вооружении примерно до 1949г, до тех пор пока британцы не расформировали планерно-десантные части, а с ними сняли с вооружения и «Тетрархи».

 

Модификации:

«Тетрарх» I CS.

Несколько машин переделали для непосредственной поддержки пехоты (CS – close support) с заменой 2-фунтовой пушки 3-дюймовой гаубицей. Несколько стандартных «Тетрархов» оснастили коническими дульными насадками «Литлджон» для 2-фунтовых пушек, способствовавших достижению высоких начальных скоростей специальных бронебойных снарядов.

«Тетрарх» DD.

В июне 1941г один «Тетрарх» в опытном порядке оснастили съемным гребным винтом и складным кожухом плавучести. Испытания «Тетрарха» в качестве плавающего танка – чему способствовала его малая масса – прошли в специальном бассейне. Они показали правильность концепции Штраусслера – системы DD («двойного управления»), превращения машины в плавающую с помощью гребного винта, приводимого от двигателя танка, и складного кожуха плавучести. Такие комплекты использовали на танках «Валентайн» и «Шерман» при высадки в Нормандии.

Примечание: У некоторых машин имелась дульная насадка «Литлджон».

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Vickers Mk E (1931-1959г)

 

На протяжении тридцатых годов фирма «Виккирс-Армстронг» развивала активную деятельность в области танкостроения. Она продавала свои машины зарубежным государствам, а также выполняла заказы британского военного министерства.  Кроме легких танков, выпускавшихся «Виккерсом» для экспорта, большой популярностью пользовался 6-тонный Виккерс. Эту машину с 1929г успешно продавали во многие страны, включая Россию, Китай, Финляндию и Болгарию, а также Польшу, Португалию, Таиланд, Боливию, Грецию. В СССР на его основе был создан собственный танк Т-26, в Польше 7TP.  В основном продавались Тип А (вооруженный двумя пулеметами «Виккерс» калибра .303) и Тип В (47-мм пушкой и спаренным пулеметом).  Некоторые танки имели другой калибр вооружения в соответствии с требованиями заказчика. «Виккерс 6-тонный» был отличной для своего времени машиной – невысокий, конструктивно простой, хорошо вооруженный и бронированный для своих размеров. Британская армия никогда не закупала этот тип танка, но с началом войны в сентябре 1939г забрала некоторое количество танков, построенных по зарубежным заказам, и использовала их в качестве учебных в тыловых частях. По британской классификации это машина относилась к легким танкам. Многие черты «Виккерса 6-тонного» скопировали американцы в легком танке T1, прототипе серии легких танков М1-М3.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий пехотный танк  Mk.I (Матильда I) (1937-1940г)

 

Разработка танка началась в 1935 году под руководством Джона Кардена на фирме Викерс-Армстронг. Генштаб требовал, чтобы танк был дешев и мог производиться из коммерчески доступных компонентов. В результате получился маленький двухместный танк с низким корпусом и небольшой литой башней. Единственным вооружением служил пулемет Виккерс калибра .303 или крупнокалиберный Виккерс .50. Использовался стандартный V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель от Форд V8 и коробка передач Фордзон.  Ходовая часть была модификацией подвески легкого танка Vickers Mk E — сблокированная по четыре, на полуэллиптических рессорах. В соответствии с британской концепцией применения танков, предназначалась для поддержки пехоты. Танк имел отличную броневую защиту при невысокой скорости. Артиллерийского вооружения не имел, что позднее было признано ошибкой. Несмотря на явную слабость вооружения, танк сыграл важную роль на начальном этапе Второй мировой войны. С 1937 по 1940 год было изготовлено 139 экземпляров. Танками «Матильда» оснастили 4-й и 7-й батальоны Королевского танкового полка. В сентябре 1939 года после начала Второй мировой войны, 4-й танковый полк вошел в состав британских экспедиционных сил во Франции. В начале мая 1940 была образована 1-я армейская танковая бригада в составе 1-го и 7-го танковых полков. Не считая легких танков в составе пехотных дивизий, это была единственная британская танковая часть на континенте в начале битвы за Францию. 21 мая 1940 года 58 танков «Матильда I» и 16 танков «Матильда II» в ходе контрнаступления в битве при Аррасе остановили продвижение 7-й танковой дивизии под командованием Роммеля. Стандартная немецкая 37 мм противотанковая пушка оказалась бессильной против брони британских танков; продвижение англичан было остановлено лишь с помощью импровизированной линии защиты из 105-мм гаубиц и 88-мм зенитных орудий, которой руководил лично Роммель.  23 мая 7-й танковый полк вел арьергардные бои в районе Суше, после чего отошли в район Дюнкерка.  Уцелевшие танки были объединены в сводный отряд, который нанес контрудар в направлении Ла Басе. В Дюнкерк вернулись только два танка уже на заключительной стадии операции «Динамо».  Во время эвакуации британских войск почти все «Матильды I» были оставлены во Франции, а немногочисленные уцелевшие танки применялись впоследствии в качестве учебных.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий кресерский танк Mark I (A9) (1937г)

 

Концепция Cruiser Tank Mk. I (A9) восходит к 1934 году, когда он планировался как танк поддержки ближнего боя. После отмены проекта A6 (19-тонный грузовик) этот крейсерский танк рассматривался как преемник серии средних танков Vickers и поэтому был доведен до стадии серийного производства. Он перенял некоторые черты A6 и среднего Mk. III, но был намного легче - 12 т. Первые испытания начались в 1936 году, и летом 1937 года было заказано 125 танков. 75 танков были произведены Harland & Wolff, а еще 50 - Vickers-Armstrongs . Первоначально на автомобиль был установлен двигатель Rolls-Royce , который оказался слишком слабым и поэтому был заменен автобусным двигателем от AEC . Особенностью этого танка было то, что это была первая конструкция с гидравлической системой и поддоном корпуса в виде лодки. Mk I был многобашенным танком и имел две небольшие отдельно управляемые пулеметные башни в дополнение к основной башне, в результате чего экипаж составлял шесть человек, что является большим для размера машины. Шасси также использовалось с усиленной броней в пехотном танке «Валентайн» .

Tank, Cruiser, Mark I — базовый вариант с пушкой QF 2 Pounder

Tank, Cruiser, Mark ICS — вариант «непосредственной поддержки» (англ. Close Support) с 94-мм гаубицей. 36 из 125.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий кресерский танк Mark II (A10) (1938-1940г)

 

Марк II А10 (Mark II A10) или Мк.II А10 (Mk.II A10) — британский тяжелый крейсерский танк, созданный фирмой «Vickers Limited» в 1934-36 годах как более бронированная машина.   К 1940-му году фирма «Виккерс» на базе крейсерского танка Mk.I или А9 разработала новую модель крейсерского танка А10 (A10). Разработка этой машины началась в 1934 году под руководством конструктора сэра Джона Кардена. Но после его гибели в авиакатастрофе в 1935 году работы над танком замедлились. Техническая документация и чертежи выполнялись в 1936 году. Но танк на 90% выполнен на основе узлов и агрегатов крейсерского танка А9. Танк А10 (A10) имел массу 13,97 т, максимальную толщину брони 30 мм. Пулеметные башенки отсутствовали. Спаренный с 40-мм пушкой и курсовой пулемет Виккерс имели калибр 7,7 мм, но со второй половины 1940 года крейсерский танк А10 (A10) снабжался двумя 7,92-мм пулеметами BESA (БЕСА). Первоначально танк именовался пехотным, но к моменту начала производства в 1940 году его переименовали в тяжелый крейсерский танк Мк.II (Heavy Cruiser Tank Mk.II). Корпус крейсерского танка Марк II, А10 (Mark II, A10) создан методом клепки листов гомогенной катанной брони. Лобовая броня двухслойная, наружный слой крепился при помощи болтов и заклепок. Отделение управления находилось в передней части корпуса. Механик-водитель имел броневую рубку со смотровыми приборами: один по фронту и два по сторонам рубки. Средняя часть корпуса Марк II, А10 (Mark II, A10) занята боевым отделение с башней кругового вращения. В боевом отделении размещаются три человека. Башня вооружена 2-фунтовой пушкой QF 2 pdr L/52 (калибр 40 мм) и спаренным с ней 7,7-мм пулеметом Vickers. Прицельная стрельба велась при помощи телескопического прицела No.24B Mk.I, установленного с левой стороны башни. На башне ближе к корме устанавливалась командирская башенка со смотровыми приборами. Корма башни имеет нишу под размещение радиостанции No.9 или No.11, снабженной штыревой антенной. Башня вращалась при помощи гидравлической системы «Nash and Thompson». Экипаж танка Марк II, А10 (Mark II, A10) состоял из пяти человек: командир, механик-водитель, наводчик, заряжающий и пулеметчик. В кормовой части корпуса крейсерского танка Марк II, А10 (Mark II, A10) находилось моторно-трансмиссионное управление (МТО) с установкой 6-цилиндрового рядного бензинового двигателя жидкостного охлаждения AEC тип A179. Возле двигателя по обеим бортам располагались воздушные фильтры, вентиляторы и топливные баки емкостью 441 л. Двигатель работал в паре с механической трансмиссией Meadows 22, обеспечивающей 5 скоростей переднего хода и одну заднего. Также на машине устанавливалась дополнительная силовая установка, используемая для запуска основного двигателя или зарядки аккумуляторов и работы вытяжных вентиляторов. Ходовая часть тяжелого крейсерского танка Марк II, А10 (Mark II, A10) полностью соответствовала танку А9. В пересчете на один борт ходовая часть состояла из двух тележек по три опорных катка, трех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колес. Подвеска блокированная балансирная со спиральными пружинами и амортизаторами. Опорные катки в тележках имели диаметр 495 мм, кроме первого в первой тележке и последнего во второй тележке, которые имели диаметр 600 мм. Ширина траков гусениц равнялась 315 мм.

Модификация танка под обозначением Мк.IIА (Mk.IIA) или А10 Мк.IIА (A10 Mk.IIA) производились в наибольшем количестве.

Некоторые крейсерские танки Мк.IIА (Mk.IIA) выпускались для непосредственной поддержки пехоты и были вооружены 76,2-мм гаубицами. Эти танки имели наименование Мк.IIА КС (Mk.IIA CS) или А10 Мк.IIА КС (A10 Mk.IIA CS), CS — Close Support.  Боекомплект состоял из 40 выстрелов.

Крейсерские танки Мк.II, А10 (Mk.II, A10) принимали участие в боевых действиях во Франции в 1940 году, в Северной Африке и Греции в 1941 году.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий кресерский танк Mark III (A13) (1938-1939г)

 

Британское военное командование было очень впечатлено «Киевскими маневрами» — настоящим военным спектаклем демонстрации мощи, показанным советской стороной в 1935 году зарубежным военным представителям. Особо были отмечены танковые армады советских «БТ» — танков в основе конструкции которых лежал так называемый «танк Кристи», разработки американского инженера.  Английское военное ведомство немедленно связалось с последним и в 1936 году приобрело один из танков его конструкции. На его основе началась разработка крейсерского танка A13 с ходовой частые и подвеской, полностью заимствованными у американского прототипа. Надо сказать, что в отличие от советских конструкторов, у англичан при создании А13 возникли большими трудности. Не смотря на то, что в 1937 году фирма Nuffield построила прототип A13, а затем даже выпустила 65 машин этого типа, они не получили признания в войсках. Слабая броня, постоянные поломки привели к тому, что проект отложили и больше к нему не возвращались.

Крейсерские танки Мк III (A13) приняли участие в боях во Франции в 1940 году. Несколько машин этого типа имелось в составе 7-й танковой дивизии в Северной Африке.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий кресерский танк Mark IV (A13 Mk.II) (1939-1941г)

 

Работы над модернизацией Cruiser Tank Mk.III начались в 1938 году.  О каких-то серьёзных изменениях в конструкции корпуса, ходовой части или силовой установки речи не шло. Изменения свелись исключительно к усилению бронирования, причём даже не к утолщению листов, а к экранировке. Толще стал лишь люк механика-водителя, которого теперь защищало 28 мм брони. Башню только экранировали, при этом в саму её конструкцию вносилось минимум изменений. Немного изменилась командирская башенка, которая вместо восьмигранной формы приобрела круглую.  Смотровой прибор, располагавшийся слева от орудийной маски, перекочевал на экран, а лобовые экраны, состоявшие из четырёх секций, были установлены параллельно корпусу. Уже в декабре 1938 года последовал заказ на первую партию из 65 танков, получивших индекс Cruiser Tank Mk.IV. (Эти машины также обозначались как A13 Mk.II). Благодаря совместным усилиям Nuffield и LMS, Cruiser Tank Mk.IV стал самым массовым крейсерским танком довоенной разработки.  Изменения в конструкцию Cruiser Tank Mk.IV были внесены уже вскоре после начала производства. Дело в том, что экранирование, как и в случае с Cruiser Tank Mk.III*, не коснулось орудийной маски, толщина которой так и осталась равной 14 мм. Проблему решили установкой дополнительного экрана, который закрывал орудийную маску. Эти машины оказались самыми массовыми среди танков, оснащавшихся пулемётами Vickers Mk.VI. Следующее изменение оказалось связанным с пулемётом. В 1939 году на вооружение английской армии был принят танковый пулемёт BESA. Он представлял собой немного переделанный английской фирмой Birmingham Small Arms Company (BSA) чехословацкий станковый пулемёт ZB.53. Компактный и не требующий водяного охлаждения лицензионный чехословацкий пулемёт тут же «прописался» в английских танках. Не стал исключением и Cruiser Tank Mk.IV. Его модификация с изменённой маской и пулемётом BESA получила обозначение Cruiser Tank Mk.IVA. Маска и прибор наблюдения крепились к центральному экрану на лобовом листе, который теперь состоял из трёх секций вместо четырёх. Масса танка достигла 15 тонн. Уже в июне 1941 года карьера Cruiser Tank Mk.IV подошла к закату. Последним крупным сражением, в котором были массово задействованы танки данного типа, стала операция «Battleaxe».  начала 1942 года. Дольше всех прослужили машины, попавшие на Мальту: как минимум один Cruiser Tank Mk.IVA (серийный номер T18117) находился на вооружении тамошнего гарнизона ещё в конце марта 1942 года.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий плавающий танк L1E3 (1939г)

 

В конце 1930-х гг. чиновники из британского War Office (по всей видимости, находясь под впечатлением от развития бронетехники в соседних странах) пришли к выводу, что сухопутным силам необходимо иметь на вооружении амфибийные бронемашины и в первую очередь это должны быть танки. Успех этого предприятия напрямую зависел от того, по какому пути пойдут британские инженеры. Продолжая развивать направление удачных, но уже порядком устаревших танков серии А4Е11\А4Е12, специалисты фирмы Vickers по сути разработали улучшенную их модель. Единственный опытный образец плавающего танка, получивший название L1E3 (он же Tank Light Amphibious, No 3, регистрационный номер FME 985 и серийный Т2430) был построен в 1939 г. Несмотря на то, что данный тип танка не вписывался в британскую концепцию, прототип передали в распоряжение 8-го гусарского полка (8th Hussars), где были проведены его всесторонние испытания. Конечно же, сравнительно с А4Е12 был достигнут определенный успех, но в целом L1E3 не отвечал текущим требованиям. При сохранении отличных качеств мобильности на суше L1E3 оказался не так хорош на плаву. Критическими для этой машины стал моменты входа и выходы из воды. Танк попытались модернизировать оставив только один поддерживающий ролик и заменив гофрированную носовую часть на секцию из гладкой обшивки. Тем не менее, устранить все выявленные недостатки британским инженерам не удалось и дальше экспериментов работы не продвинулись. Окончательно программу свернули после начала Второй Мировой войны, когда доминирующий стали заказы на пехотные и крейсерские танки. Впрочем, судьба оказалась благосклонна к этому танку. После войны L1E3 был передан в экспозицию музея бронетанковой техники в Бовингтоне. К сожалению, этот танк прошел лишь «косметическую» реставрацию и находится сейчас не в лучшей форме (деформирована носовая часть, правый борт в районе башне и левый поплавок на борту моторного отсека).

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк Mk.VIII (Harry Hopkins) (1943-1945г)

 

Танк Mk VIII, изначально известный как легкий танк Mk VII исправленный, был разработан «Виккерс» в 1941г как улучшенная модификация Mk VII. Построили три прототипа с использованием шасси и других узлов танка Mk VII, но с более рациональной формой бронирования корпуса и башни для повышения бронестойкости за счет наклона листов. Увеличили максимальную толщину брони, ввели гидравлические усилители управления, улучшили многие детали.  «Метрополитен-Кэммел» занялась производством Mk VIII после выпуска Mk VII, и заказ на 99 танков выполнила в 1944г. Основные характеристики танка были аналогичны «Тетрарху», но «Гарри Гопкинс» никогда не поступал на вооружение как легкий танк, по британской классификации, на 1944г его приняли только как авиадесантный подобно «Тетрарху».  Шасси «Гарри Гопкинса» использовалось для создания самоходной 95-мм гаубицы «Алекто» (или носителя гаубицы), первоначально именовавшейся «Гарри Гопкинс» Mk ICS. В целом это был «Гарри Гопкинс» без башни с невысокой рубкой, в лобовой части довольно низко установили 95-мм гаубицу, что позволяло быстро выпустить низкопрофильную легкую самоходку. «Алекто» II (также известная как «Алекто Рессе») была модификацией с 6-фунтвой (57-мм) пушкой вместо гаубицы. Однако построили лишь несколько установочных машин, а с окончанием боевых действий интерес к ним пропал. Небольшое количество машин собрали в виде «Алекто Дозер» (в 1945г) с бульдозерным отвалом, гидравлической системой управления им и подъемным механизмом на месте орудийной установки. По требованию Генштаба в апреле 1942г «Виккерс» была ответственной за создание «Алекто». Однако проект тормозился неуверенностью военного министерства в возможности использования ее.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк FV301 (1947-1950г)

 

Разработкой и постройкой танка занималась компания Vickers. При этом были построены только два прототипа. Проект свернули в 1950 году на стадии прототипа. На FV301 устанавливалось то же орудие, что и на «Комету». В нём использовался двигатель Rolls-Royce Meteor с коробкой передач TN10, и все они вместе с охлаждающим вентилятором были собраны в один блок. В подвеске использовалась система с двумя торсионами, что давало производственные преимущества.  Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

 

 

Лёгкий танк VFM5 (Vickers Mk 5) (1985-1986г)

 

VFM5  американо-британский лёгкий танк, созданный в сер. 1980-х гг. совместно британской компанией Vickers Defence Systems Ltd (соответственно, по номенклатуре британской стороны, танк получил заводской индекс Vickers Mk 5) и американской корпорацией FMC International, на основе прототипа лёгкого авиадесантного танка CCV-L (разрабатывавшегося FMC для 82-й воздушно-десантной дивизии США), как его экспортная модификация для армий развивающихся стран. На рынке вооружений и военной техники предлагался в малозатратном ценовом сегменте в комплекте с основным боевым танком Vickers Mk 3(1). В качестве основного потенциального заказчика рассматривалась Малайзия (переговоры о возможных поставках велись в 1988—1990 гг.), островное расположение которой было дополнительным аргументом в пользу закупки танка с возможностью оперативной переброски по воздуху на борту самолётов военно-транспортной авиации. Танк проектировался в расчёте под нужды конечного потребителя, — вооружённых сил развивающихся государств, преимущественно Азиатско-Тихоокеанского региона, — и предполагал наличие у заказчика потребности в лёгких танках, обеспечивающих сочетание высоких ходовых качеств и огневой мощи при удовлетворительном уровне бронезащиты. Танк предназначался для оснащения частей и соединений высокомобильных сухопутных и аэромобильных войск, оперативный манёвр которых обеспечивался частями военно-транспортной авиации: массо-габаритные характеристики VFM5 позволяли его переброску на борту военно-транспортных самолётов C-130, C-141 и машин аналогичной грузоподъёмности. Кроме того, немаловажным аспектом при создании танка было соотношение цены и качества серийной модели, её соответствие финансовым возможностям потенциального заказчика.

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк Scorpion (FV101)  (1971-1996г)

 

«Скорпион» британский лёгкий разведывательный танк 1970-х годов, часто также обозначается как «боевая разведывательная машина» (БРМ).  По внутренней сквозной системе обозначений британской бронетехники имеет индекс FV101. Создан в 1964—1967 годах на роль разведывательной и аэротранспортабельной машины, в рамках разработки семейства боевых машин различного назначения CVR(T) на едином шасси. Производился серийно на заводах Великобритании и Бельгии с 1970 по 1996 год, всего было выпущено более 1800 танков в вариантах «Скорпион» и «Симитэр», различавшихся вооружением. Относился к числу наиболее быстроходных гусеничных боевых машин своего времени. Состоит на вооружении Британской армии, использовался ей в Фолклендской войне, войнах в Персидском заливе и Афганистане, а также в ряде миротворческих операций. Поставлялся на экспорт в ряд других стран, по состоянию на 2008 год, в некоторых из них снят с вооружения, но всё ещё остаётся на вооружении восемнадцати армий. «Скорпион» имеет компоновку с передним расположением двигателя. Трансмиссионное отделение занимает лобовую оконечность танка, моторное отделение и отделение управления размещаются за ним по правому и левому борту, соответственно, а боевое отделение занимает кормовую половину корпуса. Экипаж «Скорпиона» состоит из трёх человек – механика-водителя, наводчика и командира танка, выполняющего также функции заряжающего. Основным вооружением «Скорпиона» является 76-мм полуавтоматическая пушка L23A1. Орудие устанавливается в лобовой части башни на цапфах в спаренной с пулемётом установке, позволяющей её вертикальную наводку в пределах от −10 до +35° вручную при помощи винтового механизма. Боекомплект пушки составляет 40 унитарных выстрелов, стандартный ассортимент снарядов для неё включает осколочно-фугасные, фугасные с деформируемой головной частью, дымовые, осветительные снаряды и картечь. Стандартный боекомплект «Скорпиона» в британской армии состоит из 20 фугасных, 15 фугасных с деформируемой головкой и 5 дымовых снарядов. В 1993 году командованием британской армии было решено унифицировать свой разрозненный парк разведывательных бронемашин и большинство их типов были сняты с вооружения. 76-мм пушка «Скорпиона» была сочтена устаревшей и танк был также снят с вооружения в 1994 году в пользу «Симитэров».

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк Scimitar (FV107)  (1971-1996г)

 

Одним из ярких представителей семейства легких боевых гусеничных машин «Scorpion», разработанного фирмой «Alvis», является боевая разведывательная машина FV107 «Scimitar». Она очень маленькая и легкая – ее масса в боевом снаряжении составляет 7,8 т, длина 4,39 м, ширина 2,18 м и высота по перископу наводчика 2,1 м. Машину обслуживает экипаж из трех человек. БРМ легко транспортируется многими военно-транспортными самолетами и тяжелыми вертолетами. Разведывательную машину FV107 «Scimitar» легко узнать по характерной башне, вооруженной длинноствольной 30-мм автоматической пушкой L21A1 RARDEN и спаренным 7,62-мм пулеметом. Такая же башня устанавливалась на колесной разведывательной машине «Fox». Пушка RARDEN разрабатывалась специально для поражения легко бронированных объектов типа бронетранспортеров и боевых машин пехоты. Скорострельность пушки 80 выстрелов в минуту, стрельба из нее может вестись одиночными выстрелами и очередями. Благодаря двойному ленточному питанию наводчик в зависимости от обстановки может быстро менять тип используемых боеприпасов. В вертикальной плоскости пушка наводится в секторе от -10° до +40°. В состав боекомплекта FV107 «Scimitar» входят 165 бронебойных подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном и осколочно-фугасных выстрелов и 3000 патронов. Бронебойный снаряд имеет начальную скорость 1200 м/с и на дальности 1500 м пробивает расположенную под углом 45° стальную броневую плиту толщиной 40 мм.  Для стрельбы в ночных условиях у наводчика имеется пассивный инфракрасный прицел. По бортам башни смонтированы два четырех ствольных гранатомета для постановки дымовых завес. Моторно-трансмиссионное отделение FV107 «Scimitar» размещено в передней части корпуса, что обусловило общую компоновку ходовой части – ведущие колеса впереди, а направляющие с механизмами натяжения гусениц – сзади. Боевое отделение смещено к корме. В башне слева от пушки располагается рабочее место командира машины, в корпусе перед ним размещается механик-водитель, боевой пост наводчика – в башне справа от пушки. Башня оборудована ручным двухскоростным механизмом поворота и ручным механизмом наведения пушки в вертикальной плоскости. Корпус и башня разведывательной машины FV107 «Scimitar» выполнены из броневого алюминиевого сплава методом сварки. Лобовые детали корпуса и башни не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности обстрела. На машине FV107 «Scimitar» имеется фильтровентиляционная установка, обеспечивающая защиту экипажа от химических отравляющих веществ и радиоактивной пыли. В качестве силовой установки FV107 «Scimitar» используется 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Jaguar» мощностью 143 кВт. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии танка «Chieftain», но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах. Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами, траки стальные.

С целью уменьшения шумности гусеницы и ведущие колеса имеют полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным полуосевым-полуцентробежным потоком. БРМ FV107 «Scimitar» способна преодолевать водные преграды с помощью индивидуального плавсредства. Оно представляет собой выдвигающиеся вверх по периметру корпуса складные экраны из эластичного водонепроницаемого материала, которые и обеспечивают необходимый запас плавучести. Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц, при этом «Scimitar» развивает скорость 7 км/ч. Для сухопутных войск Великобритании было изготовлено 486 БРМ «Scimitar». Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк Warrior (FV510)  (1986-1994г)

 

«Warrior»  проектное обозначение MCV-80 — британская боевая машина пехоты. По внутренней сквозной системе обозначений британской бронетехники имеет индекс FV510.  БМП разработана в 1977—1983 годах фирмой GKN Sankey по заказу британской армии для замены машин на базе FV430 в механизированных частях и артиллерии.  MCV-80 «Warrior» предназначался на замену уже отслужившим срок FV432 «Троуджен», однако, несмотря на внушительный опыт разработки как колесных, так и гусеничных машин для перевозки и огневой поддержки пехоты в Великобритании, к проекту изначально отнеслись с большой долей осторожности.  Серийное производство «Warrior» для британской армии велось с 1985 по 1994 год, всего было выпущено более 1 тыс. машин этого типа, включая специализированные варианты на его базе. В их число входят 254 БМП, выпущенных для Кувейта.

Корпус БМП MCV-80 Warrior сварной из листового бронированного алюминия. Башня изготовлена из бронированной стали с наполнителем между листами. Компоновка классическая — моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части корпуса, боевое — в средней, а десантное — в кормовой. В задней стенке десантного отделения предусмотрены две широкие двери для посадки и высадки пехотинцев — до 7 человек.

Собственный экипаж БМП «Уорриор» состоит из 3 человек: механика-водителя, командира и наводчика, из которых два последних размещаются в башне фирмы «Виккерс дифенс системз». Здесь же установлена автоматическая нарезная 30-мм пушка «Рарден» и спаренный с ней 7,62-мм пулемет. По бокам башни смонтированы две установки 4-ствольных дымовых гранатометов. Основным вооружением машины MCV-80 Warrior стала автоматическая 30-мм пушка L21A1 Rarden (боезапас — более 200 снарядов), использовавшаяся ранее на боевых разведывательных машинах «Симитэр» и «Фокс». В горизонтальной плоскости наводится с помощью электропривода, в вертикальной — вручную. Стабилизация отсутствует.

Боекомплект составляют бронебойные подкалиберные и осколочно-фугасные выстрелы. Первые способны пробивать броню толщиной до 30 мм при ведении огня на дальности до 1000 м. Для стрельбы применяют и боеприпасы швейцарской современной пушки 831L «Эрликон». С 1985 г. стали использовать выстрелы L14A2 с бронебойным подкалиберным трассирующим снарядом, способные пробивать 40-мм стальную броню на расстоянии до 1500 м при угле встречи до 45°. Помимо этого пирофорный состав в носовой части снаряда позволяет отслеживать попадания.

С орудием спарен 7,62-мм пулемет L94A1 (боезапас — 2200 патронов, питание ленточное), а в передней части башни находятся четырехствольные 66-мм дымовые гранатометы. Наводчик имеет в распоряжении комбинированный (ночной и дневной) перископический прицел Raven, таким же прицелом обладает и командир. Дальность обнаружения цели в дневное время — до 5000 м (идентификация — до 3000 м), ночью — соответственно 2500 м и 1000 м. По периметру башни сверху размещены семь смотровых приборов для командира и наводчика. Корпус БМП Warrior — сварной, выполнен из бронелистов особого алюминиевого сплава. Борта и ходовая часть практически целиком прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Восьмигранная башня производится из катаной стальной брони, между листами которой находится наполнитель.  К машине изначально предъявляли требования по эффективной защите от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. В целом она удовлетворяет этим условиями, обеспечивая защиту от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов и 14,5-мм пуль, а днище выдерживает взрыв девятикилограммовых противотанковых мин. Правда, на модифицированный для Кувейта вариант MCV-80 Desert Warrior помимо новой башни и ПТРК установили еще и дополнительную броню. «Warrior» использовался британскими войсками в войнах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке и по состоянию на 2008 всё ещё продолжает оставаться единственной БМП британской армии.  В ходе локальных конфликтов последнего десятилетия выявился ряд недостатков, связанных, главным образом, с комплексом вооружения БМП «Warrior». К ним относятся: отсутствие стабилизации 30-мм пушки L21A1 Rarden; отсутствие в боекомплекте пушки 30-мм патрона с оперенным снарядом и, соответственно, неспособность поражать бронезащиту перспективных бронецелей; неспособность подавления огнём 30-мм пушки спешенной танкоопасной живой силы.  Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк Sabre (1995-2002г)

 

Британской армии удалось совместить башню Fox с корпусом Scorpion для создания легкого разведывательного танка Alvis Sabre.  Легкий танк Alvis FV107 «Scimitar» зарекомендовал себя как довольно успешная легкая бронированная разведывательная машина, так что британская армия получила в общей сложности около 325 единиц, а еще несколько сотен были произведены для экспорта в Бельгию, Гондурас и Иорданию. С имеющимися образцами бронеавтомобиля Alvis «Fox» и легкого танка Alvis «Scorpion» было решено соединить два ключевых компонента каждой машины для создания бюджетной альтернативы, подобной Scimitar, которая стала разведывательной машиной Alvis «Sabre». легкий танк. Sabre представлял собой относительно простую комбинацию башни бронеавтомобиля Fox с корпусом Scorpion для создания новой машины. Sabre сохранил свою разведывательную классификацию и был вооружен 30-мм автопушкой L21 RARDEN в башенной конструкции с поворотом на 360 градусов, установленной над кормой гусеничного корпуса Scorpion. Боевой расчет состоял из трех человек, в том числе механика-водителя, сидевшего спереди слева в корпусе, с командиром и наводчиком в башне. Двигатель был установлен на передней части машины, а ходовая часть оставалась в основном такой же, как и в конструкции Scorpion: по пять опорных катков с двойным колесом на каждой стороне корпуса с передними ведущими звездочками и задними направляющими колесами. Путешествию по пересеченной местности способствовала торсионная подвеска, а скорость движения по дороге достигала 50 миль в час. 7,62-мм пулемет общего назначения (GPMG) был приспособлен как спаренное противопехотное оружие. Машина несла снаряды 160 x 30 мм как в бронебойном, так и в осколочно-фугасном вариантах. Было несено 3000 патронов калибра 7,62 мм. Sabre была представлена ​​в 1995 году, и на практике машина оказалась достаточно успешной для службы, требующей быстрой, легкобронированной разведывательной платформы. Действия в активных зонах боевых действий продемонстрировали некоторые ограничения, присущие первоначальному предложению, и со временем они были устранены: выживаемости экипажа способствовала установка двух блоков дымовых гранатометов по обе стороны от основного орудия, чтобы машина создавала собственные дымовые завесы. . Первоначальный 7,62-миллиметровый патрон GPMG с ленточным питанием был заменен более эффективным 7,62-миллиметровым цепным орудием L94A1 с улучшенной перезарядкой. Sabers были уволены с передовой службы в британской армии в 2004 году. Боевые действия варьировались от региона войны в Персидском заливе до югославских войн 1990-х годов.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: Книга - М.Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945, Книга - Питер Чемберлен и Крис Элис. Британские и Американские танки второй мировой войны. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Матильда_I_(танк), https://deru.qaz.wiki/wiki/Cruiser_Tank_Mk._I_(A9), http://eragun.org/heavy-armament/cruiser-tank_great_britain/mark_ii_a10.html, http://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/kreyserskiy-tank-mark-iii-a13.html, https://warspot.ru/5378-eschyo-nemnogo-broni, https://ru-wikipedia-org.turbopages.org/ru.wikipedia.org/s/wiki/L1E3, https://ru-wikipedia-org.turbopages.org/ru.wikipedia.org/s/wiki/FV301, https://ru-wikipedia-org.turbopages.org/ru.wikipedia.org/s/wiki/VFM5, https://ru.wikipedia.org/wiki/Скорпион_(танк), http://zonwar.ru/news3/news_529_FV107_Scimitar.html, https://zen.yandex.ru/media/id/5af959b75816690b0a01843c/obzor-boevoi-mashiny-pehoty-mcv80-uorrior--warrior-5b704ffef24acf00ac435e9c, https://wofmd.com/2021/04/14/razvedyvatelnyj-legkij-tank-velikobritanii-alvis-sabre/

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч,2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль

 

Л-Танк

С-Танк

Т-Танк