ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Mk A (Whippet) (1917г-1918г)

 

После успехов лёгких танков «Рено» FT-17 среди военных Великобритании распространилось мнение, что необходимо дополнить парк военной техники более лёгкими танками, способными оперативно действовать в тылу противника. Наиболее последовательным приверженцем этой идеи был начальник штаба Королевского танкового корпуса полковник Дж. Фуллер. В соответствии с теоретическими предпосылками англичане приступили к конструированию среднего танка. У машиностроительной фирмы У. Фостера проект был готов ещё до военного заказа, поэтому танк был изготовлен уже в декабре 1916 года, прошёл испытания в феврале 1917, а в июне военные выдали заказ на 200 машин. В марте первые танки сошли со сборочной линии под названием Mk A. Medium Mk A Whippet развивал скорость 14 км/ч, что более чем вдвое превышало скорость Mk IV, поэтому его неофициально назвали «Уиппет» — «Борзая». Танк имел боевую массу 14 т, был защищён броней в 14 мм и вооружён четырьмя пулемётами; экипаж состоял из трёх человек. Запас хода составлял 130 км. Два двигателя «Тейлор» мощностью по 45 л. с. были установлены в передней части танка; каждая гусеница приводилась в движение одним двигателем через свою коробку передач — таким образом, танк утрачивал способность передвигаться при отключении даже одного двигателя. Поворот танка осуществлялся либо изменением числа оборотов одного из двигателей, либо путём переключения передачи в одной из коробок передач, либо обоими способами одновременно. У Medium Mk A Whippet осталась старая подвеска от тяжёлых танков (хотя во Франции уже были танки с мягкой подвеской), поэтому, несмотря на увеличение максимальной скорости, вне шоссе скорость всё равно была низкой. Несмотря на сложное управление, Medium Mk A Whippet был надёжнее своих предшественников — некоторые танки самостоятельно возвращались в свою часть после боя. В 1918 году в битве под Амьеном в сражении приняли участие 96 танков Mk A. Они впервые в истории танковых войск совершили нечто похожее на оперативный прорыв — оторвавшись от пехоты и сопровождаемые конницей, они провели рейд по тылам немецких войск.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк A3E1 (Carrer Machine Gun No.1,3-Man Tank) (1925г)

 

Перспективный легкий танк получил рабочее обозначение Carrier Machine Gun No.1 – «Носитель пулеметов №1». К этому названию иногда добавлялась пометка «experimental» («экспериментальный»). По некоторым данным, проект также имел неофициальное название 3-men Tank («Трехместный танк»). Позже, в соответствии с существовавшей в то время официальной номенклатурой, проект получил обозначение Light Tank A3E1. Все эти названия равнозначны и имеют одинаковое распространение как в документах, так и в более поздних материалах по проекту. Авторы нового проекта A3E1 сразу поняли, что при создании нового легкого танка не удастся обойтись простой переработкой существующей машины. Так, средний танк Mk II имел боевую массу более 10-12 т, тогда как вес нового легкого не должен был превышать 3-3,5 т. Кроме того, предъявлялись новые требования к вооружению и его размещению. Как следствие, компании «Виккерс» пришлось разработать совершенно новый броневой корпус, не имевший прямой связи с существующей конструкцией. При этом имелась возможность унифицировать ходовую часть и некоторые другие системы двух машин. Перспективный легкий танк получил всеракурсную противопульную защиту. Основой броневого корпуса являлся каркас из металлических профилей, на который при помощи болтов и заклепок следовало устанавливать броневые листы толщиной 6,35 мм. В связи с необычной компоновкой корпуса вся броня имела одинаковую толщину, обеспечивая одинаковую защиту всех агрегатов и экипажа. Заказчик требовал обеспечить максимально возможную огневую мощь при обстреле целей на любых направлениях. Кроме того, следовало уменьшить мертвые зоны двух пулеметов. Для решения такой задачи было предложено использовать две башни с пулеметами и расположить их на максимальном расстоянии друг от друга. Результатом этого стало появление необычной компоновки корпуса. Передняя часть корпуса отдавалась под сравнительно крупный двухместный обитаемый отсек. Еще один такой объем, отличавшийся иными размерами, находился в корме. Центральная часть корпуса, в свою очередь, отдавалась под монтаж двигателя и часть связанных с ним систем. Под кормовым обитаемым отсеком имелся объем для установки трансмиссии.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк MK II, IIA, IIB, III (1929г-1936г)

 

Легкий танк MK II стал развитием частной разработки танкеток «Карден-Лойд» Mk VII и Mk VIII, которые были выполнены в соответствии со спецификацией A4 военного министерства в 1929 г. Танкетки «Карден-Лойд», выпускавшиеся компанией «Виккерс» (которая в 1928 г. поглотила компанию «Карден-Лойд»), в британской армии получили обозначение легкий танк Mk I. Пять машин использовались для испытаний, причем на них опробовали различные схемы подвески. «Виккерс» также строила модель Mk II, имевший такой же корпус, но увеличенную башню и двигатель «Роллс-Ройс». Стандартной была подвеска типа Хортсмана, с горизонтальными винтовыми пружинами (известная как «двойные ножницы». Mk IIA и IIB - имели некоторые усовершенствования в деталях, включая улучшенное охлаждение двигателя и перемещенные топливные баки. Mk III, строился «Ройал Орднанс Фэктори» в Вулвиче. Усовершенствования включали увеличение обитаемого объема корпуса и доработанный вариант подвески Хортсмана с наклонными пружинами для увеличения динамичного хода катков. Эта подвеска известна как "четверные ножницы". Построили только 36 таких танков. Другим вариантом из этой ранней серии легких танков был Mk II индийского образца, строившийся для индийской армии и отличавшийся командирской башенкой на крыше башни. Производство Mk II и III завершилось в 1936г, а в 1939-40г эти танки, в основном, заменили на более современные модели. Оставшиеся машины использовались в основном в качестве учебных и тренировочных до 1942г, хотя несколько Mk IIA и IIB оставались на боевой службе в танковых батальонах Сил Западной пустыни в 1940г. Mk IIA и Mk III использовались также южноафриканским батальоном в компании в Абиссинии в 1941г.  Mk II-III были двухместными (механик-водитель и командир) с расположением двигателя у борта и клепаной конструкцией. В условиях Второй Мировой Войны их тактические возможности были крайне низки.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Vickers (1936г)

 

Сорок легких танков "Vickers" модели 1936 года заказанные армией Нидерландов, были в конце концов 1939 году взяты Британским военным  Министерством и использовались армией для обучения на протяжении войны. В боях их не использовали. Британцы неофициально называли их "Голландцами".  В течение тридцатых годов "Vickers" развила большую активность предлагая собственные разработки танков иностранным правительствам. Голландец был конструктивно аналогичен легкому танку Мk IV "Vickers", имел двигатель "Медоуз" 88 л.с.,   упрощенные обводы корпуса и шестигранную башню. Вооружение и другие агрегаты танка были аналогичны Mk II.

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк MK IV, V (1935г-1936г)

 

Легкий танк Mk IV был более современной модификацией Mk III и отличался силовой установкой с двигателем «Медоуз», использовавшемся на Mk I. На Mk IV установили модифицированную ходовую часть без направляющего колеса, разнеся, соответственно, тележки ходовой части. Кормовую часть корпуса увеличили, расширив внутренний объем. В остальных отношениях танк был аналогичен Mk II, III. Как и Mk II, он походил на индийский образец с командирской башенкой.  Легкий танк Mk V, появившийся на вооружении в 1935г, включал в себя ряд усовершенствований, призванных устранить недостатки ранних моделей. Корпус удлинили для установки двухместной башни со спаренными пулеметами. Увеличенная башня получила командирскую башенку, а возросшая масса и увеличение экипажа изменили центровку танка, и пришлось переделывать ходовую часть, добавив к тележке один поддерживающий ролик.  Mk IV и Mk V к началу Второй Мировой Войны, считались устаревшими, но некоторое их количество, еще базировалось в боевых подразделениях, оснащенных так же более современными машинами. Однако большинство их использовалось в качестве учебных в британских и иностранных танковых школах.  В 1940г два шасси Mk V использовали для постройки опытных ЗСУ. На одном вместо башни смонтировали 15-мм пулеметы «Беза», на втором – самолетную башенку (блистер) «Болтон энд Пол» со счетверенными пулеметами «Браунинг». Первоначально сохранили стеклянный фонарь (из перспекса – вариант стекла типа триплекс), но впоследствии его убрали и для защиты расчета, поставили откидные бронепластины. Эти машины остались в разряде опытных.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк MK VI, VIA, VIB, VIC (1936г-1940г)

 

Последовавший за Mk V легкий танк Mk VI был идентичен с ним во всех отношениях кроме башни, вновь переделанной для размещения в ее кормовой нише радиостанции. В Mk VIА поддерживающий ролик перенесли от передней ходовой тележки в середину борта корпуса. Mk VIB конструктивно аналогичен Mk VIА, но ряд узлов изменили, для упрощения производства. Эти отличия включали одностворчатую крышку жалюзи радиатора (вместо двухстворчатой) и цилиндрическую башенку взамен граненой на Mk VIA. Легкий танк Mk VIB индийского образца, строившийся для индийской армии, был идентичен стандартной модели за исключением отсутствия командирской башенки – вместо нее на крыше башни имелась плоская крышка люка. В последнем танке этой серии Mk VIC отсутствовала командирская башенка, но он был сильнее вооружен, неся 15-мм и 7,92-мм СП «Беза» вместо «Виккерса» калибра .303 (7,71 мм) и .50 (12,7 мм) на предыдущих моделях. Он отличался также увеличенными ходовыми тележками для повышения подвижности и тремя карбюраторами двигателя.  Производство танков серии Mk VI началось в 1936 г, а выпуск Mk VIC прекратился в 1940 г. Эти танки в большом количестве состояли на вооружении к началу войны в 1939 г, больше всего выпустили Mk VIB.  Легкие танки Mk VI составляли основную массу британских танков во Франции в 1940 г, в Западной пустыне и на других ТВД вместо разведки, для которой они создавались. Их часто использовали вместо крейсерских танков, понесших в боях тяжелые потери. После эвакуации из Дюнкерка, эти легкие танки также использовались, для оснащения британских БТД и оставались в боевых подразделениях до конца 1942 г, после чего заменялись на более современные модели и переводились в разряд учебных.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Mk VII (Tetrarch) (1938-1942г)

 

В 1937г после легкого танка MK VI, компания «Виккерс», разработала увеличенный легкий танк с 15-мм пулеметом «Беза», вместо «Виккерс», которыми вооружались предыдущие машины. «Виккерс» для танка Mk VII приняла новую ходовую часть с опорными катками большого диметра. Как и на некоторых ранних разработках «Виккерса», управление осуществлялось за счет изгиба гусениц. Легкий танк Mk VII в 1938г представили военному министерству (где он получил неофициальное имя «Педа»). Позже машина получила обозначение А17 и прошла испытания на возможность использования ее в качестве легкого крейсерского танка, и это не смотря на тот факт что потребности военного министерства в таких машинах уже удовлетворились танками серии Mk VI.  Заказ на 120 машин выдали в конце 1938г, когда война казалась неизбежной, и «Виккерс» попросили передать производство «Метрополитен-Кэммел», чтобы освободить ее для других работ. Заказ впоследствии удвоили, но производство тормозилось отчасти из-за перевода, отчасти из-за сосредоточения внимания военного министерства на крейсерских и пехотных танках, мешали также бомбардировки завода. В конце концов, построили 177 машин, первые из которых собрали в ноябре 1940г. Часть из них поставили БТД в Великобританию, для которых в это время не хватало более тяжелых танков.  Политика военного министерства в это время менялось в пользу бронеавтомобилей в качестве разведывательных машин вместо легких танков. Логика подсказывала направить легкие танки Mk VII 8-й Армии, но недостаточное охлаждение двигателя делало их несоответствующими условиям пустыни. Небольшое количество в последствии передали Советскому Союзу по ленд-лизу, а одна рота легких танков Mk VII использовалась во время вторжения на Мадагаскар в мае 1942г, первое время машины использовались как боевые. В то же время появилась идея использовать легкие танки Mk VII в качестве авиадесантных, транспортируемых с помощью планеров. В 1943г для танка Mk VII приняли имя «Тетрарх» (тетрарх – правитель четвертой части области в римских провинциях), а для десантирования специально разработали планер «Гамилькар» вмещавший одну машину. Для высадки в Европе специально сформировали воздушно-десантный разведывательный полк 6-й воздушно-десантной дивизии. Одну роту танков «Тетрарх» и БТР «Юниверсал Кэрриер» ввели в дело 6 июня 1944г, в первый день операции «Оверлорд», в планерном десанте, однако достигнутый ими успех оказался незначительным, прежде всего из-за их малочисленности.

Некоторое количество «Тетрархов» оставалось на вооружении примерно до 1949г, до тех пор пока британцы не расформировали планерно-десантные части, а с ними сняли с вооружения и «Тетрархи».

 

Модификации:

«Тетрарх» I CS.

Несколько машин переделали для непосредственной поддержки пехоты (CS – close support) с заменой 2-фунтовой пушки 3-дюймовой гаубицей. Несколько стандартных «Тетрархов» оснастили коническими дульными насадками «Литлджон» для 2-фунтовых пушек, способствовавших достижению высоких начальных скоростей специальных бронебойных снарядов.

«Тетрарх» DD.

В июне 1941г один «Тетрарх» в опытном порядке оснастили съемным гребным винтом и складным кожухом плавучести. Испытания «Тетрарха» в качестве плавающего танка – чему способствовала его малая масса – прошли в специальном бассейне. Они показали правильность концепции Штраусслера – системы DD («двойного управления»), превращения машины в плавающую с помощью гребного винта, приводимого от двигателя танка, и складного кожуха плавучести. Такие комплекты использовали на танках «Валентайн» и «Шерман» при высадки в Нормандии.

Примечание: У некоторых машин имелась дульная насадка «Литлджон».

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Vickers Mk E (1931-1959г)

 

На протяжении тридцатых годов фирма «Виккирс-Армстронг» развивала активную деятельность в области танкостроения. Она продавала свои машины зарубежным государствам, а также выполняла заказы британского военного министерства.  Кроме легких танков, выпускавшихся «Виккерсом» для экспорта, большой популярностью пользовался 6-тонный Виккерс. Эту машину с 1929г успешно продавали во многие страны, включая Россию, Китай, Финляндию и Болгарию, а также Польшу, Португалию, Таиланд, Боливию, Грецию. В СССР на его основе был создан собственный танк Т-26, в Польше 7TP.  В основном продавались Тип А (вооруженный двумя пулеметами «Виккерс» калибра .303) и Тип В (47-мм пушкой и спаренным пулеметом).  Некоторые танки имели другой калибр вооружения в соответствии с требованиями заказчика. «Виккерс 6-тонный» был отличной для своего времени машиной – невысокий, конструктивно простой, хорошо вооруженный и бронированный для своих размеров. Британская армия никогда не закупала этот тип танка, но с началом войны в сентябре 1939г забрала некоторое количество танков, построенных по зарубежным заказам, и использовала их в качестве учебных в тыловых частях. По британской классификации это машина относилась к легким танкам. Многие черты «Виккерса 6-тонного» скопировали американцы в легком танке T1, прототипе серии легких танков М1-М3.

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Лёгкий танк Mk.VIII (Harry Hopkins)

 

Танк Mk VIII, изначально известный как легкий танк Mk VII исправленный, был разработан «Виккерс» в 1941г как улучшенная модификация Mk VII. Построили три прототипа с использованием шасси и других узлов танка Mk VII, но с более рациональной формой бронирования корпуса и башни для повышения бронестойкости за счет наклона листов. Увеличили максимальную толщину брони, ввели гидравлические усилители управления, улучшили многие детали.  «Метрополитен-Кэммел» занялась производством Mk VIII после выпуска Mk VII, и заказ на 99 танков выполнила в 1944г. Основные характеристики танка были аналогичны «Тетрарху», но «Гарри Гопкинс» никогда не поступал на вооружение как легкий танк, по британской классификации, на 1944г его приняли только как авиадесантный подобно «Тетрарху».  Шасси «Гарри Гопкинса» использовалось для создания самоходной 95-мм гаубицы «Алекто» (или носителя гаубицы), первоначально именовавшейся «Гарри Гопкинс» Mk ICS. В целом это был «Гарри Гопкинс» без башни с невысокой рубкой, в лобовой части довольно низко установили 95-мм гаубицу, что позволяло быстро выпустить низкопрофильную легкую самоходку. «Алекто» II (также известная как «Алекто Рессе») была модификацией с 6-фунтвой (57-мм) пушкой вместо гаубицы. Однако построили лишь несколько установочных машин, а с окончанием боевых действий интерес к ним пропал. Небольшое количество машин собрали в виде «Алекто Дозер» (в 1945г) с бульдозерным отвалом, гидравлической системой управления им и подъемным механизмом на месте орудийной установки. По требованию Генштаба в апреле 1942г «Виккерс» была ответственной за создание «Алекто». Однако проект тормозился неуверенностью военного министерства в возможности использования ее.

 

 

Больше об этой машине   (ссылка на другой сайт)

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: Книга - М.Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945, Книга - Питер Чемберлен и Крис Элис. Британские и Американские танки второй мировой войны.

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч,2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль

 

Л-Танк