СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Grosstraktor

 

Grosstraktor, Großtraktor (с нем. — «большой трактор») — серия германских прототипов среднего танка времён Веймарской республики и начального этапа становления Третьего рейха. По сути, это три разные машины, произведённые по два экземпляра на заводах фирм «Рейнметалл-Борзиг», «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Прототипы «Даймлер-Бенц» строились дольше других, однако им было присвоено условное название Grosstraktor I, прототипам же «Рейнметалл-Борзиг» и «Крупп» — Grosstraktor II и Grosstraktor III соответственно. Тем не менее, все три разновидности машин были очень похожи между собой, поэтому в историю они вошли под общим названием. Учитывая опыт Первой мировой войны, немецкое командование понимало необходимость создания собственных бронетанковых сил, однако по условиям Версальского договора создавать таковые было запрещено. К середине 1920-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск разработало секретные требования к тяжёлому танку массой 20 т. В 1925 году Rheinmetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benzполучили задание разработать тяжёлые танки под кодовым названием «Armeewagen 20», что в переводе с немецкого означает буквально «армейская повозка образца 1920 года». Затем название изменили на Grosstraktor, что означает «большой трактор». Тем самым немцы завуалировали создание боевых машин под тракторы, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Каждой из фирм-участниц проекта предстояло построить по 2 прототипа из мягкой неброневой стали с толщиной металлических листов 6—14 мм. Примечательно, что армейское командование сразу рассчитывало внедрить принцип взаимозаменяемости основных узлов тяжёлых танков, что повлияло на их внешний вид и конструктивные элементы. Все машины предполагалось собирать на заводах «Рейнметалл-Борзиг». В 1928 году закончили сборку опытных образцов фирмы «Крупп» и «Рейнметалл». А в 1929 году был готов и первый танк фирмы «Даймлер-Бенц». Сборка второго образца затянулась до 1930 года. Компоновка «больших тракторов» была очень похожа на английские танки времён Первой мировой — опоясывающие гусеницы и ромбовидный силуэт машины. Экипаж составлял 6 человек. Вооружением служила короткоствольная пушка KwK L/24 и три пулемёта, один из которых был установлен в одноместной башенке в кормовой части машины. Также известно, что на одну из машин «Даймлер-Бенц» предполагалась установка 150-мм гаубицы вместо основного орудия.  Ходовая часть, при видимой идентичности у всех машин, несколько различалась. Например, у танка фирмы «Даймлер-Бенц» она состояла из 16 сдвоенных катков малого диаметра на один борт, сблокированных в 8 тележек, 3 поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. При этом шесть тележек опорных катков соединялись в три блока, а две передние оставались независимыми. В качестве упругих элементов подвески использовались пластинчатые рессоры. В свою очередь, у танка фирмы «Крупп», применительно на один борт, имелось по 14 опорных катков (крайние катки были чуть большего диаметра) сблокированных в 7 тележек, 2 независимых катка спереди и сзади, 3 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо. Ходовая часть танка фирмы «Рейнметалл-Борзиг» была оснащена, применительно на один борт, 16 опорными катками, сблокированными в 8 тележек, 3 независимыми роликами (2 впереди и один сзади) и 3 поддерживающими роликами. Расположение ведущих и направляющих колёс не изменилось. Этот танк единственный из всех, который имел эвакуационный люк в бортовом экране. Боевая масса машин также была разной: самым тяжёлым «трактором» оказался образец «Даймлер-Бенц», чей вес перевалил за 19 тонн, крупповский образец имел боевую массу в 16 тонн, а прототип фирмы «Рейнметалл-Борзиг» — 15 тонн.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Neubaufahrzeug

 

Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (в переводе с немецкого, «машина новой постройки»), часто сокращаемый до Neubaufahrzeug или Nb.Fz. — германскийопытный танк 1930-х годов. В советской литературе иногда именуется как «Рейнметалл». Серийно не производился и почти не использовался в боях, однако стал настоящим «оружием германской пропаганды». Идея тяжёлого многобашенного танка с мощным вооружением, надёжнойброневой защитой и достаточной подвижностью возникла в недрах Главного командования сухопутных сил Германии (OKH) в начале 1930-х годов. В 1933 годурейхсвер подписал контракт с фирмой «Рейнметалл-Борзиг» на проектирование и постройку 20-тонного многобашенного танка, вооружённого спаренными 75-мм и 37-мм пушками и несколькими пулемётами. По техническому заданию, обе пушки должны были располагаться во вращающейся башне. Кроме того, танк должен был иметь две небольшие пулемётные башенки. По компоновке машина напоминала проект танка, разработанный в Германии в 1918 году, когда немцы вплотную рассматривали проект танка «Oberschlesien» («Верхняя Силезия»). Капитуляция Германиипоставила крест на всех работах в области вооружений, но германские конструкторы не сидели после неё сложа руки. Построенные в 1934 году из простой стали, два прототипа нового трёхбашенного монстра были несколько меньше по габаритам и имели более слабый двигатель. Танк получил полусекретное название Neubaufahrzeug, или Nb.Fz. (в буквальном переводе — «вновь построенная машина»).  Прототипы из обыкновенной стали вышли на испытания в конце 1934 года. В целом танк соответствовал техническому заданию. К уже отработанному шасси претензий не имелось, поэтому были одновременно заказаны три полноценных машины с бронированными корпусами. Однако военным не понравилась главная башня танка. Нарекания вызвала вертикальная схема расположения пушек, что порождало массу проблем с заряжанием, исключая нормальную эксплуатацию орудий. Кроме того, были претензии к бортовым люкам, открывавшимся назад и не защищавшим экипаж с передней полусферы. И, наконец, башня оказалась дорогой и сложной в производстве. Разработать новую башню поручили фирме «Крупп». Инженеры «Рейнметалла» предложили переделать башню и усилить вооружение, оснастив танк 105-мм гаубицей. По ряду данных, 105-мм пушки были в итоге установлены, хотя сохранившиеся фотографии позволяют усомниться в этом. В 1935 году «Рейнметалл» закончил постройку трёх корпусов, а «Крупп» собрал три новых башни. Новая башня из плоских листов была проще по конструкции, пушки размещались рядом, шаровая установка пулемёта — в лобовом листе. Готовые танки были направлены на испытания.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Pz.Kpfw. S35

 

После капитуляции Франции, Германией было захвачено в общей сложности 297 единиц S35, впоследствии принятых на вооружение Вермахта под  обозначением Pz.Kpfw. S35 739 (f). Несмотря на свои недостатки, по своим боевым характеристикам S 35 являлся одним из лучших танков, имевшихся на тот момент в распоряжении Германии, объективно уступая лишь немногочисленным на тот момент Pz. IV. Как и в случае с другими поставленными на вооружение вермахта иностранными танками, S35 подверглись небольшим переделкам. В частности, верхушка командирской башенки большинства танков была срезана и заменена двустворчатым люком, чтобы дать командиру лучший обзор. Также на танки зачастую устанавливалась стандартная для германских средних танков УКВ-радиостанция FuG 5 с передатчикоммощностью 5 Вт. На оборудованных радиостанцией танках в состав экипажа вводился отдельный заряжающий, размещавшийся на постоянном месте в башне. Кроме этого, часть S35 была переоборудована в командирские танки, на которые устанавливалась дополнительная радиостанция, на корме башни монтировалась рамочная антенна, а пушка заменялась деревянным макетом. Первые подразделения, укомплектованные Pz.Kpfw. S35 739 (f), были сформированы в конце 1940 — начале 1941 года. Это были 201-й и 202-й танковые полки, каждый из которых состоял из двух батальонов, включавших, в свою очередь, по три лёгкие роты. Кроме того, танками S 35 был укомплектован отдельный 301-й танковый батальон, позднее включённый в состав 202-го полка вместо его второго батальона, отправленного в Финляндию. Помимо подразделений, укомплектованных исключительно танками S35, формировались также смешанные подразделения со взводами танков Hotchkiss H35, в которых S35 выполняли функции командирских машин. В том или ином количестве S 35 состояли на вооружении 100-го, 203-го и 204-го танковых полков, а также 202-го, 205-го, 206-го, 211-го, 212-го, 213-го, 214-го и 223-го отдельных танковых батальонов. Как и другая трофейная французская бронетехника, первоначально S35 использовались лишь на второстепенных направлениях и в антипартизанскихоперациях, в основном — на территории Югославии. Пятнадцать S35 использовались в составе бронепоездов№ 26 — № 30, часть из которых применялась на советско-германском фронте. После значительных потерь, понесённых германскими бронетанковыми войсками в ходе операции «Барбаросса», S35 начали поступать на вооружение фронтовых танковых дивизий, выведенных в тыл во Францию для переоснащения. Кроме того, незначительное число снятых с S35 башен использовались в укреплениях «Атлантического вала».

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Pz.Kpfw.III

 

Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись Pz.Kpfw.III, Panzer III, Pz.III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе Pz.Kpfw.III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3. Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении Pz.Kpfw.III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года Pz.Kpfw.III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные Pz.Kpfw.III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе Pz.Kpfw.III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.

 

Хотя Германии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, по условиям Версальского мирного договора было запрещено иметь бронетанковые войска, работы по созданию бронетехники велись в ней уже с 1925 года. Первым танком, запущенным в итоге стал лёгкий танк PzKpfw I, в то время известный под кодовым обозначением «малый трактор», (нем. Kleintraktor), разработка которого велась с 1930 года. Вместе с тем, недостатки PzKpfw I, имевшего экипаж из двух человек, пулемётное вооружение и противопульное бронирование, были очевидны ещё на этапе его проектирования, поэтому уже вскоре Управлением вооружений рейхсвера была сформулирована необходимость разработки более тяжёлых танков. Согласно документам фирмы «Крупп» за 1933 год, Управление вооружений планировало создание двух танков — несколько большего, чем PzKpfw I и вооружённого 20-мм пушкой, будущего PzKpfw II, разработка которого была поручена фирме «Даймлер-Бенц» и вооружённого 37-мм пушкой и имевшего вес около 10 тонн танка, контракт на разработку которого планировала получить «Крупп». Окончательное решение о начале разработки этих двух машин было принято после состоявшегося 11 января 1934 года совещания руководства Управления вооружений по вопросам определения приоритетных программ в условиях недостатка финансирования. Формальное разрешение на начало работ по танку (нем. Gefechtskampfwagen) было выдано Управлению инспекцией бронетанковых войск 27 января того же года. В феврале 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс на разработку нового танка, получившего кодовое обозначение «танк командира взвода» (нем. Zugführerwagen) или Z.W. После исследования возможностей различных компаний, к участию в конкурсе были приглашены четыре фирмы: «Даймлер-Бенц», «Крупп», M.A.N. и «Рейнметалл». Технические требования к танку включали в себя:

масса порядка 10 тонн;

вооружение из 37-мм пушки во вращающейся башне;

максимальная скорость не менее 40 км/ч;

использование двигателя HL 100 мощностью 300 л. с. производства фирмы «Майбах», трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

После изучения предварительных проектов, представленных «Даймлер-Бенц», M.A.N. и «Рейнметалл», Управлением вооружений летом 1934 года были выданы заказы на производство прототипов:

«Даймлер-Бенц» — два прототипа шасси;

M.A.N. — один прототип шасси;

«Крупп» — два прототипа башни;

«Рейнметалл» — один прототип башни.

По результатам испытаний прототипов, было выбрано шасси «Даймлер-Бенц», первый экземпляр которого был собран в августе 1935 года. В дополнение к первым шасси, обозначавшимся как Z.W.1 и Z.W.2, «Даймлер-Бенц» получила контракт на создание ещё двух улучшенных прототипов — Z.W.3 и Z.W.4. Два прототипа башен «Крупп» были закончены ещё в августе 1934 года, но окончательно они были выбраны только после сравнительных испытаний их вместе с башнями «Рейнметалл» на прототипах шасси.

 

 

ausf A...

Вооружение Pz III Ausf А, состояло из 37-мм пушки KwK L/46,5 и трех пулеметов — причем два спаренных MG-34 располагались в башне, а третий — в корпусе. Конструкция корпуса и башни в целом повторяла другие немецкие танки, то конструкция шасси имела ряд существенных отличий от предыдущих моделей.

Ходовая часть (по каждому борту) состояла из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра, в передней части корпуса находились литые ведущие колеса, а в задней — направляющие колеса (ленивцы) с механизмом натяжения гусеницы. Сверху гусеница лежала на двух поддерживающих катках.

Двигатель «Майбах» HL 108 TR позволял 15,4-тонному танку развивать скорость до 32 км/ч. Толщина брони не превышала 15 мм (противопульная).

В том же 1936 г. эти танки были переданы на войсковые испытания в 1-ю, 2-ю и 3-ю танковые дивизии, и забракованы как не отвечающие требованиям армии.

 

ausf B...

Вторая опытная партия состояла из 15 единиц и была произведена «Даймлер-Бенц» в 1937 г. Эти танки получили обозначение 2/ZW, или PzKpfw III В. Они имели совершенно новую подвеску, состоявшую на сей раз из 8 сдвоенных маленьких опорных катков на борт, сгруппированных по два в тележки, подрессоренные двумя полуэллиптическими рессорами. Число поддерживающих катков увеличилось до трех. Новая ходовая часть позволила танку развивать большую скорость — до 35 км/ч. Как и танки Ausf А, Ausf Bпрошли испытания в боевых условиях во время вторжения в Польшу, но уже на следующий год, в 1940 г., переданы в учебные части.

 

ausf C...

Следующая экспериментальная серия называлась 3/ZW, или PzKpfw III С и также состояла из 15 машин. Здесь конструкторы доработали подвеску, восемь опорных катков которой были сблокированы попарно в четыре тележки, каждая из которых подвешивалась на трех листовых полуэллиптических рессорах. Первая и последняя тележки имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору. Ещё была изменена конструкция системы выхлопа, и устройства планетарных механизмов поворота, но и эта модель испытаний не прошла, не дождавшись даже близкой войны с Францией.

 

ausf D...

Четвертая экспериментальная партия танков с литерой Ausf D (3b/ZW) состояла уже из 30 единиц и вновь отличалась от предыдущей некоторым улучшением подвески. Малые рессоры первой и последней тележек были установлены с некоторым наклоном, что позволило немного поднять их эффективность при движении по бездорожью, а также несколько увеличить их ресурс.  На этот раз конструкторы озаботились защитой экипажа, доведя броню корпуса и башни до 30 мм. В 1938 г. эти танки поступили в войска, успели отметится в Польше в 1939 г., но затем в основной массе также перешли из разряда боевых единиц в разряд учебных пособий.

 

ausf E,F,G...

Первой моделью танка PzIII в полной мере претендующего на запуск в серию, стал PzKpfw III E.

Выпущено было 96 боевых машин этой модификации, с более мощным двигателем «Майбах» HI-120 TR и улучшенной конструкцией ходовой

части с шестью обрезиненными опорными катками с торсионной подвеской и новую коробку передач «Вариорекс» SRG 328-145.

Изменилась конструкция шаровой установки курсового пулемета MG-34, а входные люки, расположенные по бортам башни, стали двухстворчатыми. Благодаря этим изменениям боевая масса нового танка достигла 19,5 тонны.

В сентябре 1939 г. после войсковых испытаний танк PzKpfw III был окончательно одобрен и рекомендован в серийное производство. В это же время инспекторам из Управления вооружения сухопутных войск пришлось убедиться, что сомнения Гудериана относительно 37-мм пушки полностью оправдались — это орудие оказалось слишком слабым для борьбы с тяжелыми танками противника.

Пришлось в срочном порядке переходить на оснащение «троек» 50-мм орудиями, пожертвовав третьим пулеметом. Поскольку создание крупнокалиберной танковой пушки потребовало определенного времени, первые танки PzKpfw III Ausf F продолжали оснащаться 37-мм пушками, и лишь последняя сотня из 435 боевых машин оказалась вооружена 50-мм орудиями 5-см KwK 38 L/42.

Одновременно с этим, семь крупных танкостроительных предприятий — МАН, «Даймлер-Бенц», «Алькетт», «Хеншель», «Вегманн», МНХ, МИАГ получают правительственный заказ на производство 600 танков уже следующей модификации — PzKpfw III Ausf G.

На этих танках толщина кормовой брони достигла 30 мм, а более поздние экземпляры снабжались дополнительной командирской башенкой, однотипной с башенкой среднего танка PzKpfw IV.

 

ausf H....

В октябре 1940 г. разворачивается серийное производство Pz III Ausf H. Эти танки имели усовершенствованную конструкцию башни с усиленной броневой защитой, но это привело к увеличению веса танка, что, в свою очередь потребовало внесения изменений в трансмиссию.

Лобовая броня корпуса и подбашенной коробки танка была дополнительно усилена броневой плитой толщиной 30 мм, что сделало башню практически неуязвимой для вражеских орудий. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снарядов, который в войсках шутливо называли «сундуком Роммеля». В связи с увеличением боевой массы танка до 21,6 тонны пришлось использовать более широкие гусеницы (400 мм, при том, что на PzKpfw III Ausf E-G ширина гусениц составляла 360 мм), а чтобы уменьшить их провисание, передний поддерживающий каток сместил и немного вперед. Среди других изменений можно отметить дополнительный угловой профиль, установленный у основания башни и защищавший ее от вражеских снарядов.

 

ausf J...

Следующим серийным вариантом «тройки» стал танк PzKpfw III Ausf J (SdKfz 141/1). Всего произведено их было 266 штук за период 03.1941 г. по 07.1942 г. Первоначально танки этой модификации вооружались орудием KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 г. на них, по личному распоряжению Адольфа Гитлера, стали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Таких усовершенствованных танков было произведено около 100 единиц. Новые «тройки» имели более мощную 50-мм броню, улучшенные системы наблюдения для водителя (смотровое устройство Fahrerschklappc 50 и бинокулярный перископ KFF 2) и новый тип установки башенного пулемета MG-34. Боевая масса нового танка составляла 21,5 тонны.

 

ausf L...

Со второй половины 1942 г. начинается производство танков PzKpfw III Ausf L. В период с 06.1942 по 12.1942 было создано 650 этих танков. PzKpfw III Ausf L имел усиленное бронирование лба и корпуса, которые защищались дополнительными 20-мм бронелистами. Кроме того, усилилось бронирование маски 50-мм танкового орудия KwK 39. Все эти изменения существенно отразились на массе танка, утяжелив его еще на 200 кг. Средние танки PzKpfw III Ausf L использовались для комплектования танковых полков мобильных дивизий СС «Адольф Гитлер», «Рейх», «Мертвая голова», а также элитной дивизии «Великая Германия».

 

ausf M...

Последней версией Pz IIIс 50-мм пушкой KwK 39 стала Ausf М. Танки этой модели имели незначительные отличия от предыдущей модели и производились с 10.1942 г. по 02.1943 г. Первоначальный заказ на этот танк составил 1000 единиц, но преимущества новых советских Т-34 были уже настолько очевидными, что заказ сократили до 250 единиц. Из этого числа, 100 новых «трешек», произведенных фирмой MIAG, пришлось в спешном порядке передавать под особый заказ заводу «Вегманн» для переделки в огнеметные танки и штурмовые орудия.

 

ausf N...

Танки последней серийной модели PzIII получили обозначение штурмовой танк PzKpfw III Ausf N (SdKfz 141/2). Производство этих боевых машин началось в июне 1942 г., но даже подвергнувшись серьезной модернизации, они уже не отвечали требованиям времени. Тяжелый PzIV справлялся с ролью «универсального» танка вермахта лучше, и PzIIIпостепенно стал отходить на второй план, став вспомогательной боевой машиной. PzKpfw III Ausf N был вооружен короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37 L/24 (как на танках PzKpfw IV Ausf A-F1). Боевая масса достигла 23 тонн, всего их было выпущено 663 единицы.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Pz.Kpfw.IV

 

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz. IV; в СССР был известен также как «T‑IV») — средний танк бронетанковых войск вермахта периода Второй мировой войны. Существует версия, что Pz IV изначально классифицировался немецкой стороной, как тяжёлый танк, однако документально она не подтверждена. Самый массовый танк вермахта: выпущено 8686 машин; серийновыпускался с 1937 по 1945 год в нескольких модификациях. По условиям Версальского мирного договора, потерпевшей поражение в Первой мировой войне Германии было запрещено иметь бронетанковые войска, за исключением незначительного количества бронеавтомобилей для нужд полиции. Но несмотря на это, уже с 1925 года Управлением вооружений рейхсвера в тайне велись работы по созданию танков. До начала 1930-х годов эти разработки не заходили далее постройки прототипов, как из-за недостаточных характеристик последних, так и из-за слабости промышленности Германии того периода. Тем не менее, к середине 1933 годагерманским конструкторам удалось создать первый свой серийный танк — Pz.Kpfw.I и в течение 1933—1934 годов начать его серийное производство. Pz.Kpfw.I, с его пулемётным вооружением и экипажем из двух человек, рассматривался лишь как переходная модель на пути к строительству более совершенных танков. Разработка двух из них началась ещё в 1933 году — более мощный «переходный» танк, будущий Pz.Kpfw.II и полноценный боевой танк, будущий Pz.Kpfw.III, вооружённый 37-мм пушкой, предназначенной в основном для борьбы с другой бронетехникой.  Из-за изначальных ограничений вооружения Pz.Kpfw.III, было решено в дополнение к нему создать танк огневой поддержки, с более дальнобойной пушкой с мощным осколочным снарядом, способным поражать противотанковую оборону за пределами досягаемости других танков. В январе 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс проектов на создание машины такого класса, чья масса не превышала бы 24 тонны. Поскольку работы по бронетехнике в Германии в тот период всё ещё велись в тайне, новому проекту, как и остальным, было присвоено кодовое именование «машина поддержки»(нем. Begleitwagen, обычно сокращаемый до B.W.; в ряде источников приводятся некорректные наименования нем. Bataillonwagen и нем. Bataillonfuehrerwagen). С самого начала разработкой проектов на конкурс занялись фирмы «Рейнметалл» и «Крупп», позднее к ним присоединились «Даймлер-Бенц» и M.A.N. В течение последующих 18 месяцев свои разработки представили все фирмы, а проект «Рейнметалл» под обозначением VK 2001(Rh) был в 1934—1935 годах даже изготовлен в металле в виде прототипа.  Все представленные проекты имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра и отсутствием поддерживающих катков, за исключением всё того же VK 2001(Rh), в целом унаследовавшего ходовую часть со сблокированными попарно опорными катками малого диаметра и бортовыми экранами от опытного тяжёлого танка Nb.Fz. Лучшим из них в итоге был признан проект «Крупп» — VK 2001(K), который конструктивно был близок к танку Pz.Kpfw.III. Тем не менее, было получено требование изменить ходовую часть, поскольку шахматное расположение катков посчитали слишком сложным, а рессорную подвескунепрактичной. Вместо них предстояло применить по 8 опорных катков на борт с торсионной подвеской. После последовавшей доработки проекта, «Крупп» получила заказ на производство предсерийной партии нового танка, к тому времени получившего обозначения «бронированная машина с 75-мм пушкой»(нем. 7,5 cm Geschütz-Panzerwagen) или, по сквозной системе обозначений, принятых в то время, «экспериментальный образец 618» (нем. Versuchskraftfahrzeug 618 или Vs.Kfz.618). Хотя проект VK 2002 фирмы MAN казался не менее перспективным. Оба танка имели схожую форму корпуса с аналогичной компоновкой и бронированием 10-15 мм. Шестигранные башни оснащались высокими командирскими башенками, бортовым эвакуационным люком и вооружались 75-мм короткоствольными пушками. Отличие проекта MAN заключалось в использовании шести опорных катков с шахматным расположением. В любом случае VK 2001(K) уже был выбран в качестве основного варианта. С апреля 1936 года, танк приобрёл своё окончательное обозначение — Panzerkampfwagen IV или Pz.Kpfw.IV. Помимо этого, ему был присвоен индекс Vs.Kfz.222, ранее принадлежавший Pz.Kpfw.II.

 

Ausf A...

Танк PzKpfw IV Ausf А стал образцом для создания всех последующих модификаций. Вооружение нового танка состояло из 75мм пушки KwK 37 L/24, спаренной с башенным пулеметом, и курсового пулемета, расположенного в корпусе. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Майбах» HL 108TR, развивавший мощность 250 л .с. В корпусе размещался также дополнительный двигатель, приводящий в действие электрогенератор, обеспечивавший питанием электропривод вращения башни. Боевая масса танка составляла 17,3 тонны, толщина лобовой брони достигала 20 мм.  Характерной особенностью танка Pz IV Ausf А стала командирская башенка цилиндрической формы с восемью смотровыми щелями, закрытыми бронированными стеклоблоками.

 

Ausf B...

Следующая модификация танка: PzKpfw IV Ausf В - отличалась усовершенствованным двигателем "Майбах" HL 120TRM, мощностью 300 л.с. при 3000 об./мин и новой шестискоростной коробкой передач ZFSSG 76 вместо пятискоростной SSG 75. Основным отличием PzKpfw FV Ausf В стало использование прямой лооовой плиты корпуса вместо ломаной у предшественника. При этом был демонтирован курсовой пулемет. На его месте располагался смотровой прибор радиста, который мог вести стрельбу из личного оружия через бойницу. Лобовая броня увеличилась до 30 мм, благодаря чему боевая масса возросла до 17,7 тонны. Изменениям подверглась и командирская башенка, чьи смотровые щели закрывались съемными крышками. Заказ на новые "четверки" (все еще именовавшиеся 2/BW) составлял 45 машин, однако, из-за нехватки необходимых деталей и материалов фирма "Крупп" смогла выпустить только 42.

 

Ausf C...

Танки PzKpfw IV версии Ausf С появились в 1938 г. и очень мало отличались от машин Ausf В. Внешне эти танки так похожи, что их бывает очень непросго отличить. Дополнительное сходство с предыдущей версией придает прямая лобовая плита без пулемета MG, вместо которого появился дополнительный смотровой прибор. Незначительные изменения коснулись введения бронированного кожуха ствола пулемета MG-34, а также установки под пушкой специального отбойника, который отгибал антенну при повороте башни, не допуская ее поломок. Всего было выпущено приблизительно 140 единиц 19-тонных танков Ausf С.

 

Ausf D...

Танки следующей модели — PzKpfw IV D - получили усовершенствованную конструкцию маски пушки. Практика использования танков вынудила вновь вернуться к первоначальной конструкции ломаной лобовой плиты (как на танках PzKpfw IV Ausf A). Установка переднего пулемета была защищена квадратным броневым кожухом, а бортовое и кормовое бронирование увеличилось с 15 до 20 мм. После того как новые танки прошли испытания, в военном циркуляре (№ 685 от 27 сентября 1939 г.) появилась следующая запись: "PzKpfw IV (с 75-мм пушкой) SdKfz 161 с этого момента объявляется пригодным для успешного применения и войсковых соединениях»".  Всего было выпущено 222 танков Ausf D, с которыми Германия вступила во Вторую мировую войну. В период польской кампании несколько «четверок» бесславно вернулись с полей сражений на родину для ремонта и доработки. Выяснилось, что толщина брони новых танков оказалась недостаточной для того, чтобы обеспечить их безопасность, поэтому срочно потребовалось крепление дополнительных броневых листов для защиты наиболее важных узлов. Любопытно, что в докладах английской военной разведки того времени содержится предположение о том, что усиление боевой брони танков зачастую происходило «нелегально», без соответствующего распоряжения сверху, а порой и вопреки ему. Так, в перехваченном англичанами приказе немецкого военного командования строго-настрого запрещалось самовольное приваривание дополнительных броневых плит на корпуса немецких танков. В приказе пояснялось, что «кустарное* крепление бронелистов не увеличивает, а уменьшает защиту танка, поэтому командование вермахта Приказывало командирам строго следовать инструкциям, регламентирующим проведение работ по усилению бронезащиты боевых машин.

 

Ausf E...

Вскоре на свет появилась долгожданная «четверка» PzKpfw IV Ausf E, в конструкции которой были учтены все выявленные ранее недостатки PzKpfw IV Ausf D. Прежде всего, это относилось к усилению бронезащиты. Теперь 30-мм лобовую броню корпуса защищали дополнительные 30-мм плиты, а борта закрывались 20-мм листами. Все эти изменения привели к тому, что боевая масса возросла до 21 тонны. Кроме того, на танках Pz-4 Ausf Е появилась новая командирская башенка, которая теперь почти не выходила за пределы башни. Курсовой пулемет получил шаровую установку Kugelblende 30. На задней стенке башни монтировался ящик для запчастей и снаряжения. В ходовой части использовались новые упрощенные ведущие колеса и более широкие гусеницы нового типа шириной 400 мм взамен старых, шириной 360 мм.

 

Ausf F1

Следующим вариантом стал танк PzKpfw IV Ausf F1. Эти танки имели цельную лобовую плиту толщиной 50 мм и 30-мм борта. Лоб башни также получил 50-мм броню. Данный танк стал последней моделью, вооруженной короткоствольной 75-мм пушкой с низкой начальной скоростью снаряда.

 

Ausf F2

Вскоре Гитлер лично распорядился заменить эту малоэффективную пушку длинноствольной 75-мм KwK 40 L/43 — так появился на свет средний танк PzKpfw IV F2. Новое оружие потребовало внести изменения в конструкцию боевого отсека башни, для того чтобы разместить возросший боекомплект. 32 выстрела из 87 размещались теперь в башне. Начальная скорость обычного бронебойного снаряда теперь возросла до 740 м/с (против 385 м/с у прежней пушки), а бронепробиваемость увеличилась на 48 мм и составила 89 мм против прежних 41 мм (бронебойным снарядом на дальности 460 метров при угле встречи 30°). Новое мощное орудие сразу и навсегда изменило роль и место нового танка в германских бронетанковых войсках. Кроме того, PzKpfw IV получил новый прицел Turmzielfernrohr TZF Sf и маску пушки иной формы. Отныне средний танк PzKpfw III отходит на второй план, довольствуясь ролью танка поддержки и сопровождения пехоты, а PzKpfw IV на долгое время становится главным «штурмовым» танком вермахта. К производству танков PzKpfw IV помимо фирмы «Крупп-Грузон АГ» подключились еще два предприятия: ВОМАГ и «Нибелунгенверке». Появление на сцене театра боевых действий модернизированных «четверок» Pz IV существенно осложнило положение союзников, поскольку новая пушка позволяла немецкому танку успешно бороться против большей части бронетехники СССР и стран-членов коалици. Всего за период по март 1942 года было выпущено 1300 «четверок» ранних Ausf (от А до F2).  PzKpfw IV называют основным танком вермахта. Более 8500 «четверок» составляли основу танковых войск вермахта, его главную ударную силу.

 

Ausf G

Следующей крупносерийной версией стал танк PzKpfw IV Ausf G. С мая 1942-го по июнь 1943 года их было создано намного больше, чем машин предыдущих модификаций, более 1600 единиц.  Самые первые Pz IV Ausf G практически не отличались от PzKpfw IV F2, однако в процессе производства в базовую конструкцию вносились многочисленные изменения. Прежде всего это касается установки 75-мм пушки KwK 40 L/48 с двухкамерным дульным тормозом. Модернизированный вариант танковой пушки KwK 40 имел начальную скорость снаряда 750 м/с. Новую модель танка «четверки» оснастили дополнительными защитными 5-мм экранами для защиты башни и бортов корпуса, которые получили в войсках шутливое прозвище «фартук». Танк Pz Kpfw IV Aufs G, производившийся с марта 1943 года, вооружался 75-мм пушкой с длиной ствола L/48 вместо прежней с длиной ствола 43 калибра. Всего было произведено 1700 машин этой модификации. Несмотря на усиленное вооружение, ПЗ-4 по-прежнему не могли соперничать с русскими Т-34.  Слабая бронезащита делала их слишком уязвимыми. На этой фотографии вы видите, как танк Pz Kpfw IV Ausf G  использует в качестве дополнительной защиты мешки с песком. Разумеется, подобные меры не могли сколько-нибудь существенно исправить положение.

 

Ausf G

Самой массовой серией стал танк PzKpfw IV Ausf Н, их было выпущено более 4000 единиц, включая различные самоходные орудия, созданные на шасси Т-4 («четверки»). Этот танк отличался наиболее мощной лобовой броней (до 80 мм), введением 5-мм бортовых экранов корпуса и башни, зенитной пулеметной установкой MG-34 -Fliegerbeschussgerat 41/42, смонтированной на командирской башне, новой, усовершенствованной коробкой передач ZF SSG 77 и незначительными изменениями в трансмиссии.  Боевая масса этой модификации Pz IV достигла 25 тонн.

 

Ausf J

Последней версией «четверки» стал танк PzKpfw IV J, который продолжал производиться вплоть до марта 1945 года. С июня 1944 по март 1945 года было выпущено более 1700 таких машин. Танки этого типа снабжались топливными баками повышенной емкости, что позволило увеличить запас хода до 320 км. Однако в целом последние «четверки» были значительно упрощены по сравнению с предыдущими моделями.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Pz.Kpfw.V «Пантера» (Panther)

 

«Пантера» — безусловно один из наиболее известных тяжёлых танков, принимавших участие во второй мировой войне. Катализатором создания этой непредусмотренной в системе танкового вооружения вермахта боевой машины стал советский средний танк Т-34.   25 ноября фирмам Daimler-Benz и MAN был выдан заказ на 35-тонный танк. Танк, спроектированный фирмой Daimler-Benz, внешне сильно напоминал Т-34, но тем не менее понравился Гитлеру.  Впрочем, точка зрения фюрера не нашла понимания и поддержки в министерстве вооружения, эксперты которого не без оснований считали, что во фронтовых условиях внешнее сходство с Т-34 могло послужить причиной обстрела танка своей же артиллерией. Проект фирмы MAN, имевший традиционную немецкую компоновку с передним расположением трансмиссии и ведущих колёс, казался им более предпочтительным, хотя и был значительно сложнее.  Фюрер был вынужден согласиться с мнением специалистов, но тут же выдвинул свои условия: первую машину нужно изготовить в июле, а две следующие — в августе 1942 года. Цена одного танка без вооружения составила 117 тысяч рейхсмарок (для сравнения Pz III стоил 96 163, а «Тигр» — 250 800 марок). Первая серийная «Пантера» покинула заводской цех фирмы MAN 11 января 1943 года.

 

Ausf A...

Танки «нулевой» серии (20 единиц) получили обозначение Ausf А. Они не имели ничего общего с одноимёнными машинами, выпускавшимися с сентября 1943 года. Характерной особенностью первых серийных «пантер» была командирская башенка с выступом на левом борту башни и однокамерный дульный тормоз пушки. Танки оснащались двигателями Maybach HL 210 Р45 и имели лобовую броню толщиной 60 мм. Их использовали только в тылу для подготовки экипажей. С февраля 1943 года обозначение машин этой серии изменилось на Ausf D1. До сих пор нельзя сказать точно, почему первая крупносерийная модификация «Пантеры» получила обозначение D. Возможно, буквы В и С зарезервировали для других вариантов.

 

Ausf D...

Танки PzKpfw V Ausf D (у этой и последующих модификаций индекс по сквозной системе обозначений боевых машин вермахта был одинаковым — Sd.Kfz 171) незначительно отличались от прототипов и машин «нулевой» серии. Изменения затронули в основном командирскую башенку и дульный тормоз пушки — они приобрели более привычный «пантеровский» вид. Толщина лобовой брони возросла до 80 мм. На танках установили и новую коробку передач типа АК 7-200. Следует отметить, что на машинах выпуска первой половины 1943 года командирская башенка была аналогична башенке «Тигра», позже её заменили на новую, с семью перископическими приборами наблюдения по периметру и специальным кольцом для установки зенитного пулемёта MG 34. По бортам башни крепились мортирки NbK 39 для запуска дымовых гранат калибра 90 мм. Броня танков, выпущенных во втором полугодии, покрывалась «циммеритом», кроме того, они оснащались фальшбортами, изготовленными из 5-мм броневых листов. К характерным особенностям машин серии D (официально D2) относится отсутствие шаровой установки курсового пулемёта (он размещался внутри танка и только для стрельбы вставлялся в узкую вертикальную щель, закрывавшуюся откидной крышкой), а также наличие в левом борту башни круглого лючка для выброса стреляных гильз и бойниц для стрельбы из личного оружия в бортах и корме башни. Как уже упоминалось, первую партию «пантер» планировалось изготовить к 12 мая 1943 года — дату выбрали не случайно, 15 мая должно было начаться немецкое наступление под Курском — операция «Цитадель». Однако в течение февраля и марта большую часть из 77 изготовленных танков военные не приняли, в апреле же вообще не приняли ни одного. В связи с этим сроки наступления перенесли на конец июня. К концу мая вермахт получил долгожданные 324 «пантеры», что позволило укомплектовать ими 10-ю танковую бригаду. Но возникшие проблемы с освоением танкистами сложного бинокулярного прицела TZF 12 и желание ввести в строй ещё 98 танков, выпущенных в июне, заставили передвинуть дату начала наступления с 25 июня на 5 июля. Так трудности с производством и освоением в войсках первых «пантер» повлияли на сроки летнего наступления на Восточном фронте в 1943 году. Для восполнения потерь, понесённых в боях под Курском, начиная с августа был установлен ежемесячный производственный план — 250 «пантер». Однако в августе изготовили только 120 танков — в результате бомбёжек союзной авиации оказались сильно разрушенными заводы фирмы MAN в Нюрнберге и Daimler-Benz в Берлине. Не удалось выполнить план и в сентябре (197 машин), и лишь в октябре заводские цехи покинули 257 танков!

Ausf A (поздний)...  С сентября 1943 года начался выпуск следующей модификации «Пантеры» — Ausf А. Изменений внесли не много: появилась шаровая установка курсового пулемёта в лобовом листе корпуса; ликвидировали лючок для выброса стреляных гильз и бойницы для стрельбы из личного оружия в бортах башни; вместо двух фар стали устанавливать только одну — на левом крыле. Бинокулярный прицел заменили монокулярным TZF 12а. Угол возвышения танковой пушки уменьшился с 20° (у Ausf D) до 18°.

 

Ausf G...

Модификацию Ausf G — самую массовую из трёх (изготовлено 3740 танков) — запустили в серийное производство в марте 1944 года. Бортовые листы корпуса получили угол наклона в 61°(y D и A — 50°), толщина бортовой брони возросла до 50 мм, а лобовой брони башни — до 110 мм, из лобового листа корпуса был удалён люк-пробка механика-водителя. Посадочные люки пулемётчика и механика-водителя приобрели другую форму. Часть танков получила маску пушки со своеобразной «юбкой» в нижней части, делавшей невозможной заклинивание башни при попадании вражеского снаряда. На три выстрела увеличился боекомплект пушки, были внесены изменения в конструкцию вентиляторов, жалюзи двигателя, выхлопных патрубков и т. д. Танки серии G планировалось оснастить опорными катками без резиновых бандажей, но полное отсутствие фотографий боевых машин с такой ходовой частью даёт основания предположить, что этот проект остался на бумаге. Машину с необрезиненными катками в опытном порядке построила фирма MAN в сентябре 1944 года. Некоторые серийные «пантеры» имели одиночные необрезиненные катки на последней оси. Проводились эксперименты по использованию на «Пантере» различных двигателей: MAN/Argus LD 220 с воздушным охлаждением и мощностью 700 л.с. (515 кВт), авиационного звездообразного BMW 132D мощностью 650 л.с. (478 кВт), дизельного Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (625 кВт). Испытывались и новые варианты трансмиссий — гидростатическая и гидродинамическая, оборудование подводного вождения и опорные катки с внутренней амортизацией. Однако применения на серийных машинах все эти новшества не нашли. Остался нереализованным и огнемётный вариант «Пантеры». После прекращения работ над разведывательным танком VK 1602 «Леопард» фирмы Krupp и Rheinmetall приступили к проектированию варианта «Пантеры» того же назначения. Предполагалось оснастить машину новой башней с 50-мм пушкой KwK 39 L/60. Этот проект не приняли, так как вооружение его было признано недостаточным, а в разведывательных целях использовались линейные танки. Применение союзниками по антигитлеровской коалиции во всё возрастающих объёмах авиации для борьбы с немецкими танками (особенно после открытия второго фронта в Европе) свело возможность передвижения танковых частей днём практически к нулю. Остро встал вопрос об оснащении танков приборами ночного видения, работа над которыми велась фирмой AEG с 1936 года. На командирской башенке «Пантеры» был смонтирован инфракрасный прожектор-осветитель мощностью 200 Вт и прибор наблюдения, который позволял вести наблюдение за местностью на дистанции 200 м. При этом водитель такого прибора не имел и вёл машину, руководствуясь указаниями командира. Чтобы вести огонь ночью, требовался более мощный осветитель. Для этой цели на полугусеничном бронетранспортёре Sd.Kfz 250/20 был установлен инфракрасный прожектор Uhu мощностью 6 кВт, обеспечивающий работу прибора ночного видения на дистанции в 700 м. Испытания его прошли удачно, и фирма Leitz-Wetzlar изготовила 800 комплектов оптики для ночных приборов. В ноябре 1944 года панцерваффе получили 63 «пантеры», оснащённые первыми в мире серийными пассивными приборами ночного видения. Фирмой Zeiss-Jena разрабатывался ещё более мощный прибор, позволявший «видеть» на расстоянии 4 км, однако из-за больших размеров осветителя — диаметр 600 мм — применения на танке «Пантера» он не нашёл.

 

Ausf F...

В 1943 году началось проектирование очередной модификации «Пантеры» — Ausf F, которая существенно отличалась от предшествующих моделей. Важнейшим нововведением стала башня, получившая название Schmalturm («узкая» или «тесная башня»), которая была меньше стандартной и имела другую конструкцию.

В течение 1944 года изготавливалось и испытывалось несколько прототипов, но до конца войны не появилось ни одного в законченном виде, хотя серийное производство планировалось начать в июне 1945-го. В начале года фирма Daimler-Benz собрала шасси, на котором установили стандартную башню от Ausf G. В свою очередь, «тесную башню» установили на шасси Ausf G и испытывали в Куммерсдорфе. Всего для «Пантеры» Ausf F изготовили 8 корпусов и 2 башни.

 

Партнера II....

В феврале 1943 года были разработаны тактико-технические требования к танку «Пантера II», предполагавшие высокую степень унификации танков «Тигр II» и «Пантера». Осуществить это оказалось достаточно просто, так как на заводах Henschel производились машины обоих типов. На «Пантере II» предполагалось использовать «тесную башню» и новый корпус. Его лобовая броня достигала 100, бортовая — 60, а кормовая — 40 мм. Вооружение — 88-мм пушка KwK 43 L/71. Поскольку в этом случае масса танка превысила 50 т, встал вопрос о новой силовой установке. В качестве вариантов рассматривались двигатели Maybach HL 234, Simmering Sla 16 (720 л.с.) и MAN/Argus LD 220 (700 л.с.). В 1945 году для «Пантеры II» началось проектирование новой башни со 150-мм лобовой бронёй. Ни один из двух прототипов не был достроен. До более или менее высокой степени готовности довели одно шасси, установив на него башню от Ausf G. Интересно отметить, что параллельно с проектированием «Пантеры II» велась разработка танка Е-50, призванного её заменить.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Leopard-I

 

В 1956 году Германия (западная, ФРГ) и Франция начали разработку единого танка — весящего не больше 30 тонн и вооруженного 90-мм орудием. Требования по бронированию были также очень скромны (гарантированная защита от 20-мм снарядов) и в целом, за исключением использования многотопливного двигателя и системы защиты от оружия массового поражения, новый танк был скорее устаревшим ещё до рождения, чем представлял собой новое слово в развитии техники. Уже в 1957 году взгляды немцев и французов на этот проект разошлись и «совместной» работы не получилось — решено было, что каждая из сторон спроектирует собственную модель. Дело шло медленно и в 1963 году ФРГ вообще отказалась от сотрудничества и свой образец «допиливала» уже самостоятельно. В том же 1963 году под названием Leopard Iтанк был принят на вооружение. Надо сказать, что от начальной концепции в нем мало что осталось и машина получилась вполне современной, хотя и откровенно слабой по бронированию (особенно в сравнении с советскими танками). В части «Леопард I» стал поступать в 1966 году, а его производство продолжалось до 1979 года. За этой время в танковые части Бундесвера поступило 2437 танков этой модели, а считая экспортные варианты — 4024 штуки. Плюс к этому, танк производился по лицензии в Италии — с 1974 года (т.е. с того момента как он перестал поступать на вооружение Бундесвера) по 1983 г., за это время изготовлено 720 «Леопардов».  «Леопард I» отличался неплохой подвижностью и низким силуэтом, ситуация с бронированием была несколько исправлена в конце 70-х после модернизации, однако в боевых действиях никогда и нигде он участия не принимал. «Леопард» можно рассматривать как «экспериментальный» немецкий танк, первый представитель второго поколения боевых машин этой страны в послевоенное время — на его основе отрабатывались идеи конструкторов и ставились эксперименты по созданию различных вспомогательных машин.

 

Leopard I, базовая модель. Выпускался с 1965 по 1970 г.г. Изготовлено 1845 единиц.

 

Leopard IА1 — модернизированный Leopard I. Установлен двухплоскостной стабилизатор Cadillac-Gage, теплоизоляционный чехол ствола пушки, резинометаллические бортовые экраны, гусеницы со съемными резиновыми подушками, ОПВТ, система автоматического глушения двигателя. Боевая масса 41,5 т. С 1967 года модернизацию проходили все ранее выпущенные машины.

 

Leopard IА2. В производстве с 1973 г., имеет усиленое бронирование башни, бесподсветочные приборы ночного видения механика-водителя и командира, новый воздухоочиститель двигателя. Изготовлено 232 единицы.

 

Leopard IАЗ. Производился с 1973 по 1974 гг., дальнейшее развитие модификаций A1 и A2. Башня — сварная, с разнесенным бронированием, маска пушки сварная, клиновидная. Боевая масса 43,4 т. Модель «Леопард I» по защищенности соответствует американскому M60A1 — но только спереди.

 

Leopard IА4. В производстве с 1973 г., отличался объединенной системой управления огнем. Изготовлено 250 единиц.

 

Leopard IА1А1 — Leopard 1А1 с дополнительной броневой защитой башни (экранами 20-30-мм). Боевая масса 42,4 т. Модели с IА1А2 по IА3А3 представляли те же самые «Леопарды» с новыми радиостанциями SEM 80/90.

 

Leopard 1A5 — Leopard 1A1A1 и Leopard 1A1A2, оснащенные системой управления огнем EMES-18 и прицелом наводчика со встроенным лазерным дальномером и тепловизионным каналом, а также усовершенствованный стабилизатор пушки. С 1986 по 1992 год до этого уровня доведено 1225 танков.

 

Учебный танк Leopard I. Машина для обучения водителей танков  с вращающейся кабиной (2 курсанта и инструктор) и макетом пушки. Третий курсант занимает «реальное» место механика-водителя, однако место инструктора имеет дублированное управление.

 

Leopard I ВЕ — (1967 г.) «леопарды» для Бельгии, отличались маркой пулеметов (калибр прежний) и меньшим ящиками для амуниции, установленным теплоизоляционным кожухом пушки и стабилизатором. Кроме того танки получили другую СУО (SABCA), из лазерного прицел-дальномера, электронного баллистического вычислителя, обычного оптического прицела и семи датчиков нестандартных условий стрельбы. До 1996 года 132 танка модернизировали до уровня Leopard 1А5, не прошедшие модернизацию машины были проданы в другие страны, в частности Бразилия в период с 1996 по 2000 получила 278 «Леопард I BE».

 

Leopard I А1 NO (1970-71 г.г.) — «леопарды» для Норвегии, в конце 1980-х годов большая их часть модернизирована до уровня Leopard I А5. 9 машин в 1996 году переделаны в мостоукладчики, 22 танка — в саперный танк Leopard I Ingeniorpanservagn. Ещё 4 — в береговую БРЭМ, способную работать в прибрежной полосе на глубине до 2,95 м.

 

Leopard I NL (1969-72 г.г.) — «леопарды» для Нидерландов (поставлено 468 машин). Отличались радиостанциями, ящиками амуниции, новыми стабилизаторами вооружения, усовершенствованными прицелами и заменой пулеметов на FN MAG того же калибра. Позже голландские «леопарды» получили бортовые экраны и новые СУО, получив обозначение Leopard 1-Verbetered. В 1995 году все машины выведены из состава вооруженных сил и распроданы —  202 танка Leopard 1-V было поставлено Греции (1992-98 г.г.), 200 танков поставлено Чили (2000-2001 г.г.). Чилийские машины дополнительно оснащены тепловизорами PZB 200.

 

Leopard I IT (1970-1985 г.г.) — «леопарды» для Италии (поставлено 200 машин и 720 — произведено в самой Италии по лицензии). Кроме того Италия получили 69 БРЭМ и 12 саперных танков на базе «Леопарда» и самостоятельно произвела 68 БРЭМ, 28 саперных танков и 64 мостоукладчика. В 1995-96 г.г. 120 танков были модернизированы и доведены до уровня A5, прочие выведены из состава ВС.

 

Leopard I DK (1974-1978 г.г.) — «леопарды» для Дании (поставлено 120+110 танков). В 1989 г. все танки модернизированы до уровня А5 и получили обозначение Leopard 1A5DK

 

Leopard AS1  (1976-1978 г.г.) — «леопарды» для Австралии (90 танков, 8 БРЭМ, 5 мостоукладчиков), все машины переоборудованы системами обеспечивающими эксплуатацию в жарком климате. С 2002 года осуществлялась программа частично модернизации, в частности оснащения тепловизорами.

 

Leopard Cl — «леопарды» (1A3) для Канады (114 танков), отличающихся от немецких системой управления, радиостанциями и пулеметами. Позднее башни были заменены на усовершенствованные, как у танков 1A5. В канадской армии такие машины получили обозначение Leopard С2.

 

Leopard I GR — (1983-84 г.г.) «леопарды» (1A3) для Канады (106 танков и 4 БРЭМ). Также с 1992 по 1998 год Греция получила 202 голландских танка Leopard 1-V по программе военной помощи, а с 1993 по 2003 год — 163 танка списанных немецких 1А1 и 176 1А5. Модернизация планировалась, но дошло ли до дела — не известно.

 

Leopard Т1 — (1982-83 г.г.) «леопарды» (1A3) для Турции (77 танков по программе военной помощи + 250 1A4 списанных немецких, в 1990-91 г.г. + 80 1А1А1 до 1995 г.). Все полученные танки переоснащены СУО EMES- 12АЗ и переименованы в Leopard Т1, уже после 2004 года 162 танка Leopard Т1 были оснащены новой СУО ASELSAN, собственной разработки.

 

Также на базе танка «Леопард I» были разработаны БРЭМ, мостоукладчик и ряд других специализированных машин.

 

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк KPZ-70 (MBT-70)

 

MBT-70 (акр. Main Battle Tank [for the] 1970s; нем. KPz 70  с англ. — «основной боевой танк для 1970-х») — совместный американо-западногерманский проект по созданию перспективного основного боевого танка для вооружения армийобоих государств. Проект относится ко второй половине шестидесятых годовдвадцатого века, основной целью проекта стало создание замены танку M60, способной превзойти перспективный основной танк СССР (англ. Future Soviet Tank, FST), которым впоследствии оказался танк Т-64. В MBT-70 было воплощено множество оригинальных для своего времени технических решений, таких как низкий силуэт с расположением механика-водителя в башне танка, регулируемая гидропневматическая подвеска, применение комбинированной брони, дистанционно управляемая станция вспомогательного вооружения, и (на американском варианте) совмещённая с пусковой установкой противотанковых управляемых реактивных снарядов 152-мм танковая пушка. Поскольку MBT-70 создавался как превосходящая система оружия (англ. superior tank system), его комплекс вооружения был рассчитан на поражение всех перспективных бронированных целей с обеспечением беспрецедентных (на 1965 год), в расчете на перспективу, показателей бронепробиваемости по гомогенной стальной броне: 250 мм/60°/2000 м — при стрельбе бронебойным оперенным подкалиберным снарядом (БОПС); и 600 мм/0° — при стрельбе ПТУРС. Несмотря на относительную успешность проекта, в сентябре 1969 годаМинистерство обороны США пересмотрело своё отношение к этой совместной программе, в основном по причине её высокой стоимости. В результате, 20 января 1970 года совместный проект был прекращён, разделившись на две независимые национальные программы, американскую XM803 и германскую Leopard II.

Начало работ по проекту MBT-70 связано с завершением в 1960 году американской программы разработки перспективного среднего танка T95. Танк T95 не был принят на вооружение, вместо этого были проведены работы по адаптации 105-мм орудия M68 на танк M48, танк с таким орудием был стандартизован как M60, и стал основным боевым танком американской армии. Разработка же нового ОБТ началась «с чистого листа».

В 1957 году в Америке началась разработка лёгкого танка, имеющего в качестве основного вооружения крупнокалиберное 152-мм гладкоствольное орудие с низкой начальной скоростью снаряда, являющееся также пусковой установкой для ПТУРС «Шиллейла». Разработанный по данной программе танк получил название «Шеридан», а его КУВТ (комплекс управляемого вооружения танка) предполагалось также использовать на перспективном ОБТ. Программа разработки нового ОБТ получила рабочее название MBT(MR). В рамках этой программы была проведена начальная разработка многих систем перспективного танка, таких как гидропневматическая подвеска, совмещённое боевое отделение и отделение управления, и т. д.  В 1962 году между США и ФРГ было достигнуто соглашение о совместной разработке основного боевого танка на замену M60 (одновременно с программой модернизации последнего, которая в итоге победила по соображениям экономического характера). Это соглашение имело целью создание общего для армий обеих стран образца к 1970 году, причём соглашение предусматривало прекращение самостоятельных разработок по данному направлению. Считалось, что объединение конструкторских, финансовых и производственных ресурсов обеих стран даст возможность достаточно быстро и относительно дёшево создать ОБТ, воплощающий все наиболее передовые разработки в данной области. Кроме того, в перспективе это упрощало вопросы обслуживания, обучения и снабжения. При этом, разработка проекта танка, как в США, так и в ФРГ, велась на конкурсной основе, — ведущие компании танкостроительной отрасли направили аванпроекты на рассмотрение военного командования обеих стран, — из направленных проектов предстояло отобрать образцы для воплощения сначала в фанере (габаритные макеты), а затем в металле (опытные прототипы). Параллельно с проектами танка в целом, шла конкурентная борьба среди предприятий металлургической, двигателестроительной, радио- и электронной отраслей, производителей вооружения за право изготовления основных узлов и агрегатов перспективного танка, его ствольного и пушечного вооружения, средств связи и т. д. Казённые исследовательские учреждения руководили конкурсным процессом, задавая основные технические требования к предлагаемым проектам. В 1962—1963 годах велись научно-исследовательские работы, в 1963—1964 годах проводилась стадия макетирования в натуральную величину, изготовление и испытания опытных образцов корпуса танка, трансмиссии, подвески, двигательной установки. Когда летом 1963 года американская промышленность только готовилась изготавливать макеты из фанеры, западногерманский прототип уже проходил последнюю стадию испытаний перед принятием на вооружение по программе создания «европейского танка» для Бундесвера и западноевропейских стран. Тем не менее, поскольку договорённости среди европейских стран достичь не удалось, танк успешно прошёл испытания, но не был запущен в производство. Опытный прототип был вооружён 105-мм пушкой, его боевая масса составляла менее 40 тонн, двигательная установка была представлена многотопливным двигателем, машина развивала до 60 км/ч по трассе или ровному твёрдому грунту и была самым быстрым ОБТ своего времени, обладая при этом довольно низким силуэтом, простой и надёжной подвеской.  После того, как власти США определились с проектом перспективного танка и предполагаемыми подрядчиками, для обеспечения контроля за ходом работ было создано Объединенное конструкторское управление (Joint Engeneering Agency, JEA), в которое вошли представители обеих стран. В это управление входила совместная группа разработки (Joint design Team, JDT), в котором были объединены конструкторские команды основных исполнителей проекта, фирм Lockheed Martin и Allison (подразделение General Motors Corporation) с американской стороны, и German Development Corporation с немецкой. Участие сторон было равноправным. Тактико-технические требования к новому танку были сформулированы обеими сторонами в начале 1964 года. С GMC как генеральным подрядчиком с американской стороны был заключен контракт с оплатой затрат и поощрительным вознаграждением на проведение НИОКРов на общую сумму $43.728.000. Примерно четверть от этой суммы предполагалось израсходовать на разработку мощного многотопливного двигателя с переменной степенью сжатия и гидропневматической подвески.

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: Книга-Тяжелый танк Пантера. (Барятинский.М), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Grosstraktor, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Neubaufahrzeug, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/S35_(танк), http://armedman.ru/tanki/1937-1945-bronetehnika/evolyutsiya-nemetskogo-tanka-pzkpfw-iii.html, https://ru.wikipedia.org/wiki/PzKpfw_III, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/PzKpfw_IV, http://ww2history.ru/pz_iv.html, http://armedman.ru/tanki/1961-1990-bronetehnika/osnovnoy-boevoy-tank-leopard-i-germaniya.html, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/MBT-70.

Легкие танки 1ч,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч,2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль