ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Огнеметный танк ОТ-26

 

Огнеметный танк ОТ-26/ХТ-26 (БХМ-3) был разработан КБ-2 завода им.Ворошилова (завод № 174) в 1932 г. на базе двухбашенного танка Т-26. Опытный образец, изготовленный на заводе “Компрессор", прошел полигонные испытания на НИХП ХКУКС РККА и был принят на вооружение летом 1932 г. под маркой ХТ-26. Серийное производство было организовано в Ленинграде на заводе им.Ворошилова. С 1932 г. по 1935 г. было выпущено 602 танка, часть из которых применялась в боях на р.Халхин-Гол и Карельском перешейке. Огнеметный танк отличался от линейного танка Т-26 обр.1932 г. тем, что у него была демонтирована левая пулеметная башня, а в правой башне вместо штатного оружия с боекомплектом, было установлено огнеметное оборудование КС-2. Экипаж машины состоял из двух человек. Резервуар для огнесмеси емкостью 400 л (рабочий объем 360 л) был установлен у левой внутренней стенки корпуса танка. Система подвода огнесмеси к огнемету состояла из запорных вентилей, распределителя, гибкого шланга и полуавтоматической задвижки. Гибкий шланг обеспечивал поворот брандспойта. Пневматическая огнеметная установка была спарена с 7,62-мм пулеметом ДТ. Наведение на цель осуществлялось с помощью плечевого упора. Шаровая установка огнемета позволяла производить огнеметание в горизонтальной плоскости до 20° без поворота башни и до +10° — в вертикальной плоскости. Поворот башни был ограничен сектором 270° из-за опасности скручивания гибкого шланга. Это исключало возможность огнеметания в сторону кормы машины. Устройство для поджига огнесмеси было укреплено на конце ствола брандспойта. Пневматическая система состояла из трех 13,5-литровых воздушных баллонов, коллектора высокого давления, редуктора и воздухораспределителя. Огнеметание командир танка выполнял, находясь в положении стоя. Дальность огнеметания не превышала 35 м, расход огнесмеси составлял 5 л/с, что обеспечивало возможность производства 70 огнеметных выстрелов.  Боекомплект к пулемету ДТ составлял 1512 патронов. При необходимости огнеметное оборудование могло быть использовано для постановки дымовых завес или заражения местности боевыми

местности боевыми ОВ. Для этого на кормовом листе корпуса крепилась насадка системы дымопуска. Длина непросматриваемой дымовой завесы составляла до 1000 м, а ее ширина достигала 10 м. Время производства дымопуска в этом случае составляло 20 мин. Максимальная площадь заражения местности равнялась 10000 м2. Броневая защита, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как и на линейном танке Т-26. Емкость топливных баков 182 л обеспечивала запас хода до 130 км.

 

 

 

 

Огнеметный танк ОТ-27

 

Огнеметная танкетка ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) была разработана в 1930 г. конструкторским бюро склада № 136 под руководством  К.И Лебедева  и  Г.Кратирова.  Опытный образец был изготовлен в декабре 1931 г. Летом 1932 г. машина прошла  полигонные испытания на НИХП  ХКУКС  РККА и была принята на вооружение. Она выпускалась серийно вплоть до прекращения производства танкеток Т-27 на заводе № 37 (до 1932 г. завод № 2 ВАТО). Всего в 1932 1933 гг. было выпущено 187 огнеметных танкеток ОТ-27.

 

 

 

 

Огнеметный танк Т-46-1

 

Огнеметный танк Т-46-1 был разработан на оригинальной базе в 1933-1934 гг. КБ Опытного завода Спецмаштреста им.С.М.Кирова (завод № 185) в Ленинграде под руководством О.М.Иванова. Ведущим инженером машины был  М.В.Симский. Опытный и эталонный образцы танка были изготовлены заводом соответственно в мае 1935 г. и ноябре 1936 г. Опытный образец прошел заводские, войсковые и дополнительные заводские испытания в 1935-1936 гг. Он был принят на вооружение Постановлением СТО от 29 февраля 1936 г. Машину предполагалось поставить на серийное производство на заводе им.Ворошилова (завод № 174). В производство была запущена опытная партия в 20 танков. В декабре 1936 г. заводом было изготовлено 4 танка, которые прошли заводские испытания. В 1937 г. танк был снят с вооружения и с производства.  Дальнейшие работы по танку Т-46-1 были прекращены.  Эта машина должна была заменить в войсках легкие танки Т-26, но оказалась достаточно сложной в производстве, как и все колесно-гусеничные танки. Танк имел компоновочную схему с кормовым расположением двигателя и передним расположением ведущих колес. Размеры цилиндрической башни танка с развитой кормовой нишей обеспечивали установку как 45-мм пушки, так и 76,2-мм пушки образца 1927/32 г. или 76,2-мм пушки ПС-3. Экипаж машины состоял из трех человек. Механик-водитель размещался в отделении управления слева в выступающей вперед броневой будке. Посадка и выход экипажа из машины производились через двухстворчатый люк механика-водителя и два люка в крыше башни. В башне были установлены 45-мм пушка образца 1934 г. со спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ, автономный тыльный 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке и брандспойт огнеметного оборудования (КС-45) справа от маски пушки. На крыше башни в турельной зенитной установке монтировался третий пулемет ДТ. Углы вертикального наведения спаренной установки оружия составляли от -5° до +25°. Углы огнеметания по вертикали находились в пределах от -5° до +8°. В боекомплект танка входили 101 выстрел к пушке, 2709 патронов к пулеметам ДТ. Бак с огнесмесью емкостью 50 л и баллоны со сжатым воздухом позволяли производить 12 огневых выстрелов на дальности до 25 м. Для прицельной стрельбы и наблюдения использовались телескопический прицел ТОП-1 и перископические приборы ПТК. В бортах башни и в лобовой крышке люка механика-водителя устанавливались зеркальные смотровые приборы.  Броневая защита была противопульной. Корпус машины был выполнен из катаных броневых листов толщиной 8 и 15 мм, соединенных между собой заклепками. Толщина броневых листов башни составляла 15 мм. Для постановки дымовых завес танк был оснащен двумя дымовыми баллонами.

На танке был установлен четырехтактный восьми цилиндровый V-образный (угол развала блока цилиндров 90°) карбюраторный двигатель МТ-5-1 воздушного охлаждения мощностью 330 л.с. (243 кВт). 11а двигателе устанавливались по две свечи на цилиндр, карбюраторы от двигателя М-17, два бензонасоса и два магнето с автоматическим опережением угла зажигания. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 2 л.с. (1,5 кВт) или заводной рукоятки. 15 системе охлаждения использовались два осевых вентилятора. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Емкость топливных баков составляла 428 л. Запас хода танка по шоссе составлял: на гусеничном ходу 225 км и на колесном ходу - 400 км.  Двигатель в сборе с трехдисковым главным фрикционом соединялся карданным валом с четырехступенчатой коробкой передач, расположенной в боевом отделении под полом башни. 15 качестве механизма поворота при движении на гусеницах использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами, а при движении на колесах — простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах. Для управления танком на гусеничном ходу использовались рычаги управления, на колесном рулевое колесо. При движении на колесном ходу две задние нары опорных катков были ведущими, а передняя пара — управляемой. Наименьший радиус поворота при этом был 8,2 м. При спадании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины с помощью двух рычагов, расположенных на коробке передач. На танке применялась блокированная (по два катка) пружинная подвеска. Со стороны каждого борта находилось четыре опорных и два поддерживающих катка с наружной амортизаций, ведущее колесо переднего расположения и цевочного зацепления с гусеницей, а также направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы. Мелкозвенчатая гусеница, состоявшая излитых траков, имела ширину 390 мм. В качестве противопожарного оборудования использовались три тетрахлорных огнетушителя. Один из них - стационарный, устанавливался в отделении управления слева от механика-водителя, два других - переносные, размещались в боевом отделении на левом борту башни. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 А*ч и генератор мощностью 500 Вт.  Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни.  На базе танка планировалось выпускать группу телемеханических танков Т-46-1 (машины первой серии).  В ходе работ по машине проводилась ее доработка — вводились наклонные листы подбашенной коробки, измененная конструкция будки механика-водителя, новый броневой колпак над двигателем, коническая башня, стабилизатор пушки “Орион”, повышалась надежность работы трансмиссии, ходовой части (штампованные траки, уширенный бандаж на трех парах задних катков)- Все эти изменения нашли свое отражение в модернизации машины второй серии Т-46-2.

В 1937 г. для танка Т-46-1 был разработан дымовой прибор ТДП КС-46, опытные образцы которого, были установлены на двух машинах и прошли полигонные испытания. Емкость резервуара для дымовой смеси составляла 100 л, что позволяло ставить дымовую завесу в течение 20-25 мин. В том же году на базе танка разрабатывался химический танк ХТ-46, который планировался к выпуску в 1938 г. На танке предполагалось установить химическое оборудование КС-45, которое обеспечивало бы машине выполнение задач но заражению местности, постановке дымовых завес, дегазации и огнеметанию. Емкость двух резервуаров составляла 500 л, дальность огнеметания 60 м, количество огневых выстрелов — 35-50. Ширина полосы заражения при скорости движения танка 12 км/ч составляла 25 м, общая площадь заражения — 12000 м2, длительность дымопуска — 20-25 мин.  15го числа 1938 г. на заводе № 174 планировалось изготовление опытного образца танка Т-46-3 — варианта машины с наклонными бортами корпуса, но в 1937 г. был изготовлен только корпус танка, который был подвергнут обстрелу на полигоне Ижорского завода. Наклонное расположение броневых листов значительно повысило бронестойкость корпуса машины по сравнению с корпусом танка Т-26 от пуль Б-30 обр.1908 г. и пуль калибра 12,7-мм.

С использованием базы танка Т-46 разрабатывались: в 1937 г. самоходная артиллерийская установка АТ-2 (танк сопровождения), вооруженная 76,2-мм пушкой ПС-3 или Л-10, и командирский танк Т-46-4. Кроме того, предполагалось с организацией серийного производства танка и создания целого ряда машин на его базе в качестве силовой установки использовать дизель. С этой целью it 1937 г. для машины разрабатывался дизель ДМТ-8. Однако в соответствии с решением Правительства эти работы по танку Т-46 в 1938 г. были прекращены. Все новые технические решения, которые были воплощены в танке Т-46, впоследствии были использованы при создании первого отечественного танка с противоснарядным бронированием - танка Т-46-5 (Т-111).

 

 

ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Огнеметный танк ОТ-130

 

Огнеметный танк ОТ-130 был создан на базе танка Т-26 КБ-2 завода им. Ворошилова (завод № 174) по проекту СКБ московского завода “Компрессор". Опытная партия из 10 машин была выпущена заводом в 1936 г. и в том же году танк был принят на вооружение. Он выпускался серийно на заводе № 174 в Ленинграде в течение 1938 г. Всего было изготовлено 403 танка ОТ-130. Часть этих танков принимала участие в боевых действиях в районе р.Халхин-Гол и в начале Великой Отечественной войны. Базовой машиной для создания огнеметного танка являлся танк Т-26 обр. 1937 г. Броневой корпусе вертикальными стенками и цилиндрическая башня с огнеметным оборудованием КС-25 не позволяли провести унификацию этих составных частей с базовым танком. Экипаж машины состоял из двух человек. Брандспойт огнемета, закрытый броневым кожухом, размешался в башне вместе со спаренным 7,62-мм пулеметом ДТ. Максимальный угол возвышения спаренной установки составлял +10 градусов,  угол наведения в горизонтальной плоскости без поворота башни -20градусов. Наведение брандспойта на цель осуществлялось с помощью прицела TOП-1. Автоматическое устройство для поджига  огнесмеси,  располагалось  у наконечника брандспойта и было защищено броневым кожухом. Максимальная дальность огнеметания достигала 53 м, секундный расход огнесмеси составлял 9 л, что позволяло произвести 40 огневых выстрелов. Конструкция оборудования обеспечивала ведение кругового огнеметания. Боекомплект к спаренному пулемету ДТ составлял 1764 патрона (28 дисков). Два резервуара общей емкостью 393 л (рабочий объем 360 л) заполнялись смесью мазута и керосина и располагались в боевом отделении у левого борта. Система подвода огнесмеси к полуавтоматической задвижке огнемета состояла из трубопроводов, запорных вентилей и распределителя. Трубопроводы подвода огнесмеси  имели подвижное шаровое со-единение, установленное на днище танка и допускавшее вращение брандспойта вместе с башней на 360°. Для удаления из брандспойта остатков огнесмеси имелась система его автоматической продувки сжатым воздухом после каждого выстрела. Она включала четыре тринадцатилитровых баллона с давлением сжатого воздуха 150 кгс/см2, коллектор высокого давления, редуктор, распределитель и вентиль низкого давления. Огнеметное оборудование при необходимости могло использоваться для постановки дымовых завес и заражения местности боевыми ОВ. Ширина полосы заражения местности при скорости движения машины 12 км/ч составляла 25 м, а общая площадь заражения достигала 20000 м2, максимальное время дымопуска не превышало 20 мин. Шири¬на полностью не просматриваемой  дымовой завесы была не менее 10 м.

Броневая защита, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на линейном танке обр. 1937 г. Емкость топливных баков 290 л обеспечивала запас хода 200 км.  При модернизации танк дополнительно оснащался вторым пулеметом ДТ. Боекомплект к пулеметам ДТ был увеличен до 3150 патронов.

 

 

 

 

 

Огнеметный танк ОТ-133

 

Огнеметный танк ОТ-133 был разработан КБ-2 завода № 174 в 1938 г. Три танка установочной партии прошли испытания в октябре 1939 г. Танк был принят на вооружение и находился в серийном производстве в течение 1940 г. Было выпущено 182 танка ОТ-130, часть из которых использовалась в боях в первом периоде Великой Отечественной войны.  Машина была создана на базе танка Т-26 обр.1939 г. и отличалась от танка ОТ-130 скошенными броневыми листами верхней части подбашенной коробки и конической башней. Ходовая часть машины была улучшена. Огнеметное оборудование, в основном, осталось без значительных изменений (два редуктора заменены на один большей производительности, установлен ножной спуск и изменена схема электрооборудования в системе поджига огнесмеси). В качестве вспомогательного оружия устанавливались два 7,62-мм пулемета ДТ - спаренный с огнеметом и тыльный в кормовой нише башни. Боекомплект к пулеметам ДТ составлял 3528 патронов.  Установка специальной конической башни исключала возможность унификации машины с базовым танком. В декабре 1939 г. 17 машин были подвергнуты дополнительному бронированию путем экранирования.  По боевым свойствам огнеметный танк ОТ-133 ничем не отличался от танка ОТ-130. Дальность огнеметания составляла 50 м. Запас хода машины по шоссе достигал 170 км.

 

 

Огнеметный танк ОТ-134

 

Огнеметный танк ОТ-134 был разработан в 1939 г. КБ-2 завода № 174, возглавляемым инженером С.И.Шлангманом, под общим руководством С.А.Гинзбурга. Ведущим инженером машины был И.А.Аристов. В 1940 г. заводом были выпущены два опытных образца, которые летом того же года прошли испытания на НИБТ полигоне. На вооружении и в серийном производстве танк ОТ-134 не состоял.  Машина была создана на базе танка Т-26 обр.1939 г. В конической башне устанавливалась 45-мм танковая пушка спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ. На крыше башни в зенитной турели устанавливался второй пулемет ДТ. Брандспойт огнеметной установки был смонтирован в шаровой опоре слева от механика-водителя в верхнем наклонном лобовом листе корпуса. При монтаже огнеметного оборудования с базовой машины демонтировались малый топливный бак, 60 выстрелов к 45-мм пушке и 15 дисков к пулемету ДТ. Экипаж машины состоял из трех человек.  Огнеметное оборудование конструкции завода № 37 (ведущий инженер Г.М.Филимонов) имело массу 568 кг и было расположено в боевом отделении и в отделении управления (слева от механика-водителя). В его состав входили: внутренний резервуар для огнесмеси емкостью 70 л (вместо малого топливного бака); наружный резервуар емкостью 70 л, расположенный снаружи корпуса за подбашенной коробкой над жалюзи моторного отделения и защищенный 10-мм броней; брандспойт с механизмом вертикальной и горизонтальной наводки; воздушная система, бензиновый бачок с топливной аппаратурой; система электрозажигания (от аккумуляторных батарей); пневматическая система для автоматической продувки ствола огнемета после выстрела.  Огнесмесь выбрасывалась сжатым воздухом. Воздушные баллоны размещались в заднем правом углу боевого отделения. Дальность огнеметания достигала 50 м, количество выстрелов — 15-18. Огнеметание производил механик-водитель. В боекомплект танка входили 145 выстрелов к пушке и 2709 патронов к пулеметам ДТ. Броневая защита конической башни была усилена за счет установки экранов в передней ее части. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть остались без изменений.  Несмотря на сокращение боекомплекта основного оружия танка его масса при установке огнеметного оборудования возросла до 10,8 т. При проведении испытаний средняя скорость танка по шоссе составила 19,6 км/ч.

 

 

Огнеметный танк ОТ-7

 

Огнеметный танк ОТ-7 (ОП-7) был создан КБ завода № 183 в 1939 г. Переоборудование машины производилось на московском заводе “Компрессор” . В 1940 г. был изготовлен опытный образец. На вооружение и в серийное производство танк не принимался. Машина была создана на базе легкого колесно-гусеничного танка БТ-7М и отличалась от него установкой огнемета и связанными с этим изменениями конструкции корпуса. Основным оружием являлась 45-мм танковая пушка, спаренная с 7,62-мм пулеметом ДТ.  Второй пулемет ДТ - зенитный, монтировался в турели на крыше башни. В качестве дополнительного оружия применялась огнеметная установка, брандспойт которой устанавливался в шаровой опоре в передней части крыши подбашенной коробки справа от механика-водителя. Экипаж состоял из трех человек.  Огнеметная установка КС-63 пневматического действия включала два бака для огнесмеси емкостью по 85 л каждый, трубопроводы, цилиндр с поршнем и насадку диаметром 29 мм. Баки устанавливались снаружи танка на надгусеничных полках и были защищены броневыми листами толщиной 10 мм. Пневматическая система состояла из трех тринадцатилитровых баллонов со сжатым воздухом, двух понижающих воздушных редукторов, трубопроводов и клапана управления.

Воздух под низким давлением (8-10 кгс/см2) подводился в бачок для обеспечения подачи бензина к форсунке, а при огнеметании выбрасывал через нее струю бензина. Под действием высокого давления (20-25 кгс/см2) воздух подавал огнесмесь из левого бака в правый, а из него в цилиндр огнемета, а при огнеметании открывал клапан насадки и выбрасывал струю огнесмеси.  Поджиг огнесмеси производилось бензиновым факелом, воспламенение которого происходило от запальной электрической свечи. Угол горизонтального обстрела огнемета составлял 55°, углы вертикального наведения от -9° до +12°, мертвое пространство не превышало 5,5 м. Огнеметание производил механик-водитель. Для наведения огнемета на цель имелось специальное приспособление, встроенное в прибор наблюдения механика-водителя. Это приспособление состояло из вертикальных рисок, нанесенных на наружную и внутреннюю поверхности стеклоблока, и стрелки, связанной с огнеметом.  Наведение огнемета осуществлялось с помощью двух рукояток, из которых одна поворачивала его в вертикальной плоскости, а другая — в горизонтальной. На конце рукоятки вертикального наведения имелась кнопка, при нажатии на которую бензин поступал к форсунке и поджигался искрой запальной свечи. В конце хода кнопки срабатывала система, подающая огнесмесь к брандспойту. Емкость огневого выстрела составляла 10-15 л, число выстрелов из одной заправки — К) 15. Практическая скорострельность достигала 10-12 выстр./мин., дальность огнеметания — 70 м. В боекомплект танка входили 188 выстрелов к пушке и 1827 патронов к пулеметам ДТ.  Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и вспомогательное оборудование были такими же, как на линейном танке БТ-7М. Емкость топливных баков составляла 650 л. Запаса хода танка по шоссе достигал: на гусеничном ходу 520 км и на колесном ходу — 1070 км.  Для связи между членами экипажа на машине было установлено танковое переговорное устройство ТПУ-3.

Установка огнемета на линейный танк с сохранением его вооружения и боекомплекта (при незначительном уменьшении запаса хода из-за исключения дополнительных топливных баков емкостью 128 л), являлась конструкторской удачей, повышавшей огневые возможности танка. К недостаткам танка следует отнести трудность ведения огнеметания, поскольку оно требовало отвлечения механика-водителя от выполнения его основных функций.

 

 

 

Огнеметный танк БТ-7

 

К сожалению, у советских военных «химические» варианты легких танков БТ не нашли хорошей поддержки, чтобы их производить серийно. В массовое производство они не шли, в связи с наличием в РККА химических танков ХТ-133 и ХТ-130. Идея использования легких танков БТ в качестве огнеметных, засели в умах советских конструкторов еще в начале 30-х годов, однако только в 1935 году проект химического танка ХБТ-2 был подан на рассмотрение АБТУ. Предполагалось, что химический танк мог производить заражение местности боевыми отравляющими веществами, ставить дымовые завесы для проведения боевых действий, огнеметание и производить дегазацию зараженной местности.  В качестве базы для ХБТ-2 брался серийный легкий танк БТ-2, в башню вместо 37-мм пушки монтировался пневматический огнеметный брансбойт прибора КС-23, дальность действия которого составляла 70 м. Башенный пулемет при этом сохранялся. Для распыления отравляющих веществ по бокам танка монтировались резервуары объемом 1000 л. Предполагалось, что при скорости не более 12 км/час, химический танк мог производить заражение местности 2500 метров на квадрат, ширина распыляемой плосы при этом составляла порядка 25 метров. Танк производил дымопуск за счет испарения смеси S-IV вместе с выхлопными газами. Дымовая завеса ставилась приблизительно на 50 минут, непросматриваемая завеса была порядка 10 метров в ширину.  Как уже упоминалось, танк хотели выполнить на базе БТ-2, но к тому времени был готов танк БТ-5, который имел более лучшие характеристики. Поэтому, химическое оборудование поставили на БТ-5. В 1937 году первый образец химического танка БХМ-2 был выполнен для проведения государственных испытаний. Внешне он сильно повторял ХБТ-2, отличия лишь были в спаренной установке пулемета и огнемета и новой башни.  Через некоторое время на базе легкого танка БТ-7 был создан еще один «химический» танк, который обозначили как ХБТ-7. Опять же, внешне он был похож на ранние химические танки, отличия были в установленных с каждого борта бронекоробками, которые закрывали специальное оборудовании и бак с отравляющими веществами или дымосмесью. В ХБТ-7 места для укладки гусениц не было (если танк двигался на колесах), в этом случае их крепили под подгусеничными полками. Не смотря ни на что, танк ХБТ-7 не устроил военных по многим пунктам, и тоже не был пущен в массовое

производство.

 

Огнеметный танк БТ-7 (боевая химическая машина БХМ) с установленным пятнадцатилитровый автоматический пороховой огнеметом конструкции HATИ был создан в конце 1940 начале 1941 гг.  Смонтированный в танке БТ-7 огнемет, был испытан в мае 1941 г. Огнеметный танк БТ-7 на вооружение не принимался и в серийном производстве не состоял. Был изготовлен опытный образец.  Машина отличалась от серийного танка установкой автоматического порохового огнемета без изменения основного и вспомогательного оружия танка, но с уменьшенным на 24 выстрела и 8 пулеметных дисков боекомплектом. Установка огнемета в танке требовала значительных переделок внутреннего оборудования танка и изменения нижней крышки люка механика-водителя. По принципу действия автоматический пороховой огнемет конструкции HATИ относился к поршневым пороховым огнеметам. Выбрасывание огнесмеси через насадок производилось под действием энергии пороховых газов. Пороховой заряд был заключен в специальный 45-мм патрон. Перезарядка огнемета производилась автоматически под гидравлическим напором огнесмеси, создаваемым в резервуаре при помощи сжатого воздуха, поступавшего из баллонов.  Поджиг огнесмеси, выбрасываемой из насадка, происходил от факела бензина, воспламенявшегося от электроискры, создаваемой запальными свечами. Огнемет был установлен в боевом отделении танка. Брандспойт огнемета был выведен в левой части нижней крышки люка механика-водителя. Огнеметание производил механик-водитель. Управление огнеметом (спуск затвора с боевого взвода) было электромеханическим. Шаровое соединение позволяло производить поворот брандспойта огнемета в горизонтальном (±60°) и вертикальном (от -5° до +7,5° ) направлениях. Емкость огневого выстрела составляла 15 л. Практическая скорострельность достигала 6 - 7 выстр./мин., дальность огнеметания на стандартной смеси 65 - 75 м, на вязкой - 125 - 135 м. Емкость магазина огнемета - 8 патронов. Резервуары для огнесмеси емкостью 600 л и воздушные баллоны были расположены в специальном бронированном прицепе (ХП-2). Рассматривалась возможность установки огнемета с противопульной  защитой на правой надгусеничной полке машины.  Химическое оборудование предназначалось для постановки ядовитых и нейтральных дымовых завес. Распыление производилось под действием пороховых газов от того же порохового газогенератора, который использовался для огнемета.

 Броневая защита, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были такими же, как на линейном танке. Характеристики подвижности были сохранены на уровне базовой машины. Конструктивная недоработка некоторых элементов автоматического огнемета и низкие эксплуатационные качества отдельных узлов химического оборудования не позволили принять машину на вооружение и в серийное производство.

 

 

ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Огнеметный танк ОТ-34

 

Средний танк ОТ-34

Этот танк разработали в 1941г. в КБ завода № 183 на базе среднего танка Т-34, серийный выпуск начался, в 1942г., упоминается также под обозначением ТО-34. На месте лобового пулемета установили пороховой поршневой автоматический огнемёт АТО-41 производства завода № 222, насадок огнемёта полностью укрывался подвижной бронемаской. Стрельба велась одиночными выстрелами или очередью по 3 - 4 выстрела с темпом 3 выстрела в 10 с. Дальность огнеметания смесью мазута и керосина - 60 - 65 м, вязкой спецсмесью - 90 - 100 м. 100 литров огнесмеси хватало на 10 выстрелов. Емкость бензобачка для зажигателя 2 литра. Установка огнемёта допускала углы наведения в горизонтальной плоскости ± 12,5 º, в вертикальной - от - 2 до +10 º. Огонь из из огнемёта вел механик-водитель, поэтому горизонтальное наведение осуществлялось, как правило,  разворотом танка. Основное вооружение танка сохранялось, боекомплект пушки остовался тем же, что и у линейных танков, сокращался только боекомплект пулеметов. Установка огнемёта в передней части корпуса Т-34 потребовала перемещения  радиостанции из корпуса в башню на место коробок боекомплекта к пулемету.

С началом производства Т-34  модификации 1942 г. огнеметный танк ОТ-34 стал выполняться на его базе.

В 1943 г. танк изготавливался с новым огнеметом АТО-42. В 1942 г. выпустили 309 огнеметных танков, ОТ-34, 1943 г. -478, в 1944 г. - 383, всего же их было построено 1170 штук, т.е около 3,3% от количества выпущенных танков Т-34 за 1939 - 1944 гг. ОТ-34 стал наиболее массовым советским огнеметным танком периода Великой Отечественной войны. Однако пожалуй единственный сохранившийся в России танк ОТ-34 был в 1999 г. поднят из Черного озера (у поселка Косино в Подмосковье) куда он провалился зимой 1943 года, проходя через ледовую переправу. После ряда мытарств передан музею Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле.

 

Средний огнеметный танк ОТ-34-85

В мае 1944 г. на вооружение отдельных огнеметно-танковых батальонов поступил танк ОТ-34-85 с 85-им пушкой.  Так же, как и на ОТ-34, огнемет АТО-42 завода № 222 устанавливался в корпусе на месте лобового пулемета.  Часть огне-смеси разместили в наружных топливных баках, и ее запас увеличился до 200 литров (т.е вдвое), что позволяло производить уже 20 выстрелов с расходом 10 л за выстрел.

Емкость бензобачка зажигателя - 2 л. Углы наведения огнемёта в вертикальной плоскости от - 2 до +10º, в горизонтальной - ± 15º. За 1944 г. было построено 30 танков ОТ-34-85, за 1945 г. - 301, т.е число огнеметных танков составило около 1,4% от общего выпуска Т-34-85 за время войны.

Важнейшая черта ОТ-34 и ОТ-34-85 почти полное внешнее сходство с линейными боевыми танками и практически полное сохранение обычных боевых возможностей, а также наличие штатных средств связи. Как и линейные танки, огнеметные для постановки завес снабжались дымовыми шашками. К недостаткам относились отсутствие кругового огнеметания, малый сектор обстрела по вертикали и ограниченная  возможность ведения прицельного огня из огнемёта. По сути, это были линейные танки с дополнительным огнеметным вооружением. ОТ-34-85 состояли на вооружении Советской Армии до конца 1950-х гг., когда их заменили ОТ-54 и ОТ-55 с установкой огнеметов в башне вместо с пушкой.

 

 

 

 

 

ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Тяжелый огнеметный танк КВ-8

 

Задание на проект сверхтяжелого танка КВ-4 («объект 224»), выданное в апреле 1941 г. Ленинградскому Кировскому заводу, предполагало вооружение его 107-мм и 45-мм пушками, броню толщиной 125 — 130 мм. В СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж.Я.Котина был объявлен конкурс на эскизный проект, и несколько проектантов -П.Михайлов, М.Цейц, Г.Крученых, Л.Переверзев, Н.Шашмурин - сверх задания включили в проект и огнемет - явное влияние опыта боев советско-финляндской войны. Тяжело бронированный танк прорыва с пушечным и огнеметным вооружением лучше отвечал условиям и задачам поля боя, насыщенного противотанковыми средствами. Хотя следующий сверхтяжелый КВ-5 разрабатывался уже без огнемета. В том же году был закончен проект тяжелого огнеметного танка КВ-6, вооруженного 76-мм пушкой Ф-32, тремя пулеметами ДТ и огнеметом с запасом огнесмеси на 15 выстрелов. В августе 1941 г. в СКБ-2 ЛКЗ началась срочная работа по установке огнеметного вооружения на серийный тяжелый танк КВ. Испытания огнеметов для этих танков проводились в районе Красного Села. Огнеметный танк КВ-1 был утвержден к серийному производству в июне 1941 г., но закончить работы по танку и поставить его производство не удалось в связи с эвакуацией завода на Южный Урал, где на базе Челябинского тракторного завода был образован Челябинский Кировский завод.

 

Тяжелый огнеметный танк КВ-8

В ноябре 1941 г. в Челябинске конструкторы Кировского завода начали проектирование тяжелого огнеметного танка КВ-8 («объект 228») на базе серийного КВ-1 с установкой огнемета АТО-41. Огнеметную установку разработал И.А.Аристов. Она монтировалась в башне рядом со спаренным пулеметом ДТ. Вместо 76-мм установили 45-мм танковую пушку обр. 1934/38 г. с боекомплектом 88 выстрелов.  Запас огнесмеси (стандартной - из мазута и керосина или вязкой спец-смеси) составлял 960 л, что позволяло сделать до 92 выстрелов, хотя запас патронов для АТО-41 был равен 107 шт. Чтобы КВ-8 практически не отличался от базовой машины КВ-1 (дабы не выделять внешне противнику специальные машины в боевом порядке танков), 45-мм пушку укрыли кожухом, придававшим ей сходство с 76-мм пушкой Ф-32. Из четырех пулеметов ДТ один был зенитным. Штатные средства связи сохранялись. В январе 1942 г. танк был принят на вооружение и выпускался серийно с весны 1942 г.  С началом серийного производства модернизированного тяжелого танка КВ-1С с уменьшенной боевой массой и измененной трансмиссией огнеметный танк КВ-8 выпускался в 1943 г. на его базе (КВ-8С). Поскольку башня КВ-1С была меньше башни КВ-1, возникли определенные трудности с установкой огнемета. Временно решили ставить на корпус КВ-1 С башню КВ-8. На КВ-8С стали устанавливать огнемет АТО-42. При этом возимый объем огнесмеси сократился до 600 л, количество выстрелов — до 57 — 60, зато боекомплект 45-мм пушки увеличился до 114 выстрелов (попытка более оптимального сочетания артиллерийских и огнеметных качеств танка), спаренный пулемет не устанавливался, так что запас патронов к пулеметам сократился с 3400 до 3000. Всего было построено 102 огнеметных танка КВ-8 и 35 — 37 танков КВ-8С (из них первые 25 — с башней от КВ-8); огнеметные танки составили около 2,9% от всех выпущенных танков КВ.  В 1942 г. на средства, собранные воспитанниками ремесленных училищ из различных городов Советского Союза, была построена колонна из тридцати танков КВ-8С.  Эти танки с надписью на башне «Трудовые резервы - фронту!» в декабре 1942 г. вступили в бой под Сталинградом.

В целом КВ-8 стал компромиссом между стремлением к круговому обстрелу огнемета и желанием сохранить артиллерийское вооружение. Главные преимущества КВ-8 и КВ-8С перед ОТ-34 заключались в лучшей броневой защите, возможности кругового обстрела, позволявшей ему выбирать скрытые подступы к цели, не разворачиваясь перед траншеями, большем запасе огнесмеси (в 9 раз). Но снижение боевой мощи по сравнению с линейными танками не окупалось огнеметанием. 45-мм пушка была слабовата в борьбе с огневыми точками и контратакующими танками противника.

Тот факт, что тяжелые огнеметные танки уступили место средним, можно объяснить как меньшими объемами их производства, так и изменением роли тяжелых танков — из машин прорыва они превращались в машины поддержки с дальнобойной мощной пушкой.

 

 

 

ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Тяжелый огнеметный танк КВ-8C

 

С началом производства танков КВ-1С в августе 1942 года перед ЧКЗ была поставлена задача вооружения огнеметом этой машины. Однако из-за того, что башня КВ-1С была меньше, чем у КВ-1, решить эту проблему в короткие сроки не удалось. В качестве временной меры было принято решение об установки башни танка КВ-8 на корпус танка КВ-1С.

25 таких танков массой 43,1 т и также имевших обозначение КВ-8 изготовили в сентябре — ноябре

(для сравнения: масса КВ-8 (на базе КВ-1) составляла 47,17 т).

 

Но 17 сентября постановлением ГКО № 2316 сс ЧКЗ предписывалось:

«а) С 1 октября с.г. обеспечить выпуск огнеметных танков КВ-8С с облегченным корпусом и башней, имеющих следующую характеристику:

1. Вес танка 42,5 тонн.

2. Количество огнеметных выстрелов не менее 40.

3. Объем одного выстрела не менее 10 литров.

б) К 1 октября с.г. изготовить опытный образец танка КВ-8С и представить его совместно с чертежами в НКТП и ГАБТУ КА для утверждения, для чего 24 сентября передать заводу № 200 модель и чертежи для изготовления новых деталей башни КВ-8С».

Однако работы по КВ-8С затянулись, что вызвало недовольство у руководства НКТП.

24 октября заместитель наркома танковой промышленности Ж. Котин отправил директору ЧКЗ С. Махонину и директору завода № 200 Щербакову письмо следующего содержания:

 

«Постановлением ГКО № 2316 сс от 17/IX-42 г. и приказом Народного Комиссара Танковой промышленности т. Зальцмана И. М. Кировский завод и завод № 200 должны были к 1/IХ-42 г. изготовить опытный образец огнеметного танка КВ-8 и представить его совместно с чертежами в НКТП и ГАБТУ КА для утверждения. Постановление Государственного комитета обороны и приказ Народного Комиссара по данному вопросу заводами Кировским и № 200 не выполнены, хотя оснований для невыполнения не было.

Принятое Кировским заводом вынужденное решение использовать старые ремонтные башни КВ не может решить полностью вопроса программы месяца, а подготовительной работы по выпуску огнеметных машин КВ-8С не производится и снова заводы будут находиться под угрозой срыва программы по огнеметным танкам. Прошу принять все зависящие от Вас меры по обеспечению выпуска огнеметных танков КВ-8С и привлечь к строгой ответственности виновников срыва приказа наркома и постановления ГКО. О Вашем решении поставьте в известность НКТП в 3-дневный срок».

 

Но, несмотря на это, только в начале 1943 года ЧКЗ изготовил небольшую партию танков КВ-8С, после чего их производство было прекращено. Эти танки вооружались огнеметом АТО-42, который представлял собой более совершенную конструкцию по сравнению с АТО-41.

Всего ЧКЗ изготовил 137 огнеметных танков КВ:

102 танка -КВ-8 (на базе КВ-1),

25 танков -КВ-8 с корпусом КВ-1С и башней от КВ-8

10 танков -КВ-8С.

 

 

ОГНЕМЕТНЫЕ ТАНКИ

Огнеметный танк ОТ-55

 

В июле 1948 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР на заводе № 75 в Харькове было образовано специальное конструкторское бюро по огнеметанию СКБ-1. Его начальником стал М.С. Озерский. Созданием огнеметных танков в КБ-60 занимался самостоятельный «отдел 62» во главе с Ф.А. Мостовым. Результатом работы этих двух коллективов стал танк Т-54-АТО («объект 481»), два образца которого были изготовлены в металле в 1952 году.  Корпус танка остался без изменений. Огнеметное оборудование размещалось в боевом отделении и отделении управления. В носовой части корпуса вместо боеукладки на 20 выстрелов и топливного бачка емкостью 17 л были поставлены бак для огнесмеси емкостью 460 л, дополнительный термодатчик и сопло противопожарного оборудования. В подбашенном листе над баком для огнесмеси и в днище танка под баком имелись лючки для заправки и слива огнесмеси. Огнеметная установка — автоматическая, порохового действия. Огнемет состоял из цилиндра, казенника, автоматики, задвижки с насадкой, системы зажигания и воздушной системы. Цилиндр служил резервуаром для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом. Поршень цилиндра под действием пороховых газов выжимал огнесмесь через насадку и выбрасывал ее в подожженном состоянии.  Выстрел огнемета производился с помощью электрического или механического спуска, которые приводили в действие ударный механизм, разбивавший капсюль порохового патрона. При выстреле пороховые газы по трубопроводу, идущему из патронника, проходили в полость между задней крышкой цилиндра и поршнем и перемещали последний. При давлении 13,5 — 18,5 кгс/см2 пружина задвижки сжималась и насадка отходила от иглы, образуя проход для выбрасывания огнесмеси.  Система зажигания служит для воспламенения огнесмеси в момент ее вылета из насадки. Один из опытных образцов танка Т-54-АТО был оснащен электробензиновой системой зажигания, другой — пиротехнической. По результатам испытаний на НИБТ полигоне была принята пиротехническая система. Она состояла из барабана с 20 гнездами для пиропатронов и электрозапала. Система действовала автоматически при срабатывании порохового патрона. Воздушная система предназначалась для подачи огнесмеси из бака в цилиндр огнемета. В нее входили два баллона емкостью по 10 л, воздушный редуктор, снижавший давление со 135–150 до 3–5,5 кгс/см2, арматура и манометры.  Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900 — 1000 °C. Дальность огнеметания — 160 м, расход огнесмеси на один выстрел — 20 л, практическая скорострельность — 7 выстр./мин. Боекомплект огнемета был рассчитан на 20 выстрелов. Из-за установки огнеметного оборудования боекомплект пушки пришлось уменьшить до 19 выстрелов, курсового пулемета — до 1500 патронов, зенитного пулемета до 200 патронов. Укладка выстрелов и патронов была изменена.

Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть переделкам не подверглись. В систему электрооборудования внесли изменения в связи с включением в нее электроприборов огнемета. Изменилось также размещение баллонов воздухопуска и усилена система ППО, которая стала включать в себя четыре баллона с углекислотой и дополнительное сопло.  В 1954 году огнеметный танк был принят на вооружение под индексом ТО-54. Его серийное производство было развернуто в Харькове на заводе № 75. Огнеметы выпускались на заводах в Свердловске и Омске. В 1955–1959 годах было изготовлено 110 танков ТО-54.  В 1959 году на заводе № 75 на базе танка Т-54 был разработан и изготовлен опытный образец огнеметного танка «объект 483». На этой машине мощный автоматический пороховой огнемет ОМ-250 был установлен в башне вместо спаренной установки пушки и пулемета. Из штатного танкового вооружения сохранился только курсовой пулемет СГМТ с боекомплектом 1750 патронов. Дальность огнеметания достигала 270 м, а емкость огневого выстрела — 100 л, что было предельным для струйных огнеметов по условиям воспламеняемости применяемых огнесмесей.  Боевая масса машины составила 35 т, экипаж сократился до трех человек. В 1962 году в связи с принятием на вооружение огнеметного танка ТО-55 работы по «объекту 483» были прекращены. Танк ТО-55 был разработан в 1957 году в Харькове на заводе № 75. Серийно производился на заводе им. Октябрьской Революции в Омске (завод № 174) с 1961 года. С 1968 по 1973 год выпуск ТО-55 осуществлялся и в Харькове. В общей сложности было изготовлено 830 танков ТО-55.

Танк ТО-55 являлся дальнейшим развитием танка ТО-54 и отличался от него используемой базой и конструкцией огнеметной установки. В башне вместо спаренного пулемета ПКТ устанавливался пороховой автоматический огнемет АТО-200, стабилизированный вместе с пушкой в двух плоскостях. Прицельное огнеметание было возможно вести не только с места, но и с хода одиночными выстрелами или очередями по 3–5 выстрелов со скорострельностью до 8 выстр./мин. По сравнению с ТО-54 максимальная дальность огнеметания возросла до 200 м.

 

 

 

 

Огнеметный танк  объект 483

 

Работы по созданию опытного огнемётного танка были начаты в 1959 году. Разработка велась в Специальном Конструкторском Бюро завода имени Малышева. Руководил проектом Морозов А.А. Опытный образец был готов в 1959—1960 году. Испытания образец проходил в 1961 году на полигоне НИИБТ. Вместо пушки в башне Объекта 483 был установлен огнемёт АТО-250, поэтому необходимость в заряжающем отсутствовала. Экипаж был сокращён до трёх человек.  Так как спаренный с пушкой пулемёт танка Т-54 в конструкции Объекта 483 отсутствовал, амбразура для спаренного пулемёта была заварена. Для охлаждения газовой камеры огнемёта в корме башни был приварен цилиндрический патрубок, к которому была приварена вертикальная труба с вентилятором.  В башне на цапфах вместо пушки и спаренного с ней пулемёта был установлен огнемёт ОМ-250. Справа от огнемёта на амортизаторах крепился бак с огнесмесью, объёмом 1600 литров. Через правый люк крыши башни осуществлялась заправка, а также производился осмотр бака с огнесмесью.  В качестве основного вооружения использовался огнемёт порохового типа ОМ-250. Объема бака с огнесмесью хватало приблизительно на 14 выстрелов. Максимальная дальность составляла 270 метров. Конструкция огнемёта позволяла выбрасывать огнесмесь со скоростью до 100 м/с. Объём одного огневого выстрела был максимален для струйных огнемётов и составлял 100 литров. Стрельба из огнемёта могла вестись как одиночными выстрелами так и очередью. Основными марками используемых огнесмесей были СКС-15 и ББУ.  В качестве дополнительного вооружения использовался танковый вариант 7,62-мм пулемёта Горюнова. Боекомплект составлял 1750 патронов.  На стадии проектирования прорабатывалась возможность установки дополнительного спаренного пулемёта, а также двух 57-мм авиационных установок с возможностью стрельбы активно-реактивными снарядами, но из-за нецелесообразности от такого варианта впоследствии отказались.  Основным недостатком Объекта 483 являлось отсутствие пушки, что сильно ограничивало его применение. Из-за наличия у вероятного противника пехотных противотанковых средств, применение огнемёта с дальностью огнеметания 200—250 метров было не эффективно.  В результате вышеперечисленных и других недостатков, Объект 483 не был принят на вооружение, а в 1962 году все работы по этому проекту были прекращены.

 

 

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

 

Источник:

Книги; Отечественные бронированные машины 1905 -1941 Том 1 (А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов), Огнеметные танки и ручные огнеметы в бою (Алексей Ардашев, Семен Федосеев), Бронеколлекция 2005. Спецальный выпуск № 02 (Огнеметные танки Второй мировой), www.turkaramamotoru.com/ru/Объект-483-95720.html,

Легкие танки ,,.

Средние танки

Тяжелые танки 1ч,

Огнеметные танки

ПТ-САУ

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль