ПТ САУ

ПТ-САУ Panzerjäger I

 

Панцеръегер I (нем. Panzerjäger I или полное официальное наименование 4.7 cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B) — немецкая противотанковая САУ. Создана на базе танка Panzerkampfwagen I Ausf. B и вооружена трофейным 47-мм чехословацким противотанковым орудием PaK. 36(t) L/43.4 (Skoda 47mm A-5 P.U.V vz.36). Является первой серийной противотанковой САУ из выпускавшихся Германией в ходе Второй мировой войны. К 1940 году Panzerkampfwagen I уже совершенно не удовлетворял требованиям современной войны. Чтобы «продлить жизнь» работоспособных танков, берлинская фирма Alkett разработала несколько проектов самоходных орудий на базе PzKpfw.I. Наибольший интерес представляла противотанковая САУ, укомплектованная трофейной чехословацкой пушкой PaK 36(t), которые достались Германии в результате оккупации Чехословакии. Недостатком этого, в целом удачного орудия, было отсутствие лафета, приспособленного к механической тяге, что накладывало значительные ограничения на его использование в германской армии. Однако в результате использования шасси устаревшего танка получилась довольно удачная САУ. Производство Panzerjäger I было организованно на Alkett. По планам, 40 машин переделывалось из Pz.Kpfw.I Ausf.B в марте 1940 года, еще 60 – в апреле и 30 – в мае. К выпуску был причастен концерн Krupp, на который возложили задачу по изготовлению 60 рубок. В переписке Krupp эти машины обозначались как La.S.47. Еще 72 рубки выпустили на заводе Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) в Ганновере. Не осталась без дела и Škoda. Завод в Пльзене получил заказ на изготовление орудий для истребителя танков. В реальности две последние построенные машины надолго остались на Alkett. Дело в том, что Škoda традиционно сорвала план по выпуску пушек. Предпоследний Panzerjäger I первой серии удалось сдать в сентябре 1940 года, а последний и того позже, в июле 1941 года.  Неплохие результаты применения установок во Франции послужили основанием для того, чтобы задуматься о выпуске дополнительной серии самоходных установок. 19 сентября 1940 года с Krupp был заключен контракт на изготовление партии из 70 рубок. Машины второй серии отличались формой рубки, которая получила дополнительные бортовые листы.  Первоначально предполагалось, что заниматься переделкой Pz.Kpfw.I Ausf.B в Panzerjäger I будет Alkett, но 15 октября планы поменялись. Дело в том, что фирма Alkett оказалась загружена изготовлением самоходных установок StuG III Ausf.B. В результате в Шпандау переделали всего 10 машин. Запасной производственной площадкой было определено предприятие Klöckner-Humboldt-Deutz. Эта компания, в которую входила и фирма Magirus, более известна грузовиками. Тем не менее, именно здесь с декабря 1940 по февраль 1941 года переделали 60 танков в Panzerjäger I.  Боекомплект Panzerjäger I, как правило, состоял из 74 бронебойных и 10 осколочных снарядов. Всего было построено 202 подобных машины. Panzerjäger I участвовали во Французской кампании, Североафриканской кампании и операциях на территории СССР. Последние упоминания о боевом применении датируются 1943 годом.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Dicker Max

 

Dicker Max (Толстый Макс; полное название — 10.5cm K18 auf Panzer Selbsfahrlafette IVa) — прототип немецкого самоходного противотанкового орудия времен Второй мировой войны. Хотя самоходное орудие изначально разрабатывалось как «разрушитель бункеров» (нем. Schartenbrecher) для использования против укреплений Линии Мажино во Франции, предполагалось также использовать его как истребитель танков. Орудие было предназначено для разрушения бункеров и укреплений с расстояния, превышающего радиус ответного огня из укреплений. Разработка была поручена фирме Круппа в 1939 году. После завоевания Франции было принято решение использовать «Dicker Max» также в качестве тяжелого противотанкового орудия. Постройка двух прототипов была завершена в январе 1941 года. Серийное производство предполагалось начать весной 1942 года, при условии успешного прохождения полевых испытаний. Самоходное орудие 10.5 cm K (gp.Sfl.) было построено на основе модифицированного шасси Pzkpfw IV Ausf. E, с которого сняли башню и установили открытую рубку.  Лоб рубки был бронирован 50 мм плитой, наклонённой на 15° от вертикали, борта рубки имели толщину брони 20 мм. Любопытной особенностью были бронированные отделения, расположенные в задней части рубки, защищающие экипаж от обстрела с воздуха. Также было запроектировано «поддельное» водительское отделение на правой стороне самоходного орудия, которое соответствовало реальному, находившемуся слева.  Обычно боекомплект состоял из 26 снарядов для пушки, которые были расположены в тонкобронированных коробах в рубке. Хотя орудие предназначено для поражения вражеской бронетехники, пушка могла наводиться только на 8° в обе стороны по горизонтали, а по вертикали — от −15° до +10°. На пушку установлен дульный тормоз для уменьшения отдачи при стрельбе. При движении пушку закрепляли приспособлением, смонтированным в передней части корпуса.  Для самообороны экипаж имел три 9 мм пистолета-пулемёта и 576 патронов. Стрелок использовал панорамный прицел Selbstfahrlafetten-Zielfernrohr (Sfl.Z.F.), бинокулярный перископ Turmspähfernrohr(T.S.F.) использовался командиром орудия, также имелись поворотные прицелы Scherenfernrohr. В течение разработки самоходное орудие проходило под названием 10 cm K. (Panzer Selbstfahrlafette IVa), но 13 августа 1941 года переименовано в 10.5 cm K (gp.Sfl.). Позже за ним закрепилось разговорное название Dicker Max («Толстый Макс»). В прототипах 12-цилиндровый двигатель Maybach HL120, стоявший на Panzerkampfwagen IV, заменен на более легкий 6-цилиндровый HL66P. При массовом производстве предполагалось использовать подвеску и ходовую часть от Panzerkampfwagen III для увеличения маневренности.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ StuG III

 

Sturmgeschütz III (StuG III; Штурмгешютц III, Штуг III) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями).  Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника. Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СУ-76И. Во время начальной фазы Второй мировой войны немецкое командование в 1939 году поставило вопрос о создании мобильной артиллерии, действующей в боевых порядках пехоты и расчищающей ей путь на поле боя путём уничтожения пулемётных гнёзд и пушек врага огнём прямой наводкой. По сравнению с танками от боевой машины новой концепции не требовалось размещение вооружения во вращающейся башне, приоритетными направлениями были огневая мощь, малые габариты, хорошее лобовое бронирование и низкая стоимость производства. Фирме Daimler-Benz удалось удачно воплотить все эти пожелания в реальность — её конструкторы разместили короткоствольное 75-мм орудие в броневой рубке на шасси танка PzKpfw III с усилением лобового бронирования до 50 мм (база имела только 30 мм). Получившаяся САУ StuG III стала самым массовым образцом немецкой бронетехники времён Второй мировой войны и хорошо себя зарекомендовала в боях. Серьёзными недостатками StuG III было отсутствие пулемёта и низкая начальная скорость снаряда. В результате САУ была беззащитна в ближнем бою и против танков с хорошим бронированием, поэтому самостоятельно StuG III применялись нечасто. Эти проблемы удалось решить к началу 1943 года, когда финальная версия StuG III Ausf. G получила 75-мм длинноствольное орудие, пулемёт, 80-мм лобовое бронирование и бортовые экраны, защищающие от кумулятивных боеприпасов и пуль противотанковых ружей. В дальнейшем немецкие конструкторы создали ряд массовых моделей штурмовых орудий на базе другого основного среднего танка PzKpfw IV и малую серию САУ Штурмтигр на базе тяжёлого танка PzKpfw VI Ausf. H «Тигр I».

 

Модификации:

StuG III 0-serie (s.Pak) — ранний вариант САУ (1937). Выполнена на базе Pz III Ausf. B, с рубкой выполненной из неброневой стали. Вооружён короткоствольной 75-мм пушкой (англ. Tank gun) Kampfwagenkanone (длина ствола 24 калибра) Stuk 37/L24.Выпущено 5 штук. Использовались в учебных целях до 1941 г.

StuG III Ausf. A — первый серийный вариант САУ (январь 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой с длиной ствола 24 калибра Stuk 37/L24. С января по май 1940 г. фирмой Daimler-Benz выпущено 30 машин (№№ 90001-90030). После этого производство перенесли на Alkett, которая занималась этим вплоть до последних дней войны. Из-за проблем со своевременной поставкой шасси в июне-июле 1940 г. 20 машин серии с номерами шасси 90401—90420 были выпущены на шасси серийных танков Pz III Ausf. G. В связи с тем, что лобовая броня танка составляла лишь 30 мм, она была усилена дополнительным 20-мм листом, закреплённым болтами. Несмотря на то, что зачастую в литературе эти машины относят к модификации Ausf. B, в архивных документах они указываются как Ausf. A, поскольку все так же были оснащены 10-скоростной коробкой передач Maybach SRG 328 145.

StuG III Ausf. B — (июль 1940). Лобовое бронирование 50 мм, вооружён короткоствольной 75-мм пушкой Stuk 37/L24. Основное отличие этой модификации от предыдущей состояло во введении более широких гусениц (шириной 38 см), широкой звёздочки и опорных катков, а также новой 6-скоростной коробки передач ZF SSG 77 Aphon. С июля 1940 по апрель 1941г. двумя сериями выпущено 300 установок (№№ 90101-90350, 90501-90550).

StuG III Ausf. C — (апрель 1941). Упрощена конструкция рубки. Введён новый перископический прицел орудия SflZF-1, что так же потребовало изменить конструкцию люка наводчика. В апреле-мае 1941г. выпущено 50 машин (№№ 90551-90600).

StuG III Ausf. D — (май 1941). Единственное установленное отличие от предыдущей модификации — установка электро звонка у правого уха механика-водителя, для подачи сигналов командиром, а также впервые применена технология закалки лобовых деталей брони. Три самоходных орудия этого типа были отправлены в Африку и использовались немецким африканским корпусом. С мая по сентябрь 1941г. выпустили 150 единиц (№№ 90601-90750).

StuG III Ausf. E— (сентябрь 1941). Эта модификация была разработана как командирская машина, с улучшенной аппаратурой связи, что потребовало установки с обеих сторон рубки и увеличения бортовых ниш для установки радиоаппаратуры. Машина оснащена дополнительной радиостанцией и антенной. С сентября 1941г. по февраль 1942г. выпустили 284 установки (№№ 90751-91034).

StuG III Ausf. F — (март 1942). Первый крупносерийный вариант. Увеличены противотанковые возможности машины, лобовое бронирование последних машин доведено до 80 мм путём наваривания 30-мм дополнительных бронеплит. На первых 120 машинах устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L43 калибра 75 мм с длиной ствола 43 калибра, на последующих - Stuk 40/L48. Установлен вентилятор на крыше рубки для уменьшения загазованности боевого отделения. С марта по сентябрь 1942г. выпущено 342 машины, а 24 шасси в октябре - ноябре были переделаны в StuIG 33 B. (№№ 91035-91400).

StuG III Ausf. F/8 — (сентябрь 1942). Лобовое бронирование 80 мм. Дополнительные 30-мм бронеплиты крепились на болтах. Устанавливалась длинноствольная пушка Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров. С сентября по декабрь 1942г. выпущено 250 установок (№№ 91401-91650). Цифра 8 в наименовании установки означало толщину лобовой брони в сантиметрах.

StuG III Ausf. G — (декабрь 1942). Самая массовая модификация. Дальнейшее увеличение противотанковых возможностей путём установки длинноствольной пушки Stuk 40/L48 калибра 75 мм с длиной ствола 48 калибров. Усиление бронезащиты обеспечивалось броневыми экранами, прикрывавшими ходовую часть и борта машины. Дистанционно управляемый пулемёт для борьбы с пехотой. Alkett начал производство в декабре 1942. Первая серия из 2600 машин имела №№ 91651-94250, вторая начиналась с № 105001. Однако стоит учитывать, что выпускавшиеся параллельно StuH 42 получали номера из этих серий. Фирма MIAG подключилась к выпуску в феврале 1943 с № 95001, выпустив до апреля 1945 года 2643 машины. Кроме того в 1943 году 162 шасси Pz III Ausf M производства MAN (№№ 76127-76210, 77351-77408) были переделаны в StuG III Ausf. G. Всего же с декабря 1942 г. по апрель 1945 г. произведено 7824 машины.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Panzerjäger 35R

 

Панцеръегер 35R (нем. Panzerjäger 35R), полное название 47-мм противотанковая пушка P.U.V. vz. 36|4.7 cm Pak (t) (Sfl.) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731 (f) — германскаяпротивотанковая самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, лёгкая по массе. Выпускалась на шасси трофейных французских пехотных танков R 35.  Захватив во Франции изрядное количество бронетехики немецкие военные призадумались. Захваченные танки в немецкие танковые концепции не вписывались глобально, но выкидывать их в переплавку не позволяла немецкая же рачительность. Поэтому логичным вариантом использования трофеев стало создание на их базе всевозможных бронеподелок всяческого назначения. Так, из 174 захваченных танков R.35 с мая по октябрь 1941 года (прототип - февраль того же года) фирма Alkett, одна из ведущих контор по переделке танков в САУ, выпустила истребитель танков Panzerjager I Ausf.35R, который в части вооружения полностью повторял незадолго до этого подвергшиеся такой утилизации в Panzerjager I пулеметные "единички".  Результат получился ничуть не хуже, а пожалуй и лучше, чем засветившиеся в СССР самоходки на базе первопанцера, - просторная рубка гораздо лучше, чем скромный щит защищала расчет орудия, в ней же удобно размещалось аж 84 выстрела к противотанковой пушке. К пушке, напомню, неплохой - она пробивала до 60мм по нормали с 1200 метров, а с 500 метров могла и Т-34 пробить, тем более что прицел ZF 2x30 был очень неплох, так что повоевать машинка могла бы. Но вот с подвижностью установки было не очень, - французское шасси с двигателем в 82л.с. не могло разогнаться больше чем до 20км/ч по шоссе, да и запас хода в 140км не впечатлял. А уж стоило машине сойти на грунт, - так скорость падала до 11км/ч, а запас хода проседал до смешных 75-80км.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ StuIG 33B

 

Sturm-Infanteriegeschütz 33 Ausf.B (сокр.StuIG 33B) — средняя по массе немецкаяСАУ класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны созданная на базе другой САУ StuG III, путём установки 15 см тяжелого пехотного орудия sIG 33. Название происходит от установленного орудия: Sturm-Infanteriegeschütz 33 Ausf.B — Штурмовое-Пехотное орудие, 33 год, модификация Б. В разных источниках могут встречаться следующие названия: Sturmpanzer III, Sturmpanzer 33B или Sturmgeschütz 33B (StuG 33B).  На сегодня сохранилась лишь одна машина, хранящаяся в коллекции музея в Кубинке. По итогам боевых действий в Африке и под Сталинградом с 10 по 22 сентября 1942 года в ставке Гитлера обсуждался вопрос о создании САУ с 15-cm sIG 33. Было решено использовать для переделки на фирме Alkett 12 шасси Sturmgeschütz III Ausf. F, минимум 6 из них требовалось изготовить в течение 14 дней. 13 октября Гитлеру рапортовали о выполнении заказа. 20 октября Фюрер велел продолжить выпуск машин. Но в связи с переходом Sturmgeschütz III в декабре на новую модификацию Ausf. G, выпуск ограничился только 12 машинами. Таким образом в октябре и ноябре 1942 собрали по 12 машин. В полностью закрытую и тяжело бронированную рубку на шасси StuG III, было установлено орудие sIG33 L/11,4 со смещением вправо. Боекомплект состоял из 30 выстрелов. В правой стороне лба рубки был установлен пулемёт MG 34 в шаровой установке, боекомплект 600 патронов. Первые двенадцать машин были отгружены в конце октября 1942 в Sturmgeschütz Abteilung 177, где с 8 ноября воевали в Сталинграде. Разделили судьбу всей 6-й Армии. Вторая партия поступила в Sturm-IG Batterie Учебного батальона 17-го армейского корпуса, а позже приданы 22-й танковой дивизии, участвовавшей в деблокаде сталинградской группировки. 11 апреля 1943 года оставшиеся 7 машин были переданы в 9. Kompanie/Panzer-Regiment 201 23-й танковой дивизии. Последняя установка была потеряна в октябре 1943.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Marder-I  (Sd.Kfz.135)

 

Marder I (Sd.Kfz. 135) — немецкаясамоходная артиллерийская установка, истребитель танков.

Серия Marder (с нем. — «Куница») была разработана для повышения мобильности противотанковой артиллерии путём установки её на различные самоходные шасси. В 1942 году ввиду принятия на вооружение новых истребителей танков, вооружённых 75-мм орудием Pak 40, остро потребовалась подобная машина и для учебных подразделений. Однако рачительные немцы не хотели оставлять в тылу большое количество боевых машин, остро требовавшихся на фронте и по распоряжению Управления вооружений фирма Alkett провела разработку учебно-боевой самоходной артиллерийской установки на шасси трофейных (французских) боевых машин: Hotchkiss H35, FCM 36 и полубронированного тягача Lorraine 37L. Наиболее удачной для обучения и боевого применения была признана САУ на шасси тягача, в кормовой части которого в частично бронированном боевом отделении была установлена 75-мм пушка Pak 40/1. После испытаний опытного образца машина была принята на вооружение под индексом 7,5 cm Pak 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f), Sd.Kfz. 135, и заказ на её производство был утроен (с 50 до 150 шт.). В течение 1942 года фирма Alfred Becker (куда передали серийное производство) изготовила 170 боевых машин данного типа, которые применялись немцами на Западном фронте и в Белоруссии. Все варианты Marder имели в своей основе идею модификации уже имеющихся компонентов и достижения тем самым массового производства. Фактически «Marder I» была первая немецкая САУ с задним расположением боевого отделения.

 

(Sd.Kfz.135) 7.5 cm PaK.40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f) Marder I

 

— неподвижная открытая рубка, расположенная в корме с 75-мм пушкой PaK.40/1 L/46 и 7.92-мм пулемётом MG.34 на шасси французского тягача Lorraine 37L(Tracteur Blinde 37L).

 

(Sd.Kfz.135) 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen 39H(f) Marder I

 

— неподвижная открытая рубка с 75-мм пушкой PaK.40/1 L/46 и 7.92-мм пулемётом MG.34 на шасси французского лёгкого танка Hotchkiss H35, H38, H39.

 

(Sd.Kfz.135) 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen FCM36(f) Marder I

 

— неподвижная открытая рубка, расположенная в середине с 75-мм пушкой PaK.40/1 L/46 и 7.92-мм пулемётом MG.34 на базе на шасси французского лёгкого танка FCM36.

 

 

 

 

ПТ САУ

Marder-II (Sd.Kfz-131)

 

Весной 1942 г. большая часть легких танков Panzer II была снята с фронта и направлена в тыл для оснащения учебных подразделений. Некоторые танки использовались для борьбы с партизанами в составе полицейских и охранных подразделений. В этом же году на вооружение немецкой армии появилась 75-мм противотанковое орудие Pak 40, способное поражать Т-34 с дальней дистанции.

Конструкторы немецких фирм FAMO, MAN, и «Alkett» получили задание создать на базе Panzer II и Pak 40 противотанковую самоходную установку. Вскоре были построены несколько опытных образцов, проходивших интенсивные испытания. 23 мая 1942 г. Министерство вооружения отобрало один из экземпляров и приказало приступить к его серийному производству. Новая САУ «Marder» II в официальных документах проходила под обозначением -7,5 см Pak 40/2 auf Fgst Pz.Kpfw.II Ausf.A-F (Sd.Kfz. 131). Конверсией ходовой части танка Pz.II занимались фирмы MAN и FAMO. Последний же «аккорд» в технологической цепочке ставили специалисты компании «Alkett». Сильная отдача при оружейном выстреле и увеличившаяся масса машины (по сравнению с танком) от части компенсировали усилением подвески, установив на балансиры (первый, второй и четвертый) спиральные пружинные амортизаторы. В кормовой части корпуса «Marder» II (Sd.Kfz. 131) размещался двигатель, секция управления находилась впереди.  Орудие монтировалось в трехсторонней броневой рубке, установленной в центре корпуса. Толщина брони (рубка) не превышала 14,5 мм, обеспечивая тем самым защиту только от стрелкового оружия. Орудие, могло поворачивается в горизонтальной плоскости: влево -32 градуса и вправо -25 градусов. Боекомплект, состоявший из 37 снарядов, размещался над моторным отделением. «Marder» II (Sd.Kfz. 131) оборудовалась радиостанцией и переговорным устройством, рассчитанным на трех человек. Командир экипажа совмещал функции наводчика, а водитель обслуживал радиостанцию.  В 1943 г. были введены ряд новшеств: экипаж увеличился на одного человека. Антенну немного сместили влево, изменилось расположение боезапаса. Для борьбы с вражеской пехотой установили в рубке пулемет MG 34. За период с июня 1942 по июнь 1943 г. немецкая промышленность выпустила 576 (по другим данным-531) САУ «Marder» II (Sd.Kfz. 131). Позднее конверсии подвергались еще 75 танков Pz. II, которые прежде планировали подвергнуть плановому ремонту. Ряд источников сообщают о том, что из-за нехватки 75-мм орудий некоторые машины (возможно, несколько десятков) были вооружены орудиями Pak 38 калибра 50мм. САУ «Marder» II (Sd.Kfz. 131), оснащенные 75-мм пушками Pak 40, составляли в 1942 - первой половине 1943 г. истребительно – противотанковых и моторизованных дивизий. Первоначально они применялись только на Восточном фронте, но ближе концу войны их стали использовать также на Западном фронте и в Италии.  В марте 1945 г. в войсках Вермахта и СС еще насчитывалось более 300 самоходок этого типа.

 

Ad.Kfz-132

 

Зимой 1941 – 1942 гг. немецкое армейское командование, серьезно обеспокоенное отсутствием современных  противотанковых средств, способных эффективно противостоять советским средним и тяжелым танкам, поставило перед инженерами военных предприятий задачу – в кротчайшие сроки исправить положение.  Конструкторы обратились к идее совместить ходовую часть устаревших немецких танков и трофейные советские артиллерийские орудия. Особенно эта идея стала актуальна после начала массового вывода в тыл легких танков Panzer II .  Весной 1942 г. Фирма «Alkeet» разработала проект противотанковой САУ, сочетавшей ходовую часть Panzer II и трофейную советскую дивизионную пушку Ф-22. В начале войны немцы захватили большое количество этих орудий в западных и пограничных районах СССР.  В качестве ходовой части использовались шасси Panzer II Ausf.D/E, ничем не отличавшиеся от оригинальных моделей.  Немцы унифицировали советское 76, 2-мм орудие обр. 1936 г. под снаряды, применявшиеся на новых 75-мм противотанковых пушках Pak 40/2.  Модернизированный вариант получил обозначение – 7,62 см  Pak 36(r). Правда новых орудий не хватало, и некоторые самоходки оснащались оригинальными образцами  – 7,62 см FK 296(r).  Новое противотанковое самоходное орудие получило официальное обозначение – Panzerjager II  Ausf.D/E fur 7,62 см Pak 36(r) (Sd.Kfz. 132). В армии за машиной закрепилось название «Marder» («Куница»). Согласно официальной пропаганде это была инициатива самого Гитлера. В апреле – мае 1942 г. на заводах фирмы «Alkeet» было переоборудовано в САУ 185 танков Pz.II. В июне на базе огнеметных танков Flammpanzer II «Flamingo» построили еще 30 самоходок. Процесс конверсии происходил следующим образом: с танка снималась башня, срезалась подбашенная коробка и верхняя часть надстройки корпуса. На их месте монтировалась боевая рубка с высокими бортами, сваренная из стальных бронелистов толщиной 14,5 мм. Бронелисты соединялись друг с другом под наклоном. Приблизительно в центре корпуса в верхней части надстройки устанавливалось орудие, прикрытое трехсторонним броневым щитом (толщина брони – 10 мм). Орудие наводилось вручную. При этом вместе с пушкой поворачивался и щит. Вертикальный угол наведения варьировался в приделах от -5 до +22 градуса.  Орудие Ф-22 являлось очень мощным оружием и обладало прекрасными баллистическими показателями для того времени. Начальная скорость кумулятивного снаряда составляла 551 м/с, бронебойного – 797 м/с.  Последний мог с расстояния в 914 м пробить 81-мм бронеплиту, установленную под углом 30 градусов от вертикали. При отсутствии наклона этот показатель возрастал до 104 мм. САУ «Marder» II вооруженные 76,2-мм орудиями со столь впечатляющими характеристиками, могли справится с любым советским танком вплоть до конца 1942 г. Однако ее сильное вооружение резко контрастировала с очень слабой броневой защитой. Бронелисты боевой надстройки толщиной 10-14,5 мм могли лишь прикрыть от пуль и едва ли спасли от осколков снарядов (не говоря уже о прямом попадании). Боевая рубка с не защищенной кормой осложняла и без того непростую проблему «выживания» экипажа САУ Marder- II Sd.KFZ.132 В то же время установить на машину более массивную броню не представлялось возможным. Несмотря на все попытки, масса Sd.KFZ.132 оставалась прежней – 10,7 т. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель «Maybach» HL 62TRM едва справлялся с такой «ношей». Проблемы с массой и теснота боевого отделения вынуждали ограничивать боекомплект орудия всего лишь 30 снарядами, что в свою очередь снижало тактическое значение Marder- II.  В мае 1942г. самоходки «Marder» II (c 76,2 –мм орудиями) появились на вооружении противотанковых дивизионов немецких танковых и моторизованных дивизий, действовавших на Восточном фронте. Они в ожесточенных сражениях, разгоревшихся в ходе летней наступательной операции «Блау», основной целью которой являлся захват Сталинграда и Северного Кавказа. Особенно успешными оказались действия противотанкового дивизиона моторизованной дивизии «Gross-deutschland», оснащенного к концу июня новыми противотанковыми САУ Marder- II Sd.KFZ.132. В ходе разгоревшихся ожесточенных боев немецкое командование задействовало еще несколько частей, имеющих на вооружении самоходные установки такого типа. Потери были велики. Согласно сведеньям из разных источников, в начале 1943 г. в составе действующей армии оставалось около 50 машин Marder- II Sd.KFZ.132.. Тем не менее их продолжали использовать до последних дней войны.

 

 

 

ПТ САУ

Marder-III (Sd.Kfz-138 H-M)

 

В 1942 году с появлением новой 75-мм противотанковой пушки Pak 40 возникли новые возможности для производства самоходных артиллерийских систем. В мае 1942 г. управление материально-технического обеспечения танковых войск приказало адаптировать орудие Pak 40 к САУ, выпускавшимся на базе чехословацкого танка Pz.38(t).  Фирма «Alkett» изготовила прототип самоходки, который положительно оценили представители высшего военного командованья. Серийное производство САУ, получившей обозначение 7,5 см Pak 40/3 auf Fahrgestell des Pz.Kpfw.38(t), велось силами завода ВММ, расположенного в Праге. С ноября 1942 по июнь 1944 г. чехи выпустили около 1250 машин. Позднее еще более 300 шасси и поврежденных танков Pz.38(t) было переоборудовано в САУ на ремонтном предприятии в чешском г. Прилоуги. Самоходные орудия выпускались в двух серийных модификациях.  Первый вариант «Marder» III Ausf.H («Heckmotor» - «моторное отделение в корме») базировался на оригинальной ходовой части чешского танка. Над боевым отделением на специальном лонжероне (форме моста) устанавливалась 75-мм орудие Pak 40/3L/46. Орудийный расчет защищала высокая конусовидная броневая рубка. Спереди пушка прикрывалась подвижным щитком. Угол наведения по горизонтали колебался от -30 градусов до +30 градусов. В вертикальной плоскости пушка наводилось в пределах от -5 градусов до +16 градусов. Боекомплект насчитывал 38 снарядов. Во фронтальной части корпуса монтировался на станке курсовой пулемет 7,92-мм MG 37(t). В ноябре 1942 –апреле 1943 г.фирма ВММ выпустила 418 САУ «Marder» III Ausf.H (из них 175 самоходок были переделаны непосредственно из линейных танков Pz.Kpfw.38(t)). Другая модификация «Marder» III Ausf.M («Mittemotor» - «моторное отделение по середине»). Серьезные изменения произошли в конструкции корпуса и в расположении основных отделений машины. Силовую установку перенесли в центральную часть самоходки, секция управления осталось впереди, боевое отделение с орудием разместили в корме, защитив его просторной бронерубкой, закрытой с четырех сторон. Борта рубки соединялись с основанием корпуса и с орудийным щитом на заклепках. Механик-водитель располагался в лобовой части машины в небольшой надстройке (сперва имела обтекаемою форму и собиралось с помощью болтов и заклепок; в конце 1943 г. приобрела граненую форму и изготавливалась сварным методом). Благодаря такой рациональной компоновке САУ «Marder» III Ausf.M получилась более устойчивой. Уменьшение длины и высоты благоприятно сказалось на проходимости и маневренности. Улучшились условия для орудийного расчета. Сокращение некоторых деталей клепаной конструкции корпуса существенно упрощало его серийное производство. Ходовая часть осталась практически такой же. Лишь с каждой стороны убрали по одному поддерживающему ролику.  Толщина брони на САУ «Marder» III Ausf.M по сравнению с более ранней моделью уменьшилась почти в два раза. Курсовой пулемет сняли. Для ведения огня по пехоте и низко летящим самолетам противника использовали пулемет MG 34, находившийся в рубке. С апреля 1943 по июнь 1944 г. было произведено 975 самоходных орудий «Marder» III Ausf.M.

 

 

 

Marder-II (Sd.Kfz-139)

 

Германия вступила в войну, обладая внушительным по своей численности и боевой мощи бронетанковыми силами, способными проводить самостоятельно глубокие рейды по вражеским тылам и коммуникациям, сея в рядах войск противника панику и хаос. Казалось, что противостоять этому смерчу невозможно. Победоносные компании 1939-1940 гг., несмотря на возникавшие порой трудности, окончательно породили у немецкого командования уверенность в непобедимости Panzerwaffe. Однако еще в ходе операции «Вайс» против Польши в сентябре 1939 г. выяснилось, что немецкие танки тоже горят, особенно после встреч с равноценным противником. Противотанковая оборона немецких войск оказалась не на должной высоте. Когда же началась война Советским Союзом, эти проблемы заявили о себе особенно громко. Стандартные немецкие 37-мм и чехословацкие 47-мм орудия не могли выступать в роли полноценных противотанковых средств. Лобовая броня Т-34 оказалась им не по зубам.

С продвижением в глубь советской территории сопротивление Красной Армии возрастало. Немецким частям все чаще приходилось переходить к обороне, отражая яростные, но плохо организованные атаки вражеских танков. Их выручала отличная выучка, грамотное руководство и хорошо налаженное взаимодействие всех родов войск. Наступившие осенние ранние холода осложнили и без того нелегкую ситуацию. Многие танки и бронемашины часто выходили из строя по техническим причинам. Пехота выносила основную тяжесть боев. Фронт требовал от тыла как можно скорее предоставить ему надежное средство для борьбы с «многочисленными русскими танками».  В конце 1941 г. Управление вооружений, проанализировав опыт боев на Восточном фронте, приказало фирме «Alkett» разработать проект легкой самоходной противотанковой установки на базе чехословацкого легкого танка Pz.38(t) fur 7,62 см Pak 36(r) (Sd.Kfz.139). Эта машина представляла собой ходовую часть чешского танка, вооруженную советским 76,2-мм орудием Ф-22. 24 марта 1942 г. на заводе пражской фирмы ВММ началось ее серийное производство.

Танковая башня и подбашенная коробка заменялись неподвижной полуоткрытой рубкой. Сверху рубка венчалась небольшим трехсторонним бронещитком (толщина бронилиста-10мм), защищавшим орудийный расчет от пуль и осколков. Вся надстройка крепилась к корпусу и щитку при помощи заклепок. Орудие было несколько смещено к фронтальной части корпуса. Во время движения орудийный ствол закреплялся фиксатором, установленным на крыше отделения управления. В лобовом листе сохранили курсовой пулемет MG 37(t) калибра 7,92 мм. Конструкцию подвески в целях скорейшего запуска в массовое производство не подвергали изменениям. Не обошлось и без недостатков. Машина обладала слишком высоким силуэтом для своих размеров – 2,5 м. Существенно увеличилась ее масса  (до 10,7 т). Это вынуждало экономить на броневой защите CAE «Mardera» III (Sd.Kfz.139). Полуоткрытая боевая рубка тоже не способствовала улучшению защиты экипажа. Более того, орудийный расчет (наводчик и заряжающий) располагались на откидных сидениях, выносных над силовой установкой, и практически были на виду у противника. Перегруженная ходовая часть и стесненное пространство боевого отделения лимитировали боезапас 30 снарядами. Темпы производства «Mardera» III (Sd.Kfz.139) не отличались высоким уровнем. За первый месяц стены завода в Праге покинуло только 17 машин вместо запланированных 30. Всего же за период с марта по ноябрь 1942 г. удалось выпустить 344 самоходных орудия.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Sturer Emil

 

Sturer Emil (с нем. — «Упрямый Эмиль»; полное название 12,8 cm Selbstfahrlafette auf VK3001(H) «Sturer Emil») — экспериментальная немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны. В мае 1941 года Адольф Гитлер приказал начать разработку новых самоходных артиллерийских установок с орудиями калибра 105 и 128 миллиметров. Фирма Rheinmetall-Borsig AG представила проект и изготовила впоследствии два прототипа тяжёлой САУ под названием Panzer-Selbstfahrlafette V. Оно было основано на шасси прототипа среднего танка VK3001(H) (разработка которого была прекращена в 1941 году) и вооружено 128-мм пушкой с длиной ствола 61 калибр, созданной фирмой Rheinmetall   на основе зенитного орудия Flak 40. Орудие самоходки могло поворачиваться на 7° в каждую сторону, углы наводки в вертикальной плоскости составляли от −15 до +10°. Боекомплект для пушки раздельно-гильзовый, и составлял 15 выстрелов. Шасси осталось от отменённого VK3001(H), но корпус был удлинён и по дополнительному опорному катку на борт было добавлено для размещения орудия на постаменте перед двигателем. Большая рубка с открытым верхом была построена вместо башни. Несмотря на огромную мощь противотанкового 128-мм орудия, способного поразить любой танк противников, САУ оказалась маломаневренной и имела низкую скорострельность в придачу к малому боезапасу. Было изготовлено две машины: «Макс» и «Мориц». Обе были отправлены для войсковых испытаний в 3-ю роту 521-го тяжёлого истребительно-противотанкового дивизиона (нем. 3/schwere Panzerjager Abteilung 521), действовавшего в составе группы армий «Юг», где они сражались сначала в Донских степях, а после — под Сталинградом, где одна в конечном итоге в ходе контрнаступления Красной Армии и была захвачена в неисправном состоянии в районе Алексеевки. Сейчас она экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке. Вторая САУ была уничтожена во время бомбардировки советскими самолётами весной 1944 года.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ StuH-42

 

10,5 cm Stu H 42 (официально полностью нем. 10,5 cm Sturmhaubitze 42) — средняя по массе германская 105-мм самоходная артиллерийская установка класса штурмовых орудий периода Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw III.  Sturmhaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистскойГермании машина обозначалась как Sd Kfz142/2.  Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмовых орудий 7,5 cm StuK и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений.  Летом 1941 года поступил заказ на 105-мм образец со стволом с баллистикой лёгкой полевой гаубицы leFH18/40. У нескольких серийных StuG III Ausf.F в начале осени 1942 года после ремонта заменили пушку 7,5 cm StuK40 на гаубицу 10,5 cm StuH 42, получив таким образом первый прототип САО 10,5 cm Stu H 42. Гаубицы отличались от StuG III лишь схемой установки орудия и компоновкой боеукладки для артвыстрелов раздельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. Как и на всех StuG, в StuH применили электрическое воспламенение заряда (по терминологии того времени - электрозапальное). На дульной части ствола гаубицы установили дульный тормоз, которых было несколько вариантов, но с осени 1944 года из-за технологических сложностей не все орудия выпускались с этим устройством. StuH 42 активно использовались на Европейском и Восточном театре военных действий. Из 53 машин этого типа, участвовавших в битве на Курской дуге, были потеряны 38. Там они составляли менее 10% от всех имеющихся самоходок. С начала 1944 года StuH 42 начали использовать совместно со StuG 40, комплектуя гаубицами один из четырёх взводов в каждой батарее. Такой состав сочетал в бою достоинства огня настильных 75-мм орудий и навесных 105-мм гаубиц. К концу войны дивизионы трёхбатарейного состава были переформированы в бригады и могли включать от 2 до 5 батарей.

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Panzerjäger_I, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Dicker_Max, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/StuG_III, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Panzerjäger_35R, https://strangernn.livejournal.com/86356.html, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/StuIG_33B, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Sturer_Emil, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/StuH_42.

Легкие танки 1ч,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч, 2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль

 

Л-Танк

С-Танк

Т-Танк

О-Танк

ПТ-САУ

САУ

ЗСУ