ПТ САУ

ПТ-САУ Pz.Sfl.IVb

 

10,5 cm leFH18/1(Sf) auf Geschutzwagen IVb(другое название Pz.Sfl.IVb) — немецкая самоходная артиллерийская установкавремён Второй Мировой войны на базе танка PzKpfw IV. Относилась к классу самоходных гаубиц. САУ была представлена фирмой Krupp. Были продемонстрированы два прототипа, V1 и V2. Корпус САУ был сходен с корпусом танка PzKpfw IV Ausf A. Он претерпел только одно изменение: был демонтирован пулемёт, находившийся в пулемётном гнезде в передней части корпуса. В отличие от модели танка PzKpfw IV, количество нижних опорных катков на одном борту уменьшилось с 8 до 6, а количество верхних — с четырёх до трёх. Направляющие катки были расположены сзади, а ведущие — спереди. Спереди располагалась трансмиссия САУ. Боевое отделение самоходной гаубицы было расположено в центре, а моторное — сзади. На корпусе устанавливалась рубка, имевшая возможность вращения на 70 градусов. В ней размещалось вооружение танка — 105-миллиметровая гаубица 10.5cm leFH 18/1 (Sf). Первые два прототипа, V1 и V2, удовлетворили военных, и фирма Kruppполучила заказ на 10 серийных машин. Все они поступили в армию к январю 1943 года. Одним из главных недостатков было недостаточное бронирование: бронелисты рубки САУ обеспечивали лишь противопульную защиту экипажа. Самоходная гаубица не была рассчитана для использования в качестве штурмового орудия или истребителя танков. Однако, САУ были обшиты дополнительными листами бронирования и вели бой с близкого расстояния.. Опыт применения самоходных гаубиц показал их успешность, и вскоре был объявлен новый заказ: поставка 200 САУ 10,5 cm leFH18/1(Sf) auf Geschutzwagen IVb. Однако, после появления САУ Wespe, использовавшей как основу устаревший лёгкий танк PzKpfw II, военные отменили заказ.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Ferdinand (Elefant)

 

«Фердина́нд» (нем. Ferdinand) — немецкаятяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войныкласса истребителей танков. Также имела названия: «Элефант» (нем. Elefant — «слон»), 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmkanone mit 8,8 cm StuK 43, Sd.Kfz.184. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд.  САУ «Фердинанд» была разработана в 1942–43 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P)разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии, но истребитель танков по сути был беззащитным перед пехотой противника, поскольку изначально не имел пулемета. В дальнейшем эти машины были оснащены пулемётом и участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина. В конце 1943 — начале 1944 года все оставшиеся к тому времени в строю «Фердинанды» (47 шт.) прошли ремонт и модернизацию на заводе «Нибелунгенверке». Проведённые работы включали установку в лобовом листе САУ пулемёта в шаровой установке, замену стволов орудий, разворот щитка на стволе орудия «задом наперёд» для лучшего крепления на стволе, монтаж на крыше рубки наблюдательной башенки с семью неподвижными перископами, смену полюсов на осветительном генераторе и улучшение герметизации выхлопных патрубков, усиление днища в передней части корпуса 30-мм бронеплитой для защиты от мин, монтаж более широких гусениц, увеличение боекомплекта на 5 выстрелов, установку на корпусе креплений для инструмента и гусеничных траков. Корпус и рубку САУ покрыли циммеритом. Часто САУ, прошедшие модернизацию, называют «Элефант». На самом деле, приказ о переименовании САУ вышел 27 февраля 1944 года, уже после окончания модернизации. Впрочем, новое название прижилось плохо и до конца войны самоходки и в войсках, и в официальных документах чаще назывались «Фердинандами», чем «Элефантами». В то же время, в англоязычной литературе чаще используется название «Элефант», что связано с тем фактом, что в боях с англо-американскими войсками в Италии принимали участие машины под этим названием.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ StuG IV

 

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкаясамоходно-артиллерийская установкакласса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw IV. Серийно выпускалась с декабря 1943 по март 1945, всего выпущено 1170 машин. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 163[источник не указан 1098 дней]. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка PzKpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси PzKpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось три экземпляра StuG IV (два в Польше и один в Латвии(в данный момент продан в РФ и находится в музее В. Задорожного, в танке отсутствуют двигатель и трансмиссия). В музее бронетанковой техники Учебного центра польских сухопутных сил в Познани находится единственный в мире работающий StuG IV.  Основной задачей штурмовых орудий являлась поддержка пехоты на поле боя и уничтожение танков противника из засад и при обороне. Штурмовые орудия предназначались для тесного взаимодействия с пехотой, подавления фланговых огневых точек противника, уничтожения танков и бронетехники. Штурмовые орудия Sturmgeschütz IV применялись в штурмовой артиллерии и противотанковых частях Вермахта. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Nashorn (Sd.Kfz. 164)

 

88-мм противотанковая и противовоздушная пушка РаК 43 была одним из лучших многоцелевых орудий во время Второй мировой войны, однако мобильность не принадлежала к числу ее достоинств. Между тем война на обширных территориях Советского Союза требовала от артиллерии максимальной подвижности. Первым успешным опытом сделать «восемьдесят восьмую» самодвижущейся стала истребительно-противотанковая САУ SdKfz 164, или «Панцерягер» (охотник на танки) IV, созданный на базе шасси PzKpfw IV. Она рассматривалась как «временная мера» перед появлением специализированных истребительно-противотанковых самоходок, однако выпускалась почти до самого окончания войны. Называвшаяся неофициально «Насхорн» (носорог), а официально «Хорниссе» (шершень), она оснащалась новой слабо бронированной рубкой, где размещался экипаж из четырех человек. Для увеличения пространства боевого отделения силовую установку передвинули из кормовой в носовую часть корпуса. Толщина его лобового броневого листа не превышала 30 мм, а орудийную прислугу защищала и вовсе тонкая, 10-мм броня. Из-за своей высоты «Насхорну» было трудно маскироваться, однако дальнобойная пушка позволяла ему вести бой на более значительной дистанции, чем другим «панцерягерам». Производившаяся с февраля 1943 г., САУ успела к летнему наступлению. «Насхорны» поставлялись в отдельные истребительно-противотанковые подразделения, выполнявшие роль «пожарных команд», которые командование бросало с одного участка фронта на другой — туда, где прорывались советские танки. Был всего один заказ на 500 единиц данного изделия, и производственники освоили его практически в полном объеме, выпустив 494 «Насхорна» к марту 1945 г., когда немецкая промышленность была полностью реорганизована в тщетной попытке предотвратить неизбежный конец гитлеровского рейха. На базе того же шасси была создана САУ «Гуммель» (шмель), вооруженная 150-мм гаубицей.

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Pz.Sfl.IVC

 

Незадолго до начала войны в Европе командование вермахта инициировало ряд проектов, направленных на повышение мобильности 88-мм зенитных орудий. Тогда планировалось, что первоочередной задачей для зенитных расчетов будет борьба с воздушными целями, однако в ходе сентябрьских боёв в Польше выяснилось, что «флаки» являются превосходным противотанковым средством. Первые попытки создания подобных самоходных установок привели к созданию, по большому счету, «эрзацев» на шасси полугусеничных тягачейтранспортеров. Мобильность действительно увеличилась, однако ходовая часть тягачей была не приспособлена под установку столь тяжелых артсистем, боевая масса которых находилась в пределах 5000 кг. Таким образом созрела необходимость в создании специализированного гусеничного шасси, приспособленного под установку FlaK 18/36.  В 1942 году специалисты фирмы Krupp приступили к проектированию ходовой части для САУ, по схеме близкой к ходовой части среднего танка Pz.Kpfw.V. Применительно на один борт она состояла из 8 опорных катков расположенных в шахматном порядке, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Гусеничная цепь собиралась из стальных траков шириной 520 мм. Корпус самоходки был близок по конструкции и компоновке со средним танком Pz.Kpfw.IV. В передней части находилась трансмиссия, в средней – боевое отделение, в кормовой – моторный отсек. На крыше боевого отделения устанавливалось модифицированное зенитное орудие Flak 18/36 с длиной ствола 56 калибров. Орудие защищалось лобовым щитом и двумя бортовыми бронещитами, которые в боевом положении могли откидываться вбок. Экипаж САУ состоял из пяти человек: водитель, радист, командир, наводчик и заряжающий. Шасси получило обозначение Pz.Sf.IVc, а самоходное орудие стало обозначаться как Versuchsflakwagen 8.8cm FlaK auf Sonderfahrgestell. Опытный образец поступил на испытания в конце 1942 года и показал вполне обнадеживающие результаты. Тем не менее, заказа на серийную постройку не последовало. Причиной тому послужило изменение технического задания – теперь орудие Flak 18/36 уже не считалось эффективным средством борьбы с танками. В рамках модернизации прототип самоходки в 1944 году был оснащен более мощным орудием Flak 41 того же калибра. Кроме того, планировалась установка FlaK 42, но этот проект не нашел поддержки. В опытном порядке самоходке попытались вернуть первоначальную функцию борьбы с авиацией противника, установив 37-мм зенитную пушку. Кроме того, на шасси Pz.Sf.IVc было предложено использовать в качестве транспортера вооружения – согласно проекту планировали установку 105-мм гаубицы leFH43, которая при стрельбе опускалась на землю вместе с башней. Также были разработаны проекты противотанковой (Panzerjaeger IV mit 8.8cm Pak 43) и зенитной самоходных установок на модернизированном шасси Gerät 042, оснащенных 88-мм пушкой FlaK 43. Впрочем, все предложенные варианты были отвергнуты техническим комитетом.

 

 

Статья с сайта aviarmor.net

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Krupp-Steyr Waffenträger 8,8 cm L/71

 

После провала операции «Цитадель» и поражения немецкой армии под Курском, Вермахт, почти без остановки, стал отступать к границам Третьего Рейха. Большие потери в вооружении и технике привели к дефициту средств для перевозки тяжелых противотанковых орудий, которые приходилось бросать или подрывать самим немцам, чтобы те не достались наступающим частям РККА. Потеряв таким образом ощутимое количество орудий, так остро необходимых армии, 3 февраля 1944 года состоялось совещание, на котором присутствовали представители Wa Prüf 4 (артиллерийский департамент Управления вооружений сухопутных сил), Wa Prüf 6 (танковый департамент), а также представители фирм Ardelt, Krupp, Rheinmetall-Borsig. На совещании осуждалась необходимость установки орудий на легкие, самоходные шасси на гусеничном ходу которые были бы дешевы и просты в производстве. Представителям фирм был предъявлен целый ряд требований по разработке подобных САУ, самыми главными из которых были: разработка нового шасси, которое не было бы основано на шасси уже существующих танков, полностью гусеничная тяга, бронезащита лба не менее 20 мм и бортов не мене 10 мм брони, установка 88-мм орудия, горизонтальная наводка орудия в 360°, углы вертикальной наводки от -8° до +45°, экипаж 4-5 человек и т.д. Военное командование Германии поручило разработку новой самоходки всем трём фирмам, причем, объединившись между собой, разработка параллельно велась в трех независимых друг от друга направлениях дуэтами фирм Krupp-Steyr, Ardelt-Krupp и Ardelt-Rhm. 4 февраля 1944 года Wa Prüf 4 подписало контракт со Steyr на разработку деревянного, полноразмерного макета и четырех прототипов в металле, для испытаний, а Krupp была поручена разработка нового орудия для Waffenträger на основе KwK 43. 23 февраля 1944 года военное командование внесло ряд новых требований по проектируемой машине. В связи с налетами бомбардировщиков союзников на заводы Steyr, намеченный срок выпуска первого прототипа Krupp-Steyr был сорван, однако, Wa Prüf 4 получило фотографии деревянного макета Waffenträger Krupp-Steyr, сделанные на заводе Steyr 19 мая. Производство прототипов затянулось из-за неопределённости какой же все-таки двигатель поставить на проектируемую машину, ведь запланированный изначально Boxer-motor еще находился на стадии испытаний, а военное командование требовало прототипы как можно скорее, настаивая на использовании элементов двигателя, трансмиссии и подвески других типов, уже запущенных в серийное производство. Но, в конце концов, военное командование согласилось на установку Boxer-motor, после того как Hacker (директор завода Steyr) убедил командование что сделает всё возможное чтобы двигатель был готов в течении шести недель. 2 сентября 1944 года Wa Prüf сообщило о том что все три прототипа фирм должны быть готовы к 9 октября для демонстрации их Гитлеру. Однако, пока фирма Steyr занималась доводкой своего двигателя Boxer-motor, концепция проекта Ardeltа показалась немецкому военному командованию более перспективной и интересной и именно Ardelt получил заказ. Проект Krupp-Steyr остался невостребованный и, к моменту его закрытия, был построен всего один прототип. Информации по этой машине крайне мало и, порой, она весьма противоречива, поэтому нельзя с уверенностью сказать был ли полностью собран единственный прототип Waffenträger Krupp-Steyr mit Pak 43 или он так и остался в недостроенном состоянии. Есть фотографии, сделанные весной 1945 года, на которых запечатлен собранный в металле прототип Waffenträger Krupp-Steyr стоящий на площадке завода Steyr, однако, тросы зацепленные за передние проушины говорят о том что, возможно, двигатель в него так и не был установлен и САУ была отбуксирована на площадку при помощи другой техники. Дальнейшая судьба единственного прототипа неизвестна.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Waffentrager 8.8cm PaK 43 L71(Ardelt)

 

Техническое задание на разработку принципиально новой боевой машины, которая в немецкой классификации именовалась Waffentrager (носитель вооружения), было сформулировано отделом артиллерийско-технического снабжения в конце 1942 года. Предполагалось, что будет параллельно разрабатываться два основных типа носителей. Первый можно было считать лёгким и предполагался для установки 75-мм противотанкового орудия PaK 40L/70, 105-мм гаубицы FH 18/40 или 37-мм зенитки FlaK. Второй тип носителя предназначался для более мощного 88-мм орудия PaK 43 L/71, 150-мм гаубицы FH 43 и 128-мм пушки К43. Одним из основных требований являлась возможность кругового обстрела. Кроме того, предполагалось, что орудие будет сниматься с ходовой части и устанавливаться на обычный полевой лафет. Ещё одной важной деталью проекта Waffentrager была разработка единой ходовой части специальной конструкции с серийным двигателем, обеспечивающим маршевую скорость не ниже 17 км/ч. Из-за недостаточно высокого приоритета и загруженности другими заказами у крупных фирм работа продвигалась весьма медленно. Лишь в конце 1943 года фирмы Krupp, Daimler-Benz и Steyr-Daimler-Puch представили свои проекты на рассмотрение отдела артиллерийского снабжения, но полного одобрения не получили по причине высокой сложности конструкции. Основная проблема заключалась в том, что “артиллеристы” сами толком не знали, чего хотели. После долгих раздумий в конце февраля 1944 года получил одобрение окончательный вариант с установкой 88-мм противотанкового орудия на шасси серийной самоходки Jagdpanzer 38(t) Hetzer, но при этом оговаривалась ходовые качества не ниже, чем у гусеничного тягача RSO. Как это ни странно, но в этой острой борьбе победителем стал проект почти никому неизвестного доктора Гюнтера Ардельта, Идея создать САУ пришла к нему после пребывания на Восточном фронте, где Адельт стал свидетелем захвата советскими войсками 70 новых противотанковых орудий PaK 43. Имея небольшие машиностроительные мощности в Эберсвильде он принял решение создать моторизованный вариант 75-мм противотанкового орудия, установив на него бензиновый двигатель небольшого объёма. Данная система прошла испытания на полигоне в Куммерсдорфе, однако военные специалисты признали её неудачной. Тогда Ардельт, первоначально не принимая участия в конкурсе, решил попробовать свои силы в более сложном задании – им было предложено создать унифицированное шасси для всех типов орудий и уже в начале 1944 года WaPruf 4 выдал соответствующее техническое задание, но с условием, что носитель должен будет одинаково хорошо подходить для установки 105-мм гаубицы leFH 18/40, а также для противотанковых орудий PaK 40 и PaK 43.

Первый опытный образец, представленный заказчику спустя несколько месяцев, имел несколько конструктивных недоработок и испытаний не прошел. Тем не менее, специалисты из WaPruf 4, уже определившиеся с выбором основной артсистемы, выдал новый заказ на изготовление улучшенного варианта самоходки. Испытания второго прототипа, прошедшие летом 1944 года на полигоне сухопутных войск в Хиллерслебене, подтвердили правильность выбранного пути и уже в августе самоходное орудие было представлено А.Гитлеру наряду с другими конкурентами. Несмотря на то, что конструкция Арлельта не предусматривала переход на полевой лафет, именно её выбрали для серийного производства. Самоходка оказалась значительно технологичнее, обладала минимально возможными размерами и приемлемыми ходовыми качествами.

 

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Jagdpanther

 

«Ягдпантера» (нем. Jagdpanther) — тяжёлая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков времён Второй мировой войны. «Ягдпантера» сконструирована на базе танка «Пантера» PzKpfw V Ausf. G и имеет компоновку, близкую к компоновке советской САУ СУ-85 (низкий корпус совершенной конфигурации). Для тяжёлой машины «Ягдпантера» обладала хорошей скоростью и проходимостью. С другой стороны, самоходка унаследовала от базовой машины ряд недостатков, в первую очередь невысокую механическую надёжность и относительно тонкую бортовую броню. С октября 1943 по апрель 1945 заводами MIAG (Брауншвейг), MNH (Ганновер), MBA (Потсдам) произведено два прототипа и 425 серийных «Ягдпантер». По ведомственному рубрикатору министерства вооружений Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 173 Panzerjäger V Jagdpanther. С октября по 29 ноября 1943 называлась Panzerjäger 8,8 cm auf Panther I.

3 августа 1942 года управление вооружений вермахта приняло решение использовать базу танка «Пантера» для установки недавно созданной мощной 88-мм противотанковой пушки Pak 43: варианты этой пушки для САУ получили индекс Stu.K. 43, но позже были переименованы в Pak. 43/3 (L/71). Первоначально реализация этого проекта была поручена фирме «Крупп», которая в то время уже работала над размещением 88-мм орудия на шасси танка PzKpfw IV. Изготовитель «Пантер» фирма MAN сообщила о том, что первые шасси нового танка будут отгружены не ранее января 1943 года. Поэтому осенью работы шли с использованием макетов в натуральную величину и в масштабе 1:10. Крупп определил, что шасси «Пантеры» требуют определённой доработки, чтобы нести мощное орудие, в сочетании с хорошей броневой защитой, и объявил, что подготовительные работы будут закончены к январю 1943 года. 10 ноября 1942 года была сделана деревянная модель. 15 октября 1942 года на заседании Рейхсминистерства военной экономики и промышленности, под влиянием А. Шпеера было принято решение о передаче дальнейшей разработки фирме «Даймлер-Бенц», так как изначально сборка нового САУ планировалась на предприятиях этой фирмы. Работы фирмы «Крупп» над истребителем танков завершились демонстрацией макета новой САУ «Ягдпантеры», которая мало походила на окончательный вариант, представителю департамента вооружений 16 ноября 1942 года.

5 января 1943 года на заседании технической комиссии фирмы «Даймлер-Бенц» был определён ряд технических требований к будущему образцу (тогда он назывался 8,8 cm Sturmgeschütz), в том числе: толщина лобовой брони 100 мм — верх и 60 мм — низ, с наклоном 60 градусов, толщина верхней, задней и боковой брони 30 мм с таким же наклоном. Амбразура орудия должна быть выполнена из брони повышенного качества и крепиться к корпусу на болтах, что должно было обеспечивать быстрый демонтаж орудия. Узлы трансмиссии и коробки передач должны были при замене извлекаться через амбразуру орудия. Место механика-водителя предполагалось оснастить двумя перископами, объективы которых защищали вкладки из бронестекла. В бортах боевой рубки предусматривались бойницы для ведения огня из личного оружия экипажа изнутри боевого отделения.

Департамент вооружений определил, что фирма «Даймлер-Бенц» целиком сосредоточится на выпуске «Пантер», а дальнейшее производство «Ягдпантеры» было передано предприятию MIAG (Muhlenbau-Industrie AG) в Брауншвейге, ввиду нехватки на «Даймлер-Бенц» производственных площадей. К середине 1943 года были произведены первые корпуса, а в декабре 1943 года был сделан первый опытный образец. Конструкция прототипа подразумевала унификацию «Ягдпантеры» с проектируемым тогда танком Panther II.  4 мая 1943 года министерством вооружений было принято решение о временном замораживании проекта Panther II, и разработчики «Ягдпантеры» были вынуждены сделать ряд изменений в уже имеющейся конструкции с целью унификации узлов будущей САУ с имеющимся танком «Пантера». Была уменьшена толщина брони с целью понижения общего веса машины и оставлена ходовая часть от «Пантеры». Экипаж был уменьшен до 5 человек.  В середине 1943 года на фирме «Даймлер-Бенц» построили полномасштабную модель «Ягдпантеры», которую отправили на MIAG для создания шаблонов и лекал. 20 октября 1943 года модель вместе с другими образцами бронетехники продемонстрировали фюреру на полигоне Арисе (Ожише).  В октябре 1943 года, ещё до начала выпуска, истребитель танков был модернизирован. Причиной стал опыт, полученный в ходе летних боёв в битве на Курской дуге. Выявилась необходимость защиты машины от пехоты противника. С этой целью справа от пушки была смонтирована шаровая установка для пулемёта. До того огонь предполагалось вести через бойницу в лобовой броне, как у PzKpfw V Ausf. D. В феврале 1944 года началось серийное производство САУ, получившей официальное название Sd.Kfz. 173 Panzerjäger V Jagdpanther. Основное количество «Ягдпантер» производилось на базе танка PzKpfw V Panther Ausf. G.

Первая САУ была выпущена на заводе MIAG в октябре 1943 года. Начиная с 29 ноября 1944, САУ получила своё известное имя «Ягдпантера», вместо Panzerjäger 8,8 cm auf Panther I.

 

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Jagdpanzer IV

 

JagdPz IV — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса истребителей танков времён Второй мировой войны. По ведомственному рубрикатору Имперского министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.162. Jagdpanzer IV была создана на шасси танка PzKpfw IV. Как и большинство истребителей танков, Jagdpanzer IV имел безбашенную конструкцию с казематно установленным орудием. Машина была разработана для замены САУ StuG III. Главный инспектор бронетанковых войск Гейнц Гудериан был против новой машины, поскольку её создание отвлекало ресурсы от производства танков PzKpfw IV, а САУ StuG III и StuG IV, по его мнению, вполне справлялись с возложенными на них задачами.  Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин. Завершился выпуск в октябре 1944 года. Дополнительно в ноябре собрали два последних Jagdpanzer IV. В результате налётов союзнической авиации на заводы Vomag AG, а также на предприятия смежников, например, Zahnradfabrik AG во Фридрихсхафене, выпускавший коробки передач, темпы выпуска были ниже запланированных. Пика производство достигло в июле (125 штук) и июне (120 штук) 1944 года. В апреле фирма Vomag AG прекратила производство танков Pz Kpfw IV, полностью переключившись на выпуск истребителей танков.  В августе 1944 года начался переход на выпуск машин, вооружённых длинноствольной 75-мм пушкой 7,5 cm Pak. 42 (L/70) (раннее наименование 7,5 cm Stu.K. 42 (L/70)). Переход проходил плавно, выпуск старых Jagdpanzer IV с недлинной пушкой постепенно сокращался. Jagd Pz IV lang пользовался большой популярностью в танковых войсках — его пушка могла поразить практически любой танк союзников того времени[2]. Но низкий силуэт машин и выявил недостаток: ограничивался манёвр и возможность стрельбы в населённых пунктах, что проявилось в боях во Франции, где в посёлках много высоких заборов. Всего было выпущено 769 машин (не считая 2 опытных образцов). Серийные машины получили номера в диапазоне 320001—321000, в который попал и 231 Panzer IV/70 (V).  Комплектующие для Jagdpanzer IV поставляли те же предприятия, что были поставщиками деталей для Pz Kpfw IV. Броневые листы поставляла фирма Witkowitzer Bergbau und Eisenhuetten Gewerkschaft в Витковице (Моравия), вооружение изготовляла фирма Rheinmetall-Borsig в Унтерлюссе и Seitz в Кройцнахе.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Panzerjäger Tiger

 

Panzerjäger Tiger — германская самоходная артилерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков. По германской ведомственной системе обозначений военной техники «Ягдтигр» носил индекс Sd.Kfz.186. «Ягдтигр» был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён.«Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако, из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадёжности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны, хотя те машины, которым всё же довелось вступить в бой, продемонстрировали способность уверенно уничтожить любой из участвовавших в войне образцов бронетехники стран антигитлеровской коалиции, при этом оставаясь в лобовой проекции почти неуязвимым для их огня. Тем не менее, многие из этих САУ были попросту брошены экипажами после израсходования боеприпасов, топлива или после поломки.  Корпус практически полностью был заимствован от танка «Королевский тигр», с удлинением на 300 мм из-за больших размеров рубки. Защита корпуса была внушительной — верхний лобовой лист имел толщину 150 мм при наклоне в 50 градусов, нижний — 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кормы была существенно ниже, впрочем, если учесть, что «Ягдтигру» вменялось в задачу практически всегда быть обращённым к противнику мощной лобовой бронёй, это можно было не принимать во внимание.  Вместо вращающейся башни на «Ягдтигр» ставили массивную неподвижную рубку. Лобовой броневой лист довоенного изготовления (М. Свирин), взятый из запасов Кригсмарине, имел толщину 250 мм с наклоном 15 градусов от вертикали, что делало его практически неуязвимым для всех танковых и противотанковых орудий противника. Из-за огромной массы орудия с маской была применена уникальная схема его монтажа — вместо того, чтобы закрепить орудие на шарнире в лобовом бронелисте рубки, как это характерно для «классических» самоходок, конструкторы создали особый подъёмно-поворотный механизм, который монтировался на полике боевого отделения. Таким образом, броневая рубка как бы строилась «вокруг» орудия и экипажа, не входя с орудием в непосредственное зацепление. Пушка оснащалась конической маской типа Saukopf («свиное рыло»).  В лобовом броневом листе рубки устанавливалась 128-мм нарезная пушка Pak.44 с длиной ствола 55 калибров, позже переименованная в 12,8 cm Pak. 80 (12,8 cm Panzerjägerkanone 80). При этом из-за большой массы конструкторы отказались от классического для САУ монтажа орудия собственно в лобовом листе. Орудие было смонтировано на специальной тумбе, которая устанавливалась на полу боевого отделения. Из-за огромной же отдачи, которая разрушающе воздействовала на ходовую часть, машина вела огонь преимущественно с места. Боекомплект состоял из 38—40 бронебойных и фугасных выстрелов раздельного заряжания и 2925 патронов к курсовому пулемёту, размещённому в верхнем лобовом листе корпуса. Масса бронебойного снаряда — 28 кг, фугасного — 25,6 кг. На 4 машины из числа самых поздних (номера шасси 305078, 305079, 305080, 305081, выпущены в апреле 1945 года) в силу отсутствия Pak. 44 в необходимом количестве устанавливалось 88-мм орудие Pak 43/3 с длиной ствола 71 калибр.  Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Западном фронте в марте 1945 года. Они уверенно поражали американские «Шерманы» в любую проекцию с расстояния 2500—3000 м. В начале апреля 1945 года в боевых частях на Западном фронте насчитывалось 24 «Ягдтигра». Все произведённые «Ягдтигры» составляли два батальона. Один батальон дислоцировался на Западном фронте, другой участвовал в марте 1945 года в операции «Весеннее пробуждение» в Венгрии.Батальон САУ, действовавших на Западном фронте, участвовал в боях в Рурском районе и попал в окружение в Рурском котле. После нескольких дней боёв, когда немецкие войска в Рурском мешке сдались, почти вся техника была уничтожена, чтобы не достаться союзникам, а личный состав демобилизован и отправлен по домам.

Не вызывает сомнения, что «Ягдтигр» в вопросе противотанковой борьбы превосходил все танки и САУ как антигитлеровской коалиции, так и самого Третьего рейха. Как минимум до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие:Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надёжности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй — под казёнником пушки.

Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 75 т была явно недостаточной. Следствием этого была плохая подвижность САУ, что в известной степени уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения. Для сравнения, аналогичный двигатель был установлен на танке «Пантера», весившем на 30 тонн меньше, но уже при своём весе не обладавшим достаточной подвижностью. По этой причине самоходка в основном использовалась в укрытиях на стационарных позициях, где её низкие ходовые качества особой роли не играли. При отсутствии вращающейся башни, невысокой скорострельности из-за раздельного заряжания и численном превосходстве противника атака во фланг «Ягдтигру» становилась более чем вероятной. В 1944—1945 гг. его бортовая броня не обеспечивала надёжной защиты от современных танковых и противотанковых пушек стран антигитлеровской коалиции. Это же обстоятельство делало машину уязвимой к атакам пехоты со средствами ближнего противотанкового боя — гранатомётами «Базука» или трофейными фаустпатронами.  Дороговизна и нетехнологичность производства. САУ была крайне тяжела, легко вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за большой массы.  Несмотря на определённые недостатки конструкции, известный немецкий танкист Отто Кариус, получивший Рыцарский крест с дубовыми листьями за бои насоветском фронте и воевавший на «Ягдтигре» перед самым концом Рейха, самой главной проблемой этой машины считал крайне низкую степень подготовки экипажей, что и привело в итоге как к значительным боевым и небоевым (от поломок) потерям, так и низкой боевой эффективности оснащённых этими САУ подразделений[3]. Таким образом, САУ в известной мере повторила судьбу французских средних танков Somua S35, не оказавших значительного влияния на ход войны, несмотря на техническое превосходство над ранними немецкими танками.  В результате число выпущенных машин было весьма невелико, и они не оказали сколько-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.

 

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Hetzer

 

«Хетцер» (нем. Hetzer — Егерь, наиболее редко называют: подстрекатель, борзая) или Jagdpanzer 38 — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Применялась в период Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носила индекс Sd.Kfz.138/2. Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка PzKpfw 38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий. Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827 САУ этого типа. САУ активно использовалась германскими войсками на завершающем этапе войны, в основном на советско-германском фронте. 75 «Хетцеров» в декабре 1944 — январе 1945 года было также передано Венгрии. После войны производство «Хетцеров» было возобновлено в Чехословакии, где САУ выпускались для нужд собственной армии под обозначением ST-I/ST-III, а также по заказу Швейцарии под обозначением G-13. Всего с 1946 года по начало 1950-х годов было выпущено ещё 318 САУ. Хотя в Чехословакии «Хетцеры» были сняты с вооружения уже через несколько лет после окончания производства, в Швейцарии они оставались на вооружении до 1972 года.  Одним из основных и наиболее многочисленным образцом бронетехники вермахта во второй половине Второй мировой войны являлось штурмовое орудие Sturmgeschütz III. Но к концу 1943 года Управление вооружений вермахта было вынуждено начать поиск альтернативы StuG III, сразу по нескольким причинам. Одной из них стало то, что в результате проведённой союзниками в ноябре 1943 года бомбардировки заводов фирмы «Алкетт» в Мариенфельде были повреждены цеха основного производителя этих САУ, что поставило под угрозу планы её производства на 1944 год. В качестве временного решения был начат выпуск штурмового орудия Sturmgeschütz IV, представлявшего собой комбинацию «надстройки» StuG III и шасси танка PzKpfw IV. Однако такая САУ была дороже и отнимала шасси, нужные для производства не менее необходимых танков PzKpfw IV. Другой причиной стало то, что даже до бомбардировки объёмы производства штурмовых орудий не удовлетворяли потребностям вермахта, которые, по расчётам OKH, должны были к началу 1945 года достигнуть не менее 1100 штук в месяц. Помимо этого, главный инспектор бронетанковых войск Г. Гудериан указывал на необходимость создания лёгкого штурмового орудия для перевооружения противотанковых подразделений пехотных дивизий. В первые дни после бомбардировки рассматривалась в первую очередь возможность организации производства Sturmgeschütz III на заводах фирмы BMM, но предварительная проработка показала, что их сборочные линии и цеха, до этого занимавшиеся выпуском только лёгких бронемашин, не приспособлены к сборке 24-тонных штурмовых орудий. 6 декабря доклад о ситуации с выпуском штурмовых орудий был представлен А. Гитлеру, который согласился с предложением командования вермахта о создании для производства на BMM «лёгкого истребителя танков» (нем. leichter Panzerjäger). Требования к будущей САУ включали массу в 13 тонн, максимальную скорость в 55—60 км/ч и 60-мм лобовую броню, расположенную под значительными углами наклона. Проект подобной САУ с противоснарядным бронированием на шасси лёгкого танка PzKpfw 38(t) был разработан BMM ещё в августе — сентябре 1943 года. В то время вермахт не заинтересовался проектом, однако после возникновения потребности в новом штурмовом орудии были проведены исследования, показавшие, что наиболее дешёвым и освоенным в производстве являлось именно это шасси, на котором выпускалась в то время противотанковая САУ «Мардер III». Помимо дешевизны в производстве, PzKpfw 38(t) имел удачную конструкцию подвески, позволявшую при необходимости компенсировать увеличение массы бронемашины путём увеличения числа листов в рессорах или их толщины. Ещё одним доводом в пользу такого решения являлось то, что территория Чехословакии, на которой располагались заводы по производству этого танка, в то время почти не подвергалась бомбардировкам. В результате, в ноябре 1943 года BMM получила официальный заказ на завершение отложенного проекта «штурмового орудия нового типа» (нем. Sturmgeschütz n.A. или StuG n.A.) в течение месяца. 17 декабря 1943 года проект новой САУ был завершён, и комиссии Управления вооружений были представлены деревянные макеты двух предложенных BMM вариантов её исполнения. Первый базировался на шасси танка PzKpfw 38(t) и вооружался 105-мм безоткатным орудием, а второй использовал шасси опытного модернизированного варианта PzKpfw 38(t), разведывательного танка TNH n.A. и был вооружён 105-мм трубой — пусковым устройством противотанковых ракет. Конструкция корпуса, имевшего рациональные углы наклона брони, была разработана германскими конструкторами. Проект был одобрен комиссией, и к производству был рекомендован доработанный вариант, сочетавший конструктивные решения обоих предложенных образцов. Однако от ещё не отработанных 105-мм орудий было решено отказаться в пользу проверенной 75-мм противотанковой пушки PaK 39. 27 января 1944 года был одобрен окончательный проект САУ, ещё до испытаний принятый на вооружение под обозначением «75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)» (нем. Sturmgeschütz n.A. mit 7,5 cm PaK 39 L/48 auf Fahrgestell PzKpfw 38(t)).  Хотя на вооружение новая САУ была принята в качестве штурмового орудия, каковые организационно находились в подчинении артиллерии, такое положение не устраивало Гудериана, который хотел получить StuG n.A. в распоряжение своего́ рода войск для использования в качестве истребителя танков. В итоге Гудериану удалось этого добиться, и StuG n.A. были переклассифицированы в истребители танков.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Jagdpanzer Kanone

 

Kanonenjagdpanzer (также известный как Jagdpanzer Kanone 90mm или Kanonenjagdpanzer 4 — 5) — немецкий истребитель танков периода Холодной войны, вооруженный 90 мм противотанковым орудием, созданным на базе орудия снятых с вооружения танков M47 Patton.  Первые прототипы Kanonenjagdpanzer были построены в 1960 году Hanomag и Henschel для ФРГ, а также MOWAG для Швейцарии. Hanomag и Henschel продолжали производство машин вплоть до конца 1966 — начала 1967, всего было построено 770 машин для Бундесвер, 385 производства Hanomag и 385 производства Henschel. Также с апреля 1975 года 80 машин было отправлено в Бельгию. После принятия на вооружение советской армией основных боевых танков Т-64 и Т-72, Kanonenjagdpanzer оказался неспособен вести бой на дальних дистанциях, что привело к устареванию данной машины. Хотя производители утверждали, что возможно перевооружение САУ 105 мм орудием, в период с 1983 по 1985 года 163 машины были переделаны в противотанковые ракетные установки Raketenjagdpanzer Jaguar 2, путём удаления орудия и размещения на крыше пусковой установки ракет TOW, а также закрепления дополнительных листов композитной брони на корпусе. Часть САУ была переоборудована в артиллерийские машины наблюдения и связи путём удаления орудия, которые в дальнейшем служили преимущественно в минометных подразделениях. Некоторые Kanonenjagdpanzer оставались на вооружении в частях Heimatschutztruppe до 1990. Kanonenjagdpanzer была высокомобильной САУ, выживаемость на поле боя обеспечивалась за счет мобильности и низкого профиля. Корпус машины состоял из сваренных листов стали, максимальная толщина которых доходила до 50 мм. Экипаж состоял из командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Устройство боевого отделения Kanonenjagdpanzer было аналогично большинству истребителей танков Второй Мировой войны, орудие устанавливалось в неподвижной рубке, немного справа от центра. Углы наводки составляли 15° по горизонтали и −8°…+15° по вертикали. Боекомплект составлял 51 снаряд для главного орудия и 4000 патронов для пулеметов. САУ имела защиту от ОМП и приборы ночного видения.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/10,5_cm_leFH18/1(Sf)_auf_Geschutzwagen_IVb, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Фердинанд_(САУ), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/StuG_IV, http://oruzhie.info/artilleriya/307-sdkfz-164-naskhorn, https://wiki.warthunder.ru/Waffentrager, http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/waffentrager88mm_ardelt.htm, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/ягдпантера, https://ru.wikipedia.org/wiki/Jagdpanzer_IV, https://ru.wikipedia.org/wiki/Hetzer, https://ru.wikipedia.org/wiki/Kanonenjagdpanzer.

Легкие танки 1ч,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч, 2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль