ЗСУ

ЗСУ Sd.Kfz.10/4

 

 

 

 

 

 

 

 

Идея водрузить 20-мм зенитную пушку на платформу тягача, что называется, витала в воздухе с самого раннего этапа разработки Sd.Kfz. 10. Такое решение позволяло существенно сократить время перевода зенитки из походного положения в боевое и тем самым решить проблему прикрытия моторизованных колонн на марше.  В 1938 году был создан опытный образец ЗСУ с использованием шасси D II 3 — одного из прототипов Sd.Kfz. 10. На его грузовой платформе установили 20-мм зенитку Flak 30 на штатном лафете. Решётчатые металлические борта платформы при переводе в боевое положение откидывались и фиксировались горизонтально, делая работу расчёта более удобной. Полигонные испытания самоходки прошли вполне удачно, и в том же 1938 году начался серийный выпуск ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на серийном шасси D7.  Первый заказ, предусматривавший производство 370 единиц (195 для сухопутных войск, и 175 — для люфтваффе), был выполнен к июлю 1939 года. Согласно данным Т. Йентца, в течение 1940 года был выполнен очередной заказ на 1000 ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 для сухопутных войск, и 225 — для люфтваффе, а затем до марта 1942 года эти самоходки выпускались темпом 20-25 единиц в месяц. Кроме того, в 1943-1944 годах произвели 962 ЗСУ Sd.Kfz. 10/5, вооружённых 20-мм пушкой Flak 38.

 

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Sd.Kfz.7/1

 

Немецкие успехи начала второй мировой войны во многом были обеспечены эффективной системой воздушной поддержки наземных сил. Однако, по мере развития конфликта силы союзников также начали понимать значение штурмовой авиации и немцы были вынуждены разрабатывать и вводить в строй разнообразные системы войсковой ПВО.  Многие из этих систем представляли собой комбинацию зенитных пушек и шасси транспортеров, уже состоящих на вооружении. Одним из таких гибридов был SdKfz 7/2 — отличная зенитная пушка 3,7 см Flak 36/37 была смонтирована на весьма маневренном 8-тонном транспортере SdKfz 7 продукции фирмы Krauss-Maffei.  Уже в 1940 году была разработана модификация SdKfz.7/1 на которой было установлено зенитное орудие 2 cm Flakvierling 38. Пушка обеспечивала угол обстрела 360 градусов по азимуту и от -10 до 100 градусов по углу места. Несмотря на изначальную ориентацию для решения задач ПВО орудие с успехом использовалось для борьбы с легкой бронетехникой — T-26, БА-6, БА-10М, БТ-2, БТ-5. В состав экипажа машины входили командир, водитель и восемь артиллеристов. Боекомплект составлял 600 снарядов (в магазинах по 20 снарядов), кроме того дополнительно можно было перевозить до 1800 снарядов в одноосном прицепе Sonder Anhaenger 56. К середине 1941 года было выпущено около 100 машин этого типа.  С 1942 года большинство машин получило дополнительное бронирование за счет 8 мм плит, которыми было закрыто водительское и моторное отделения. До конца 1944 года было построено около 800 штук SdKfz.7/1. Они использовались в составе зенитных подразделений Люфтваффе и танковых частей.  До конца войны сохранилось около 300 машин.

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Flakpanzer-I

 

Pz.Kpfw.I Ausf.A оснащались оппозитным 4-цилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения модели Крупп M305. Двигатель имел рабочий объём в 3460 см³ и мог развивать максимальную мощность, по разным данным, 57 или 60 л. с. при 2500 об/мин. Двигатель устанавливался в лобовой части моторного отделения по продольной оси танка, по бокам от него располагались карбюраторы и воздушные фильтры. Топливом для M305 служил этилированный бензин с октановым числом 76, два топливных бака, ёмкостью 72 литра каждый, размещались в кормовой оконечности моторного отделения. Трансмиссия Pz.Kpfw.I размещалась в лобовой части корпуса и частично — в боевом отделении и отделении управления. Ходовая часть Pz.Kpfw.I Ausf.A применительно к одному борту состояла из: сдвоенного ведущего колеса, четырёх одиночных обрезиненных опорных катков диаметром 530 мм, обрезиненного ленивца, опущенного на землю и игравшего роль пятого опорного катка и трёх обрезиненных поддерживающих катков. Опорные катки и ленивец — литые; опорные катки — алюминиевые, ленивец — стальной. Подвеска опорных катков — смешанная. Первый опорный каток подвешен индивидуально, на балансире, соединённом с пружиной и гидравлическим амортизатором. Второй и третий опорные катки, а также четвёртый опорный каток и ленивец сблокированы попарно в тележках с подвеской на листовых рессорах.  Все выпущенные Flakpanzer I использовались в сформированном в 1941 году 614-ом зенитном моторизованном батальоне, который воевал исключительно на Восточном фронте. Из-за большой изношенности ходовых частей его ЗСУ часто пребывали в ремонте, а из-за господства Люфтваффе в воздухе для целей ПВО они привлекались не столь уж часто. Нередко их применяли для непосредственной огневой поддержки своих войск против наземных целей. В этом качестве Flakpanzer I удостоились смешанных оценок — в ряде боевых эпизодов они показали хорошие результаты против советских стрелковых частей, но и боевые потери были существенными — сказывались полное отсутствие защиты у членов экипажа, обслуживавших орудие, а также слабое бронирование ходовой части. 614-й батальон был уничтожен под Сталинградом, но большинство своих ЗСУ он потерял ещё до своего конца. Последние упоминания о Flakpanzer I в войсковой отчётности датируются началом 1943 года, до настоящего времени ни одна машина этого типа не уцелела. После переделки в них танков Panzerkampfwagen I довольно долгое время бронированные ЗСУ в Третьем Рейхе не производились, только в середине 1943 года в серию пошёл Flakpanzer 38(t) Gepard с аналогичным вооружением.

 

 

ЗСУ

ЗСУ Sd.Kfz.6/2

 

3.7 cm Flak 36 auf Selbstfahrlafette Sd.Kfz.6/2 — Немецкая зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны. По сути это установленное на полугусеничный тягач Sd.Kfz.6 зенитное орудие 3.7 cm FlaK 36. Единственным вооружением Sd.Kfz.6/2 являлась 37 мм зенитная пушка 3.7 cm Flak 36. Пушка была разработана компанией Rheinmetall в 1936 году. Орудие имело ствол длиной 57 калибров, из-за чего могло эффективно поражать воздушные цели на высоте до 4800 метров. Бронепробиваемость бронебойными снарядами на расстоянии 100 м при стрельбе по броне под углом 60° составляла 36 мм, а на расстоянии 800 м — 24 мм. Автоматика пушки работала за счёт энергии отдачи при коротком ходе ствола, что давало практическую скорострельность 120 выстрелов в минуту. Питание боеприпасами осуществлялось при помощи 6-патронных магазинов. В моторном отсеке был установлен 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maybach HL 54 TUKRM с верхним расположением клапанов. Рабочий объём двигателя составлял 5420 см и при 2600 об/мин он развивал мощность 115 л. с. (84.6 кВт). С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили двухдисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом Fichtel und Sachs Mecano PF220K, четырёхскоростная планетарная коробка передач 021-32785 U50 Hanomag, обеспечивавшая движение вперёд на четырёх скоростях и задний ход, демультипликатор, двойной дифференциал, гидравлические и пневматические тормоза. Для движения по пересечённой местности включалась специальная передача. Передние колеса оборудовались пневматическими дисковыми тормозами Kletrak (вспомогательный тормоз), ведущие колеса гусениц — также пневматическими дисковыми тормозами (главный тормоз). В состав полугусеничной ходовой масти входили: управляемый передний мост с поперечной полуэллиптической листовой рессорой, оборудованный колесами с пневматическими низкопрофильными шинами размером 7,50-20 и гусеничный движитель с индивидуальной торсионной подвеской, который, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса переднего расположения, направляющего колеса заднего расположения с винтовым натяжным механизмом и шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, размещённых в шахматном порядке в три ряда. Опорными были катки только из двух внутренних рядов. Внешний ряд катков воспринимал нагрузку лишь при движении по бездорожью. Опорные катки с восемью круглыми отверстиями штамповались из листовой стали толщиной 8-12 мм и снабжались резиновыми бандажами. Ведущие колеса были литыми. В ходовой части применялись мелкозвенчатые, одногребневые, однопальцевые гусеницы шириной 280 мм с амортизирующими резиновыми вкладышами.

 

 

ЗСУ

ЗСУ RSO mit Flak 38

 

Зенитная самоходная установка (ЗСУ) Флак 38 (Ost RSO mit Flak 38) разрабатывалась в инициативном порядке фирмой "Steyr" в 1942 году с целью ее использования на Восточном фронте. В кузове тягача RSO устанавливалась 2-см автоматическая пушка Flak 38 на горном лафете. Кузов имел откидные деревянные борта. Всего было изготовлено 12 ЗСУ Флак 38 (Ost RSO mit Flak 38), которые состояли на вооружении 1-го горного зенитно-артиллерийского дивизиона.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Sd.Kfz.7/2

 

Немецкие успехи начала второй мировой войны во многом были обеспечены эффективной системой воздушной поддержки наземных сил. Однако, по мере развития конфликта силы союзников также начали понимать значение штурмовой авиации и немцы были вынуждены разрабатывать и вводить в строй разнообразные системы войсковой ПВО. Многие из этих систем представляли собой комбинацию зенитных пушек и шасси транспортеров, уже состоящих на вооружении. Одним из таких гибридов был SdKfz 7/2 - отличная зенитная пушка 3,7 см Flak 36/37 была смонтирована на весьма маневренном 8-тонном транспортере SdKfz 7 продукции фирмы Krauss-Maffei. Тягач Sd.Kfz 7 представлял собой полугсеничный транспортер, маневрирование которым производилось как поворотом передней пары колес, так и независимым приводом основных гусениц.  Подвеска передней оси на дополнительной раме давала облегчала преодоление заметных неровностей грунта в полевых условиях. Шесть несущих колес были попарно размещены на коромыслах, представляющих собой амортизаторы. Ведущие колеса (передние) и ленивцы (задние), были закреплены жестко. С середины 1943 г. на радиаторе и кабине водителя устанавливались бронеплиты. 37-мм орудие Flak 37 представляло собой модернизированную версию пушки Flak 36 и составляло стандартное вооружение, предназначенное для борьбы с низколетящими целями. При необходимости SdKfz 7/2 мог использоваться и для борьбы со слабобронированными наземными целями. Боеприпасы к орудию перевозились в специальном прицепе SdAnh 57.  Эти машины включались в состав танковых и моторизованных подразделений. Представленная модель соответствует машине из состава дивизии "Grossdeutchland". Всего было выпущено 123 машины SdKfz 7/2.

 

 

ЗСУ

ЗСУ Flakpanzer 38(t) (Sd.Kfz.140)

 

Flakpanzer 38(t), полное официальное название — Panzerkampfwagen 38 für 2 cm Flak 38 — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны, на шасси танка Pz Kpfw 38(t). По ведомственной системе обозначения бронетехники имела индекс Sd.Kfz.140. Создана фирмой B.M.M. После испытания прототипа последовал заказ на 150 машин. Всего с ноября 1943 по февраль 1944 года была выпущена 141 ЗСУ этого типа. 10 шасси были использованы для изготовления Geschützwagen 38 für sIG 33/2 (Sf.) Grille. В 1944—1945 годах они активно использовались в Италии и на Западном фронте, показав хорошие результаты в борьбе с низколетящими самолётами. Flakpanzer 38 использовал перекомпонованное шасси лёгкого танка Pz 38(t), применявшееся также для создания ряда других САУ. Flakpanzer 38 имел компоновку с расположением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, отделения управления за ним, моторного отделения в средней части корпуса и боевого — в кормовой. Экипаж ЗСУ состоял из четырёх человек — механика-водителя, размещавшегося в отделении управления; командира, выполнявшего также функции наводчика пушки, заряжающего и радиста, размещавшихся в боевом отделении. Единственным вооружением Flakpanzer 38 являлась 20-мм автоматическая зенитная пушка Flak 38. Орудие размещалось на полу боевого отделения на тумбовой установке, позволявшей её круговое вращение и вертикальную наводку в пределах −10…+90°. Для наводки пушки использовался телескопический прицел Schwebekreis-Visier Erdzielfernrohr 3x8, обеспечивавший увеличение 3× и поле зрения в 8°. Боекомплект пушки составлял 1040 унитарных выстрелов в обоймах по 20 штук: 36 с зенитными 2 cm Br.Spgr и 16 бронебойных 2 cm Pzgr.

 

 

ЗСУ

ЗСУ Mobelwagen (20-мм счетверенная)

 

Летом 1943 года немцы с тревогой заметили, что теряют былое превосходство в воздухе, в связи с чем командование бронетанковых войск обратилось в генеральный штаб с требованием обеспечить танковые части мобильным средством противовоздушной обороны. Гитлер лично распорядился создать самоходную установку, вооруженную спаренными 37-мм зенитными пушками, для чего и было зарезервировано некоторое количество шасси среднего танка PzKpfw IV. Но из-за дефицита сдвоенных лафетов для 37-мм пушек пришлось выбирать между имевшимися в наличии одноствольными 37-мм пушками Flak 43 и счетверенными установками 20-мм пушек Flakvierling 38. Вермахт остановил свой выбор на последних и, несмотря на неодобрительное отношение фюрера к 20-мм пушкам, заказал 150 ЗСУ. Новые машины начали поступать в войска в конце 1943 года и из-за своей высокой прямоугольной надстройки получили прозвище “Мёбельваген” (“Мебельный фургон”). На ЗСУ, как и в случае с другими специальными боевыми машинами, создававшимися на базе PzKpfw IV, вместо стандартной танковой башни устанавливалась вращающаяся платформа с счетверенной установкой 20-мм пушек Flakvierling 38 L/55, прикрытой щитом. Машина получилась очень высокой и уязвимой от огня наземного противника. Чтобы мало-мальски защитить экипаж ЗСУ до его вступления в бой с вражескими самолетами, с трех сторон платформы устанавливались откидные прямоугольные бронещиты толщиной 10 мм. В поднятом состоянии они прикрывали счетверенную установку с боков и спереди, а при отражении воздушной атаки или стрельбе по наземным целям откидывались в стороны. При этом орудийный расчет не имел никакой другой защиты кроме узкого щита зенитной установки. Как бы там ни было, танкисты получили хоть какое-то прикрытие от атак с воздуха. Боекомплект зенитной установки состоял из 3600 выстрелов, которых хватало для отражения нескольких налетов. Более поздние версии ЗСУ имели настоящие башни с бронированием до 16 мм, которые обеспечивали полную защиту в бою, но это усовершенствование скорее мешало выполнению основной задачи, поскольку скорость вращения башни была ниже, а система управления огнем оставляла желать лучшего. Довольно часто их использовали для стрельбы по наземным не бронированным целям. Каждый танковый батальон располагал 3-4 ЗСУ, которые входили в состав штабной роты.

 

 

ЗСУ

ЗСУ  Mobelwagen (37-мм)

 

 

 

 

 

 

 

 

Зенитная самоходно-артиллерийская установка (ЗСУ) создана на базе Panzer IV с использованием 37-мм автоматической зенитной пушки. Последняя позволяла ЗСУ эффективно бороться со штурмовыми самолётами противника. За год, с марта 1944 по март 1945 года, фирмой BMM изготовлено 240 машин. Шасси танка Pz.IV осталось без изменений. Вместо башни на корпусе размещена боевая платформа, прикрываемая в походном положении со всех сторон откидными бронещитами. В боевом положении бронещиты откидывались в стороны, увеличивая свободное пространство для облегчения работы многочисленного расчёта и обеспечивая орудию обстрел на 360 град. Одновременно расчёт оставался прикрытым только щитом орудия.

Самоходки, из-за своей, прямоугольной надстройки, получившие в войсках название Möbelwagen («фургон для перевозки мебели») состояли на вооружении зенитных батарей танковых и мотопехотных полков. Не уступая в подвижности танкам, самоходные зенитные установки эффективно прикрывали их от ударов с воздуха на марше. В бою эта защита была менее действенной в силу слабого броневого прикрытия расчёта.  В марте 1945 года в строю оставалось 65 Möbelwagen. Таким образом, эти ЗСУ участвовали в боевых действиях до конца войны.

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ 37 mm Flak 43 auf sWS

 

В 1944 году на базе полугусеничного тягача было начато мелкосерийное производство зенитных самоходных установок. Исходя из требований, выдвинутых командованием сухопутных сил, армия остро нуждалась в мелкокалиберной зенитной артиллерии, способной поражать низковысотные цели, как например советские штурмовики Ил-2 или бомбардировщики Пе-2. Ранее подобные машины строились на базе более старых тягачей типа Sd.Kfz.6 или Sd.Kfz.7, но в процессе унификации решили задействовать новейшие на тот момент s.WS. Первый вариант зенитной самоходки разрабатывался на основе бронированной версии тягача и включал установку 20-мм зенитной пушки FlaK 38 на открытой транспортной площадке, что обеспечивало круговое вращение. Всё её бронирование заключалось в 8-мм плоском бронещите, который мог защитить только от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Машины данной модификации обозначались как 2cm FlaK 38 vierling auf sWS или 2cm FlaK 38 vierling auf schwere Wehrmacht Schlepper. Второй вариант был более мощным. На бронированный s.WS устанавливалась 37-мм зенитная пушка FlaK 43 с длиной ствола 89 калибров. Орудие также имело возможность кругового разворота, при этом углы вертикального наведения находились в пределах от -6° до +90°. Максимальная высота стрельбы достигала 6500 метров. Пушка защищалась бронещитом толщиной 10 мм, установленным под углом 30°. В укладке мог перевозиться один 7,92-мм пулемет MG42 с боекомплектом 2000 патронов. Полная масса машины с 37-мм пушкой FlaK 73 (как впрочем и для варианта с 20-мм пушкой FlaK 38), с экипажем из 5 человек и боекомплектом, достигла уже 15000 кг. В вермахте 37-мм самоходки обозначались как 37 mm Flak 43 auf sWS или 3.7cm Flak 43 auf schwerer Wehrmacht Schlepper. Оба варианта имели идентичные конструкции шасси, силовой установки и бронирование. Гусеничная ходовая часть, применительно на один борт, состояла из шести опорных катков с торсионной подвеской установленных в шахматном порядке. Мелкозвенчатые гусеницы шириной 500 мм заимствовались от танка “Panther”. Направляющие колеса с винтовым механизмом натяжения размещались сзади, ведущие колеса – спереди. Колесная секция состояла из управляемого моста автомобильного типа оснащенного односкатными колёсами с пневматическими низкопрофильными шинами размерами 270х20 дюймов. На тягаче устанавливался 6-цилиндровый дизельный рядный двигатель жидкостного охлаждения Maibach HL 42 TRKMS с рабочим объемом 4198 см.куб., который при 3000 об/мин развивал мощность 100 л.с.

В состав трансмиссии входило двухдисковое сухое сцепление, четырехскоростная планетарная коробка передач, обеспечивавшая движение вперед на четырех скоростях и задний ход демультипликатор двойной дифференциал и пневматические тормоза. Бронирование защищало только кабину и моторный отсек, причем количество отверстий и люков попытались сделать минимальными. Водитель и командир машины могли вести обзор только вперед или по бокам через два передних и два бортовых люка, которые закрывались броневыми крышками. Двигатель вообще бронировался “наглухо”, имея только небольшие жалюзи на верхнем бронелисте. На фронт зенитные самоходки обоих типов попали в том же 1944 году. Большей частью их использовали на Западном фронте и при защите Германии, однако несколько машин было отправлено на Восточный фронт и воевали на территории Польши, Чехословакии и Венгрии. Об использовании 20-мм и 37-мм самоходок на базе тягача s.WS в послевоенный период сведений не сохранилось.

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Ostwind (Flakpanzer IV)

 

 

 

 

 

 

 

Флакпанцер IV «Оствинд» (нем. Flakpanzer IV «Ostwind» — восточный ветер), полное название — 3,7 cm Flak 43 auf Sfl PzKpfw IV — немецкая зенитная самоходная установка (ЗСУ) времён Второй мировой войны на базе среднего танка PzKpfw IV. Она была разработана в 1944 году в качестве преемника более ранней зенитной самоходной установки Wirbelwind. Башня танка Panzer IV была снята и заменена шестиугольной башней с открытым верхом, в которой размещалось одно 37-мм орудие Flak 43. В дополнение к своей роли в качестве зенитного оружия, скорострельная пушка производства компании Rheinmetall была высокоэффективной в качестве САУ для подавления слабобронированной техники и слабозащищенных укреплений. Предпочтительнее было бы разработать полностью закрытую машину, но этого было невозможно добиться из-за проблемы с задымлением боевого отделения в результате стрельбы из орудия. Производство машин было налажено на заводе под названием Deutsche Eisenwerke в Дуйсбурге.  Основным улучшением параметров машины по сравнению с ЗСУ Wirbelwind было связано у с увеличением дальнобойности орудия. Она также имела несколько лучше бронированную башню, и второй пулемет MG34. Несмотря на то, что в Августе 1944 г. промышленность получила заказ на производство 100 машин, с декабря 1944 по март 1945 произведено было только 30 (из них 22 — путём переделки поступающих на ремонт PzKpfw IV). С "нуля" построили только 8 танков (1 в феврале и 7 в марте 1945 года). Производились компанией Ostbau Werke в г. Сагане (Силезия, ныне — территория Польши).

 

 

ЗСУ

ЗСУ Coelian (Flakpanzer V) (проект)

 

Флакпанцер V «Кёлиан» (нем. Flakpanzer V «Coelian») — прототип немецкой зенитной самоходной установки (ЗСУ) времён Второй мировой войны на базе танка «Пантера», построенный концерном «Рейнметалл». Машина была оснащена двумя зенитными пушками 3,7 cm FlaK 43 L/89, расположенными в поворотной башне. В первые годы войны у вермахта не было особой необходимости в разработке самоходных зенитных установок, однако по мере развития авиации союзников возникла нужда в более мобильном и мощном зенитном орудии. В арсенале вермахта были колёсные и полугусеничные зенитные установки, также пригодные для поддержки пехоты на поле боя, в качестве передвижных командных пунктов, для транспорта и разведки. Когда самолёты союзников стали оснащать ракетным вооружением, немецкие позиции ПВО стали гораздо более уязвимыми. Решение было найдено в создании зенитной установки на танковом шасси, с хорошо бронированной башней, которая могла бы защитить экипаж от вражеского огня. Поэтому немецкое командование заявило о необходимости разработки самоходной зенитной установки на шасси от танка «Пантера». Разработку поручили концерну «Рейнметалл». Было предложено несколько вариантов вооружения, включая модель со счетверённым 20-мм авиационным пулемётом MG 151/20, однако проект неоднократно менялся, из-за возрастающих требований (например, использование новых длинноствольных пушек). В конце концов, в мае 1944 года были разработаны два варианта: с 55-мм пушкой, и со спаренной пушкой 3,7 cm FlaK 43 L/89. Тем не менее, разработка этой ЗСУ была прервана на стадии проектирования, по ряду причин, включая нехватку шасси и запчастей, разрушения от авианалётов союзников. К февралю 1945 года был построен только один деревянный прототип, представляющий собой 55-мм пушку на шасси от танка «Пантера» модификации D.

 

 

ЗСУ

ЗСУ Sd.Kfz.251/17

 

 

 

Бронетранспортер Sd.Kfz.251/17 был вооружен 20-мм автоматической зенитной пушкой Flak 38 L/112.5 и представлял собой самоходную зенитную установку. Помимо 20-мм зенитного автомата. Sd.Kfz.251/17 имел дополнительное вооружение в виде двух пулеметов MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм. Боекомплект машины насчитывал 600 выстрелов для пушки Flak 38 и 2010 патронов для пулеметов. Для ведения стрельбы наводчик имел в своем распоряжении стандартный прицел ZF 3x8. Боевая масса машины достигала 8800 кг, ее обслуживание обеспечивал экипаж в составе 4-6 человек. Испытания первых прототипов начались 26 октября 1943 года. Испытывались машины, изготовленные на базе бронетранспортеров Sd.Kfz.251 модификаций Ausf А и В. Кроме того, была выпущена серия машин на базе Sd.Kfz.251 Ausf. С. В конце войны появилась модель с лафетом, который обеспечивал вращение пушки на 360°. На бронетранспортерах поздних производственных серий пушка размещалась по центру корпуса в маленькой башенке. Борта боевого отделения машин этой модели откидывались в стороны, образуя платформу, на которой было удобнее работать артиллерийскому расчету. В 1943 году был разработан проект самоходной артиллерийской установки на базе Sd.Kfz.251 с боевым отделением как на бронетранспортере Sd.Kfz.10/5. Бронетранспортеры Sd.Kfz.251/17 использовались главным образом в частях люфтваффе в качестве средств, противовоздушной обороны. Кроме того, ими укомплектовывались некоторые танковые подразделения.

 

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Sd.Kfz.251/21

 

Следующей моделью Sd.Kfz.251 стала самоходная зенитная установка, вооруженная строенной зенитной пушкой «Маузер» MG 151/15 калибра 15 мм, а позднее MG 151/20 калибра 20 мм, которые представляли собой стандартное вооружение самолетов люфтваффе.

Трехствольный зенитный автомат был смонтирован на защищенной бронелистом тумбовой установке, расположенной внутри боевого отделения бронетранспортера. Казенные части пушек были развернуты таким образом, что эжекторы стреляных гильз смотрели в разные стороны. Гильзы и звенья патронной ленты попадали в емкость, находившуюся при средней пушке. Патронные коробки располагались в тумбовой установке и перемещались вместе с артиллерийской системой. Чаще всего боекомплект состоял из 400 патронов для средней пушки и 250 патронов для каждой крайней. Определенные трудности возникали с пополнением боекомплекта для средней пушки. Для стрельбы использовались зажигательные, трассирующие и бронебойные боеприпасы. Наводчик располагался за пушками и наводил установку на цель с помощью двух маховиков, расположенных по обе стороны от замков пушек. Для прицеливания использовались оптический и кольцевой прицелы. Запасные патронные ленты хранились в корме боевого отделения бронетранспортера. Полный возимый боекомплект состоял из 3000 патронов. Машина обслуживалась экипажем из 6 человек. Небольшая серия бронетранспортеров Sd.Kfz.251/21 модификации Ausf.С была выпущена без броневой защиты зенитной установки. В качестве дополнительного вооружения бронетранспортер Sd.Kfz.251/21 оснащался 7,92-мм пулеметом MG 42, который крепился на специальном кронштейне в кормовой части боевого отделения машины.

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Wirbelwind (Flakpanzer IV)

 

 

 

Flakpanzer IV Wirbelwind (рус. Противовоздушный танк IV «Смерч») — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны на базе самого массового танка вермахта — Pz. IV.  В начале Второй мировой войны при тотальном господстве Люфтваффе в воздухе Вермахт не был заинтересован в создании ЗСУ. Однако после коренного перелома в ходе войны союзные войска начали завоевывать господство в воздухе, и у германской армии возникла потребность в мобильной и хорошо вооруженной зенитной самоходной установке. В начале весны 1944 года концепцию такой машины выдвинул гауптштурмфюрер 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» Карл Вильгельм Краузе. Он ознакомил со своим предложением командира 12-го танкового полка СС оберштурмбаннфюрера Макса Вюнше, после чего идея была одобрена лично А. Гитлером.  Прототип ЗСУ «Wirbelwind» был построен в мае 1944 года на шасси повреждённого в боях и возвращённого для капитального ремонта танка PzKpfw IV. Стандартная башня танка была демонтирована, а на её место установлена новая — девятигранная с открытым верхом, в которой размещалась счетверенная 20-мм зенитная артиллерийская установка 2 cm Flakvierling 38 L/65. Несмотря на то, что крыша повысила бы защищенность расчета, башня осталась открытой по причине проблем с вентиляцией боевого отделения: четыре автоматических орудия выбрасывали большое количество пороховых газов. За свой вид, напоминавший формочку для запекания кексов, башня получила прозвище «Keksdose».

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Kugelblitz (Flakpanzerkampfwagen IV)

 

 

Flakpanzerkampfwagen IV (3 cm M.K. 103 Zwilling), «Кугельблиц» (нем. Kugelblitz — «шаровая молния») — германская опытная зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны. Создана фирмой «Даймлер-Бенц» в 1944 году, на шасси среднего танка PzKpfw IV. Планировалось начать выпуск «Кугельблицев» уже осенью того же года, однако из-за непрекращающихся задержек, вызванных тяжёлым положением германской промышленности выполнить даже сокращенный план в полной мере не удалось. Одной из главных причин стал захват союзниками предприятий фирмы Deutsche Edelstahlwerke, которая к тому времени стала главным субподрядчиком. Фактически, удалось собрать только три опытных образца, один из которых поставили в октябре 1944 года и два в марте 1945 года. Если для изготовления первого прототипа использовали ремонтный Pz.Kpfw.IV Aufs.H, то нет никаких данных о двух других прототипах. О боевом применении этих самоходок известно очень мало. Согласно зарубежным источникам один “Kugelblitz” использовался в боях на Восточном фронте. Предположительно, ЗСУ привлекалась для обеспечения ПВО аэродрома Spatenberg и 1-го апреля 1945 года была уничтожена советскими войсками. Ещё две турели были отправлены в Берлин, где использовались в качестве стационарных огневых точек. В настоящее время сохранилась только одна турель, которая демонстрируется в экспозиции Lehrsammlung der Heeresflugabwehrschule (Rendsburg). Однако, в 1996 году на склоне горы Spatenberges были обнаружены элементы второй башни, которые были отправлены для восстановления.

 

 

 

 

ЗСУ

ЗСУ Gepard

 

Gepard — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ). Предназначена для непосредственного прикрытия сухопутных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 100 м до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350—400 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 4500 метров с места, с короткой остановки и в движении.

Когда в 1950-х годах создавался Бундесвер, он получил из США пятьсот 40-мм спаренных ЗСУ М42. M42 имела неплохую дальность стрельбы, но наведение осуществлялось при помощи оптико-механических прицельных приспособлений, не отвечавших требованиям современности и не обеспечивавших поражение высокоскоростных маневрирующих воздушных целей, для чего требовались ствольные системы повышенной дальнобойности, плотности и интенсивности огня. С конца 1960-х годов делались попытки создать новую систему, но они не привели к постановке опытных образцов на вооружение. В 1966 году были заключены контракты на проектирование системы на базе шасси танка «Leopard 1», появившегося в то время на вооружении бундесвера, и после испытания спаренных 30-мм и 35-мм систем, была выбрана последняя для полномасштабной разработки. Головными разработчиками были немецкие компании Krauss-Maffei и Wegmann (после объединения этих двух компаний в 1999 году — Krauss-Maffei Wegmann), работавшие совместно с концерном Blohm & Voss, отвечавшим за изготовление башни и бронекорпуса, Siemens — радиолокационные средства (импульсно-доплеровская радиолокационная станция поиска и сопровождения целей MPDR 12/4 со встроенным радиолокационным запросчиком MSR-400), швейцарскими фирмами Oerlikon — зенитные автоматы, Contraves — система управления огнём с аналоговым баллистическим вычислителем транзисторного типа, обладающая функцией расчёта углов упреждения, вероятности поражения цели при текущих вводных данных и экономного расхода боеприпасов, Huber+Suhner — электроцепи, кабели и изоляция. После изготовления дополнительных прототипов система была принята на вооружение Бундесвера под наименованием «Flugabwehrkanonenpanzer Gepard» (Танк ПВО Гепард). В дальнейшем, работы по модернизации ЗСУ реализовывались в рамках многонациональной программы НАТО, в которой помимо ФРГ принимали участие военные ведомства и предприятия оборонной промышленности ещё трёх стран, Италии, Бельгии и Нидерландов.

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник:  https://wiki.warthunder.ru/Flakpanzer_I, https://warspot.ru/14632-prostaya-i-lyogkaya-zenitnaya-samohodka, https://www.drive2.ru/b/288230376151917842/, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Sd.Kfz.6/2, http://armoredgun.org/brm009/germ_35.html, http://cardarmy.ru/armor/sdkfz72.htm, http://aviarmor.net/tww2/halftracks/germany/sws_aa.htm, https://ru.wikipedia.org/wiki/Flakpanzer_38(t), https://war-book.ru/zsu-mobelwagen/, https://coollib.com/b/276104/read, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ostwind, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Flakpanzer_V, http://zonwar.ru/bronetexnika/armored_IIMV/Sd_Kfz_251_A_B_C_D.html, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Wirbelwind, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Kugelblitz, https://ru.wikipedia.org/wiki/Гепард_(ЗСУ).

Легкие танки 1ч,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч, 2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль