САУ

САУ Sturmpanzer -I (Bison)

 

Sturmpanzer -I (Bison) — одна из самых первых немецких САУ вермахта, разработанное как штурмовое орудие поддержки пехоты. По сути дела, представляло из себя Ваффентреггер (носитель пушки). В производстве находилась лишь несколько месяцев в конце 1939 — начале 1940 годов. Машина не разрабатывалась с нуля, став симбиозом ходовой части от Pz. Kpfw. I B и 150-милиметровой гаубицы sIG 33. Технические характеристики Bison были схожи с Panzer IB, поскольку они имели один и тот же двигатель Maybach HL38 TR в 100 лошадиных сил, что при массе свыше 7 тонн позволяло достичь 40 км/ч по дороге и до 15 км/ч по пересеченной местности. С Pz.I демонтировалась башня, а на крыше боевого отделения на стальных опорах устанавливалась, вместе с лафетом, колёсами и броневым щитком, 150-мм пехотная гаубица s.I.G.33, причём орудие sIG 33 не снималось с колес. Данное орудие находилось в производстве с 1933 года. Вся установка защищалась броневой рубкой, открытой сверху и с кормы. Это решение оказалось неудачным, поскольку большая высота (более 3-х метров) конструкции и большой вес устанавливаемой артсистемы делали машину чрезвычайно склонной к опрокидыванию, к тому же ходовая часть оказалась сильно перегруженной. Экипаж Sturmpanzer I в общей сложности состоял из пяти человек, но, поскольку само орудие могло уместить только три снаряда для 150-мм пушки, двое членов экипажа находились в сопроводительных транспортных грузовиках, развозивших дополнительные снаряды.  Изготовленные 38 САУ поступили на вооружение 701—706-й рот самоходных тяжелых танковых дивизий перед наступлением на Бельгию и Францию в мае-июне 1940 г. В период с февраля по апрель 1942 года отправлены в Ливию, в Северную Африку. В эксплуатации они оказались очень ненадежными и постоянно ломались. Через короткое время на ходу осталось всего несколько машин, а остальные использовались на запчасти. К 2 декабря 1942 года, в боях было потеряно восемь Bison. Остальные шесть машин воевали в составе DAK — Deutsches Afrika Korps вплоть до весны 1943 года, когда был брошен последний подбитый Bison.Последние применения этой артсистемы в СССР относятся к боям осенью 1941 г.  Впоследствии гаубицы sIG перебрались на более мощную ходовую часть от Pz. II.

 

 

 

САУ

САУ Sturmpanzer-II

 

15 cm s.I.G.33B Sfl, известная также как Штурмпанцер II (нем. Sturmpanzer II, StPzII), германская самоходная артиллерийская установка периода Второй мировой войны. Относилась к классу самоходных гаубиц, формально классифицировалась как штурмовое орудие.  Была создана в 1940 году на шасси лёгкого танка Panzerkampfwagen II фирмой «Алкетт». В 1940 году Алкетт создал прототип 15-см самоходной пушки sIG 33 на шасси танка PzKpfw II Ausf. B. Первоначально пушка с колесами была размещена над корпусом танка, однако это решение оказалось безуспешным. В следующем прототипе с середины года пушка без колес была размещена внутри открытого корпуса и имела угол выстрела от -1,5 ° до 70 ° по вертикали и 13 ° по горизонтали. Испытания опытного образца показали, что его шасси перегружено, двигатель перегревается, и внутри корпуса остается очень мало места. Именно поэтому Штурмпанцер II испытательной серии получили недавно построенное шасси на основе компонентов PzKpfw II, увеличенное на 600 и Расширенное на 320 мм. Расширение шасси заставило добавить шестую пару дорожных колес. Чтобы увеличить пространство, двигатель был установлен поперечно корпуса. Открытые закрылки над двигателем улучшали охлаждение, но в жарком климате его было недостаточно. Броня была изготовлена​из броневых пластин толщиной 15 мм, спереди всего 30 мм, а верхняя часть была открыта. Запас боеприпасов составлял 10 снарядов для 150-мм гаубицы (30, согласно более старому источнику).  Проведенные модификации означали, что шасси танков PzKpfw II, снятых с вооружения, не могло быть использовано для создания новых орудий. Несмотря на расширение корпуса, пространство внутри него было все еще слишком мало для 150-мм орудия. Поэтому в декабре 1941 г. и январе 1942 г. на заводе Alkett было выпущено всего 12 экземпляров пробной серии. Первые 7 самоходных установок были сданы в декабре 1941 года, оставшиеся 5 – в январе 1942 года. Все выпущенные Sturmpanzer II распределили по 707-й и 708-й батареям тяжелых пехотных орудий, которые были отправлены в Германский Африканский корпус. Первой на фронт отправилась 708-я моторизованная батарея sIG. Случилось это в феврале 1942 года. В Северной Африке батарею включили в состав 90-й легкой дивизии. В апреле 1942 года в 90-ю легкую дивизию попала и 707-я моторизованная батарея. Показали себя неудачной конструкцией из-за крайней перегрузки базового шасси. Не стоит удивляться, что в условиях Африки 15 cm sIG 33 B Sfl стали для экипажей источником непрекращающейся головной боли. Из строя самоходные установки стали выходить еще до того, как вступили в бой. В конце мая командование 90-й легкой дивизии доложило, что обе батареи фактически небоеспособны. Машины испытывали проблемы с моторами и вечно перегревались. Если с мотором хоть что-то можно было сделать, то с низкой маневренностью приходилось просто мириться. Одним словом, к Северной Африке данная машина оказалась совершенно не приспособлена.  К концу октября 1942 года из 12 машин в строю осталось 8. После того, как англичане под Эль-Аламейном перешли в контрнаступление, не особо удачная боевая карьера 15 cm sIG 33 B Sfl и вовсе быстро закатилась. Ко 2 декабря все эти машины оказались потеряны, причем большинство – по техническим причинам. 6 САУ достались англичанам на сборном пункте аварийных машин. Позже несколько установок оказалось в египетской армии. Последняя 15 cm sIG 33 B Sfl была уничтожена в 1948 году в ходе войны за независимость Израиля.

 

 

 

САУ

САУ 105 leFH18B2

 

После захвата Франции немцы получили в свое распоряжение некоторое количество трофейных французских танков самых разных годов и, соответственно, в разном техническом состоянии. В марте 1941 года Адольф Гитлер приказал создать на базе захваченных устаревших тяжелых французских танков B2 самоходные артиллерийские установки. Их предполагалось использовать для поддержки создаваемых на том же шасси огнеметных танков Flammenwerfer Auf Pz.Kpfw.B2. Поставленная перед конструкторами задача была решена посредством установки в открытой рубке гаубицы 105 мм leFH18 с УВН −5 ° +20 ° и УГН 14 °.  Первый прототип с рубкой из небронированной стали был готов к июню 1941. Необходимо отметить, что полностью исправных шасси танков B2 было крайне мало. Согласно производственному плану Waffenamt (Управления Вооружения) машина, получившая полное наименование 105mm leFH18-3 (Sf) auf Geschutzwagen B-2(f), выпускалась в 1941 году в количестве 10 единиц (двумя производственными партиями по 5 единиц), а в 1942 году было переоборудовано еще 6 единиц. Таким образом фирмой Rheinmetall Borsig в Дюссельдорфе было выпущено всего 16 таких самоходных установок. Машинам были назначены в алфавитном порядке буквы A — P. Выпущенные самоходки поступали на вооружение 93 артиллерийского полка 26 танковой дивизии, где были сформированы 3 взвода по 4 единицы. При эксплуатации машин сразу же выявились такие недостатки как перегруженность и низкая маневренность. По состоянию на 31 мая 1943 года из отчетных 15 единиц в полку были боеспособны 14, которые тогда же были переданы в учебное подразделение в Гавр, а взамен дивизия получила 12 машин Wespe. В последствии, с осложнением оперативной обстановки эти учебные машины вновь вернули в строй и они были приданы 90 танковой дивизии, действовавшей в Сардинии.

 

 

САУ

САУ G.Pz.MK-VI (E)

 

В отличие от многочисленных французских бронированных машин, британские танки немцами в массовом порядке никогда не использовались и не переделывались. Исключение в какой-то мере составляли только легкие английские танки Mk VI. По всей видимости, по той причине, что они составляли основу танкового парка Британского экспедиционного корпуса во Франции и были захвачены немцами в хоть сколько-то значительных количествах. На шасси данных танков немцами изготавливались два типа САУ, вооруженных 105-мм легкой полевой гаубицей leFH 16 и 150-мм тяжелой полевой гаубицей 15 cm sFH 13.  В обоих случаях речь шла об использовании устаревших артиллерийских систем периода еще Первой мировой войны. Вариант самоходной гаубицы с полным обозначением 10,5cm leFh16 auf Fgst Geschutzwagen Mk.VI(e) был готов уже летом 1940 года. Доработки машины были в первую очередь связаны с установкой на танковое шасси 105-мм гаубицы на специальном лафете. Артиллерийское орудие с длиной ствола 22 калибра и не имеющее дульного тормоза получило углы вертикального наведения в пределах от -8 до +41 градусов. Экипаж самоходки включал в себя 5 человек: механика-водителя, командира, наводчика и двух заряжающих.  Гаубица была расположена в открытой сверху и сзади бронированной рубке, которая появилась на месте танковой башни в кормовой части боевой машины. Толщина брони рубки составляла от 12 до 20 мм, бронелисты рубки были расположены под небольшими углами и обеспечивали защиту от попаданий пуль и осколков. В качестве альтернативного варианта рассматривалась также установка 150-мм гаубицы sFH 13. Однако орудие столь большого калибра для шасси легкого британского танка было чересчур мощным, что вело к проблемам при стрельбе. Однако несколько трофейных танков (до 6) были все-таки вооружены и таким орудием. Всего немцы собрали 12 самоходных установок, вооруженных 105-мм гаубицей, и 6 — 150-мм гаубицей. Для их выпуска были использованы наиболее хорошо сохранившиеся британские танки Mk.VIb и Mk.VIc, которые хранились на пунктах сбора трофейной техники во Франции. По сути это были танкетки с вращающимися башнями, массой чуть более 5 тонн. На базе этих легких британских танков немцы также создали транспортер боеприпасов (12 машин) и подвижный наблюдательный пункт (4 машины). Все САУ и сопутствующая техника поступали на вооружение 227-го артиллерийского полка, а также вновь сформированной в рамках данной части 1-й батареи штурмовых орудий. Скорее всего, самоходки вместе с полком отбыли на Восточный фронт в октябре 1941 года. Боевое крещение данные самоходные гаубицы приняли в боях под Ленинградом. Причем, по отзывам немцев, они могли использоваться даже для борьбы с советскими танками. Самоходки на английском шасси провоевали в СССР до конца 1942 года, когда в боях были потеряны последние машины данного типа.

 

 

САУ

САУ Sd.Kfz.135/1

 

15 cm s.FH.13 / 1 (Sf) auf  Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f)  - немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц периода Второй Мировой войны, легкая по массе. По ведомственным рубрикатором министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.135 / 1.  Эта боевая машина была создана в 1942 году на базе бывших французских бронетранспортеров «Lorraine», захваченных вермахтом в 1940 году. Также как ходовая часть для сходных по конструкции и назначению САУ под тем же названием применялись и шасси трофейных легких танков «Гочкиса» H 35 и H 39, а также «Рено» R 35. Стимулом для появления этой САУ стала потребность Вермахта в повышении мобильности тяжелой полевой артиллерии. Переработкой трофейных БТР в САУ занималась фирма «Альфред Беккер» в г.. Крефельд летом 1942 года. Пушечная установка размещалась в кормовой части машины в неподвижной бронированной рубке, открытой сверху и сзади.  Большинство (94 из 107) Sd.Kfz.135 / 1 вооружались 150-мм тяжелой гаубицей s.FH.13 / 1 . 12 переработанных в САУ БТР «Lorraine» в качестве основного вооружения имели адаптированную для установки на самоходную базу 105-мм легкую гаубицу le.FH.18 / 40 , а одна даже была оснащена 122-мм гаубицей обр. 1938 (М-30), что маркировалась на немецкой службе как 12,2 cm s.FH.396 (r). Самоходные гаубицы на базе БТР «Lorraine» с 150-мм орудием воевали в Северной Африке в составе 21-й танковой дивизии, но в основном использовались для учебных целей во Франции.  С началом высадки союзников в Нормандии в июне 1944 году они стали активно применяться в боях на западноевропейском театре военных действий.  ?Одна уцелела САУ этого типа экспонируется в музее Абердинского испытательного полигона Армии США.

 

 

 

 

САУ

САУ Pz.Sfl.IVb

 

10,5 cm leFH18/1(Sf) auf Geschutzwagen IVb(другое название Pz.Sfl.IVb) — немецкая самоходная артиллерийская установкавремён Второй Мировой войны на базе танка PzKpfw IV. Относилась к классу самоходных гаубиц. САУ была представлена фирмой Krupp. Были продемонстрированы два прототипа, V1 и V2. Корпус САУ был сходен с корпусом танка PzKpfw IV Ausf A. Он претерпел только одно изменение: был демонтирован пулемёт, находившийся в пулемётном гнезде в передней части корпуса. В отличие от модели танка PzKpfw IV, количество нижних опорных катков на одном борту уменьшилось с 8 до 6, а количество верхних — с четырёх до трёх. Направляющие катки были расположены сзади, а ведущие — спереди. Спереди располагалась трансмиссия САУ. Боевое отделение самоходной гаубицы было расположено в центре, а моторное — сзади. На корпусе устанавливалась рубка, имевшая возможность вращения на 70 градусов. В ней размещалось вооружение танка — 105-миллиметровая гаубица 10.5cm leFH 18/1 (Sf). Первые два прототипа, V1 и V2, удовлетворили военных, и фирма Kruppполучила заказ на 10 серийных машин. Все они поступили в армию к январю 1943 года. Одним из главных недостатков было недостаточное бронирование: бронелисты рубки САУ обеспечивали лишь противопульную защиту экипажа. Самоходная гаубица не была рассчитана для использования в качестве штурмового орудия или истребителя танков. Однако, САУ были обшиты дополнительными листами бронирования и вели бой с близкого расстояния.. Опыт применения самоходных гаубиц показал их успешность, и вскоре был объявлен новый заказ: поставка 200 САУ 10,5 cm leFH18/1(Sf) auf Geschutzwagen IVb. Однако, после появления САУ Wespe, использовавшей как основу устаревший лёгкий танк PzKpfw II, военные отменили заказ.

 

 

 САУ

САУ Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf)

 

Главная Гусеничная бронетехника Германия Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Транспортер вооружений \ легкая гаубичная САУ adminobnov 07.09.2018 0 Поделились Официальное обозначение: Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Альтернативное обозначение: Год начала работ: 1942 Год постройки первого прототипа: 1943 Стадия завершения работ: остался на уровне прототипов. В рамках программы “транспортера вооружений”, начатой в 1942 году, фирма Rheinmetall-Borsig, в противовес Krupp, представила более простой вариант гаубичной САУ, которая получила обозначение Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf). Ходовая часть, трансмиссия и корпус были практически идентичны Heuschrecke 10, за некоторыми мелкими доработками. Выбранное шасси Pz.III/IV отличалось от стандартной “четверки” увеличенным расстоянием между опорными катками (соответственно – удлиненным корпусом) и использованием ведущих колес от Pz.Kpfw.III. Бензиновый двигатель Maibach HL90 мощностью 360 л.с. и трансмиссия перешли от серийного танка. Главная Гусеничная бронетехника Германия Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Транспортер вооружений \ легкая гаубичная САУ adminobnov 07.09.2018 0 Поделились Официальное обозначение: Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Альтернативное обозначение: Год начала работ: 1942 Год постройки первого прототипа: 1943 Стадия завершения работ: остался на уровне прототипов. В рамках программы “транспортера вооружений”, начатой в 1942 году, фирма Rheinmetall-Borsig, в противовес Krupp, представила более простой вариант гаубичной САУ, которая получила обозначение Leichte PzH18/40/2 auf Geschutzwagen III/IV (Sf). Ходовая часть, трансмиссия и корпус были практически идентичны Heuschrecke 10, за некоторыми мелкими доработками. Выбранное шасси Pz.III/IV отличалось от стандартной “четверки” увеличенным расстоянием между опорными катками (соответственно – удлиненным корпусом) и использованием ведущих колес от Pz.Kpfw.III. Бензиновый двигатель Maibach HL90 мощностью 360 л.с. и трансмиссия перешли от серийного танка. Упрощение конструкции заключалось в установке обычной гаубицы leFH18/1 в башню с круговым вращением вместе с лафетом, но без колес. Из-за этого размеры башни, сравнительно с Heuschrecke 10, увеличились и она стала выступать за габариты корпуса. Это повлекло за собой введение бронированных коробок, которые ставились на надгусеничных полках под башней. Изменениям подвеглась носовая часть корпуса и бронировка моторного отделения, верхние бортовые листы которого установли под наклоном. Также планировалось использование передвижной платформы, но крепление колес на кормовом листе корпуса было совершенно другим. В тоже время, портальный кран на прототие отсутствовал. Такой подход привел к тому, что масса “транспортера вооружения” от Rheinmetall-Borsig значительно возросла. Отчасти по этой причине пришлось уменьшить толщину бронирования. Если корпус имел 20-мм броню, лобовая часть надстройки 30 мм, то башня изготовлялась из 10-мм бронеплит, причем крыша у неё отсутствовала. Несмотря на это боевая масса GW III/IV(Sf) составила 25 тонн, что было на две тонны больше, чем у прототипов фирмы Krupp. Пожалуй, единственным преимуществом перед Heuschrecke 10 был только увеличенный до 80 выстрелов боекомплект. На испытаниях зимой 1943 года легкая гаубичная САУ показала практически те же тактико-технические данные, что и Heuschrecke 10. Однако очевидная слабость бронирования и изменение требований к подобного рода самоходкам не позволили довести дело даже до предсерийного производства. Дальнейшая судьба прототипа остается пока неизвестной.

 

 

 

 САУ

САУ 7,5cm PAK-40 auf Raupenschlepper Ost (RSO/PaK40)

 

Официальное обозначение: 7.5cm PaK 40/4 Raupenschlepper “Ost” (Sf) Альтернативное обозначение: Год начала работ: 1942 Год постройки первого прототипа: 1943 Стадия завершения работ: в 1943 году построено 60 экземпляров, часть которых отправили на фронтовые испытания. Гусеничные тракторы-тягачи Raupenschlepper Ost (RSO), поступившие на оснащение частей вермахта в 1942 году, применялись для множества задач, однако наиболее необычными выглядели проекты, связанные с установкой вооружения. Без сомнения, идея использования тракторного шасси в данном качестве была далеко не новой, но немецкие инженеры в этом отношении вышли на качественно новый уровень. Основной предпосылкой для создания таких машин стало требование OKW обеспечить более высокую мобильность противотанковых подразделений, которые к началу 1943 года во все больших количествах стали поставляться 75-мм орудия. Для их буксировки требовался 1,5-тонный грузовик или полугусеничный тягач, но в условиях русского бездорожья и нестабильных погодных условий даже эти транспортные средства не всегда оказывались эффективными.

По предложению фирмы Styer был создан проект установки противотанкового орудия 7.5 cm PaK 40/1 на транспортную площадку тягача RSO. Эта машина была выбрана не случайно, поскольку её ходовая часть имела приемлемый клиренс 550 мм. В оригинальном варианте тягачи оснащались закрытыми кабинами «автомобильного» (RSO/01) или «упрощенного» (RSO/02 и RSO/03) типа, а также откидными деревянными бортами. На самоходных установках устанавливалась небольшая бронированная надстройка для водителя, а борта отсутствовали. На полу кабины устанавливался двигатель: бензиновый 8-цилиндровый Steyr мощностью 85 л.с. или дизельный Deutz мощностью 66 л.с. Орудие устанавливалось на специальной платформе с возможностью практически кругового обстрела и не имело бронирования. Шасси оставалось без изменений и, применительно на один борт, состояло из 4-опорных катков с подвеской не листовых рессорах, переднего ведущего колеса, заднего направляющего колеса и мелкозвенчатой гусеницы, набираемой из стальных траков. Трансмиссия механического типа включала коробку передач, обеспечивавшей 4 скорости движения вперед и 1 скорость заднего хода. Ознакомившись с проектом А.Гитлер распорядился сразу же начать постройку небольшой партии самоходок на шасси RSO для проведения фронтовых испытаний, хотя прототип даже ещё не был построен. Тем не менее, испытания опытного образца прошли успешно и первые предсерийные машины были направлены в состав 743-го и 744-го батальона истребителей танков (Panzer Jager Abteilungen), а также в 18-ю танкогренадерскую дивизию (Panzergrenadier Division). В общей сложности было построено 60 предсерийных самоходок, но ещё до завершения сборки этой серии фирма Styer провела модернизацию. Шасси получило более широкую базу и траки, что позволило сместить центр тяжести вниз и улучшить устойчивость при движении по пересеченной местности. В октябре 1943 года руководство фирмы обратилось в министерство вооружений с просьбой развернуть производство модернизированных RSO, выпуск которых планировалось начать в 1944 года. Кроме того, был разработан проект новой самоходки, оснащенной 88-мм орудием PaK 43 L/71 и новым 8-цилиндровым двигателем. Эта машина получила обозначение PzJag K43, но до конца войны в серийное производство она не попала.

 

 

 

САУ

САУ Grille ausf (H,M) (Sd.Kfz. 138/1)

 

Sturmpanzer 38(t), официально Geschützwagen 38(t) für s.IG.33/2 (Sf) или 15 cm s.IG.33/2 auf Panzerkampfwagen 38(t), также Grille — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц периода Второй мировой войны, лёгкая по массе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 138/1. Эта боевая машина была создана в 1942 году на базе устаревшего лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) фирмой BMM в Праге. Стимулом для появления этой САУ стала потребность вермахта в мобильной полевой артиллерии. Изначально предполагалось использовать для ходовой части САУ модифицированное шасси лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) модификации M с расположением силовой установки в середине корпуса. Однако оно было ещё не готово и первая партия из 200 машин, включая прототип, была изготовлена на базе Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. H с задним расположением моторного отделения. На шасси устанавливалась неподвижная рубка со 150-мм тяжёлым пехотным орудием s.IG.33. Выпуск этой модификации продолжался с февраля по июнь 1943 года. В сентябре 1943 на том же шасси собрали еще 10 установок. Шасси со средним расположением мотора дорабатывалось несколько месяцев, в результате чего прототип САУ варианта M с задним расположением боевого отделения появился только в ноябре 1943, а серийное производство началось в декабре (всего 180 установок), более удобным для обслуживания орудия и подачи боеприпасов с грунта и продолжалось до апреля 1945. Кроме того в сентябре 1944 в эти САУ переделали 10 шасси, предназначенных для Flakpanzer 38(t). В дополнение к ним с января по май 1944 выпустили 102 бронированных подвозчика боеприпасов, которые по сути были теми же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. При необходимости прямо в полевых условиях пехотное орудие sIG.33/2 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ.

 

 

 

САУ

САУ Wespe (Sd.Kfz. 124)

 

Wespe (нем. Wespe — «оса») — лёгкая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии обозначалась как Sd.Kfz. 124. Основным вооружением машины была широко распространённая в немецкой артиллерии 105-мм гаубица leFH 18. Также на Wespe устанавливалась гаубица leFH 16. В классе лёгких самоходных гаубиц признана одной из удачнейших САУ своего времени, главным образом, благодаря компактности, хорошей подвижности и отличной баллистике орудия. Однако по огневой мощи уступала основным противникам: советской СУ-122 и американской M7 Priest, превосходя только британские Bishop и Sexton. Экипаж Wespe состоял из пяти человек. САУ выпускалась на базе шасси снятого с вооружения лёгкого танка PzKpfw II Ausf F. Как и в случае с Hummel, планов производства leFH 18/2 (Sf) auf GW II на Alkett не было. Предприятие на тот момент полностью переключилось на выпуск самоходных установок StuG 40. Вполне логичным решением стало использование мощностей заводов, которые занимались выпуском Pz.Kpfw.II Ausf.F и машин на его базе. Танки этого типа выпускались на заводах FAMO в Бреслау и Ursus в Варшаве. Первые две серийные машины приняли в феврале 1943 года, 30 в марте, 136 в апреле. Всего в 1943 году выпустили 517 САУ и 104 (первые 10 в июне) транспортеров боеприпасов. До середины 1944 года собрали еще 159 и 55 машин соответственно . Всего было выпущено 676 САУ и 159 транспортёров боеприпасов Mun Schl на её базе.  Самоходные установки Wespe впервые получили применение во время Третьей битвы за Харьков в составе танковых дивизий СС. Штатно входили по 6 САУ и 2 транспортера боеприпасов в каждую из двух батарей самоходной артиллерии (3-я на Hummel) артиллерийского полка танковых и панцер-гренадерских дивизий и воевали на всех фронтах до конца войны.

 

 

САУ

САУ Heuschrecke-10

 

Heuschrecke 10 (нем. Саранча 10) — прототип немецкой самоходной гаубицы времен Второй мировой войны. Орудие разрабатывалось фирмой «Крупп-Грузон» в 1943-44 гг. Официальное название орудия — 10.5 cm leFh 18/1(Sf) auf Geschützwagen IVb (105 мм легкая полевая гаубица 18/1 L/28 на шасси Geschützwagen IVb). Отличительной чертой Heuschrecke 10 была съёмная башня, которая могла буксироваться другим транспортным средством, а также быть установлена в виде дота.  Фирма «Крупп» изготовила только три прототипа. Для Heuschrecke изначально использовал укороченное шасси от Panzerkampfwagen IV, но затем было решено использовать шасси Geschützwagen IVb, разработанное для САУ Хуммель. Массовое производство Heuschrecke было запланировано на начало февраля 1945 года, но так и не было начато.  В конце сентября 1939 фирма Круппа разработала «первую настоящую самоходную артиллерийскую установку» под названием Sd.Kfz. 165/1 (Sonderkraftfahrzeug 165/1 — Боевая машина специального назначения 165/1). Sd.Kfz. 165/1 был внешне похож на Heuschrecke, но не имел механизма для снятия башни. В январе 1940 г. Вермахт провел серию испытаний этой САУ. В 1941 году было построено несколько прототипов на основе укороченного шасси PzKpfw IV, вооруженных 105-мм гаубицей leFH 18/1 L/28. На прототипе был установлен 6-цилиндровый двигатель Maybach HL66P, мощностью 160 л. с. Серийная модель должна была оснащаться 12-цилиндровым двигателем Maybach HL90, мощностью 360 л. с. Была заказана постройка 200 установок, но было построено всего 8 прототипов, которые, впоследствии, прошли боевые испытания на Восточном фронте.  Нацистское командование считало, что производство Heuschrecke помешает выпуску необходимых на фронте танков. К тому же, количество материалов, необходимых для постройки данной САУ было столь велико, что Круппу и другим фирмам было дано указание прекратить выпуск Heuschrecke.  Большая часть САУ так и осталось на стадии сборки. По мнению главного инспектора бронетанковых войск Гудериана САУ Heuschrecke оказалась достаточно интересной, однако в то же время он признавал, что развитие этого орудия не оправдывает возможных помех в производстве танков. Разработка Heuschrecke была прервана в феврале 1943 г.

 

 

 

САУ

САУ 15 cm sIG 33/2 (Sf) auf Jagdpanzer 38 (Hetzer-Bison)

 

В середине 1944 г. на фирме «ВММ» производились два вида шасси: «Jagdpanzer 38» («Хетцер») и «GW 38» («Мардер» и «Бизон»). Это усложняло производство, обслуживание и ремонт различных боевых машин, тем более, что «Мардер» уже снимался с производства, а слабое бронирование «Бизона» все более ограничивало области его применения. В сентябре 1944 г. ОКН принимает решение об установке 150-мм орудия sIG 33 на шасси «Jagdpanzer 38» («Хетцер»).  Проект САУ и опытный образец построили довольно быстро. В качестве базы использовали «Bergerpanzer 38», в боевом отделении которого вместо лебедок и такелажного оборудования разместилось орудие sIG 33/2, дополнительно прикрытое спереди и с боков броневыми листами толщиной 10–15 мм. После испытаний новая САУ была отнесена к разряду «штурмовых танков», но ее производство сдерживалось рядом факторов, среди которых была загруженность заводов «ВММ» и «Шкода» выпуском истребителей танков и их ремонтом. В конце ноября 1944 г. заказ на производство этих штурмовых танков был передан, видимо, на фирму «Алкетт», где их изготовили в количестве 24 штук и еще 7 машин было переделано из ремонтных «Хетцеров». Впрочем, возможно, производством этих машин занималась фирма «Фредерик Крупп» (зарубежные эксперты до сих пор не пришли к единому мнению, так как ни фирма «ВММ», ни «Skoda» серийно их не выпускали).

 

 

 

 

 

 

 

САУ

САУ Hummel

 

Hummel (с нем. — «шмель», полное название — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel) — немецкая самоходная гаубица калибра 150 мм периода Второй мировой войны. В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились аргументы в пользу создания единого танка на базе PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было создано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Но в марте, после установки 75-мм длинноствольного орудия на Pz. IV Ausf. F2, проект «единого танка» закрыли, но созданное шасси было решено использовать, как базу для самоходной артиллерийской установки с 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходки занималась фирма Alkett, которая уже разрабатывала проект установки 105-мм орудия 10,5 cm leFH 18 на шасси PzKpfw III.   В июле проект был одобрен и было запланировано произвести 200 САУ. Но в октябре, после демонстрации Гитлеру проекта технически аналогичной самоходки, вооружённой 88-мм Pak 43/1 (будущий Насхорн), планы были скорректированы и до лета 1943 года было запланировано произвести по 100 машин каждого типа.  Производство самоходок Hummel началось в феврале на заводе фирмы «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, когда собрали первые 5 установок. В марте выпустили уже 26, в апреле — 49. В мае в производство пошли транспортеры боеприпасов и выпуск линейных САУ упал до 35 машин. К июню 1943 года было произведено 115 самоходок, из которых на линию фронта попали только 55, остальные были отправлены в учебные части. Всего же в 1943 году было изготовлено 368 машин, в 1944 году — 289, в 1945 году — 57 (42+9 гибридов в январе и 6 в феврале), из которых 9 были вооружены 105-мм гаубицами в рубках от Wespe. Кроме того Вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов на базе самоходки (в 1943 году — 96, в 1944 году — 61), которые без особых трудностей переделывались в войсках в боевые машины. Сколько подобным образом было переделано транспортеров — неизвестно. Всего же общий объём выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков боеприпасов. Машины получили серийные номера 320001 — 320813. 50 машин из указанного числа подвозчиков боеприпасов были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001 — 325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), благо в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV.  Последней версией самоходной установки стала машина, известная как Hummel-Wespe. Её появление стало результатом прекращения производства САУ Wespe, что произошло в июне 1944 года. Обсуждение перспектив создания Hummel-Wespe началось в октябре 1944 года. Машина, первоначально обозначавшаяся как le.Pz.Haub, то есть «лёгкая гаубица на танковой базе», представляла собой шасси GW III/IV, на которое устанавливалась 105-мм гаубица leFH 18/40. В связи с этим была переделана конструкция листов рубки в лобовой части, а также разработана бронировка гаубицы. Для защиты от вражеских гранат на крыше боевого отделения была установлена сетчатая конструкция.  Согласно планам, в феврале 1945 года ожидалось выпустить 40 таких САУ, 50 в марте, 80 в апреле, а до конца июня планировали получить в общей сложности 250 штук. Реальность оказалась иной: один опытный образец Hummel-Wespe был изготовлен Alkett в декабре 1944 года, ещё девять машин сделали в январе 1945 года. Серийно производить Hummel-Wespe предполагалось на заводе в Теплице, поскольку Дуйсбург подвергся массированной бомбардировке.

 

 

 

САУ

Sturmpanzer IV (Brummbar)

 

Sturmpanzer IV — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе среднего танка Panzer IV. Использовалась в сражениях под Курском, в Анцио, Нормандии, и помогала при подавлении восстания в Варшаве. Серийно выпускалась с апреля 1943 года, до капитуляции Германии было выпущено 306 экземпляров. Они были распределены по четырём отдельным батальонам штурмовых танков.  Официальное немецкое название — Sturmpanzer IV (Штурмпанцер IV).  По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 166.  Встречается название Sturmpanzer 43, где цифры означают начало выпуска машины, 1943 год. Немецкие солдаты между собой называли машину просто «Штупа» (StuPa) — сокращение от официального Sturmpanzer. Но более известно прозвище «Brummbär» (с нем. — «ворчун», транслитерируется как «Бруммбэр»), данное разведкой союзников, которое не использовалось самими немцами. В советских документах того времени эта САУ обозначалась как «Медведь».  Sturmpanzer был развитием танка Panzer IV и предназначался для непосредственной поддержки пехоты огнём, особенно в городских районах. В качестве базы использовалось шасси Panzer IV с верхней частью корпуса, башня же была заменена новой бронированной закрытой надстройкой — рубкой. Новым орудием стало 150-мм (5,9 дюйма) Sturmhaubitze (StuH) 43 L/12, разработанное Škoda. Оно стреляло теми же снарядами, что и тяжёлое пехотное орудие 15 cm sIG 33. Возимый боекомплект составлял 38 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Для прицеливания использовался оптический прицел Sfl.Zf. 1a. Из-за общего веса снаряда и гильзы работа заряжающего была трудной, особенно если орудие было возведено на высокий угол стрельбы (38 кг осколочно-фугасный снаряд и 8 кг гильза).  Возимый пулемёт MG 34 может быть закреплён в открытой створке люка заряжающего, подобно расположению на StuG III Ausf. G. Ранние машины имели пистолет-пулемёт MP 40, которым можно стрелять через пистолетные порты в рубке.  В ранних машинах водитель смотрел через смотровой прибор-щель Fahrersehklappe 80 (аналог на «Тигре»), расположенный в надстройке, выступающей вперёд из наклонённой лобовой бронеплиты рубки. Боевое отделение машин первой серии вентилировалось (плохо) сквозняком, выходившем в задней части рубки через две бронированных крышки. Боковые 5-мм экраны устанавливались на всех экземплярах, начиная со второй серии появились экраны нового дизайна.  Ранние штурмпанцеры были слишком тяжёлыми для исходного шасси, что приводило к частым поломкам подвески и трансмиссии. На второй серии с некоторым успехом были предприняты попытки для улучшения ситуации.  В октябре 1943 было решено, что орудие StuH 43 необходимо переработать, чтобы уменьшить его вес. Новая версия, получившая обозначение StuH 43/1, стала легче примерно на 800 килограммов, чем StuH 43. Вес сократился частично за счёт уменьшения брони на креплении орудия. Это орудие устанавливалось начиная с третьей серии.  На все машины до сентября 1944 года наносилось циммеритовое покрытие.

 

 

 

САУ

САУ Sturmtiger

 

«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, тяжёлая по массе. Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка «Тигр» и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях. Всего в 1943—1945 годах из линейных танков было переоборудовано 18 «Штурмтигров», включая прототип. Они ограниченно применялись в боях практически до самого конца войны, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий «Штурмтигры» не оказали.  За годы Второй мировой войны, в Германии были созданы многочисленные образцы штурмовых орудий, таких как StuG III, StuG IV или StuH 42, а также вооружённых 150-мм орудиями САУ на различных шасси. К 1942 году, однако, назрела необходимость в создании нового типа. Мощность 75-мм или 105-мм артиллерийской системы хорошо защищённых штурмовых орудий зачастую оказывалась недостаточной даже для разрушения полевых укреплений. Вооружённые же более крупнокалиберными орудиями САУ защищались лишь лёгким противоосколочным бронированием и были непригодны для осуществления ближней артиллерийской поддержки, особенно в городских условиях. В 1942—1943 годах на шасси PzKpfw IV были созданы и другие штурмовые орудия, вооружённые 150-мм гаубицей, такие как StuIG 33B или Sturmpanzer IV, известная также как «Бруммбэр» (нем. Brummbär — «гризли»). Но их боевое применение показало, что 150-мм пушки отнюдь не всегда достаточно, а построенные на базе перегруженного шасси поздних PzKpfw IV машины не могут нести достаточную для боёв в городских условиях бортовую и кормовую броню.  Для решения этих проблем подходило только шасси тяжёлого танка, способное нести орудие достаточного калибра, имея при этом требуемую броневую защиту. Первая попытка создания в Германии тяжёлого штурмового орудия относится к 1942 году, когда был разработан так и оставшийся на бумаге проект САУ «Бэр» (нем. Bär — «медведь»). САУ, использовавшая увеличенное шасси «Тигра», должна была весить около 120 тонн, защищаться 130-мм лобовой и 80-мм бортовой бронёй и быть вооружена 305-мм пушкой, размещённой в неподвижной рубке. Двигатель мощностью 700 л. с. должен был обеспечивать ей максимальную скорость 20 км/ч. После того как этот проект был отвергнут военными, с конца 1942 года на основе полученного в Сталинградской битве опыта, по личному приказу А. Гитлера, велась разработка тяжёлого штурмового орудия на базе тяжёлого танка PzKpfw VI «Тигр». По первоначальному проекту новая САУ, получившая неофициальное название «Штурмтигр», должна была вооружаться специально разработанной для неё 210-мм гаубицей, однако разработка последней затягивалась и ставила под угрозу срыва весь проект. В качестве замены этому орудию 11 апреля 1943 года А. Шпеером был предложен так и не принятый на вооружение кригсмарине 380-мм реактивный корабельный бомбомёт Raketenwerfer 61. Гитлер высоко оценил подобную инициативу, и в результате, уже 5 августа 1943 года был представлен окончательный проект вооружённого доработанным 380-мм бомбомётом «Штурмтигра». Планируемые объёмы выпуска «Штурмтигра» составляли 10 машин в месяц, и хотя этой цифры так никогда и не удалось достичь, выпуск САУ мог заметно повлиять на объёмы производства столь необходимого фронту базового танка. В связи с этим решено было использовать для сборки «Штурмтигров» шасси поступавших на капитальный ремонт «Тигров». Первый прототип с рубкой из неброневой стали был переоборудован фирмой Alkett и представлен заказчику 20 октября 1943 года. Новая машина получила высокую оценку Гитлера, но, несмотря на это, начало серийного производства «Штурмтигра» задерживалось, поскольку ряд офицеров Генштаба всячески затягивали выпуск ненужной, по их мнению, в сложившихся условиях машины. Их аргументами были как отсутствие необходимости в специализированном оружии для штурма городов, в то время как войскам вермахта приходилось постепенно переходить к обороне, так и сложности с поставками базовых танков. Несмотря на немалое число выпущенных «Тигров», эвакуация вышедших из строя или подбитых 56-тонных машин была непростым делом, поэтому на капитальный ремонт уходило сравнительно небольшое их количество. То обстоятельство, что для конверсии в потяжелевший на 10 тонн по сравнению с базовой машиной «Штурмтигр» годились только «Тигры» поздних выпусков, с внутренней амортизацией катков и двигателем модели HL 230 P45, также не способствовало росту числа доступных для переделки машин. Несмотря на это, под давлением Гитлера к лету 1944 года первая партия «Тигров» была всё же отправлена на завод фирмы Alkett для конверсии в САУ.  Производство рубок «Штурмтигра» осуществлялось фирмой Brandenburger Eisenwerke, а ремонт поступивших «Тигров» и окончательную сборку осуществляла Alkett на заводе в Берлине-Шпандау. Выпуск первой партии из 12 «Штурмтигров» шёл с 13 августа по 21 сентября 1944 года, после чего 6 октября того же года новая САУ была наконец принята на вооружение вермахта и началось распределение её по частям. Тем временем с развитием наступления советских войск на Восточном фронте количество доступных «Тигров» ещё более сократилось, поскольку теперь отступавшим немецким войскам приходилось чаще всего бросать неисправную или подбитую технику. В результате в дальнейшем была выпущена лишь одна партия из 5 «Штурмтигров», завершённая в декабре 1944 года. Всего же с октября 1943 по декабрь 1944 года было изготовлено 18 «Штурмтигров», включая прототип, на который была к 1944 году установлена рубка уже из броневой стали. Значительно отставал от плана и выпуск боеприпасов к ним: из 1400 заказанных 380-мм ракет к марту 1945 года были выпущены лишь 397, причём в войска успели поступить только 317 — менее двух полных боекомплектов на каждую из 13 поступивших в войска САУ.

 

 

САУ

САУ Geschutzwagen Tiger

 

 

 

 

 

 

 

 

GW Tiger II (от нем. Geschützwagen — лафет и нем. Tiger — тигр) — опытная немецкая 170 мм САУ. Решение о создании тяжёлой САУ артиллерийской поддержки было принято в июне 1942 года. Работы над машиной велись фирмой Крупп. Концепция САУ подразумевала возможность установки на одном базовом шасси четырех различных артиллерийских систем: 170-мм пушку 17-cm K.Mrs.Laf, 210-мм гаубицу 21-cm Morser 18, а также 305 мм и 420 мм сверхтяжелых минометов Skoda (30,5-cm Gr.W; 40-cm s.Gr.W), в связи с чем машина получила довольно длинное официальное наименование Geschützwagen VI für 17-cm Kanone in Mörserlafette (Sf), für 21-cm Mrs.18/1 (Sf) und 30,5-Gr.W (Sf) I-606/9. Похожая концепция была положена в основу советской тяжелой САУ СУ-14 (1939 г.).

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: https://topwar.ru/109264-samohodnye-gaubicy-vtoroy-mirovoy-voyny-chast-4-redkie-nemeckie-sau.html, https://wiki.wargaming.net/de/Tank:F28_105_leFH18B2, https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G11_Bison_I, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Sturmpanzer_II, https://uk.m.wikipedia.org/wiki/Sd.Kfz.135/1http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pzh18-40.htm, http://aviarmor.net/tww2/tanks/germany/rso.htm, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Grille, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Wespe, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Heuschrecke_10, http://www.tehnikapobedy.ru/hetzbiz.htm, https://ru.wikipedia.org/wiki/Hummel, https://ru.wikipedia.org/wiki/Штурмтигр, https://ru.wikipedia.org/wiki/Sturmpanzer_IV, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Geschutzwagen_Tiger.

Легкие танки 1ч,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч, 2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль