ЯПОНИЯ

Первые танки попали в Японию уже вскоре после окончания Первой мировой войны. Интерес к танкам военные круги Японии проявили уже вскоре после появления нового оружия на полях сражений, однако предпринятые в 1917–1918 годах первые попытки японского флота получить образцы танков у Великобритании и Франции успехом не увенчались. Тем не менее, в Японии быстро оценили потенциал танков и продолжали попытки создания собственных бронетанковых подразделений. Как писал в то время полковник Т. Хосино: «Ни одна страна не может считать свои войска современными и обороноспособными без мощной артиллерии, современных танков и военных самолётов. Само наше будущее зависит от них». Первым японским танком стал прибывший в октябре 1918 года британский Mk.IV, за которым в 1919 году последовали приблизительно 6 Mk.A «Уиппет» и 13 французских FT-17, получивших в Японии обозначение «Ко Гата Сенша».  Сформировав в 1925 году первые танковые подразделения из импортной техники, в Японии начали и разработку собственных танков. Изначальным планом предполагалась разработка двух танков: 10-тонного лёгкого, подобного FT-17 и 20-тонного, лучше вооружённого и защищённого танка, близкого по классу к Mk.A. Работы по созданию первого японского танка начались в октябре 1925 в 4-й военной лаборатории Технического бюро Императорской армии Японии. Первый прототип из неброневой стали, получивший обозначение «№ 1», порой в некоторых источниках называемый также «Чи-И» был завершён на Осакском арсенале, по разным данным, летом 1926 или же в феврале 1927 года. 18-тонный № 1 имел двухбашенную конструкцию, с главной башней с 57-мм пушкой, которую позднее планировалось заменить на 70-мм, расположенной спереди, второй башней с пулемётом, находившейся в корме машины и расположенным посередине моторным отделением. На испытаниях танк показал себя слишком тяжёлым, и как следствие, малоподвижным, недостаточной была найдена и его способность к преодолению препятствий. Как следствие, дальнейшие работы по Типу 87 были прекращены, хотя позднее на основе него была создана серия японских тяжёлых танков, также, впрочем, не поступивших в серийное производство. Разработка нового улучшенного танка была начата в 1927 году, параллельно с завершением работ по «№ 1». Значительное влияние на его конструкцию оказало изучение закупленного в Великобритании в марте 1927 года танка Mk.C. Испытания Mk.C оказали влияние на дальнейшую историю японского танкостроения ещё и тем, что произошедшее во время них самовозгорание карбюраторного двигателя танка заставило японских конструкторов обратиться к дизельным двигателям в разработке будущих танков. Первый прототип второго танка, также построенного Осакским арсеналом и получившего обозначение «№ 2», а позднее, по стандартной системе обозначения вооружений – Тип 87, был закончен в апреле 1929 года. Несмотря на лучшие результаты, чем у «№ 1», показанные новым танком на испытаниях, он всё равно был отвергнут военными, требовавшими более мощного вооружения и лучшей бронезащиты.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Малые танки Тип 2592 и Тип 2594 (ТК) (1934г)

 

Масса  – 3,45 тонн

Экипаж – 2 человека

Орудие–пулемет 1 х 6,5-mm Тип 91

Мощность двигателя  – 35 л.с

Максимальная скорость – 40 км/ч

 

 

 

В качестве машин разведки и охранения японская Императорская армия избрала малые танки с установкой вооружения в башне, основываясь во многом на характеристиках английского малого танка "Виккерс-Карден-Лойд", и выработала требования на 3-тонный танк.  Прототип малого танка был построен фирмой "Исиквадзима Джидоша" в 1932г он имел схему компоновки с передним расположением моторно -трансмиссионного отделения и кормовым - боевого отделения. Машина изначально рассматривалась как бронированный (трактор - снабжения пехоты), который мог находиться под обстрелом несколько дольше, чем разведывательная машина, поэтому толщина брони была немного больше, чем у большинства танкеток.  Танк был принят на вооружение и получил обозначение Тип 2592 ("Тип 92-ТК" или "Танкетка 92-ТК"), не путать с Кавалерийской боевой машиной "Тип 2592" с аналогичным названием. Корпус и башня танка собирались на клепке и болтах с пулестойкими головками. Механик-водитель размешался в выступающей рубке впереди справа, командир в смещенной влево пулеметной башне. Дабы обеспечить круговой обстрел из башни, рубку механика-водителя сильно ужали по высотe.  Как и все японские танки, Тип 92 имел множество люков. Это облегчало доступ, но заметно снижало бронестойкость. Рубка имела три смотровых люка с откидными вверх щитками на внешних петлях, в башне кроме таких люков имелся кормовой люк-лаз. Посадка и высадка производились через дверь в задней стенке корпуса, а также через круглый люк с откидной вперед-вверх крышкой.  В башне устанавливался 6,5-мм пулемет Тип 91, созданный на основе ручного пулемета Тип II с темпом стрельбы 450-500 выстр./мин.   В бортах корпуса и башни имелись закрываемые изнутри отверстия для стрельбы из личного оружия. Рядный 4-цилиндровый карбюраторный двигатель располагался слева от механика водителя. У левого борта располагался вентилятор системы охлаждения, затягивающий воздух через жалюзи радиатора в левом борту. Выхлопная труба с глушителем выводилась назад вдоль левого борта позади жалюзи. Емкость топливных баков составляла 85 л, средний расход топлива - 8 л в час. Коробка передач связывалась с выходным валом двигателя через главный фрикшюн и обеспечивала 4 скорости хода вперед и одну назад. Поворот осуществлялся с помощью дифференuиала. Бортовые передачи в виде  однорядных редукторов размещались в картерах укрепленных на бортах корпуса. Для обслуживания двигателя и трансмиссии служили люки в верхнем лобовом листе с откидными вверх крышками, а для ремонта трансмиссии - круглый люк в нижнем лобовом листе с крышкой на болтах. Посередине лобового листа рядом с рубкой крепилась фара, У правого борта - зруковой сигнал, на кормовом листе - сигнальная фара. На бортах имелись петли для такелажных тросов. Спереди и сзади на корпусе крепились буксирные крюки, причем задний - на полуэллиптической рессоре. ЗИП возился на надгусеничных полках. В 1933 г. завод "Исиквадзима» вощел в кампанию «Джидоша Косио» и прекратил выпуск танка. В том же году Токийская компания газовых и электрических двигателей "Токио Гасу Денки Кокйо", впоследствии "Токио Джидоша" построила модернизированную модель танка, принятую на вооружение и в серийное производство под обозначением Тип 2594 (Тип 94, Тип 94 ТК).  Эта модель выпускалась шире. Ее производством занимались также, "Мицубиси Дзюкогио" и Кобе Сейкошо. Бронирование производилось заводом-арсеналом в г.Нагойя -тесное кооперирование частных государственных предприятий в производстве боевых машин было (и осталось после войны) типичным для японского танкостроения. На малых танках была практически отработана и доведена схема подвески, созданная японским инженером майором (впоследствии - генерал-майором) Томио Хара, наиболее известным из японских танкостроителей. Опорные катки были сблокированы по два на качающихся балансирах. Балансир подвешивался на длинном плече Г-образного рычага, ось которого крепилась на борту корпуса. Короткое плечо рычага шарнирно соединялось с горизонтальной тягой, идущей к упругому элементу. Упругими элементами служили горизонтальные спиральные пружины, заключенные в трубы, приклепанные к бортам корпуса. Ведущее колесо - переднего расположения. Такая конструкция подвески (далее - "типа Хара"), использовалась потом на большинстве японских серийных танков 1930-1940-x годов.

Танки Тип 92 и Тип 94 имели по четыре спицованных одинарных обрезиненных опорных катках и по два одинарных поддерживающих ролика на борт. Стальная скелетообразная гусеница цевочного зацепления напоминала английскую "Карден-Лойд", имела два гребня, сверху прикрывалась полками. Передние и задние крылья уменьшали пылеобразование при движении танка.  С 1937 г. танки выпускались с измененной ходовой частью: направляющее колесо увеличено в диаметре, лишено зубчатых венцов, подвешено на балансире и опушено на землю для увеличения опорной поверхности. Ведущее колесо несколько смещено книзу. В то же время в связи с общим изменением калибра винтовочно-пулеметных патронов в японской армии танки были перевооружены 7,7-мм пулеметами. На части танков пулемет заменили 37-мм пушкой по образцу нового танка Тип 2597. Башня получила асбестовый подбой для защиты командира от перегрева и ударов. Сообщалось о планах замены двигателя на 45-сильный воздушного охлаждения. Специальных средств связи танки Тип 92 и Тип 94 не имели, для сигнализации использовался набор цветных флажков. Боевое применение машин Тип 92 и Тип 94 вышло за рамки планировавшегося.  В 1935 г. Тип 92 (Тип 94) участвовали в боях в районе Шанхая, в 1937 г. и позже - в Северном Китае, в 1942 г. - в Бирме и Малайе. Здесь малые танки использовались не только в разведывательных дозорах или для снабжения передовых подразделений, но и для непосредственной поддержки пехоты против легко вооруженного противника. Одной из важных особенностей этих машин была малая ширина, позволявшая проходить по узким дорогам в джунглях, недоступным многим другим типам машин. Это и использовали во время продвижения войск 25-й японской армии через джунгли Малайе на юг. После участия в кампаниях в Малайе и Бирме Тип 94 были выведены из боевых подразделений. Тем не менее, хотя танки Тип 94 устарели еще до того, как Япония вступила во Вторую мировую войну, их боевая служба продолжалась до 1943 г. просто потому, что не хватало машин для их замены. Для решения танком изначальных задач "бронированного трактора" к кормовому крюку могли крепиться грузовая гусеничная прицепка (по типу «Минервы), или бронированный прицеп для доставки боеприпасов на передний край. Такие прицепы нашли применение в боевых условиях. А вот специальные «химические), прицепы для распыления отравляющих веществ и для дегазации местности, в качестве тягача которых также должен был служить Тип 94, остались опытными.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 92 (2592) (1933-1936г)

 

Масса  – 3,5 тонн

Экипаж – 3 человека

Орудие–пулемет 2 х 6,5-mm Тип 91

Мощность двигателя  – 45 л.с

Максимальная скорость – 40 км/ч

 

 

 

В 1931 г. был построен 3,2-тонный прототип гусеничной «кавалерийской боевой машины «Кай-сенша» - в тот период еше сохранялось отношение к танкам как к средству усиления традиционных,  родов войск, пехоты и кавалерии. По массе эта «боевая машина,, согласно классификация того времени, находилась на границе между легкими и малыми танками (танкетками), но по назначению и вооружению относилась к легким пулеметным. Именно быстроходные пулеметные гусеничные боевые машины японское командование тогда считало наиболее подходящим для сопровождения и поддержки кавалерийских частей. Компоновка танка была выбрана, видимо, под влиянием английского Виккерса 6-тонного: заднее расположение двигателя и переднее - элементов трансмиссии, совмещение боевого отделения с отделением управления. Такая компоновка стала основной в японском танкостроении до конца Второй мировой войны. Впереди слева помешался механик-водитель, справа в выступающей рубке - стрелок, позади них в одноместной конической башне - командир. Вооружение устанавливалось в два яруса. Оригинально было устройство ходовой части: 4 опорных катка блокировались по два на балансирах, а те шарнирно крепились к полуэллиптическим рессорам, закрепленным концами на борту корпуса. Танк был принят на вооружение под обозначением Тип 2592 (или Тип 92), и в 1933-1935 гг. выпускался в небольшом количестве. Начала его производство компания "Исиквадзима Джидоша".  Серийные танки отличались от прототипа, прежде всего двумя дополнительными опорными катками в ходовой части  т.е. на борт появился третий балансир со своей рессорой. Легкий танк Тип 92 отличали смешанная - сварная и клепанная - конструкция корпуса и башни. Вертикальное расположение листов корпуса несколько снижало его защищенность. Механик-водитель и стрелок имели смотровые лючки впереди и в бортах корпуса. В башне в карданной опоре крепился 6,5-мм пулемет, в лобовом листе корпуса справа устанавливался 6,5-мм или 13-мм пулемет также в карданной опоре.  Для зенитной стрельбы из пулемета к башне крепилась особая стойка-вертлюг. В корме продольно устанавливался карбюраторный двигатель "Исиквадзима" или "Мицубиси". Для доступа к нему служили люки с откидными крышками-жалюзями. В поднятом положении крышки можно было использовать как сидение при зенитной стрельбе из пулемета. Выхлопная труба с глушителем выведена назад по левому борту. С 1937 г. на части танков Тип 92 вместо лобового пулемета установили автоматическую 20-мм пушку (противотанковое ружье) с магазинным питанием. Некоторые танки Тип 92 использовались как радио-танки - внешне их отличала рамочная антенна на корпусе. Танки поздних выпусков получили новую подвеску: 4 спицованных опорных катка большого диаметра на борт, сблокированные на балансирах по типу танка "Ha-Go» , но по-прежнему с полуэллиптическими рессорами. В 1934- 1935 гг. делались опыты по переоборудованию танков Тип 92 в плавающие.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 95 Ha-Go (1936-1943г)

 

Масса  – 7,4 тонн

Экипаж – 3 человека

Орудие–пушка 37-mm Тип 94

Мощность двигателя  – 120 л.с

Максимальная скорость – 45 км/ч

 

 

 

Тип 95  японский лёгкий танк 1930-х годов. Также известен под кодовым названием «Ха-го» Разработан в 1933—1934 годах для сопровождения механизированных кавалерийских соединений. Серийно производился с 1936 по 1943 год, использовался во Второй японо-китайской войне и был, наряду со средним «Чи-Ха», основным японским танком Второй мировой войны. Являясь довольно удачной конструкцией для середины 1930-х годов, в ходе войны безнадёжно устарел, однако нехватка бронетехники вынудила японцев использовать его до самого конца Второй мировой на всех театрах военных действий. Ещё с начала 1920-х годов японцы занимались разработкой бронетехники для сопровождения кавалерийских подразделений, основным требованием для которой являлась высокая мобильность и проходимость. Опыты с полугусеничными танками показали, что несмотря на повышение проходимости по сравнению с бронеавтомобилями, требованиям кавалерии они всё равно не удовлетворяли. После того, как испытания закупленных в 1924 году во Франции танков «Сен-Шамон» с колёсно-гусеничным движителем показали непрактичность подобной конструкции, было решено разрабатывать чисто гусеничные машины. Первым таким танком на вооружении кавалерии стал малый танк Тип 92, но его состоявшее из пулемётов вооружение и броня, не дававшая надёжной защиты даже от винтовочных пуль, усугублённые множеством конструктивных недочётов, не удовлетворяли военных. При этом, стоявшие на вооружении пехоты танки Тип 89 с максимальной скоростью в 25 км/ч совершенно не удовлетворяли требованиям кавалерии к подвижности и проходимости. В результате, в июле 1933 года было выдано техническое задание на танк массой 7 тонн, способный развивать скорость в 40 км/ч, вооружённый 37-мм пушкой во вращающейся башне и пулемётом в лобовом листе корпуса, и защищённый 12-мм бронёй. Основным заказчиком будущего танка выступала кавалерия, хотя пехота также планировала использовать его.  Заказ на разработку танка был выдан фирме «Мицубиси» в 1933 году и уже в июне 1934 года фирмой был представлен первый прототип. В ходе его всесторонних испытаний были отмечены максимальная скорость в 43 км/ч, запас хода в 250 км, а также высокая надёжность и проходимость машины. Поскольку 7,5-тонный прототип был на полтонны тяжелее, чем предусматривало техническое задание, он был серьёзно переработан, что позволило снизить массу до 6,5 тонн, повысив при этом скорость до 45 км/ч.  Хотя представители пехоты, также намеревавшиеся использовать «Ха-Го», указывали на недостаточные для пехотного танка вооружение и особенно броню, представителей кавалерии вполне устраивала скорость и вооружение новой машины, а недостаточная защита была сочтена оправданной жертвой. В результате, с учётом высоких характеристик танка и под давлением запросов из кавалерии на новую технику, высшее командование одобрило новую машину. В июне — ноябре 1935 года был построен второй прототип, модернизированный с учётом войсковых испытаний первого образца. Изменённая ходовая часть включала в себя по два поддерживающих ролика с каждой стороны вместо одного, а башня получила командирскую башенку на крыше и дополнительный пулемёт справа в кормовой части. Впоследствии, для увеличения внутреннего пространства танк получил развитые надгусеничные ниши и в таком виде был в том же году после испытаний принят на вооружение под обозначением «Тип 2595 Ке-Го» («пятый лёгкий»).

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 98 Ke-Ni (1942г)

 

Масса  – 7,2 тонны

Экипаж – 3 человека

Орудие–пушка 37-mm Type 100

пулемет  7,7мм Type 97

Мощность двигателя  – 130 л.с

Максимальная скорость – 50 км/ч

 

Несмотря на появление среднего танка Тип 97 «Чи-ха», которому в японских танковый войсках отводилась роль основной боевой машины, не оставляли вниманием и развитие легких танков. В 1938 г. компанией "Хино Джидоша Кошо" был разработан скоростной легкий танк Тип 2598 Ke-Ni  (упоминается также как Тип 98 А). От Ha-Go он отличался уже размещением экипажа: механик-водитель располагался по оси корпуса. Вместо рычагов механик-водитель получил штурвал. Бронезащита была чуть лучше за счет некоторого утолщения брони и установкой бронелистов корпуса и башни под рациональными углами наклона. В конической двухместной башне «Ке-ни» устанавливалась 37-мм пушка Тип 100 (она же Тип О) с длиной ствола 45,9 калибра, а справа от нее - пулемет. Бронебойный снаряд пушки при начальной скорости б75 м/с пробивал броню толщиной 25 мм на дальности 500 м. Лобового пулемета и «купола» башни не было. Размещение в башне двух членов экипажа должно было повысить эффективность применение вооружения. На танк ставился рядный двухтактный дизельный двигатель Тип 100 фирмы «"Мицубиси". Трансмиссия включала 6-скоростную механическую коробку передач. В ходовой части добавлена одна тележка на борт, упругие элементы убраны внутрь корпуса, катки и траки - той же конструкции, что у Ha-Go. Уменьшились продольные колебания корпуса на ходу. Танк был меньше и подвижнее, чем Тип 95. Параллельно с этим танком Мицубиси создала свой опытный танк, упоминаемый как Тип 98 В, со звездообразным (радиальным) двигателем и ходовой частью «типа Кристи» с независимой подвеской: на один борт приходилось четыре опорных катка большого диаметра, каждый из которых через коленчатый рычаг связывался со своей спиральной пружинной, поддерживающих роликов не было, ведущее колесо - заднего расположения. Корпус и башня - по типу опытного танка Ke-Ni. Впрочем, обоим прототипам не удалось вытеснить Тип 95 «Ха-го». Тип 98 Ke-Ni модели "Хино" пошел в производство только через четыре года - в 1942г  уже во время войны на Тихом Океане. Всего в 1942-1943 гг. построено 22 машины (по другим данным - около 100, но при такой серии танки Ке-Ni  должны были бы проявить себя в боях.  Поэтому в ряде изданий «Ке-Ни» упоминаются как опытные танки.  Двухместную башню танка «Ке-ни» по пытались поставить на серийный Тип 95 «Ха-го», но ощутимых преимуществ такой вариант не показал и в серию не пошел.

Type-2 «Ke-To»

В том же 1942 г. танк Тип 98 «Ке-ни» модернизировали, установив двигатель увеличенной до 150 л.с мощностью и 37-мм пушку Тип 1 с удлиненным до 1698 мм (т.е. до 46 калибров) стволом и начальной скоростью снаряда 700 м/с. Установка пушки потребовала некоторых изменений в башне. Бронебойный снаряд пушки массой 0,7 кг при начальной скорости 785 м/с пробивал ту же 25-мм броневую преграду уже с дальности 1000 м. Танк получил обозначение Тип 2 или «Ке-то», но его производство задержалосьдо 1944 r. и ограничилось несколькими маши нами.

Type-3 «Ke-Ri»

Еше по опыту боев на р.Халхин-Гол японцы сделали вывод о неудовлетворительном пушечном вооружении своих танков. Это относилось и к  легкому Тип 95 «Ха-го». Его вооружение было явно недостаточно для роли танка непосредственной поддержки пехоты, какую он часто играл в боях - могущества осколочно-фугасного снаряда 37-мм пушки не хватало для борьбы с полевыми укреплениями противника. В 1943 г. «Ха-го» перевооружили. Новая - «штурмовая» - модель танка Тип 3 «Ке-ри» несла 57-мм орудие Тип 97, аналогичное орудию среднего танка «Чи-ха», но установленное в одноместной башне «Ха-го» , что еше более стеснило командира машины и затруднило его работу. Модель осталась опытной.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 97 Te-Ke (2597) (1937-1942г)

 

Масса  – 4,75 тонн

Экипаж – 2 человека

Орудие–пушка 37-mm Тип 94

Мощность двигателя  – 65 л.с

Максимальная скорость – 42 км/ч

 

 

 

Тип 97, «2597», «Те-Ке» — японский малый танк времён Второй мировой войны. По западной классификации относился к танкеткам. Был разработан для замены устаревшего малого танка Тип 94 и находился в производстве с 1937 по 1942 год. Оказался удачной конструкцией и активно использовался в Китае, Бирме, Малайе и на островах Тихого океана до самого конца войны. В войсках «Те-Ке» применялся обычно для разведки, связи и задач охранения, но высокие для своего класса характеристики позволяли порой использовать его и для поддержки пехоты. Помимо этого, как и большинство танкеток, он использовался в роли бронированного тягача. Очевидная слабость вооружения малого танка Тип 94 заставила японцев искать возможности его усиления уже вскоре после начала серийного выпуска. В 1935 году был построен прототип с 37-мм пушкой, но рассчитанная на пулемёт башня оказалась слишком тесной, а орудие — слишком мощным для столь лёгкой машины. В сентябре 1937 года фирмой «Мицубиси» был построен первый прототип нового танка, сохранявший компоновку танка Тип 94 с передним расположением двигателя. Несмотря на то, что испытания показали значительное его превосходство над предшественниками, было решено отказаться от переднемоторной компоновки из-за того, что размещение командира и механика-водителя в разных отсеках мешало координации действий экипажа. К ноябрю того же года был готов второй прототип танка, с размещением двигателя в кормовой части танка, а механика-водителя и командира — в объединённом переднем отделении. Также, перемещение моторного отделения позволило изменить конструкцию двигателя, повысив его мощность с 60 до 65 л. с. По результатам испытаний обоих прототипов, лучшим был признан вариант классической компоновки, который и был принят на вооружение под обозначением Тип 97. Серийно «Те-Ке» выпускался с 1937 по 1942 год; общий выпуск, по разным данным, составил от 593 до 616 машин, не считая конструкций на его базе, подавляющее большинство из которых было произведено в 1939—1940 годах.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 2 Ka-Mi (1941-1945г)

 

Масса  – 11,3 и 12,5 тонны с понтонами

Экипаж – 5 человек

Орудие–пушка 37-mm Тип 100

пулемет тип 97 2x7,7-mm

Мощность двигателя  – 120 л.с

Максимальная скорость – 37 и на плаву 10 км/ч

 

 

 

Type 2  Ka-Mi — японский легкий плавающий танк времён Второй мировой войны, созданный на базе лёгкого танка «Ха-Го». Выпущено около 180 экземпляров в 1941—1945 годах, единственный массово производившийся японский плавающий танк. Название танка образовано из «ка» — «плавающий» и «ми» — от названия фирмы «Мицубиси». Японцы экспериментировали с плавающими танками ещё с конца двадцатых годов, но особого успеха не добились. В 1940 году инициатива разработки перешла к флоту, которому требовалась специальная десантная машина для поддержки обширных планов завоеваний на Тихом океане, и в 1941 году фирмой «Мицубиси» был представлен прототип танка «Ка-Ми», построенный с учётом опыта прошлых неудач. С 1943 года начался выпуск улучшенного варианта танка с разделяемым передним понтоном, радиостанцией, установленными позади винтов рулями и другими улучшениями, накопившимися в ходе практического применения «Ка-Ми».  «Ка-Ми» производились мелкими сериями с 1942 года и до конца войны, общий выпуск составил 184 машины. По некоторым данным, в это число не входят предсерийные машины.Столь небольшой объём во многом объясняется сложностью конструкции плавающего танка по сравнению с другими японскими танками, требовавшей большого количества ручного труда при сборке.   Выпущенные «Ка-Ми» поступали в распоряжение отрядов морской пехоты на смену малым танкам Тип 94 и лёгким «Ха-Го». Их огромный запас хода на воде и мореходность, сравнимая с небольшой лодкой, позволяли высаживать их на значительном расстоянии от берега.  Бедой «Ка-Ми» стало то, что они появились слишком поздно — в сколько-нибудь значительных количествах танк стал доступен только к 1943 году, когда Япония была вынуждена перейти к стратегической обороне, и танк, созданный для наступательных десантных операций, имел немного возможностей проявить себя. Вдобавок, отсутствие артиллерийской поддержки вместе с утратой японцами превосходства в воздухе значительно ограничивали возможности десанта и не позволяли в полной мере использовать возможности «Ка-Ми». Первым боевым применением «Ка-Ми» стала битва за Гуадалканал в конце 1942 года, в которой приняли участие несколько предсерийных «Ка-Ми». Позднее несколько «Ка-Ми» использовались на Маршалловых островах при обороне авиабазы на атолле Рой в начале 1944 года. Первое массовое применение «Ка-Ми» состоялось в 1944 году на Марианских островах, в ночной десантной операции с 15 на 16 июня на острове Сайпан. Не имевший ни авиационной, ни артиллерийской поддержки десант был обречён на неудачу, высадившиеся на фланге противника «Ка-Ми» были быстро уничтожены противотанковой артиллерией, огнём РПГ «Базука» и «Шерманов». Небольшое количество «Ка-Ми» использовалось 101-м специальным морским десантным отрядом при обороне Филиппин в конце 1944 года, где их применяли в не имевших особого успеха рейдах по тылам американцев.  В конце войны отдельные «Ка-Ми», как и другая японская бронетехника, использовались в роли стационарных окопанных огневых точек на Иводзиме и Окинаве.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 4 Ke-Nu (1944г)

 

Масса  – 8,4 тонны

Экипаж – 3 человека

Орудие–пушка Тип 97 57-mm

пулемет тип 97 2x7,7-mm

Мощность двигателя  – 120 л.с

Максимальная скорость – 40 км/ч

 

 

 

Type 4 Ke-Nu — японский лёгкий танк времён Второй мировой войны, представлявший собой лёгкий танк «Ха-Го» с установленной на него башней среднего танка «Чи-Ха». Выпускался компанией «Мицубиси» в небольших количествах в 1944 году, а также переделывался из обычных «Ха-Го». Тип 4 «Ке-Ну» являлся побочным эффектом продолжающейся разработки среднего танка Тип 97 «Чи-Ха». Оригинальный «Чи-Ха» был вооружен 57мм пушкой с низкой начальной скоростью. Опыт применения в Маньчжоу-го, Китай на ранних стадиях Японо-китайской войны (1937—1945), а также против Советского Союза в боях на Халхин-Голе в ходе Советско-японских пограничных конфликтов (1938-1939) показал, что данная пушка абсолютно не эффективна против имевшейся брони, что послужило причиной разработки новой 47мм пушки с высокой начальной скоростью полета снаряда. Установка новой 47мм пушки на танк «Чи-Ха» привело к созданию «Шинхото Чи-Ха». Освободившиеся после модернизации башни со старыми 57мм пушками было решено смонтировать в корпус лёгкого танка «Ха-Го». Результат получил название Тип 4, «Ке-Ну». Подобным образом в течение 1944г. было произведено примерно 100 танков «Ке-Ну». Несмотря на установку пушки от среднего танка Тип 97 «Чи-Ха», «Ке-Ну», хоть и получил повышенную огневую мощь, оставался по сути легким танком Тип 95 «Ха-Го». Установка новой башни на старое шасси привело к увеличению массы танка на 1т и снизило максимальную скорость до 40 км/ч. Кроме того модернизация ни коим образом не решила главной проблемы Типа 95 - абсолютно недостаточной толщины бронирования корпуса. Максимальная толщина бронирования составляла 30мм в лобовой части башни и легко пробивалась 37мм, 75мм и 2-хфунтовыми пушками на танках союзников. Модернизация была проведена в 1944, и серьёзного влияния на ход войны танк оказать уже не сумел, т.к. большинство танков поступило в части, предназначенные для обороны Японских островов от так и не состоявшейся высадки войск США. Несколько Тип 4 «Ке-Ну» были отправлены в Корею и Маньчжоу-го, где воевали против частей Красной армии в ходе Маньчжурской операции (1945). Захваченный в ходе Маньчжурской операции «Ке-Ну» выставлен в Танковом музее в Кубинке.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Type 5 Ke-Ho (прототип) (1945г)

 

Масса  – 10 тонны

Экипаж – 4 человека

Орудие–пушка Тип 1  47-mm

пулемет тип 97 2x7,7-mm

Мощность двигателя  – 150 л.с

Максимальная скорость – 50 км/ч

 

Type 5 Ke-Ho — японский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Разрабатывался с 1942 г. инженерами компании «Хино Дзидоша». Был построен всего один прототип в 1945 году. К началу Второй мировой войны японские полевые командиры пришли к мнению, что стандартный лёгкий танк японской армии Тип 95 устарел. Он хорошо противостоял армии Китая во второй японо-китайской войне, и американскому танку M3 в декабре 1941. Его пушка больше подходила для поддержки пехоты, чем для борьбы с танками. Поэтому в 1944 году была начата разработка нового лёгкого танка, дешёвого в производстве. Однако сказалась нехватка времени - было принято решение не разрабатывать танк с нуля, а переделать уже существующий. На шасси от танка Ке-Ни была установлена башня с вооружением от танка Тип 97. В 1945 году был построен единственный прототип. Данных о его боевом применении нет.

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источники: Книга - Японские танки Второй Мировой (Семен Федосеев), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ха-Го, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ка-Ми, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ке-Ну, https://ru.wikipedia.org/wiki/Ке-Хо

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль