СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк I-Go/Chi-Ro Type 89 (2589) (1931-1939г)

 

Масса  – 11,8 тонн

Экипаж – 4 человека

Орудие–Пушка Тип 90 57-мм

пулемет 2 х 6,5-mm Тип 91

Мощность двигателя  – 115 л.с

Максимальная скорость – 25 км/ч

 

 

 

I-Go/Chi-Ro Type 89 (2589) — японский средний танк 1930-х годов. Был создан в 1929 году и стал первым японским серийным танком собственной разработки. Также Тип 89 явился первым в мире серийным танком с дизельным двигателем.  В 1930-е годы, до начала массового производства танков «Ха-Го» и «Чи-Ха», Тип 89 составлял основу японских танковых войск. К началу Второй мировой был в основном заменён в войсках более современными танками, но последние бои машины этого типа приняли в 1944 году на Филиппинах. В литературе порой употребляется название «Чи-Ро», расшифровывающееся как «средний первый», но оно появилось уже на Западе. Тип 89 стал первым японским серийным танком. Основой для его конструкции послужили британские танки Medium Mk.C, закупленные японской армией в 1927 году. На их основе японцами был в 1929 году создан прототип танка «Осака Рёкогун Дзёхей № 2» или «Тип 2587» весом 9,8 тонн, не пошедший в производство из-за недостаточных брони и вооружения. К концу 1929 был закончен прототип более совершенного танка, получившего обозначение «Тип 2589», принятый на вооружение под названием «Йи-Го».  Выпуск танка продолжался с 1931 по 1939 год, в разных источниках называются цифры от 230 до 404 выпущенных машин. Впервые Тип 89 были использованы в боевых действиях во время Шанхайского инцидента в 1932 году.  Первые 40 Тип 89 в составе 1-го танкового батальона прибыли в Шанхай 11 февраля, ещё некоторое их количество находилось в распоряжении отрядов морской пехоты. В боях они показали себя лучше применявшихся там же танков «Оцу Гата Сенся», представлявших собой модернизированные в Японии NC-27 французского производства и с того момента стали основной силой японских бронетанковых войск. В боях в Китае в 1937—1938 годах Тип 89 довольно хорошо показали себя, используясь исключительно для поддержки пехоты, в то время как немногочисленная, большей частью устаревшая даже по сравнению с японскими танками и плохо организованная китайская бронетехника не оказывала серьёзного сопротивления. В то же время, успешность действий танковых частей ограничивалась устаревшей и закоснелой тактикой их использования, восходящей ещё ко временам Первой мировой, оставлявшей танкам, по сути, исключительно роль подвижных бронированных огневых точек для сопровождения пехоты. Совсем другие результаты Тип 89 показали в боях на Халхин-Голе в 1939 году. Именно тогда крайне невысокие противотанковые качества 57-мм пушек Тип 90 и Тип 97, которые японцы долгие годы упорно игнорировали, привели к их разгрому. В боях принимали участие 34 танка Тип 89, в том числе ранней модели «Тип 89 Коо». Танки данного типа входили в состав 3-го и 4-го танковых полков, имевших 26 и 8 машин соответственно. Большинство из них были потеряны в первые же дни сражения от огня 45-мм танковых и противотанковых пушек, превосходивших японские орудия по дальности стрельбы и с лёгкостью пробивавшие тонкую броню японских танков, а к концу боевых действий японцы потеряли почти всю свою бронетехнику. Именно бои на Халхин-Голе продемонстрировали устарелость как самой японской техники, так и тактики её применения, что и побудило начать массовое производство более современных танков «Чи-Ха» и разработку их варианта «Шинхото Чи-Ха», вооружённого противотанковой пушкой, вскоре сменивших Тип 89 в роли основного танка японской армии, а также пересмотреть всю тактику действий вооружённых сил. К началу боёв на Тихом океане, Тип 89, хоть и безнадёжно устаревшие, всё ещё оставались в строю японской армии. В боевых действиях на Малайе малоподвижные и обладавшие невысокой проходимостью Тип 89 участия не приняли, но в 1942 году 34 Тип 89 в составе 7-го танкового полка, приняли участие в захвате Филиппин, где понесли значительные потери. Броня Тип 89 пробивалась без труда даже крупнокалиберными пулемётами, хотя в целом, используясь на Филиппинах для поддержки пехоты, они показали себя довольно хорошо для столь устаревшей конструкции. Уцелевшие машины оставались на Филиппинах до 1944 года, когда им пришлось уже оборонять их от наступления американских войск.

 

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Chi-Ni Type 97 (прототип) (1936г)

 

Масса  – 9,8 тонн

Экипаж – 3 человека

Орудие–Пушка Тип 97 57-мм

пулемет Тип 97 7,7-mm

Мощность двигателя  – 120 л.с

Максимальная скорость – 30 км/ч

 

 

 

Тип 97 «Chi-ni»  прототип японского среднего танка. Первоначально предлагаемый как недорогая альтернатива среднему танку Тип 97 «Чи-Ха», он в конечном итоге проиграл своему сопернику. В 1935 году до Японии дошли новости о разработке в Великобритании нового танка — среднего танка A6. Это была многобашенная конструкция, оснащённая 47-мм пушкой и способная достигать скорости в 50 км/ч. Для сравнения, танковые силы Японии не претерпели значительных изменений в тактике или организации за шесть лет. Самый распространенный в стране средний танк, Тип 89 И-Го, бывший популярным среди военнослужащих и танковых экипажей, начал показывать свой возраст. Попытки обновить конструкцию в виде Тип 89B И-Го Оцу была сделана в 1934 году, но попыток создания новых танков не предпринималось. Для сравнения, A6 рассматривался как имеющий превосходные наступательные и оборонительные возможности над Тип 89 И-Го. Появление новой конструкции танков в Британии, а также сообщения из Маньчжурии о неспособности Типа 89 идти в ногу с другими моторизованными транспортными средствами, учитывая его неадекватную скорость в 25 км/ч, привели к рассмотрению планов о замене устаревшего танка. Конструкторы танков рекомендовали провести исследования по новой конструкции танка — среднего танка, способного перемещаться со скоростью в 35 км/ч и массой 15 тонн с наступательными и защитными способностями, превышающими такие у Тип 89 И-Го. Генеральный штаб не был в восторге от проекта, поскольку в мирное время военный бюджет был значительно лимитирован. Таким образом, армия выдала временные, связанные с ограничениями мирного времени требования для проекта нового танка. Вместо того, чтобы сосредоточить внимание на повышении эффективности, Генеральный штаб уменьшил требования к массе, чтобы снизить издержки производства. Окончательные требования были предназначены для более легкого по массе танка, способного двигаться со скоростью 35 км/ч и вооруженного 57-мм орудием. Инженерный департамент считал, что очень прискорбно, что их усилия будут направлены исключительно на снижение веса, поэтому вместо этого были разработаны два параллельных проекта.  Первый план состоял в том, чтобы получить недорогой средний танк с небольшой массой, который должен был быть сделан Армейским арсеналом в Осаке, который станет Чи-Ни. Второй план был в заключении контракта с Mitsubishi Heavy Industries для создания более эффективного среднего танка, который станет Чи-Ха.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Chi-Ha Type 97 (2597) (1938г-1943г)

 

Масса  – 15,8 тонн

Экипаж – 4 человека

Орудие–Пушка Тип 90   57-мм

пулеметы 2шт Тип 97 7,7-mm

Мощность двигателя  – 170 л.с

Максимальная скорость – 38 км/ч

 

 

 

Тип 97 Chi-ha (2597) японский средний танк времён Второй мировой войны. Разработан компанией «Мицубиси» в 1935—1937 годах, серийно производился с 1938 по 1943 год. Второй по массовости (после «Ха-Го») японский танк Второй мировой войны, «Чи-Ха» составлял основу японских бронетанковых сил и активно использовался на всех театрах военных действий, где воевали японские войска. К середине 1930-х средний танк Тип 89, составлявший основу японских бронетанковых войск, безнадёжно устарел и требовал замены. По заданию высшего командования,  к 1936 году были разработаны два прототипа будущего среднего танка — «Чи-Ни», весом 9,8 тонн, разработанный специалистами из арсенала Осаки и 15-тонный «Чи-Ха», разработанный фирмой «Мицубиси». Генеральный штаб отдавал предпочтение меньшему и более дешёвому «Чи-Ни», но испытания обоих прототипов, проведённые в 1937, показали, что характеристики «Чи-Ни», в том числе скоростные, далеки от требуемых, а самое главное, новый танк ненамного превосходил уже находившийся в производстве лёгкий танк «Ха-Го». Анализ боевых действий в Китае указывал на необходимость принятия на вооружение более подвижного, защищённого и мощнее вооружённого танка, что и послужило причиной выбора в итоге «Чи-Ха». Массовое производство «Чи-Ха» было начато вскоре после окончания активных боевых действий в Китае фирмой «Мицубиси» при участии фирм «Сийсакуси» и «Нихон Сейкосё», а также фирмой «Хитачи» и арсеналом в Сагами. Всего с 1938 по 1943 было произведено 2123 танка, включая 757 машин модификации «Шинхото Чи-Ха». Кроме того, некоторое число последних было получено переделкой из обычных «Чи-Ха».

 

 

Средний танк Shinhoto Chi-Ha (1942г-1943г)

 

Масса  – 15,8 тонн

Экипаж – 4 человека

Орудие –Пушка Тип 1   47-мм

пулеметы 2шт Тип 97  7,7-mm

Мощность двигателя  – 170 л.с

Максимальная скорость – 40 км/ч

 

Шинхото Чи-Ха», «2597» японский средний танк времён Второй мировой войны, созданный на базе танка «Чи-Ха» в 1939—1941 годы. Частично сменил базовый танк в производстве; кроме того, значительная часть «Шинхото Чи-Ха» была получена переделкой из обычных «Чи-Ха». Название танка переводится как «Чи-Ха (средний третий) с новой артиллерийской башней». Одним из недостатков «Чи-Ха» стала короткоствольная 57-мм пушка, обладавшая плохой баллистикой и очень невысокими противотанковыми качествами. Однако из-за устаревшей доктрины применения танков борьба с другими танками не считалась его приоритетной задачей, и, несмотря на настояния инженера Т. Хара, замена 57-мм пушки армией не рассматривалась. Боевые действия в Китае поначалу убедили командование в правильности подобного решения, поскольку малочисленные и плохо вооружённые китайские бронетанковые войска не могли оказать серьёзного сопротивления. Поворотным моментом стали бои на Халхин-Голе в 1939 году. 45-мм пушки советских танков и бронеавтомобилей, несмотря на меньший калибр, значительно превосходили 57-мм орудия японцев в дальности стрельбы, что привело к тяжёлым потерям среди японской бронетехники. Это наконец убедило японцев в приоритете противотанковых свойств танкового орудия и от Генерального штаба поступил приказ вооружить японские танки пушками, способными бороться с лучшими зарубежными образцами бронетехники. Уже в 1939 был построен прототип танка, получивший обозначение 2598 «Чи-Хо» с увеличенной башней, созданной под явным влиянием советского танка БТ, в которой помещалось 47-мм орудие с длиной ствола 48 калибров. Несмотря на меньший калибр, новая пушка значительно превосходила 57-мм по противотанковым качествам. Первые образцы нового танка были спешно отправлены на Филиппины, где им хоть и не довелось принимать участия в боевых действиях, их орудия были испытаны стрельбой по трофейному американскому М3 «Стюарт». Относительно толстая лобовая броня этого танка пробивалась японскими пушками с большим трудом, но на испытаниях «Шинхото Чи-Ха» пробил броню М3 тремя из шести попаданий с дистанции 1000 метров и шестью из девяти попаданий на дистанции 800 метров. С 1942 года танк был вооружён новой 47-мм противотанковой пушкой Тип 1, обладавшей ещё более высокой бронепробиваемостью.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Ho-I Type 2 (1942г)

 

Масса  – 16,1 тонн

Экипаж – 5 человек

Орудие–Пушка Тип 99   75-мм

пулемет Тип 97  7,7-mm

Мощность двигателя  – 240 л.с

Максимальная скорость – 44 км/ч

 

 

 

 

В 1942 г. на основе среднего танка «Чи-хе» был построен 16,7-тонный «артиллерийский» средний танк Тип 2 «Хо-и» (что можно перевести как «артиллерийский первый») с 75-мм короткоствольным орудием Тип 99. Длина ствола орудия составляла 1725 мм, т.е. 23 калибра. Противооткатные приспособления монтировались над стволом. Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда массой 6,575 кг составляла 445 м/с.  Запас хода снизился до 100 км.  Орудие устанавливалось в высокой клепано-сварной башне с командирской башенкой, большим кормовым люком и лючками в бортах. Тип 2 предназначался для непосредственной артиллерийской поддержки линейных танков и должен был включаться в роты средних танков танковых полков. Выпуск танков Тип 2 велся вяло и оказался незначительным - 33 машины, поскольку к началу его серийного производства уже появились более дешевые и лучше вооруженные САУ.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Chi-To Type 4 (1942г-1943г)

 

Масса  – 30,5 тонн

Экипаж – 5 человек

Орудие–Пушка Тип 5   75-мм

пулеметы 2хТип 97  7,7-mm

Мощность двигателя  – 400 л.с

Максимальная скорость – 45 км/ч

 

 

 

Так и не пошел в серийное производство, со­зданный в Японии к концу войны средний танк Тип 4 «Чи-то», вооруженный длинност­вольной 75-мм пушкой и имеющий толщину лобовой брони до 75 мм. Он представлял со­бой развитие танка Тип 3 «Чи-ну» и, в то же время - попытку создания принципиально нового среднего танка, отвечающего услови­ям современного поля боя и способного бо­роться с новыми американскими средними танками на больших дальностях. Пушка Тип 4 разработана на основе зенитной пушки Тип 88 с горизонтальным клиновым затвором и при длине ствола 44 калибра сообщала 6,6-кг снаряду начальную скорость 720 м/с. Противооткатные устройства монтирова­лись над стволом, большая длина отката позволяла уменьшить нагрузку при выстреле на башню и шасси.

Танк имел сварные корпус и башню.  Последняя была увеличенным вариантом баш­ни танка «Чи-ну», но без кормового люка.   В правом борту башни сзади монтировалась пулеметная установка - очевидно, из жела­ния сохранить кормовой пулемет даже при занятой боекомплектом нише. Увеличение размеров башни потребовало увеличить и размеры подбашенного листа корпуса, кото­рый в результате получил развитые надгусе­ничные бортовые ниши.  В задней части корпуса устанавливался 400-сильный дизельный двигатель. Выхлопные трубы двигателя выводились вдоль бор­тов в задней части вместе с глушителями и прикрывались кожухами. Ходовая часть была удлинена, по сравне­нию с «Чи-ну», на один опорный каток на борт. Соответственно, изменена подвеска: четыре передних опорных катка подвешива­лись по обычной схеме «Типа Хара» , три зад­них - по той же схеме, но с индивидуальной подвеской одного катка. Траки гусениц уши­рены и в них выполнены специальные от­верстия - цевки -для зацепления зубом ведущего колеса. В результате, несмотря незначительное увеличение массы удалось со­хранить относительно невысокое удельное давление на грунт - 0,74 кг/см, что обеспе­чивало неплохую проходимость. Уширение гусениц потребовало выполнить сдвоенны­ми все поддерживающие ролики. Танк «Чи-то» снабжали радиостанцией со штыревой антенной на левом борту корпуса. Построено только 5 опытных ма­шин - две в 1942 г. и три в 1943 г. Характер­но, что одновременно с опытными танками в это время японцы создавали и САУ на их шасси.

 

 

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Chi-He Type 1 (1943г-1944г)

 

Масса  – 17,2 тонн

Экипаж – 5 человек

Орудие –Пушка Тип 1   47-мм

пулеметы 2хТип 97  7,7-mm

Мощность двигателя  – 240 л.с

Максимальная скорость – 44 км/ч

 

 

 

В 1940 г. появилась  новая, существенно переработанная модификация среднего танка Чи-ха, ставшая, по сути, новым танком - этот танк получил обозначение Тип 1 Чи-хе. Корпус его был выполнен сварным. Лобовые листы корпуса спрямлены, исчезли выступающая вперед рубка механика-водителя и соответственно, его верхний люк, толщина лобовой брони увеличена вдвое. Установлена трехместная башня больших размеров с развитой кормовой нишей. Она имела стандартную командирскую башенку, лючки в бортах и кормовой люк. Введение пятого члена экипажа - заряжающего - облегчило работу командира. Чи-хе вооружался 47-мм пушкой Тип 1 с длиной ствола 2120 мм (48 калибров), созданной на основе удачной противотанковой пушки Тип 1, но с перекомпонованными противооткатными устройствами и спусковым механизмом, заменой горизонтального полуавтоматического клинового затвора вертикальным. Орудие имело скрепленный ствол, в канале которого выполнялось 16 нарезов, курковый ударный механизм, взводимый при отпирании затвора. Противооткатные устройства, включающие гидравлический тормоз отката и пружинный накатник, защищались коробчатым бронекожухом. Полная длина пушки - 2930 мм, масса - 409 кг. Маска пушки состояла из двух коробчатых частей и допускала "качание" пушки в горизонтальной плоскости без поворота башни. Вертикальная наводка производилась маховичками, горизонтальное качание - плечевым упором. Угол возвышения пушки - 17", склонения _ 11", угол поворота по горизонту относительно оси башни  +/-7,5". В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с бронебойно-осколочным (масса 1,52 кг) и осколочно-фугасным (1,4 кг) снарядом. Бронебойно-осколочный снаряд при начальной скорости 826 м/с пробивал по нормали броню толщиной 68 мм на дальности 500 м и 41 мм - на дальности 1000 м.  Пушка Тип 1, кстати, ставилась и на танки Шинхото  Чи-ха.   На танк Чи-хе, устанавливался 12-цилиндровый V-образный  дизель серии Тип 100 производства компании "Икегаи". Блок головок цилиндров двигателя выполнялся ковкой из алюминиевого сплава. Горючее подавалось из баков под давлением. Инжекторы - типа "Бош". Хотя масса танка возросла почти на 1,5 т, за счет установки 240-сильного дизеля, Чи-хе развивал даже чуть большую скорость, нежели «Чи-ха». Трансмиссия, органы управления и ходовая часть заметных изменений не претерпели. На передних надгусеничных полках со скругленными крыльями крепились поворотные фары. Завод "Мицубиси" и арсенал в Сагами начали выпуск «Чи-хе», не прекрашая производство «Шинхото Чи-ха». Танки Тип 1 Чи-хе  сводили в одни роты с «Шинхото Чи-ха». Всего с 1941-1945 год выпущено 6ОО серийных танков «Чи-хе».  Их боевое применение оказалось ограниченным. На основе «Шинхото Чи-ха» и «Чи-хе» строились командирские танки «Ка-со»: 47-мм пушка заменялась муляжом, что давало возможность разместить дополнительно радиостанцию и, в то же время, не выделять внешне командирскую машину. «Ка-со» вводились в подразделения, оснащенные Шинхото Чи-ха.

 

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Chi-Nu Type 3 (1943г-1945г)

 

Масса  – 18,8 тонн

Экипаж – 5 человек

Орудие –Пушка Тип 3   75-мм

пулеметы 1-2хТип 97  7,7-mm

Мощность двигателя  – 240 л.с

Максимальная скорость – 39 км/ч

 

 

 

Средний танк «Чи-Ну» Тип 3 — японский средний танк времён Второй мировой войны. Был создан в 1943 году как дальнейшее развитие танка «Чи-Хе», отличаясь от него новым, более мощным, 75-мм орудием в новой башне. Наиболее совершенный серийный японский танк Второй мировой. Всего за время серийного выпуска было произведено, по разным данным, от 60 до 166 танков «Чи-Ну». В боевых действиях они участия не принимали, поскольку поступали в части, предназначенные для обороны Японских островов от так и не состоявшейся высадки войск США. После войны «Чи-Ну» состояли на вооружении Сил самообороны Японии до смены более совершенной техникой в 1960-х годах. Средний танк Тип 1 «Чи-Хе», запущенный в производство в 1943 году, явился значительным шагом вперёд по сравнению с более ранними Тип 97 «Шинхото Чи-Ха», получив противоснарядное бронирование, более совершенную конструкцию корпуса, более современные средства связи и лучшее распределение функций экипажа за счёт трёхместной башни. Однако и он стал лишь частичным решением проблемы, поскольку был по-прежнему вооружён лишь 47-мм пушкой Тип 1, которая устарела с появлением у США на Тихоокеанском ТВД к 1943 году в значительных количествах танков M4 «Шерман», против лобовой брони которых она была почти бесполезна. Вдобавок её осколочный снаряд обладал сравнительно невысокой эффективностью.  В качестве средства повысить огневую мощь японских танков была выбрана 75-мм полевая пушка Тип 90, являвшаяся модернизированным вариантом производившейся по лицензии французской пушки фирмы «Шнейдер». Для её размещения на «Чи-Хе» была разработана новая, увеличенная башня изменённой формы, без кормового пулемёта, бывшего стандартным для всех более ранних японских танков. Модернизированный таким образом «Чи-Хе» получил по японской системе классификации бронетехники обозначение Средний танк Тип 3 (2603) или «Чи-Ну» («средний десятый»). Однозначных данных о серийном выпуске «Чи-Ну», как и о большинстве японской бронетехники, нет, в связи с тем, что значительное количество документации было уничтожено в конце войны. По одним источникам, серийный выпуск «Чи-Ну» начался в середине 1943 года, по другим же — лишь в сентябре 1944 года, и продолжался вплоть до конца войны. Объёмы выпуска были сравнительно невелики, вследствие сложностей с поставками сырья и разрушения японской промышленности, вызванного воздушными бомбардировками США. Часть источников, базирующихся на данных США, полученных после войны, приводит цифру в 60 произведённых танков. Другие источники, основывающиеся на более поздних исследованиях японских архивных данных, приводят большие цифры, такие как 144 и даже в 166 выпущенных к окончанию войны «Чи-Ну». С запуском «Чи-Ну» в производство, его развитие не закончилось. Строились планы по его перевооружению более мощной 75-мм пушкой Тип 5 с длиной ствола в 56,4 калибра, аналогичной устанавливавшейся на так и не запущенном в серийное производство среднем танке «Чи-То». Орудие должно было устанавливаться либо в незначительно переработанной старой, сварной башне, либо в новой, литой, по форме аналогичной сварной, однако за стадию проекта перевооружение «Чи-Ну» так и не вышло.

 

 

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Chi-Ri Type 5 (прототип) (1945г)

 

Масса  – 37,6 тонн

Экипаж – 5 человек

Орудие –Пушка Тип 5   75-мм

(проект); 37-мм Тип 100

пулеметы 1-2хТип 97  7,7-mm

Мощность двигателя  – 550 л.с

Максимальная скорость – 45 км/ч

 

 

 

На основе опытных танков «Чи-то» были построены два опытных экземпляра следующего среднего танка, получившего обозначение Тип 5 «Чи-ри» и вооруженного 75-мм пушкой в башне и 37-мм пушкой в лобовом листе корпуса слева. 75-мм пушка была аналогична установленной на «Чи-то», а 37-мм Тип I - ставившейся на легком танке Ке-то.  Установка 37-мм пушки в рамке допускала ее качание относительно корпуса как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Боекомплект 75-мм пушки включал 50 унитарных выстрелов. Второй опытный образец отличался установкой в лобовом листе корпуса 7,7-мм пулемета вместо 37-мм пушки. Сварной корпус отличали наклонная установка бронелистов и бортовые ниши по всей длине надгусеничных полок. Новая форма корпуса была, вероятно, позаимствована у германского танка Pz.KpfW.V «Пантера», сведения о котором Германия передала японским специалистам в 1944 г. Высокая сварная башня «Чи-ри» имела восьмиугольную в плане форму, развитую кормовую нишу, подвесной полик. Место командира отнесли назад. Пулеметных установок в башне уже не было. Видимо, из-за отсутствия собственных мощных дизелей двигателей, на «чи-ри» был установлен V-образный карбюраторный двигатель Y- 12 550 КМ, построенный фирмой «Кавасаки,) по лицензии германской BMW. Планировалось, впрочем, производство дизельного варианта машины, но фирма «Мицубиси» так и не успела до конца войны довести 400-сильный дизель воздушного охлаждения Тип 4 до пригодного к серийному производству образца. Выхлопные трубы с глушителями выводились через кормовой лист корпуса. Ходовая часть танка Тип 5 включала на борт уже 8 опорных катков и состояла из двух последовательно установленных обычных подвесок «Типа Хара». Направляющее колесо на этот раз было обрезинено. Учитывая, что в Японии уже серийно выпускались и более мощные пушки (например, 88-мм Тип 99), пригодные для переделки в танковую, «Чи-ри» мог оказаться еще более сильно вооруженным танком. Но для его выпуска уже не было ни средств, ни времени. В целом Тип 5 «Чи-ри» укладывался в общую для Второй мировой войны тенденцию быстрого «смещения вверх» границ категорий боевых машин по массе. Для 1945 г. это был «средний» танк, но еше в 1940 году по массе, вооружению и уровню защищенности он был бы отнесен к тяжелым.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Sta-1 и 2 (1957г)

 

Масса  – 33,73 тонны

Экипаж – 4 человека

Орудие –Пушка Rifled Gun  90-mm

Мощность двигателя  – 650 л.с

Максимальная скорость – 45 км/ч

 

 

 

 

После поражения Японии во Второй мировой войне, её вооружённые силы были расформированы американской оккупационной администрацией, а подавляющее большинство стоявшей на их вооружении бронетехники, за исключением переданной другим странам, было пущено на слом; японской администрации были оставлены лишь 405 невооружённых бронетранспортёров для использования в качестве гражданских машин при восстановительных работах. Первоначально США планировали полную демилитаризацию Японии, однако в 1950 году начало Корейской войны и необходимость обеспечить самооборону страны вынудили пересмотреть эти планы. Большая часть оборудования и предприятий военного и двойного назначения, намеченных к вывозу в порядке репараций, были возвращены Японии, а японскому правительству было разрешено создать силы самообороны страны. На первом этапе требовавшаяся для их вооружения бронетехника была поставлена США, значительной частью — бесплатно, в порядке военной помощи. С созданием Сухопутных сил самообороны Японии, их танковый парк составили средние танки M4 и лёгкие M24, выпущенные в США в годы Второй мировой войны. Однако опыт их эксплуатации показал, что эти танки, созданные в расчёте на американские экипажи, были слишком велики и неудобны в обслуживании для отличавшихся в среднем меньшим ростом и физической силой японских солдат. Габариты американских танков также чрезвычайно затрудняли их транспортировку по японским железным дорогам, имевшим меньшую по сравнению с американскими ширину колеи, особенно — через многочисленные тоннели. Дополнительную проблему составляла масса большинства американских машин: ещё в первые послевоенные годы выяснилось, что даже 30-тонные M4 были слишком тяжелы для большинства японских мостов; эксплуатация этих танков в Японии в то время оказалась столь затруднительна, что к началу Корейской войны на вооружении оккупационных сил были оставлены только 18-тонные M24. Хотя в общей сложности Япония получила от США с 1950 по 1961 год около 1000 танков различных типов, они были представлены устаревшими или лёгкими образцами – самым совершенным среди них был M41 – и необходимость принятия на вооружение современного среднего танка не подвергалась сомнению. В начале 1950-х годов Япония получила от США для испытаний, по разным данным, один или несколько новых танков M47, но для принятия на вооружение он был сочтён непригодным. Помимо опять же, слишком больших для японских экипажей размеров, эксплуатация этих 46-тонных танков, несмотря на послевоенное восстановление и совершенствование дорожной сети Японии, оказалась бы крайне затруднительна. Первый прототип, получивший обозначение STA-1, был завершен в марте 1957 года, вскоре был изготовлен второй однотипный танк. На вооружение он не поступил и был отправлен на доработку.

 

Средний танк Sta-2

Основные танки Сухопутных сил самообороны Японии (JGSDF - Japan Ground Self-Defense Force) M4 Sherman «Шерман» устарели в конце 1950-х годов, и начались трудности с их обслуживанием. США в то время уже закончили выпуск M4, и производили новые M47 и M48. У Японии оставалось 2 пути: первый - импорт M47 или M48 из США; второй – разработка собственного танка. Решено было пойти по второму пути. Сухопутные силы самообороны Японии в то время совершали большое количество железнодорожных перевозок между танковыми частями. Поэтому ширина их нового танка должна быть меньше чем 3 метра. Если корпус танка превышал эту ширину, мог произойти несчастный случай при прохождении туннеля и пересечения поездов. Вес танка так же ограничивался 35 тоннами по нагрузочной способности грузового поезда. Ширина американского M47 была 3.52 метра, поэтому он не подходил японцам. Таким образом, это был первый танк собственной разработки Японии после десятилетнего перерыва.  90-мм пушка с длиной ствола в 52 калибра была стандартом на Западе в то время. С компанией "Nihon Seikou" был подписан контракт на разработку нового орудия. Новая пушка должна была обладать высокой дульной энергией и лёгким весом и должна была превзойти американские аналогичные орудия. С компанией "Mitsubishi" заключили контракт на разработку двигателя, корпуса и иных систем нового танка.   STA-2 разрабатывался одновременно с STA-1. Корпус STA-2 по сравнению с STA-1 был короче, а верхняя его часть была плоской. Это заметно, если сравнить оба прототипа.  Сухопутные силы самообороны Японии испытывали оба прототипа в полях. Они придавали большое значение подвижности танков в глубокой грязи, потому что в Японии было много рисовых полей. Они выбрали STA-2, который оказался более подвижным.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Type-61 (1957г)

 

Масса  – 35 тонн

Экипаж – 4 человека

Орудие –Пушка Type 61  90-mm

пулеметы - 1 × 12,7-мм M2 HB

2 × 7,62-мм M1919A4

Мощность двигателя  – 600 л.с

Максимальная скорость – 45 км/ч

 

 

После поражения Японии во Второй мировой войне, её вооружённые силы были расформированы американской оккупационной администрацией, а подавляющее большинство стоявшей на их вооружении бронетехники, за исключением переданной другим странам, было пущено на слом; японской администрации были оставлены лишь 405 невооружённых бронетранспортёров для использования в качестве гражданских машин при восстановительных работах. Первоначально США планировали полную демилитаризацию Японии, однако в 1950 году начало Корейской войны и необходимость обеспечить самооборону страны вынудили пересмотреть эти планы. Большая часть оборудования и предприятий военного и двойного назначения, намеченных к вывозу в порядке репараций, были возвращены Японии, а японскому правительству было разрешено создать силы самообороны страны. На первом этапе требовавшаяся для их вооружения бронетехника была поставлена США, значительной частью — бесплатно, в порядке военной помощи. С созданием Сухопутных сил самообороны Японии, их танковый парк составили средние танки M4 и лёгкие M24, выпущенные в США в годы Второй мировой войны. Однако опыт их эксплуатации показал, что эти танки, созданные в расчёте на американские экипажи, были слишком велики и неудобны в обслуживании для отличавшихся в среднем меньшим ростом и физической силой японских солдат. Габариты американских танков также чрезвычайно затрудняли их транспортировку по японским железным дорогам, имевшим меньшую по сравнению с американскими ширину колеи, особенно — через многочисленные тоннели. Дополнительную проблему составляла масса большинства американских машин: ещё в первые послевоенные годы выяснилось, что даже 30-тонные M4 были слишком тяжелы для большинства японских мостов; эксплуатация этих танков в Японии в то время оказалась столь затруднительна, что к началу Корейской войны на вооружении оккупационных сил были оставлены только 18-тонные M24. Хотя в общей сложности Япония получила от США с 1950 по 1961 год около 1000 танков различных типов, они были представлены устаревшими или лёгкими образцами – самым совершенным среди них был M41 – и необходимость принятия на вооружение современного среднего танка не подвергалась сомнению. В начале 1950-х годов Япония получила от США для испытаний, по разным данным, один или несколько новых танков M47, но для принятия на вооружение он был сочтён непригодным. Помимо опять же, слишком больших для японских экипажей размеров, эксплуатация этих 46-тонных танков, несмотря на послевоенное восстановление и совершенствование дорожной сети Японии, оказалась бы крайне затруднительна. Более предпочтительной была сочтена разработка своими силами на основе M47 танка, отвечающего специфическим потребностям Сил самообороны. Несмотря на девятилетний перерыв в разработке и выпуске бронетехники, Японии удалось сохранить значительную часть производства, научно-исследовательской базы и квалифицированных кадров, занятых в этой отрасли. Заказ на создание танка был выдан фирме Mitsubishi Heavy Industries, контроль за разработкой осуществляло Управление опытно-конструкторских технических работ Сил самообороны. Несмотря на то, что за основу был взят американский M47, проект будущего танка получил несколько значительных отличий, унаследованных от японских танков военного периода. Одним из них стало применение дизельного двигателя воздушного охлаждения вместо бензинового, хотя и четырёхтактного, а не двухтактного, как на танках военного периода. Второй особенностью стало размещение ведущих колёс в лобовой части танка при кормовом расположении моторного отделения и проходящей через танк трансмиссии; такое конструктивное решение, распространённое в период Второй мировой войны, для послевоенного периода осталось уникальным. Серийное производство танка было начато фирмой Mitsubishi в 1962 году, а к 1966 году был завершён сотый серийный танк. Производство Тип 61 продолжалось до 1972 года, всего за этот период было выпущено, по разным данным, 560 или 564 танка этого типа. Каких-либо серьёзных изменений в конструкцию танка за время серийного производства не вносилось, но к началу 1970-х годов часть танков была оснащена активным инфракрасным прибором ночного видения для механика-водителя, имеются также данные об оборудовании их шестью дымовыми гранатомётами, аналогичными установленным на танках Тип 74. Известно, что в 1965 или 1966 году американская фирма Hughes Aircraft поставила образец своего первого серийного лазерного дальномера для испытаний и возможного оснащения им Тип 61, но каких-либо данных о серийном оборудовании танка лазерным дальномером нет.

 

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Type-74 (1975г-1988г)

 

Масса  – 38 тонн

Экипаж – 4 человека

Орудие – пушка Royal Ordnance L7  105-мм

пулеметы - 1 × 12,7-мм M2HB,

1 × 7,62-мм Тип 74

 Мощность двигателя  – 750 л.с

Максимальная скорость – 53 км/ч

 

 

 

В 1962 году фирма "Мицубиси хэви индастриз" приступила к разработке основного боевого танка. Перед создателями нового танка были выдвинуты следующие требования: увеличить его огневую мощь, повысить защищенность и подвижность. Спустя семь лет работы фирма построила два первых прототипа, которые получили обозначение 8ТВ-1. На них испытывались такие решения, как механизированное заряжание пушки, установка вспомогательного двигателя, управление зенитным пулеметом изнутри танка, стабилизирование вооружения. На то время это были довольно смелые и редко встречавшиеся на практике решения. К сожалению, от некоторых из них в процессе серийного производства пришлось отказаться. В 1971 году был построен прототип 8ТВ-3, в котором отсутствовала система механизированного заряжания пушки. Последний прототип, получивший обозначение 8ТВ-6, был представлен в 1973 году. Тогда же и было принято решение о развертывании серийного производства новой машины, которая стала окончательно называться Тип 74. Основной танк "74" имеет классическую компоновку с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Его корпус сварен из броневых плит, башня литая. Баллистическая защита улучшена путем применения башни обтекаемой формы и больших углов наклона верхних броневых плит корпуса. Максимальная толщина брони лобовой части корпуса составляет 110-мм при угле наклона 65°. Основным вооружением танка является 105-мм английская нарезная пушка L7А1, стабилизированная в двух плоскостях наведения. Она производится по лицензии фирмой "Ниппон Сэйкосе". Противооткатные устройства были модернизированы. Из нее можно вести огонь 105-мм боеприпасами, применяемыми в армиях стран НАТО, в том числе американским бронебойным подкалиберным снарядом М735, выпускаемым в Японии по лицензии. В боекомплект танка "74" входят только бронебойные подкалиберные и бронебойно-фугасные снаряды, всего 55 выстрелов, которые размещены в нише кормы башни. Заряжание ручное. Углы наведения пушки по вертикали от -6° до +9°. За счет гидропневматической подвески они могут быть увеличены и составлять от -12° до +15°. Вспомогательное вооружение танка "74" включает расположенный слева от пушки 7,62-мм спаренный пулемет (боекомплект 4500 патронов). На башне между люками командира и заряжающего на кронштейне открыто установлен 12,7-мм зенитный пулемет. Огонь из него может вести как заряжающий, так и командир. Углы наводки пулемета по вертикали находятся в пределах от -10° до +60°. Боекомплект - 660 патронов.  По бортам кормовой части башни смонтировано по три гранатомета для постановки дымовых завес. Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, основной и дополнительный прицелы наводчика, стабилизатор вооружения, электронный баллистический вычислитель пульты управления командира и наводчика, а также приводы наведения функции измерения дальности и подготовки данных для стрельбы возложены на командира. Он пользуется комбинированным (дневным/ночным) перископическим прицелом, в который встроен лазерный дальномер на рубине, измеряющий дальность в пределах от 300 до 4000 м. Прицел имеет 8-кратное увеличение и связан с пушкой с помощью параллелограммного устройства. Для кругового обзора предусмотрено пять перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирского люка. Наводчик имеет основной комбинированный (дневной/ночной) перископический прицел с 8-кратным увеличением и вспомогательный телескопический прицел, приборы ночного видения активного типа. Подсветка цели производится ксеноновым прожектором, установленным слева от маски пушки.  Между командиром и наводчиком установлен цифровой электронный баллистический вычислитель, с помощью которого посредством датчиков входной информации (тип боеприпаса, температура порохового заряда, износ канала ствола, угол наклона оси цапф, скорость ветра) в прицелы командира и наводчика вводятся поправки на углы наводки пушки. Данные о дальности до цели от лазерного дальномера вводятся в вычислитель автоматически. Двухплоскостной стабилизатор вооружения имеет электромеханические приводы. Наводка и ведение огня из пушки и спаренного пулемета могут осуществляться как наводчиком, так и командиром с помощью аналогичных пультов управления. Наводчик, кроме того, оснащен дублирующими ручными приводами наводки орудия по вертикали и поворота башни.  Заряжающий имеет вращающийся на 360° перископический смотровой прибор, установленный перед его люком. Механик-водитель размещается в отделении управления в левой передней части корпуса. Он располагает тремя перископическими смотровыми приборами. Большое внимание японские специалисты уделили повышению подвижности танка, учитывая, что во многих районах Японии встречаются труднопроходимые участки (илистые рисовые поля, горы и т. п.).Проселочные дороги узкие, мосты на них малой грузоподъемности. Все это ограничило боевую массу танка, которая составляет 38 т. Танк имеет относительно низкий силуэт - его высота всего 2,25 м. Этого удалось добиться благодаря использованию подвески гидропневматического типа, позволяющей изменять клиренс машины от 200-мм до 650-мм, а также наклонять танк на правый или левый борт как полностью, так и частично в зависимости от рельефа местности.

Наклон машины обеспечивается регулировкой четырех узлов гидропневматической подвески, размещенных на первом и пятом опорных катках каждого борта. Поддерживающих катков ходовая часть не имеет. Общий ход опорного катка составляет 450 мм. Натяжение гусениц может осуществляться механиком-водителем со своего места при помощи гидропривода натяжного механизма. На танке применяются два типа гусениц (ширина 550 мм) с резинометаллическим шарниром: учебные - с обрезиненными траками и боевые цельнометаллические, с усиленными грунтозацепами. Двигатель и трансмиссия танка выполнены в одном блоке.  В качестве силовой установки применен двухтактный V-образный 10-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель 10 2Р 22 WТ воздушного охлаждения. Он снабжен двумя турбокомпрессорами, соединенными с помощью шестеренчатых передач с коленчатым валом. Привод компрессоров комбинированный (механический от двигателя и с использованием выхлопных газов). Это значительно улучшает приемистость двухтактного двигателя. Между блоками цилиндров горизонтально расположены два осевых вентилятора системы охлаждения. При максимальной частоте вращения (2200 об/мин) на привод обоих вентиляторов расходуется 120 л. с., что снижает мощность двигателя с 870 до 750 л. с. Масса сухого двигателя 2200 кг. Кроме обычного дизельного топлива, он может работать на бензине и авиационном керосине.  Расход топлива составляет 140 л на 100 км. Гидромеханическая трансмиссия МТ75А типа "Кросс-Драйв" фирмы "Мицубиси" обеспечивает шесть передач переднего хода и одну заднего без выжимания педали сцепления, которой пользуются только при трогании с места и остановке танка. Танк "74" оснащен системой защиты от оружия массового поражения. Водные преграды глубиной до 4 м он может преодолевать с помощью оборудования для подводного вождения. Производство танков Тип 74 завершилось в конце 1988 года. К тому времени сухопутные войска получили 873 такие машины. На базе танка "74" созданы 155-мм самоходная гаубица Тип 75 (внешне напоминает американскую гаубицу М109), мостоукладчик и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Тип 78, характеристики которой соответствуют германской БРЭМ "Стандарт".  Танк Тип 74 другим странам не поставлялся и в боевых действиях участия не принимал.

 

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Type-91 (2591)(1931г)

 

Масса  – 18 тонн

Экипаж – 6 человек

Орудие – пушка Type 94  70-mm

пулемёты Тип 91  6,5-mm

 Мощность двигателя  – 224 л.с

Максимальная скорость – 35 км/ч

 

Type 91 Heavy (Typ 2591)— японский многобашенный тяжёлый танк межвоенного периода. Произведён лишь 1 экземпляр, (в 1931 году, в арсенале в Осаке) так как японская армия настояла на модернизации танка, что привело к созданию нового тяжёлого танка Type 95 Ro-Go (Heavy). Вслед за не слишком удачным трёхбашенным средним танком № 1 «Чи-и» специалистами военного арсенала в Осаке был разработан проект новой боевой машины, получивший обозначение Type 91. Сохранив прежние весовые характеристики танк получил более мощное вооружение, которое устанавливалось теперь в трех башнях размещенных в продольной плоскости по всей длине. В кормовой и носовой части корпуса находились пулеметные башни с 6,5 мм пулеметами Type 91. Ещё одной отличительной особенностью танка Type 91 стала новая основная башня. Башня сохранила её коническую форму и её комбашенку, а также в её задней части добавили установку ещё одного 6,5 мм пулемета. Кроме того, маломощный 57-мм «окурок» заменили на 70-мм орудие Type 94 с длиной ствола 18,2 калибра. При весе снаряда ~4,5 кг и начальной скорости ~300 м\с оно могло использоваться для разрушения долговременных огневых точек и для борьбы с лёгкими и средними танками противника. Бронирование танка было для того времени весьма мощным: верхняя и нижняя часть бортов прикрывались броней толщиной 20 мм, лоб корпуса и башня имели броню толщиной 25-35 мм.

Первый прототип тяжёлого танка Type 91 поступил на испытания в 1931 г. и хотя большинство тестов он прошел вполне успешно, японская армия настояла на его модернизации, что привело к созданию более тяжёлого танка Type 95. Что касается боевых возможностей танка Type 91, то к моменту начала его серийного производства, они оказались бы довольны скромны. Как показала практика, наличие разнесенного по разным башням вооружения преимущества не даёт. Даже наоборот, подобная компоновка затрудняла управление огнем, а ограниченные углы горизонтальной наводки пулеметных башен делали их в некоторых ситуациях бесполезными, что наглядно показала практика боевого применения средних танков Т-28 и крейсерских А9, которые также имели по три башни (правда, они были с иным расположением). Был произведён лишь прототип, однако танк получил развитие и модифицировался в более новый и тяжёлый танк Type 95.

 

 

 

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Type-95 Ro-Go (1934г)

 

Масса  – 25,5 тонн

Экипаж – 6 человек

Орудие – пушка Type 94  70-mm, Type-94  37-mm

пулемёты Тип 97  7,7-mm, Type-91  6,5-mm

 Мощность двигателя  – 290 л.с

Максимальная скорость – 22 км/ч

 

Type 95 Ro-Go (Heavy) — японский тяжёлый многобашенный танк 1930-х годов. Данный танк был модернизированной версией танка Type 91 Heavy.  Было собрано, по разным данным, 1 или 4 прототипа в 1934 году, в серийное производство танк не пошёл. Тяжелый танк Type 95, созданный инженерами Осакского Военного Арсенала в начале 1930-х гг., стал завершающим этапом в развитии японских многобашенных танков. Приняв во внимание опыт постройки и испытаний 18-тонных танков №1 и Type 91 был предпринят ряд мер по повышению технологичности и усилению вооружения танка, а также дополнительного бронирования. Оценив результаты тестов штаб армии все таки выдал заказ на постройку небольшой партии танков Type 95, поскольку по толщине бронирования и составу вооружения в этом уголке мира ему просто не было равных. Количество построенных машин точно не известно: по одним источникам дело ограничилось выпуском нескольких прототипов, по другим – до 1938 г. успели построить около 10 танков. Эксплуатацию тяжелых танков Type 95 интенсивной назвать было сложно. Большую часть времени они провели в метрополии, находясь сначала в резерве, а затем в учебных школах.  Единственный факт их боевого использования имел место в 1938 г., под конец очередного японо-китайского конфликта.  Перед войной на базе Type 95 предполагалось строить САУ, так как шасси танка вполне допускало установку на него более тяжелого вооружения. Новые боевые машины получили обозначение Type 2 “Ка-то”. Согласно первому проекту основная и передняя башни демонтировались, а на их месте устанавливалась 105-мм пушка защищенная бронированным экраном. Второй проект был более радикальным поскольку демонтировались все башни, существенно менялась форма корпуса и в кормовой части устанавливалась 150-мм гаубица “Хироша”. После всех переделок японская САУ напоминала бы немецкую тяжелую самоходку Ferdinand, однако оба этих проекта так и остались на бумаге.  До 2015 года танк нёс наименование Type 95 Heavy (англ. - тяжёлый), т.к. не было другой точки зрения и/или названия для данного танка, однако рассекречивание чертежей сверхтяжёлого O-I в последние годы позволило выявить его реальное обозначение - Type 95 Ro-Go (по японской номенклатуре танков: Ro - второй, Go - отечественный).

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источники: Книга - Японские танки Второй Мировой (Семен Федосеев), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Тип_89_(танк), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чи-Ни, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чи-Ха, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Шинхото_Чи-Ха, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Чи-Ну, https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:J13_STA_1, https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:J18_STA_2_3, https://wiki.wargaming.net/ru/Tank:J14_Type_61, http://pro-tank.ru/brone-world/japan/312-japan-tank-type74, https://ru.wikipedia.org/wiki/Тип_91_(танк), https://ru.wikipedia.org/wiki/Тип_95_(тяжёлый_танк)

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль