По окончании первой мировой войны польская армия оказалась на третьем месте по количеству находившихся в ней танков. Весной 1919 года в составе польской армии во Франции был сформирован первый танковый полк. Когда в июне он прибыл в Польшу, в нем насчитывалось 120 легких французских танков "Рено" FT. В советско-польской войне 1920 года участвовали отдельные роты или даже взводы этих танков. К концу ее в нем оставалось еще 114 боеспособных танков. В октябре 1921 г. в оккупации Верхней Селезии участвовала сводная рота танков.  С 1926 года в Техническом управлении Министерства военных дел (MS Wojsk.) имелся отдел бронетанковой техники исполнявший консультативные функции. В январе 1929 г. этот отдел был превращен в "шефство", которому были подчинены все соответствующие отделы различных управлений. И 23 ноября 1930 г, было организовано Командование броневых сил (Dowodztwo Broni Pancernich DBP) на правах управления MS Wojsk. Оно занялось, в первую очередь, обучением кадров танкистов. В 1936 году это Командование было уравнено в правах с управлениями основных родов сухопутных войск. В нем была создано, в частности, управление технического обеспечения броневых сил, которое помимо всего курировало и вопрос моторизации армии в целом. И, наконец, в 1937 году были созданы три территориальных управления броневых сил.  Командованию броневых сил поначалу подчинялись танковый полк, размещенный в Журавице под Перемышлем (три батальона по три роты), пять эскадронов бронеавтомобилей и два дивизиона бронепоездов. В 1930- 1934 гг. все броневые части свели в три смешанных броневых полка. В 1934 году они были расформированы и все бронеединицы были сведены в самостоятельные роты и эскадроны.  В 1937 году в броневых силах числилось шесть батальонов: в Варшаве, Журавице, Познани, Бресте-над- Бугом, Кракове и Львове и две отдельные роты в Вильно и Быдгощи. Эти последние через год также были развернуты в батальоны в Луцке и Сгеже.  К этому времени штатная численность броневых сил составляла 415 офицеров, более двух тысяч унтер- офицеров и 3800 рядовых. В 1938 году, однако, недоставало 14% унтер- офицеров.  Организация батальона была следующей: штаб и управление, командирский взвод; роты: учебная, танковая, бронеавтомобилей, мотопехотная и снабжения, взвод связи. Штатная численность батальона – 36 офицеров, 186 унтер-офицеров и 409 рядовых, а также 12 чиновников. Эти батальоны носили скорее характер учебных, нежели боевых частей. В случае мобилизации они должны развертываться в боевые части.  Однако такая организация продолжалась недолго. И в 1939 году, незадолго до начала войны,четыре батальона: 1-й, 4-й, 5-й и 8-й имели по три роты разведывательных танков (на самом деле – танкеток) и эскадрон бронеавтомобилей. Другие батальоны имели усиленный состав, а 2-й можно было даже считать полком, поскольку в его составе насчитывалось 185 боевых машин, т. е. танков, танкеток и бронеавтомобилей.  Увеличение числа батальонов привело к снижению их боевой силы. В ротах танкеток и эскадронах бронеавтомобилей были упразднены третьи взводы, в результате чего число танкеток в ротах снизилось с 16 до 13, а Б А в эскадронах с десяти до семи.  Десятая моторизованная кавалерийская бригада только в 1939 году перешла из Управления кавалерии в Министерство военных дел и была подчинена Командованию броневых сил. Бригада состояла из 10-го полка конных стрелков и 24-го полка улан (отсюда видно, что бригада была далеко не моторизованной). Кроме того, в бригаду входили дивизионы разведывательный и противотанковый (ПТО), эскадрон связи и взвод регулирования движения. Лишь при мобилизации бригаде придавались моторизованный артиллерийский дивизион, саперный батальон, батарея зенитных орудий, а также авиационный отряд. Но, самое главное – в бригаду поступали танковые подразделения, созданные на базе 2-го танкового батальона в Журавице.  В вооруженных силах Польши бронетанковые войска (БТВ) относились к техническому роду войск. Их задачей являлась поддержка пехоты и кавалерии в совместных с ними действиях. Единственные два моторизованных соединения – 10-я кавалерийская бригада и Варшавская бронемоторизованная бригада (так мы перевели польское – Warszawska Brygada Pancerno Motorowa W.B.P.-M.) были крайне слабо оснащены бронетанковой техникой, но неплохо артиллерией (включая, противотанковую) и тем более пехотным оружием.  Какова же была организация 10-й кавалерийской бригады (10. Brygada Kawalerii Zmotoryzowanej – 10 ВК) по штатам военного времени?  В нее входили: командование и эскадрон снабжения, два моторизованных полка (но четыре линейных эскадрона, пулеметный эскадрон и подразделения усиления), дивизионы: разведывательный, артиллерийский, противотанковый, саперный батальон и эскадрон связи; роты: легких и разведывательных танков, батарея ПВО и тыловые службы.  Боевые машины входили в состав 121-й роты легких танков – из трех взводов но пять танков "Виккерс Е", плюс танк командира роты (всего 16 танков, из них 10 – с пушкой, шесть – пулеметных, 114 чел. личного состава); 101-ю роту разведывательных танков (два взвода но шесть танкеток ТК-3 или TKS – всего 13 танкеток и 53 чел. личного состава); эскадрона разведывательных танков разведдивизиона (два взвода по шесть танкеток, всего 13 и 53 чел. личного состава).  Таким образом в 10-й кавалерийской бригаде имелось 16 танков "Виккерс Е" и 26 танкеток, четыре – 100- мм гаубицы, четыре – 75-мм пушки, 27 – 37-мм ПТО, четыре – 40-мм зенитных пушки и более четырех тыс. человек личного состава.  После успешных действий 10-й кавалерийской (моторизованной) бригады на маневрах 1937 года Главное Командование приняло решение создать еще одну моторизованную бригаду. Тогда проводилась реорганизация 2-й кавалерийской дивизии (КД), в состав которой входила 1-я кавалерийская бригада, называвшаяся Варшавской. Ее два полка – конных стрелков и шволежеров при ликвидации 2-й КД в феврале 1939 г. вошли в состав Мазовецкой кавалерийской бригады.  В июне было решено моторизовать один полк, а вскоре и другой,и завершить создание моторизованной бригады к 15 августа, получившей название Варшавской бронемоторизованной бригады. Ее командиром был назначен полковник Стефан Ровецкий (погиб в 1944 году). Началось формирование других частей бригады: артиллерийского дивизиона, батальона саперов, дивизиона ПТО и прочих. И, когда 1 сентября началась война, организация бригады шла полным ходом. Оснащение подразделений было еще далеко от штатов военного времени. Бригада получила приказ покинуть Варшаву. 2-го числа она сдала последних коней. Но положенные ей тапки "Виккерс Е", пока не прибыли. 3 сентября был получен приказ занять оборону на переправах через Вислу, что и было выполнено на следующий день. 12-я рота легких танков (16 танков "Виккерс Е") (вместо положенного но штату батальона) присоединилась к бригаде только 13 сентября. Перевод частей польской армии на организацию военного времени (мобилизация) начался сразу после оккупации Чехии немецкими войсками (15 марта 1939 г.), в которой, в частности, участвовала Польша, оккупировав Тешинскую область.

Источник

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Танкетка ТК  (1931г-1939г)

 

Масса  – 2,4 тонны

Экипаж – 2 человека

Оружие–Пулемет 7,92 мм km wz. 25

Мощность двигателя  – 40 л.с

Максимальная скорость  – 46 км/час

 

 

 

 

Танкетка TK была разработана польскими конструкторами Т. Тжечаком, Е. Каркозом и Е. Хабихом на базе шасси закупленной в 1929 году в Великобритании танкетки Carden Loyd, по результатам опытной эксплуатации в конструкцию которой были внесены изменения (были поставлены более мощный двигатель, новая коробка передач, усилены рессоры и введена стальная броневая крыша).  14 июля 1931 года танкетка TK была официально принята на вооружение польской армии под наименованием TK-3, в этом же году началось ее серийное производство. В 1931 - 1933 гг. были выпущены свыше 300 танкеток, с учетом опыта производства и эксплуатации которых был разработан улучшенный вариант TKS.

TKS отличалась более рациональной установкой броневых листов увеличенной толщины, улучшенной конструкцией шаровой установки для пулемёта, усиленными элементами подвески и увеличенной шириной гусеницы. Кроме того, на TKS устанавливали новый двигатель (польский "Фиат" 42 л.с.), перископический прибор наблюдения системы Гундляха, а на пулемёт начали устанавливать оптический прицел.  После сравнительных испытаний датской пушки фирмы Мадсен и швейцарской Солотурн, в 1939 году танкетку начали перевооружать 20 мм польской пушкой FK, но до начала войны успели модернизировать лишь 24 единицы. TKS также использовались в качестве бронедрезин.

Корпус танкетки представлял собой каркас, к которому заклёпками крепились 4-8 мм бронелисты. Двигатель и коробка передач размещались посередине. Справа по борту имелся штырь с вилкой для запасного зенитного пулемёта, из которого стрелял командир, предварительно выйдя наружу.

 

Модификации:

TK (TK-3) — модель 1931 года с четырехцилиндровым двигателем FordA4 (40 л. с.), всего построена 301 машина, часть из которых позднее переоборудовали

TKF — танкетка TK с шестицилиндровым двигателем Polski FIAT-122B (46 л. с.); произведено 18 штук

TKS — улучшенная модель 1933 года, масса 2,65 тонн; произведено 282 штуки

TKSz nkm 20A — танкетка, вооружённая 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (с боекомплектом 250 снарядов); в 1939 году в них были переоборудованы 24 TKS

TKD — лёгкая самоходная артиллерийская установка с 47-мм орудием wz.25 «Pocisk» (боекомплект к которому составлял 55 снарядов), масса увеличена до 3 тонн; переоборудованы 4 экземпляра из ранее выпущенных TK

C2P — невооружённый лёгкий артиллерийский тягач, произведено около 200 штук.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк 7TP  (1935г-1939г)

 

Масса  – 9,9 тонны

Экипаж – 3 человека

Оружие– пушка 1х37-мм Bofors wz.37

Пулемет 7,92 мм

Мощность двигателя  – 110 л.с

Максимальная скорость  – 32 км/час

 

 

 

 

Польский вариант «Виккерса 6-тонного», одного из самых распространённых танков межвоенного периода. Разработан по результатам эксплуатации в польской армии 38 танков "виккерс" (закупленных в августе 1931 года), прототип создан в 1933 году, серийное производство началось на заводе Ursus в Варшаве в 1935 году и прекращено после начала второй мировой войны в сентябре 1939 года.  21 сентября 1938 года, во время Судетского кризиса, правительство Польши предъявило Чехословакии ультиматум о возвращении Тешинской области. 30 сентября 1938 года Польша направила правительству Чехословакии очередной ультиматум и одновременно с немецкими войсками ввела армейские подразделения в Тешинскую область. Танки 7TP принимали участие в операции.  К началу Второй мировой войны 7TP был наиболее боеспособным польским танком.

К 1 сентября 1939 года танками 7TP были укомплектованы два танковых батальона польской армии: 1-й батальон лёгких танков (из 49 танков) и 2-й батальон лёгких танков (из 49 танков), входившие в состав армии «Пруссы».  4 сентября 1939 года в Учебном центре танковых войск в городе Модлин была сформирована 1-я танковая рота командования обороны Варшавы из 11 танков 7TP. Позднее из танков этого типа была сформирована 2-я танковая рота командования обороны Варшавы, обе роты участвовали в обороне Варшавы.  Танки 7TP участвовали в боевых действиях против немецких войск до 26 сентября 1939 года (17 сентября 1939 года личный состав 2-го батальона лёгких танков перешёл границу с Венгрией и был интернирован, 20 сентября 1939 года капитулировал 1-й батальон лёгких танков, 27 сентября 1939 года после капитуляции гарнизона Варшавы несколько танков 7TP стали немецкими трофеями).  Танк оснащен дизельным двигателем "Saurer VBLD" австрийского производства, установка которого привела к изменению формы корпуса над моторным отделением.  Коническая пушечная башня однобашенного варианта (с курсовым пулемётом) была разработана шведской фирмой "Bofors". Устанавливаемая на танк шведская 37-мм пушка Bofors wz. 37производилась по лицензии в Польше.

Также, в сравнении с английским образцом, были внесены изменения в приборы наблюдения: танк был оснащен танковым перископом конструкции капитана Гундляха.  С 1938 года танки выпускались с прямоугольной нишей в кормовой части башни, которая служила для установки радиостанции N2C.  С учетом опытных и предсерийных образцов построено 135 танков, из них 132 серийных.

 

7TP dwuwieżowy — первый вариант, двухбашенный танк с пулемётным вооружением, вооружён двумя 7,92-мм пулемётами Ckm wz.30 с боекомплектом 6000 патронов. Выпущен в количестве 38 - 40 машин;

7TP jednowieżowy — однобашенный танк с 37-мм орудием Bofors wz. 37, основной вариант, серийное производство начато с 1937 года

9TP — опытный вариант, разработанный в 1938 году, выпущено 13 машин.

C7P — бронированный артиллерийский тягач на базе танка 7TP

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк 10TP  (1938г-1939г)

 

Масса  – 12,8 тонны

Экипаж – 4 человека

Оружие– пушка 1хBofors wz.37

Пулеметы 2 х Ckm wz.30

Мощность двигателя  – 210-240 л.с

Максимальная скорость  – 50-75 км/час

 

 

10TP — польский колёсно-гусеничный лёгкий танк конца 1930-х годов, проект которого был создан в конце 1938 года, но так и не был завершён ввиду начала Второй мировой войны.  В конце 1920-х годов американский конструктор автомобилей Джон Уолтер Кристи создал лёгкий колёсно-гусеничный танк Christie M 1928, который мог развивать на колёсном ходу скорость 69 миль/час (112 км/ч), а на гусеничном ходу 42 мили/час (68 км/ч). Однако конструкция не заинтересовала американских военных, и экспериментальный образец был выставлен на продажу.

Первыми, кто заинтересовался в покупке танка, были поляки, которые вели обновление танкового парка. Капитан Марьян Русиньский (польск. Marian Ruciński) был отправлен по запросу Военного Института Конструкторских Исследований (польск. Badań Technicznych Broni Pancernych) в США для детального ознакомления с танком Кристи. В Нью-Джерси Русиньский был ознакомлен с проектом ещё одной машины — Christie M 1931. Русиньский был очень доволен тем, что нашёл вариант развития бронетехники Польши, и отправил соответствующий доклад в Польшу.

26 февраля 1930 года в США отправилась делегация Военного Института во главе с полковником Тадеушем Коссаковским (польск. Tadeusz Kossakowski) для закупки пробного образца. Соответствующий контракт был подписан с Польшей, по которому один образец доставлялся в Польшу. Однако образец так и не был доставлен, а переговоры о покупке лицензии зашли в тупик. Кристи вернул польской стороне деньги, а лицензию получила делегация СССР.

Несмотря на провалившуюся попытку закупки танка, польские конструкторы получили необходимые чертежи танка благодаря записям Русиньского и договорились о создании аналогичного танка. Проект танка был назван "A la Christie". К 1932 году были созданы чертежи, но к тому моменту Польша закупила несколько танков Vickers Mk E, и все силы были брошены на выпуск первых образцов танка VAU-33, который вскоре будет известен под названием 7TP. Работы над аналогом "Кристи" были прекращены, а вскоре был расформирован Военный Институт, на место которого пришло Техническое Исследовательское Бюро Бронированных Вооружений (польск. Biurze Badaс Technicznych Broni Pancernych), подчинённое Командованию Бронетанковых Войск.  Договориться о приоритетах руководство Бюро не могло, а первое их решение было об уничтожении документов и чертежей танка типа Кристи. Почти все документы были уничтожены, но только спустя несколько месяцев Бюро осознало свою ошибку. Заручившись поддержкой Генерального Штаба, Бюро отдало распоряжение создать колёсно-гусеничный крейсерский танк. Конструкторскую группу возглавил майор Рудольф Гундлах (польск. Rudolf Gundlach). Он уже создал к тому моменту бронеавтомобиль Ursus wz. 29, а также танковый перископ Vickers Tank Periscope Mk IV. В число разработчиков вошли Ян Ляпушевский (польск. Jan Łapuszewski), Мечислав Сташевский (польск. Mieczysław Staszewski), Стефан Олдаковский (польск. Stefan Ołdakowski), Казимеж Хейнович (польск. Kazimierz Hejnowicz) и Ежи Напюрковский (польск. Jerzy Napiórkowski).

 

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль Józef Piłsudski (1918г)

 

 

 

 

 

 

 

 

Танк «Юзеф Пилсудский» (польск. Tank "Józef Piłsudski"), известный также как танк Пилсудского (польск. Tank Piłsudskiego) — польский импровизированный бронеавтомобиль времён польско-украинской войны, созданный на основе неизвестного тяжёлого автомобиля.

Автомобиль начал строиться во время битвы за Львов для борьбы с живой силой противника, засевшей в зданиях. Автором разработки стал профессор Антоний Марковский. Автомобиль собирался в железнодорожном депо несколько дней и был достроен к 8 ноября.  В бой бронеавтомобиль вступил 9 ноября, поддерживая штурмовой отряд Казимира Шлейена в боях за Сад иезуитов. В экипаж бронеавтомобиля вошли командир лейтенант Эдвард Цац-Свистельницкий, водители Эугениуш Бернацкий и Владислав Кубала, а также стрелки Мечислав Кретович, Эдвард Кустанович, Бронислав Нижёл и Стефан Цамбелли. В бою бронеавтомобиль уткнулся в ограду и был сильно обстрелян. Три из четырёх пулемётов заклинило, и они не смогли вести огонь. Фактически бронеавтомобиль мгновенно вышел из строя.  Дальнейшая судьба танка неизвестна. По некоторым данным, он вместе с бронеавтомобилем «Кресовец» мог быть включён в состав Вооружённых сил Польши.

Бронеавтомобиль Kresowiec (1918-1919г)

 

 

 

Kresowiec (в пер. с польск. kresowiec — «житель пограничной полосы», «пограничник») — польский импровизированный бронеавтомобиль(фактически — бронированный трактор) периода Гражданской войны в России. Был построен в единственном экземпляре в конце 1918 — начале 1919 годов и являлся одним из первых образцов бронетехники новообразованной Польской Республики. Работы над импровизированным бронеавтомобилем (фактически — бронированным сельскохозяйственнымтракторным шасси), впоследствии получившим название «Кресовец», были начаты в конце 1918 года во Львове по инициативе польских инженеров В. А. Люцке-Бирка (польск. Wilhelm Aleksander Lutzke-Birk, на тот момент — комендант технической обороны Львова) и Витольда Аулиха (польск. Witold Aulich). Машина создавалась в интересах крупных польских землевладельцев, которым для подавления сопротивления местного населения, значительно превосходившего их силы по численности и угрожавшего их владениям, нужны были средства качественного превосходства над ним (такие, как артиллерия и бронетехника) и которым армия новообразованной Польской Республики не могла помочь с оснащением в силу острого дефицита современного вооружения. В качестве базового шасси для броневика был выбран трёхколёсный самоходный плугPraga, изготовленный в 1914 году фирмой Erste Bohmismahrische Maschinenfabrik и предоставленный одним из богатых землевладельцев; броневой корпус был изготовлен частной мастерской, располагавшейся на улице Польной, 53, совместно с железнодорожными мастерскими. К маю 1919 года машина была готова и поступила на вооружение местных польских добровольческих вооружённых формирований.

 

Бронеавтомобиль Ford FT-B (1920г)

 

Масса  –1,35 тонн

Экипаж – 2 человека

Оружие– пулемет 1 × 7,92-мм MG-08/15 или wz.05/S

Мощность двигателя  – 22,5 л.с

Максимальная скорость  – 50 км/час

 

 

 

 

Ford FT-B (также Ford Tf-c и Model 1920) — польский лёгкий бронеавтомобильпериода советско-польской войны 1920—1921 годов. Первый образец бронетехники, разработанный и построенный в Польше.  Создан на базе американскоголегкового автомобиля Ford Model T. Отличался крайне малыми размерами. Во второй половине 1920 года было выпущено 16 или 17 экземпляров бронеавтомобиля, применявшихся частями Войска Польского при обороне Варшавы и в последующих операциях войны. Отдельные экземпляры состояли на вооружении польской армии вплоть до 1931 года.

Бронеавтомобиль Ford FT-B, также известный под обозначениями Ford Tf-c и «модель 1920 года» (польск. Model 1920), можно считать первым образцом бронетехники, построенным в Польше. Создателем бронеавтомобиля был инженер Тадеуш Таньский (польск.Tadeusz Tański, в ряде источников, не совсем корректно, Тацкий), впоследствии — конструктор первых польских автомобилей CWS T-1. 12 июня 1920 годапредставленный им проект получил одобрение военных. Строить бронированные «Форды» было решено на Варшавском заводе «Герлах и Пульст», который в тот период также выпускал вагоны для бронепоездов. Прототип бронеавтомобиля был построен в июне 1920 года всего за две недели. Всего же с июня по сентябрь 1920 года было выпущено около 17 бронеавтомобилей Ford FT-B.  Надо сказать, что попытки постройки лёгких бронеавтомобилей для разведки и связи на базе легкового автомобиля Ford Model T имели место в Великобританииещё в период Первой мировой войны, однако получившийся в итоге броневик был в целом достаточно неудачен — шасси было плохо приспособлено для ведения боевых действий, и машина имела, по сути, больше недостатков, чем преимуществ. На вооружение британской армии броневик так и не был принят, поскольку в условиях позиционной войны на Западном фронте столь посредственная бронемашина была бы попросту бесполезна. В итоге, проект броневика был частично модернизирован, и несколько бронемашин Ford 1916 были построены специально для отправлявшегося в Россию Английского бронедивизиона, где использовались в качестве вспомогательных и связных бронеавтомобилей. Отсюда информация о них вполне могла дойти и до Тадеуша Таньского, который, вероятно, учёл её при проектировании собственного броневика на базе шасси Ford T.

Бронеавтомобиль Korfanty (1921г)

 

 

 

 

Korfanty — польский импровизированный бронеавтомобиль, единственный экземпляр которого был произведён в 1921 году во время Третьего силезского восстания. Большая часть характеристик осталась неизвестной. Был назван в честь руководителя восстания Войцеха Корфанты.

Автомобиль был собран в мае 1921 года во время Третьего силезского восстания. Бывший капитан рейхсмарине Роберт Ошек, руководитель восстания, собрал самостоятельно на заводе Балидон бронеавтомобиль на основе грузовика «Magirus». Автомобиль был защищён слабо (броня крепилась только болтами), однако это компенсировалось сразу пятью пулемётами MG-08 (один располагался около водительского места, остальные располагались по углам грузовой части).  Экипаж первого и единственного экземпляра автомобиля состоял из водителя (Ошек) и его помощника Поздняка. Машина была названа «Korfanty» в честь лидера восстания. Автомобиль воевал недолго, но участвовал в битве силезских повстанцев с немцами около горы Святой Анны с 21по 27 мая. Один из членов экипажа писал в мемуарах в 1981 году, что бронеавтомобиль на своём пути уничтожал всех, кто попадался.

После восстания автомобиль был направлен в музей в Кракове. Дальнейшая судьба его осталась неизвестной (вероятно, он был отправлен на переплавку немцами после оккупации Польши). Модель бронеавтомобиля установлена перед Музеем Силезских восстаний в Аннаберге.

Бронеавтомобиль WZ.28 (1927-1930г)

 

Samochód pancerny wz.28 — польскийполугусеничный бронеавтомобиль, производившийся между мировыми войнами. Был создан на базе французского бронеавтомобиля Citroën-Kegresse B2 10CV.  В 1924 году Польша закупила 135 грузовиков марки Citroën-Kegresse B2 10CV, после чего было принято решение о доработке 60 шасси до стандарта бронеавтомобиля, этим занялись инженеры Р.Габо и И.Часинский. Бронекорпус автомобиля сильно напоминал французский AMC C23. В начале 1925 г. к испытаниям подготовили два первых прототипа, отличавшихся друг от друга, и проводили тесты в Центральной кавалерийской школе. Но к серийному производству был принят только один из грузовиков. К концу 1927 года было изготовлено 20 серийных машин. На вооружение бронеавтомобили были приняты в 1928 году. Машинам дали имя Wzor 28 (Wz.28), иногда их называли Citroen-Kegress (CK). Более поздние модели отличались несколько измененной кормовой частью кузова.

Пять лет активной эксплуатации показали, что Wz.28 не оправдал ожиданий. Бронеавтомобиль был сложен в эксплуатации и обслуживании, двигатель был капризным, а резиновые гусеницы ненадежны и недолговечны. Высокий центр тяжести машины отрицательно влиял на устойчивость, а максимальная скорость не превышала 35 км/ч.  В 1933 году армейское руководство издало приказ о переделке всех имеющихся СК в обычные броневики с задней осью. Первый образец модифицированного грузовика готов уже в 1934 году и успешно прошел испытания. Новый грузовик получил имя Wz.34. До 1938 было доработано 80 броневиков. В 1939 году в строю числилось всего три грузовика Wz.28, использовавшихся в качестве учебных экземпляров в Бресте и Модлине. Последние экземпляры были уничтожены украинскими националистами, когда остатки польской армии пытались прорваться к венгерской границе.

 

 

 

 

Бронеавтомобиль WZ.29 (1931г)

 

 

Wz.29 (польск. Samochód pancerny wz. 29 — «бронеавтомобиль образца 1929 года») — польский бронеавтомобиль 1930-х годов. Первый бронеавтомобиль полностью польской разработки, wz.29 был создан конструктором Р. Гундлахом на шасси грузового автомобиля Ursus A в 1929 году. В 1931 году завод «Урсус», поставлявший шасси, и Центральные автомобильные мастерские Варшавы, поставлявшие бронекорпуса, собрали 13 бронеавтомобилей этого типа. Wz.29 оставались на вооружении Польши вплоть до начала Второй мировой войны. На 1 сентября 1939 года в войсках ещё оставалось 8 единиц, которые активно использовались в сентябрьских боях, в ходе которых все были потеряны или уничтожены экипажами, чтобы исключить захват противником.

Бронеавтомобиль WZ.34 (1934-1938г)

 

 

Wz.34 (польск. Samochód pancerny wz. 34 — «бронеавтомобиль образца 1934 года») — польский бронеавтомобиль 1930-х годов.

Машина была создана на базе более ранних полугусеничныхбронеавтомобилей wz.28. Wz.28 были непопулярны в войсках из-за сложности в обслуживании, низкой максимальной скорости и недостаточно высокой проходимости, из-за чего было принято решение перестроить их в колёсные бронеавтомобили. Новые машины поступили на вооружение в 1934 году и производились по 1938 год включительно, оставаясь основными бронеавтомобилями польской армиивплоть до германо-польской войны 1-28.09.1939. К завершению последней все бронеавтомобили или уничтожены, или захвачены вермахтом. До настоящего времени не уцелел ни один Wz.34.

 

Wz.34-I — оснащенная двигателем Fiat-108 мощностью в 20 л.с.

Wz.34-II — оснащенная двигателем Fiat-108-III мощностью в 24 л.с., задним мостом грузовика Polski Fiat-618 (англ.), гидравлической тормозной системой и улучшенной электропроводкой.  Все модификации, включая базовую, существовали в вариантах с пулемётным и пушечным вооружением.

 

 

 

Бронеавтомобиль Kubus (1944г)

 

 

 

 

 

 

 

Кубус (точнее «Кубушь», Kubuś, от польск.Kubuś Puchatek — «Винни-Пух») — польскийимпровизированный лёгкий бронеавтомобиль (классифицируемый также как бронетранспортёр) периода Второй мировой войны. Создан на базе шасси грузового автомобиля Chevrolet 157. Построен в единственном экземпляре. 8 августа 1944 года, во время подготовки к Варшавскому восстанию, в рядах остро нуждавшейся в бронетехнике Армии крайовой было принято решение о создании на базе серийной гражданской машины бронеавтомобиля для доставки десанта к Варшавскому университету.

В качестве базового шасси был выбран выпущенный незадолго до начала войны по лицензии экземпляр трёхтонного грузового автомобиля Chevrolet 157. Покупка машины, которой руководили инженер Станислав Скибневский и капитан Каприан Одоркевич, была осуществлена под прикрытием коммерческого использования. Грузовик в скором времени был отправлен на частную фабрику «Stach», где силами рабочих местной электростанции и жителей варшавского района Повисле за 13 дней на его основе был построен бронеавтомобиль, названный «Кубусь».

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/TKS, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/7TP, https://warriors.fandom.com/ru/wiki/10TP, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Tank_Pilsudskiego, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Kresowiec, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ford_FT-B, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Korfanty, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Wz.28_(бронеавтомобиль), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Wz.29_(бронеавтомобиль), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Wz.34_(бронеавтомобиль), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кубусь_(бронеавтомобиль).

ПОЛЬША

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

ПТ-САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль