ЧЕХОСЛАВАКИЯ

Первыми бронированными машинами вооруженных сил только что созданного Чехословацкого государства были бронеавтомобили. Ими оказались два итальянских бронеавтомобиля «Ансальдо» образца 1915 года. Их боевая масса составляла 3,8 т, а вооружение состояло из трех пулеметов Виккерса.  В начале 1920 года фирма Шкода забронировала 12 грузовиков «Фиат-Торино». Бронеавтомобили были переданы в войска в период май-сентябрь 1920 года.  Первым же специально построенным бронеавтомобилем стал выпущенный в 1924 году в количестве девяти единиц на заводе фирмы Шкода PA-II. Его масса достигала 7,7 т, вооружение состояло из четырех пулеметов «Максим», скорость по шоссе- 60 км/ч.  Что же касается танков, то по предложению генерала Пепле, – главы французской военной миссии в Чехословакии, Министерство народной обороны (MHO) обратилось к французскому правительству с просьбой о предоставлении образцов бронетехники. Ответ был отрицательный. Тут следует напомнить, что в то время польская группа войск генерала Галлера во Франции получила 150 танков «Рено» FT. Французы заявили,что для подобного решения нужен специальный заказ. И за шесть запрошенных чехами машин нужно оплатить 1230 тыс. крон. Первый танк «Рено» прибыл в Чехословакию в 1922 году, а в 1924 году их было уже семь, частью пушечных, а частью – пулеметных.  Первые чешские танкисты обучались во Франции. Пять танков образовали учебный взвод. И все семь танков «Рено» прослужили более 10 лет. В1929 году на них поставили пулеметы чешского производства. В 1924 году Министерство народной обороны купило три французских колесно- гусеничных машины «Ситроен- Кегресс».

 

далее

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

 

Легкий танк KH.50 (Kolohousenka) (1923г-1929г)

 

Масса  – 8,5 тонн

Экипаж – 2 человека

Оружие–пушка 1 × 3,7 cm KwK 38(t)

Пулеметы 2 × Schwarzlose Š-24

Мощность двигателя  – 60 л.с

Максимальная скорость – 45 км/ч

 (на колёсах), 18 км/ч (на гусеницах)

 

 

KH.50 (чеш. Kolohousenka 50, Колёсно-гусеничная 50) — экспериментальный чехословацкий лёгкий танк конца 1920-х — начала 1930-х годов.

В середине 1920-х гг. страны, обновлявшие своё вооружение, тщательно занимались модификацией танкеток (в качестве разведывательных машин) и лёгких танков (в качестве танков прорыва). Пионером в области обновлений стал Дж. У. Кристи, который первым предложил создавать машины, способные передвигаться как на колёсах, так и на гусеницах.  Основываясь на идеях Кристи, страны Европы начали производить экспериментальные образцы колёсно-гусеничных машин: в Великобритании появились танкетки Carden-Loyd Mk IV и Carden-Loyd Mk V. в Германии подпольно проектировались RR-7 и Sd.Kfz.254. Наилучших результатов добились австрийские конструкторы, а впоследствии и инженеры Чехословакии начали проектировать подобные машины.  Построить прототипы чехословацкие инженеры желали на немецких заводах, но производство оружия в Германии (кроме гражданского) было запрещено по условиям Версальского мирного договора, поэтому все детали для танка пришлось производить в Чехословакии. В том же 1921 году фирма Breifeld-Danek изготовила два экспериментальных колёсно-гусеничных танка, которые и были названы KH.50.

Из-за особенностей тракторного шасси надстройка корпуса была довольно высокой и недостаточно широкой, что отрицательно сказалось на ходовых качествах и защите танка. Бронирование было приемлемым для тех лет: лобовая, бортовая и башенная броня — 14 мм, корма и крыша — 6 мм. По проекту танк вооружался 37-мм пушкой или 7,92-мм тяжелым пулеметом Schwarzlose Š-24, размещенным в одноместной цилиндрической башне.

Экипаж танка состоял из двух человек. Спереди находилось место механика-водителя, в боевом отделении размещался командир машины, выполнявший также обязанности заряжающего, наводчика и артиллериста. В танк можно было попасть через дверь в левом борте и люк в лобовом листе корпуса. Для экипажа были оборудованы смотровые щели в корпусе и башне, защищенные бронестеклами. Из прицельных приспособление имелся только башенный оптический прицел.  Точные данные о количестве не известны, но предполагается, что были созданы 2 танка КН.50, 2 танка KH.60 и один танк KH.70. По мнению историков, обе машины KH.60 были проданы в 1927 году Советскому Союзу, а единственный экземпляр KH.70 был доставлен в Италию. Первый же опытный образец KH.50 был вскоре разобран, а опытный образец KH.60 до 1935 года использовался в армии Чехословакии (вскоре он был отправлен в танковую школу в качестве тренажёра для подготовки танкистов). В 1939 году танк был отправлен немцами в пункт сбора трофейной техники, где его следы теряются.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк LT vz.35 (1936г-1940г)

 

Масса  – 10,5 тонн

Экипаж – 3-4 человека

Оружие–пушка 37-мм vz.34UV

Пулеметы 2 × 7,92-мм ZB vz.37

Мощность двигателя  – 120 л.с

Максимальная скорость – 34 км/ч

 

 

 

 

LT vz.35 — чехословацкий лёгкий танкпроизводства Skoda. В 1935-36 годах танк LT vz.35 поступил на вооружение чехословацкой армии и к 1937 году стал основным типом танка Чехословакии. Активно использовался войсками вермахта. По своим тактико-техническим данным LT vz.35 был сравним с другими европейскими танками, применявшимися в то время. В период с 1935 по 1939 год было выпущено 424 LT vz.35. После оккупации Чехословакии Германией эти танки поступили на вооружение вермахта. До начала войны LT vz.35 экспортировались Румынию. Составили костяк немецкой 1-й лёгкой дивизии и, после её переформирования, 6-й танковой дивизии в ходе нападения на Польшу, Францию и СССР.  В июле 1935 года проходили испытания танков S-II-a (S — Skoda, II — лёгкий танк, a — предназначен для кавалерии), разработанный компанией Skoda, а также P-II-a фирмы ЧКД (Чешско-моравская Колбен Данек) на полигоне в Миловицах. Военные предпочли S-II-a, несмотря на то, что испытания ещё не были окончены и выдали заказ Шкоде на 160 танков. После этого фирма ЧКД объявила о подтасовке результатов испытаний с целью проталкивания продукции Skoda. Для примирения конкурентов Министерство обороны Чехословакии приняло решение, что S-II-a (получившим армейское обозначение LT vz.35 (LT — лёгкий танк, vz.35 — образца 1935 года) будет выпускаться обеими компаниями. Однако военные не знали, что скандал был инсценировкой, так как между двумя фирмами было тайное соглашение о взаимопомощи в производстве вооружения.  В части танков это означало, что объёмы производства должны быть поделены пополам. Первый заказ был сделан поровну, а следующая серия из 35 машин — 17 выпускала ЧКД и 18 — Skoda. Поскольку разработка LT vz.38 затягивалась, военные в ноябре 1937 года сделали заказ на ещё 103 LT vz.35. В общей сложности Чехословацкая армия получила 298 таких танков.  В 1936 году к танку стала присматриваться Румыния, заказавшая в итоге 126 машин. Правда, из-за обнаружившихся проблем с качеством было принято решение немного повременить с заказом.  По этой причине запуск производства Š-II-aR сместился ближе к осени 1938 года. Последние танки, получившие индекс R-2, были переданы заказчику 22 февраля 1939 года. Примерно половина изготовленных машин относилось к модификации R-2c. Практически полностью идентичные обычным R-2, эти танки отличались использованием при изготовлении цементированной брони. Внешне отличить их можно по форме кормового листа башни (не гнутый, а собранный из двух половин).  В конце 1938 года 10 танков заказал Афганистан, но немецкая оккупация помешала реализовать сделку (хотя даже после войны Афганистан был заинтересован в этих танках).   Болгария также была заинтересована в закупке этих танков, однако только в 1940 году получила 26 машин уже от немцев. Позже, в 1941 году получила ещё 10 танков под индексом Т-11, предназначенных для Афганистана. Эти машины отличались 37-мм пушкой А-7, предназначенной для LT vz.38.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк LT vz.38  (1939г-1942г)

 

Масса  – 9,7 тонн

Экипаж – 3-4 человека

Оружие–пушка 37-мм A7

Пулеметы 2 × 7,92-мм ZB vz.37

Мощность двигателя  – 125 л.с

Максимальная скорость – 48 км/ч

 Скорость по пересечённой местности 15 км/ч

 

 

 

LT vz.38 — изначально чехословацкийлёгкий танк конца 1930-х годов, созданный фирмой ЧКД. Более известен под использовавшимся в нацистской Германии обозначением Panzerkampfwagen 38(t) или Pz.Kpfw.38(t), под которым выпускался после оккупации Чехословакии, считаясь на тот момент одним из лучших лёгких танков Вермахта. Принимал активное участие в начальной стадии Второй мировой войны.

Чехословацкая армия в 1937 году объявила конкурс на новый легкий танк, который должен был заменить LT 35. На участие в конкурсе подала заявление Плзеньская Шкода и как её конкурент — «ČKD». В испытаниях, прошедших весной 1938 года, победил танк — тип идентификации TNHPS производства «ČKD», а в июле 1938 года был подписан заказ на 150 шт. этих танков, военное обозначение которых было LT модель 38. Предполагалось, что будет поставлено двадцать машин до окончания текущего года, а остальные — в первом квартале 1939 года.  Первые десять танков без вооружения были готовы в середине марта 1939 года. В возможной войне с Германией осенью 1938 года они, к сожалению, не могли бы участвовать. Эти танки имели очень хорошо сбалансированную огневую мощь, броню и мобильность, были просты в уходе и имели высокую надежность. Шасси состояло из четырёх больших поездных колес с резиновым покрытием, каждая пара колес была отдельно подвешена и подрессорена пластинчатыми рессорами. Вооружен был пушкой Шкода A7 калибр 37 мм и двумя тяжелыми пулеметами модели 37 калибра 7,92 мм. Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить бронь толщиной 38 мм. После оккупации Чехии и Моравии немецкое управление вооружениями сухопутных сил (Waffenamt) заинтересовалось этими танками и немцы взяли на свое попечение весь заказ, над которым работало «ČKD». В немецкой армии танк получил обозначение «Leichte Tank Muster 38» (LTM 38), а с января 1940 года — обозначение «Panzerkampfwagen 38(t)» (PzKpfw 38(t), t = tschechisch). В общей сложности их было произведено в нескольких сериях 1396 и ещё 37 для словацкой армии. После окончания войны танки наконец-то попали в руки первоначального заказчика — чехословацкой армии. До вооружения армии были включены 38 боеспособных машин. Танк LT 38 был наилучшим танком чехословацкой конструкции и в различных её модификациях производился на протяжении всей Второй мировой войны. На базе танка было построено множество других боевых бронированных машин, например Marder III или Hetzer.

 

 

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк St vz.39 (V-8-H) (1938-1939г)

 

Масса  – 16,2 тонн

Экипаж – 4 человека

Оружие – 47-мм пушка Skoda A9

Пулеметы 2 × 7,92-мм ZB vz.37

Мощность двигателя  – 250 л.с

Максимальная скорость – 43,5 км/ч

 

 

V-8-H был первой полностью самостоятельной конструкцией ЧКД Прага.  Он появился на основе опыта, накопленного ЧКД в ходе кооперации по Šp-IIb в середине 30-х годов (прототип Šp-IIb был построен в 1937 г.). Однако, Шкода, являясь основным конкурентом ЧКД, не была заинтересована в развитии кооперации и направила свои ресурсы на развитие того, что впоследствии стало линейкой машин Т-2х (в частности, средним танком Т-21). Глядя на это, в ЧКД не сильно обрадовались, и приняли решение о самостоятельной разработке среднего танка в качестве конкурента будущему Т-21. В результате появился V-8-H (фабричное обозначение: V-8 - тип двигателя, Н - гусеничный), который впитал в себя лучшие элементы и опыт от Šp-IIb.  К сожалению, он также унаследовал некоторые из его недостатков (в частности, ненадежный двигатель и слабые бортовые редукторы).

Прототип был построен и тестировался в течение полугода с лета 1937 г. Тесты прошли достаточно хорошо и проект был предложен ряду стран, в том числе Великобритании, Китаю, Дании, Египту и многим другим. Однако, интерес к машине был невысоким по двум причинам: первая - достаточно забавно, что для своего времени танк посчитали слишком тяжелым (он весил порядка 14 тонн, а большинство мостов в те годы были рассчитаны на нагрузку в 10 тонн). Также он был значительно дороже чехословацких легких танков. Только Италия, Швеция и Швейцария проявили какую-либо заинтересованность. В конце 1937 года чехословацкая армия решила провести официальные танковые испытания в двух категориях - крейсерского и пехотного танка. V-8-H принял участие в обоих испытаниях и вышел чистым победителем в своей категории (в отличие от Шкоды Š-IIc, которая на тот период страдала от технических проблем). На тот момент (декабрь 1937 г.) Чехословацкая армия осознала, что ей очень нужен средний танк. Чехословацкие генералы видя, что немцы принимают на вооружение новые танки Panzer III, почувствовали, что современные легкие танки их больше не устраивают. Был объявлен конкурс на новый средний танк для чехословацкой армии и V-8-H принял в нем участие. С апреля 1938 года танк активно тестировался и в него вносились изменения, что привело к утяжелению на 2 тонны. Практически все элементы были изменены и улучшены, в том числе двигатель, броня и трансмиссия.  Наконец, политический климат принудил армию к действию и были заказаны 300 танков V-8-H. Однако, танковые экипажи заблокировали этот заказ, в связи с тем, что посчитали танк не очень надежным (в то время было принято, что мнение непосредственных операторов танка имеет решающее значение). Это, а также то, что ЧКД не смогло заключить сделку со Шкодой (которая хотела производить танк под официальным обозначением ST Vz.39 или Střední Tank vzor 1939) о производственных мощностях, в итоге похоронило танк. Производство не смогли начать до того момента, как Германия оккупировала Чехословакию. В конечном итоге немцы забрали и протестировали прототип, но отказались от него. Единственной страной, которая проявила реальный интерес, оказалась Румыния - румыны сравнили танки V-8-H и Шкода T-21. Тесты показали фактическое равенство, но у танка Шкоды произошла серьезная поломка трансмиссии. Несмотря на это, румыны заказали танк от Шкоды (правда, ни одного танка не поставили по политическим причинам). Судьба прототипа не известна, но он оставался на заводе ЧКД до окончания войны и затем был утилизирован.

 

 

 

ПТ САУ

ПТ-САУ Škoda Š-I-d (Т-32) (1936г)

 

Масса  – 3,6 тонны

Экипаж – 3 человека

Оружие– одна 37-мм пушка Skoda A3

Пулемет 1 × ZB vz. 26

Мощность двигателя  – 55 л.с

Максимальная скорость  – 40 км/час

 

 

Официальное обозначение: Škoda Š-I-d Альтернативное обозначение: Škoda T-32 Начало проектирования: 1935 г. Дата постройки первого прототипа: 1936 г. Стадия завершения работ: проект закрыт. В продолжении работ по отвергнутой танкетке Š-I фирмой Škoda был предложен проект самоходной установки на той же ходовой части. Рассматривалось несколько предложений, но выбран был только наиболее актуальный вариант с установкой противотанкового орудия. Такое решение созрело не напустом месте — боевая ценность танкеток уже к середине 1930-х гг. оценивалась не очень высоко, однако при наличии небольшой, но мощной пушки эти легкие машины могли эффективно использоваться для борьбы с танками противника. В Чехословакии проблем с наличием противотанковых орудий не было. Наиболее эффективным считалось изделие А3 фирмы Škoda. Это была танковая 37-мм пушка, способная поражать любой танк, толщина брони которого не превышала 35 мм. Для 1935 года такой показатель был более чем достаточным, однако размеры и масса ПТО не позволяли разместить его в боевом отделении танкетки. Работы начались над модифицированным вариантом привели к созданию варианта Š-I-d (дополнительный индекс «d» означал «dělový» — пушечный). Изменения коснулись только боевого отделения — вместо тяжелого пулемета с левой стороны корпуса устанвливалось 37-мм танковое орудие A3. Пушка имела сектор горизонтального наведения 10° в обе стороны и углы вертикального наведения от -10° до 25°. Боекомплект на прототипе состоял из 30 выстрелов и 1000 патронов. Ходовая часть самоходки была аналогична танкетке Š-I-P. Применительно на каждый борт она включала четыре опорных катка сблокированных в тележки по два, задний независимый опорный каток, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо с ободами для предотвращения соскакивания гусеницы. Тип подвески остался прежним — тележки сохраняли амортизацию на листовых полуэлиптических рессорах. Дополнительный каток имел пружинную амортизацию. Корпус имел преимущественно колепаную конструкцию и собирался на L-образных уголках при помощи болтов и заклёпок. Толщина бронелистов составляла 5,8,10,12,15 и 20 мм, что надежно защищало от огня легкого стрелкового оружия на дистанциях до 50 метров. В моторном отсеке устанавливался бензиновый 6-цилиндровый двигатель Škoda мощностью 55 л.с. Вентилятор, охлаждающий двигатель, также нагнетал воздух в боевое отделение. Хотя прототип Š-I-d был готов во второй половине 1936 года на его доработку потребовалось несколько месяцев, в результате чего наиспытания его представили летом 1937 года. Чехословацкая армия, как это ни странно, большого интереса к этой машине не проявляла. По всей видимости, возможности танков, оснащенных 37-мм и 47-мм пушками, были несколько переоценены. В итоге основной приоритет был сделан на поставки за рубеж.

Большой интерес к танкетке проявила армия Югославия. Не имея возможности закупать дорогую бронетехнику у ведущих танкостроительных фирм югославы рассмотрели вариант, предложенный фирмой Škoda. Хотя «противотанковая» модификация танкетки подходила им не по всем параметрам потенциальные возможности Š-I-d при грамотном использовании были достаточно велики. Результатом переговоров, проведенных в 1937 году, стало заключение контракта на 8 машин. Для экспортных поставок Š-I-d снова модифицировали, установив пушку Škoda А3ÚVJ и легкий пулемет ZB vz.30J калибра 7,92-мм. Сравнительно с начальной версией югославский вариант потяжелел на 1200 кг. Компенсировать возросшую массу удалось за счет использования двигателя мощностью 60 л.с., благодаря чему даже несколько увеличилась максимальная скорость и запас хода. Вариант для Югославии обозначался как Š-I-D, к которому впоследствии прибавился индекс Т-32. В модифицированном виде самоходные установки были приняты на вооружение югославской армии в 1937 году.   Далее был разработан экспортный модернизированный вариант Š-I-j. Танкетка отличалась новым двигателем, доработанным корпусом, новой ходовой частью и усиленным бронированием. В качестве основного вооружения устанавливалась 47-мм пушка и 7,92-мм пулемет. По сути, танкетку наконец превратили в полноценную легкую САУ. На вооружение Š-I-j так и не поступили, поскольку в марте 1939 года Чехословакия была полностью оккупирована. История эксплуатации самоходных орудий Š-I-d в составе югославской армии, равно как и боевого применения, весьма туманна по причине отсутствия каких-либо достоверных сведений. Впрочем, можно с уверенностью говорить, что чехословацкие САУ стали самыми современными боевыми машинами и их боевой потенциал оценивался достаточно высоко. К примеру, бронебойный 47-мм снаряд мог пробить вертикально установленный 30-мм лист брони на дистанции до 500 метров. Так что, на фоне лёгких танков FT-17 и М26\27 (осоставлявших основу бронетанковых войск Югославии на тот момент) самоходные орудия Š-I-d смотрелись более чем выгодно. Тем не менее, в 1937 году все восемь самоходок был направлены в кавалерийскую школу в Земуне, где их использовали только для учебных целей. К сожалению, реализовать даже небольшую часть боевых возможностей югославских САУ не удалось. В апреле 1941 года несколько Š-I-d были выдвинуты навстречу наступавшими немецким войскам, но по пути большая часть самоходок была оставлена пря на дорогах из-за технических проблем. Есть также информация, что машины были отправлены на фронт без боекомплекта к 47-мм орудиям. Встреча с танками противника, по всей видимости, так и не состоялось, хотя на одной из немецких фотографий видно, что одна из Š-I-d была брошена после разрушения ходовой части. Не исключено, что эта самоходка стала жертвой противотанкового орудия. По меньшей мере, во фронтовых условиях, немцам удалось захватить не менее четырех Š-I-d. После захвата Югославии немцы отбуксировали самоходки, часть из которых ещё можно было использовать, на пункты сбора трофейной техники. Несколько трофейных Š-I-d было отремонтировано и включено в состав учебных подразделений. Остальные в 1941 году отправили на слом. В вермахте данные самоходные орудия обозначались как Pz.KpfW.32 (j).

 

 

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль Škoda PA-I (1922г)

 

Масса  – 7,6 тонны

Экипаж – 4-5 человек

Оружие – пулеметы 2 × 7,92-мм MG 08

Мощность двигателя  – 70 л.с

Максимальная скорость  – 52 км/час

 

 

PA-I (чеш. Pancierovy automobil, typ I) — чехословацкий бронеавтомобиль, который не был запущен в массовое производство.   В Чехословакии до появления машины PA-I проектировался тип Škoda L (Praga L), однако он разочаровал армию. Конструкторы, которые не использовали ранее полноприводное шасси, решили перейти к этому варианту и спроектировали оригинальный бронекорпус. Впервые в чехословацком автомобилестроении стали использоваться рациональные углы наклона броневых листов, что сделало корпус симметричным. На вооружение поставили два 7,92-мм пулемета MG 08. Также добавили два поста управления. Машина получила обозначение PA-I.  В 1922 году с фирмой «Škoda» был заключен контракт на сборку двух прототипов, которые в следующем году поступили на ходовые испытания в Миловичах. Испытания показали, что PA-I имеет множество недостатков: боевое отделение получились довольно тесным, вооружение признали недостаточным, двигатель плохо охлаждался, а сам автомобиль обладал недостаточной поперечной устойчивостью. Машину вернули фирме для доработок, но объём их оказался настолько большим, что в серийное производство был принят существенно переработанный бронеавтомобиль PA-II. Тем не менее, оба PA-I под номерами 16 и 17 были приняты армией и до 1932 года использовались для обучения водителей в Плзне. Затем их отправили на консервацию и окончательно списали только в 1939 году.

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль Škoda PA-II (1924г)

 

Масса  – 7,36 тонны

Экипаж – 5 человек

Оружие – пулеметы 4 × 7,92-мм Schwarzlose 08

Мощность двигателя  – 70 л.с

Максимальная скорость  – 70 км/час

 

 

PA-II «Zelva» (чеш. Pancierovy automobil, typ II «Zelva») — чешский бронеавтомобиль, который выпускался всего в 12 экземплярах, но применялся до и после Второй мировой войны.  Этот бронеавтомобиль носил неофициальное название «Zelva» (с чеш. — «Черепаха») ввиду своего корпуса, походившего на черепаший панцирь. Несмотря на такое название, толщина брони машины не превышала 5,5 мм, сам корпус же был сложен в производстве. Впрочем, это компенсировалось четырьмя пулемётам Шварцлозе, позволявшими вести круговой обстрел. Также автомобиль при массе около 7 тонн развивал скорость до 70 км/ч. Был принят на вооружение в декабре 1924 года. Из 12 автомобилей 2 использовались для подготовки водителей. В 1933 году, когда к власти в Германии пришла НСДАП, 9 оставшихся автомобилей были быстро переброшены к границе, что доказало их высокие скоростные характеристики. Но на пересечённой местности машины медленно двигались из-за большой массы. В 1924-1925 годах на машину поступили заказы на экспорт, однако чехословаки согласились поставлять их только в Австрию. Вскоре машины заменялись мощными PA-III и PA-IV, а старые отправлялись в резерв. В 1939 году несколько бронемашин достались немцам, на которые были установлены несколько радиостанций.  В 1927 г. поступил на испытания новый образец артиллерийского бронеавтомобиля, получивший название PA-II «Delovy». Его главным отличием была 75-мм пушка, из-за которой менялись обводы корпуса. Усиление оказалось дорогим и бессмысленным. Модифицированный бронеавтомобиль не был принят в армии и был разобран на металл. В том же году три бронеавтомобиля были проданы в Австрию и поступили на службу в полицейский департамент Вены. Одна из этих машин была модифицирована путём установки небольшого командирского купола.  В июле 1934 г. все три PA-II были задействованы в подавлении нацистского путча, который вспыхнул после убийства австрийского канцлера Долфусса. Преимущественно они использовались для охраны правительственных учреждений и резиденции канцлера в Вене. Спустя четыре года, когда Австрия была аннексирована Германией, бронеавтомобили PA-II оставили на полицейской службе, а весной 1945 г. их снова передали австрийской полиции.

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль OA vz.27 (Skoda PA-III) (1929г)

 

Масса  – 6,64 тонны

Экипаж – 5 человек

Оружие – пулеметы 2 × 7,92-мм TK vz.24,

1 × 7,92-мм ZB vz. 26

Мощность двигателя  – 60 л.с

Максимальная скорость  – 35 км/час

 

 

OA vz.27 (чеш. Obrněné automobil vzor 27, Бронированный автомобиль модели 27) — чехословацкий бронеавтомобиль образца 1927 года. В 1925 году компания "Шкода" разработала и выпустила демонстрационный образец бронеавтомобиля Skoda PA-III. После завершения испытаний, в 1927 году бронеавтомобиль был принят на вооружение армии Чехословакии под наименованием OA vz.27. Всего до окончания производства в 1929 году было 16 бронемашин этого типа (один предсерийный прототип и 15 серийных бронемашин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БРОНЕАВТОМОБИЛЬ

Бронеавтомобиль OA vz.30 (Tatra T-72) (1933г-1934г)

 

Масса  – 2,78 тонны

Экипаж – 3 человека

Оружие – пулеметы 2 × 7,92-мм TK vz.24,

1 × 7,92-мм ZB vz. 26

Мощность двигателя  – 32 л.с

Максимальная скорость – 60 км/час

 

 

OA vz.30 (чеш. Obrněný automobil vzor 30) — бронеавтомобиль, разработанный в Чехословакии в 1930 году и производившийся с 1933 по 1934 годы.  Кузов бронеавтомобиля был установлен на шасси Tatra T-72 6 × 4, конструкция которого позволяла передвигаться с приемлемой скоростью как по дороге, так и на пересечённой местности. Водительское кресло располагалось справа, а слева от водителя садился штурман. Оба могли вести огонь из пулемётов ZB vz. 26. Также позади них располагалась башня, в которой располагался третий член экипажа — стрелок. Он также вёл огонь из того же пулемёта, но благодаря способности башни вращаться угол обстрела из башни составлял все 360°.  Броня составляла от 3 до 6 мм, вследствие чего автомобиль можно было поражать обычными патронами с расстояния 100 м. 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Tatra 71 имел объём 1,91 л, мощность составляла 32 лошадиные силы, что помогало машине развивать скорость до 60 км/ч.

 

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

Источники: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/KH.50, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/LT_vz.35, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/LT_vz.38, https://world-of-ru.livejournal.com/4004744.html, http://aviarmor.net/tww2/tanks/czech/skoda_s1d.htm, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/PA-I, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/PA-II, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/OA_vz.27, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/OA_vz.30

 

 

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль