Завершился двадцатый век - век зарождения и стремительного развития бронированных машин, главной составной частью которых были танки.

Зарождение отечественных бронированных машин относится к началу двадцатого века, когда в 1905 г. по предложению М.А. Накашидзе был изготовлен первый бронеавтомобиль, а спустя 10 лет появилась первая боевая машина “Вездеход” А.А. Пороховщикова. Становление и дальнейшее развитие отечественных бронированных машин были тесно связаны с внешней политикой государства и его военной доктриной, а также с производственными возможностями, наличием необходимых квалифицированных кадров, уровнем научно-исследовательской базы и имевшимся омытом боевого применения танков и бронеавтомобилей. В соответствии с этими факторами складывались определенные традиции и некоторые характерные особенности создания бронированных машин в нашей стране. Российская армия к началу Первой мировой войны вообще не имела на вооружении колесных или гусеничных бронированных машин. Это можно объяснить тем, что техническая политика России ориентировалась на Германию, которая в то время не придавала должного значения этому виду вооружения. Танкостроению в нашей стране суждено было пройти трудный и сложный путь своего развития прежде, чем к началу Великой Отечественной войны оно вышло на передовые позиции в мире. По существу до 1929 г. страна не имела ни танковой промышленности, ни опытных кадров конструкторов и танкостроителей. В первой половине 30-х гг. началось техническое перевооружение Красной Армии, необходимость которого диктовалась напряженной международной обстановкой и возраставшей угрозой военного нападения на СССР. В сухопутных войсках основное внимание уделялось внедрению новой техники в автобронетанковые войска, которые фактически приходилось создавать заново. Потребовались колоссальные усилия для создания в короткие сроки мощной промышленности по производству бронированных машин, подготовки кадров танкистов и танкостроителей, развития научно-исследовательской и испытательной базы. Следует также отметить, что в отличие от автомобильной или авиационной промышленности танковая промышленность несмотря на большой объем производства танков организационно как самостоятельная отрасль не существовала. Производство танков вплоть до начала Великой Отечественной войны находилось в ведении нескольких наркоматов.

Опираясь на достижения отечественной науки и используя первоначально зарубежный опыт конструирования бронированных машин, в начале 30-х гг. удалось оснастить нашу армию всеми необходимыми типами современных боевых и специальных машин.

Характерными особенностями, отразившимися на разработке отечественных конструкций боевых машин противоснарядного бронирования, были появление противотанковых артиллерийских орудий на поле боя в середине 30-х гг. и первые столкновения танков с танками противника в Испании. Наряду с техническим перевооружением бронетанковых войск широкое развитие получила отечественная военная наука. Одновременно с организацией военно-научных работ в области строительства и боевого применения бронетанковых войск были развернуты научно-исследовательские работы по решению важных технических проблем. Выполнение этих работ было возложено на Академию механизации и моторизации РККА3, созданную в Москве приказом Реввоенсовета СССР № 039 от 13 мая 1932 г.

В предвоенные годы академия стала крупным центром учебной и научно-исследовательской работы в области создания образцов бронетанкового вооружения и техники и разработки эффективных способов их боевого применения.  Для проектирования и изготовления опытных образцов БТВТ в 1932 г. в Ленинграде был создан специальный опытный завод. Испытания новых и модернизированных образцов БТВТ и их агрегатов и систем проводил Научный испытательный автобронетанковый полигон, организованный в Кубинке в июле 1931 г. В ходе работ над созданием новых образцов сформировались отечественная оригинальная школа танкостроения, опытные конструкторские и производственные кадры. Большие работы были проведены по разработке специальных танков. В соответствии с принятой в то время классификацией к ним относились танки огнеметными химические, телеуправляемые и командирские, мостоукладчики и саперные, плавающие (танки-амфибии и танки, оборудованные плавсредствами) и подводного хождения, авиадесантные и др. В отношении создания ряда специальных машин, например, в области авиадесантирования, приоритет принадлежал Советскому Союзу. Однако экономика страны вынуждала вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разрешению наиболее важных проблем.

Основное внимание было обращено на обеспечение армии достаточным количеством танков, поэтому достижения в отношении специальных танков были менее значительны по сравнению с линейными танками.

Из специальных танков только огнеметные танки были внедрены в войска, остальные остались на уровне опытных и экспериментальных машин. Параллельно с созданием танков велась разработка бронеавтомобилей. Значительные успехи, достигнутые в развитии отечественного автомобильной промышленности, позволили в период первой и второй пятилеток поставить на серийное производство шесть новых образцов бронеавтомобилей. Основным бронеавтомобилем Красной Армии был БА-20, разработанный в середине 30-х гг. на базе легкового автомобиля М-1 Горьковского автозавода.

Серийное производство бронеавтомобилей также было организовано на Московском автозаводе АМО с 1927 г. Основное внимание уделялось повышению проходимости бронеавтомобилей. Работы велись по созданию бронеавтомобилей с двумя и тремя ведущими осями и полугусеничным движителем.

К началу Великой Отечественной войны в серийном производстве из бронированных машин находились танки и бронеавтомобили. На 22 июня 1941 г. в Красной Армии насчитывалось 23268 танков и около 4300 бронеавтомобилей. Из этого количества в мехкорпусах было сосредоточено 16855 танков и 3074 бронеавтомобиля.

Серийное производство бронеавтомобилей также было организовано на Московском автозаводе АМО с 1927 г. Основное внимание уделялось повышению проходимости бронеавтомобилей. Работы велись по созданию бронеавтомобилей с двумя и тремя ведущими осями и полугусеничным движителем. К началу Великой Отечественной войны в серийном производстве из бронированных машин находились танки и бронеавтомобили. На 22 июня 1941 г. в Красной Армии насчитывалось 23268 танков и около 4300 бронеавтомобилей. Из этого количества в мехкорпусах было сосредоточено 16855 танков и 3074 бронеавтомобиля.

Таким образом, основу танкового парка РККА составляли легкие танки Т-26 и БТ различных модификаций, на которые приходилось около 75% от общего количества машин. Новые средние танки Т-34 и тяжелые КВ составляли только около 8%. Основная масса танков старых марок, таких как Т-26, БТ, Т-28, Т-35, Т-37 А и Т-38, была сильно изношена: 14,2% этих машин требовали капитального ремонта и 10,2% - среднего ремонта.

Развитие танкостроения изменило взгляды на применение буксируемой артиллерии для усиления огневой мощи механизированных и танковых частей и подразделений. Неизбежное отставание от танков из-за более низкой подвижности этой артиллерии привело к необходимости создания самоходных установок. В 30-е гг. были продолжены работы по созданию легких самоходных установок для непосредственного сопровождения танков, конницы и мотопехоты; легких зенитных самоходных установок для прикрытия подразделений от воздушного нападения и тяжелых самоходных установок для усиления огневой мощи наступающих войск при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос противника. Эти работы позволили накопить опыт, на основе которого в период Великой Отечественной войны были созданы самоходные установки, обладавшие высокими боевыми свойствами.

Красная Армия была сильна не только техникой, но и высокой политической сознательностью личного состава, беззаветной преданностью бойцов и командиров Родине.

СССР
ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Рено Русский (1920г)

 

Масса  – 7 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  пушка калибра 37мм, пулемет калибра 7,62 мм

Мощность двигателя  – 34 л.с

Максимальная скорость  – 8 км/час

более подробно

Легкий танк Т-18/МС-1 (1927г)

 

Масса  – 6,5 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  пушка калибра 37мм, пулемет калибра 6,5 мм

Мощность двигателя  – 35 л.с

Максимальная скорость  – 16,5 км/час

 

 

более подробно

Танкетка Т-27 (1931г)

 

Масса  – 2,7 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  пулемет калибра 7,62 мм

Мощность двигателя  – 40 л.с

Максимальная скорость  – 42 км/час

 

 

 

более подробно

Легкий танк Т – 26 (образца 1931 года)

 

Масса  – 8,2 тонн

Экипаж  – 3 человека

Оружие  –  2 пулемета калибра 7,62 мм

Мощность двигателя  – 90 л.с

Максимальная скорость  – 30 км/час

 

более подробно

Легкий танк БТ-2, БТ-5, БТ-7  ( 32,33,1935г)

 

Масса  – 11 тонн

Экипаж  – 3 человека

Оружие  –  пушка калибра 37мм, пулемет калибра 6,62 мм

Мощность двигателя  – 400 л.с

Максимальная скорость  – 52 на гусеницах , 72 км/час на колёсах.

 

более подробно

Легкий танк Т-37А (1933г)

 

Масса  – 3,2 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  один 7,62-мм пулемет ДТ

Мощность двигателя  – 40 л.с

Максимальная скорость  – 40 км/ч;

 

 

 

более подробно

Легкий танк БТ-СВ-2 (1937г)

 

Масса  – 25 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –  пушка 45-мм 20К один 7,62-мм пулемет ДТ

Мощность двигателя  – 500 л.с

Максимальная скорость – по шоссе 51,9 км/ч ,по пересечённой  местности  22 км/ч

 

более подробно

Легкий танк Т-38 (1936г)

 

Масса  – 3,3 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  один 7,62-мм пулемет ДТ или одна 20-мм пушка ШВАК

Мощность двигателя  – 40 л.с

Максимальная скорость  – 40 км/ч;

 

 

более подробно

Легкий танк Т-40 (1939г)

 

Масса  – 5,5 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  пулемет 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – 85 л.с

Максимальная скорость  – 44 км/ч;

 

 

более подробно

Легкий танк Т-50 (1941г)

 

Масса  – 14 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –  45-мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ

Мощность двигателя  – 300 л.с

Максимальная скорость  – Скорость по шоссе, км/ч 60

Скорость по пересечённой местности, км/ч 40

более подробно

Легкий танк Т-60 (1941г)

 

Масса  – 5,8—6,4 тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  пулемет 1 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – 70 л.с

Максимальная скорость – 20-25 км/ч;

 

 

 

более подробно

Легкий танк Т-70 (1942г)

 

Масса  – 9,2 (9,8) тонн

Экипаж  – 2 человека

Оружие  –  пулемет 1 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – 2 × 70 л.с

Максимальная скорость  – Скорость по шоссе, км/ч 42

Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25

 

более подробно

Легкий танк Т-80 (1942г)

 

Масса  – 11,6 тонн

Экипаж  – 3 человека

Оружие  – пушка 45-мм,  пулемет 1 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – л. с. 2 × 85

Максимальная скорость  – Скорость по шоссе, км/ч 42

Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25

 более подробно

Легкий плавающий танк ПТ-76 (1951г)

 

Масса  – 14,5 тонн

Экипаж  – 3 человека

Оружие  – пушка 76-мм Д-56Т

пулемет 1х7,62 СГМТ

Мощность двигателя  – 240 л.с

Максимальная скорость  – по шоссе, км/ч 44, по пересечённой местности, км/ч 20—25 (10,2 на плаву)

более подробно

Легкий плавающий танк ПТ-85 (Объект 906) (1961г -1962г)

 

Масса  – 15,0 тонн

Экипаж  – 3 человека

Оружие  – пушка 85-мм Д-58

пулемет 1х7,62 СГМТ

Мощность двигателя  – 300 л.с

Максимальная скорость  – по шоссе, км/ч 80, (10,6 на плаву)

более подробно

СРЕДНИЕ ТАНКИ

Средний танк Т - 28 (1933г)

 

Масса  – 25,2 тонн

Экипаж  – 6 человек

Оружие  –  пушка калибра 76,2 мм, 4 пулемета калибра  7,62 мм

Мощность двигателя  – 500 л.с

Максимальная скорость  – 40 км/час.

более подробно

Средний танк Т-34-76 (1940г)

 

Масса  – 26 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –  пушка калибра 76,2 мм, пулемет 2 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – 450 л.с

Максимальная скорость  – 55 км/час

 

 

 

более подробно

Средний танк Т-34-57 (1943г)

 

Масса  – 26 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –   пушки 57-мм ЗИС-2 (ЗИС-4, ЗИС-4М) Пулемёты 2 × ДТ-29

Мощность двигателя  – 500 л.с

Максимальная скорость  – 55 км/час

 

более подробно

Средний танк Т-34-85 (образца 1944г)

 

Масса  – 32 тонн

Экипаж  – 5 человека

Оружие  –  85-мм пушка Д-5Т обр. 1943 г, два 7,62-мм пулемета ДТ

Мощность двигателя  – 400-500 л.с

Максимальная скорость  –  по шоссе: 55 км/ч. по пересеченной местности: 40 км/ч.

более подробно

Средний танк Т-44 (1944г)

 

Масса  – 31,8 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –  Пушка 85 калибра (ЗИС-С-53 образца 1944 года) Пулемет 7,62 (ДТМ)

Мощность двигателя  – 500 л.с

Максимальная скорость  – 51 км/час по шоссе

 

более подробно

Средний танк Т-54 (1945г)

Масса  – 36,0 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  – пушка 100-мм Д-10Т, пулеметы - один 12,7-мм ДШК и два 7,62-мм СГМТ.

Мощность двигателя  – 520 л.с

Максимальная скорость  –  по шоссе: 50 км/ч. по пересеченной местности: 20-25 км/ч.

более подробно

Средний танк Т-62 (1961г-1975г)

 

Масса  – 37 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –  115-мм пушка 2А20.

Пулеметы -один 7,62-мм СГМТ, с 1964 г. ПКТ, один 12,7-мм ДШКМ с 1972 г.

Мощность двигателя  – 580 л.с

Максимальная скорость  –  по шоссе: 50 км/ч. по пересеченной местности: 22..27 км/ч.

более подробно

ТЯЖЕЛЫЕ ТАНКИ

Тяжелый танк Т–35 (1932г-1941г)

 

Масса  – 50 тонн

Экипаж  – 11 человек

Оружие  –  пушка калибра 76,2 мм,  2 пушки  45 мм,  6 пулеметов  калибра  7,62 мм

Мощность двигателя  – 500 л.с

Максимальная скорость  – 30 км/час.

 

более подробно

Тяжелый танк CMK (1939г-1940г)

 

Масса  – 55 тонн

Экипаж  – 7 человек

Оружие  –  пушки калибра 1 × 76-мм Л-11, 1 × 45-мм 20К, пулеметы 4 × 7,62-мм ДТ, 1 × 12,7-мм ДШК

Мощность двигателя  – 850 л.с

Максимальная скорость  – 35 км/час.

 

более подробно

Тяжелый танк КВ-1 (1939г-1942г)

 

Масса  – 43 - 47,5 тонн

Экипаж  – 5 человека

Оружие  –  пушка 76-мм; Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5

пулемёты 3х7,62мм ДТ

Мощность двигателя  – 600 л.с

Максимальная скорость  – 35 км/час

 

более подробно

Тяжелый танк КВ-2 (1939г-1943г)

 

Масса  – 52 тонн

Экипаж  – 6 человека

Оружие  – гаубица М-10Т или ЗИС-6,

пулеметы 3 × 7,62-мм ДТ-29.

Мощность двигателя  – 600 л.с

Максимальная скорость

по шоссе км/ч 34

скорость по пересечённой местности, км/ч 16

более подробно

Тяжелый танк КВ-1С(1940г-1943г)

Масса  – 42.5 тонн

Экипаж  – 5 человека

Оружие  –  пушки 76,2-мм ЗиС-5 или 76,2-мм Ф34, пулеметы 3 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – 600 л.с

Максимальная скорость  – Скорость по шоссе, км/ч 42

пересечённой местности, км/ч 10—15

более подробно

Тяжелый танк КВ-85(1940г-1943г)

 

Масса  – 46 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  –  пушка 85-мм Д-5Т, пулемёты 3 × 7,62-мм ДТ

Мощность двигателя  – 600 л.с

Максимальная скорость  – км/ч 42

по пересечённой  местности, км/ч 10—15

 более подробно

Тяжелый танк ИС-1 (1943г-1944г)

 

Масса  – 44 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  – пушка 1 × 85‑мм Д5-Т85, пулемёты 3 × 7,62‑мм ДТ

Мощность двигателя  – 520 л.с

Максимальная скорость  –Скорость по шоссе, км/ч 37

Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15

более подробно

Тяжелый танк ИС-2 (1943г-1945г)

 

Масса  – 46 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  – 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г, три 7.62мм пулемета ДТ, 12.7мм пулемет ДШК (не на всех образцах)

Мощность двигателя  – 520 л.с

Максимальная скорость по шоссе: 37 км/ч. по пересечённой местности км/ч 19

более подробно

Тяжелый танк ИС-3 (1945г-1946г)

 

Масса  – 49 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года

7,62-мм пулемет ДТ

12,7-мм пулемет ДШК

Мощность двигателя  – 520 л.с

Максимальная скорость  – 40 км/ч;

 

более подробно

Тяжелый танк ИС-4 (1947г-1951г)

 

Масса  – 60 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  – 122-мм пушка Д-25Т, пулеметы 2х12,7-мм пулемет ДШКМ

Мощность двигателя  – 750 л.с

Максимальная скорость  – 41 км/ч;

 

более подробно

Тяжелый танк Т-10 (1954г-1966г)

 

Масса  – 50 тонн

Экипаж  – 4 человека

Оружие  – 122-мм пушка Д-25ТА/2А17, пулеметы

2 12,7-мм ДШКМТ (Т-10А/Б)

2 14,5-мм КПВТ (Т-10М)

Мощность двигателя  – 750 л.с

Максимальная скорость  – 50 км/ч;

 

более подробно

Легкие танки ,,.

Средние танки

Тяжелые танки 1ч,

Огнеметные танки

Легкие, средние, тяжелые САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль

 

Легкие танки

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

Легкие, средние, тяжелые САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль