Завершился двадцатый век - век зарождения и стремительного развития бронированных машин, главной составной частью которых были танки.
Зарождение отечественных бронированных машин относится к началу двадцатого века, когда в 1905 г. по предложению М.А. Накашидзе был изготовлен первый бронеавтомобиль, а спустя 10 лет появилась первая боевая машина “Вездеход” А.А. Пороховщикова. Становление и дальнейшее развитие отечественных бронированных машин были тесно связаны с внешней политикой государства и его военной доктриной, а также с производственными возможностями, наличием необходимых квалифицированных кадров, уровнем научно-исследовательской базы и имевшимся омытом боевого применения танков и бронеавтомобилей. В соответствии с этими факторами складывались определенные традиции и некоторые характерные особенности создания бронированных машин в нашей стране. Российская армия к началу Первой мировой войны вообще не имела на вооружении колесных или гусеничных бронированных машин. Это можно объяснить тем, что техническая политика России ориентировалась на Германию, которая в то время не придавала должного значения этому виду вооружения. Танкостроению в нашей стране суждено было пройти трудный и сложный путь своего развития прежде, чем к началу Великой Отечественной войны оно вышло на передовые позиции в мире. По существу до 1929 г. страна не имела ни танковой промышленности, ни опытных кадров конструкторов и танкостроителей. В первой половине 30-х гг. началось техническое перевооружение Красной Армии, необходимость которого диктовалась напряженной международной обстановкой и возраставшей угрозой военного нападения на СССР. В сухопутных войсках основное внимание уделялось внедрению новой техники в автобронетанковые войска, которые фактически приходилось создавать заново. Потребовались колоссальные усилия для создания в короткие сроки мощной промышленности по производству бронированных машин, подготовки кадров танкистов и танкостроителей, развития научно-исследовательской и испытательной базы. Следует также отметить, что в отличие от автомобильной или авиационной промышленности танковая промышленность несмотря на большой объем производства танков организационно как самостоятельная отрасль не существовала. Производство танков вплоть до начала Великой Отечественной войны находилось в ведении нескольких наркоматов.
Опираясь на достижения отечественной науки и используя первоначально зарубежный опыт конструирования бронированных машин, в начале 30-х гг. удалось оснастить нашу армию всеми необходимыми типами современных боевых и специальных машин.
Характерными особенностями, отразившимися на разработке отечественных конструкций боевых машин противоснарядного бронирования, были появление противотанковых артиллерийских орудий на поле боя в середине 30-х гг. и первые столкновения танков с танками противника в Испании. Наряду с техническим перевооружением бронетанковых войск широкое развитие получила отечественная военная наука. Одновременно с организацией военно-научных работ в области строительства и боевого применения бронетанковых войск были развернуты научно-исследовательские работы по решению важных технических проблем. Выполнение этих работ было возложено на Академию механизации и моторизации РККА3, созданную в Москве приказом Реввоенсовета СССР № 039 от 13 мая 1932 г.
В предвоенные годы академия стала крупным центром учебной и научно-исследовательской работы в области создания образцов бронетанкового вооружения и техники и разработки эффективных способов их боевого применения. Для проектирования и изготовления опытных образцов БТВТ в 1932 г. в Ленинграде был создан специальный опытный завод. Испытания новых и модернизированных образцов БТВТ и их агрегатов и систем проводил Научный испытательный автобронетанковый полигон, организованный в Кубинке в июле 1931 г. В ходе работ над созданием новых образцов сформировались отечественная оригинальная школа танкостроения, опытные конструкторские и производственные кадры. Большие работы были проведены по разработке специальных танков. В соответствии с принятой в то время классификацией к ним относились танки огнеметными химические, телеуправляемые и командирские, мостоукладчики и саперные, плавающие (танки-амфибии и танки, оборудованные плавсредствами) и подводного хождения, авиадесантные и др. В отношении создания ряда специальных машин, например, в области авиадесантирования, приоритет принадлежал Советскому Союзу. Однако экономика страны вынуждала вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разрешению наиболее важных проблем.
Основное внимание было обращено на обеспечение армии достаточным количеством танков, поэтому достижения в отношении специальных танков были менее значительны по сравнению с линейными танками.
Из специальных танков только огнеметные танки были внедрены в войска, остальные остались на уровне опытных и экспериментальных машин. Параллельно с созданием танков велась разработка бронеавтомобилей. Значительные успехи, достигнутые в развитии отечественного автомобильной промышленности, позволили в период первой и второй пятилеток поставить на серийное производство шесть новых образцов бронеавтомобилей. Основным бронеавтомобилем Красной Армии был БА-20, разработанный в середине 30-х гг. на базе легкового автомобиля М-1 Горьковского автозавода.
Серийное производство бронеавтомобилей также было организовано на Московском автозаводе АМО с 1927 г. Основное внимание уделялось повышению проходимости бронеавтомобилей. Работы велись по созданию бронеавтомобилей с двумя и тремя ведущими осями и полугусеничным движителем.
К началу Великой Отечественной войны в серийном производстве из бронированных машин находились танки и бронеавтомобили. На 22 июня 1941 г. в Красной Армии насчитывалось 23268 танков и около 4300 бронеавтомобилей. Из этого количества в мехкорпусах было сосредоточено 16855 танков и 3074 бронеавтомобиля.
Серийное производство бронеавтомобилей также было организовано на Московском автозаводе АМО с 1927 г. Основное внимание уделялось повышению проходимости бронеавтомобилей. Работы велись по созданию бронеавтомобилей с двумя и тремя ведущими осями и полугусеничным движителем. К началу Великой Отечественной войны в серийном производстве из бронированных машин находились танки и бронеавтомобили. На 22 июня 1941 г. в Красной Армии насчитывалось 23268 танков и около 4300 бронеавтомобилей. Из этого количества в мехкорпусах было сосредоточено 16855 танков и 3074 бронеавтомобиля.
Таким образом, основу танкового парка РККА составляли легкие танки Т-26 и БТ различных модификаций, на которые приходилось около 75% от общего количества машин. Новые средние танки Т-34 и тяжелые КВ составляли только около 8%. Основная масса танков старых марок, таких как Т-26, БТ, Т-28, Т-35, Т-37 А и Т-38, была сильно изношена: 14,2% этих машин требовали капитального ремонта и 10,2% - среднего ремонта.
Развитие танкостроения изменило взгляды на применение буксируемой артиллерии для усиления огневой мощи механизированных и танковых частей и подразделений. Неизбежное отставание от танков из-за более низкой подвижности этой артиллерии привело к необходимости создания самоходных установок. В 30-е гг. были продолжены работы по созданию легких самоходных установок для непосредственного сопровождения танков, конницы и мотопехоты; легких зенитных самоходных установок для прикрытия подразделений от воздушного нападения и тяжелых самоходных установок для усиления огневой мощи наступающих войск при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос противника. Эти работы позволили накопить опыт, на основе которого в период Великой Отечественной войны были созданы самоходные установки, обладавшие высокими боевыми свойствами.
Красная Армия была сильна не только техникой, но и высокой политической сознательностью личного состава, беззаветной преданностью бойцов и командиров Родине.
Легкий танк Рено Русский (1920г)
Масса – 7 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – пушка калибра 37мм, пулемет калибра 7,62 мм
Мощность двигателя – 34 л.с
Максимальная скорость – 8 км/час
Легкий танк Т-18/МС-1 (1927г)
Масса – 6,5 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – пушка калибра 37мм, пулемет калибра 6,5 мм
Мощность двигателя – 35 л.с
Максимальная скорость – 16,5 км/час
Танкетка Т-27 (1931г)
Масса – 2,7 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – пулемет калибра 7,62 мм
Мощность двигателя – 40 л.с
Максимальная скорость – 42 км/час
Легкий танк Т – 26 (образца 1931 года)
Масса – 8,2 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – 2 пулемета калибра 7,62 мм
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 30 км/час
Легкий танк БТ-2, БТ-5, БТ-7 ( 32,33,1935г)
Масса – 11 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – пушка калибра 37мм, пулемет калибра 6,62 мм
Мощность двигателя – 400 л.с
Максимальная скорость – 52 на гусеницах , 72 км/час на колёсах.
Легкий танк Т-37А (1933г)
Масса – 3,2 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – один 7,62-мм пулемет ДТ
Мощность двигателя – 40 л.с
Максимальная скорость – 40 км/ч;
Легкий танк БТ-СВ-2 (1937г)
Масса – 25 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 45-мм 20К один 7,62-мм пулемет ДТ
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – по шоссе 51,9 км/ч ,по пересечённой местности 22 км/ч
Легкий танк Т-38 (1936г)
Масса – 3,3 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – один 7,62-мм пулемет ДТ или одна 20-мм пушка ШВАК
Мощность двигателя – 40 л.с
Максимальная скорость – 40 км/ч;
Легкий танк Т-40 (1939г)
Масса – 5,5 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – пулемет 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 85 л.с
Максимальная скорость – 44 км/ч;
Легкий танк Т-50 (1941г)
Масса – 14 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 45-мм пушка 20К, два 7,62-мм пулемета ДТ
Мощность двигателя – 300 л.с
Максимальная скорость – Скорость по шоссе, км/ч 60
Скорость по пересечённой местности, км/ч 40
Легкий танк Т-60 (1941г)
Масса – 5,8—6,4 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – пулемет 1 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 70 л.с
Максимальная скорость – 20-25 км/ч;
Легкий танк Т-70 (1942г)
Масса – 9,2 (9,8) тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – пулемет 1 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 2 × 70 л.с
Максимальная скорость – Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Легкий танк Т-80 (1942г)
Масса – 11,6 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – пушка 45-мм, пулемет 1 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – л. с. 2 × 85
Максимальная скорость – Скорость по шоссе, км/ч 42
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20—25
Легкий плавающий танк ПТ-76 (1951г)
Масса – 14,5 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – пушка 76-мм Д-56Т
пулемет 1х7,62 СГМТ
Мощность двигателя – 240 л.с
Максимальная скорость – по шоссе, км/ч 44, по пересечённой местности, км/ч 20—25 (10,2 на плаву)
Легкий плавающий танк ПТ-85 (Объект 906) (1961г -1962г)
Масса – 15,0 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – пушка 85-мм Д-58
пулемет 1х7,62 СГМТ
Мощность двигателя – 300 л.с
Максимальная скорость – по шоссе, км/ч 80, (10,6 на плаву)
Средний танк Т - 28 (1933г)
Масса – 25,2 тонн
Экипаж – 6 человек
Оружие – пушка калибра 76,2 мм, 4 пулемета калибра 7,62 мм
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 40 км/час.
Средний танк Т-34-76 (1940г)
Масса – 26 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка калибра 76,2 мм, пулемет 2 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 450 л.с
Максимальная скорость – 55 км/час
Средний танк Т-34-57 (1943г)
Масса – 26 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушки 57-мм ЗИС-2 (ЗИС-4, ЗИС-4М) Пулемёты 2 × ДТ-29
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 55 км/час
Средний танк Т-34-85 (образца 1944г)
Масса – 32 тонн
Экипаж – 5 человека
Оружие – 85-мм пушка Д-5Т обр. 1943 г, два 7,62-мм пулемета ДТ
Мощность двигателя – 400-500 л.с
Максимальная скорость – по шоссе: 55 км/ч. по пересеченной местности: 40 км/ч.
Средний танк Т-44 (1944г)
Масса – 31,8 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – Пушка 85 калибра (ЗИС-С-53 образца 1944 года) Пулемет 7,62 (ДТМ)
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 51 км/час по шоссе
Средний танк Т-54 (1945г)
Масса – 36,0 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 100-мм Д-10Т, пулеметы - один 12,7-мм ДШК и два 7,62-мм СГМТ.
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – по шоссе: 50 км/ч. по пересеченной местности: 20-25 км/ч.
Средний танк Т-62 (1961г-1975г)
Масса – 37 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 115-мм пушка 2А20.
Пулеметы -один 7,62-мм СГМТ, с 1964 г. ПКТ, один 12,7-мм ДШКМ с 1972 г.
Мощность двигателя – 580 л.с
Максимальная скорость – по шоссе: 50 км/ч. по пересеченной местности: 22..27 км/ч.
Тяжелый танк Т–35 (1932г-1941г)
Масса – 50 тонн
Экипаж – 11 человек
Оружие – пушка калибра 76,2 мм, 2 пушки 45 мм, 6 пулеметов калибра 7,62 мм
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 30 км/час.
Тяжелый танк CMK (1939г-1940г)
Масса – 55 тонн
Экипаж – 7 человек
Оружие – пушки калибра 1 × 76-мм Л-11, 1 × 45-мм 20К, пулеметы 4 × 7,62-мм ДТ, 1 × 12,7-мм ДШК
Мощность двигателя – 850 л.с
Максимальная скорость – 35 км/час.
Тяжелый танк КВ-1 (1939г-1942г)
Масса – 43 - 47,5 тонн
Экипаж – 5 человека
Оружие – пушка 76-мм; Л-11, Ф-32, Ф-34, ЗИС-5
пулемёты 3х7,62мм ДТ
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 35 км/час
Тяжелый танк КВ-2 (1939г-1943г)
Масса – 52 тонн
Экипаж – 6 человека
Оружие – гаубица М-10Т или ЗИС-6,
пулеметы 3 × 7,62-мм ДТ-29.
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость
по шоссе км/ч 34
скорость по пересечённой местности, км/ч 16
Тяжелый танк КВ-1С(1940г-1943г)
Масса – 42.5 тонн
Экипаж – 5 человека
Оружие – пушки 76,2-мм ЗиС-5 или 76,2-мм Ф34, пулеметы 3 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – Скорость по шоссе, км/ч 42
пересечённой местности, км/ч 10—15
Тяжелый танк КВ-85(1940г-1943г)
Масса – 46 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 85-мм Д-5Т, пулемёты 3 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – км/ч 42
по пересечённой местности, км/ч 10—15
Тяжелый танк ИС-1 (1943г-1944г)
Масса – 44 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 1 × 85‑мм Д5-Т85, пулемёты 3 × 7,62‑мм ДТ
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость –Скорость по шоссе, км/ч 37
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10—15
Тяжелый танк ИС-2 (1943г-1945г)
Масса – 46 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 122-мм пушка Д-25Т обр. 1943 г, три 7.62мм пулемета ДТ, 12.7мм пулемет ДШК (не на всех образцах)
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость по шоссе: 37 км/ч. по пересечённой местности км/ч 19
Тяжелый танк ИС-3 (1945г-1946г)
Масса – 49 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 122-мм пушка Д-25Т образца 1943 года
7,62-мм пулемет ДТ
12,7-мм пулемет ДШК
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – 40 км/ч;
Тяжелый танк ИС-4 (1947г-1951г)
Масса – 60 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 122-мм пушка Д-25Т, пулеметы 2х12,7-мм пулемет ДШКМ
Мощность двигателя – 750 л.с
Максимальная скорость – 41 км/ч;
Тяжелый танк Т-10 (1954г-1966г)
Масса – 50 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 122-мм пушка Д-25ТА/2А17, пулеметы
2 12,7-мм ДШКМТ (Т-10А/Б)
2 14,5-мм КПВТ (Т-10М)
Мощность двигателя – 750 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Огнеметный танк ОТ-26 (1932г-1935г)
Масса – 10 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – огнемёт КС-24
Пулемет 1 × 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 30 км/ч;
Огнеметный танк ОТ-130 (1936г-1937г)
Масса – 12 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – огнемет КС-25
Пулемет 7,62 — 1 ДТ
Мощность двигателя – 95 л.с
Максимальная скорость – 30 км/ч;
Огнеметный танк ОТ-34 (1941г-1945г)
Масса – 26,5 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – 76-мм Ф-34 пушка
Пулемет 1 х 7,62-мм ДТ
Огнемет АТО-41
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 54 км/ч;
по пересечённой местности, км/ч 25
Огнеметный танк КВ-8 (1942г-1943г)
Масса – 47тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 45-мм пушка 20К обр. 1932/38 гг.
Пулеметы два 7,62-мм ДТ-29
Огнемёт АТО-41
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 35 км/ч;
Огнеметный танк КВ-8С (1942г/1943г)
Масса – 43,1/40 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие пушка 45-мм 20К обр.42 г.
Пулемет 3х7,62-мм ДТ
Огнемёт АТО-41/АТО-42
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость–40/43 км/ч;
Огнеметный танк ОТ-55
ХЗТМ:1958—1962
КБТМ:1968—1973
Масса – 36 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 100-мм Д-10Т2С
Пулемет 1 × 7,62-мм СГМТ
Огнемёт АТО-200
Мощность двигателя – 580 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
ПТ-САУ СУ-1 (1932г)
Масса – 8,05 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – одна 76,2-мм пушка обр.1927 г.
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 30 км/ч;
ПТ-САУ Путиловец (1932г)
Масса – 8,2 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – одна пушка Л-5 76-мм
Пулемет ДТ-29
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 30 км/ч;
По пересеченной 16км\ч
ПТ-САУ АТ-1 (1934г-1935г)
Масса – 9 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – 76,2-мм пушка ПС-3
Пулемет 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 90 л.с
Максимальная скорость – 30 км/ч;
По пересеченной 15км\ч
ПТ-САУ ЗИС-30 (1941)
Масса – 4 тонны
Экипаж – 4-5 человека
Оружие – пушка 57-мм ЗиС-2
Пулемет 7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 50 л.с
Максимальная скорость – 40 км/ч;
ПТ-САУ СУ-76 (СУ-12, ГАЗ-71) (1942г-1945г)
Масса – 11,2 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 76,2-мм ЗИС-3Ш
Мощность двигателя – 2х70 л.с
Максимальная скорость – 45 км/ч;
ПТ-САУ СУ-122 (1942г)
Масса – 29,6 тонн
Экипаж – 5 человек
Оружие – пушка 122-мм гаубица М-30С
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 55 км/ч;
По пересеченной 20км\ч
ПТ-САУ КВ-7 (1942г)
Масса – 47,5 тонн
Экипаж – 6 человек
Оружие – пушки 1х76-мм Ф-34+2х45-мм 20-К/2х76-мм ЗИС-5
Пулеметы 3х7,62-мм ДТ
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 34 км/ч;
ПТ-САУ СУ-76И (1943г)
Масса – 22,5 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – 76,2-мм С-1
Мощность двигателя – 265 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
ПТ-САУ СУ-85 (1943г)
Масса – 29,2 тонн
Экипаж – 5 человек
Оружие – 85-мм Д-5С
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 55 км/ч;
ПТ-САУ СУ-100 (1944г)
Масса – 31,6 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 100-мм Д-10С
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Скорость по пересечённой местности 20км/ч
ПТ-САУ СУ-101 (1944г)
Масса – 34,8 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 100-мм Д-10С
Пулемет 1х12,7-мм ДШК
Мощность двигателя – 500 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
ПТ-САУ СУ-152 (1943г)
Масса – 45,5 тонн
Экипаж – 5 человек
Оружие – пушка 152-мм МЛ-20С пушка- нарезная гаубица
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 43 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30
ПТ-САУ ИСУ-152 (1943г)
Масса – 45,5-46 тонн
Экипаж – 5 человек
Оружие –152,4-мм гаубица-пушка МЛ-20С
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – 35 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10-15
ПТ-САУ ИСУ-122 (1944г)
Масса – 46 тонн
Экипаж – 5 человек
Оружие – пушка 121,92-мм А-19С, пулемет 1 × 12,7-мм ДШК
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 35 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10-15
ПТ-САУ ИСУ-122С (1944г-1945г)
Масса – 45,5 тонн
Экипаж – 5 человек
Оружие – 121,92-мм Д-25С, пулемет 1 × 12,7-мм ДШК
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – 35 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 10-15
ПТ-САУ СУ-100П (1947г-1952г)
Масса – 21,6 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 100-мм Д-50/Д-10
Мощность двигателя – 400 л.с
Максимальная скорость – 65 км/ч;
ПТ-САУ АСУ-57 (1950г-1962г)
Масса – 3,35 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – пушка 57-мм Ч-51, пулемет 1х7,62-мм СГ-43 или СГМ
Мощность двигателя – 55 л.с
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20-25
ПТ-САУ АСУ-85 (1959г-1966г)
Масса – 15,5 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 85-мм 2А15, пулеметы 1х12,7-мм ДШК, 1х7,62-мм СГМТ
Мощность двигателя – 210 л.с
Максимальная скорость – 45 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
САУ СУ-18 (1929г)
Масса – 5,45 тонн
Экипаж – 2 человека
Оружие – одна полковая пушка обр. 1927г
Мощность двигателя – 43 л.с
Максимальная скорость – 22 км/ч;
САУ СУ-2 (1931г)
Масса – 10 тонн
Экипаж – 6 человек
Оружие – одна пушка 76-мм образца
1902года
Мощность двигателя – 50 л.с
Максимальная скорость – 14 км/ч;
САУ БТ-7А (1936г-1938г)
Масса – 14 тонн
Экипаж – 3 человека
Оружие – одна пушка 76-мм пушка КТ
Мощность двигателя – 400 л.с
Максимальная скорость – 52 км/ч;
на гусеницах, 72 км/ч; на колёсах.
САУ СУ-100Y (1940г)
Масса – 64 тонны
Экипаж – 6 человек
Оружие – одна 130-мм корабельная пушка Б-13-IIс
Мощность двигателя – 890 л.с
Максимальная скорость – 32 км/ч;
Скорость по пересечённой местности, км/ч 12
САУ С-51 (1943г)
Масса – 49,7 тонн
Экипаж – 9 человек
Оружие – пушка 203-мм Б-4
Мощность двигателя – 600 л.с
Максимальная скорость – 32 км/ч;
Скорость по пересечённой местности
10-15 км/ч;
САУ 2А3 КОНДЕНСАТОР (1957г)
Масса – 49,7 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 406,4-мм СМ-54
Мощность двигателя – 750 л.с
Максимальная скорость – ? км/ч;
САУ 2С3 АКАЦИЯ (1943г)
Масса – 27,5 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 152-мм 2А33
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – 60 км/ч;
Скорость по пересечённой местности
25-30 км/ч;
ЗСУ-37 (1944г-1946г)
Масса – 10,5 - 12,2 тонны
Экипаж – 6 человек
Оружие – пушка 37-мм 61-К обр. 1939г
Мощность двигателя – 2х70 л.с
Максимальная скорость – 42 км/ч;
Скорость по пересечённой местности
20-25 км/ч;
ЗСУ-57-2 "Объект-500"
(1955г-1960г)
Масса – 28 тонн
Экипаж – 6 человек
Оружие – пушка 2х57-мм С-68
Мощность двигателя – 520 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Скорость по пересечённой местности
25-30 км/ч;
ЗСУ-23-4 "Шилка"
(1964г-1982г)
Масса – 21 тонн
Экипаж – 4 человека
Оружие – пушка 4х23-мм АЗП-23 "Амур"
Мощность двигателя – 280 л.с
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Скорость по пересечённой местности
30 км/ч;
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
Реактивные системы залпового огня
Бронеавтомобиль