ГЛАВНАЯ
 
ГОСТЕВАЯ
 
 
 
 

Бронетанковые войска Великобритании - история развития

Фото Архив

Форма солдат Великобритании

Документальная видео хроника

 

Первый в мире танк был построен и испытан в Великобритании (распространенная в нашей стране версия о русском происхождении танка современными исследованиями опровергается). К их строительству англичане приступили еще в годы 1 -й мировой войны, а к ее концу имели многочисленные и организационно оформленные танковые войска — Royal Armoured Corps (RAC) — Королевский танковый корпус. В последующие же 20 лет английское танкостроение находилось почти на «точке замерзания». Причин тому было несколько. Прежде всего в Англии затянулась дискуссия о роли и месте танков в современной войне. Неопределенность по этому вопросу у военных тормозила разработку соответствующих тактико-технических требований и выдачу заказов промышленности. Сыграла свою роль и географическая особенность государства — нападать англичане ни на кого не собирались, а реального противника в Европе у них долгое время не было. Такое положение привело к тому, что за этот период времени в Англии построили всего несколько сот танков, конструкцию которых трудно назвать новаторской. Наиболее же интересные идеи их создателей либо воплотились в опытные и экспериментальные образцы, оставшиеся невостребованными, либо просто не нашли применения у себя на родине. Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки. Начиная примерно с 1934—1935 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась. К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины — скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии (в Великобритании, как и во многих других странах, танковые части создавались на основе кавалерийских, с сохранением названий, символики и даже парадной формы одежды). Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка «Матильда I», например, имела всего одну скорость — считалось, что этого вполне хватает. В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены — в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды. Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты. Разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке с использованием большого числа машин с обеих сторон выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. Ни один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Англичанам долго не удавалось добиться их достаточной надежности. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение ряда лет не могла достичь правильной эксплуатационной надежности танковых двигателей и элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только в 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения 2-й мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению. Для 40-х годов нельзя признать прогрессивными конструкцию и технологию сборки английских танков. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом («Валентайн»). Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими. Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и вовремя 2-й мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых —60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Англия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины — легкие. Всего же за годы войны произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ.

 
 
 
 
 

Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала, и использовалась в учебных целях. Около 30 000 танков и САУ в годы 2-й мировой войны поступило в Beликобританию из США по программе ленд-лиза. При этом доля американских боевых машин в частях Королевского танкового корпуса и Королевской артиллерии постоянно увеличивалась, а к окончанию боевых действий американских танков насчитывалось больше, чем английских. В канун войны британские танковые войска не имели дивизионной организации. Их представляли только отдельные полки и бригады. Танковые части Британских экспедиционных сил (BEF — British Expeditionary Forces), прибывшие во Францию в сентябре 1939 года, были сведены в две легкие разведывательные бригады (1 st and 2nd Light Recce Armoured Brigade). Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду (1st Army Tank Brigade), оснащенную пехотными танками. Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию (1st Armoured Division). В феврале 1940 года в Египте на базе частей так называемой Мобильной дивизии (Mobile Division) была создана провоевавшая в дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия (7th Armoured Division); ее танкисты получили прозвище Desert Rats — «пустынные крысы». На Дальнем Востоке Королевский танковый корпус в 1941 году представляли только два танковых полка — 7-й гусарский (7th Hussars) и 2-й Королевский (2nd RTR). Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие австралийские и индийские танковые части. В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений и частей несколько увеличился. К осени 1941 года сформировали 5 танковых дивизий и 5 отдельных танковых бригад. Высшим соединением являлась дивизия, состоявшая из двух бригад по три танковых полка в каждой, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитнопротивотанкового полков. Всего в ней насчитывалось около 300 танков. Опыт боевых действий в Северной Африке показал, что такая структура громоздка и трудноуправляема. Крайне незначительное количество пехоты и малое число артиллерийских орудий также существенно снижали боевые возможности этих соединений. Поэтому во втором полугодии 1942-го дивизии реорганизовали. По новой организации дивизия состояла из одной танковой бригады (три танковых полка по 72 танка в каждом и     1 мотопехотный батальон), мотопехотной бригады, двух артиллерийских полков Королевской конной артиллерии (Royal Horse Artillery) или Королевской полевой артиллерии (Royal Field Artillery) — всего 96 орудий; полка противотанковой артиллерии (Anti-Tank Regiment) — 48 орудий, подразделений обеспечения и обслуживания. Всего в дивизии было около 18 000 человек и 344 танка. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать по 3—4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин на 1 км. Следует подчеркнуть, что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно поддерживала действия танковых частей. В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления пехотных дивизий первого и второго эшелонов. Так, например, во время высадки в Нормандии каждая пехотная дивизия первого эшелона усиливалась двумя танковыми полками. В ходе 2-й мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во втором эшелоне и использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их первых эшелонах находились мотопехотные части, усиленные танками и САУ. В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению, отсутствием маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все более четким и отлаженным. Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский. Сравнительно невысокими были и людские потери. В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.

 


Литература: М.Барятинский - (Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945г). 1996г 

 
 
 
 

Пушки танков Великобритании

Первой английской танковой пушкой периода 2-й мировой войны стало орудие, официально именовавшееся 2 pdr. Ordnance Quick Firind Mk IX, IXA, X, XA (2-фунтовое скорострельное артиллерийское орудие). Тут необходимо дать некоторые пояснения. Еще в середине XX века калибры пушек Poyal Artillery — Королевской артиллерии — измерялись так же, как и несколькими столетиями раньше: по массе снаряда в фунтах (1 фунт — 454 г), калибры же гаубиц указывались в дюймах (1 дюйм — 25,4 мм). В странах, где принята метрическая система, британским калибрам для удобства обычно приводится их соответствие в миллиметрах. Таким образом, калибр два фунта — это 40 мм (если быть абсолютно точным — 42 мм). 2-фунтовая пушка, созданная в 1935 году, с 1938 по 1942 год была основным вооружением практически всех английских танков.

В 1938 году начались работы над 6-фунтовой (57 мм) танковой пушкой (6 pdr. OQF Mk III, V). Первые танки, вооруженные этой пушкой, покинули заводские цехи в марте («Черчилль III») и мае («Крусейдер III») 1942 года. Следует отметить, что обе вышеназванные артсистемы были разработаны на основе противотанковых пушек и в их боекомплект входили только бронебойные снаряды, что существенно снижало возможности танков в борьбе с пехотой и огневыми точками противника.

Первой английской пушкой, способной стрелять всеми типами боеприпасов, стала 75 mm OQF Mk V, VA. Ее разработали на основе американских пушек М2 и М3 аналогичного калибра, поэтому-то калибр этого английского орудия и измеряется в миллиметрах. Первые такие пушки установили в танки «Кромвель IV» в октябре 1943 года.
Самой же мощной пушкой английских танков стала 17-фунтовая (17 pdr. OQF Mk II, V, VII), также спроектированная на основе полевого противотанкового орудия. Впрочем, танка, подходящего для этой пушки, единственно способной бороться с немецкими тяжелыми машинами на приемлемых дистанциях боя, у англичан так и не нашлось. «Кромвель» пришлось срочно переконструировать — удлинять корпус, ставить новую башню. Полученный в результате «Челленджер» так и не стал массовым. Почти без переделок новой пушкой оснащались только «шерманы» и самоходно-артиллерийские установки.

Укороченным вариантом (с соответственно ухудшенными баллистическими характеристиками) «17-фунтовки» стала пушка 77 mm OQF Mk II, которой в конце войны вооружался крейсерский танк «Комета».

Помимо пушек, на танках так называемой «непосредственной поддержки» устанавливались танковые гаубицы калибров 76 мм (З” Howitzer OQF Mk I, IA) и 95 мм (Tank Howitzer 95 mm OQF Mk I). Они могли стрелять дымовыми, осколочно-фугасными, а в конце войны и кумулятивными снарядами.

Единственным полевым орудием, использовавшимся для вооружения самоходных установок, являлась 25-фунтовая (87,6 мм) пушка-гаубица 25 pdr. OQF Mk II.
В заключение следует отметить, что только до середины 1942 года британские танковые пушки были в состоянии эффективно бороться с немецкими танками. После вооружения последних длинноствольными 50- и 75-мм орудиями ситуация изменилась. Положение не поправилось и с запоздалым появлением в конце 1943 года 75-мм пушки с длиной ствола в 36,5 калибра, которая не могла идти ни в какое сравнение со своим немецким аналогом в 48 калибров. 17-фунтовая пушка, максимально приблизившаяся по своим характеристикам к немецкой 75-мм пушке с длиной ствола в 70 калибров, появилась слишком поздно и, хотя и успела к высадке в Нормандии, не стала массовым орудием Королевского танкового корпуса.

 


Литература: М.Барятинский - (Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945г). 1996г  скачать

 
 
 
 
САУ Bishop
 
Крейсерский танк Cromwell Mk VIII (A27M)
 
Крейсерский танк Mk III (A13)
 
Крейсерский танк Comet (A34)
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Mk I Matilda I
 
ЗСУ Crusader AA II
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
САУ Sexton II
 
Крейсерский танк  Crusader
 
ПТ-САУ Achilles
 
 
Крейсерский танк MkIV
 
Легкий танк Mk VI
 
Виккерс 6-тонный
 
 
Крейсерский танк Centaur Mk VIII (A27L)