ГЛАВНАЯ

 

ГОСТЕВАЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

Бронетанковые войска Великобритании - история развития

Фото Архив

Форма солдат Великобритании

Документальная видео хроника

 

 
 

Пехотный танк Mk.III «Valentine»

Пехотный танк Mk.III «Valentine»

В начале 1938 г. «Виккерс» оказалась в списке фирм, привлекаемых к производству танка Mk II (А12) под общим руководством фирмы «Вулкан». В качестве альтернативы фирме предложили также разработать собственный вариант на основе танка А10, который мог стать первым пехотным танком, соответствующим спецификации, выработанной в 1934 г. Генштабом для данного типа машин. А10 впоследствии классифицировали как тяжелый крейсерский, поскольку он был бронирован намного легче, чем А11 и А12. «Виккерс» выбрала второй вариант, поскольку уже изготовляла узлы и агрегаты А10 и могла начать выпуск машин на его базе, переход же на производство танка А12 оказался бы для нее разорительным. Новая машина использовала шасси, подвеску, двигатель и трансмиссию, идентичные А10, но имела меньшую высоту, более тяжелое бронирование корпуса и новую башню с 2-фунтовой (40-мм) пушкой. Проект и планы фирмы были представлены в военное министерство накануне Дня святого Валентина в феврале 1938 г., и это побудило дать проекту имя «Валентайн».
Через год, выдали заказ на производство, однако, основным недостатком танка оставалась небольшая башня, вмещавшая двух членов экипажа. В июле 1939 г., «Виккерс» получила заказ на 275 машин. Быстрой постановке производства способствовало освоение «Виккерсом» шасси А10. В мае 1940 г. в армию отправили для испытаний первую серийную машину.
Первые поставки машин на вооружение начались в конце 1940 г., и в 1940—41 гг. «Валентайны» использовались БТД в роли крейсерских танков, дабы уменьшить дефицит реальных крейсерских танков. Впервые «Валентайны» появились в 8-й Армии в июне 1941 г. и впоследствии стали важной частью сил, оставшихся от боев в пустыне.
Производство «Валентайн» прекратили в начале 1944 г.
после выпуска 8275 машин. Однако уже к концу 1942 г. «Валентайн» безнадежно устарел из-за низкой скорости и башни, не позволявшей установить более тяжелое вооружение.
Модификации III и V получили модернизированные башни, вмещавшие еще одного члена экипажа (заряжающего), но это дополнительное рабочее место пришлось убрать, когда на следующих вариантах установили 6-фунтовую (57-мм) пушку. Пришлось вернуться к не соответствующей задачам двухместной башне ради повышения огневой мощи. 6-фунтовую пушку ввели для танков «Валентайн» с марта 1942 г. Другие изменения включили дизель GMC и постепенный переход к сварной конструкции.
В марте 1943 г. на «Валентайн» установили и отстреляли британскую 75-мм танковую пушку, предназначенную для танка А27, и на «Черчилль». Успех этих испытаний позволил начать полномасштабную разработку и установку этой пушки. Модификация IX стала последней. Кроме «Виккерса» танки «Валентайн» строили «Метрополитэн Кэммел» и «Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон».
«Валентайн» стал одним из основных британских танков и в 1943 г. на его долю приходилось около четверти общего производства британского танкостроения. «Валентайн» стал базой для создания различных спецмашин. Кроме того, на шасси «Валентайн» строились две САУ.


МОДИФИКАЦИИ

Пехотный танк Mk III «Валентайн» I. - Первоначальная серийная модель с 6-цилиндровым бензиновым двигателем АЕС в 135 л.с., как и на танке А10. Вооружена 6-фунтовой пушкой и спаренным с ней пулеметом «Беза».
Пехотный танк Mk III «Валентайн» II. - Аналогичен модификации I, но с заменой бензинового двигателя дизельным АЕС (131 л.с.). Машины для использования в пустыне имели пылезащитные экраны и сбрасываемые топливные баки для увеличения запаса хода.
«Валентайн» III. - Аналогичен модификации II, но с трехместной башней. Новый лоб башни с улучшенной маской пушки; в задней части башни выполнен командирский люк.
«Валентайн» IV. - Аналогичен модификации II, но с дизельным двигателем GMC мощностью 138 л.с. вместо АЕС.
«Валентайн» V. - Аналогичен модификации III с трехместной башней, но с дизельным двигателем GMC вместо АЕС.
«Валентайн» VI. - Первая модель канадской постройки, измененная в соответствии со стандартами США и Канады, но внешне аналогичная «Валентайн» IV. Дизель GMC. В производстве с конца 1941 г. Лобовая часть корпуса литая. После выпуска первых 16 машин вместо пулемета «Беза» начали ставить «Браунинг« калибра .30 (7,62 мм).
«Валентайн» VII. - Усовершенствованная модификация VI, строившаяся в Канаде с другим радиооборудованием и некоторыми внутренними изменениями.
«Валентайн» VII А. - Усовершенствованная модификация VII, строившаяся в Канаде с дополнительными сбрасываемыми топливными баками, усиленными траками и защитными кожухами на лобовых фарах.
«Валентайн» VIII. Модификация III с 6-фунтовой пушкой, без СП. Количество мест в башне уменьшено до двух.
«Валентайн» IX. - Модификация V с 6-фунтовой пушкой, без СП. Количество мест в башне уменьшено до двух.
«Валентайн» XI. - Аналогична модификации X, но с 75-мм пушкой. Последняя серийная модификация, запущенная в конце 1943 г. Варианты X и XI имели пластины, защищавшие башенный погон от грязи и мелких осколков. Сварная конструкция.
«Валентайн» CDL. - Машина с заменой башни поворотной рубкой с прожектором, аналогичной «Матильде» CDL. Переоборудовали несколько машин.
Машина наблюдателей (ОР) и командирские «Валентайны». - Переоборудованные танки с муляжом пушки и дополнительным радиооборудованием для командиров батарей и — артиллерийских наблюдателей, поставлялись в подразделения самоходной артиллерии, вооруженные САУ «Арчер».
«Валентайн Скорпион» II. - «Валентайн» с бронерубкой для оператора бойкового трала вместо башни и двигателем для привода ротора трала. Переоборудование производили в Великобритании в середине 1943 г., а устройство «Скорпион» выполнили подобным разработанному на Ближнем Востоке для танка «Матильда». На практике они не использовались и были заменены с конца 1943 г. танками «Шерман Крэб». Использовались для обучения. Эта машина могла оснащаться также Катковым тралом «Сороконожка». На корме корпуса «Валентайн Скорпион» крепился большой противовес для уравновешивания рамы трала.
«Валентайн» AMRA Mk IB. - Пушечный танк «Валентайн», приспособленный для установки каткового минного трала AM RA. На практике не использовался.
«Валентайн Снэйк». - «Валентайн», приспособленный для установки удлиненного заряда «Снэйк», укладываемого на минное поле и затем подрываемого, чтобы проделать проход. Несколько машин использовались подобным образом в 8-й Армии.
Мостоукладчик «Валентайн». - Модификация «Валентайн» II со снятой башней и установкой складного 30-футового моста №1. Для работы с мостом имелась рампа с гидравлическим приводом и рычаги. Гидравлическая система установлена на месте башни. Использовался в 1933—34 гг. для обучения. В Арктике использовали мостоукладчик «Черчилль», несколько штук использовались в Бирме. Размеры моста 34x9,5 фт, класс грузоподъемности — 30.
Самоходный мост «Валентайн Бармэрк». - Опытная машина с двойной откидной колейной аппарелью «Твэби Арк», установленной на шасси «Валентайна» в 1945 г. для использования в Бирме, где «Черчилль Арк» оказались слишком громоздкими. Работа прекращена в 1946 г.
«Валентайн» с 7,92" (201-мм) огнеметом-мортирой. - Экспериментальная машина, включавшая шасси «Валентайна» с установленной неподвижно тяжелой мортирой под снаряд с зажигательно-фугасным зарядом в 25 фунтов TNT для разрушения железобетонных укреплений. Испытывался в 1943—45 гг., максимальная дальность стрельбы орудия — 2000 ярдов, эффективная — 400 ярдов.
«Валентайн» с 6-фнт противотанковой установкой. - Экспериментальная машина «Виккерса» для проверки возможности изготовления истребителя танков путем установки полевой 6-фнт пушки вместо башни. Построен только для испытаний в 1942 г.
«Валентайн» DD (модификации III и VIII). - Для обеспечения плавучести по периметру корпуса машины крепился складной экран, который в поднятом положении обеспечивал необходимое водоизмещение. Корпус машины оказывался при этом ниже поверхности воды. Принцип системы DD успешно опробовали на легком танке «Тетрарх» в опытовом бассейне в июне 1941 г. Впоследствии в качестве стандартного танка DD был выбран «Валентайн», разработанный в июне 1942 г. Соответствующим образом переоборудованы 650 танков модификации III и VIII. В основном они использовались для обучения. В конце 1943 г. системой DD оборудовали танки «Шерман», которые действовали в амфибийных подразделениях 89-й БТД во время операции «Оверлорд» и впоследствии в Европе на машины более поздних выпусков.
Огнеметные танки «Валентайн». - Для определения лучшей системы огнемета Управление «нефтяной войны» (сформировано в июне 1940 г.) в 1941 г. модифицировало два танка «Валентайн» — на один установило фугасный огнемет, на другой — пневматический. Огнесмесь перевозилась в прицепе-цистерне, а огнемет размещался в лобовом листе корпуса. Испытания, начавшиеся в 1942 г., показали, что пневматический огнемет лучше, и в итоге разработали систему «Крокодайл» для танка «Черчилль», которая использовалась в Европе в 1944—45 гг. Прицеп-цистерна «Крокодайла» как у танка «Валентайн», но с добавлением бронекожуха. Ни один из огнеметных танков «Валентайн» не использовался в боях.
«Роллер Фэсин». - В 1940 г. изготовили 60 приспособлений в виде кабельных катушек диаметром 6 фт 4", расположенных на оси перед танками «Валентайн» или «Матильда» для преодоления ими противотанковых рвов. Никогда не использовались на практике.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Обозначение: Пехотный танк Mk III «Валентайн»
Экипаж: 3—4 человека (командир, наводчик, механик-водитель, на модификациях III и V заряжающий)
Боевая масса: 17,69 тонны (18,6 тонн у модификаций VIII-XI)
Размеры:
Длина 5,46 м (5,91 м в модификациях VIII-XI)
Высота: 2,32 м (примерно)
Ширина: 2,68 м (примерно)
Ширина трака: 4,27 м
Ширина колеи: 2,23 м
Вооружение: основное: см. описание модификаций в тексте
Двигатель: см. описание модификаций в тексте
Максимальная скорость: 24,13 км/ч
Максимальная скорость на местности: около 12,87 км/ч
Тип подвески: блокированная, тележки по три катка с пружинной
подвеской и гидравлическими амортизаторами типа «Ньютон»
(«точная» подвеска)
Запас хода: 144,81 км
Боекомплект: 79 снарядов к пушке (в варианте с 2-фнт пушкой) 3150 патронов к 7,92-мм пулемету 53 выстрела (в варианте с 6-фнт пушкой)
1575 патронов к 7,92-мм пулемету

Примечания: Официальных обозначений (индекс «А») машина не имела, поскольку разрабатывалась без учета требований Генштаба. Поворот башни осуществлялся электроприводом или вручную; траки — из легированной стали; самый надежный из всех британских танков начала Второй мировой войны.
 

 
 
 

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

 
 
 

ОБЗОР ТЕХНИКИ

 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»
 
Пехотный танк Mk.III «Valentine»