ГЛАВНАЯ

 

ГОСТЕВАЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

Бронетанковые войска Великобритании - история развития

Фото Архив

Форма солдат Великобритании

Документальная видео хроника

 

 
 

Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)

В то время когда опытный пехотный танк Mk I — А11Е1 — уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал модификацию с дополнительным членом эки­пажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч. Массу ограничили 14 «длинными» тоннами, чтобы не превысить грузоподъемности существовавших военных мостов.
Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно удовлетворить на основе танка А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60 мм, коммерческий дизель АЕС и толстые бортовые экраны. Макет танка А12 «Матильда Сениор», или пехотный танк Mk 11, выполнили на основе среднего танка А7. Прототип разработали и построили на заводе «Ройал Орднанс Фэктори» в Вульвиче в 1929—32 гг.
В ноябре 1936 г. «Вулкан Фаундри» в Баррингтоне получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили установить спарку дизелей АЕС и планетарную КП «Вильсон». Запланировали установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось поставками коробок передач и других агрегатов, так что опытный А12Е1 подготовили только к апрелю 1939 г. Тем временем уже в декабре 1937 г. «с листа» выдали заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в КП и подвеску. Улучшили также систему охлаждения двигателя, а для применения в колониях установили воздухоочистители.
К этому времени подоспело общее перевооружение, и потребность в новых танках стала насущной. В июне кон­тракты на дальнейшее производство получили «Фаулер» и «Растон энд Хорнсби», при этом головным подрядчиком оставалась «Вулкан», а впоследствии привлекли также «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй» (LMS), «Хэрлэнд энд Воллф» и «Норм Бритиш Локомотив». Для поздних модификаций двигатели заказывались у «Лейланд» (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2 987 машин, а их производство прекратили в августе 1943 г.
А12 не был приспособлен для массового производства, прежде всего из-за своих размеров и литых деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для сброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу 1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррасом и впоследствии вплоть до эвакуации из Дюнкерка.
С изъятием из частей танка А11 «Матильда» I названия «Матильда Сениор» и «Матильда» II перестали употреблять по отношению к А12, и он стал известен как «Матильда». «Матильда» хорошо запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. «Матильда» оказался неуязвим для итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку (8,8 cm FlaK) — способную поражать броню танков «Матильды» на больших расстояниях. Установить на «Матильду» 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В 1942 г. «Матильда» утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под Эль-Аламейном в июле 1942 г.
С этого времени танк «Матильда» использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве танка-тральщика. Широкое использование минных по­лей обеими сторонами в ходе боев в пустыне придало ему «второе дыхание». Майор Ду Той, офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы над этим проектом. В декабре 1941 г. АЕС при содействии министерства снабжения построила и представила опытную машину, с тралом. Эта машина, известная как «Барон» Mk I, представляла собой танк «Матильда» с башней и основным вооружением, но с укрепленной в 10 фт перед корпусом рамой и ротором, поднятым на 6 фт над землей. Двигатель «Крайслер» вращал ротор, а подъем устройства производился с помощью гидравлики поворота башни танка.
1942 По итогам испытаний, в январе 1942 г., двигатель «Крайслер», и гидравлический привод признали слабыми. Машину переоборудовали — двигатель «Крайслер» заменили 6-цилиндровым «Бедфордом» и установили гидравлический подъемник рамы с бойками. Эту модификацию, подготовленную к апрелю 1942 г., назвали «Барон» И. Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что привод все еще слабоват, а высоту ротора над землей нужно уменьшить, чтобы дать цепи протяг по грунту Во избежание перегрева улучшили систему охлаждения, а для привода ротора использовали спарку из двига­телей «Бедфорд». Их установили в бронекожухах в корме машины рядом с оператором для управления ими. Так появился «Барон» III, но, прежде чем работы завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса отрицательно сказалась на проходимости машины. Дальнейшие работы привели к снятию башни и установки на ее месте рубки оператора минного трала. Названную теперь «Барон» IIIA машину подготовили к испытаниям к концу 1942 г. Скорость хода при разминировании равнялась 1,5 мили/час.

Серийные машины были готовы к середине 1942 г, но в это время уже находилось в производстве лучше задуманное устройство «Скорпион», и разрабатывался минный трал «Шерман Крэб». Так что «Барон» использовался только как учебная машина.
Независимо от Ду Тоя в ближневосточных британских силах, построили устройство «Скорпион» I и оснастили им шасси «Матильды» (хотя такими устройствами оснащали также танки М3 «Грант» и «Валентайн»). Оно было проще, чем устройство «Барон», и включало фиксированную раму ротора и один 30-сильный двигатель «Бедфорд», установленный на правом борту корпуса — рядом с оператором — для привода ротора. Тридцать два танка «Матильда» с устройством «Скорпион» I использовались под Аламейном в октябре 1942 г. В декабре 1942 г. материалы передали в военное министерство, и устройства «Скорпион» запустили в производство в Великобритании с февраля 1943 г. для оснащения танков «Валентайн».
Пушечные танки «Матильда» использовались в ходе кампании в Эритрее, а также австралийской армией в Новой Гвинее. Некоторые продолжали использоваться резервными формированиями Австралии и в послевоенный период.

Модификации:

Пехотный танк Mk II «Матильда» I. - Первая серийная модель с дизелем АЕС, 2-фунтовой пушкой и СП «Виккерс». СУ не приспособлена к «тропикам».
Пехотный танк Mk ПА «Матильда» II. - Та же машина, но с заменой пулемета «Виккерс» 7,92-мм «Беза».
Пехотный танк Mk IIА «Матильда» III. - Описанная машина с заменой двигателя АЕС дизелем «Лейланд».
«Матильда» IIICS. - С 3-дюймовой гаубицей.
Пехотный танк Mk IIА** «Матильда» IV. - Модель III с улучшенным двигателем «Лейланд».
«Матильда» II CDL и «Матильда» V CDL. - Установка CDL (canal defence light) — мощный прожектор в бронированной рубке с узкой амбразурой, установленный на месте башни танка и предназначенный для освещения поля боя ночью. Идею продемонстрировали военному министерству в 1937 г. В сентябре 1939 г. разработали улучшенную рубку и после испытаний в 1940 г. заказали 300 штук для установки на танки «Матильда» — хватило для оснащения двух бригад в Великобритании и на Ближнем Востоке. Танки CDL не использовались по своему прямому назначению до форсирования Рейна в марте 1945 г. в основном потому, что в них не было потребности. Тем не менее к 1945 г. в качестве стандартных танков CDL «Матильды» заменили танками «Грант».
«Барон» I, II, III и IIIA. - Самоходные минные тралы.
«Матильда Скорпион» I. - Самоходный минный трал. Разработан на Ближнем Востоке. См. статью.
«Матильда» с устройством AMRA Mk IA. - Катковый трал «Фаулер» на тяжелой раме, установленный на передней части корпуса танка для подрыва мин (AMRA — antimine roller attachment). Использовался в незначительном количестве, в том числе и в Западной пустыне. Устройство крепилось и на другие танки.
«Матильда» с устройством «Кэррот». - Подрывной заряд «Кэррот» (660 фнт бризантного В В) танк вез на раме AMRA, заряд подрывался дистанционно. Использовался для проделывания проходов в препятствиях. Уменьшенный заряд «Лайт Кэррот», используемый таким же способом, но при этом снимались катки с рамы AMRA. «Матильда Фрог». - Австралийский самоходный огнемет. 25 машин переоборудовали в конце 1944 г. Брандспойт огнемета заменил 2-фунтовую пушку на танках «Матильда» IV или V. Бак с зажигательной смесью размещался в башне. Дальность действия огнемета — до 91,44 метра. Использовались в Новой Гвинее. Огнемет действовал пневматически, и между выстрелами проходило не менее 20 с, необходимых для получения заданного давления воздуха с помощью насоса.
«Матильда Мюррей». - Усовершенствованная модификация самоходного огнемета, созданная австралийцами для замены «Фрога», чья тактическая ценность ограни­чивалась паузой в 20 с между выстрелами. «Мюррей», строившаяся в 1945 г., внешне была аналогична «Фрог» за исключением того, что пневматический огнемет заменили фугасным, действовавшим за счет давления зарядов кордитного пороха, что обеспечило огнеметание очередями.
«Матильда Дозер». - Танк австралийской разработки с бульдозерным отвалом.
Легкий танковый мостоукладчик «Матильда» с «Инглис Бридж». - Предназначен для укладки моста под огнем противника. Прототип использовался для обучения в 1942 г. Опыт его эксплуатации позволил разработать последующие модели на шасси «Черчилль». Мост «Инглис Бридж» появился в Первую мировую войну и оставался на воору­жении в начале Второй мировой войны.
«Матильда» с «приспособлением для преодоления траншей». - Экспериментальный образец моста на шасси «Матильды» и легких гусеничных тележек и предназначенный для пехоты и машин весового класса «В».

Тактико-технические характеристики

Обозначение: Пехотный танк Mk II «Матильда» II (А 12)
Экипаж: 4 человека (командир, наводчик, заряжающий, механик- водитель)
Боевая масса: 26,93 тонны
Размеры:
Длина 5,64 м
Высота: 2,53 м
Ширина: 2,62 м
Ширина трака: 4,27 м
Ширина колеи: 2,13 м (примерно)
Вооружение: основное: 2-фунтовая (40-мм) танковая скорострельная пушка
Вспомогательное: 7,92-мм пулемет «Беза» (на модификации I — «Виккерс» калибра .303")
Толщина брони:
Максимальная 78 мм
Минимальная 13 мм
Двигатель: два «Лейланд» 6-цилиндровых, по 95 л.с. каждый
(на модифика­ции I-II) Два дизельных АЕС, по 87 л.с. каждый
Максимальная скорость: 24,13 км/ч
Максимальная скорость на местности: 12,87 км/ч
Тип подвески: блокированная с качающимися рычагами и горизонтальными пружинами («японский тип»)
Запас хода: 257,44 км
Боекомплект: 93 снарядов к 2-фунтовой пушке 2925 патронов к 7,92-мм пулемету

 

 
 
 

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

 
 
 

ОБЗОР ТЕХНИКИ

 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)
 
Пехотный танк Mk II «Matilda» II (A12)