ГЛАВНАЯ
 
ГОСТЕВАЯ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

Бронетанковые войска Великобритании - история развития

Фото Архив

Форма солдат Великобритании

Документальная видео хроника

 

 
 

Крейсерский танк Mk III (A13)

Крейсерский танк Mk III (A13)

А13 стал важным шагом в развитии британского танкостроения, поскольку положил начало большой серии крейсерских машин с ходовой частью (подвеской) типа Кристи, выпускавшихся в Великобритании во время Второй мировой войны. В сущности они «выросли» из конструкции, созданной американским конструктором Дж. Уолтером Кристи, но не нашедшей успеха на родине.
Предположение об использовании подвески типа Кристи на британских танках поступило от подполковника Дж. Ле Ку. Мартеля, одного из пионеров британского танкостроения в двадцатые годы, занимавшего в конце 1936г, пост помощника директора по механизации в военном министерстве и таким образом, имевшего возможность влиять на развитие британской БТТ. В сентябре 1936г, вскоре после вступления в должность, он посетил осенние маневры Советской армии и был под большим впечатлением от танков БТ, которые русские создали на основе танка Кристи. Вернувшись в Лондон он высказал мнение. Что можно создать танк, намного превосходящий по подвижности А9, находившийся тогда в разработке, если использовать подвеску типа Кристи и мощный легкий мотор. Были выделены средства на приобретение двух танков Кристи, один из которых с помощью самого Уолтера Кристи прибыл из США уже через месяц. «Моррис Коммерциал Карз Лтд.» выступила в качестве посредника при покупке, а танки задекларировали как «трактора» и прибыли без башен. Базовые шасси Кристи включало индивидуальную пружинную подвеску опорных катков большого диаметра и могло двигаться на гусеницах или без них. Испытания показали, что для решения задач, поставленных британскими специалистами, от колесного варианта движения можно отказаться без ущерба для результата. Кроме того, корпус танка Кристи был слишком короток и узок, чтобы установить на него имеющуюся или перспективную британскую башню. Удельная мощность танка Кристи в 2,5 раза превосходила этот параметр у лучших британских танков, в результате решили использовать его подвеску, удлинив и расширив корпус установки башни с 2-фунтовой (40-мм) пушкой. В конце 1936г выделили средства на разработку двух прототипов, и «Моррис Коммерциал Карз Лтд» предложили проработать детали будущего проекта. Исходный танк Кристи получил обозначение А13Е1, соответственно два прототипа британской постройки – А13Е2 и А13Е3.
В качестве двигателя выбрали «Либерти», как и на танках Кристи, и фирма «Наффилд», партнер «Моррис» должна была строить их по лицензии. А13Е2 в октябре 1937г подготовили к испытаниям, которые выявили ряд проблем, связанных с тем, что максимальная скорость танка превышала 35 км/ч. Изменения конструкции включали трансмиссию, снизившую скорость до 30 км/ч, новые тормоза и траки. К январю 1938г большинство трудностей преодолели и выдали заказ на 65 машин (первоначально планировали 50). Испытания А13Е2, теперь уже вместе с А13Е3, продолжались, и ряд новых изменений внесли прежде, чем «Наффилд Механизейшн энд Аэро Лтд» - компания, созданная «Моррис» для производства вооружений, - начала выпуск танка. Поставки начались в начале 1939г и к лету заказ был выполнен. Заказов на данную модель больше не последовало, поскольку потребовалось дальнейшее развитие линии А13. За срок около двух лет эта машина прошла путь от идеи до серийного производства – замечательно быстрая разработка для тех времен. Крейсерский танк Mk III – под таким обозначением он стал известен – использовался 1-й БТД во Франции в 1940г и (в небольшом количестве) 7-й БТД в Ливии в 1940-1941гг.

Примечания: Башня аналогична А9. Двигатель имел электрическую и пневматическую системы запуска.


Крейсерский танк Mk III (A13)Тактика – технические характеристики:
Обозначение: Крейсерский танк Mk III (A13)
Экипаж: 4 человек (командир, заряжающий, механик-водитель, наводчик).
Боевая масса: 14,22 тонны
Размер:
Длина – 6,07 м
Ширина – 2,56 м
Ширина колеи– 1,86 м
Высота – 2,62 м
Ширина трака – 1,86 м
Вооружение:
Основное: одна 2-фунтовая (40-мм) скорострельная танковая пушка
Вспомогательное: один пулемет «Виккерс» калибра .303
Толщина брони:
Максимальная – 14 мм
Минимальная – 6 мм
Двигатель: «Наффилд Либерти», V-образный, 12-цилиндровый, 340 л.с
Максимальная скорость – 48,27 км/ч, на пересеченной местности – 38,62 км/ч
Тип подвески: Кристи
Запас хода: 144,81 км
Боекомплект:
87 снарядов к пушке
3750 патронов к пулемету.

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

 
 
 

ОБЗОР ТЕХНИКИ

 
Крейсерский танк Mk III (A13)
 
Крейсерский танк Mk III (A13)
 
Крейсерский танк Mk III (A13)
 
Крейсерский танк Mk III (A13)