ГЛАВНАЯ

 

ГОСТЕВАЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

Бронетанковые войска Великобритании - история развития

Фото Архив

Форма солдат Великобритании

Документальная видео хроника

 

 
 

Крейсерский танк Мк VI Crusader (A15)

Крейсерский танк  Crusader

Принято считать, что крейсерский танк Mk VI (A15) Crusader («Крусейдер» — крестоносец) является дальнейшим развитием танка «Ковенантер». Однако на самом деле это не соответствует действительности. Он создавался одновременно с ним, по аналогичному техзаданию, но фирмой Nuffield Mechanisations and Aero Ltd. Его проект являлся, скорее, развитием конструкции танка А13, чем «Ковенантера», и разрабатывался по настоянию лорда Наффильда, который посчитал, что такой подход будет более перспективным. Последующее развитие событий подтвердило его правоту. В отличие от всех предыдущих крейсерских танков, «Крусейдер» имел в ходовой части не четыре, а пять опорных катков большого диаметра. Двухслойное бронирование использовалось преимущественно в конструкции башни и рубки механика-водителя, которые были аналогичны таковым у «Ковенантера». Толщина наружного лобового броневого листа башни составляла 32 мм, бортовых — по 14 мм. Соответственно толщина внутренних стальных листов — 19 и 9,5 мм. По-видимому, считая, что раз танк крейсерский, и к тому же еще и тяжелый, и следовательно должен иметь много башен, англичане установили в передней части корпуса, слева от рубки механика-водителя, башенку с пулеметом BESA. И это в 1939 году! По истине, крейсер — так крейсер! Для посадки пулеметчика в башенке изготовили люк, закрывавшийся одностворчатой крышкой, откидывавшейся на петлях вправо. Силовая установка и трансмиссия располагались в кормовой части танка. Карбюраторный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения Nuffield-Liberty Mk Ш мощностью 340 л.с. (250 кВт) Крейсерский танк  Crusader при 1550 об/мин позволял боевой машине массой 19,279 т развивать скорость 43 км/ч. Рабочий объем двигателя составлял 27 040 см3. С помощью многодискового главного фрикциона сухого трения крутящий момент от двигателя передавался на 4-скоростную коробку передач Nuffield, планетарный механизм поворота Wilson и бортовые передачи. Пуск двигателя мог осуществляться как электростартером, так и с помощью сжатого воздуха. Емкость топливных баков, размещенных по бокам двигателя, составляла 500 л. Еще 136 л находились в наружном цилиндрическом топливном баке, подключенном к системе питания двигателя, на кормовом листе корпуса. Приличный запас топлива обеспечивал машине и больший, чем у предшественников, запас хода — 255 км. Радиаторы системы охлаждения также располагались по бокам от двигателя, а два вентилятора — позади него.
Вооружение танка состояло из 2-фунтовой пушки Mk IX и двух 7,92-мм пулеметов BESA: один — спаренный с пушкой, другой — в пулеметной башенке. Угол обстрела последнего составлял 150°. Справа от маски пушки находился 2-дюймо- вый дымовой гранатомет. На крыше башни мог устанавливаться 7,7-мм пулемет Bren на зенитной установке Lakeman. Боекомплект танка состоял из 130 выстрелов и 5000 патронов калибра 7,92 мм.
Первый прототип «Крусейдера» прибыл в Фарнборо на полигон Экспериментального центра механизации 9 апреля 1940 года — на шесть недель раньше прототипа «Ковенантера». В ходе испытаний выявились уже традиционные недостатки в системе охлаждения двигателя, а также дефекты в системе управления танком, которые могли вызвать самопроизвольный поворот машины в сторону, противоположную требуемой. Для устранения последних в гидравлическую систему управления планетар-ным механизмом поворота и тормозами были введены распределительные клапаны, тем не менее, управление танком было сложным. Кстати сказать, «Крусейдер» оснастили двумя рычагами управления, в то время как на «Ковенантере» имелся Т-образный штурвал. В ноябре того же года прототип отправили в Лул- ворт в Дорсете для проведения стрель- бовых испытаний, закончившихся вполне успешно, после чего танк под названием Crusader I был принят на вооруже-ние британской армии.
С 1941 по 1943 год заводы девяти фирм под «патронажем» фирмы Nuffield изготовили 5300 (по другим данным — 5700) танков «Крусейдер» пяти модификаций.
Крейсерский танк Mk VIA, или Crusader II представлял собой вариант исходной модели с усиленным брониро¬ванием. Толщина лобовых бронелистов корпуса увеличилась на 6 мм, башни — на 10 мм. Для крыши и бортов это увеличение составило соответственно 3 и 4 мм. На части танков «Крусейдер II» пулеметная башенка отсутствовала. В ряде случаев ее демонтировали непосредственно в войсках. Впрочем, это касалось и предыдущей модификации, так что характерной особенностью «Крусейдера II» отсутствие башенки не является. Внешне эти машины можно отличить от «Крусейдера I», главным образом, по двум деталям. Во-первых, по оформлению смотровой щели прибора наблюдения наводчика слева от маски пушки — на «Крусейдере I» она имеет отбортовку, а на «Крусейдере II» выполнена заподлицо; во-вторых, по расположению и форме воздушных фильтров, размещенных на кормовых частях надгусеничных полок. Появление следующей модификации — «Крусейдер III» — связано в основном с усилением огневой мощи танка. Уже имевшаяся в наличии 6-фунтовая пушка в штатной башне танка не Крейсерский танк  Crusader помещалась. Предложение установить на «Крусейдере» башню от пехотного танка «Черчилль» было отклонено сразу, и началось проектирование совершенно новой конструкции. В сентябре 1941 года изготовили ее макет в натуральную величину. Однако специалистам фирмы Nuffield новая башня не понравилась, и они занялись разработкой своего варианта, который спустя шесть недель был готов к испытанию обстрелом. По сути он представлял собой модификацию башни, использовавшейся на двух предыдущих моделях «Крусейдера». Новая башня оказалась несколько длиннее и выше прежней. Толщину ее лобовой брони довели до 51 мм. Лобовой лист был вертикальным и имел прямоугольную амбразуру для спаренной установки пушки и пулемета. Последний теперь размещался слева от ствола орудия. Установку дымового гранатомета пришлось изменить таким образом, чтобы он мог стрелять через амбразуру в крыше башни. Общий посадочный люк сохранился, но стал не-сколько меньше по размерам и закрывался откидной двухстворчатой крышкой. В правой ее створке находился прибор наблюдения командира. Смотровые приборы получили в свое распоряжение и наводчик с заряжающим. По этой причине стеклоблоки триплекс в бортах башни были ликвидированы, а их амбразуры теперь предназначались для стрельбы из личного оружия. На этой модификации установили 6-фунтовую пушку Mk III с длиной ствола 42,9 калибра. Ее бронебойный снаряд покидал ствол со скоростью 848 м/с и на дистанции 1000 м мог поразить любой танк немецкого Африканского корпуса. Впрочем, в боекомплект пушки, включавший 65 выстрелов и размещавшийся в передней части корпуса слева, под тем местом, где раньше устанавливалась леметная башенка, по-прежнему не входили осколочно-фугасные снаряды. Боевая масса танка возросла до 20,04 т, а экипаж уменьшился до четырех человек. В ряде случаев численность экипажа сокращали до трех человек, размещая за счет этого дополнительный боекомплект.
Испытания обстрелом новая башня прошла успешно, и в декабре 1941 года было дано разрешение на производство модификации «Крусейдер III». Первые такие машины изготовили летом 1942-го.

Модификации:

«Крусэйдер» I (крейсерский танк Mk VI). - Первоначальная серийная модель с 2-фунтовой пушкой и передней пулеметной башенкой, которую с ходе эксплуатации сняли на части машин.

«Крусэйдер» I CS (крейсерский танк Mk VICS). - Та же модель, но с 3-дюймовой гаубицей для использования в качестве машины непосредственной огневой поддержки.

«Крусэйдер» II (крейсерский танк Mk VIA). - Аналогичен «Крусэйдер» I, но без пулеметной башенки. Дополнительное бронирование лобовой части корпуса и башни.

«Крусэйдер» IICS (крейсерский танк Mk VIA CS). - То же, что и «Крусэйдер» ICS с изменениями, аналогичными стандарту Mk II.

«Крусэйдер» III. - Последняя серийная модификация с 6-фунтовой пушкой и измененным бронированием кор­пуса и башни. Прототип испытан в ноябре—декабре 1941 г. В производстве с мая 1942 г., к июлю 1942 г. собрали 144 машины.

«Крусэйдер» ОР (машина передовых наблюдателей), «Кру­сэйдер Комманд». - Машины с муляжом пушки, дополнительной радиостанцией и связной арматурой для передовых артиллерийских наблюдателей и старших офицеров, использовавшиеся после того, как «Крусэйдер» вывели из боевых подразделений.

ЗСУ «Крусэйдер» III AA Mk I. - «Крусэйдер» III с установкой вместо башни 40-мм зенитной пушки «Бофорс». На первых машинах использовали обычную зенитную установку без изменений, затем ее закрыли во всех сторон бронелистами, оставив открытым верх.

ЗСУ «Крусэйдер» III АА Mk ll. - «Крусэйдер» III с заменой танковой башни новой закрытой башней с двуствольной 20-мм зенитной пушкой «Эрликон».

ЗСУ «Крусэйдер» III АА Mkll. - ЗСУ Mkll, с радиостанци­ей, размещенной не в башне, а в передней части корпуса (за механиком-водителем).

ЗСУ «Крусэйдер» АА с трехствольной установкой «Эрли­кон». - Несколько машин оснастили открытой сверху баш­ней с трехствольной 20-мм зенитной установкой «Эрли­кон». Их применяли только в качестве учебных машин. Эти модификации ЗСУ подготовили для вторжения на се­вер Европы в 1944 г., подразделения ЗСУ ввели в каждую штабную роту дивизий. Однако превосходство союзников в воздухе и редкие воздушные атаки противника сделали подразделения ЗСУ не слишком нужными вскоре после высадки в Нормандии в июне 1944 г.

«Крусэйдер» II артиллерийский быстроходный тягач (Gun Tractor) Mk I. - «Крусэйдер» II с открытой бронерубкой и креплением для укладок выстрелов, Предназначался для буксировки 17-фунтовой (76,2-мм) ПТП и ее расчета. Широко использовался в противотанковых полках БТД во время кампании в Европе в 1944—45 гг. Для преодоления глубоких бродов машинами штурмовых дивизий в операции «Оверлорд» устанавливался специальный кожух.

БРЭМ «Крусэйдер» ARV. - Штатное шасси без башни но с оборудованием для ремонта техники. Машина имела съемную А-образную стрелу и лебедку на месте снятой башни.

Бульдозер «Крусэйдер Дозер». - Переделка стандартного танка для Королевского корпуса инженеров. Вместо башни ставили лебедку и стрелу, на раме, смонтированной на бортах корпуса, подвешивался бульдозерный отвал.

«Крусэйдер Дозер энд Крэн» (ROF). - «Крусэйдер Дозер», приспособленный для нужд «Ройал Орднанс Фэктори», использовался для обезвреживания неразорвавшихся снарядов и мин. Бульдозерный отвал удерживался в поднятом положении в качестве бронещита а на лобовой части корпуса крепились дополнительные бронелисты.

«Крусэйдер» AMRA Mkld. - Танк «Крусэйдер» оснащенный навесным Катковым минным тралом AMRA. Возможности аналогичны «Ковенэнтер» AMRA (см. соответствующую статью). В боевых условиях не использовалась. «Крусэйдер» использовался также для ряда опытных работ. Один испытывался с навесным приспособлением обеспечивающим плавучесть в виде катамарана. Шасси «Крусэйдера» в опытном порядке после войны оснащались 5,5 (140-мм) орудием для испытания артиллерийской установки, планировавшейся для танка «Центурион».

 

Примечания: клепаный корпус и сварная башня с комбинированным бронированием — дополнительные бронелисты установлены на болтах. Многие «Крусэйдеры» в Западной пустыне оснащались бортовыми экранами, прикрывавшими ходовую часть. Данные соответствуют базовым машинам с 2-фунтовой и с 6-фунтовой пушками.

 

Тактика – технические характеристики:

Обозначение: Крейсерский танк Mk VI «Крусэйдер» Mk I или II Крейсерский танк «Крусэйдер» Mk III

Экипаж: 3—5 человек (командир, наводчик, механик-водитель (на Mk III) плюс заряжающий и пулеметчик (на Mk I и II)
Боевая масса: 19,3 тонны (Mk I и II) и 20,07 тонны (Mk III)
Размеры:
Длина: 16,04 м
Высота: 2,26 м
Ширина: 2,68 м
Ширина трака: 3,28 м
Ширина колеи: 2,35 м
Вооружение:
Основное: одна 2-фунтовая (40-мм) танковая пушка (Mkl и II)
одна 6-фунтовая (57-мм) танковая пушка (Mk III)
Вспомогательное: один или два 7,92-мм пулемета «Беза»
Толщина брони: Максимальная 40, 49, 51 мм (Mk I, II, III и следующие)
Двигатель: «Либерти» фирмы «Наффилд», V-образный, 12-цилиндровый, 340 л.с.
Максимальная скорость: 43,44 км/ч
Максимальная скорость на местности: около 24,13 км/ч
Тип подвески: Кристи
Запас хода: 160,9 км (204,34 км с дополнительными баками на корме)
Боекомплект: 100 снарядов к 2-фунтовой пушке; 65 выстрелов к 6-фунтовой пушке (Mk III), 5000 патронов к пулемету (максимально)


 

 

 

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

 
 
 

ОБЗОР ТЕХНИКИ

 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
Крейсерский танк  Crusader
 
ЗСУ «Крусэйдер» III АА Mk II
 
ЗСУ «Крусэйдер» II АА Mk I
 
«Крусэйдер» ARV
 
Крусэйдер» II, артиллерийский тягач Mk I