ГЛАВНАЯ

 

ГОСТЕВАЯ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 

Бронетанковые войска Великобритании - история развития

Фото Архив

Форма солдат Великобритании

Документальная видео хроника

 

 
 

Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV

Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV

С началом Второй мировой войны, военное министерство осознало, что условия Западного фронта будут незначительно отличаться от таковых в 1914-18 гг. Это требовало тяжелого пехотного танка, неуязвимого для любой известной ПТП и способного преодолевать широкие рвы. ТТТ на танк, обозначенный А20, утвердил суперинтендант Управления разработки танков, и фирме «Хэрлэнд энд Воллф» предложили построить прототип. Требовались толщина брони до 80 мм, скорость до 15 миль/ч, способность преодолевать вертикальные препятствия высотой 5 футов и экипаж 7 человек. По сути А20 представлял собой наследника «ромбовидных» танков. В качестве вариантов вооружения рассматривались 6-фунтовая, французская 75-мм пушки, 76-мм гаубица и 2-фунтовая пушка. Выбрали установку пары 2-фунтовых пушек в башне и в лобовой части корпуса, а также пулемета в лобовой части корпуса. Четыре прототипа заказали в феврале 1940 г. Испытания прототипа в июне 1940 г. прервались поломкой КП. Тогда же стало ясно, что для сохранения высокой проходимости и подвижности необходимо отказаться от одной 2-фунтовой пушки. Это совпало с эвакуацией войск из Дюнкерка, когда у британцев осталось не более 100 танков для защиты метрополии. Поэтому «Воксхоллу» предложили пересмотреть проект А20, сделав его проще в изготовлении и запустить в производство в течение года. Выбор «Воксхолла» в значительной степени объяснялся тем фактом, что для А20 предусматривался V-образный 6-цилиндровый двигатель «Воксхолл-Бедфорд». Опытную модель и всю документацию по А20 передали «Воксхоллу», Комитет по механизации предоставил дополнительных чертежников, и прототип А22 подготовили к ноябрю 1940 г. Первые 14 серийных машин из заказанных 500 поставили в июне 1941 г. Из-за спешности программы разработки дефекты приводили к частым отказам на машинах первых серий. Доводка машины завершилась в 1943 г.   А22, получивший имя «Черчилль», строился в значительном количестве фирмами «Брум энд Уэйд», «Бирмингем Кэрриедж энд Вэгон», «Метрополитэн Кэммел», «Чарльз Робертс», «Ньютон Чэмберз», «Голчестер Рэйлвэй Кэрриедж», «Лейланд», «Деннис» и «Хэрлэнд энд Воллф», при этом головным подрядчиком оставалась «Воксхолл». Корпус «Черчилля» был комбинированным — на внутренние листы полудюймовой мягкой стали болтами или заклепками крепились бронеплиты. Первоначально ставилась литая башня. Более поздние модификации имели увеличенную литую, сварную или комбинированную башни. МТО и ведущие колеса располагались в корме, гусеницы охватывали корпус и вместе с индивидуальной пружинной подвеской опорных катков оставляли между верхней и нижней ветвью пространство для бортовых ниш, в которых укладывались боекомплект и ЗИП, что давало «Черчиллю» необычно большой внутренний объем. В бортах имелись эвакуационные люки экипажа. Трансмиссия включала новую четырехскоростную КП «Меррит-Браун», сблокированную с дифференциалами управления, — «Черчилль» стал первым британским танком, оснащенным такой коробкой. Вооружение модификации I включало 2-фунтовую (40-мм) пушку в башне и 76-мм гаубицу в лобовом листе корпуса. Однако уточнение тактических требований вызывало и изменение вооружения танка в ходе его производства. Как и в случае с британскими крейсерскими танками, установка 6-фунтовой (57-мм) пушки в 1942 г. потребовала увеличить башню (модификация III). Опыт боев в пустыне в 1941-42 гг. уверил военных в том, что скорость и надежность намного важнее тяжелого бронирования, поэтому производство «Черчиллей» прекратили в 1943 г., когда появились крейсерские танки А27. Однако первое боевое применение «Черчилль» в 1-й Армии в ходе Тунисской кампании и успех их действий на холмистой местности отменили этот приговор танку. В 1943 г. «Черчилля» модернизировали и оснастили (модификация VIII) новой британской 75-мм пушкой...

Поскольку при разработке учитывались ограничения габаритов английских железных дорог, «Черчилль» оказался слишком узок для установки башни с 17-фунтовой пушкой. На 1944—45 гг. огневая мощь танка была намного слабее германских, однако это окупалось более сильным бронированием. Другим фактором, делавшим «Черчилль» одним из основных британских танков 1939—45 гг., была хорошая приспособляемость его шасси для специальных бронемашин, требовавшихся для вторжения в Европу в 1944 г. Его делали шасси особенно удобным для создания инженерных машин, мостоукладчиков, БРЭМ.  Существовало множество экспериментальных модификаций. 

БОЕВЫЕ МОДИФИКАЦИИ

1) ПУШЕЧНЫЕ ТАНКИ

«Черчилль» I. - Первая серийная модель, 1941 г. Литая башня с 2-фунтовой пушкой и 7,92-мм СП «Беза». В лобовом листе корпуса установлена 76-мм гаубица. 150 выстрелов к 6-фунтовой пушке и 58 к 76-мм гаубице. Несколько «Черчиллей» 1 использовались во время рейда на Дьепп 19 августа 1942 г.

«Черчилль» II. - Тот же «Черчилль» I, но с заменой 76-мм гаубицы лобовым пулеметом «Беза».

«Черчилль» IICS. - Тот же «Черчилль» I, но с изменением расположения вооружения — 3-дюймовая гаубица в башне и 2-фунтовая пушка в лобовом листе корпуса. Построен в небольшом количестве. С мая 1942 г. началась модернизация большинства выпущенных машин, включавшая установку кожухов гусениц и стальных косынок, усиливавших передние выступы гусеничного обвода. В дополнение ставили кожухи бортовых  воздухозаборников  с открытыми вверх жалюзи для предотвращения заливания двигателя водой.  Для преодоления глубоких бродов на воздухозаборники могли ставиться защитные короба.

«Черчилль» III. - Модификация, появившаяся в марте 1942 г., первой среди британских танков получила 6-фун-товую (57-мм) пушку, установленную в новой сварной башне, заметно отличавшейся внешне. Первые машины III модификации, построенные до мая 1942 г., имели прежние кожуха воздухозаборников и открытый гусеничный обвод. Многие машины модификаций I и II довели до стандарта III установкой новой башни и пушки.

«Черчилль» IV. - «Черчилль» III с 6-фунтовой пушкой, но с литой башней с улучшенной бронезащитой. Построен в середине 1942 г. За исключением башни, модификации III и IV идентичны. Боекомплект включал 84 выстрела к пушке. Большинство машин вооружалось 6-фунтовой пушкой Мк 3, но часть машин первых выпусков имела пушку Мк 5, с большей длиной ствола и часто оснащавшуюся уравновешивающим дульным грузиком.

«Черчилль» IV (NA 75). - Появление в пустыне американских средних танков М3 и М4 показало необходимость вооружения британских танков 75-мм пушкой, способной вести огонь и осколочными, и бронебойными снарядами. Эти работы начались по собственной инициативе в бригадах 1-й Армии, имевшей танки «Черчилль», в Тунисе в январе 1943 г. В результате 120 «Черчиллей» модификации IV оснастили 75-мм пушками от танков М3, использовав установки и маски от подбитых «Шерманов». Это были первые танки «Черчилль» (и вообще британские танки) с пушкой такого калибра. Модификации NA75 с успехом применялись в Сицилийской и Итальянской кампаниях и оставались на вооружении до 1945 г. Боекомплект их составлял 84 выстрела к 75-мм пушке. (NA — North Africa).

76-мм САУ MkI «Черчилль». - В сентябре 1941 г. Генштаб просил Танковый комитет проработать возможность установки на крейсерских и пехотных танках орудия больших калибров с высокой начальной скоростью снаряда. Для удовлетворения этих требований вскоре разработали крейсерский танк «Челленджер» с 17-фунтовой пушкой... В отношении пехотных танков выработали требования к установке 76-мм зенитной пушки с ограниченным УГН на шасси «Черчилля». Эти орудия можно было устанавливать на танки в связи с заменой их в зенитной артиллерии на 90-мм пушки. Предусмотрели переделку в САУ сотни машин, но в декабре 1941 г. решили, что шасси «Черчилль» более необходимо для танков с 6-фнт пушкой. Поэтому заказ уменьшили до 24 машин. Опытную САУ выпустили в феврале 1942 г., но эти машины никогда не использовались в боях. Большинство их переоборудовали в носители удлиненных зарядов «Снэйк» и в этом качестве использовали для обучения в 1943—44 гг. Машина обозначалась A22D.

«Черчилль» V. - Производился одновременно с «Черчиллем» IV, но оснащался 95-мм гаубицей вместо 6-фунтовой пушки, предназначенная  для непосредственной поддержки войск. Только 10% от выпущенных «Черчиллей» имели 95-мм гаубицу (включая модификацию VII). Боекомплект к гаубице включал 47 выстрелов.

«Черчилль» VI. - Опыт боев в пустыне привел к предложению вооружить британские танки 75-мм пушкой, аналогичной орудиям американских средних танков М3 и М4, успешно действовавших в составе 8-й Армии. Британский вариант 75-мм пушки, допускавший использование американских боеприпасов, разработали на фирме «Виккерс». 75-мм пушка появилась только зимой 1943/44 гг., а тем временем специально под нее была разработана модификация «Черчилль» VII. В то же время с ноября 1943 г. выпущенные машины модификации IV доводились до стандарта VII с установкой командирской башенки, нового перископического прицела и 75-мм пушки. Переоборудованные машины, получившие обозначение VI, применялись в Северо-Западной Европе в 1944—45 гг.

«Черчилль» VII. - Это значительно измененная модификация «Черчилля» с увеличенной толщиной брони, несущим бронекорпусом, новой сварно-литой башней с командирской башенкой, круглыми эвакуационными люками, усиленной подвеской, усовершенствованной КП, 75-мм пушкой и рядом других изменений. Танк обозначением A22F использовался в ходе кампании в Европе в 1944—45 гг. и после войны. Боекомплект — 84 выстрела. В 1945 г. обозначение танка сменили на А42.

«Черчилль» VIII. - «Черчилль» VII, но с 95-мм гаубицей.

«Черчилль» IX. - Варианты «Черчилля» III или IV, доведенные до улучшенного стандарта установкой тяжелой сварно-литыми башней, как на модификации VII, но с 6-фунтовой пушкой и дополнительными накладными бронелистами на бортах и лобовой части корпуса.

«Черчилль» IX LT. - Переделанные указанным выше способом модификации III или IV, но со старой башней (LT — Light Turret, т.е. с легкой башней).

«Черчилль» X. - Модификация VI, переделанная подобно IX, но с 75-мм пушкой.

«Черчилль» X LT. - Переделанная модификация VI, подобно IX со старой башней.

«Черчилль» XI. - Модификация V с тяжелой башней (как на модификации VIII) и накладной броней.

«Черчилль» XI LT. - Модификация VI, переделанная как XI, но с оставлением старой башней.

«Черчилль Оук». - Огнеметный танк, разработанный Управлением «нефтяной войны» в 1942 г., чтобы испытать огнеметный танк в боевых условиях в ходе высадки у Дьеппа. Выполнен на основе «Черчилль» II установкой огнемета системы «Ронсон». Бак с огнесмесью  устанавливался в корме, трубопровод проложили вдоль левого борта к брандспойту, установленному между передними выступами гусеничного обвода. В ходе рейда на Дьепп использовались три машины, но все их подбили до начала боев. Дальность действия огнемета  «Оук» — 40—50 ярдов.

«Черчилль Крокодайл». - После испытаний прицепной цистерны для огнемета на танке «Валентайн» в 1942 г. Генштаб принял в качестве стандартной систему пневматического огнемета, использующего давление азота. Разработка закончилась в 1943 г., первый заказ составил 250 систем с бронированными прицепами-цистернами, а в качестве танка-носителя выбрали «Черчилль» IV. В октябре 1943 г. его заменили модификацией VII. Огнесмесь подавалась из прицепа через гибкий рукав, а брандспойт устанавливался вместо лобового пулемета. Последние партии танков модификации VII при необходимости могли быстро переделать в «Крокодайл».  Дальность  действия  огнемета «Крокодайл» составляла 80-120 ярдов, полный прицеп- цистерна обеспечивал 8 односекундных выстрелов. При опорожнении или поражении прицеп можно было быстро отстыковать. Весил прицеп 6,5 «длинных» тонн. Использовался в Европе в 1944—45 гг. Всего к маю 1945 г. выпустили 800 комплектов системы «Крокодайл», 250 предназначались для Дальнего Востока.

Инженерная машина «Черчилль» AVRE - (AVRE — Armoured Vehicle Royal Engineers, бронемашина Королевского инженерного корпуса). Рейд на Дьепп показал необходимость специальных бронированных машин, способных помочь штурмующим частям. Настоятельно требовалась тяжелобронированная машина для перевозки и установки штурмовых инженерных подрывных зарядов к береговым укреплениям. Лейтенант Донован из Канадского Королевского инженерного корпуса предложил использовать для этого существующие танки. На эту роль планировали «Рэм» и «Шерман», но выбор пал на «Черчилль». Надкалиберный 290-мм миномет, названный «Петард», для выстреливания на дальность 80 ярдов 40-фунтовыми фугасными снарядами, испытали на танке «Ковенэнтер» и модифицировали для установки в маске 6-фунтовой пушки на танке «Черчилль» III или IV. К 6 июня 1944 г. переделали в AVRE 180 «Черчиллей», которыми к этому времени оснастили 1-ю штурмовую бригаду 79-й БТД. Впоследствии переделали еще 574 машины. «Черчилль» AVRE сыграл важную роль в кампании в Европе. AVRE оборудовались для перевозки и применения фашин, каткового минного трала C1RD (Canadian Indestructible Roller Device), легких мостовых конструкций SBG (Small Box Girder).

Несколько AVRE лишились вооружения и обычного для них оборудования — такие машины использовались для обучения. Также для AVRE выпускались волокуши для перевозки имущества, специальные фашины, подрывные заряды. После войны AVRE продолжали развиваться на шасси «Черчилль».

2)         БРЭМ

«Черчилль» ARV Mk I. - «Черчилль» I или II без башни, установкой на ее месте укладок ЗИП, креплением съемной А-образной стрелы в корме или на лобовой части. Спаренная установка ЗП «Брэн». Строилась с февраля 1942 г.

«Черчилль» BARV. - Машина, переоборудованная подобно ARV Mkl, но с узкой пластиной, прикрывавшей сверху рычаги подвески, и оборудованием для преодоления глубоких бродов. Некоторые машины с муляжом башни. Было построено несколько штук для использования на береговой полосе во время высадки.

«Черчилль» ARV Mk II. - Шасси «Черчилль» III или IV без башни и установкой на ее месте муляжа башни с пушкой. Оборудовалась съемными стрелами в лобовой и в кормовой частях, сошником на корме и двухскоростной лебедкой с тяговым усилием 25 «длинных» тонн. Выпускалась в 1944 г. и использовалась еще много лет после войны.

3)         МОСТОУКЛАДЧИКИ

«Черчилль Арк» Mk I. - В конце 1943 г. в 79-й БТД, которая отвечала за разработку специальных бронемашин для вторжения во Францию, изготовили модификацию «Черчилля» без башни, колейным мостом на крыше корпуса и двумя откидными аппарелями на концах, удерживаемыми в сложенном состоянии на средних стойках. Машина успешно прошла испытания, и в феврале 1944 г. выдали заказ на переделку еще 50 «Черчиллей» III и IV, ранее предполагавшихся для переделки в танки CDL. (Ark — по созвучию с ARC: Armoured Ramp Carrier.)

«Черчилль Арк» Mk II (UK Pattern). - В июле 1944 г. имеющиеся машины «Арк» модифицировали, расширив левую колею с 2 до 4 футов — для прохода по самоходному мосту, кроме танков машин весового класса «В» с менее широкой колеей. Изменение оказалось удачным, и все «Арк» Mk 1 переделали таким образом, получив обозначение Mk II. Прибавка «UK Pattern» была дана для отличия этой машины от аналогичной, разработанной в 8-й Армии. На машинах «Арк» погон башни был закрыт пластиной, имелась прямоугольная башенка. Стойки на концах удерживали рампы в поднятом положении при движении машины к препятствию. Рампы опускались быстродействующим механизмом, формируя мост для прохода машин. «Арк» рассматривались как самоходные мосты и не имели приспособления для подъема рамп обратно. Верхние секции колеи могли сниматься для обслуживания двигателя. Экипаж «Арк» составляли 4 человека. Стандартная длина рампы составляла 12,5 фт, но испытывались и удлиненные рампы. Для решения специальных задач имелись 9-футовые колейные секции, которые крепились на концах рамп.

«Черчилль Арк» Mk II (Italian Pattern). - Аналогичен описан­ному «UK Pattern», но использовал аппарели американ­ского производства в двух вариантах — длиной 12 фт 3,5" (М2) и 15фтЗ" (Ml). Коренным отличием от«UК Pattern» было отсутствие колейных секций на крыше машины — колеями служили гусеницы машины. Эти машины изго­товили на шасси «Черчилль» III в армейских мастерских в Италии. Первоначально именовались «Октопус».

Мостоукладчик «Черчилль». - Разработка машины началась в 1942 г. и основывалась на опыте, полученном с мостоукладчиками на шасси «Ковенэнтер» и «Валентайн». По сути это был «Черчилль» III или IV (или — с 1945-46 гг. — модификации VII) без башни. На месте боевого отделения установили гидравлическую систему для подъема и поворота рычага с мостовой конструкцией (30-футовый танковый мост №2), которая, сохраняя горизонтальное положение, переносилась с крыши корпуса в рабочее по­ложение поверх рва. Мост собирался из четырех частей. Но возился и укладывался целиком. Его грузоподъемность достигала 60 т...  Серийно эти машины строились с 1944 г. и придавались по три штабам танковых бригад, оснащенных танка­ми «Черчилль». Позднее они использовались более широко. Мост весил 4,8 «длинных» тонны. С 1946 г. на этой машине ставился более тяжелый мост №3. Кроме того, «Черчилль» AVRE использовали для укладки на препятствия в боевых условиях различных штурмовых мостов. Это мог быть и «Скид Бэйли» — короткий мост, собранный из элементов разборного моста Бэйли, поставленный на полозья и надвигавшийся или буксиро­вавшийся на препятствие двумя машинами AVRE, и «Мо- байл Бэйли Бридж», представлявший собой полный мост Бэйли (весовой класс 40), установленный на несамоход­ные гусеничные тележки «Ороло». Для установки послед­него также использовались две машины AVRE. Две другие подобные системы — передвижные мосты Брауна и Далтона, использовавшиеся в Италии, собиравшиеся из элементов моста Бэйли и надвигавшиеся на препятствие одной машиной AVRE, в то время как вторая AVRE без башни служила носителем и опорой при подаче моста.  Был предложен еще ряд опытных мостов с использованием «Черчилля». Наиболее существенные из них: «Лэйк- ман Арк» — «Черчилль» с наклонной колейной конструкцией, смонтированной над башней, и складной аппарелью в корме — для преодоления особенно высоких валов и насыпей. «Грейт Истерн Рэмп» — разработанная в 1944 г. схема, подобная «Арк», но с наклонной и более грузоподъемной колейной конструкцией, передняя (25-футовая) рампа приводилась в рабочее положение ракетными двигателями. Прототип оказался удачным, и в 1945 г. поставили 10 опытных машин для испытаний. Однако к тому времени потребность в них отпала, и работы прекратили. «Вудларк» — был подобен «Арк» (О К Pattern), но с двумя трехсекционными рампами, подававшимися в рабочее положение ракетными двигателями; построен только прототип.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ВЫПУЩЕННЫЕ В НЕБОЛЬШОМ КОЛИЧЕСТВЕ МОДИФИКАЦИИ

1) САМОХОДНЫЕ МИННЫЕ ТРАЛЫ

На шасси «Черчилля» был создан ряд устройств для извлечения из грунта или подрыва мин.

«Черчилль» с тралом AMRA Мк IIе. - Катковый трал AMRA (Anti-Mine Roller Attachment— «противоминное катковое оборудование») разработали и изготовили на фирме «Дж. Фаулер энд К0», которая с 1937 г. выполняла различные варианты его установки почти на все серийные британские танки. Этот трал, известный как «Фаулер Рол- лерз», нес цифровую маркировку, указывавшую на модель танка, под которую он приспособлен. Тяжелые катки подвешивали на раме, укрепленной перед танком, и, будучи нагружены пружинами, подрывали мины своим давлением. AMRA мог целиком сбрасываться при поражении более чем одного катка. В боевых условиях не применялся и производился ограниченно.

«Черчилль» с тралом AMRCR. - Трал AMRCR (Anti-Mine Reconnaissance Castor Roller — «противоминный разведывательный, со свободно подвешенными катками»), разработанный в 1943 г. на основе AMRA, имел больший свободный ход катков и четыре больших катка вместо шести на AMRA. Устройство могло быть сброшено из танка. Выпускались в небольшом количестве. Его модификацию Mk I разработали для танка «Шерман» V.

«Черчилль» с тралом CIRD. - Трал CIRD (Canadian Indestructible Roller Device — «канадское неразрушаемое катковое устройство») выпускался в Великобритании в 1943 г. На переднюю часть корпуса танка крепились два рычага, каждый с тяжелыми катками. Каток при подрыве мины мог подпрыгивать, что снижало вероятность его повреждения. C1RD мог также устанавливаться и на «Черчилль» AVRE, но в таком виде использовался редко. Катки изготавливались диаметром от 15,5 до 21.

«Черчилль» с плужными тралами «Плаг» А-D. - Это были различные комбинации ножевых плугов по типу сельскохозяйственных, установленных на рычагах перед танком. Рычаги поддерживались катками. Идея заключалась в выкапывании мин и отбрасывании их в стороны от направления движения танка. «Плаг» D, использовавшийся с оборудованием «Эсертон», был тяжелее остальных. Эти экспериментальные машины имели выступающую раму на корме, служившую противовесом рычагам в передней части.

«Черчилль» с плужными тралами «Буллшорн» и «Джефри». - Эти два схожих устройства разработали в 79-й БТД, они состояли из ножевых плужных секций, подвешенных на ферменных балках перед машиной над землей. Простое плужное устройство «Буллшорн» было одним из немногих, использовавшихся при высадке в Нормандии в июне 1944 г. Плужные тралы «Фармер» разработали в 1943 г. для установки на те же крепления, что и для оборудования трала AMRCR. Существовало три варианта: «Фармер Фронт», «Фармер Дек», «Фармер Трэк», они различались в деталях и сочетанием ножей на плужных секциях. В боевых условиях не использовались.

2) УКЛАДЧИКИ ГИБКОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ

Машины разработали для укладки гибкого покрытия на слабые грунты или поверх малозаметных проволочных заграждений для прохода колесных машин и пехоты. Прототип покрытия, намотанный на бобину, укрепленную перед танком «Черчилль» I, пытались применить для перехода песчаного пляжа во время рейда на Дьепп. В 79-й БТД разработали более удачные варианты брезентового покрытия на бобинах.

Разработаны следующие типы:

Машина AVRE с «Боббин» Mk I и Mk II. - Брезентовое покрытие шириной 9 фт 11" на бобине, укрепленной на коротких рычагах перед гусеницами. На Mk II рычаги были фиксированными, на Mk I — подвижными.

Машина AVRE с устройством «Лог Карпет». - Устройство включало покрытие, составленное из 100 барабанов диаметром 6”, каждый длиной 14", связанных друг с другом. На рубку AVRE крепилась съемная стальная рама, на которой петлей укладывалось покрытие, которое подавалось вперед с передней части машины подрывом пиропатрона.

Прототип машины AVRE с «двойной бобиной». - Здесь имелось два барабана — один с гибким покрытием и второй — разглаживающий, крепившийся перед машиной на горизонтальном рычаге для утрамбовки покрытия и формирования поверхности пути.

Укладчик TLC. - (TLC — Tank Landing Craft, «танкодесантное средство»). Этот предшественник системы «Боббин» разработали в 1940 г. для установки на песок или ил крейсерским танком Mk I (А9) и «Матильдой» II. Предназначался для укладки покрытия при высадке с танкодесантного корабля, но мог использоваться и на суше. В 1942 г. разработали устройство для установки на «Черчилль», первый шпиндель на передних рычагах нес тканевое дорожное покрытие, второй утрамбовывал покрытие. Передний утяжеленный конец и сам опускался на грунт после освобождения. Затем машина наезжала на конец покрытия и, продвигаясь вперед, сматывала его со шпинделя и укладывала на грунт. Выпущено небольшое количество.

3) МАШИНЫ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ

«Эрди Эгги». - Прототип, разработанный под более мощное орудие, чем мортира «Петард», установленная на машине AVRE. В безоткатном орудии «Эрди» отдача компенсировалась за счет выбрасывания из казенной части легкого «противовеса». Разработка началась в сентябре 1943 г., а прототип изготовили на основе «Черчилля» III. Снаряд весил 54 фнт, дальность стрельбы 450 ярдов, длина орудия — 10 футов. Испытания показали его непригодность для боевых условий, и работы прекратили...

«Вудпекер». - Экспериментальная модификация AVRE с четырьмя мортирами «Петард», смонтированными по бортам корпуса. Они могли вести огонь, как одиночными выстрелами, так и залпом.

«Черчилль Снэйк». - Разработан в 1942 г. и включал 3-дюймовые трубы с удлиненными подрывными зарядами, по восемь над каждой гусеницей. Для прокладывания прохода в минном поле трубы крепились последовательно, надвигались или буксировались на минное поле, после чего подрывались, вызывая детонацию мин. Носителем зарядов служили «Черчилль» III или IV, или 76-мм САУ «Черчилль» со снятой пушкой.

Машина «Черчилль» AVRE с 2-дюймовым зарядом «Конджер» Mk I. - «Конджер», аналогичный заряду «Снэйк», состоял из 2-дюймового мягкого шланга длиной 330 ярдов. Заряд перевозился на шасси БТР «Юниверсал Кэрриер», буксировавшемся машиной AVRE. «Кэрриер» вывозился на минное поле, шланг подавался на поле ракетой, накачивался взрывчатым веществом с «Кэрриер» и подрывался. Подрывные устройства. После рейда на Дьепп изыскивались различные способы доставки зарядов на прибрежные валы, насыпи, фортификационные сооружения и их дистанционного подрыва. Все устройства включали рабочую раму в передней части корпуса танка «Черчилль», несущие заряд. Устройство «Кэррот» переносило заряд, сбрасываемый на позиции, «Онион» несло заряд так, чтобы повесить его на препятствие, а «Гоэт», оснащенное шарнирной рамой, позволяло уверенно фиксировать заряд на препятствии. Выдвижное устройство «Гоэт» несло такое же устройство на наклонной раме, позволявшей размещать заряды на таких препятствиях, как прибрежные валы и стенки. Только устройства «Гоэт» были приняты к производству и устанавливались на AVRE. Следующей экспериментальной машиной был «Черчилль» с удлиненными зарядами «Бангалорская торпеда». Это устройство состояло из двух труб заряда «Снэйк», укрепленных на раме «Онион», и предназначалось для преодоления легких препятствий и проволочных заграждений.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Обозначение: Пехотный танк Mk IV (А22)
Экипаж: 5 человек (командир, наводчик, заряжающий, механик- водитель, помощник механика-водителя, он же — пулеметчик лобового пулемета)
Боевая масса:
39,63 тонны (модификации III-VI), 40,64 тонны (модификации VII-VIII)
Размеры: Длина  7,47 м
Высота:  3,29 м (у модификаций VII-VIII — 3,47 м)
Ширина: 2,74 м (у модификаций I-II — 2,5 м)
Ширина трака: 4,27 м
Ширина колеи: 3,84 м
Толщина брони:
Максимальная 102 мм (у модификаций VII—VIII — 152 мм)
Минимальная 16 мм (у модификаций VII—VIII — 25 мм)
Двигатель: «Бедфорд», V-образный, 12-цилиндровый, 350 л.с.
Максимальная скорость: 24,94 км/ч (у VII—VIII — 20,11 км/ч) Максимальная скорость на местности: около 12,87 км/ч
Тип подвески: индивидуальная пружинная
Запас хода: 144,81 км

Примечания: Модификации заметно различались типами башен или орудий. Модификации VII—VIII — цельносварные с несущим корпусом, остальные — комбинированной конструкции. Облегченная и более скоростная модификация «Черчилля», обозначенная А26 и рассматривавшаяся как тяжелый крейсерский танк, не вышла из стадии проекта.

 

 
 
 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

 
 
 

ОБЗОР ТЕХНИКИ

 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV
 
Пехотный танк Churchill A22 Mk.IV