ГЛАВНАЯ
 
ГОСТЕВАЯ
 
 
 
 

Бронетанковые войска СССР история развития

Фото Архив

Форма Советской Армии

Документальная видео хроника

 

Танк Т-35Завершился двадцатый век - век зарождения и стремительного развития бронированных машин, главной составной частью которых были танки. Зарождение отечественных бронированных машин относится к началу двадцатого века, когда в 1905 г. по предложению М.А. Накашидзе был изготовлен первый бронеавтомобиль, а спустя 10 лет появилась первая боевая машина “Вездеход” А.А. Пороховщикова. Становление и дальнейшее развитие отечественных бронированных машин были тесно связаны с внешней политикой государства и его военной доктриной, а также с производственными возможностями, наличием необходимых квалифицированных кадров, уровнем научно-исследовательской базы и имевшимся омытом боевого применения танков и бронеавтомобилей. В соответствии с этими факторами складывались определенные традиции и некоторые характерные особенности создания бронированных машин в нашей стране. Российская армия к началу Первой мировой войны вообще не имела на вооружении колесных или гусеничных бронированных машин. Это можно объяснить тем, что техническая политика России ориентировалась на Германию, которая в то время не придавала должного значения этому виду вооружения. Танкостроению в нашей стране суждено было пройти трудный и сложный путь своего развития прежде, чем к началу Великой Отечественной войны оно вышло на передовые позиции в мире. По существу до 1929 г. страна не имела ни танковой промышленности, ни опытных кадров конструкторов и танкостроителей. В первой половине 30-х гг. началось техническое перевооружение Красной Армии, необходимость которого диктовалась напряженной международной обстановкой и возраставшей угрозой военного нападения на СССР. В сухопутных войсках основное внимание уделялось внедрению новой техники в автобронетанковые войска, которые фактически приходилось создавать заново. Потребовались колоссальные усилия для создания в короткие сроки мощной промышленности по производству бронированных машин, подготовки кадров танкистов и танкостроителей, развития научно-исследовательской и испытательной базы. Следует также отметить, что в отличие от автомобильной или авиационной промышленности танковая промышленность несмотря на большой объем производства танков организационно как самостоятельная отрасль не существовала. Производство танков вплоть до начала Великой Отечественной войны находилось в ведении нескольких наркоматов. Опираясь на достижения отечественной науки и используя первоначально зарубежный опыт конструирования бронированных машин, в начале 30-х гг. удалось оснастить нашу армию всеми необходимыми типами современных боевых и специальных машин. Характерными особенностями, отразившимися на разработке отечественных конструкций боевых машин противоснарядного бронирования, были появление противотанковых артиллерийских орудий на поле боя в середине 30-х гг. и первые столкновения танков с танками противника в Испании. Наряду с техническим перевооружением бронетанковых войск широкое развитие получила отечественная военная наука. Одновременно с организацией военно-научных работ в области строительства и боевого применения бронетанковых войск были развернуты научно-исследовательские работы по решению важных технических проблем. Выполнение этих работ было возложено на Академию механизации и моторизации РККА3, созданную в Москве приказом Реввоенсовета СССР № 039 от 13 мая 1932 г. В предвоенные годы академия стала крупным центром учебной и научно-исследовательской работы в области создания образцов бронетанкового вооружения и техники и разработки эффективных способов их боевого применения.  Для проектирования и изготовления опытных образцов БТВТ в 1932 г. в Ленинграде был создан специальный опытный завод. Испытания новых и модернизированных образцов БТВТ и их агрегатов и систем проводил Научный испытательный автобронетанковый полигон, организованный в Кубинке в июле 1931 г. В ходе работ над созданием новых образцов сформировались отечественная оригинальная школа танкостроения, опытные конструкторские и производственные кадры. Большие работы были проведены по разработке специальных танков. В соответствии с принятой в то время классификацией к ним относились танки огнеметными химические, телеуправляемые и командирские, мостоукладчики и саперные, плавающие (танки-амфибии и танки, оборудованные плавсредствами) и подводного хождения, авиадесантные и др. В отношении создания ряда специальных машин, например, в области авиадесантирования, приоритет принадлежал Советскому Союзу. Однако экономика страны вынуждала вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разрешению наиболее важных проблем.

 
 
 
 

Основное внимание было обращено на обеспечение армии достаточным количеством танков, поэтому достижения в отношении специальных танков были менее значительны по сравнению с линейными танками. Из специальных танков только огнеметные танки были внедрены в войска, остальные остались на уровне опытных и экспериментальных машин. Параллельно с созданием танков велась разработка бронеавтомобилей. Значительные успехи, достигнутые в развитии отечественного автомобильной промышленности, позволили в период первой и второй пятилеток поставить на серийное производство шесть новых образцов бронеавтомобилей. Основным бронеавтомобилем Красной Армии был БА-20, разработанный в середине 30-х гг. на базе легкового автомобиля М-1 Горьковского автозавода. Серийное производство бронеавтомобилей также было организовано на Московском автозаводе АМО с 1927 г. Основное внимание уделялось повышению проходимости бронеавтомобилей. Работы велись по созданию бронеавтомобилей с двумя и тремя ведущими осями и полугусеничным движителем. К началу Великой Отечественной войны в серийном производстве из бронированных машин находились танки и бронеавтомобили. На 22 июня 1941 г. в Красной Армии насчитывалось 23268 танков и около 4300 бронеавтомобилей. Из этого количества в мехкорпусах было сосредоточено 16855 танков и 3074 бронеавтомобиля.

Танк БТ-7Из них:

Танков:

Т-35                         -48

КВ                          -481

Т-28                        -403

Т-34                        -951

БТ-7, БТ-7М        -5034

Т-40                        -119

БТ-2, БТ-5            -1343

Т-26                      -7003

Т-37А, Т-38            -473

Бронеавтомобилей:

средних                 -1786

легких                    -1288

Кроме того, в механизированных корпусах находилось 1000 танкеток Т-27.

Таким образом, основу танкового парка РККА составляли легкие танки Т-26 и БТ различных модификаций, на которые приходилось около 75% от общего количества машин. Новые средние танки Т-34 и тяжелые КВ составляли только около 8%. Основная масса танков старых марок, таких как Т-26, БТ, Т-28, Т-35, Т-37 А и Т-38, была сильно изношена: 14,2% этих машин требовали капитального ремонта и 10,2% - среднего ремонта.

Развитие танкостроения изменило взгляды на применение буксируемой артиллерии для усиления огневой мощи механизированных и танковых частей и подразделений. Неизбежное отставание от танков из-за более низкой подвижности этой артиллерии привело к необходимости создания самоходных установок. В 30-е гг. были продолжены работы по созданию легких самоходных установок для непосредственного сопровождения танков, конницы и мотопехоты; легких зенитных самоходных установок для прикрытия подразделений от воздушного нападения и тяжелых самоходных установок для усиления огневой мощи наступающих войск при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос противника. Эти работы позволили накопить опыт, на основе которого в период Великой Отечественной войны были созданы самоходные установки, обладавшие высокими боевыми свойствами.

Красная Армия была сильна не только техникой, но и высокой политической сознательностью личного состава, беззаветной преданностью бойцов и командиров Родине.

Литература: Отечественные бронированные машины 1905-1941 год  (Том 1)  скачать

 
 
 
 
 
 
ИС-2
 
КВ-1
 
КВ-2
 
ИСУ-152 "Зверобой"
 
Огнеметный танк ХТ-26
 
су-122
 
ба-10
 
БМ-13-16 (Катюша)
 
Легкий танк Т-60
 
Легкий танк Рено Русский