ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Pz.Kpfw 38(t)

 

15 марта 1939 года Гитлер объявил Чехию немецким протекторатом, после чего на территорию страны вошли немецкие войска. Естественно, командование вермахта заинтересовало вооружение чехословацкой армии, в том числе и бронетехника.  2 мая 1939 года на фирму ЧКД прибыла комиссия Управления вооружений Германии под руководством подполковника Фихтнера. Немцам продемонстрировали все образцы бронетанковой техники, находившиеся в это время на ЧКД.  Самое сильное впечатление, произвели на представителей управления вооружений, 10 танков LT vz.38, изготовленные, но заказу чехословацкой армии. Тут же было принято решение об изготовлении этих машин для нужд вермахта.  Немцы  сработали очень оперативно - уже 15 мая в Праге начал функционировать рабочий штаб управления вооружений (Arbeitstab des Heeres-Waffenamt-Prag), представители которого начали приемку десяти танков LT vz.38.  Одновременно с этим шла подготовка 12 немецких инструкторов для работы на этих машинах. В подготовке инструкторов помимо представителей ЧКД участвовали три чехословацких офицера.  К концу мая все десять танков (номера шасси 1-10) были приняты немецкой комиссией. Одновременно Управление вооружений утвердило новый график поставки LT vz.38. заказанных еще для чехословацкой армии - по 25 машин ежемесячно, начиная с июня. Любопытно, что еженедельные донесения о ходе изготовления танков отправлялись не только в Берлин, но и в Прагу, где еще продолжало функционировать Министерство обороны Чехословакии. Последние машины сдали представителям Управления вооружений в конце ноября 1939 года, после чего фирма ЧКД произвела расчет с Министерством обороны Чехословакии. Дальнейшее финансирование заказа на LT vz.38 немцы взяли на себя.  В вермахте танк LT vz.38 сначала получил обозначение Leichte Tank Muster 38 (легкий танк образца 1938 года) или LT.M. 38. Во всяком случае, именно так он называется в инструкции по вождению танка, изданной в октябре 1939 года. В некоторых немецких документах о приемке этих машин на ЧКД они фигурируют как Pz.Kpfw III(t), t - «tschechische» (чешский). И только в 1940 году танк получил окончательное обозначение Pz.Kpfw 38(t).

Вооружение для Pz.Kpfw 38(t) изготавливалось на заводах Чехословакии - 37-мм пушки UV vz.38 поставляли со «Шкоды», пулеметы ZB vz.37 - с завода «Зброевка Брно» № 2 в городе Встетин. Так как в ZB vz.37 использовались 7,92-мм патроны «Маузер», немцы приняли этот пулемет на вооружение под обозначением как MG 37(t). Оптические прицелы для пушки и пулеметов поставляли с завода «Оптикатехна» в городе Пршеров (он входил в состав фирмы «Зброевка Брно»).  Первые 150 танков получили в вермахте обозначение Pz.Kpfw 38(t) Ausf.A. Конструктивно эти машины были подобны LT vz.38, выпускавшимся для чехословацкой армии. Немцы только заменили радиостанции vz.37 на свои FuG 5, снаружи на пулеметных установках смонтировали броневые кольца для защиты от осколков. Кроме того, танки получили стандартный немецкий ЗИП и электрооборудование Bosch вместо установленного чехословаками Scintilla.  Характерной особенностью Pz.Kpfw 38(t) Ausf.A являлось наличие массивного антенного ввода на левом борту и двух антенн - штыревой и поручневой. Впоследствии поручневая антенна на этих танках была демонтирована.

После успешного действия Pz.Kpfw 38(t) во время польской кампании командование вермахта приняло решение об изготовлении дополнительного количества этих танков. Поэтому в декабре 1939 года Управление вооружений выдало фирме ВММ дополнительный заказ на 325 Pz.Kpfw 38(t). Эти машины изготавливались последовательно тремя различными сериями - Ausfuhrung В, С и D.

110 танков Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B, имевшие номера шасси со 151 до 260, сдавались заказчику с января по апрель 1940 года. Эти машины отличались от Pz.Kpfw 38(t) Ausf.A отсутствием поручневой антенны, установкой фары Notek и изменением бронировки амбразуры прицела орудия.

110 машин Pz.Kpfw 38(t) Ausf.C (номера шасси с 261 по 370), выпускались с мая по август 1940 года.  От Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B они отличались установкой кольцевой бронировки погона башни и креплением антенны. Последнее представляло собой металлический утолок с резиновым амортизатором, что позволяло спокойно отклонять антенну стволом пушки при вращении башни и затем возвращать ее в исходное положение. Толщину брони переднего листа корпуса увеличили до 40 мм, в то время как лобовые листы корпуса и башни остались 25-миллиметровыми. Кроме того, часть машин имела измененное расположение глушителя - он крепился несколько выше, чем раньше. Это было сделано для установки на корме пяти дымовых гранат.

105 Pz.Kpfw 38(t) Ausf.D (номера шасси 371 - 475), выпущенных с сентября по ноябрь 1940 года, конструктивно мало отличалась от машин Ausf.C. Правда, на части танков выпуска октября - ноября лобовой лист корпуса сделали прямым и усилили его 25-мм экраном. Это было сделано по опыту боев во французской кампании. Значительные изменения были введены в Pz.Kpfw 38(t) Ausf.E - 275 машин данной модификации изготовили в период с ноября 1940 года по май 1941 года (номера шасси 476-780). На них увеличили толщину брони корпуса и башни: лобовую до 50-мм (25 + 25-мм экран), а бортовую до 30-мм. В результате масса танка возросла почти на тонну (с 9,15 до 10,14), что потребовало увлечения числа листов в рессорах передних тележек подвески с 14 до 15. Было упрощено крепление брони к раме, что повлекло за собой уменьшение количества заклепок и болтов, а на башенной пулеметной установке ликвидировали наружное броневое кольцо. Лючки смотровых приборов механика-водителя и радиста, достаточно сложные по конструкции, заменили на упрощенные, которые изготавливались литьем. На переднем и верхнем листах корпуса установили крепления для 17 запасных траков.  С мая по октябрь 1941 года заводские цеха покинули 250 танков Pz.Kpfw 38(t) Ausf.F (номера шасси 751 - 1000). Конструктивно они были подобны модификации Pz.Kpfw 38(t) Ausf.E, отличаясь от нее лишь мелкими деталями.  90 танков Pz.Kpfw 38(t) Ausf.S (шасси 1001 - 1090) начали изготавливать еще в июне 1940 года по заказу Швеции (S - Sweden, Швеция). После сдачи машин в сентябре 1941 года их конфисковало командование вермахта.  Так как шведские танки выпускались без вооружения, немцы разместили на фирме «Шкода» дополнительный заказ на изготовление 90 37-мм пушек А7 (пулеметы ZB в наличии имелись). Танки Ausf.S имели лобовой лист башни толщиной в 50 мм, а передний лист корпуса и лючки смотровых приборов механика-водителя и радиста усилили (25 + 25-мм экран). Остальная броня имела толщину 8-15 мм. В целом по внешнему виду танки Ausf.S были подобны моделям Ausf.A - С.

В сентябре 1941 года фирма ВММ получила заказ еще на 1000 танков - 500 Ausf.G и 500 Ausf.H. Планировалось ежемесячно давать вермахту 65 машин вплоть до октября 1942 года. 1 апреля 1943 года предполагалось прекратить выпуск Pz.Kpfw 38(t) и перейти на производство разведывательных танков Pz.Kpfw 38(t) n.A. По война внесла свои коррективы. Для борьбы с советскими танками Т-34 и КВ, броня которых практически не пробивалась немецкими танковыми пушками, в спешном порядке стали разрабатывать истребители танков, получившие название Marder («Куница»). В качестве базы для последних решено было использовать шасси Pz.Kpfw 38(t). Производство «мардеров» началось в марте 1942 года и сначала велось параллельно с выпуском танков.  В результате этого с октября 1941 года по лето 1942-го изготовили только 306 танков Pz.Kpfw 38(t) Ausf.G (шасси с 1101 по 1359 и с 1480 по 1526) в период с октября 1941 года по июнь 1942-го. Остальные Ausf.G и все Ausf.H пошли на производство истребителей танков и самоходной артиллерии.  Pz.Kpfw 38(t) Ausf.G имели упрощенную конструкцию корпуса и башни, что позволило уменьшить количество используемых заклепок и болтов. Кроме того, лобовые листы корпуса и башни изготавливалась из монолитного 50-мм бронелиста.

Последний танк Pz.Kpfw 38(t) Ausf.G (шасси №1526) покинул ворота завода ВММ 20 июня 1942 года, после чего их серийное производство было прекращено. Однако до декабря 1942 года из запасных частей и деталей, снятых со списанных танков, собрали еще 15 машин. Конструктивно они были чем-то средним между Ausf.E - G. Таким образом, в 1939 - 1942 годах изготовили 1411 танков Pz.Kpfw 38(t) восьми модификаций (Ausf.A, В, С, D, Е, F, S, G). Кроме того, параллельно с выпуском модификации Ausf.G фирма ВММ произвела 184 башни Pz.Kpfw 38(t) с вооружением. Их использовали немцы при строительстве долговременных оборонительных сооружений.  Следует сказать, что зачастую сложно определить, к какой модификации относится тот или иной Pz.Kpfw 38(t). Машины ремонтировались, часто на танки ранних выпусков ставились детали от более поздних моделей: например, на корпус Ausf.A могли смонтировать башню от Ausf.G. Единственным способом определения принадлежности танка к той или иной модификации является измерение толщины брони, а также изучение количества и расположения заклепок.  В 1940 - 1942 годах несколько десятков Pz.Kpfw 38(t) Ausf.B - G переделали в командирские танки Panzerbefehlswagen 38(t) или Pz.Bef 38(t). На этих машинах демонтировали пулемет в лобовом листе корпуса, закрывая отверстие круглым бронелистом и устанавливали дополнительные радиостанции. Pz.Bef 38(t) существовали в двух вариантах - ротного звена и звена батальон - полк.  Первые оснащались радиостанциями Fu5 и Fu 6 с двумя штыревыми антеннами и имели уменьшенный боекомплект для орудия. На машинах командиров батальонов и полков устанавливались радиостанции Fu5 и Fu8 со штыревой и большой рамочной антенной на корме корпуса. У этих танков орудие отсутствовало (его заменял деревянный макет), а башня нс вращалась. На обоих типах Pz.Bef 38(t) устанавливались гирокомпасы.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк VK 1602 «Leopard»

 

Единственный в своём роде танк, предназначенный для ведения разведки боем, был создан по заказу бронетанковых сил немецкой армии. В 1941 году была выдана спецификация на разведывательный танк, оснащенный улучшенным бронированием и более мощным вооружением, чем у Pz.Kpfw.II Ausf.F. По сути, предлагалось разработать улучшенный вариант танка VK 1601, заимствовав от него элементы ходовой части. От разработчиков требовалось построить быстроходный танк легкого типа (Gefechtsaufklarung), способный вести разведку в тяжелых боевых условиях. Отсюда вытекали соответствующие требования к бронированию, которые выдвигались даже в ущерб ходовым качествам. Проект получил обозначение VK 1602.

Ожидая скорого ввода в строй новых танков вермахт уже в 1941 году запланировал их серийное производство. Согласно Panzerprogramm 41 к декабрю 1943 года предстояло построить 105 машин, а в 1944 году – ещё 150. По другим данным общее количество заказанных разведывательных танков оценивается в 339 экземпляров.  Окончательный вариант технического задания был выдан в марте 1942 года фирмам MIAG и Daimler-Benz. Первой из них предстояло построить шасси, а вторая занималась разработкой башни нового типа. Всего проектировалось два варианта разведывательного танка: “легкая” массой порядка 18 тонн и “тяжелая” массой 26 тонн. Предполагалось, что работы будут завершены к октябрю, но война внесла свои коррективы.

Поступающие с Восточного фронта донесения не оставляли сомнений, что основным советским танком в боях 1942-1943 гг. будет средний Т-34. Установленная на нём 76,2-мм пушка Ф-34 свободно поражала немецкие средние танки с любой дистанции, так что разработку “легкой” версии летом 1942 года прекратили, сосредоточив усилия на “тяжелой”.  Несомненное влияние на создание формы корпуса оказали как испытания трофейных “тридцатьчетверок”, так и работы по танкам серии VK 3002 – будущим “пантерам”. Корпус опытного образца VK 1602 имел полностью сварную конструкцию и собирался из листов катаной броневой стали. Лобовые бронелисты устанавливались под значительными углами наклона (верхний - 50°) и имели толщину 50 мм. Борта и корма корпуса изготовлялись из 30 мм брони, крыша и днище – 20 мм. Компоновка корпуса была классической для немецких танков того периода. В передней части размещалась трансмиссия, за которой находились органы управления, приборы. Место механика-водителя было у левого борта, а справа разместили радиостанцию и место для радиста. Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, где находились места для командира и заряжающего, а также боекомплект. На танке была запланирована установка радиостанций типа FuG 5 или FuG 8, и 30-Вт передатчика FuG 8.  В задней части устанавливался бензиновый 12-цилиндровый двигатель Maybach HL157P мощностью 550 л.с. вентилятор, масляный и топливный баки. Двигатель оснащался двойным карбюратором Solex, стартером Bosch BNG и генератором Bosch GTLN. При расчетной массе 26 тонн удельная мощность равнялась 21,1 л.с. на тонну веса.  Трансмиссия включала сцепление при помощи гидромуфты, ручную коробку переключения передач (обеспечивавшей 8 скоростей движения вперед и 1 назад) типа Maybach, главный фрикцион и бортовые передачи.  Разработанная фирмой Daimler-Benz двухместная башня, обладавшая бронированием толщиной 20-50 мм и маской орудия типа “кабанья голова”, была признана очень удачной. В ней устанавливалась 50-мм пушка KwK 39/1 с длиной ствола 60 калибров и один 7,92-мм пулемет MG34 или MG42.  Ходовая часть VK 1602 почти полностью соответствовала танку VK1601. В ней применялось по пять опорных катков на каждый борт, расположенных в шахматном порядке, и переднее расположение ведущих колес. Подобная схема хорошо влияла на такой показатель, как удельное давление на грунт. Впрочем, в условиях бездорожья Восточного фронта подобное преимущество оборачивалось недостатком из-за постоянного забивания грязью пространства между катками. В целях улучшения проходимости ширину гусеничных траков довели до 360 мм, хотя в зарубежных источниках можно встретить цифру 650 мм (!). Опорные катки оснащались индивидуальными торсионами с применением амортизаторов на крайних узлах подвески. Длина опорной поверхности гусениц составила 3475 мм, ширина колеи - 2430 мм, удельное давление на грунт - 0,58 км\см.кв.   Макет танка VK 1602 был готов в июне 1942 года. К тому времени ему было присвоено официальное название “Leopard” – утверждается, что имя новому танку дал доктор Порше, который руководил тогда работой танковой комиссии. В любом случае VK 1602 стал первой боевой машиной, которой было присвоено "звериное" название. Постройку первого прототипа завершили уже к 1 сентября, однако фирма Daimler не успела к этому сроку поставить башню, поэтому в начале испытательного цикла VK 1602 оснащался башней от танка Pz.Kpfw.II Ausf.G без вооружения.

Испытания VK 1602, проводившиеся в течении второй половину 1942 года, показали его превосходство над основным разведывательным танком “Luchs” (Sd.kfz.123). При одинаковых геометрических размерах новая машина обладала лучшей защищенностью, но говоря уже о вооружении. Ходовые характеристики также вполне соответствовали предъявленным требованиям. Можно сказать, что немецким конструкторам удалось создать уменьшенную копию “пантеры”, и всё же серийное производство VK 1602, намеченное на апрель 1943 года, так и не состоялось.  Причин для закрытия проекта было несколько. Как это ни странно, вермахт посчитал боевую массу в 21500 кг слишком большой для танка такого типа. Конечно, если сравнивать VK 1602 с “Luchs” этот показатель будет не в его пользу, но не надо забывать, что толщина брони у нового танка была почти вдвое больше. Прибавьте ещё к этому более тяжелую пушку с боекомплектом.  Вторым, более веским поводом для закрытия проекта VK 1602, послужило мнение, что при имеющемся соотношении “броня-вооружение” этот танк будет мало эффективен в бою против Т-34 или аналогичного ему танку.   Летом 1942 года фирма Daimler-Benz попыталась продлить жизнь этого проекта, предложив модель VK 2801 с усиленным бронированием и новыми двигателями. На выбор предлагались следующие варианты с дизельным DB 813 (450 л.с.), а также бензиновыми Maybach HL 230 (700 л.с.) и МВ 507 (600 л.с.), но вермахт уже заметно охладел к идее сильно бронированного быстроходного разведывательного танка.  Фирма Rheinmetall также планировала использовать шасси VK 1602 как основу для 105-мм leFH18 самоходной гаубицы, имевшей обозначение Waffentrager Leopard, но был изготовлен только деревянный макет.  Официально программа развития VK 1602 и его вариантов была закрыта в мае 1944 года, а единственный прототип был разобран на металл. От всего проекта для дальнейших работ была оставлена только башня, которая впоследствии перекочевала на тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 “Puma”.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Spähpanzer SP I C

 

Spähpanzer SP I C (произносится как «Шпэпанцер») — немецкая опытная боевая разведывательная машина. Разрабатывалась с 1956 по 1962 год. При разработке учитывался опыт Второй Мировой войны, в том числе опыт при создании тяжёлого бронеавтомобиля «Пума»(SdKfz 234/2). Исходя из опыта, было необходимо создать разведывательный танк с возможностью противотанковой обороны. Базой послужил Schützenpanzer Kurz («Короткий БТР»), получивший новую, но маленькую башню вместе с 90-мм пушкой. У пушки была слабая отдача, что делало её монтаж в маленькую башню возможным. Предусмотренное применение крылато-стабилизируемой гранаты противотанковой обороны было большим плюсом для данного танка. Тем не менее, эффективную дальность стрельбы нельзя было увеличить,что уже расценивалось как недостаток, хотя в то время она была достаточной. Более высокий вес в боевом положении требовал всесторонние изменения в шасси, приводе и тормозном устройстве по сравнению с серийным Schützenpanzer Kurz. К моменту закрытия проекта было изготовлено несколько прототипов.

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Spähpanzer Ru 251

 

Как многие заметили из изображения самой машины RU 251 очень похож на Леопарда. Логично было бы предположить, что данная машина является в какой-то степени наследником Леопарда, но увы это не так. На самом деле сам Леопард является продолжением RU 251 Prototype. Однако давайте все по порядку.  В конце 1960-х немецкая армия нуждалась в новых разведывательных машинах. Основным требованием к новой машине было улучшенное орудие т. к. M41 Walker Bulldog мог только пугать новые советские машины.  В 1963 были построены первые опытные образцы танка RU 251, которые должны были заменить упомянутый чуть выше M41 Walker Bulldog. Новая машина оснащалась новым 90 мм орудием, которое уже имело приличные шансы пробить лобовую броню советских танков, особенно кумулятивным снарядом. Так же масса машины достигала всего 24 тонны, что делало ее отличным разведчиком.  Однако RU 251 Prototype не суждено было пойти в серию, т. к. у него появился очень серьезный конкурент, Spahpanzer Kette, который разработала фирма Hotchkiss. Именно этой французской машине предрекали замену американских М41, хотя и ей не суждено было выполнить эту роль. Дело в том, что в скоре были созданы первые проектные машины Leopard 1 и военное командование решило не создавать новый отдельный тип техники для разведчиков.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Begleitpanzer 57 AIFSV

 

Данная машина была построена в 1977 году. В качестве базы использовалась боевая машина пехоты "Мардер". Основное предназначение – разведка и огневая поддержка войск в случае противостояния с советскими БТР и БМП. Чтобы не привлекать к данной «работе» дорогие и мощные "Леопарды" (считалось, что они будут задействованы для выполнения более важных задач), немецкие конструкторы высадили практически весь десант, оставив только группу из трех разведчиков, а родную башенку с 20-миллиметровой автоматической пушкой заменили солидной низкопрофильной башней вооруженной 57-миллиметровым автоматом фирмы "Бофорс". В автомате использовался патрон 57x438R, который выстреливал бронебойные снаряды со скоростью до 1020 м/с.  Скорострельная пушка большой мощности позволяла бы отстреливать любые легкобронированные советские машины с различной дальности, а для противостояния с танками конструкторами была предусмотрена установка противотанковой управляемой ракеты HOT или TOW/TOW-2, причем ее перезаряжание производилось автоматически, без выхода членов экипажа наружу.  Питание орудия было решено весьма интересно: в механизме подачи выстрелов имелось четыре лотка, каждый из которых служил для размещения трех пятипатронных обойм со снарядами различного типа. При этом выбор лотка производился одним нажатием кнопки. Таким образом, конструкторы реализовали возможность моментального изменения типа снарядов в пушке (при условии полного израсходования предыдущей обоймы).  Разумеется, подобная хитроумная система питания потребовала рабочих рук и если бы разведчики не занимались своими прямыми обязанностями, им бы приходилось жонглировать обоймами, поскольку боекомплект был весьма внушительным: 148 57-миллиметровых выстрелов, и 6 ракет в транспортно-пусковом контейнере. Был построен всего один прототип, после чего работы прекратили в связи с невразумительностью тактической ниши новой машины. Ее вооружение как разведывательной машины было избыточным, но плавать не могла, а с задачей линейной машины поддержки одна бы не справилась.

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.

 

Источник: Книга С.Асмоловский -Легкий танк Pz.Kpfw 38(t), https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Леопард_(лёгкий_танк)http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G113_SP_I_C, https://mirtankov.su/novosti/prevyu-legkogo-tanka-ru-251-prototype, https://topwar.ru/23537-nemeckiy-opytnyy-begleitpanzer-57mm-1977-god.html.

Легкие танки ,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч,2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль