ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Orion-vagen

 

Orion-Wagen — легкий экспериментальный танк Германской империи времен Первой Мировой войны. В конце 1916 года был собран 1 прототип этого танка. Всего было изготовлено 29 штук, 16 из которых использовались как транспортировщики. В 1917 году был разработан Orion-Wagen II.

Шасси Orion-Wagen представляли собой движитель и 1 переднее колесо, в связи с чем проходимость танка оставляла желать лучшего. По сути, танк напоминал трактор. Спереди было 2 пулемета и по одному по бокам. При первом испытании опытный образец потерпел аварию ходовой части. Траки были отремонтированы и улучшены. Танк более менее мог передвигаться только по ровной поверхности. Даже самую небольшую траншею он пересечь не мог, где сразу же застревал. Но вскоре на танк поставили двигатель получше, на что однако ушло много времени. К 1917 году было изготовлено 29 машин. Единственной армейской частью, которая получила эти танки была Armee-Kraftwagen-Kolonne (Raupe) 1116. В 1918 все танки были разобраны.  В 1917 году были разработаны Orion-Wagen II и Orion-Wagen III. Проект сильно отличается от Orion-Wagen I. Ходовая часть оставалась прежней, но бронекорпус полностью покрывал её. Планировалось устанавливать круговую башню с пулеметным либо пушечным вооружением. В конструкции Orion-Wagen III предполагалась установка двух башен. Однако оба проекта были отвергнуты немецким командованием.

 

 

 

Легкий танк LK-I

 

Создание лёгкого танка под руководством профессора Раузенбергера началось на фирме Круппа ещё весной 1917 года. В конце концов эту работу всё же одобрили, и она перешла в ведение Военного министерства. Дано было разрешение на постройку двух опытных машин, получивших обозначение LK-I (Leichter Kampfwagen).

Основные требования к лёгкому танку предполагали:

экипаж — механик-водитель и один-два стрелка;

вооружение — 57-мм пушка или два пулемёта, наличие лючков для стрельбы из личного оружия;

защита от бронебойных винтовочных пуль на любой дальности (толщина брони — не менее 14 мм);

подвеска — упругая;

скорость движения по ровной местности с грунтом средней твёрдости — 12–15 км/ч, удельное давление на грунт — около 0,5 кг/см2, ширина перекрываемого рва — 2 м, поворотливость на любом грунте, способность брать подъёмы крутизной до 45°;

масса — не выше 8 т, возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки;

надёжный и, по возможности, малошумный двигатель;

небольшой силуэт при возможно большом клиренсе;

время действия без пополнения запаса горючего и боекомплекта — до 6 ч.

Для повышения проходимости и эффективности при преодолении проволочных заграждений предлагалось увеличить подъём гусеницы. Посадка и высадка экипажа должна была быть простой и быстрой, а объём боевого отделения достаточен для нормальной работы. Обращалось внимание на пожарную безопасность, устройство смотровых щелей и лючков, защиту экипажа от осколков и свинцовых брызг, герметизацию танка на случай применения противником огнемётов, а также на доступность механизмов для обслуживания и ремонта и возможность быстрой замены двигателя, наличие системы очистки гусениц от грязи.  Гусеничное шасси собиралось на особой раме. Ходовая часть каждого борта заключалась между двумя продольными параллельными стенками, связанными поперечными перемычками. Между ними к раме подвешивались на винтовых цилиндрических пружинах ходовые тележки. На борт приходилось пять тележек с четырьмя опорными катками каждая. Ещё одна тележка жёстко крепилась впереди — её катки служили упорами для восходящей ветви гусеницы. Жёстко закреплялась также ось заднего ведущего колеса, которое имело радиус 217 мм и 12 зубьев. Направляющее колесо было приподнято над опорной поверхностью, а его ось снабжена винтовым механизмом регулировки натяжения гусениц.

Внутри такого готового гусеничного шасси крепилась рама автомобиля с основными агрегатами, причём не жёстко, а на сохранявшихся рессорах. Жёстко связанной с боковыми рамами гусеничного хода оказывалась только задняя ось, использовавшаяся для привода ведущих колёс. Таким образом, упругая подвеска оказывалась двухступенчатой — винтовые пружины ходовых тележек и полуэллиптические рессоры внутренней рамы. Новинки в конструкции танка LK были защищены рядом особых патентов, как, например, патенты № 311169 и № 311409 на особенности устройства гусеничного хода.  Двигатель и трансмиссия базового автомобиля в целом сохранялись. Вся конструкция танка представляла собой бронеавтомобиль, как бы помещённый в гусеничный ход. Такая схема позволяла получить вполне прочную конструкцию с упругой подвеской и достаточно большим клиренсом.

В результате получился танк с передним расположением двигателя, задним — трансмиссии и боевого отделения. При первом же взгляде на него бросалось в глаза сходство с английским средним Mk А «Уиппет», появившимся на поле боя только в апреле 1918 года. Любопытно и то, что LK-I имел вращающуюся башню, прототип «Уиппета» — лёгкий танк Триттона — также. Последний официально испытали в Англии в марте 1917 года. Возможно, германская разведка и имела некоторые данные об этих испытаниях. Однако сходство компоновки можно объяснить и выбором автомобильной схемы в качестве базовой, пулемётные же, хорошо отработанные башни применялись на бронеавтомобилях всеми воюющими сторонами. Тем более что по своему устройству LK значительно отличались от «Уиппета»: отделение управления размещалось позади двигателя, причём сиденье механика-водителя располагалось по оси машины, а за ним находилось боевое отделение.  Броневой корпус из прямых листов собирался на каркасе с помощью клёпки. Цилиндрическая клёпаная башня имела амбразуру для установки пулемёта MG.08, прикрытую с боков двумя наружными щитками подобно башням бронеавтомобилей. Пулемётная установка снабжалась винтовым подъёмным механизмом. В крыше башни имелся круглый люк с откидной крышкой, в корме — небольшой двустворчатый лючок. Посадка и высадка экипажа осуществлялась через две низкие двери, расположенные в бортах боевого отделения напротив друг друга. Окно механика-водителя прикрывалось горизонтальной двустворчатой крышкой, в нижней створке которой были прорезаны пять смотровых щелей. Для обслуживания двигателя служили люки с откидными крышками в бортах и крыше моторного отделения. Вентиляционные решётки имели жалюзи.  Ходовые испытания первого опытного LK-I состоялись в марте 1918-го. Хотя прошли они весьма успешно, решено было доработать конструкцию — усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства.

 

 

 

 

Легкий танк LK-II

 

Вскоре началось проектирование танка LK-II. 13 июня были представлены модели LK-II и лёгкого танка Круппа. Оба проекта рекомендовали к дальнейшей разработке в пулемётном варианте с вращающейся башней. Чуть позже добавился и пушечный вариант LK-II.  После начала Амьенской операции союзников Крупп получил срочный заказ на 65 танков, хотя ещё не был готов ни один реальный образец. 2 октября в Мариенфельде провели испытания шасси конкурирующих машин. В результате заказ фирме «Крупп» аннулировали. Выбор пал на LK-II. Планировалось уже в декабре выпустить первые 10 машин, а с апреля 1919 года довести этот показатель до 200 в месяц. При этом только треть танков должна была быть пулемётными, а две трети — пушечными. Этому предшествовали огневые испытания 57-мм пушки, установленной в корпусе LK-II. Испытания, прошедшие ещё 29 августа, выявили слабость орудийной установки и разрушающее действие отдачи на корпус. И 30 сентября Ставка решила, что пушечные LK-II будут вооружаться 37-мм пушкой Круппа. Обводы корпуса танка несколько изменились. Появились наклонные скулы между прямыми бортами и крышей. Позади моторного отделения возвышение и скулы корпуса образовывали рубку механика-водителя с тремя смотровыми лючками. Неподвижная боевая рубка имела прямые борта и наклонную заднюю стенку. В боевой рубке помещались артиллерист и его помощник, работавшие стоя. Двери рубки располагались так же, как у LK-I, но были увеличены. В крыше рубки находился люк с откидной крышкой, служивший для обзора и вентиляции. В прямых бортах, лобовом листе и крыше моторного отделения выполнялись жалюзи, на наклонных верхних листах — люки с откидными крышками для обслуживания двигателя.

Тумбовая установка 37-мм пушки крепилась на вертикальной опоре. Конструкция щита орудия в целом была аналогична 57-мм пушке на A7V. Артиллерийская установка весила 500 кг, снабжалась телескопическим прицелом и маховичком горизонтальной наводки. Угол наведения по горизонтали ± 30°. В бортовых дверях предусматривались отверстия для стрельбы из ручного пулемёта MG.08/15. Карбюраторные двигатели были двух типов — мощностью 40 и 50 л.с. Пуск двигателя мог производиться рукояткой изнутри или снаружи танка либо электростартером. Два бензобака общей ёмкостью 170 л располагались по бокам от двигателя, между ним и бронелистами бортов, днище баков прикрывалось 8-мм бронёй. Подача бензина производилась давлением отработанных газов. Для надёжного питания двигателя при любых наклонах машины была переделана поплавковая камера. Чтобы предотвратить заливание двигателя маслом, ввели циркуляционную систему смазки с замкнутым масляным баком. Охлаждение радиатора двигателя производилось вентилятором или эксгуаутором. Воздух всасывался из боевого, а выбрасывался через отверстия в бортах и крыше моторного отделения. Выхлопная труба выводилась с левого борта. Одна любопытная деталь — в то время как англичане на своих тяжёлых танках использовали один двигатель, а на среднем «Уиппете» два, германские конструкторы снабдили тяжёлые танки двумя двигателями, а лёгкий — одним.

Трансмиссия LK-II включала: дисковое сцепление (главный фрикцион); 4-скоростную коробку передач автомобильного типа; продольный вал, на котором располагались конические шестерни, кулачковые или дисковые сцепления, колодочные или ленточные тормоза; две приводные поперечные полуоси с коническими шестернями на одном конце и цилиндрическими на другом. Конические шестерни полуосей сцеплялись с коническими шестернями вала, образуя простой дифференциал, а цилиндрические вместе с шестернями большего диаметра на осях ведущих колёс образовывали однорядные бортовые редукторы, которые помещались в картеры, укреплённые на внутренних стенках бортов. На тех же стенках в особых втулках крепились на подшипниках приводные полуоси и оси ведущих колёс. Для увеличения тяговых характеристик и возможности преодолевать крутые подъёмы в трансмиссию включили промежуточную передачу, понижавшую скорость хода в 2,14–2,16 раза. При выключенной промежуточной передаче скорость хода составляла от 3,5 до 14 км/ч, при включённой — от 1,6 до 6,5 км/ч. Управление осуществлялось выключением и подтормаживанием одной из гусениц. Манипуляции с гусеницей одного борта производились одним качающимся рычагом на три положения. В заднем положении рычага включалось сцепление соответствующей гусеницы, в среднем — сцепление выключалось, в переднем — включался тормоз гусеницы. Таким образом механик-водитель мог регулировать радиус поворота. Минимальный радиус составлял 1,7 м. Приводы управления и элементы трансмиссии находились под полом боевого отделения. Компоновка трансмиссии и механизмов поворота вдоль продольного вала вполне соответствовала общей ужатости боевой машины. Наружные стенки гусеничного хода получили отогнутые внутрь наклонные секции для сброса грязи с верхней ветви гусеницы — приспособление, заимствованное у Mk А «Уиппет». Несколько был изменён, по сравнению с LK-I, и массивный буксирный крюк.

Угол подъёма на минимальной скорости при включённой понижающей передаче достигал 41°, при выключенной — 17,5°, на максимальной — соответственно 6,5 и 2°. Система вентиляции, по мнению разработчиков, должна была обеспечить температуру воздуха внутри танка немного выше окружающей атмосферы. Стоимость постройки танка LK-II в ценах 1918 года составляла 65–70 тыс. немецких марок.

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Leichttraktor

 

По условиям Версальского мирного договора, Германии запрещалось иметь собственный танковый парк, именно поэтому машину, в целях дезинформации, и планировалось выпускать под видом трактора. Работы над легким танком VK 31 (для сохранения секретности именовавшемся «Kleintraktor» (нем. Малый трактор)) начались на два года позже, чем над тяжелым «Grosstraktor». 28 марта 1928 года верховное командование вермахта объявило конкурс на разработку гусеничной боевой машины с массой до 12 тонн. Опытные образцы планировалось получить в начале 1930 года, а стоимость одного танка не должна была превышать 50.000 немецких марок. В дальнейшем планировалось создать ещё 17 машин по той же цене.  В мае 1928 года заказ раздали трём крупным фирмам, уже имевшим опыт в постройке бронетехники: Daimler-Benz, Krupp и Rheinmetall-Borsig, однако к этому времени Управление вооружений потребовало снизить массу танка до 7,5 тонн. Среди других требований: толщина бронирования боковых и лобовых поверхностей 14 мм и экипаж из четырёх человек. Вооружение VK31 должно было состоять из из 37-мм полуавтоматической пушки KwK 36 и одного 7,92-мм пулемета Dreyse. Кроме того, танки предполагалось оборудовать радиостанциями с дальностью голосовой связи до 3 км и дальностью при использовании азбуки Морзе до 7 км. Также для действий в условиях газовых атак предусматривалась установка противохимического оборудования. Требования к ходовым качествам выдвигались не менее жесткие.  Пока шла разработка легкого танка, немцы взялись за поиски новых союзников, с которыми можно было наладить сотрудничество в военной сфере. Наиболее активно в становлении немецких танковых войск принял участие Советский Союз, при участии которого в декабре 1926 года в Казани была создана советско-германская танковая школа, известная под названием Кама. В течение 1930-1931 гг. сюда были доставлены всё четыре легких танка. После обкатки танков немецкие представители остались недовольны возможностями танка.  Фирма Daimler-Benz, из-за внутренних проблем, так и не смогла принять участие в конкурсе, поэтому проектирование танка совершали Krupp и Rheinmetall-Borsig. Обе фирмы вели разработку совместно, поэтому неудивительно, что их прототипы оказались внешне очень похожими. К этому моменту танк переименовали в «Leichttraktor». Прототипы VK 31 оснащались радиостанциями.  Не имея опыта постройки танковых шасси, немецкие инженеры из Rheinmetall решили использовать ходовую часть от гусеничного тягача-транспортёра. Применительно на один борт ходовая часть танка состояла из 12 сдвоенных опорных катков, сблокированных по два в шесть тележек, одного натяжного и двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Для защиты элементов шасси был сохранен бортовой бронеэкран, в котором было сделано три прямоугольных вреза, предназначенных для сброса накапливавшейся внутри грязи. Корпус был клёпано-сварной и собирался из листов катаной броневой стали толщиной от 4 до 10 мм. Компоновка танка осталась тракторной, что давало VK 31 некоторые преимущества.   В передней части находилось моторно-трансмиссионное отделение, где был установлен карбюраторный двигатель Daimler-Benz M36 мощностью 36 л.с. В средней части располагалось отделение управления, в котором место механика-водителя находилось с левой стороны. Поскольку особенности компоновки танка не давали возможности обеспечить оптимальный обзор, над головой водителя была установлена небольшая башенка со смотровыми щелями.

Вооружение состояло из одной 37-мм пушки KwK L/45 и 7,92-мм пулемета Dreyse, установленных в башне конической формы. Для наблюдения за окружающей обстановкой на крыше монтировалось два смотровых прибора, а в кормовой части башни, с небольшим смещением вправо, был выполнен эвакуационный люк.    Инженеры фирмы Krupp не доверяли тракторному шасси и потому решили разработать собственную ходовую часть. При аналогичной с танком Rheimetall компоновке, машины имели Krupp клёпано-сварной корпус немного большей длины и высоты, что дало возможность выполнить по бортам два небольших аварийно-посадочных люка. Прототип фирмы Krupp получил ходовую часть, состоящую из шести сдвоенных опорных катков малого диаметра на борт с вертикальной пружинной амортизацией, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса.  Вооружение танка состояло из установленной в двухместной цилиндрической башне (оснащенной двумя наблюдательными приборами и люком для аварийного покидания машины) 37-мм пушки KwK L/45 и спаренного с ней 7,92-мм пулемета.

Но за сборку башен и установку вооружения отвечала фирма Rheinmetall.  Установка двигателя в передней части танка спасала экипаж от поражения при обстреле спереди, но толщина брони была явно недостаточной и не могла уберечь машину от поражения снарядами и пулями крупного калибра. Значительное усиление бронирования не представлялось возможным без возрастания массы и, соответственно, ухудшения и без того посредственных ходовых качеств. Кроме того, из-за недостатков системы охлаждения часто перегревался двигатель, а износостойкость гусеничных траков оказалась крайне низкой.  Экипаж VK 31 обеих фирм состоял из четырёх человек: механика-водителя, командира, радиста и заряжающего. Посадка в танк осуществлялась через люк в кормовой части.   В 1935 году фирма Rheinmetall модифицировала один из своих VK 31, оснастив его новой ходовой частью с 4-мя опорными катками большего диаметра и 3-х поддерживающими роликами на борт. Расположение ведущих и направляющих колес не изменилось. Затем был построен ещё один прототип легкого танка, который можно было отнести к классу самоходных установок. Вместо башни на нём была установлена неподвижная бронированная рубка с орудием PaK L/45 калибра 37-мм (противотанковый вариант). Экипаж танка был сокращен до трех человек. Часто упоминается, что данная модификация была создана на основе опытного образца фирмы Rheinmetall, но судя по ходовой части она была заимствована у прототипа фирмы Krupp. К сожалению, подробности испытаний этой машины до нас не дошли.  Все четыре Leichttraktor были отправлены в Германию летом 1933 года, когда танковая школа в Казани была ликвидирована. В 1934 году танки передали в Мунстер на зимовку, а с 1935 года и до начала войны их использовали в качестве учебных машин в танковой школе в Пултосе.  Пока развивались эти события, в 1931 года Министерство Вооружений выдало фирме Rheinmetall заказ на выпуск 289 модернизированных танков, однако вскоре заказ отменили. Вермахт отдал предпочтение машине PzKpfw I фирмы Krupp, которую в целях дезинформации называли LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper - сельскохозяйственный тягач).

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Pz.Kpfw-I Ausf.A

 

Начало танкостроения в Германии обычно связывают с приходом к власти нацистов. Это не совсем верно. Еще в 1931 году инспектор автомобильных войск рейхсвера генерал-майор Освальд Луц выдвинул идею формирования крупных танковых соединений, оценив при этом достигнутые к тому времени результаты по постройке танков в Германии как неудовлетворительные. Находясь под сильным влиянием начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, он отдал указание приступить к проектированию танка массой 5000 кг для использования его в учебных целях (единственная поблажка Версальского договора). До сих пор для этого в войсках применялись деревянные макеты танков, смонтированные на легковых автомобилях и даже на велосипедах.   Заказ на проектирование получили сразу четыре фирмы: Daimlez-Benz, Rheinmetall-Borsig, Maschinenfabrik Augsburg-Nurnberg (MAN) и Krupp. У последней уже был готовый проект «малого трактора» LKA, разработанного инженерами Хогельлохом и Воельфертом. В целях дезинформации танку присвоили название LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper – сельскохозяйственный тягач). Первый прототип был готов в июле 1932 года. Следует отметить, что выбор именно крупповской машины определялся отнюдь не ее тактико-техническими характеристиками, а возможностью быстрого воплощения проекта в металле и малыми затратами при освоении серийного производства.

Производство опытных образцов машины 1 LaS Krupp было поручено фирме Henschel, которая летом 1933 года отправила на испытания в Кумерсдорф первые пять прототипов. Испытания показали низкую надежность конструкции танка, особенно его трансмиссии и ходовой части. Их доработка была направлена, главным образом, на повышение прочности. В результате три опорных катка вместе с ленивцем скрепили общей балкой и добавили три поддерживающих катка на сторону. Корпус и башню машины проектировали на фирме Daimler-Benz, которая впервые применила для них клепано-сварную конструкцию.  Следующая предсерийная партия из 15  машин собиралась уже на пяти заводах (Krupp-Gruson, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall-Borsig и MAN) – по три машины на каждом. Это было сделано с целью привлечения дополнительных подрядчиков и подготовки этих предприятий для будущего массового производства танков и приобретения ими опыта в создании новых боевых машин.

Первые серийные шасси изготовили в декабре 1933 года на заводе Krupp-Gruson. Следующую партию в феврале 1934 года выпустила фирма Henschel (первая машина покинула предприятие 3 февраля), а к концу апреля были полностью готовы 15 танков. В сентябре их передали трем ротам Kraftlehr Kommando Zossen (Учебное подразделение автомобильных войск в Цоссене). Месяц спустя Kraftlehr Kommando преобразовали в 1-й танковый полк, а на базе аналогичной части в Ордурфе сформировали 2-й танковый полк. Таким образом было положено начало развертыванию Панцерваффе. Летом 1935 года машины обоих полков приняли участие в учениях близ Мунстера.

Вскоре танк 1 LaS Krupp сменил название на Pz.Kpfw.I Ausf.A. В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта – Kraftfahrzeuge Nummersustem der Wermacht. По этой системе танк Pz.I и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. – Sonderkraftfahrzeug – машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант – Sd.Kfz.265.

 

Всего было выпущено 477 танков Pz.KpfwI Ausf.A (349 – на заводах Henschel и 128 – на заводах MAN). Эксплуатация показала, что танки версии А нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Стало очевидным, что мощности 57-сильного двигателя Krupp М305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на Pz.I Ausf.A дизельного двигателя Krupp М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/мин. Проблему удалось решить, смонтировав на танк шестицилиндровый бензиновый мотор Maybach NL 38TR мощностью 100 л.с. Поскольку этот мотор был заметно больше прежнего, пришлось удлинить корпус на 400 мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.I Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.

На машинах первых серий использовались пулеметы MG 13, которые позже заменили на более современные MG 34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию Fu 5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.I Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.

Производство танков модификации «В» велось на заводах Henschel, Krupp-Gruson в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах MAN в Нюренберге и Wegmann в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.I Ausf.B, а фирмой Wegmann в 1938 году еще 22 корпуса. Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8,8–9,5 т. Наиболее массовыми были Bussing-NAG 900 и 900А, Faun L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские Skoda 6VTP6-T и Skoda 6К, Tatra Т81, французские Laffli S45TL, Bernard и Willeme.  Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22 т (Sd.Anh. – Sonder Anhanger – специальный прицеп). В качестве буксировщиков для них применялись тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми– и пятитонными тягачами.

Подробно: http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/nemeckie-tanki/legkie-tanki-germ/tank-pz-i

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Pz.Kpfw-II

 

В 1937 году началось производство «массовых» модификаций танка Pz.II. Выпуск первой из них – Ausf.A – предположительно начался с марта 1937 года на заводе фирмы Henschel в Касселе, а затем продолжился на заводе Alkett в Берлине.  Машины Ausf.A получили синхронизированную коробку передач ZF Aphon SSG46 и двигатель Maybach HL 62TRM мощностью 140 л.с., а также новые смотровые щели с броневыми заслонками для механика-водителя и ультракоротковолновую радиостанцию (ранее применялась коротковолновая).  Танки варианта «В» незначительно отличались от машин версии «А». Изменения носили в основном технологический характер, упрощавший серийное производство.  На боевых машинах модификации «С» улучшили систему охлаждения двигателя и установили в смотровых блоках бронестекла толщиной 50 мм (у «А» и «В» – 12 мм). Темпы выпуска танков Ausf.C были крайне низкими. Достаточно сказать, что в июле 1939 года собрали 9 машин, в августе – 7, в сентябре – 5, в октябре – 8, а в ноябре – всего 2 танка!  Завершилось его производство в марте – апреле 1940 года. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что еще до окончания производства началась модернизация боевых машин этой модификации и параллельно вариантов «с», «А» и «В». Дело в том, что к этому времени немцы завершили анализ испанского опыта. И хотя Pz.II в этой войне не участвовали, но и они, по сравнению с советскими легкими танками Т-26 и БТ-5, воевавшими на стороне республиканцев, и танками вероятных противников (французскими R35 и Н35, а также польскими 7ТР), имели слабое вооружение и бронирование. Вооружение немцы почему-то модернизировать не стали, – обычно это объясняется малыми размерами башен. Действительно, из пушек большего калибра в башню Pz.II «вписывалась» только 37-мм KwK L/45, устанавливаемая в Pz.III, но тогда в башне «двойки» становилось слишком тесно, да и размещать боекомплект было практически негде. Впоследствии эту пушку устанавливали в башни Pz.II, используемые в фортификационных сооружениях, где эти проблемы легко разрешались (пулемет MG 34 при этом демонтировался). Однако совершенно непонятно, почему в штатную башню нельзя было установить 20-мм пушку с «зенитным» неукороченным стволом длиной 1300 мм. В этом случае начальная скорость бронебойного снаряда увеличивалась с 780 до 835 м/с и соответственно возрастала бронепробиваемость. Видимо, решающее значение тут имел выход ствола пушки за габариты танка, что в то время повсеместно считалось неприемлемым. Кстати, именно из-за этого ствол пушки KwK 30 был укорочен на 300 мм, по сравнению со стволом зенитного орудия Flak 30.  Словом, модернизация Pz.II свелась в основном к увеличению толщины брони. Лобовую броню башни усилили листами толщиной 14,5 и 20 мм, корпуса – 20 мм. Изменилась и конструкция лобовой части корпуса. Поверх штатного гнутого 14,5-мм бронелиста приваривались два, соединяемых под углом 70°. Верхний лист имел толщину 14,5 мм, нижний – 20 мм.  На машинах Ausf.C вместо двухстворчатого люка в крыше башни стала устанавливаться командирская башенка, позволявшая вести из танка круговое наблюдение. Такая же башенка появилась на части танков предыдущих модификаций. Поскольку изменения вносились в ходе капремонта, то затронули не все машины.

После Польской кампании почти все «двойки» ранних выпусков были доведены до стандарта Ausf.C. Последовали и новые улучшения, в частности, погон башни спереди и сзади был защищен специальным броневым бортиком, предохранявшим башню от заклинивания при попадании пуль и осколков.

Следует упомянуть, что в ноябре 1938 года фирма MAN начала работы над установкой в танк Pz.II дизеля HWA 1038G мощностью 175–200 л.с. Однако испытания закончились неудачно, и в конце 1940 года эксперименты прекратили.

В 1938 году фирма Daimler-Benz разработала проект так называемого «быстрого танка» (Schnellkampfwagen), предназначенного для танковых батальонов легких дивизий. По внешнему виду эта машина резко отличалась от других модификаций «двойки». У Ausf.C позаимствовали только башню с вооружением, ходовую часть и корпус сконструировали заново.  В ходовой части типа Кристи использовались четыре опорных катка большого диаметра на борт, новые ведущие и направляющие колеса. Корпус был практически такой же, как у танка Pz.NI. Боевая масса машины составляла 10 т. Двигатель Maybach HL 62TRM позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 55 км/ч. Коробка передач Maybach Variorex VG 102128Н имела семь скоростей вперед и три – назад. Pz.II Ausf.E отличались от Ausf.D усиленной подвеской, новой гусеницей и измененной конструкцией ленивца.

В 1938–1939 годах фирмы Daimler-Benz и MAN выпустили 143 танка обеих версий и около 150 шасси.

27 ноября 1939 года было принято решение о производстве серии модернизированных танков Ausf.F – последней модификации «классического» Pz.II. Это объяснялось дефицитом танков в Вермахте, не позволявшим укомплектовать вновь формируемые танковые соединения.

Танки этой серии получили корпус новой конструкции, имевший вертикальную лобовую плиту во всю его ширину. В правой ее части устанавливался макет прибора наблюдения механика-водителя, в то время как настоящий находился слева. Новая форма крышек смотровых окон в маске-установке усилила ее бронестойкость. На некоторых машинах устанавливалась 20-мм пушка KwK 38.  Производство Ausf.F развертывалось очень медленно. В июне 1940 года собрали только три танка, в июле – два, в августе – декабре – четыре! Темп удалось набрать лишь в 1941 году, когда годовой выпуск составил 233 машины этой модификации. В следующем году заводские цеха покинул 291 Pz.II Ausf.F. Всего же было выпущено 532 танка этой модификации. Основными его изготовителями стали заводы FAMO в Бреслау, Vereinigten Maschinenwerken в оккупированной Варшаве, MAN и Daimler-Benz.  К сожалению, как и в случаях с большинством других немецких боевых машин, указать абсолютно точное число выпущенных Pz.II не представляется возможным. Больше всего вопросов вызывают машины вариантов «с», «А», «В» и «С». Как в отечественной, так и зарубежной литературе их выпуск характеризуется общим числом – 1113 или 1114 единиц. Причем разбивки по отдельным модификациям, как правило, не дается. Если принять эту цифру на веру, то общее количество изготовленных Pz.II (без учета огнеметных танков) составит 1888 (1889) единиц, из них до начала Второй мировой войны было изготовлено 1348 (1349) единиц.

Panzerkampfwagen II Ausf. a1 — первая предсерийная модификация, с толщиной вертикального бронирования 13 мм, двигателем HL 57 TR мощностью 130 л.с. и сблокированной попарно подвеской на листовых рессорах. Выпущено 25 единиц (20001–20025), MAN, 1936

Panzerkampfwagen II Ausf. a2 — вторая предсерийная модификация, отличалась увеличенным объёмом моторного отделения и улучшенной вентиляцией боевого. Выпущено 25 единиц (20026– 20050), MAN, 1936

Panzerkampfwagen II Ausf. a3 — третья предсерийная модификация, отличалась наличием перегородки между моторным и боевым отделениями и рядом малых изменений в силовой установке и ходовой части. Выпущено 25 единиц (20051–20075), MAN, 1936-37

Panzerkampfwagen II Ausf. b — четвёртая предсерийная модификация, с двигателем 62 TR мощностью 140 л.с., планетарным механизмом поворота и улучшенной компоновкой боевого и моторного отделений. Выпущено 100 единиц (21001–21100), MAN, 1937

Panzerkampfwagen II Ausf. c — последняя предсерийная модификация, с толщиной вертикального бронирования, увеличенной до 14,5 мм, индивидуальной подвеской на листовых рессорах и рядом мелких изменений. Выпущено 75 единиц (21101–21131, 22001–22044 ), MAN, 1937

Panzerkampfwagen II Ausf. A — первая серийная модификация, отличавшаяся от Ausf. c малыми изменениями в двигателе, коробке передач и смотровых приборах, но практически идентичная ему по тактико-техническим характеристикам. Выпущено 210 единиц и 3 шасси под мостоукладчики:

Pz.Kpfw.II Ausf.A – 182 (23001–23160, 23401–23422), MAN, 1937; 3 Brückenleger II, 1939

Pz.Kpfw.II Ausf.A – 28 (23301–23328), Henschel & Sohn, 1937-38

Panzerkampfwagen II Ausf. B — вторая серийная модификация, отличавшаяся от Ausf. A лишь повышенной технологичностью и приспособлением под возможности заводов-производителей. Выпущено 384 единицы:

Pz.Kpfw.II Ausf.B – 102 (24001–24102), Henschel & Sohn, 1937-38

Pz.Kpfw.II Ausf.B – 32 (24201–24232), Alkett, 1938

Pz.Kpfw.II Ausf.B – 23 (24301–24323), ?, 1938

Pz.Kpfw.II Ausf.B – 169 (24401–24569) , MAN, 1938

Pz.Kpfw.II Ausf.B – 58 (25001–25058), Alkett, 1938

Panzerkampfwagen II Ausf. C — третья серийная модификация, отличавшаяся усиленным до 29—35 мм лобовым бронированием, установкой командирской башенки и рядом малых изменений. Выпущено 364 единицы:

Pz.Kpfw.II Ausf.C – 160 (26001–26080, 26301–26380), MAN, 1938-39

Pz.Kpfw.II Ausf.C – 115 (26101–26215), Henschel & Sohn, 1938-39

Pz.Kpfw.II Ausf.C – 15 (26401–26415), Alkett, 1939

Pz.Kpfw.II Ausf.C – 39 (26501–26539), MIAG, 1939

Pz.Kpfw.II Ausf.C – 35 (26601–26635), FAMO, 1939-40

Panzerkampfwagen II Ausf. D — «скоростная» модификация, отличавшаяся изменённой формой корпуса, новым, более мощным, двигателем и ходовой частью с индивидуальной торсионной подвеской. Фактически, общими с основными модификациями Pz.Kpfw.II для него являлись лишь общая компоновка и башня с вооружением. Выпущено 44 единицы вместе с прототипом. Впоследствии были переделаны в огнеметные танки.

 

Panzerkampfwagen II Ausf. E — «скоростная» модификация, отличавшаяся от Ausf. D лишь малыми изменениями в ходовой части. Собран один прототип.

Остальные 47 танков собраны уже как огнеметные

Pz.Kpfw.II Ausf.D/Pz.Kpfw.II (F) – 85 (27001–27085), MAN, 1938-40

Pz.Kpfw.II Ausf.E/Pz.Kpfw.II (F) – 7 (27801–27807), MAN, 1938-41

Panzerkampfwagen II Ausf. F — последняя серийная модификация, отличавшаяся слегка усиленным по сравнению с Ausf. C бронированием, установкой пушки 2 cm KwK 38, улучшенными смотровыми приборами и рядом малых изменений. Выпущено 509 единиц:

Pz.Kpfw.II Ausf.F – 389 (28001–28204, 28305–28489), Ursus, 1941-42

Pz.Kpfw.II Ausf.F – 120 (28205–28304, 28820–28839), FAMO, 1941-42

Panzerkampfwagen II Ausf. G — Pz.Kpfw.II Ausf.G

Panzerkampfwagen II Ausf. H

Panzerkampfwagen II Ausf. J — продолжение разработки концепции разведывательного танка привело к созданию модели с повышенным бронированием. Модель использовала ту же концепцию, что и PzKpfw I Ausf. Fи получила обозначение VK 1601. Эта модель обладала усиленным бронированием — до 80 мм лобовой брони, 50 мм по бортам и на корме, 25 мм брони крыши и днища. Масса машины выросла соответственно до 18 тонн. Так как на машину установили тот же двигатель, что и на PzKpfw I Ausf. F (Maybach HL 45 P), то скорость уменьшилась до 31 км/ч. Основным орудием стала 20-мм пушка KwK 38 L/55. С 1940 по конец 1942 MANпостроил 3 прототипа и 30 танков нулевой серии в модификации J (150201-150230), половина из которых были поставлены в 1-ю роту 66-го танкового батальона особого назначения, которая после отправки на Восточный фронт была придана 12-й танковой дивизии.

 

 

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Pz.Kpfw 35(t)

 

Немцы конфисковали в 1939 году почти 250 единиц LT vz.35, которые были отправлены в Германию.   Для германских военных обладание чехословацким танком стало приятной неожиданностью – они превосходили по своему вооружению и легкие, и средние немецкие танки серии Pz.ll и Pz.lll, не уступая им по остальным характеристикам. В немецких войсках ему присваивают обозначение Pz.35(t). Почти все LT vz.35 приняли на вооружение в танковые 11-й полк и 65-й батальон.

 

 

Немцы модернизировали танки по своим стандартам:

- оборудовали собственными радиостанциями Fu 2 (Fu 5);

- установили переговорное танковое устройство;

- уменьшили боезапас и ввели в экипаж заряжающего;

- установили магнето немецкого производства;

- оборудовали танк немецкой светомаскировочной фарой «Notek»;

- заменили габариты и фонари на принятые в войсках Вермахта;

- установили топливные канистры в корме танка и на крыше МТО;

 

Некоторую часть LT vz.35 сделали командирскими машинами Pz.Bef.Wg.35(t):

- ротные командирские машины оборудовали дополнительной радиостанцией «Fu 7», для установки антенны радиостанции убирают курсовой пулемет. Амбразура была заглушена броненакладкой;

- батальонные командирские машины оборудовали дополнительной радиостанцией «Fu 8», ее антенна монтировалась в корме танка. Из вооружения оставляют один пулемет. Орудие демонтировали и на его место ставили деревянный муляж.

Все танки, переделанные под командирские машины, оснащали гирокомпасом. Под Pz.Bef.Wg.35(t) переделали 20 единиц Pz.35(t).  Отметим, что к началу польской компании танковые подразделения, в которых на вооружении стояли чехословацкие LT vz.35, входили в состав первой легкой дивизии. На тот момент дивизия имела 112 единиц Pz.35(t) и восемь машин Pz.Bef.Wg.35(t). И хотя в количественном эквиваленте эти машины составляли малую часть германского танкового парка, это были 30 процентов танков с главным калибром более 37-мм. За время польской компании были подбиты 11 танков чехословацкого производства и восемь из них были после отремонтированы.  На основе первой легкой дивизии Вермахт развернул создание шестой танковой дивизии. На время проведения французской компании в ней находилось 118 единиц Pz.35(t) и 10 машин  Pz.Bef.Wg.35(t). Легкие танки перед началом компании прошли капремонт на мощностях «Skoda». На момент боевых действий шестая дивизия вошла в состав 41 танкового корпуса. За время участия во французской компании были подбиты 15 единиц Pz.35(t), из которых 12 единиц позже были отремонтированы на мощностях «Skoda».   На июнь 1941 года шестая танковая дивизия имела 149 единиц Pz.35(t) и 11 машин Pz.Bef.Wg.35(t). Дивизия состояла в «первой линии» - самых боеготовых подразделений Вермахта.

 

 

 

ЛЕГКИЕ ТАНКИ

Легкий танк Pz.Kpfw-T15

 

Танк этот был спроектирован и построен благодаря усилиям чешских и немецких конструкторов под пристальным вниманием немцев, поэтому чисто чешским, танк Skoda T-15 назвать нельзя. В марте 1939 года немцы без боя оккупировали Чехословакию, благодаря чему получили мощнейший в Европе военно-промышленный комплекс с множеством предприятий (Чехословакия была оккупирована без боев благодаря Мюнхенскому сговору в 1938 году).

К 1939-му году немцы оценили средние и тяжелые чехословацкие танки как устаревшие и не отвечающие требованиям ведения современной войны, поэтому, было принято решение о создании экспериментального танка для разведки.  В том же, 1939 году руководство Вермахта выдало техзадание (15.09.39) на проектировку и создание маневренного танка, который мог бы производится на чехословацких заводах. К работе по проектировке привлекли специалистов из чехословацкого ЧКД, Шкода-Верке, ВММ и немецкого MAN. После общего совещания в OKW, которое прошло летом 1939 года, проект разведывательного танка был детально рассмотрен и утвержден: высокая мобильность и скорость до 60 км/час (на деле оказалось 50 км/час), лобовая броня до 30 мм, вооружение: 37-мм или 20-мм пушка, вес танка – 11-13 тонн. Экспериментальный танк получил первое обозначение: WaPruf 6. Так как основную часть по проектировке танка взяла на себя чехословацкая часть конструкторов, они решили взять за основу конструкцию легкого чехословацкого танка LT vz.38, и уже на базе этого танка создать совершенно новый танк, отвечающим требованиям OKW. Уже после этого этот экспериментальный танк получил обозначение Т-15. В отличие от своего «прародителя» (танка LT vz.38), у нового Т-15 корпус был полностью сварной а не клепанный, что давало массу преимуществ. По форме корпус танка Т-15 был похож на LT vz.38. В середине корпуса танка находилось боевое отделение, где были размещены место командира и весь боекомплект, в передней части находились отделение управления с местом мехвода и узлы трансмиссии. Толщина лба и бортов корпуса составляла 25-30 мм, днище – 8 мм, крыша корпуса – 15 мм, лоб башни – 30 мм. На корпус была установлена сварная башня с низкосилуэтной командирской башенкой, в которую разместили перископический прибор для наблюдения. В задней части корпуса находился 220-сильный бензиновый двигатель Шкода Т-15. Непосредственно с двигателем устанавливался топливный бак и вентилятор жидкостной системы охлаждения. По аналогии с немецкими танками, танк Т-15 оснастили противопожарной бронированной перегородкой, которая разделяла моторный и боевые отделения. Дальность хода танка составляла 220 км.  Уже в процессе создания, по указанию Вермахта конструкторы отступили от техзадания и установили более мощную 47-мм пушку Шкода А11 (прибор наведения пушки состоял из монокулярного оптического прицела, расположенного слева от пушки). По некоторым данным, танк все же вооружили 37-мм пушкой Шкода А-19. В качестве средства поражения пехоты, в лобовую часть башни установили немецкий пулемет MG-34 (боекомплект 2100 патронов). Стоит немного остановится на самой пушке Шкода А11. Для того времени, пушка отвечала современным стандартам войны, она могла на расстоянии 1 км пробить под прямым углом броню толщиной 41 мм. Начальная скорость снаряда составляла 782 м/с, боекомплект составлял 78 снарядов (в том числе противопехотные осколочные снаряды весом 1,5 км, максимальная дальность которых составляла 4 км).  В целом подвеска Т-15 была похожа на LT vz.38, принцип был тот же, однако и существовало несколько отличий. Подвеска состояла из четырех сдвоенных опорных катков, которые имели амортизационные элементы сделанные из листовых полуэллиптических рессор, спереди находилось ведущее колесо, гусеницы поддерживали 3 сдвоенных ролика. К втулкам колес также крепились металлические пластины, которые вносили элементы жесткости для конструкции. Официально было собрано 5 экспериментальных образцов, однако танк Т-15 так и не был принят на вооружение. В декабре 1941 года, еще до окончания строительства первого Т-15 немецкий OKW подписал контракт с чехословацкой Шкода-Верке на создание партии из 5 единиц Т-15 для статических и ходовых испытаний. Для удешевления процесса 2 единицы танков Т-15 сделали из неброневой стали. По контракту первые два танка Т-15 должны быть поставлены в промежутке между ноябрем 1941-го и мартом 1942-года. Однако, график поставки танков Т-15 был сорван по причине неудачного наступления на Россию. И еще одним важным фактором стало появление на полях сражений легендарного танка Т-34. Не смотря на это, 4 созданных танка Т-15 весной-летом 1942 года прошли первые тестирования, осенью танки были переправлены на полигон в Куммерсдорф, где прошли еще ряд испытаний. Официально было собрано 4 танка на заводе Шкода-Верке, еще один танк неофициально. В начале 1944 года немецкий Вермахт окончательно отказался от производства танков Т-15. В конечном счете чехи разобрали свои танки. Кстати говоря, чехословацкие инженеры разработали еще несколько проектов танков: Т-15А, Т-16, Т-15S, Т-15B, но от них отказались по понятным причинам.

 

Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.

P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена этого сайта.

 

Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Orion-Wagen?oldformat=true, https://tech.wikireading.ru/10796, http://pro-tank.ru/germany-tanks-first-world-war/622-leichte-kampfwagen-lk-2, https://ru.wikipedia.org/wiki/Leichttraktor, http://itexts.net/avtor-mihail-borisovich-baryatinskiy/243393-tanki-blickriga-pzi-i-pzii-mihail-baryatinskiy/read/page-1.html, http://itexts.net/avtor-mihail-borisovich-baryatinskiy/243393-tanki-blickriga-pzi-i-pzii-mihail-baryatinskiy/read/page-3.html, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/PzKpfw_II, https://topwar.ru/16313-boevaya-istoriya-tanka-lt-vz35.html, http://ww2history.ru/tank_t_15.html.

Легкие танки 1ч,2ч.

Средние танки

Тяжелые танки

Огнеметные танки

ПТ-САУ 1ч,2ч.

САУ

Зенитные самоходные установки

Реактивные системы залпового огня

Бронеавтомобиль