Средний танк Little Willie (1915г)
С началом Первой мировой войны, полковник Эрнст Суинтон был послан на западный фронт чтобы посылать отчёты о ходе боевых действий. После наблюдения за первыми сражениями, где один пулемётчик мог убить тысячи пехотинцев, наступающих на вражеские траншеи, Суинтон написал, что бензиновые тракторы на гусеничном ходу с защитными железными пластинами способны противостоять огню пулеметов. Предложение Суинтона было отвергнуто генералом сэром Джоном Френчем и его научными советниками. Отказавшись принять поражение, полковник Эрнст Суинтон связался с полковником Морицом Ханки, который передал эту идею сэру Уинстону Черчиллю, морскому министру Его Величества. Черчилль был поражён идеями Суинтона и в феврале 1915 года он создал Комитет по сухопутным кораблям для разработки новой военной машины, который согласился с предложением Суинтона и написал спецификацию для новой машины. В конце концов, лейтенанту Уолтеру Гордону Вильсону из морской авиации и Уильяму Триттону из компании William Foster & Co. Ltd. была поставлена задача создания небольшого наземного корабля. Построенной в большой секретности, машине было дано кодовое имя «танк Суинтона». Постройка прототипа началась 11 августа 1915 года. 16 августа Триттон решил установить за кормой двухколёсную рулевую тележку, которая должна была существенно улучшить управляемость. 9 сентября 1915 года «Линкольнская машина № 1» (англ. Lincoln Machine No.1), совершила свой первый испытательный пробег по двору завода «Wellington Foundry». Сразу же обнаружился целый ряд недостатков. Во-первых, гусеницы были плоскими и создавали значительное сопротивление при поворотах. Подвеску изменили таким образом, чтобы нижний профиль гусеницы стал выпуклым, и поворачиваемость машины значительно улучшилась. Во-вторых, при преодолении траншеи гусеница провисала и соскальзывала с катков. Триттон и лейтенант Уолтер Уилсон испытали множество вариантов гусеницы и остановили свой выбор на гусенице, состоящей из плоских литых траков, соединенных заклепками. Каждый трак снабжался направляющими, допускавшими его движение только в одной плоскости и не позволявшими гусенице провисать. Таким образом, гусеница была жёстко прикреплена к раме катка. Рамы же прикреплялись к корпусу танка при помощи валов, допускавших их незначительные перемещения относительно корпуса. Конструкция оказалась удачной и применялась на британских танках вплоть до модели «Mark VIII». Первый прототип наземного корабля, названный Little Willie, был продемонстрирован Эрнсту Суинтона и Комитету по сухопутным кораблям 11 сентября 1915 года. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Mark B (1918г)
Разработанный Уолтером Вильсоном и выпущенный в 1918 г., Mk. B получился слишком тяжёлым: мощности 100-сильного двигателя было недостаточно, поэтому скорость танка была ниже, чем у Mk A — 9,6 км/ч. Вооружение располагалось в шаровых установках рубки с ограниченным углом обстрела и в спонсонах. Танк оснащался оборудованием для постановки дымовых завес. Был тесным и очень неудобным в эксплуатации, поэтому никогда не считался хорошим. Всего было построено 45 экземпляров из 450 заказанных, прослужили они до 1925 года. Несколько танков служили в составе экспедиционного английского корпуса и принимали участие в боевых действия на севере России в 1919 г., один из этих танков был захвачен Красной Армией.
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Mark C (1918г)
По внешнему виду Medium Tank Mk.C сильно напоминал модель танка конструкции Уилсона – различия наблюдались в конструкции ходовой части и корпуса. У танка Mk.C верхняя часть гусеницы была спрямлённая, радиаторные решетки и характерные для Mk.B пулеметные установки в дверях отсутствовали, форма и расположение щелей для сброса грязи с гусеничных ветвей были другими. Корпус также имел ряд отличий. При меньшей ширине корпус танка Mk.C имел чуть большую высоту в районе моторно-трансмиссионного отсека, что увеличивало внутренний обитаемый объём. Надстройка, в которой размещался экипаж, имела ярко выраженную прямоугольную форму. Здесь же монтировались пять установок для 7,7-мм пулеметов Hotchkiss. Разрабатывался также проект с установкой 57-мм пушки в увеличенной по размерам надстройке, однако до его реализации дело так и не дошло. В кормовой части танка находился бензиновый 6-цилиндровый двигатель Ricardo мощностью 150 л.с., обеспечивавший 7,5 л.с. на тонну массы. Топливный бак, вмещавший 682 литра горючего, обеспечивал запас хода по твердому грунту до 225 км. Здесь же располагалась 4-скоростная трансмиссия планетарного типа. Экипаж танка состоял из 4-х человек: командира, водителя, механика и пулеметчика. Благодаря увеличенной длине танка двигатель размещался без проблем и доступ в МТО проходил без затруднений. Для переговоров внутри боевого отделения теперь можно было использовать специальные переговорные трубки. Помимо этого, командир танка получил улучшенные смотровые приборы и отдельную наблюдательную башенку, которая находилась на крыше надстройки. Посадка и высадка экипажа в танк производилась только через двери в бортах корпуса.
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк/Vickers Medium Mark I (1923-1925г)
Первый британский серийный танк с размещением вооружения в башне кругового вращения. Mk.I серийно производился с 1923 по 1925 год, после чего был заменён на сборочных линиях разработанным на его основе танком Medium Mark II. Точное количество выпущенных машин неизвестно, однако, по имеющимся данным, всего было выпущено 168 танков типа Mk.I и Mk.II, бо́льшую часть из которых составили Mk.II. Таким образом, можно предполагать, что количество выпущенных танков Mk.I составляет несколько десятков штук (вероятно, около 50). Танки Mk.I состояли на вооружении Королевских танковых войск Великобритании с 1924 года.
Последние танки этого типа были сняты с вооружения Великобритании в 1938 году.
Medium Mark I — базовая модификация.
Medium Mark IA — улучшенная модификация, со слегка увеличенной толщиной брони (до 8 мм в вертикальных деталях) и рядом других небольших изменений (несколько изменённая форма капота водителя, кормовой части башни и т. д.).
Medium Mark IA* — модификация с заменой двух башенных пулемётов одним спаренным с орудием пулемётом «Виккерс», а также с новой поворотной командирской башенкой (прозванной в войсках «епископской митрой»).
Medium Mark I CS и Medium Mark IA CS — «танк непосредственной поддержки пехоты» с заменой 47-мм пушки на 95-мм танковую гаубицу, на базе танков Mark I и Mark IA, соответственно.
Light Mark I Special (L) India — вариант для использования в Индии, с вооружением башни только из четырёх пулемётов «Гочкисс». В отличие от других модификаций, не был переклассифицирован в средний танк.
Medium Mark I Wheel-and-Track — опытный колёсно-гусеничный танк, разработанный в 1926 году для повышения мобильности войск. Для обеспечения колёсного хода танк снабжался двумя парами крупных колёс в лобовой и кормовой частях танка. Переход с гусеничного на колёсный ход осуществлялся путём подъёма танка на домкратах и опускания колёс ниже уровня гусениц. Передняя колёсная пара была управляемой. Также машина оборудовалась несколько видоизменённым капотом водителя. Подобным образом был переделан и испытан один танк Mk.I, однако после неудовлетворительных испытаний его снова переделали в линейный.
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк/Vickers Medium Mark II (1925-1934г)
Vickers Medium Mark II — британский средний танк 1920-х годов. Создан в 1924г фирмой «Виккерс» на базе среднего танка Vickers Medium Mark I. От своего предшественника бронемашина отличалась рядом усовершенствований. В частности, подвеска была улучшена и прикрыта бронеэкранами, несколько изменилась форма корпуса, танк получил новую систему сцепления Раккама, снабженной примитивным сервоприводом. Однако из-за общего увеличения массы танка его максимальная скорость по сравнению с Mk.I несколько снизилась. Танк выпускался серийно с 1925 года по 1934 год. Всего за это время было выпущено порядка 100 танков, которые практически не принимали участия в каких бы то ни было боевых действиях. Танки Vickers Medium Mark II использовались английской армией с 1925 по 1939 год. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк/Medium Tank Mk.C
Проектирование нового танка началось в 1925 году. Британская армия эту машину, получившую название Medium Tank Mk.C, не заказывала, разрабатывалась она исключительно для экспортных нужд. Базой для танка послужила самоходная артиллерийская установка Birch Gun. Как и в этой САУ, подвеска экспортной машины получила по 13 опорных катков на борт, на этом сходство с Birch Gun заканчивалось. Боевое отделение располагалась в носовой части танка, а моторно-трансмиссионное – в кормовой. В качестве силовой установки был использован 6-цилиндровый авиационный двигатель Sunbeam Amazon мощностью 110 лошадиных сил, имевший водяное охлаждение. Максимальная скорость танка с боевой массой 11,6 тонн достигала 32 км/ч. На бортах корпуса танка были установлены пулемёты в шаровых установках с сильно ограниченными углами обстрела, что делало их почти бесполезными. Предполагалось их использовать как средство зачистки окопов, но до окопа надо было ещё доехать, что при броне толщиной 6,5-мм было весьма проблематично. Так как ружейный огонь такая броня надёжно держала только на расстоянии не менее чем с нескольких сот метров…
Не менее примечательным было и башенное вооружение. Дело в том, что в передней части башни нашлось место только для 57-мм пушки Vickers, схожей с теми, что ставились в знаменитые «ромбы». Пулемёт в башне был, но располагался он не спереди, а сзади. Чтобы несколько скрасить отсутствие спаренного с пушкой пулемёта в башне, в лобовом листе корпуса, слева по ходу движения, конструкторы установили курсовой пулемёт. Таким образом, на 5 членов экипажа Medium Tank Mk.C в общей сложности приходилась 1 пушка и 4 пулемёта. Опытный образец Medium Tank Mk.C был закончен в 1926 году. Британская армия машину всё же испытала, но быстро от неё отказалась. Ради большей скорости жертвовать бронёй военные не хотели, да и некоторые конструкторские решения явно были недоработанны. В 1927 году танк приобрели японцы, он стал основой для создания среднего танка Тип 89. Следом за Medium Tank Mk.C появился его чуть улучшенный собрат, названный Medium Tank Mk.D. В 1929 году его приобрела Ирландия. В ирландской армии этот танк прослужил до 1940 года
Средний танк/Medium Tank А6 (A6E1-A6E2) (1927г)
Несмотря на то что Medium Tank Mk.C оказался тупиковой ветвью развития, для фирмы Vickers его создание было полезным. Мало того что танк удалось продать зарубежному заказчику, так ещё и сама разработка этой машины стала бесценным опытом. В мае 1926 года Королевский танковый корпус начал разрабатывать новые требования к среднему танку. Для начала, отказались от идеи с размещением пулеметов в бортах корпуса, для удовлетворительного манёвра огнём такое размещение вооружения было неподходящим, выходом из ситуации считалась установка пулемётов в отдельные башни спереди, двигатель же был перенесён в кормовую часть танка. При этом боевую массу танка нужно было удержать в пределах 15,5 тонн, поскольку грузоподъёмность британского понтонного парка ограничивалась 16-ю тоннами. Согласно расчётам, боевая масса нового среднего танка, получившего обозначение A6, составляла около 14 тонн. При такой массе бронирование составляло 14 мм в лобовой части и 9 мм по бортам. Этого вполне хватало для того, чтобы машина не поражалась ружейно-пулемётным огнём. Силовая установка в кормовой части имела два варианта двигателей. Первым был 120 л.с, который, согласно расчётам, позволял машине разгоняться до 22,4 км/ч. Куда более интересным решением был V-образный мотор Armstrong-Siddeley мощностью 180 лошадиных сил. С ним средний танк должен был развивать максимальную скорость 32 км/ч. К марту 1927 года был готов деревянный макет танка. При его утверждении было принято решение о постройке двух опытных образцов, получивших обозначение A6E1 и A6E2. Боевая масса A6 достигла 16 тонн. По этой причине у танка и появился индекс 16-tonner (16-тонный), который нередко использовался в переписке. Первый танк, A6E1 с регистрационным номером T.404, был изготовлен в начале 1928 года. В целом, по конструкции он воспроизводил деревянный макет. Приподнятый в носовой части корпус обеспечивал вполне комфортные условия для работы семи членов экипажа. Основная башня танка получила аж две командирские башенки. Второй танк, A6E2 с регистрационным номером T.405, внешне оказался практически идентичным своему собрату. Обе машины в июне 1928 года поступили на полигон Mechanical Warfare Experimental Establishment (MWEE) в Фарнборо. Там A6E1 получил регистрационный номер ML 8698, а A6E2 – ML 8699. После испытаний стало очевидно что подвеска, которая была позаимствована у Medium Tanka Mk.II. оказалась слабовата и по этой причине 1929 году инженеры Vickers предложили три варианта замены ходовой части, два из которых предполагали модификацию старой подвески, а третья требовала переделки всего танка. Ещё одним неприятным сюрпризом стали результаты огневых испытаний на стрельбище в Лулворте. Выяснилось, что с двумя пулемётами одновременно стрелкам в малых башнях управляться очень трудно. В дальнейшем все эти нюансы послужили основой для проектирования улучшенной версии танка, получившей обозначение A6E3.
Средний танк/Medium Tank А6 (A6E3)
При поступлении на полигон MWEE танку присвоили номер MT 9637. Новый танк получил пулемётные башни, спроектированные по типу A1E1 Independent. Количество пулемётов в каждой из них сократилось до одного, а благодаря смещению оставшегося пулемёта вправо внутри стало гораздо просторнее. Количество командирских башенок в основной башне сократилось до одной. Кроме того, танк был оснащён новой подвеской. Опорные катки были сгруппированы по четыре в две группы, по две тележки в каждой. Подвеска в целом представляла собой вариацию на тему системы, разработанной Джоном Карденом и Вивианом Лойдом для Vickers Mk.E. Впрочем, серьёзного улучшения характеристик с новой подвеской достичь не удалось, а вот общая масса танка выросла до 16,25 тонн. Для повышения скоростных характеристик на A6E3 был установлен мощьный дизельный двигатель Thornycroft RY/12, который ставился на катера. Несмотря на проблемы с подвеской, A6 всё равно оказались довольно удачными машинами, вполне подходящими для замены Medium Tank Mk.II. В 1928 году была создана спецификация на танк A6Е3, получившие обозначение Medium Tank Mk.III.
Средний танк/Vickers Medium Mark III (1929-1933г)
Очень часто названия Medium Tank Mk.III и A6 путают. На самом деле, Medium Tank Mk.III индекса A6 не носил. Но технически это были очень похожие танки, и даже их боевая масса оказалась практически одинаковой – 16 тонн. Поскольку каких-то прорывных результатов на A6E3 достичь не удалось, на Medium Tank Mk.III оставили ходовую часть по типу Medium Tank Mk.II. Подвеску немного модифицировали, но в целом система осталась той же. Осталась прежней и силовая установка. Общая длина танка не изменилась, а его ширина чуть выросла. С A6E3 на новую машину перекочевали и пулемётные башни. Танки Medium Mk.III E1 и Medium Mk.III E2 были изготовлены Королевским арсеналом в Вулвиче в 1929 году. Они получили регистрационные номера T.870 и T871. Одним из основных отличий Medium Mk.III от A6 стала башня. Коническая башня A6 исключала возможность установки в неё радиостанции, поэтому новый танк получил главную башню с развитой кормовой нишей, где без проблем разместилась радиостанция. Ещё одной отличительной особенностью стала замена командирской башенки. Её сместили к левому борту и заменили на конструкцию, которую позаимствовали у Medium Tank Mk.IIA. Позже Medium Mk.III E1 и Medium Mk.III E2 отправились на полигон MWEE, где получили регистрационные номера MT 9707 и MT 9708. Кроме того, в 1931 году фирмой Vickers был построен третий (и последний) Medium Tank Mk.III. Машина, получившая номера T.907 и MT 9709, немного отличалась от предшественников модифицированной подвеской. Испытания, которые продолжались до 1933 года, показали, что эти танки явно превосходят Medium Tank Mk.II. Уменьшение финансирования и затянувшиеся испытания напрямую повлияли на судьбу Medium Tank Mk.III. К 1934 году стало очевидно, что пускать эту машину в серийное производство уже поздно, но тем не менее Medium Tank Mk.III всё же успели послужить в британской армии. По итогам использования Medium Tank Mk.III в Танковой бригаде они получили весьма положительную оценку. В целом по комфорту и удобству обслуживания они оказались лучше предшественников. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Matilda II (A12) (Пехотный танк) (1937-1943г)
Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием и с модификации Mark IV высокой надёжностью. Стандартная немецкая 37 мм противотанковая пушка оказалась бессильной против брони «Матильды»; лишь использование 88-мм зенитного орудия позволяло останавливать эти танки. В результате, на начальном этапе Второй мировой войны, вплоть до появления у немцев 50-мм и 75-мм противотанковых орудий, Матильда оставалась грозным оружием. До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2891 танк «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 916 танков. Изъятые из английских линейных танковых частей «Матильды II» передавались в австралийскую армию, в составе которой они до конца войны участвовали в боях на островах Тихого океана и активно переделывались в различные спецмашины. К 1945 году «Матильды» ещё встречалась в частях британской армии, став единственным английским танком, находившимся в эксплуатации на протяжении всей Второй мировой войны.
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Covenanter (A13) (Крейсерский танк) (1940-1941г)
Крейсерский танк Mk.V «Ковенантер» (Tank Cruiser Mk.V «Covenanter») — британский крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был создан в 1939 году, представлял собой дальнейшее развитие серии английских крейсерских танков, должен был прийти на замену Tank Cruiser Mk.III и Tank Cruiser Mk.IV. Всего с 1939 года был выпущен 1771 танк Covenanter. Все они использовались главным образом в учебных целях, танки не отличались надежностью и были признаны неудачными. Ни одна из этих боевых машин не приняла участия в боевых действиях в годы Второй мировой войны, став самым массовым танком тех лет, который так и не вышел на поля сражений. При этом часть танков была переделана в командирские машины, БРЭМ и мостоукладчики. Несмотря на то, что ни один из танков Covenanter не принимал участия в боевых действиях, до наших дней сохранился всего один целый экземпляр, который сегодня можно встретить в экспозиции английского танкового музея в Бовингтоне. Covenanter Mk I — Mk IV — четыре модификации, отличавшихся лишь незначительными изменениями в системе охлаждения.Covenanter CS — вариант, предназначенный для поддержки пехоты и вооружённый трёхдюймовой гаубицей вместо пушки. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Crusader (A15) (Крейсерский танк) (1940-1943г)
C конца 1930-х годов британская военная доктрина предусматривала развитие двух основных типов танков: тяжелобронированого танка поддержки пехоты и быстрого крейсерского танка. Незадолго до второй мировой войны компании Nuffield Mechanizations предлагают принять участие в разработке крейсерского танка Covenanter A13 Mk.III — компания отказывается и сосредоточивается на разработке своей собственной модели — A15 Crusader. Множество проблем с Covenanter приводят к тому, что вместо него начинают производство Crusader. Изначально, танк вооружался двухфунтовым орудием в основной башне и пулемётом BESA в отдельной пулеметной башенке. Танк массой в 18,8 тонн отличался высокой подвижностью — со своим 12 цилиндровым двигателем Liberty L-12 и подвеской Кристи он развивал скорость в 40 км/ч. Для достижения этого разработчикам пришлось пожертвовать бронированием — танк имел тонкую броню башни (20 мм) и 26 мм брони лба корпуса. Производство Crusader Mk.I было начато в мае 1941 года, первая партия танков была отправлена в северную Африку в 7 танковую дивизию. Боевое крещение танк получил во время попытки снять осаду Тобрука (операция Battleaxe). Танки не смогли противостоять хорошо бронированным PzKpfw III, кроме того они имели проблемы с надёжностью. Усвоив полученные уроки, англичане выпустили модель MkII. В ней улучшили бронезащиту и удалили неэффективную пулемётную башенку. Венцом развития стала модель Mk.III с более мощным шестифунтовым орудием. Танк активно использовался во время боёв в Северной Африке в 1941—1942 годах. С появлением к 1943 году более совершенных танков, таких как M4 «Шерман» и Mk VIII «Кромвель», «Крусейдеры» переводились на второстепенные роли или переделывались в самоходные установки. Производство танка было закончено в 1943 году. В ходе серийного производства в 1941—1943 годах было выпущено более 5300 экземпляров «Крусейдера», ставшего одним из самых многочисленных британских танков Второй мировой. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Valentine Mk.III (пехотный танк) (1940-1944г)
Работы по «Валентайну» стартовали в самом начале 1938 года. Проект был частной инициативой фирмы «Виккерс» и поэтому не имел официального проектного «A»-обозначения, в отличие от других британских танков. Отправной точкой для создания «Валентайна» послужили три ранее созданные фирмой «Виккерс» машины — крейсерские танки Mk I (A9) и Mk II (A10), а также пехотный танк «Матильда Mk I» (A11). Новый танк проектировался как пехотный, но в то же время предполагалось использовать на нём удачные решения, применённые на крейсерских танках, а также как можно большее количество их узлов и агрегатов. Вертикальное бронирование планировалось оставить 60 мм, как и на A11, но вооружение должно было по сравнению с последним возрасти с пулемёта до 40-мм пушки в двухместной башне. Чтобы при заданном уровне бронирования не допустить чрезмерного возрастания массы танка, что повлекло бы за собой невозможность использования ходовой части и моторно-трансмиссионной установки A10, конструкторам «Валентайна» пришлось пойти на максимальное ужатие габаритов будущего танка. Получившийся в результате танк сложно было однозначно отнести к пехотным или к крейсерским танкам — к 1940 году его бронирование было несколько заниженным по меркам пехотных танков, но низкая скорость (вдвое ниже, чем у крейсерского Mk III) не позволяла ему стать и крейсерским. В дальнейшем, однако, как показала практика, он довольно успешно сумел выступить в обеих ролях. Чертежи нового танка были представлены в Военное министерство 10 февраля 1938 года, а уже к 14 марта был готов его полноразмерный макет. Поначалу, однако, проект был отвергнут военными. Причиной этого была прежде всего двухместная башня, которая вынуждала командира танка заниматься ещё и обслуживанием орудия, что в то время считалось британскими военными специалистами неприемлемым. Хотя фирмой «Виккерс» была также разработана для новой машины специальная 40-мм автоматическая пушка с близкими к 40-мм противотанковой пушке характеристиками, заметно сводившая на нет этот недостаток, такой вариант не был принят военным министерством. Но близость возможной войны поспособствовала принятию танка на вооружение, и более чем год спустя, 14 апреля 1939 года, фирме «Виккерс» был выдан заказ на производство первой серии «Валентайнов». Первоначально новый танк получил стандартное войсковое обозначение — «Танк пехотный, модель 3» (англ. Tank Infantry Mk III), а отдельные модификации должны были обозначаться звёздочками в названии, например, Tank Infantry Mk III***, но позднее, для удобства, танку было присвоено имя собственное — «Валентайн» (англ. Valentine), а отдельные модификации получили цифровое наименование, например, Valentine Mk III (или просто Valentine III). По поводу происхождения этого названия нет однозначных данных, существуют несколько версий. По одной из них, танк получил такое название, поскольку проект был представлен в военное министерство в День святого Валентина, 14 февраля. На самом деле, однако, представление состоялось ещё 10 февраля. По другой версии, «Valentine» — всего лишь аббревиатура полного названия фирмы «Виккерс» — Vickers-Armstrongs Ltd., Elswick & Newcastle-upon-TYNE. Согласно ещё одной, танк получил своё имя в честь Джона Валентайна Кардена известного конструктора бронетехники, долгие годы работавшего на фирме «Виккерс». Существует также версия, что «Valentine» — всего лишь случайно выбранный фирменный код-идентификатор продукции. Первый серийный «Валентайн» сошёл с конвейера фирмы «Виккерс» в мае 1940 года, а в июле того же года к производству подключились фирмы «Metro Cammell» и «Birmingham Railway Carriage & Wagon Co.». Общий объём выпуска первой модификации «Валентайна», Valentine Mk I, оснащённой бензиновым двигателем AEC A189, составил, по разным данным, от 309 до 350 единиц. Вскоре было развёрнуто производство ещё двух версий. Valentine Mk II отличался от первоначальной модификации дизельным двигателем AEC A190, уменьшенным объёмом внутреннего топливного бака и дополнительным внешним баком, новой радиостанцией № 19, а также рядом более мелких отличий. Valentine Mk IV был в целом идентичен Mk II, но отличался установкой импортного американского дизельного двигателя GMC 6-71 6004 и иной трансмиссии. Всего было произведено, по разным данным, от 700 до 1590 Mk II и 660 Mk IV. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Cavalier (A24) (Крейсерский танк) (1942г)
В 1941 году конструкторы компании «Наффилд» изучили боевое применение крейсерских танков, и пришли к выводу о необходимости принципиально нового танка — таковым должен был стать «Кромвель». Но его в ближайшее время не представлялось возможным изготовить массово из-за нехватки узлов и агрегатов. Но так как британская армия остро нуждалась в танках, фирма «Наффилд» временно модернизировали танк «Крусейдер». В результате появился танк, первоначально известный как А-24. Но 500 машин заказали «с листа», без испытаний и спешно запустили в производство под обозначением Mk. VII или «Кавалер». Хотя бронирование усилили, двигатель Liberty L-12 остался ненадёжным. С 1942 года стало ясно, что этот двигатель склонен к поломкам. В результате этот танк стал ещё одним учебным танком в британской армии. Часть танков использовали как машины артиллерийских наблюдателей, часть переделали в БРЭМ. Танк «Кавалер» был последним, который запустили в производство без испытаний. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Centaur (A27L) (Крейсерский танк) (1942-1944г)
В 1941 году было принято решение о разработке, наряду с танком А27, оснащенным дефицитным в то время двигателем Meteor, так называемого промежуточного варианта с производившимся в больших количествах мотором Liberty. Последний мог применяться в комплексе с новой трансмиссией Merritt-Brown, которая пришла на смену старой планетарной трансмиссии типа Wilson, использовавшейся на английских танках еще во время 1-й мировой войны. Проект танка разработала фирма English Electric, и он получил название A27L (L—Liberty). Вариант с двигателем Meteor обозначался индексом А27М. В производстве Centaur участвовало несколько фирм: Leyland, LMS, Harland, Fowler, English Electric и Nuffield. Всего с августа 1942 года по февраль 1944 года было выпущено 3134 Centaur всех модификаций (включая и ЗСУ). Таким образом, этот танк, менее знаменитый, чем Cromwell, стал самым массовым «тяжелым крейсером» английской армии во 2-й мировой войне.
С конца 1943 года, когда удалось развернуть производство двигателей Meteor и 75-мм пушек, началось массовое переоборудование «сенторов» до стандарта «Кромвеля». Отличить эти танки друг от друга можно было только по незначительным деталям. Например, разным был механизм натяжения гусениц. «Сенторы», в которых не были заменены двигатели, переоборудовались в машины артиллерийских наблюдателей, БРЭМ, бульдозеры, а также в бронетранспортеры Centaur Kangaroo («Сентор- Кенгуру»). В своем оригинальном виде «сенторы» в боевых действиях не участвовали. Исключение составляют только танки RMASG (Royal Marine Armoured Support Group — «Танковая группа поддержки Королевской морской пехоты»). Вошедшие в нее около 100 танков «Сентор IV» поддерживали действия британской морской пехоты при высадке в Нормандии в июне 1944 года
Серийные модификации:
Centaur I — первый вариант танка, вооруженный 6-фунтовой пушкой.
Centaur III — 75-мм пушка Мк V или Мк VA. Значительная часть машин этой модификации была получена путем переделки из Centaur I.
Centaur IV—танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей. Гаубица стреляла осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. Начальная скорость 328 м/с. Боекомплект 51 выстрел. Боевая масса танка 28,874 т. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Cromwell А27 (Крейсерский танк) (1943-1945г)
Танк был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год. Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков Mk.VIII «Кентавр» (A27L) до стандарта «Кромвеля». Главным отличием «Кромвелей» от «Кентавров» был более мощный двигатель Rolls-Royce Meteor вместо Liberty L-12. В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 1950-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир». Cromwell Mk I (A27M) — базовый вариант QF 6-pounder, первый «настоящий Кромвель». В первую очередь отличается двигателем Rolls-Royce Meteor, также имеет храповик для натяжения траков (вместо червячной передачи «Кентавра») и четыре амортизатора вместо трех. Использовали корпуса типов A и C.
Cromwell Mk II — первые два прототипа, отличающихся расширенными траками с 355 мм до 394 мм.
Cromwell Mk III — «Кромвель» с QF 6-pounder и корпусом «Кентавра» (червячная передача и три амортизатора), но с двигателем Rolls-Royce Meteor, результат упрощения и удешевления производства. Использовали корпуса типов A и C.
Cromwell Mk IV — аналогичен Mk III, но с пушкой QF 75 mm. После введения Final Specification начал строится на доработанном корпусе «настоящего Кромвеля», став аналогичным Mk V с технической точки зрения. Использовали корпуса типов C, D, E и F, при этом все F имели Final Specification.
Cromwell Mk V — «Кромвель» с пушкой QF 75 mm и корпусом «настоящего Кромвеля». Технически каждый Mk IV при Final Specification является Mk V, поэтому все Mk V были построены до Final Specification.
Cromwell Mk Vw — вариант со сварным корпусом, откидываемым вбок люком мехвода с перископом и увеличенной до 101 мм толщиной лобовой брони корпуса и башни. Использовали корпуса типов Dw и Ew, при это Ew имел уменьшенное передаточное число для повышения надежности трансмиссии, так как утолщенное днище (основной атрибут обычного E) появилось уже на Dw. Все танки построены при Final Specification.
Cromwell Mk VI — «Кромвель» с гаубицей QF 95 mm. Использовали корпуса типов C, D, E и F, все из них от «настоящего Кромвеля». Строились как до, так и во время Final Specification, при этом все F имели Final Specification.
Cromwell Mk VII — послевоенная модернизация существующих танков, усилена передняя ось, траки расширены до 394 мм, уменьшенное передаточное число для повышения надежности трансмиссии. Конвертировались из Mk IV и Mk V.
Cromwell Mk VIIw — аналогичен Mk VII, но имеет сварной корпус, переделанный люк мехвода и утолщенную до 101 мм броню. Несколько десятков построено с нуля во время войны с корпусом Ew (это единственные Mk VII/VIII, построенные с нуля), после войны еще некоторое количество Mk Vw было модернизировано таким образом.
Cromwell Mk VIII — аналогичная послевоенная конверсия гаубичных Mk VI.
Cromwell Mk X — прототип Cromwell Mk III, Centaur Mk I, переоснащенный Rolls-Royce Meteor. Технически идентичен Mk III. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Challenger A30 (Крейсерский танк) (1943-1945г)
Несомненно, появление танков серии А27 стало для британских бронетанковых сил знаковым событием. Наконец-то, в образе наиболее современной модели А27М, был получен танк, способный противостоять на равных немецким «панцерам» среднего класса и не страдающий дефектами в работе силовой установки. Однако, радость британских танкистов была недолгой. Уже с весны 1942 года вермахт стал получать в массовых количествах танки Pz.IV Ausf.F2 и Ausf.G оснащенные длинноствольным 75-мм орудием. При прочих равных условиях это давало немцам преимущество в схватке на больших и средних дистанциях. Прямая встреча на открытой местности с более мощными танками «Panther» и «Tiger» вообще могла привести к фатальным последствиям для экипажей А27, что и было неоднократно подтверждено в 1944-1945 гг. Таким образом, в начале 1942 года Генеральный Штаб пришел к выводу, что бронетанковым войскам требуется боевая машина, оснащенная более серьёзной артсистемой, чем недавно принятая в производство «высокоскоростная» 75-мм пушка. Выданная в скором времени спецификация предусматривала создание крейсерского танка оснащенного 17-фунтовым орудием, что в метрической системе составляло 76,2-мм. Этой машине был присвоен индекс А29. Параллельно специалистами фирмы Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRCWC) был предложен альтернативный проект под индексом А30, работа над которым велась сразу в двух направлениях. Первое заключалось в разработке танка, а второе предусматривало создание самоходной установки, но в обоих случаях использовалось множество элементов конструкции от серийных танков А27М. Инициатива была одобрена и в первые месяцы 1942 года фирма BRCWC приступила к изготовлению рабочих чертежей. Надо отметить, что процесс установки 17-фунтового орудия на крейсерский танк типа А27 был сопряжен с массой трудностей. Базовый вариант танка был выбран исключительно в целях экономии времени – британские специалисты прекрасно понимали, что на проведение полного цикла НИОКР по принципиально новой конструкции займёт не менее двух лет. Вместе с тем, большие габариты орудия и высокая отдача при выстреле потребовали существенных доработок. Было понятно, что новая пушка не влезет в старую башню, а под боекомплект и место второго заряжающего придется каким-то образом расширять боевое отделение. Фактически, инженерами BRCWC проектировался на 40% новый танк, но по сути британская армия получала ещё одну «временную меру», наличие которой было необходимо только до момента появления более совершенного танка. Таким образом, если не считать башни, главными направлениями доработок стали шасси и корпус. Для увеличения внутреннего пространства боевого отделения корпус пришлось удлинить более чем на метр, что потребовало ввести дополнительный опорный каток. В результате ходовая часть, применительно на один борт, теперь состояла из 6 опорных катков большого диаметра. Направляющие колеса располагались спереди, ведущие колеса с цевочным зацеплением – сзади. Гусеница также перешла от модели А27М, сохранив крупнозвенчатые траки шириной 356 мм и шагом 100 мм. Удлиненный корпус танка имел ещё несколько отличительных черт. Носовая часть была сделана более монолитной за счет демонтажа курсового пулемета и предназначенного для него люка. На крыше боевого отделения, в её передней части, приваривался «отбойник» полукруглой формы, предотвращавший заклинивание башни при попадании снаряда в стык между ней и корпусом. Двигатель и трансмиссия без изменений переходили от танка А27М. За счет удаления места помощника водителя полный экипаж танка А30 удалось сохранить в составе пяти человек: командир, водитель, два заряжающих и наводчик. Относительно немного работы было проделано при проектировании башни нового типа. Поразмыслив над возможными вариантами инженеры BRCWC сделали вывод, что в текущей ситуации не стоит «изобретать велосипед» в плане изысканности форм. Башня имевшая семигранную форму получилась слишком высокой и угловатой, но зато в ней без проблем можно было установить 17-фунтовое орудие и спаренный с ним 7,62-мм пулемет Browning. Углы вертикального наведения орудия находились в пределах от -10° до +20°. Опытный образец башни вначале обкатали на тяжелом танке TOG2 и только после успешного завершения испытаний её установили на А30. Британцы не сильно спешили с выпуском А30, хотя на начало 1944 года была запланирована высадка в Нормандии. Одним из дополнительных факторов, повлиявших на выпуск этих танков, стало отсутствие приспособлений для преодоления глубоких бродов. Так что, новые танки оказались совершенно не приспособлены не только для проведения десантной операции, но и использования в прибрежный районах Франции. Планы пришлось пересмотреть и первые А30 прибыли на континент лишь после дополнительных испытаний в гавани Малберри. Обычно «танки-истребителя» передавались для усиления соединений, на оснащении которых состояли танки А27М, и поступали в распоряжение разведывательных полков. В зарубежных источниках указывается, что танки передавались по 12 единиц на каждый полк, а каждое отделение состояло из трех А27М и одного А30. Несмотря на множество недостатков А30 нравился своим экипажам за просторное боевое отделение и способность наносить большой урон противнику при грамотном использовании. В первые послевоенные годы эти машины оставались на территории европейских стран, контролируемых британскими войсками (Нидерланды и Германия). После этого танки А30 вернулись на родину и были постепенно утилизированы. Помимо британской армии несколько десятков А30 было передано союзникам. В середине 1944 года 22 танка этого типа непродолжительное время использовались в составе 1-й чехословацкой танковой бригады, а в начале 1945 года несколько А30 получили танкисты 1-й польской танковой дивизии. В обоих случаях танки были возвращены первоначальному владельцу после завершения боевых действий в Европе. До настоящего времени сохранилось всего два танка А30. Один из них находится в экспозиции голландского музея Overloon War Museum, а второй (что вполне естественно) выставлен в британском Bovington Tank Museum. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Comet A34 (Крейсерский танк) (1944-1945г)
Идеологическим предком танка являлась знаменитая английская модификация американского танка «Шерман» — «Файрфлай», в начале 1944 года успешно проявившая себя в танковых боях в Европе. Успехи этой машины в боях с одним из основных противников американских и английских танкистов — «Пантерой» — не могли не обратить на себя внимание английского командования. Для британских танковых командиров стало окончательно ясно, что каждый танк должен быть, по сути универсальной машиной, способной решать на поле боя любые задачи, в том числе эффективно бороться с вражеской бронетехникой, а для этого требуется сбалансированное длинноствольное орудие, сочетающее в себе высокую бронепробиваемость с фугасной мощью. 17-фунтовка, разработанная в 1942 году, объективно была именно таким орудием, однако опыт боёв на «Шерман Файрфлай» показал, что данное орудие является достаточно тяжёлым для среднего танка и требуется его облегчение, возможно, даже с небольшим ущербом для бронепробиваемости. К тому же необходимость поставки «Шерманов» из США для переделки в «Файрфлай», в то время как такие танки требовались в больших количествах, тяготила англичан. Было ясно: требуется танк нового поколения на собственной базе. В результате было принято решение о разработке нового крейсерского танка на базе «Кромвеля» с усиленным лобовым бронированием, просторной башней и модифицированным орудием на базе 17-фунтовки. Таким образом появился проект танка А34 для установки на который была выбрана пушка HV 77 mm, представлявшая собой облегчённую 17-фунтовую пушку, разработанную фирмой Vickers-Armstrong, с укороченным для размещения в башне танка казёнником и использовавшим более короткую и широкую гильзу, новое орудие оказалось отлично сбалансированным и прекрасно подходило для размещения его в башне, хоть и имело несколько меньшую бронепробиваемость по сравнению с оригинальной 17-фунтовкой. Так же для установки рассматривалась новейшая американская 76-мм пушка М1 разработанная для танков «Шерман». После сравнительных испытаний орудий, выбор был остановлен на HV 75 mm, показавшей гораздо более высокие характеристики, получив обозначение 77 mm для избежания путаницы с боеприпасами от 17-фунтового орудия имевшими другую гильзу. Leyland Motors, выпускавшая танки «Кромвель», получила задание на разработку А34 в феврале 1943 года, к сентябрю был готов первый макет. В октябре 1943 года генеральный штаб дал распоряжения о начале производства. Первый A34 из конструкционной стали был готов в феврале 1944 года, летом проходили испытания уже 20 машин. Заказ на серийное производство был отправлен Leyland Motors в сентябре 1944 года, и первые танки A34, получившие название «Комета», начали поступать в войска с декабря 1944 года. Основное боевое применение они нашли в Палестине уже после окончания Второй мировой войны. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Valiant A38 (Пехотный танк) (1944г)
Пехотный танк «Вэлиант» A38 британский экспериментальный средний танк. Танк был попыткой дальнейшего развития «Валентайна». Новый танк отличался от предшественника значительно более мощным бронированием (до 112 мм) с более рациональными углами наклона брони — так называемый «щучий нос» считающийся разработкой советских оружейников был применен на этом танке гораздо ранее. А также вооружением, состоявшим из 57-мм пушки QF 6 pounder или 75-мм пушки QF 75 mm в трёхместной башне. Всего к 1944 году было построено два прототипа, различавшихся двигательной установкой и ходовой частью. В 1944 году все работы по этому проекту были прекращены, в связи с близившимся окончанием войны и успешным ходом работ по более современному танку «Центурион».
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Sherman Firefly (1944-1945г)
Sherman Firefly (Шерман Файрфлай — Шерман-светлячок) — танки М4 и М4А4, а также в редких случаев М4а1 британской армии, перевооружённые «17-фунтовой» (76,2 мм) противотанковой пушкой. Sherman IC (на базе M4) и Sherman VC (на базе M4A4), (редкий) Sherman IIC (на базе М4а1). 17-фунтовая пушка установлена в обычной башне, маск-установка специально разработана для данного орудия. Пушка Ordnance QF 17 pounder Mk.IV нарезная, калибр 76,2-мм, длина ствола 55 калибров, шаг нарезов 30 калибров, затвор скользящий горизонтальный, полуавтоматический, заряжание унитарное. Пушка оснащена дульным тормозом с противовесом. Боекомплект орудия составляет 77 выстрелов, и размещен следующим образом: 5 выстрелов размещается на полу корзины башни, 14 выстрелов на месте ассистента водителя, 58 выстрелов в трех боеукладках на полу боевого отделения. Модификация состояла в смене орудия и маск-установки, выносе радиостанции во внешний ящик, установленный на задней части башни, отказе от ассистента водителя (на его месте размещалась часть боезапаса) и курсового пулемета. Кроме того, из-за большой длины относительно тонкого ствола, менялась система походной фиксации пушки, башня Sherman Firefly в походном положении разворачивалась на 180 градусов, и ствол пушки закреплялся на кронштейне, установленном на крыше моторного отделения. Всего подверглось переделке 699 танков, которые поступали в английские, польские, канадские, австралийские и новозеландские части. 17-фунтовая пушка была приспособлена для использования в качестве танкового орудия, превзойдя по своим качествам любую иную американскую или британскую танковую пушку. Ранние попытки смонтировать 17-фунтовку на существующих шасси не были особо удачными, но пушка оказалась настолько удачной на танке M4 «Шерман», что эта его модификация в спешке была принята на вооружение к моменту высадки в Нормандии как «Шерман Файрфлай».
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Centurion A41 (1945-1962г)
Центурион A41 британский средний танк. По западной классификации относится к основным боевым танкам первого поколения. Разработан в 1943—1945 годах для противостояния германским тяжёлым танкам в рамках концепции «универсального танка», который должен был заменить собой существовавшие ранее пехотные и крейсерские танки. Первые серийные «Центурионы» поступили в войска в 1945 году, уже после окончания боевых действий в Европе. Неоднократно модернизируясь, «Центурион» находился в серийном производстве с 1945 по 1962 год.
MK 1
Первые серийные танки под обозначением А41 «Стар» («Звезда») поступили в войска уже после окончания боевых действий.
Вскоре их название изменили на «Центурион» Мк.1 Танк был спроектирован по классической схеме: с отделением управления в передней части, боевым отделением — в средней и МТО — в кормовой. Корпус машины — сварной, из катаных бронелистов, бортовые листы для удобства компоновки ходовой части устанавливались с небольшим развалом наружу. На крыше корпуса в районе расположения башни имелись местные уширения.
Толщина брони лобовой детали корпуса составляла 76 мм, бортов — 51 мм. Место механика-водителя находилось справа от оси танка.
Трехместная башня—литая, крыша башни крепилась сваркой. Башня имела незначительный наклон стенок и несколько удлиненную кормовую часть. Толщина лобовой брони башни равнялась 152 мм. В башне размещались 17-фунтовая (76,2-мм) пушка Mk.V и 20-мм пушка «Польстен» (по замыслу конструкторов, она предназначалась для борьбы с легкими противотанковыми орудиями), а в шаровой установке кормовой ниши — 7,92-мм пулемет BESA. Углы вертикального наведения основной пушки — от -10° до +20°. Места командира и наводчика располагались справа от оси башни, заряжающего — слева. В крыше башни были предусмотрены люк командира с откидывающейся назад крышкой и люк заряжающего с двустворчатой крышкой. В левой стенке башни и в корме имелись люки для выброса стреляных гильз. Двигатель — 12-цилиндровый бензиновый мотор «Метеор» мощностью 640 л.с. Трансмиссия — механическая «Меррит- Браун» Z51R. Емкость топливных баков — 550 л. Силовой блок представлял собой дальнейшее развитие двигателя и трансмиссии танков «Кромвель» и «Комета». Моторное отделение оборудовалось противопожарной системой. Ходовая часть имела по шесть опорных катков среднего диаметра и по два поддерживающих катка на сторону. Пружинно-балансирная подвеска соединяла в одну тележку два опорных катка (три тележки на борт). В качестве упругих элементов применялись цилиндрические винтовые пружины. Подвеска монтировалась снаружи корпуса танка. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы. Ходовую часть прикрывали трехсекционные стальные экраны толщиной 6 мм. Радиооборудование включало приемопередающую радиостанцию УКВ-диапазона, танковое переговорное устройство и аппаратуру подключения ТПУ к полевой телефонной линии. Для преодоления водных преград по верхнему периметру корпуса крепился водонепроницаемый резиновый чехол с металлическим каркасом, при форсировании рек каркас поднимался с помощью пневмоцилиндров. Корпус танка был герметичным.
MK 2
Первый экземпляр варианта Мк.2 изготовили летом 1946 года. В отличие от предыдущей модели, его башня выполнялась сварной, с командирской башенкой, оборудованной смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Взамен 20-мм пушки устанавливался традиционный спаренный с основным орудием пулемет BESA калибра 7,92 мм, а на месте кормовой шаровой пулеметной установки находился аварийный люк.
Боекомплект —- 70 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулемету. На танке была смонтирована система стабилизации основного вооружения в двух плоскостях с электромашинными приводами.
Всего построено более 700 таких машин.
MK 3
Танки Mk.3 представляли собой вариант Мк.2, вооруженный 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой Mk.l. Их серийное производство началось в 1947 году. Все машины модификации Мк.2 в 1951 — 1952 годах модернизировали до уровня Mk.3. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливалось по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами.
FV 201
Требования к проекту А41 предполагали разработку крейсерского танка в соответствии с английской «двухтанковой» доктриной, то есть наличия в войсках пехотных и крейсерских танков различных конструкций с четким разграничением их боевых задач. В то же время, военные считали необходимым унифицировать ряд систем и агрегатов пехотных и крейсерских танков. Танковый департамент генерального штаба настоятельно рекомендовал провести такую унификацию еще в 1942 году, поэтому параллельно с проектом А41 создавался вариант пехотного танка с лобовой броней, увеличенной до 6 дюймов (152 мм). Из всех британских танков по своим характеристикам в наибольшей степени этим задачам соответствовал «Центурион». Его «универсальный» вариант получил обозначение FV201. На танке была модернизирована подвеска, стенки корпуса выполнили вертикальными, башню оснастили оптическим дальномером, вооружение усилили вторым пулеметом, установленным на левой надгусеничной полке. Двигатель был оснащен системой аварийного запуска. Экипаж увеличился на одного человека. В итоге, проектирование универсальной машиной вылилось в создание тяжелого танка. К 1949 году англичане осознали, что для борьбы с советскими танками такого же класса требуется пушка калибра не менее 120 мм. «Центурион» для этого не подходил, и в серийное производство был запущен FV214— «Конкерор».
Мк.4
Танк огневой поддержки, вооруженный гаубицей калибра 95 мм.
Мк.5
В конце 1952 года появился вариант Мк.5, до которого модернизировали значительное число танков Mk.3. Пулемет BESA калибра 7,92 заменили американским 7,62-мм М1919А4 в рамках унификации стрелкового вооружения стран НАТО. Кроме того, была несколько изменена форма башенных люков, а рядом с командирским люком смонтирована турель под пулемет М1919А4. Вместо кормового башенного люка для удаления гильз ставилась заглушка.
Нерешенной проблемой для разработчиков «Центуриона» оставался малый запас хода. На пятой модели его попытались увеличить за счет установки в кормовой части корпуса внешних топливных баков, но по ряду причин более удачным посчитали использование одноколесных буксируемых бронированных прицепов-баков, вмещавших 200 галлонов (900 л). Масса прицепа без горючего составляла 1,3 т.
Мк.6
Эта модель представляла собой Мк.5, оснащенный дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7, долгое время считавшейся лучшим танковым орудием Запада. «Центурион» дал путевку в жизнь этой пушке, которая устанавливалась на американских танках М-60, германских — «Леопард-1», швейцарских — Pz-61 и ряде других. Боевая масса машины достигла 51 т. В дальнейшем танки Мк.6 оборудовались ИК-прицелом и 12,7-мм пристрелочным пулеметом.
Мк.7
Танки Мк.7 поступили на вооружение британской армии в 1954 году. До этого все работы по модернизации «центурионов» осуществляли специалисты фирмы «Виккерс-Армстронг», а над Мк.7 трудились уже конструкторы фирмы «Лейланд Моторе». На машинах предыдущих вариантов основное внимание уделялось доработке башни и вооружения, на «семерке» —компоновочному решению корпуса. Разработчикам удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, более рационально разместить боекомплект к пушке и органы управления механика-водителя.
Мк.8
В 1955 году для «Центуриона» была разработана новая башня. Она отличалась вращающейся командирской башенкой с двустворчатым люком, новым прицелом и упругой установкой цапф орудия, снижающей вероятность поломки при резких ударах танка (аналогичное конструктивное решение впервые применили немцы на «Ягдпантере»). В башенке размещались перископический прицел и пульт управления стрельбой. Теперь вести огонь из пушки мог не только наводчик, но и командир.
Мк.9
Танк Мк.9 поступил на вооружение в 1959 году. На нем было усилено бронирование лобовой части корпуса, а самое главное — резко повышена огневая мощь за счет установки 105-мм пушки L7, не приведшей к серьезным изменениям в компоновке танка. Пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела; эжектор устанавливался в средней части ствола.
В варианте Мк.9/1 танк оборудовался ИК-приборами ночного видения, а на Мк.9/2, наряду со спаренным 7,62-мм пулеметом, в маске пушки ставили еще один пулемет калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки орудия на дальних дистанциях.
Мк.10
Мк.10 приняли на вооружение в 1960 году. Он представлял собой танк модификации Мк.8, на котором были установлены 105-мм пушка и командирская башенка новой конструкции. Вариант Мк.10/1 имел ИК-аппаратуру ночного видения, Мк.10/2 — пристрелочный 12,7-мм пулемет в маске пушки.
Mk.11, Мк.12, Мк.13
Танки этих вариантов оснащались активными подсветочными приборами ночного видения (у командира и механика- водителя), а также оборудованием для подводного вождения. Вместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета на них устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. В варианты Mk.11/12/13 переоборудовались танки Мк.6/9/10 соответственно. Серийное производство танков «Центурион» осуществлялось в Великобритании заводами «Лейланд Моторе», «Ройал Орднэнс Фэктори Лидс», «Ройал Орднэнс Фэктори Вулвич» и «Виккерс-Армстронг» с 1945 по 1962 год. Всего изготовлено 4423 машины.
«Центурионы» разных вариантов состояли на вооружении Австралии, Австрии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирака, Канады, Кувейта, Ливана, Нидерландов, Сингапура, Сомали, Швеции, Швейцарии (под обозначением Pz-55 и Pz-57). По данным на начало 2000 года, эти боевые машины оставались в танковых войсках только в ЮАР. Совсем недавно, в конце 1990-х годов, их сняли с вооружения в Иордании, Израиле, Швеции и Дании. Шведские «центурионы» (290 танков) снимались с вооружения по мере поступления танков «Леопард-2А5», датские — «Леопард- 2А4», иорданские— «Челленджер 1» (местное название «Аль Хуссейн»), В Австрии башни отслуживших свой срок танков установлены в альпийских укрепрайонах и используются как долговременные огневые точки.
Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк FV 4202 (1956-1959г)
FV4202 — послевоенный проект британского среднего танка, созданного на базе Centurion. Работы над ним велись с 1956 по 1959 годы. Многие интересные нововведения были испытаны на новой машине — например, башня типа «mantlet-less» — где орудие не имело внешней защиты, а также полулежачее расположение мехвода, которое позволило уменьшить высоту танка, а в дальнейшем применялось на многой технике. За счет сокращения габаритов танка по всем измерениям, удалось избавиться от лишнего опорного катка и уменьшить массу машины до 40 т, что положительно сказалось на динамике. В прототипы установили усовершенствованную 20-фунтовую пушку QF 20-pdr Gun Type A, которая имела эжектор, из-за чего ее иногда путают с L7. Новому проекту не суждено было пойти в серию, т.к. в 1959 году уже полным ходом шла разработка концепции Основного Боевого Танка. Многие решения и новшества, внедренные в FV4202, позже применялись в ОБТ FV4201, более известном, как Chieftain. Всего было построено три прототипа, один из которых ушел в утиль, другой переделали в машину поддержки, третий же до сих пор находится в Бовингтонском танковом музее. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Charioteer Mk.7 (FV 4101) (1952г)
Этот британский истребитель танков, разработанный в начале 1950-х годов, стал быстрой реакцией на советскую танковую угрозу. Рассказывает wofmd.com «Чариотир» был оснащен шасси популярного танка «Кромвель» и мощным противотанковым орудием. Модель оказалась довольно удачной, но несмотря на это, танк был произведен в небольшом количестве. После 1945 года напряжение между Западом и Востоком все больше возрастало. Американцы располагали атомной бомбой, а СССР опережал США в области бронетехники, советская танковая армия количественно превосходила американские танковые войска. В этой области Советский Союз далеко продвинулся в области технологий. Западные танки во многом уступали разработанному в 1947 году Т-54, рабочей лошадке советских механизированных подразделений. Силы НАТО срочно нуждались в новых танках для противостояния волне новой советской техники, которая в любой момент могла обрушиться на Западную Европу. Но разработка и производство нового танка занимает время. «Чариотир» — одна из машин, которые были разработаны в срочном порядке в условиях напряженной политической обстановки.»Чариотир» (что означает «колесничий», то есть тот, кто управлял повозкой в древности) был создан на основе танка «Кромвель». После окончания Второй мировой войны Великобритания располагала сотнями 27-тонных танков, которые развивали высокую скорость, но были оснащены устаревшей 75-миллиметровой пушкой. Чтобы снизить затраты и выиграть время, было решено установить на шасси танка «Кромвель» новую башню с мощным противотанковым орудием. Оружие уже существовало. Это была 84-миллиметровая пушка танка «Центурион», которую только-только начали производить. Осталось только создать башню. В новой башне помещалось всего два человека, но при этом в нее можно было загрузить больше боеприпасов, нежели помещалось в башню «Центуриона». Результаты испытаний были многообещающими — «Чариотир» весил на 10 тонн меньше «Центуриона», но был хуже бронирован. В скором времени переделка шасси «Кромвеля» для истребителя танков было доверено компании «Robinson and Kershaw».В шасси и корпус танка «Кромвель» практически не было внесено никаких изменений, пять катков и гусеницы без поворотных катков остались на месте. Двигатель «Rolls-Royce Meteor» все еще был достаточно мощным. Главное отличие состояло в башне, которая стала выше и приняла характерную трапециевидную форму. FV 4101 «Чариотир» (официальное название танка) был оснащен лучшей броней по сравнению с танком «Кромвель» (57 мм в передней части и 30 мм на бортах), но для противостояния новому поколению советских танков такой толщины было недостаточно. Несмотря на небольшое увеличение веса по сравнению с «Кромвелем», «Чариотир» сохранил прекрасную подвижность своего предшественника. В боевом отделении могли разместиться 2-3 человека и 50 снарядов. 20-фунтовая пушка Ordnance QF (которая заменила 17-фунтовое орудие времен Второй мировой войны) была создана на основе немецкой 88-миллиметровой пушки, от которой она переняла свою длину в 66,7 калибров. Пушка стреляла бронебойными снарядами с баллистической головкой (1020 м/с) и стреловидными снарядами, способными развивать скорость до 1350 м/с. В общей сложности было произведено 442 экземпляра танка «Чариотир». Они поступили в танковые полки пехотных дивизий. В середине 1950-х годов танки поступили на вооружение иностранных танковых армий. Больше об этой машине (ссылка на другой сайт)
Средний танк Comres 75 (1968г)
COMRES 75 — британский экспериментальный танк, первый в странах Организации Североатлантического договора (НАТО) и, по всей вероятности, в мировой истории танкостроения, танк с внешним расположением пушки. Разработка проекта COMRES 75 и изготовление опытного прототипа танка осуществлялись Научно-производственным объединением танкостроения (Fighting Vehicle Research and Development Establishment, сокр. FVRDE), работы велись в 1968 г. Одной из главных целей разработчиков, помимо демонстрации возможностей бронетехники с внешним расположением основного ствольного вооружения, был показ возможностей автомата заряжания как такового и смонтированного снаружи в особенности. В качестве шасси для танка COMRES 75 использовалось шасси серийного танка A34 Comet IB, поэтому основные технические характеристики двух танков практически совпадали, за исключением возросших за счёт снятия массивной башни ходовых качеств и некоторых особенностей, например, там, где у «Кометы» располагался курсовой пулемёт, на «Комресе» был триплекс водителя. На вращающейся платформе снаружи устанавливалось основное ствольное вооружение, по обеим сторонам от которого располагались два постановщика дымовых завес на шесть дымовых гранат каждый. Внешнерасположенным основным вооружением танка была 83,4-мм нарезная танковая пушка (по данным британского историка танкостроения Ричарда Огоркевича, калибр пушки составлял 83,8-мм). Танковая пушка, автомат заряжания и два удлинённых тубуса со снарядами, расположенные по обеим сторонам от ствола, представляли собой унитарную конструкцию, снаружи покрытую защитным кожухом. Недостатком такой конструкции была низкая защищённость боекомплекта, перевозимого снаружи танка, от попадания крупнокалиберных пуль, осколков снарядов и других поражающих элементов. На базе наработок, достигнутых в ходе работ над проектом COMRES 75, впоследствии был предложен новый перспективный образец танка, который разрабатывался в рамках совместного англо-германского проекта создания нового основного боевого танка KPz 80 (сокр. от нем. Kampfpanzer 70), который, впрочем, также был закрыт в 1976 г., немецкими конструкторами было спроектировано не менее двух опытных прототипов танков с внешним расположением основного ствольного вооружения (120-мм танковой пушки) и автоматов заряжания с боекомплектом, один из прототипов, изготовленный в виде габаритного макета в натуральную величину, предусматривал расположение магазина со снарядами в два ряда позади казённой части пушки, у другого прототипа снаряды располагались вокруг ствола.
Материалы данного раздела получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав, информация будет убрана, после получения соответствующей просьбы, от авторов или издателей, в письменном виде.
P.S. В случае удаления статьи, ссылка на сайт, откуда была позаимствована та или иная информация, будет удалена с этого сайта.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Little_Willie, https://ru.wikipedia.org/wiki/Mark_B, https://ru.wikipedia.org/wiki/Vickers_Medium_Mark_I, https://ru.wikipedia.org/wiki/Vickers_Medium_Mark_II, https://warspot.ru/7081-angliyskiy-zmey-gorynych, https://ru.wikipedia.org/wiki/Матильда_(танк), https://ru.wikipedia.org/wiki/Крусейдер, https://ru.wikipedia.org/wiki/Валентайн_(танк), https://ru.wikipedia.org/wiki/Кавалер_(танк), https://arsenal-info.ru/b/book/3274749971/6, https://ru.wikipedia.org/wiki/Кромвель_(танк), http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/cruiser_a30.htm, https://ru.wikipedia.org/wiki/Комета_(танк), http://aviarmor.net/tww2/tanks/gb/inf_a38_valiant.htm, https://ru.wikipedia.org/wiki/Sherman_Firefly, http://eragun.org/heavy-armament/medium-tank_great_britain/a41_centurion.html, https://games.mail.ru/pc/articles/secret/world_of_tanks_gajd_po_fv4202_33085_ugc/, https://wofmd.com/2016/10/10/samoxodno-artillerijskaya-ustanovka-fv4101-charioteer/, https://ru.m.wikipedia.org/wiki/COMRES_75.
Средние танки
Огнеметные танки
ПТ-САУ 1ч,2ч.
САУ
Зенитные самоходные установки
Реактивные системы залпового огня
Бронеавтомобиль